Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ / ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Редкоус В.М.

В статье показаны особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP RELATIONS IN RELATION TO INFORMATION TECHNOLOGY FACILITIES OR FACILITIES INFORMATION TECHNOLOGIES AND TECHNICAL MEANS OF ENSURING THE FUNCTIONING OF INFORMATION TECHNOLOGY FACILITIES

The article shows the peculiarities of regulating relations arising in connection with the preparation, conclusion, execution and termination of a public-private partnership agreement, the object of which are information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_68 УДК 342.95

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Peculiarities of regulation of public-private partnership relations in relation to information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects

РЕДКОУС Владимир Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: rwmmos@rambler.ru;

REDKOUS Vladimir Mikhailovich,

Leading Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process

of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Professor.

10, Znamenka str., Moscow, 119019, Russia.

E-mail: Rwmmos@rambler.ru

Краткая аннотация: в статье показаны особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.

Abstract: the article shows the peculiarities of regulating relations arising in connection with the preparation, conclusion, execution and termination of a public-private partnership agreement, the object of which are information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects.

Ключевые слова: государственное управление; административное право; государственно-частное партнерство; соглашение о государственно-частном партнерстве; объекты информационных технологий; технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.

Keywords: public administration; administrative law; public-private partnership; public-private partnership agreement; information technology facilities; technical means of ensuring the functioning of information technology facilities.

Для цитирования: Редкоус В.М. Особенности регулирования отношений государственно-частного партнерства в отношении объектов информационных технологий или объектов информационных технологий и технических средств обеспечения функционирования объектов информационных технологий // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 68-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_68.

For citation: Redkous V.M. Peculiarities of regulation of public-private partnership relations in relation to information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 68-72. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_68.

Статья поступила в редакцию: 07.03.2023

Современное развитие административного права и административного процесса во всей полноте учитывает изменяющиеся под воздействием различных факторов общественные отношения [1 ;2], реагируя при помощи административно-правовых средств на их динамику, обеспечивая их дальнейшее развитие, изменение или прекращение. Все шире разворачивается дискуссия о предмете административного права, что является краеугольным камнем при установлении его системы и структуры [3; 4]. Во многом в основе принятия современных государственно-управленческих решений лежат конституционные изменения, вызванные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [5; 6; 7]. В этих условиях в Российской Федерации функционирует институт государственно-частного партнерства, ядром правовой основы которого являются Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 224) [8], Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [9], а также ряд иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Целью ФЗ № 224 является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления. В ст. 7 ФЗ № 224 определены объекты соглашения о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП), объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве (далее - МЧП).

Объектом соглашения о ГЧП могут выступать объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий. В отношении этих объектов ФЗ № 224 в главе 6.1 установил особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения

о ГЧП, объектом которого являются объекты информационных технологий (далее - ОИТ) или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий (далее - ОИТ и ТС ОФОИТ).

И.О. Антропцева, Е.В. Артемьев, Т.А. Батрова, Н.В. Богатырева, Н.И. Воробьев, Г.Г. Канделаки, С.А. Котухов, А.В. Пушкин, С.В. Ротко, И.В. Рузанов, Д.А. Тимошенко Е.А. Шапкинав своей работе отметили, что глава 6.1 была введена в ФЗ № 224 Федеральным законом от 29 июня 2018 № 173-Ф3 с целью «определения особенностей регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, объектом которого являются ОИТ или ОИТ и ТС ОФОИТ» [10], что является важным не только в экономическом плане, но и в плане обеспечения национальной безопасности, информационной безопасности нашей страны [11; 12].

Так, по соглашению, объектом которого являются ОИТ или ОИТ и ТС ОФОИТ, частный партнер обязуется создать за счет собственных либо привлеченных средств объект соглашения и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а публичный партнер обязуется предоставить или обеспечить предоставление частному партнеру прав использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав ОИТ (прав в отношении производных объектов интеллектуальной собственности и (или) объектов интеллектуальной собственности, использованных для их создания), прав владения и пользования техническими средствами обеспечения функционирования ОИТ и (или) обеспечить возникновение права собственности и (или) исключительного права частного партнера на указанные технические средства в порядке и на условиях, которые установлены соглашением, при соблюдении требований ФЗ № 224.

В целях ФЗ № 224 к созданию ОИТ относятся мероприятия по разработке новых и (или) переработке (модификации) существующих объектов информационных технологий; к созданию технических средств обеспечения функционирования ОИТ относятся мероприятия по разработке новых и (или) модернизации существующих ТС ОФОИТ. При этом под модернизацией существующих ТС ОФОИТ понимаются достройка, приобретение и монтаж оборудования, замена комплектующих оборудования, реконструкция и иные виды работ, которые приводят к улучшению (повышению) показателей функционирования объекта соглашения, его технического уровня и (или) появлению у него новых или улучшенных характеристик и эксплуатационных свойств.

Если иное не предусмотрено соглашением, в случае переработки (модификации) ОИТ, входящего в состав объекта соглашения, частный партнер приобретает исключительное право на переработанный (модифицированный) ОИТ при условии соблюдения исключительных прав других лиц на результаты интеллектуальной деятельности, использованные для переработки (модификации) ОИТ. В этом случае исключительное право частного партнера на созданный ОИТ и иные связанные с ним результаты интеллектуальной деятельности или право на получение патента приобретается частным партнером в момент создания таких объектов и охраняется независимо от исключительного права публичного партнера и других лиц на результаты интеллектуальной деятельности, использованные для создания переработанного (модифицированного) ОИТ.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае создания ОИТ частный партнер вправе использовать существующие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые или права использования которых принадлежат частному партнеру на момент заключения соглашения, и (или) вправе своими силами и за свой счет приобрести исключительные права на существующие ОИТ или права их использования, а также право собственности и (или) исключительное право на ТС ОФОИТ и (или) права владения и пользования такими техническими средствами в случае, если публичным партнером соответствующие права в отношении таких объектов и средств не предоставляются. Соглашением может быть предусмотрено, что такие ОИТ и ТС ОФОИТ входят в состав объекта соглашения.

Устанавливается, что не может являться самостоятельным предметом соглашения перевод программы для ЭВМ или базы данных либо их совокупности с одного языка на другой язык.

К отношениям, возникающим в связи с распоряжением исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе путем заключения лицензионных договоров и (или) сублицензионных договоров о предоставлении прав их использования в установленных этими договорами пределах, применяются правила гражданского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ № 224.

Обязательными элементами соглашения, объектами которого являются объекты, предусмотренные п. 19 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 224, являются: 1) создание объекта соглашения частным партнером; 2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения; 3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; 4) предоставление или обеспечение предоставления публичным партнером частному партнеру прав использования результатов интеллектуальной деятельности, использование которых необходимо для создания объекта соглашения, прав владения и пользования ТС ОФОИТ и (или) обеспечение возникновения права собственности и (или) исключительного права частного партнера на указанные технические средства в порядке и на условиях, которые установлены соглашением, при соблюдении требований ФЗ № 224. Элементом соглашения также может являться наличие у публичного партнера обязательства по отчуждению частному партнеру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих ОИТ, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения. Правительством РФ могут быть установлены случаи, при которых исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности не может быть отчуждено частному партнеру [13; 14]. Элементом соглашения также может являться наличие у частного партнера обязательства по отчуждению публичному партнеру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав созданного ОИТ, и (или) предоставлению публичному партнеру прав использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав созданного объекта, а также обязательства по отчуждению прав на ТС ОФОИТ по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.

В случае, если объем финансирования публичным партнером создания объекта соглашения, включающего в себя ОИТ и (или) ТС ОФОИТ, либо рыночная стоимость передаваемых публичным партнером частному партнеру по соглашению исключительных прав на такие ОИТ и прав на ТС ОФОИТ в совокупности превышают объем финансирования создания объекта соглашения частным партнером, обязательным элементом соглашения является предусмотренное ч. 9 ст. 8 ФЗ № 224 обязательство частного партнера.

В отношении ОИТ, подлежащего переработке (модификации) или иному использованию в соответствии с соглашением, публичный партнер на момент заключения соглашения должен обладать исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующего объекта соглашения, или правом их использования в пределах, необходимых для исполнения соглашения, если иное не предусмотрено ФЗ № 224.

В случае, если для использования результата переработки (модификации) ОИТ, созданного по соглашению, необходимо согласие обладателя исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые для переработки (модификации) ОИТ, обязательным элементом соглашения является обязательство публичного партнера обеспечить получение такого согласия.

При исполнении соглашения могут быть использованы программы для ЭВМ или базы данных, используемые на основании открытой лицензии. Объект соглашения может быть составным произведением, включающим в себя помимо программ для ЭВМ и (или) баз данных, созданных частным партнером, также программы для ЭВМ и (или) базы данных, право использования которых предусмотрено открытой лицензией.

ТС ОФОИТ, входящие в состав объекта соглашения, передаваемые публичным партнером частному партнеру для исполнения соглашения, должны принадлежать публичному партнеру на момент заключения соглашения и быть свободными от прав третьих лиц на момент их передачи, если иное не предусмотрено ФЗ № 224.

ОИТ и (или) ТС ОФОИТ, являющиеся объектом соглашения, могут быть обременены правами иных лиц, выступающих на стороне публичного партнера на момент их передачи частному партнеру. В этом случае существенным условием соглашения является порядок совместного использования таких объектов частным партнером и иными лицами, выступающими на стороне публичного партнера. В случае, если после прекращения соглашения исключительное право на ОИТ принадлежит частному партнеру, публичный партнер вправе использовать такой ОИТ, в том числе в составе государственной информационной системы, в целях, для достижения которых было заключено соглашение, на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права на такой ОИТ.

В соответствии со ст. 33.2 ФЗ № 224 решение публичного партнера о невозможности реализации проекта ГЧП в отношении ОИТ, ТС ОФОИТ принимается наряду с предусмотренными в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 224 основаниями в случаях, если: 1) публичный партнер не обладает исключительным правом на указанный в предложении о реализации проекта существующий ОИТ или правом его использования в пределах, необходимых для заключения и исполнения соглашения; 2) у публичного партнера отсутствуют право собственности и (или) исключительное право на указанные в предложении о реализации проекта существующие ТС ОФОИТ или право пользования ими в объеме, необходимом для заключения и исполнения соглашения (в случае, если объектом соглашения наряду с ОИТ являются ТС ОФОИТ).

Соглашение, объектом которого являются ОИТ или ОИТ и ТС ОФОИТ, наряду с условиями, предусмотренными частями 1 - 3, 5, 7 - 14 ст. 12 ФЗ № 224, должно содержать следующие существенные условия: 1) условия возникновения исключительного права частного партнера на созданный ОИТ, права собственности и (или) исключительного права на ТС ОФОИТ, входящие в состав объекта соглашения; 2) обязательство публичного партнера по предоставлению частному партнеру права использования результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для осуществления деятельности частного партнера, предусмотренной соглашением, информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, необходимой для реализации прав и обязанностей частного партнера, средств законного устранения ограничений использования результатов интеллектуальной деятельности, установленных путем применения средств защиты авторских и смежных прав, если такие средства используются, сведений, необходимых для исполнения соглашения, срок их передачи частному партнеру; 3) обязательство частного партнера по соблюдению установленных законодательством РФ требований к обработке персональных данных, информации ограниченного доступа; 4) обязательство частного партнера по осуществлению государственной регистрации созданного ОИТ в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; 5) обязательства сторон при передаче исключительного права и (или) права использования ОИТ, входящего в состав объекта соглашения, по предоставлению информации об авторах, участвовавших в создании такого объекта, а также документальному подтверждению приобретения прав на объект информационных технологий, входящий в состав объекта соглашения, у третьих лиц, если такой объект был приобретен, за исключением случаев, предусмотренных ч. 13 ст. 33.1 ФЗ № 224, или случаев использования правообладателем произведения анонимно (без указания авторов).

В случае, если элементом соглашения является наличие у частного партнера обязательства по отчуждению (предоставлению права использования) публичному партнеру исключительного права на созданный ОИТ и (или) предоставлению публичному партнеру права использования созданного ОИТ, соглашение должно содержать обязательство частного партнера по передаче публичному партнеру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в объект соглашения, или предоставлению публичному партнеру прав использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в объект соглашения, а также информации, полученной частным партнером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, и необходимой для использования объекта соглашения в соответствии с его назначением, предусмотренным соглашением.

В случае, если частным партнером осуществляется переработка (модификация) существующих ОИТ, в отношении которых публичный партнер обладает исключительным правом, соглашение наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 33.2 ФЗ № 224 существенными условиями должно

содержать обязательства частного партнера по изменению технических, и (или) экономических, и (или) организационных, и (или) иных решений, составляющих содержание ОИТ, в целях улучшения характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.

Соглашением, объектом которого являются ОИТ или ОИТ и ТС ОФОИТ, может предусматриваться безвозмездное предоставление публичным партнером частному партнеру на основании лицензионного договора и (или) сублицензионного договора права использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, исключительное право на которые или право использования которых принадлежит публичному партнеру и которые входят в состав сложного объекта и (или) предназначены для использования в целях осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением. В этом случае соглашением устанавливаются состав и описание иных предоставляемых по соглашению объектов, срок и порядок заключения лицензионного договора и (или) сублицензионного договора. Публичному партнеру на момент заключения соглашения должны принадлежать права на иные предоставляемые по соглашению объекты в объеме, необходимом для исполнения соглашения. В случае, если соглашением предусматривается предоставление частному партнеру прав использования иных предоставляемых по соглашению объектов, сведения о них, в том числе их технико-экономические показатели, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики в объеме, достаточном для их индивидуализации, являются существенными условиями соглашения.

Не допускается отчуждение частным партнером исключительного права на объект информационных технологий, входящий в состав объекта соглашения, без согласия в письменной форме публичного партнера до истечения срока действия соглашения. Сделки, заключенные в нарушение названных требований, являются ничтожными. В случае замены частного партнера по соглашению в соответствии с ФЗ № 224 исключительные права на ОИТ, входящие в состав объекта соглашения, переходят к новому частному партнеру с момента замены частного партнера.

В случае замены частного партнера по соглашению в соответствии с ФЗ № 224 в течение трех дней со дня выбора нового частного партнера частный партнер, подлежащий замене, обязан передать по акту приема-передачи новому частному партнеру технические средства обеспечения функционирования ОИТ, информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, полученную при осуществлении деятельности в соответствии с соглашением и необходимую для реализации прав и обязанностей частного партнера, а также средства законного устранения ограничений использования результатов интеллектуальной деятельности, установленных путем применения средств защиты авторских и смежных прав, если такие средства используются. Такая передача является основанием для прекращения права собственности и (или) исключительного права на ТС ОФОИТ, входящие в состав объекта соглашения, частного партнера, подлежащего замене, и основанием возникновения права собственности и (или) исключительного права на такие технические средства нового частного партнера.

К отношениям, не урегулированным главой 6.1 ФЗ № 224, связанным с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения, объектом которого являются ОИТ или ОИТ и ТС ОФОИТ, применяются положения ФЗ № 224, регулирующие подготовку, заключение, исполнение и прекращение соглашения, с учетом особенностей, установленных главой 6.1 ФЗ № 224.

Законодательно закрепленные особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий, следует тщательно учитывать при организации деятельности, связанной с ГЧП, а также в процессе подготовки современных юридических кадров [15; 16; 17].

Библиогра фия:

1. Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Право, свобода, закон. Контрфорс // Образование и право. 2021. № 9. С. 30-35.

2. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2006. № 5. С. 25-27.

3. Кобзарь-Фролова М.Н. Традиционные и модернизированные подходы к сути и содержанию предмета и метода административного права // Административное право и процесс. 2019. № 11. С. 13-19.

4. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции // Административное и муниципальное право. 2013. № 2(62). С. 138142.

5. Виноградова Е.В. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Вопросы охраны окружающей среды экологической безопасности, экологического образования // Образование и право. 2020. № 1. С. 37-39.

6. Виноградова Е.В., Раттур М.В. Общероссийская идентичность как конституционная ценность в конституционных поправках 2020 года // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4(184). С. 22-24.

7. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 250-262.

8. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.

9. О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (часть II). Ст. 3126.

10. Батрова Т.А., Антропцева И.О., Воробьев Н.И., Шапкина Е.А., Пушкин А.В., Артемьев Е.В., Ротко С.В., Рузанов И.В., Канделаки Г.Г., Богатырева Н.В., Ко-тухов С.А., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (издание второе, перераб. и доп.). - Специально для системы ГАРАНТ, 2020.

11. Редкоус В.М. Сравнительному правоведению в области обеспечения национальной безопасности - новые грани развития // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения») (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) : Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Сост. Г.Н. Василенко. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2022. С. 329-336.

12. Редкоус В.М. Законодательное закрепление мер поддержки и развития в сфере кибербезопасности (российский и зарубежный опыт) // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 63-67.

13. Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л. Финансовая безопасность и право в эпоху цифровизации (Международная научно-практическая конференция («Пискотинские чтения - 2021 »), 15 апреля 2021 г.) // Государство и право. 2021. № 8. С. 176-182.

14. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Исполнительная власть в конституционно-правовом дизайне современной России. Правительство: статус, полномочия, функции // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2021. Т. 16. № 5. С. 35-54.

15. Виноградова Е. В., Кобзарь-Фролова М.Н., Соколов А.Ю. 85 лет на службе государству и академической науке: краткий обзор международной научной конференции (8 октября 2021 года) // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № S3-1. С. 12-20.

16. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Формирование правовой идентичности в аспекте развития профессионального юридического образования. К вопросу о подготовке юристов и квазиюристов // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 7. С. 31 -39.

17. Балдин А К., Редкоус В.М. К вопросу о возвращении понятия «военная тайна» в законодательство Российской Федерации: правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 146-151.

References:

1. Vinogradova E.V., Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. Law, freedom, law. Buttress // Education and law. 2021. No. 9.

2. Kobzar-Frolova M.N. On the issue of improving forms and methods of tax control // Taxes and taxation. 2006. No. 5.

3. Kobzar-Frolova M.N. Traditional and modernized approaches to the essence and content of the subject and method of administrative law // Administrative law and process. 2019. No. 11.

4. Kobzar-Frolova M.N. On the question of the concept and essence of administrative jurisdiction // Administrative and municipal law. 2013. № 2 (62).

5. Vinogradova E.V. 2020 Amendments to the Constitution of the Russian Federation. Issues of environmental protection, environmental safety, environmental education // Education and law. 2020. No. 1.

6. Vinogradova E.V., Rattur M.V. All-Russian identity as a constitutional value in the constitutional amendments of 2020 // Law and the State: theory and practice. 2020.

№ 4 (184).

7. Vinogradova E.V., Kobzar-Frolova M.N. Executive power in the system of public power in the light of new constitutional realities // Legal policy and legal life. 2021.

No. 1.

8. On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation : Feder. Law No. 224-FZ of July 13, 2015 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 2015. No. 29 (Part I). Article 4350.

9. About concession agreements : feder. Law No. 115-FZ of July 21, 2005 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 2005. No. 30 (Part II). Article 3126.

10. Batrova T.A., Antroptseva I.O., Vorobyev N.I., Shapkina E.A., Pushkin A.V., Artemyev E.V., Rotko S.V., Ruzanov I.V., Kandelaki G.G., Bogatyreva N.V., Kotukhov S.A., Timoshenko D.A. Commentary to the Federal Law of July 13 2015 No. 224-FZ «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (second edition, revised and additional). - Specially for the GARANT system, 2020.

11. Redkous V.M. Comparative jurisprudence in the field of national security - new facets of development // Topical issues of the application of the norms of administrative law ("Korenev Readings") (to the 20th anniversary of the formation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot) : Collection of scientific papers of the VI International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 28, 2022 / Comp. G.N. Vasilenko. Moscow, 2022. pp. 329-336

12. Redkous V.M. Legislative consolidation of measures of support and development in the field of cybersecurity (Russian and foreign experience) // Public service and personnel. 2022. No. 2. pp. 63-67.

13. Kobzar-Frolova M.N., Vasyanina E.L. Financial security and law in the era of digitalization (International scientific and practical conference ("Piskotin readings -2021"), April 15, 2021) // State and Law. 2021. No. 8. pp. 176-182/

14. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. Executive power in the constitutional and legal design of modern Russia. Government: status, powers, functions // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2021. Vol. 16. No. 5. pp. 35-54.

15. Vinogradova E. V., Kobzar-Frolova M.N., Sokolov A.Yu. 85 years in the service of the state and academic science: a brief overview of the International scientific conference (October 8, 2021) / E. V. Vinogradova, // Legal policy and Legal life. 2021. № S3-1.

16. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. The formation of legal identity in the aspect of the development of professional legal education. On the issue of training lawyers and quasi-jurists // Legal Science: history and modernity. 2022. No. 7. .

17. Baldin A. K., Redkous V.M. On the issue of the return of the concept of "military secret" to the legislation of the Russian Federation: legal aspects // Law and the State: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 146-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.