Научная статья на тему 'Формирование механизмов управления научно-техническим развитием: сетевые императивы интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС'

Формирование механизмов управления научно-техническим развитием: сетевые императивы интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕГИОНЫ / REGIONS / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / SCIENTIFIC / TECHNOLOGICAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Е. Л., Логинова В. Е.

Предмет/тема. В статье рассматриваются проблемы совершенствования организационной структуры управления научно-техническим развитием российской экономики на уровне регионов. Цели/задачи. Целью работы является выработка предложений по формированию механизмов управления научно-техническим развитием путем сетевой интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС. Результаты. Исследованы управленческие возможности использования новых информационных технологий как основы координации научных исследований, формирования и внедрения новых технологий и производственных процессов. Сформулированы характеристики сетевой интеграции региональных научно-технологических ядер инновационных преобразований в экономике России, что должно обеспечить целостность цепочки научно-технических бизнесов на основе мультиагентного управления в рамках зональных инновационных центров. В работе обосновывается необходимость перехода к программно-аппаратной архитектуре единого сетецентрически-интегрированного информационного пространства в научно-технической сфере России и затем в рамках ЕАЭС. Предложены направления «закольцовки» инвестиционно-инновационных циклов и кооперационных хозяйственных связей в глобальной и локальных (регионально сегментированных) инновационных системах. Определены возможности конфигурирования объема и структуры товарных позиций отдельных бизнес-единиц, сконцентрировавших стратегические инновации в своем управленческом контуре, с реинжинирингом управленческих процессов на основе использования принципиально новых возможностей, предоставляемых системами интегрированной поддержки жизненного цикла научно-технической продукции. Выводы/значимость. Предложенные механизмы мультиагентного управления бизнес-единицами в рамках зональных инновационных центров на уровне регионов могут быть использованы для совершенствования стратегий деятельности органов законодательной и исполнительной власти России и в рамках экономических союзов с ее участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Е. Л., Логинова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of mechanisms to manage scientific and technological development: network-based imperatives for integration of zoned innovation centers at the level of Russian regions and the EEU

Importance The article deals with the problem of improving the organizational structure of management of scientific and technological development of the Russian economy at the regional level. Objectives The aim is to develop proposals for the formation mechanisms to manage scientific and technological development through network integration of zoned innovation centers at the level of Russian regions and the EEU. Results We investigated the managerial capacity of using the new information technologies as a basis of coordination of research, creation and implementation of new technologies and manufacturing processes. The article formulates the characteristics of the network integration of regional scientific and technological centers of innovation transformations. The paper substantiates the need to transfer to the software and hardware architecture of the single-network-centric integrated information space in the sphere of science and technology in Russia and then within the EEU. We defined the configuration options for the volume and structure of commodity items of individual business units that concentrated strategic innovation in their management contour, with the re-engineering of administrative processes through the use of fundamentally new possibilities that are offered by the systems of integrated support to the life cycle of scientific and technical products. Conclusions and Relevance The proposed mechanisms of the multi-agent control over business units within the zoned innovation centers at the regional level may be used as a strategy to improve the activities of legislative and executive power in Russia, and within economic alliances with Russia’s involvement.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов управления научно-техническим развитием: сетевые императивы интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС»

Теории финансов

УДК 336.717

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ: СЕТЕВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ РОССИИ И ЕАЭС*

Евгений Леонидович Логинов,

доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе, Институт проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация [email protected]

Валерия Евгеньевна Логинова,

старший лаборант, Институт проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация [email protected]

Предмет/тема. В статье рассматриваются проблемы совершенствования организационной структуры управления научно-техническим развитием российской экономики на уровне регионов.

Цели/задачи. Целью работы является выработка предложений по формированию механизмов управления научно-техническим развитием путем сетевой интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС.

Результаты. Исследованы управленческие возможности использования новых информационных технологий как основы координации научных исследований, формирования и внедрения новых технологий и производственных процессов. Сформулированы характеристики сетевой интеграции региональных научно-технологических ядер инновационных преобразований в экономике России, что должно обеспечить целостность цепочки научно-техничес-

* Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-03014а).

ких бизнесов на основе мультиагентного управления в рамках зональных инновационных центров. В работе обосновывается необходимость перехода к программно-аппаратной архитектуре единого сете-центрически-интегрированного информационного пространства в научно-технической сфере России и затем в рамках ЕАЭС. Предложены направления «закольцовки» инвестиционно-инновационных циклов и кооперационных хозяйственных связей в глобальной и локальных (регионально сегментированных) инновационных системах. Определены возможности конфигурирования объема и структуры товарных позиций отдельных бизнес-единиц, сконцентрировавших стратегические инновации в своем управленческом контуре, с реинжинирингом управленческих процессов на основе использования принципиально новых возможностей, предоставляемых системами интегрированной поддержки жизненного цикла научно-технической продукции.

Выводы/значимость. Предложенные механизмы мультиагентного управления бизнес-единицами в рамках зональных инновационных центров на уровне

регионов могут быть использованы для совершенствования стратегий деятельности органов законодательной и исполнительной власти России и в рамках экономических союзов с ее участием.

Ключевые слова: инновации, научно-техническое развитие, управление, регионы, информационная система

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) поставило на повестку дня вопрос об обеспечении (в целях стимулирования научно-технического развития) первоочередной информационно-технологической интеграции национальных научных, производственных и финансовых ресурсов и систем их воспроизводства в рамках выделенной группы научных организаций и промышленных предприятий, территориально структурированных в зональные инновационные центры на уровне регионов.

При рассмотрении инновационного потенциала ЕАЭС одним из ключевых показателей инновационно-технологического развития стран и регионов является патентная активность - динамика роста интеллектуальной собственности в разрезе ее основных видов (патенты, товарные знаки, промышленные образцы).

Динамика патентной активности России приведена на рис. 1

Как как показывает анализ данных, представленных на рис. 1, динамика патентной активности России в период после 2003 г. примерно соответствует динамике роста ВВП России. При этом более высокими темпами нарастали объемы интеллектуальной собственности в сфере товарных знаков, тогда как динамика роста патентов на изобретения была существенно ниже темпов роста ВВП. С учетом сохранившихся в нашей стране научного потенциала, советского и постсоветского научно-технических заделов это свидетельствует об отсутствии реальных стимулов к инновационному развитию в сфере высоких технологий, поскольку именно они являются основным содержанием патентов на изобретения.

Тем не менее в рамках ЕАЭС именно Россия является основным генератором фундаментальных научных открытий и реальных инноваций, пусть и в сравнительно узких сферах деятельности (ОПК, космос, атомная энергетика).

Динамика патентной активности Белоруссии приведена на рис. 2.

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 2, динамика патентной активности в период после 2006 г. превышает темпы роста ВВП Белоруссии. Это свидетельствует о наличии реально стимулирующей политики государства в этой сфере (особенно с учетом сохранения основного объема

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/ country_profile/.

Рис. 1. Динамика патентной активности России в 1999-2013 гг. (значения 1999 г. = 1)

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/ country_profile/.

Рис. 2. Динамика патентной активности Белоруссии в 1999-2013 гг. (значения 1999 г. = 1)

промышленных предприятий в собственности государства). При этом как и в России, объемы интеллектуальной собственности в сфере товарных знаков (признак быстрого роста торгового сектора экономики) росли сравнительно более быстрыми темпами, чем патенты на изобретения. Это свидетельствует о серьезном латентном кризисе белорусской экономики, которая мало востребует высокотехнологичные инновации, хотя пока еще сохранила индустриальный потенциал, а также научный потенциал и советские и постсоветские научно-технические заделы.

В связи с этим в рамках ЕАЭС Белоруссия, по мнению авторов, является вторым по значению генератором фундаментальных научных открытий и реальных инноваций в высокотехнологичных областях науки и техники, пусть, так же как и Россия, в сравнительно узких сферах деятельности (ОПК, машиностроение).

Динамика патентной активности Казахстана приведена на рис. 3.

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 3, динамика патентной активности Казахстана в период после 2001 г. характеризуется ярко выраженным преобладанием роста объемов интеллектуальной собственности в сфере товарных знаков (признак быстрого роста торгового сектора экономики) и промышленных образцов (признак быстрого роста «отверточной» сборки на основе

импорта основных комплектующих) по сравнению с темпами роста ВВП и темпами роста патентов на изобретения, которые были более низкими. Это свидетельствует о низкой востребованности собственных разработок в сфере высоких технологий.

В связи с этим в рамках ЕАЭС Казахстан, по мнению авторов, является третьим по значению генератором инноваций в высокотехнологичных областях науки и техники и потенциально - импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Динамика патентной активности Армении приведена на рис. 4.

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 4, динамика патентной активности Армении свидетельствует о практически полной деградации научного потенциала и отсутствии реальных инноваций, не говоря уже о фундаментальных открытиях, которые в перспективе и создают новые рынки научно-технической продукции. Гипертрофированный рост объемов интеллектуальной собственности в сфере промышленных образцов (признак быстрого роста «отверточной» сборки на основе импорта основных комплектующих) по сравнению с темпами роста ВВП Армении подтверждает этот вывод.

В связи с этим в рамках ЕАЭС Армения, по мнению авторов, является импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/ country_profile/.

Рис. 3. Динамика патентной активности Казахстана в 1999-2013 гг. (значения 1999 г. =1)

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/ country_profile/.

Рис. 4. Динамика патентной активности Армении в 1999-2013 гг. (значения 1999 г. = 1)

Динамика патентной активности Киргизии приведена на рис. 5.

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 5, динамика патентной активности Киргизии весьма близка к динамике патентной активности Казахстана. В целом с учетом неболь-

ших размеров страны, мизерного промышленного и экономического потенциала Киргизия, по мнению авторов, является импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Таким образом, в рамках ЕАЭС имеются два инновационных лидера - Россия и Белоруссия,

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/ country_profile/.

Рис. 5. Динамика патентной активности Киргизии в 1999-2013 гг. (значения 1999 г. = 1)

генерирующие основной объем фундаментальных научных открытий и реальных инноваций в высокотехнологичных областях науки и техники, тогда как Казахстан занимает промежуточное положение, а Армения, Киргизия (и в перспективе - Таджикистан) являются ярко выраженными импортерами инноваций.

Такая модель складывающейся квазиинтегриро-ванной инновационной системы ЕАЭС позволяет в случае соблюдения обсуждаемых темпов экономической интеграции создать на основе получения синерге-тических эффектов от объединения жизнеспособный инновационный сектор. При этом формирование такой модели квазиинтегрированной инновационной системы ЕАЭС требует выработки организационных схем конфигурирования научно-технической деятельности. Эффективной организационной схемой, по мнению авторов, здесь является интеграция зональных инновационных центров на уровне регионов.

Сетевые подходы становятся наиболее удобными для интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов. Здесь требуется разработка организационно-экономических механизмов формирования в целях стимулирования научно-технического развития агрегированных структур, повышающих эффективность финансово-обслуживающих систем через построение распределенных систем управления, координации и планирования научно-технической деятельности на регионально-объектном уровне.

Интеграция зональных инновационных центров на уровне регионов России и ЕАЭС является своего рода бизнес-моделью, позволяющей сконцентрировать усилия по борьбе российских (и союзных) участников научно-технической деятельности за одно из ведущих мест на мировых рынках высокотехнологичной продукции и инновационных технологий.

Повышение интероперабельности управления (с разноуровневым ранжированием инвестиций и государственных преференций) в отношении финансово-хозяйственной деятельности научных, производственных, сервисных и финансовых структур, скомпонованных в зональные инновационные центры на уровне регионов, является ключом к устойчивому развитию экономики нашей страны. При этом необходимо ускорить совершенствование организационной структуры управления научно-техническим развитием российской экономики на уровне регионов как инструмента мониторинга и координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов), их мультипликации в плане роста прибыли, курсовой стоимости и капитализации (включая интеллектуальную собственность с опорой на российские патенты и технологии).

Удобным инструментом здесь является внедрение на уровне регионов интерактивных виртуальных площадок для сетевого взаимодействия науч-

ных, производственных, сервисных и финансовых организаций на основе многоаспектного конфигурирования структуры пакета интегративных услуг во взаимосвязанных сферах образования, науки и производства (а также квазивзаимосвязанных с ними сферах культуры и интеллектуального досуга). Предполагается переход к унифицированным на региональном уровне стандартам для эффективного взаимодействия при обмене информацией между удаленными организациями, каждая из которых может служить источником информации по отношению к любому участнику сети.

Требуется также организационно-управленческое структурирование на региональном уровне процессов и методов обеспечения системной эффективности и устойчивости процессов регионального и муниципального планирования, мониторинга и координирования группы научно-технических проектов (программ), скомпонованных в рамках региональных приоритетов научно-технического развития. То есть требуется сетевая интеграция региональных научно-технологических ядер инновационных преобразований в экономике России, что должно обеспечить целостность цепочки научно-технических бизнесов на основе мультиагентного управления в рамках зональных инновационных центров.

Такое структурирование особенно важно для эффективности организационно-экономического программирования научно-технического развития территорий в целях закрепления российских научных организаций и промышленных предприятий в системе глобальных инновационно-технологических связей в новых научно-технических форматах мировых рынков. Внедрение интерактивных виртуальных площадок на региональном уровне служит основой для сетевого взаимодействия научных, производственных, сервисных и финансовых структур различной отраслевой принадлежности по всему спектру бизнесов не только на региональном, но и на межрегиональном и международном - в рамках ЕАЭС - уровнях с обеспечением как коммерческих приоритетов, так и с учетом требований научно-технической (в том числе оборонной) безопасности.

В то же время сложившаяся к настоящему времени общая структура участников научно-технической деятельности крайне разнородна по широкой совокупности организационно-управленческих, экономических и иных параметров и характеристик. Это сдерживает процесс повышения эффективности

процессов сетевой концентрации научно-технических связей на региональном уровне. Требуется обеспечить российским инновационным агентам системно распределенный доступ по требованию к единому пулу настраиваемых информационно-вычислительных ресурсов в рамках региональных центров облачных вычислений, обеспечивающих новые информационные оболочки как основы координации процессов научных исследований, формирования и внедрения новых технологий и производственных процессов. Целесообразно сконцентрировать управление этими процессами в единой системе зональных инновационных центров с уточнением технологических и стоимостных параметров в привязке к федеральным технологическим платформам, с детализацией участия научных, производственных, сервисных и финансовых структур различной отраслевой принадлежности. Такая ситуация определяет актуальность совершенствования управления на основе стратегического формирования информационно-вычислительной среды нового поколения для интегрированного управления (и стратегического планирования) на региональном уровне процессами реализации фундаментальных исследований и прикладных разработок, опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, патентования результатов этих работ и пр.1.

Именно на региональном уровне наиболее эффективно можно реализовать сбалансированные по финансовым и научно-техническим ресурсам меры координации в отношении различных по размеру инновационных структур, выполняющих разнообразные задачи в рамках крупномасштабных инновационных проектов.

Здесь возникает возможность сетецентричес-кой консолидации различных научно-технических звеньев в рамках зональных инновационных центров для оптимизации инновационной цепочки и организационного взаимодействия с опорой на региональные и муниципальные власти.

Формирование зональных инновационных центров в России (в перспективе - аналогичной системы в рамках ЕАЭС) предпочтительно с учетом ограниченности времени и ресурсов на реконфигурацию российских, евразийско-союзных и далее международных научных, производственных,

1 Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.В. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России // Финансы и кредит. 2005. № 10. С. 21-30.

экономических и т.п. связей. При этом необходимо брать в расчет расширение спектра рисков и угроз вследствие политических и экономических санкций к России со стороны ряда стран Запада.

Рассматриваемая стратегия сетевой интеграции зональных инновационных центров на уровне регионов необходима также для снижения разбалансиро-ванности спроса на научно-техническую продукцию (высокотехнологичные изделия, инновационные разработки и пр.) предприятий и населения. Формирование зональных инновационных центров на уровне регионов позволяет осуществить быструю адаптацию организационных структур по всей цепочке решения проблем перехода к платформенно-целевому планированию в рамках приоритетов развития стратегических инноваций мирового уровня с российским, евразийско-союзным и международным организационным структурированием НИС (в том числе целенаправленным конфигурированием организационных, экономических и правовых схем генерации инноваций и их коммерциализации).

Важная задача состоит в ранжировании инвестиций и государственных преференций в отношении финансово-хозяйственной деятельности научных и производственных структур. Зональные инновационные центры на уровне регионов позволят осуществить балансирование секторов российской научно-технической системы по финансовым и научно-техническим ресурсам. Для этого нужно оптимизировать переход от хаотически экстенсивно наращиваемой информационной инфраструктуры к формированию организационно-структурной совокупности конвергентных информационно-вычислительных платформ, оптимально удовлетворяющих потребности перспективного построения новой виртуальной (электронной) реальности для любых лиц, участвующих в научно-технических (а также образовательных, производственных и т.п.) процессах, где бы они не находились.

Формирование в зональных инновационных центрах на уровне регионов кустовых центров облачных услуг позволит интегрировать последние достижения информационно-вычислительных технологий для всех участников этих процессов в рамках идущей (пятой) технологической революции с внедрением методов математического и имитационного моделирования и информационно-моделирующих сред (3D-, 4D-, 5D-, 6D-технологий).

Сетевая интеграция зональных инновационных центров на уровне регионов особенно важна для

обеспечения построения в рамках ЕАЭС общего информационно-технологического контура, позволяющего обеспечить форматирование информационного поля, прежде всего, в интересующих научно-технических пространствах для создания условий получения синергетических эффектов в управленческой, организационной, экономической и т.п. сферах.

Требуется концентрация усилий на решении стратегических проблем системной оптимизации объемов и структуры инвестиций со взаимоувязыванием объектов инвестиций (хозяйствующих субъектов), конечного целевого выпуска новой товарной продукции, концентрирующей объем добавленной стоимости на уровне регионов, что ляжет в основу производства рассматриваемой новой продукции. Для этого требуется развитие технологической экспертизы и инновационно-технологического аудита, которые должны стать неотъемлемым элементом государственной и коммерческой экспертизы инновационных проектов и программ. Также необходимо совершенствование формирующихся научно-технических заделов будущих технологических переворотов. Организационная компоновка научных организаций и промышленных предприятий в зональные инновационные центры на уровне регионов позволяет обеспечить управляемую интеграцию в глобальные, а также локальные (группа стран (ЕАЭС, СНГ) макроэкономические циклы с прогнозируемой конъюнктурой и спросом на массовую промышленную продукцию и инновации. Такие циклы базируются на исследованиях фундаментальной и прикладной науки, в связи с чем важно построить объединенную научно-техническую систему ЕАЭС с учетом необходимости и целесообразности приобретения инновационных активов как в России, так и в ближнем (ЕАЭС) и дальнем зарубежье в рамках единой бизнес-модели для устранения разрывов между потребностями производственного сектора и реально существующими системами управления, пока не обеспечивающими состыковку деятельности в сфере высшего образования, науки и производственных предприятий. Такая модель может быть реализована на основе стандартизованных протоколов и интерфейсов взаимодействия в рамках зональных инновационных центров на уровне регионов. Подразумеваются возможности контроля и оптимизации научно и технически структуризированных в рамках жизненного цикла инноваций матрично-модульной конфигурации результатов отдельных этапов этого

цикла, единой идеологии в отношении системного характера применения новых организационных решений во взаимоувязке с потребностями органов государственной власти и производственного сектора. Данные особенности важны для повышения управляемости всей НИС, что может быть достигнуто в рамках сквозных инвестиционно-технологических проектов на уровне регионов со смягчением системных ограничений путем сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания, которые обеспечат формирование упорядоченных зон инновационно-технологической кооперации, импортозамещающие организованные трансгранично скомпонованные центры кооперации предприятий ЕАЭС с использованием мультифункциональных принципов.

Для этого необходимо сформировать в рамках системы зональных инновационных центров на уровне регионов структурно и системно целостного информационно-вычислительного пространства как среды бизнес-процессов всех хозяйствующих субъектов с переходом к программно-аппаратной архитектуре единого сетецентрически-интегриро-ванного информационного пространства в России и затем в рамках ЕАЭС2. Информационные массивы этого информационного пространства в отношении научно-технической деятельности должны служить основой для покрытия динамично меняющегося по временным, территориальным и иным характеристикам очагового спроса на инновации. Удовлетворение этого спроса на инновации должно быть взаимоувязано с переходом экономики России из сложившихся секторов научно-технического прогресса в перспективные сектора с опорой на переход к управленческой модели стратегического планирования в условиях исторически сложившейся организационной структуры управления научно-техническим развитием с большим количеством системных ограничений. Здесь может быть достигнуто совершенствование процессов сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания, которые сфокусируют в рамках регионов объектно-пространственное распределение пулов инвестиций и бюджетных преференций.

В рамках зональных инновационных центров на уровне регионов может быть осуществлено конфигурирование объема и структуры товарных позиций

2 Шевченко И.В., Дробышевская Л.Н. Инновационная основа смены технологических укладов в современной глобальной экономике // Финансы и кредит. 2005. № 35. С. 16-24.

отдельных бизнес-единиц, сконцентрировавших стратегические инновации в своем управленческом контуре, с реинжинирингом управленческих процессов на основе использования принципиально новых возможностей, предоставляемых системами интегрированной поддержки жизненного цикла научно-технической продукции. Для этого предполагается перемещение всех основных управленческих процессов (организационного, экономического, производственного и иного функционально-предметного характера) в виртуальную конвергентную инфо-телекоммуникационную среду (электронные интеллектуальные пространства).

Тем самым будет обеспечен переход к встраиванию зональных инновационных центров в ключевые точки бизнес-активности с ориентацией как на поиск новых технологических ниш, так и на присутствие на мировых рынках в кратко- и среднесрочной перспективе. Кроме того, складывается возможность для зональных инновационных центров на уровне регионов стать сетевыми операторами слабоструктурированного массива отдельных инноваций как источника формирования ключевого пула инноваций, которые позволяют оперировать пакетом российских стратегических инноваций, обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ национальной экономики России.

Привязка управления научно-техническим развитием к международным реалиям требует сквозной интеграции механизмов управления НИС России на основе «закольцовки» инвестиционно-инновационных циклов и кооперационных хозяйственных связей в глобальной и локальных (регионально сегментированных) инновационных системах с учетом необходимости формирования выгодных стране финансово-правовых форматов международного товарного обмена инноваций на материальную продукцию (в том числе на энергосырьевые ресурсы).

Комплексная сетевая информатизация зональных инновационных центров на уровне регионов может быть реализована в рамках интегрирования ресурсов корпоративных серверов, сетей, систем хранения информации и управления в совместимые между собой общие пулы ресурсов на базе распределенной информационной системы электронного обмена документами и данными на основе интернет- и интранет-порталов. Такое конструирование информационных систем зональных инновационных центров на уровне регионов необходимо

для достижения поставленных задач построения в России конкурентной на мировом уровне инновационной индустрии путем выбора «прорывных» проектов, позволяющих асимметричным образом опередить научно-технические наработки потенциальных конкурентов в инновационном бизнесе с вписыванием в индивидуальный контур сегмента инновационно-инвестиционного цикла с локальным использованием электронных оболочек стандартизированных моделей мультиагентного управления бизнес-единицами в рамках зональных инновационных центров на уровне регионов.

Список литературы

1. Агеев А., Логинов Е., Ефремов Д. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С.12-20.

2. Арутюнов А.А. Формирование научно-технического «каркаса» промышленности России как основа формирования конкурентоспособной индустриальной базы // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 28-32.

3. Васильева А.С. Научно-техническое развитие как фактор устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности // Креативная экономика. 2012. № 9. С. 3-8.

4. Гарибов А.Г.О., Багирова И.В.К. Развитие научно-технического сотрудничества в системе современных международных отношений // Международный научный журнал. 2009. № 1. С. 17-19.

5. Деркач А.К., Логинова М.М., Логинова В.Е Мирохозяйственная адаптация форм и методов привлечения долгосрочных инвестиционных средств для реализации инвестиционных проектов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9. С. 117-119.

6. Кондаков И.А. Научно-инновационный центр: сущность, критерии и варианты его формирования // Проблемы развития территории. 2008. № 1. С. 37-44.

7. Логинов А.Е., Логинова В.Е. Проблемы перехода российской экономики к новому технологи-

Theory of Finance 10 -

ческому базису на основе развития НИС России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 8. С. 114-116.

8. Львов Д.С. Роль государства в управлении научно-техническим развитием // Маркетинг. 2005. № 3. С. 3-16.

9. Мэтьюз Р., Агеев А., Большаков З. Гиперконкуренция // Экономические стратегии. 2002. № 4. С.36-41.

10. ПлетневК.И., СмышляевЕ.В. Научно-техническое и инновационное развитие и его территориальные аспекты // Инновации. 2008. № 3. С. 76-80.

11. Полетаев В.Э. Бизнес-инновационные центры в России: становление и деятельность // Дискуссия. 2013. № 1. С. 78-83.

12. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 245 с.

13. Сайфиева С.Н. Инвестиционная политика Российской Федерации в 2000-2011 гг. // Проблемы экономики. 2012. № 5. С. 71-82.

14. Сайфиева С.Н. Финансовые и реальные инвестиции в российскую экономику: отраслевой аспект // Финансовый бизнес. 2013. № 5. С. 12-23.

15. Фрезинская Н.Р. Российским инновационным центрам - зарубежный опыт // Градостроительство. 2012. № 5. С. 28-38.

16. Хазамов Ш.Г. Развитие научно-технического потенциала как основа ускоренного развития национальной промышленности // Экономические науки. 2007. № 29. С. 42-46.

17. Цветков В.А. Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход // Инновации. 2012. № 3. С. 16-24.

18. Цветков В.А., Петраков Н.Я. К вопросу о реорганизации науки и наукоемкого сектора // Экономист. 2013. № 10. С. 3-15.

19. Чиналиев В.У. Подходы и сценарии управления развитием научно-технической и производственно-технологической деятельности в промышленности // Экономические науки. 2013. № 99. С. 63-67.

20. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с.

Finance and Credit Theory of Finance

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF MECHANISMS TO MANAGE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT: NETWORK-BASED IMPERATIVES FOR INTEGRATION OF ZONED INNOVATION CENTERS AT THE LEVEL OF RUSSIAN REGIONS AND THE EEU

Evgenii L. LOGINOV, Valeriya E. LOGINOVA

Abstract

Importance The article deals with the problem of improving the organizational structure of management of scientific and technological development of the Russian economy at the regional level. Objectives The aim is to develop proposals for the formation mechanisms to manage scientific and technological development through network integration of zoned innovation centers at the level of Russian regions and the EEU.

Results We investigated the managerial capacity of using the new information technologies as a basis of coordination of research, creation and implementation of new technologies and manufacturing processes. The article formulates the characteristics of the network integration of regional scientific and technological centers of innovation transformations. The paper substantiates the need to transfer to the software and hardware architecture of the single-network-centric integrated information space in the sphere of science and technology in Russia and then within the EEU. We defined the configuration options for the volume and structure of commodity items of individual business units that concentrated strategic innovation in their management contour, with the re-engineering of administrative processes through the use of fundamentally new possibilities that are offered by the systems of integrated support to the life cycle of scientific and technical products.

Conclusions and Relevance The proposed mechanisms of the multi-agent control over business units within the zoned innovation centers at the regional level may be used as a strategy to improve the activities of legislative and executive power in Russia, and within economic alliances with Russia's involvement.

Keywords: innovation, scientific, technological, development, management, regions, information system

References

1. Ageev A., Loginov E., Efremov D. Gosudarst-vennyi komitet po nauchno-tekhnicheskoi politike: tsentr setevoi kontsentratsii nauchno-tekhnicheskikh svyazei v klyuchevykh oblastyakh znaniya dlya in-tegrirovannogo upravleniya v sfere nauki i tekhniki [The State Committee for Science and Technology Policy: a center of network concentration of scientific and technological links in the key areas of knowledge for integrated management in the sphere of science and technology]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategy, 2014, no. 8, pp. 12-20.

2. Arutyunov A.A. Formirovanie nauchno-tekhnicheskogo "karkasa" promyshlennosti Rossii kak osnova formirovaniya konkurentosposobnoi industrial'noi bazy [Formation of scientific and technological 'frame' of the Russian industry as a basis to build a competitive industrial base]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business in Russia, 2013, no. 5, pp.28-32.

3. Vasil'eva A.S. Nauchno-tekhnicheskoe razvitie kak faktor ustoichivogo razvitiya i obespecheniya eko-nomicheskoi bezopasnosti [Scientific and technological development as a factor of sustainable development and economic security]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2012, no. 9, pp. 3-8.

4. Garibov A.G.O., Bagirova I.V.K. Razvitie nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v sisteme sovremennykh mezhdunarodnykh otnoshenii [Developing the scientific and technical cooperation in the system of modern international relations]. Mezhdunar-odnyi nauchnyi zhurnal = The International Scientific Journal, 2009, no. 1, pp. 17-19.

5. Derkach A.K., Loginova M.M., Loginova V.E. Mirokhozyaistvennaya adaptatsiya form i metodov privlecheniya dolgosrochnykh investitsionnykh sred-stv dlya realizatsii investitsionnykh proektov [Global economic adaptation of forms and methods of attract-

ing long-term investments to implement investment projects]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i est-estvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2013, no. 9, pp. 117-119.

6. Kondakov I.A. Nauchno-innovatsionnyi tsentr: sushchnost', kriterii i varianty ego formirovaniya [A research and innovation center: the nature, criteria and options for its formation]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2008, no. 1, pp.37-44.

7. Loginov A.E., Loginova V.E. Problemy perekhoda rossiiskoi ekonomiki k novomu tekhno-logicheskomu bazisu na osnove razvitiya NIS Rossii [Problems of transition of the Russian economy to the new technological basis through the development of the NIS of Russia]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2013, no. 8, pp. 114-116.

8. L'vov D.S. Rol' gosudarstva v upravlenii nauchno-tekhnicheskim razvitiem [A role of the State in managing the scientific and technological development]. Marketing, 2005, no. 3, pp. 3-16.

9. Matthews R., Ageev A., Bol'shakov Z. Giperkonkurentsiya [Hypercompetition]. Ekono-micheskie strategii = Economic Strategies, 2002, no. 4, pp. 36-41.

10. Pletnev K.I., Smyshlyaev E.V. Nauch-no-tekhnicheskoe i innovatsionnoe razvitie i ego territorial'nye aspekty [Scientific-technological and innovative development and its territorial aspects]. In-novatsii = Innovation, 2008, no. 3, pp. 76-80.

11. Poletaev V.E. Biznes-innovatsionnye tsentry v Rossii: stanovlenie i deyatel'nost' [Business innovation centers in Russia: formation and activity]. Diskussiya = Discussion, 2013, no. 1, pp. 78-83.

12. Raikov A.N. Konvergentnoe upravlenie ipod-derzhka reshenii [Convergent management and decision support]. Moscow, IKAR Publ., 2009, 245 p.

13. Saifieva S.N. Investitsionnaya politika Ros-siiskoi Federatsii v 2000-2011 gg [Investment policy of the Russian Federation in 2000-2011]. Problemy ekonomiki = The Problems of Economy, 2012, no. 5, pp.71-82.

14. Saifieva S.N. Finansovye i real'nye investitsii v rossiiskuyu ekonomiku: otraslevoi aspekt [Financial and real investments in the Russian economy: an industry-specific aspect]. Finansovyi biznes = Financial Business, 2013, no. 5, pp. 12-23.

15. Frezinskaya N.R. Rossiiskim innovatsionnym tsentram - zarubezhnyi opyt [International experience to Russian innovation centers]. Gradostroitel'stvo = Urban Planning, 2012, no. 5, pp. 28-38.

16. Khazamov Sh.G. Razvitie nauchno-tekhnicheskogo potentsiala kak osnova uskorennogo razvitiya natsional'noi promyshlennosti [Developing the scientific and technical potential as a basis for accelerated development of the national industry]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2007, no. 29, pp. 42-46.

17. Tsvetkov V.A. Modernizatsiya natsional'noi ekonomiki: teoretiko-prakticheskii podkhod [Modernization of the national economy: a theoretical and practical approach]. Innovatsii = Innovation, 2012, no. 3, pp.16-24.

18. Tsvetkov V.A., Petrakov N.Ya. K voprosu o re-organizatsii nauki i naukoemkogo sektora [On the issue of reorganization of science and high technology sector]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 10, pp. 3-15.

19. Chinaliev V.U. Podkhody i stsenarii upravleni-ya razvitiem nauchno-tekhnicheskoi i proizvodstvenno-tekhnologicheskoi deyatel'nosti v promyshlennosti [Approaches and management scenarios for development of scientific-technical and industrial-technological activity in the industry]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2013, no. 99, pp. 63-67.

20. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (issledovanie predprinimatel'skoi pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla kon"yunktury) [The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle]. Moscow, Progress Publ., 1982, 455 p.

Evgenii L. LOGINOV

Market Economy Institute, RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]

Valeriya E. LOGINOVA

Market Economy Institute, RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]

Acknowledgments

The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 15-06-03014a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.