Закон и право. 2022. № 7. С. 57-61. Law and legislation. 2022;(7):57-61.
Научная статья УДК 342
EDN: https://elibrary.ru/LBXSEJ NIION: 1997-0063-7/22-378
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-57-61 MOSURED: 77/27-001-2022-7-578
Об опыте законодательного регулирования государственно-частного партнерства в государствах — участниках СНГ
Владимир Михайлович Редкоус
Институт государства и права РАН, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен опыт законодательного регулирования государственно-частного партнерства в государствах — участниках СНГ, определен ряд актуальных направлений совершенствования российского законодательства.
Ключевые слова: правовое регулирование, законодательное обеспечение, государственно-частное партнерство, публичный партнер, частный партнер, прямое соглашение, сравнительное преимущество, совместный конкурс, государства — участники СНГ.
Для цитирования: Редкоус В.М. Об опыте законодательного регулирования государственно-частного партнерства в государствах — участниках СНГ // Закон и право. 2022. № 7. С. 57—61. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-7-57-61. ББЫ: https://elibrary.ru/LBXSEJ.
Original article
On the experience of legislative regulation of public-private partnership in the CIS member States
Vladimir M. Redkous
Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the experience of legislative regulation of public-private partnership in the CIS member states, identifies a number of relevant areas for improving Russian legislation.
Keywords: legal regulation, legislative support, public-private partnership, public partner, private partner, direct agreement, comparative advantage, joint competition, CIS member states.
For citation: Redkous V.M. On the experience of legislative regulation of public-private partnership in the CIS member States // Law and legislation. 2022;(7): 57—61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-57-61. EDN: https://elibrary.ru/LBXSEJ.
Современное развитие административного права характеризуется поиском форм '^»«'•и методов государственного управления, которые в наибольшей степени способствовали бы решению насущных задач стабильного политического, экономического, научно-технического, культурного, социального развития нашей страны [1]. В современных условиях правовое регулирование сталкивается с потребностью
© Редкоус В.М. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 07-2022
упорядочения достаточно сложных областей государственной деятельности межотраслевого характера [7].
Административно-правовое регулирование в современных условиях все реже проявляется как «монорегулирование», приобретает комплексный характер, его правовые конструкции включают элементы форм и методов правового воздействия, присущих иным отраслям права, и одновременно административно-правовые формы и методы «заимствуются» для эффективного ре-
гулирования иными отраслями права, создавая в итоге комплексные правовые образования различных уровней.
В орбиту административно-правового регулирования попадают все новые и новые виды общественных отношений [2], которые, будучи урегулированными нормами административного права, становятся административно-правовыми. Это будет способствовать достижению целей и решению задач, поставленных перед российским обществом, его экономической и политической системами Президентом России В.В. Путиным в ходе выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2022 г. в г. Санкт-Петербурге [3]. В связи с этим открываются новые возможности для задействования, казалось бы, уже известного, но в то же время полностью не раскрывшего свои возможности института государственно-частного партнерства.
Рассмотрим опыт законодательного регулирования государственно-частного партнерства (далее — ГЧП, если не сказано иное) в государствах — участниках СНГ. В связи с этим следует выделить две группы законодательных актов:
1) специальные законодательные акты, регламентирующие общие вопросы и механизм государственно-частного партнерства;
2) иные законодательные акты, регламентирующие вопросы использования государственно-частного партнерства в отдельных областях жизнедеятельности.
Нас будет интересовать, прежде всего, первая группа законодательных актов. К ним можно отнести следующие: Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее — ФЗ о ГЧП); Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 г. № 379-У ЗРК [9]; Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» от 28 декабря 2012 г. № 907 [14]; Закон Туркменистана «О государственно-частном партнёрстве» от 5 июня 2021 г. [11]; Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве» от 10 мая 2019 г. № ЗРУ-537 [10]; Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» от 1 июля 2010 г. № 2404-У1 [12].
Наличие специальных законодательных актов показывает, что вопросам правового регулирования ГЧП в государствах СНГ придается важ-
ное значение. Все это требует продолжения научных разработок в данной области, в том числе и сравнительно-правового характера.
Вопросы использования в российских условиях положительного зарубежного опыта правового регулирования ГЧП исследовались в работах Е.В. Егорова, И.С. Минина, Г.Н. Кулешова, A.A. Незнамовой и ряда других ученых [4; 5], однако сложность общественных отношений, складывающихся в данной области, требует продолжения начатых исследований. Тем более, что правовое регулирование ГЧП затрагивает и вопросы обеспечения экономической безопасности [6], и противодействия коррупции [8].
В статье 3 ФЗ о ГЧП государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство определены как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с ФЗ о ГЧП в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Названное сотрудничество основано на принципах:
1) открытость и доступность информации о ГЧП, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
2) обеспечение конкуренции;
3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свобода заключения соглашения (ст. 4 ФЗ).
В законах государств СНГ также даются определения ГЧП и их принципов. Например, в Законе Республики Беларусь в ст. 2 ГЧП определено как «юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным настоящим Законом, осуществляемое в форме соглашения о ГЧП».
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
ГЧП в Республике Беларусь основывается на принципах: верховенства права; социальной направленности регулирования экономической деятельности; приоритета общественных интересов; гласности; добросовестной конкуренции; эффективности проектов государственно-частного партнерства; обеспечения баланса интересов и рисков между государственным и частным партнерами; равноправия государственного и частного партнеров; свободы договора; охраны окружающей среды.
Закон Республики Казахстан в ст. 1 закрепил, что ГЧП — это «форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным настоящим Законом». Принципами ГЧП являются:
1) принцип последовательности — поэтапное построение взаимоотношений между субъектами государственно-частного партнерства;
2) принцип конкурсности — определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
3) принцип сбалансированности — взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным парше -ром и частным партнером в процессе реализации проекта государственно-частного партнерства;
4) принцип результативности — установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно -частного партнерства;
5) принцип ценности для населения — обеспечение развития социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения, повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг, а также создание рабочих мест в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства (ч. 2 ст. 3).
К исключительным признакам ГЧП законодатель Казахстана относит:
1) построение отношений ГЧП и частного партнера путем заключения договора ГЧП;
2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта ГЧП (от 5 до 30 лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП);
3) совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта ГЧП;
4) объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта ГЧП;
5) осуществление инвестиций частным партнером для реализации проекта ГЧП.
В статье 2 Закона Республики Таджикистан государственно-частное партнерство определено как «сотрудничество государственных и частных партнеров в реализации проектов в сфере инфраструктуры и социальных услуг за определенный период, установленный соглашением о государственно-частном партнерстве».
В названном Законе в ст. 9 говорится не о принципах ГЧП, а о принципах проведения тендера (конкурса) — мероприятия, проводимого с целью справедливого выбора частного партнера (консорциума) среди заявителей для эффективного выполнения партнерского проекта в соответствии с настоящим Законом.
Данными принципами являются:
1) справедливость — равные права всех участников тендера, объективность и непредвзятость при выборе частного партнера, взаимовыгодное государственно-частное партнерство, согласованное распределение полномочий, ответственности и рисков;
2) равность — равная ответственность государства и частного партнера перед законом;
3) беспристрастность — беспристрастное проведение тендера и выбор победителя тендера;
4) прозрачность — равный доступ частного сектора и общественности к информации на всех этапах проведения тендера в порядке, определенном законодательством Республики Таджикистан;
5) здоровая конкуренция — отсутствие ограничений и ущемления прав участников для участия в тендере;
6) верховенство закона — беспрекословное выполнение нормативных правовых актов Республики Таджикистан всеми государственными органами, должностными лицами, частным сектором и другими заинтересованными лицами при проведении тендера.
В статье 3 Закона Туркменистана о ГЧП государственно-частное партнерство определено как «юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров, основанное на объединении их ресурсов для подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства».
Основными принципами ГЧП названы:
1) верховенство закона;
2) социальная направленность регулирования экономической деятельности;
3) добросовестная конкуренция;
4) обеспечение баланса интересов и рисков между государственным и частным партнёрами;
5) равноправие государственного и частного партнеров;
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 07-2022
6) охрана окружающей среды;
7) прозрачность правил и процедур при осуществлении государственно-частного партнёрства;
8) эффективность проектов государственно-частного партнерства.
Закон Республики Узбекистан определяет государственно-частное партнерство как «юридически оформленное на определенный срок сотрудничество государственного партнера и частного партнера, основанное на объединении их ресурсов для реализации проекта ГЧП». Основными принципами ГЧП являются: равенство перед законом государственного партнера и частного партнера; прозрачность правил и процедур при осуществлении государственно-частного партнерства; состязательность и объективность при отборе частного партнера; недопустимость дискриминации; недопустимость коррупции (ст. 4).
Потребности унификации национальных законодательств в области ГЧП и обеспечения единообразных подходов к правовому регулированию в данной области привели к разработке и принятию Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ Модельного закона «О публично-частном партнерстве» [13], который определил публично-частное партнерство как «юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении ресурсов (денежных средств и иного имущества, профессиональных и иных знаний, опыта, навыков и умений) и распределении рисков (в том числе рисков финансирования, строительства, обеспечения доступности или спроса в отношении объекта публично-частного партнерства или соответствующих публичных услуг и связанных с ними рисков) взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных, муниципальных и иных общественно значимых задач, находящихся в сфере публичного интереса и контроля».
В статье 4 Модельного закона перечислены принципы публично-частного партнерства. Указано, что правовое регулирование отношений по подготовке и реализации проектов публично-частного партнерства основывается на следующих принципах: равенство перед законом публичных и частных партнеров; достижение целей публично-частного партнерства с учетом интересов частного и публичного партнеров, населения, потребителей, пользователей объекта инфраструктуры, а также иных заинтересованных лиц; прозрачность и доступность правил и процедур при осуществлении публично-частного партнерства; определение частного партнера на конкурсной основе, кроме случаев, установлен-
ных законодательством государства; свободный доступ частных субъектов к участию в конкурсе и отсутствие дискриминации участников конкурса на право заключения соглашений о публично-частном партнерстве; справедливое распределение между публичным и частным партнерами рисков, выгод, гарантий и обязанностей, связанных с исполнением соглашений, заключаемых для реализации проекта публично-частного партнерства; добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество сторон соглашений, заключаемых для реализации проекта публично-частного партнерства; эффективное управление проектом публично-частного партнерства при участии публичного и частного партнеров, а также в необходимых случаях финансирующих организаций, с соблюдением баланса их прав и законных интересов; неизменность правового режима, действующего на момент заключения соглашения о публично-частном партнерстве, на протяжении всего срока действия соглашения; иные принципы, предусмотренные законодательством государства и международными договорами.
Таким образом, в большинстве государств СНГ сформировалось специальное законодательство о государственно-частном партнерстве как юридически оформленном на определенный срок сотрудничестве государственного и частного партнеров, основанное на объединении их ресурсов для реализации в целях решения государственных и иных общественно значимых задач. Объединив в рамках одного законодательного акта нормы различных отраслей права, специальные законы о ГЧП создали правовую основу для эффективного использования этого института в общественных и частных целях. A обобщение успешного зарубежного опыта может помочь в развитии институциональной среды, создающей условия для эффективной реализации различных форм и механизмов государственно-частного партнерства в России [4, с. 294].
Список источников
1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / Е.В. Виноградова, И.В. Глазунова, A.A. Гришковец, М.Н. Кобзарь-Фролова, В.М. Ред-коус [и др.]. Воронеж: Науч. кн., 2021.
2. Виноградова Е.В, Кобзарь-Фролова М.Н. Ara-демической науке административного права и административного процесса 85 лет // Тр. Ин-та гос-ва и права PAR 2021. Т. 16. № 6. С. 198-210.
3. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейного, XXV Петербур-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022
гского международного экономического форума // URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/ 128/events/68669 (Ддата обращения: 18.06.2022)
4. Егоров Е.В., Минина И.С. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Гос. управление (электр. вестник). 2018. № 68. С. 294-311.
5. Кулешов Т.Н., Незнамова А.А. Анализ зарубежной нормативно-правовой базы и международно-правовых актов в сфере государственно-частного назначения // Пробелы в рос. законодательстве. 2016. № 4.
6. Редкоус В.М. Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года / / Закон и право. 2021. № 8. С. 23-27.
7. Редкоус В.М. Некоторые вопросы государственного воздействия на область экономики, связанные с членством в Евразийском экономическом союзе // Закон и право. 2021. № 3. С. 15—19.
8. Редкоус В.М. Некоторые вопросы развития правового обеспечения противодействия коррупции в России и государствах — участниках Содружества Независимых Государства в 2021 году // Военное право. 2022. № 1 (71). С. 234—243.
9. Казахстанская правда. 2015. 12 ноября. № 217 (28093).
10. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 11.05.2019 № 03/ 19/537/3113 // https://huquqiyportal.uz/ru/legislation
11. Нейтральный Туркменистан. 2021. 8 июня. № 142 (29835).
12. Офиц. вестник Украины. 2010. 9 авг. № 58. Ст. 1988. Код акта 52182/2010.
13. Приложение к постановлению МПА СНГ от 28.11.2014 № 41-9 // URL: https://iacis.ru/ public/upload/iiles/1/569.pdf (Дата обращения: 1.06.2022)
14. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=57821 (Дата обращения: 01.06.2022)
References
1. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova, A.A. Grish-
kovets, M.N. Kobzar-Frolova, V.M. Redkous [i dr.]. Voronezh: «Scientific book», 2021.
2. Vinogradova E.V., Kobzar-Frolova M.N. Academic science of administrative law and administrative process is 85 years old // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2021. V. 16. № 6.
3. Vladimir Putin took part in the plenary session of the XXV St. Petersburg International Economic Forum // URL: http://kremlin.ru/catalog/ keywords/128/events/68669
4. Egorov E. V., Minina I.S. Legal regulation of public-private partnership in Russia and abroad // Public administration. Electronic bulletin. 2018. № 68.
5. Kuleshov G.N., Neznamova A.A. Analysis of the foreign regulatory framework and international legal acts in the field of public-private use // Gaps in Russian legislation. 2016. № 4.
6. Redkous V.M. Topical issues of ensuring economic security in the National Security Strategy ofthe Russian Federation of July 2, 2021 // Law and legislation. 2021. No. 8.
7. Redkous V.M. Some issues of state influence on the field of economics related to membership in the Eurasian Economic Union // Law and legislation. 2021. № 3.
8. Redkous V.M. Some issues ofthe development of legal support for combating corruption in Russia and the member states of the Commonwealth of Independent States in 2021 // Military Law. 2022. № 1 (71).
9. Kazakhstanskaya pravda. 2015. November 12. №. 217 (28093).
10. National database of legislation of the Republic of Uzbekistan dated 11.05.2019 № 03/19/537/ 3113 // https://huquqiyportal.uz/ru/legislation
11. Neutral Turkmenistan. 2021. June 8. № 142 (29835).
12. Official Bulletin of Ukraine. 2010. 9 Aug. № 58. St. 1988. The code of the act 52182/2010.
13. Appendix to the resolution of the IPA CIS dated 28.11.2014 № 41-9 // URL: https://iacis.ru/ public/upload/files/1/569.pdf (Accessed: 01.06.2022)
14. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=57821 (Accessed: 01.06.2022)
Информация об авторе
Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор
Information about the author
Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor
Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.
The article was submitted 1 9.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.
LAW & LEGISLATION • 07-2022