Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 47 — 50. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):47 — 50.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-47-50 NIION: 2007-0062-4/23-215
EDN: https://elibrary.ru/RWODSJ MOSURED: 77/27-004-2023-04-415
Государственное регулирование инновационной деятельности (опыт законодательного закрепления в Кыргызской Республике)
Владимир Михайлович Редкоус
Институт государства и права РАН, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. Эффективность внедрения инновационных проектов во многом обусловлена качеством государственного регулирования инновационной деятельности. В статье представлен положительный опыт законодательного закрепления государственного регулирования инновационной деятельности в Кыргызской Республике.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная политика, государственная поддержка, инновационная деятельность, инновационные программы, инновационные проекты, инновационные и венчурные фонды, законодательное закрепление, инфраструктура, сравнительное правоведение
Для цитирования: Редкоус В.М. Государственное регулирование инновационной деятельности (опыт законодательного закрепления в Кыргызской Республике) // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 47 — 50. https://doi.org/1 0.2441 2/2073-3305-2023-4-47-50. EDN: https://elibrary.ru/RWODSJ.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
State regulation of innovation activity (experience of legislative implementation in the Kyrgyz Republic)
Vladimir M. Redkous
Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The effectiveness of the implementation of innovative projects is largely determined by the quality of state regulation of innovation activities. The article presents the positive experience of legislative consolidation of state regulation of innovation activity in the Kyrgyz Republic.
Keywords: government regulation; public policy, governmental support, innovation activity, innovation programs, innovative projects, innovation and venture funds, legislative reinforcement, infrastructure, comparative law
For citation: Redkous V.M. State regulation of innovation activity (experience of legislative implementation in the Kyrgyz Republic) // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):47 — 50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-47-50. EDN: https://elibrary.ru/RWODSJ.
В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность (далее — ИД), обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень раз-
© Редкоус В.М., 2023
вития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, отмечают Н.В. Клочкова и В.О. Бердичев-ская [1, с. 78]. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в РФ [2, с. 3]. Рассмотрим опыт Кыргызской Республики, где был принят Закон
КР от 23 марта 2023 г. № 65 «Об инновационной деятельности»1 (далее — Закон КР).
Государственное регулирование ИД в Кыргызской Республике осуществляется в рамках проводимой государственной политики в области инновационной деятельности. Ее основными направлениями являются:
■ нормативное и правовое обеспечение ИД;
■ определение приоритетных направлений ИД на основе прогнозирования и оценки функционирования экосистемы инноваций;
■ разработка и реализация государственных, отраслевых и территориальных инновационных программ;
■ обеспечение государственной поддержки ИД и стимулирование субъектов ИД;
■ привлечение средств банков, доноров, иных финансовых структур и частных инвесторов к реализации инновационных проектов;
■ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ИД;
■ содействие созданию инфраструктуры для осуществления ИД;
■ создание условий отечественным новаторам для выхода на международные рынки продукции и услуг.
Осуществление ИД возможно только на основе четкого закрепления полномочий государственных органов в области ИД, а также распределения полномочий между ними. Так, Кабинет министров КР обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области ИД; утверждает государственные программы в сфере ИД; принимает меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры; осуществляет иные полномочия в области ИД в соответствии с Законом КР и актами Президента КР.
Уполномоченный государственный орган в области ИД разрабатывает и реализует стратегию (государственные программы) инновационного развития; координирует деятельность государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в сфере ИД; разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области ИД; участвует в организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ИД; осуществляет мониторинг, анализ и прогнозирование инновационного развития страны; осуществляет отбор и финансирование инновационных проектов; осуществляет междуна-
1 Эркин Тоо. 2023. 18 апреля. № 31.
родное сотрудничество в области ИД; осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом КР и нормативными правовыми актами КР в области ИД.
Государственные органы в пределах своих полномочий участвуют в реализации государственной политики в области ИД; разрабатывают и реализуют на основе государственной программы соответствующие отраслевые и ведомственные программы инновационного развития; участвуют в разработке, финансировании и реализации инновационных проектов; координируют деятельность подведомственных им структур в сфере ИД.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления участвуют в реализации государственной политики в области ИД на соответствующей территории; участвуют в разработке, финансировании и реализации инновационных проектов на соответствующей территории; разрабатывают и реализуют на основе государственной программы соответствующие территориальные программы инновационного развития; создают условия для осуществления и развития ИД на соответствующей территории; осуществляют иные полномочия в соответствии с Законом КР и нормативными правовыми актами КР в области ИД.
В рамках государственного регулирования ИД осуществляется государственная поддержка ИД. Основными направлениями государственной поддержки ИД являются:
■ разработка, реализация и финансирование государственных программ, содержащих мероприятия в области поддержки ИД;
■ совершенствование нормативной и правовой базы ИД;
■ создание инновационных и венчурных фондов, инвестирование средств в создание и развитие иных субъектов ИД, долевое участие, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, создание субъектов ИД, имеющих особо важное значение для развития инновационных процессов;
■ организация государственных закупок инновационного продукта, созданного в результате ИД в рамках государственных программ, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;
■ осуществление мер по популяризации ИД в средствах массовой информации и повышению инвестиционной привлекательности;
■ содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в области ИД.
Государственная поддержка ИД может осуществляться государственными органами в иных формах в соответствии с актами Президента КР и Кабинета министров КР. Государственная поддержка освоения и распространения инновационного продукта предоставляется на установленный период времени, в течение которого продукт будет считаться инновационным.
Основными критериями отбора инновационных проектов, выполняемых в рамках реализации государственных, отраслевых и территориальных инновационных программ, являются:
1) обеспечение разработки новых отечественных продуктов и технологий, направленных на импортозамещение и экспортоориентированность, усовершенствование существующих продуктов и технологий, в том числе с созданием новых рабочих мест и использованием местного сырья;
2) обеспечение единства проектных предложений, составляющих единый замысел инновации;
3) наличие технико-экономического обоснования инновационного проекта;
4) предоставление результатов опытно-конструкторских работ, связанных с конструированием, изготовлением и испытанием опытных, экспериментальных образцов, технологий, приборов, материалов, изделий и иных исследований, полученных с целью их последующего практического использования;
5) завершение изготовления образцов или прототипов высокотехнологичной продукции и (или) подготовка к производству новой продукции, и (или) проведение пилотного испытания услуг (медицинские, финансовые, информационные и другие) для их использования в соответствующей отрасли экономики, социальной сферы и другие;
6) предоставление субъектом инновационной деятельности документов, подтверждающих новизну, период времени, в течение которого продукт будет считаться инновационным, и сведений о состоянии правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, используемых при реализации инновационных проектов;
7) наличие плана-графика реализации инновационного проекта.
Порядок отбора инновационных проектов, выполняемых в рамках реализации государственных, отраслевых и территориальных инновационных программ, устанавливается Кабинетом министров КР. В случае если инновационный проект, претендующий на государственную поддержку, не отвечает вышеназванным критериям, уполномоченный государственный орган в области ИД в месячный срок со дня об-
ращения субъекта ИД направляет ему соответствующий отказ.
К основаниям для отказа в государственной поддержке ИД относятся:
■ несоответствие вида деятельности субъекта инновационной деятельности, претендующего на государственную поддержку, понятию инновационной деятельности, установленному Законом РК;
■ несоответствие внесенного для рассмотрения инновационного проекта критериям ст. 11 Закона РК;
■ наличие у субъекта инновационной деятельности задолженностей по кредитам, ранее предоставленным кредитными организациями;
■ наличие у субъекта инновационной деятельности просроченной задолженности по платежам в республиканский бюджет.
Инновационное развитие экономики, пишет Н.П. Макашева, это сложный динамический процесс, в котором тесно переплетены проблемы, связанные с необходимостью формирования и развития интеллектуального потенциала общества, углубления исследований и разработок, освоения новых технологических открытий и изобретений в виде прорывных технологий, прогрессивной техники и оборудования, новых видов сырья, с выбором оптимальных современных форм организации и управления производством [3]. Для этого необходимы соответствующее правовое регулирование и государственная поддержка. Поэтому положительный опыт Кыргызской Республики должен быть востребован в целях совершенствования правового регулирования инновационной политики в Российской Федерации. Сравнительно-правовые исследования в рассматриваемой сфере в значительной степени расширят методологические рамки проводимых исследований [4—9], а их результаты обогатят юридическую науку и правоприменительную практику [10—13].
Список источников
1. Клочкова Н.В., Бердичевская В.О. Развитие инновационной деятельности: обобщение зарубежного опыта // Вестник ИГЭУ. 2012. № 1. С. 78—82.
2. Мамлеева Э.Р. Государственное регулирование инновационной деятельности // Вестник евразийской науки. 2016. № 3 (34).
3. Макашева Н.П. Государственная поддержка и финансирование инновационной деятельности в России и странах мира // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23). С. 161 — 172.
4. Панкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. Изд. 4-е, доп. и перераб. В 2 т. Т. 1. М.: Буки Веди, 2023. 500 с.
5. Редкоус В.М. Опыт законодательного закрепления угроз национальной безопасности в сфере экономики и финансов в государствах — участниках СНГ // Финансовая система России: опыт и перспективы правового регулирования: материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 4—5 сентября 2008 г. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. С. 266—271.
6. Панкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник. Изд. 4-е, доп. и перераб. В 2 т. Т. 2: Научные исследования. М.: Буки Веди, 2023. 640 с.
7. Редкоус В.М. Зарубежный опыт установления компетенции уполномоченного государственного органа в сфере кибербезопасности (на примере Республики Узбекистан) / / Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 102—107.
8. Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма: монография. М.: РИТМ, 2021. 240 с.
9. Кобзарь-Фролова М.Н., Щукина Т.В. Компетенция правительства в сфере бюджетной и финансовой политики (новеллы законодательства) // Вопросы экономики и права. 2020. № 147. С. 13—17.
10. Сморчкова Л.Н. Обеспечение экономической безопасности и административное регулирование экономики: проблемы соотношения и перспективы развития // Военное право. 2019. № 2 (54). С. 43—49.
11. Административное право: учебник / А.В. Зу-бач, Е.О. Бондарь, С.Н. Бочаров, Т.А. Прудникова [и др.]; под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Юрайт, 2021. 530 с.
12. Глазунова И.В. Соотношение целей и методов административного реформирования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9.
13. Щукина Т.В. Формы и методы административно-правового регулирования в социально-экономической сфере // Вопросы экономики и права. 2020. № 146. С. 34—40.
References
1. Klochkova N.V., Berdichevskaya V.O. Development of innovation activity: generalization of
foreign experience // Bulletin of ISEU. 2012. No. 1. pp. 78—82.
2. Mamleeva E.R. State regulation of innovation activity / / Bulletin of Eurasian Science. 2016. No. 3 (34).
3. Makasheva N.P. State support and financing of innovation activities in Russia and countries of the world / / Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2013. No. 3 (23). pp. 161 — 172.
4. Ponkin I.V. Methodology of scientific research and applied analytics: textbook. Ed. 4th, add. and processed. In 2 vol. Vol. 1. M., 2023. 500 pp.
5. Redkous V.M. Experience of legislative consolidation of threats to national security in the sphere of economy and finance in the CIS member states / / Financial system of Russia: Experience and prospects of legal regulation: Materials of the International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, 4—5 September 2008. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2008.
6. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: textbook. Ed. 4th, add. and processed. In 2 vol. Vol. 2: Scientific research. M., 2023. 640 p.
7. Redkous V.M. Foreign experience in establishing the competence of an authorized state body in the field of cybersecurity (on the example of the Republic of Uzbekistan) / / Education. The science. Scientific personnel. 2022. No. 2.
8. Vinogradova E.V. Facets of modern Russian constitutionalism: monograph. M.: RHYTHM, 2021.
9. Kobzar-Frolova M.N., Shchukina T.V. Competence of the government in the sphere of budgetary and financial policy (novelties of legislation) // Questions of economics and law. 2020. No. 147.
10. Smorchkova L.N. Ensuring economic security and administrative regulation of the economy: problems of correlation and prospects of development // Military law. 2019. No. 2 (54).
11. Administrative law: textbook / A.V. Zubach, E.O. Bondar, S.N. Bocharov, T.A. Prudnikova [et al.]; under general ed. A.V. Zubacha. M.: Yurait, 2021.
12. Glazunova I.V. Correlation of goals and methods of administrative reform // Current issues of modern economics. 2020. No. 9. P. 312—317.
13. Shchukina T.V. Forms and methods of administrative and legal regulation in the socio-economic sphere // Questions of economics and law. 2020. No. 146.
Информация об авторе В.М. Редкоус — доктор юридических наук, профессор.
Information about the author
V^. Redkous — Doctor of Law, Professor.
Статья поступила в редакцию 27.09.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 27.10.2023. The article was submitted 27.09.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 27.10.2023