Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОН / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Худойкина Татьяна Викторовна

В статье раскрываются сущность и значение юридической клиники как специальной обучающей программы и как организационной структуры. При проведении исследования были проанализированы действующие законы и проекты нормативных правовых актов, закрепляющие основы организации и деятельности юридических клиник в России. Такие структурные организации должны стать обязательным элементом всех уровней юридического образования (направленных на подготовку бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов). Юридические клиники могут функционировать только при создании всех условий, которые будут обеспечивать оказание именно квалифицированной помощи юридического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF LEGAL CLINICS IN RUSSIA

The article reveals the essence and significance of the legal clinic as a special training program and as an organizational structure. While conducting the study, the current laws and draft regulatory legal acts that consolidate the foundations of the organization and activity of legal clinics in Russia were analyzed. Such structural organizations should become a mandatory element of all levels of legal education (aimed at training bachelors, specialists, masters and aspirants). Legal clinics can function only if all conditions are created that will ensure the provision of qualified legal assistance.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_56 УДК 340.01

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ LEGISLATIVE REGULATION OF ACTIVITIES LEGAL CLINICS IN RUSSIA

ХУДОЙКИНА Татьяна Викторовна,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правовых дисциплин, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. 430000, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: thudoykina@mail.ru;

KHUDOYKINA Tatyana Victorovna,

Doctor of Law, Professor, Chair of the legal disciplines National Research Ogarev Mordovia State University. 430000, Russia, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevistskaya, 68. E-mail: thudoykina@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке внутривузовского научного гранта в области гуманитарных, естественных и инженерно-технических наук ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», проект № г/б 15-22.

Краткая аннотация: в статье раскрываются сущность и значение юридической клиники как специальной обучающей программы и как организационной структуры. При проведении исследования были проанализированы действующие законы и проекты нормативных правовых актов, закрепляющие основы организации и деятельности юридических клиник в России. Такие структурные организации должны стать обязательным элементом всех уровней юридического образования (направленных на подготовку бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов). Юридические клиники могут функционировать только при создании всех условий, которые будут обеспечивать оказание именно квалифицированной помощи юридического характера.

Abstract: the article reveals the essence and significance of the legal clinic as a special training program and as an organizational structure. While conducting the study, the current laws and draft regulatory legal acts that consolidate the foundations of the organization and activity of legal clinics in Russia were analyzed. Such structural organizations should become a mandatory element of all levels of legal education (aimed at training bachelors, specialists, masters and aspirants). Legal clinics can function only if all conditions are created that will ensure the provision of qualified legal assistance.

Ключевые слова: юридическая клиника, законодательное регулирование, закон, бесплатная юридическая помощь, студенты.

Keywords: legal clinic, legislative regulation, law, free legal aid, students.

Для цитирования: Худойкина Т.В. Законодательное регулирование деятельности юридических клиник в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 56-58. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_56.

For citation: Khudoykina T.V. Legislative regulation of activities legal clinics in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 56-58. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_56.

Статья поступила в редакцию: 14.10.2022

Во многих вузах нашей страны сегодня активно действуют юридические клиники, осуществляющие практическую подготовку будущих юристов. Целью юридических клиник является повышение профессионального уровня и мастерства студентов на основе оказания реальных бесплатных юридических услуг населению. Но пока основы деятельности юридических клиник в российском законодательстве имеют незначительное регулирование.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] разрешает образовательным организациям создавать различные подразделения в своей структуре, которые должны способствовать осуществлению образовательной деятельности с учетом уровня, вида и формы обучения. В качестве возможных структурных подразделений образовательной организации указаны и клиники (часть 2 статьи 27 данного закона).

Во многих российских вузах юридические клиники не являются нововведением [8, с. 898]. Они были давно уже созданы и сегодня эффективно функционируют, являются институтом практической подготовки студентов [5, с. 9]. Следует констатировать, что именно развитие клинического движения в нашей стране послужило модернизации высшего юридического образования, поставило его на практические «рельсы».

Юридические клиники разных вузов различаются по своей структуре, организации деятельности, финансированию и т.д. Они могут быть как общего профиля, так и специализированными. В отдельных вузах существуют следующие специализированные юридические клиники: юридические клиники по защите прав осужденных; юридические клиники по защите прав человека; юридические клиники по обслуживанию НКО («НКО-клиники»); клиники по правам беженцев, и др.

Возможны и специальные клиники узкого профиля. Например, клиники, занимающиеся изучением техники проведения экспертизы законопроектов и законодательных актов [7, с. 42], проведением переговоров и медиации, и др.

Роль клинического юридического образования сегодня велика, поскольку работа в юридической клинике способствует приобретению студентами профессиональных навыков юриста, однако отдельные аспекты развития практико-ориентированного обучения нуждаются сегодня в серьезном корректировании.

Определение понятия «юридическая клиника» отсутствует в законодательстве. Данный термин используется лишь в небольшом количестве нормативных актов и иногда в разном значении.

В доктрине же и на практике применяющаяся категория «юридическая клиника» имеет следующие смысловые значения. Во-первых,

Теоретико-исторические правовые науки

под ней понимается специальная обучающая клиническая программа. Во-вторых, это специальная организационная структура, в которой студенты, принимающие участие в ее деятельности, вырабатывают профессиональные навыки: овладевают техникой интервьюирования (опроса) клиента; формируют навыки речевой коммуникации [6, с. 441]; учатся квалифицированно готовить и давать консультации; составляют претензии, жалобы, исковые заявления и другие юридические документы; стараются разрешать проблемные этико-профессиональные вопросы; и др.).

И первое, и второе смысловые значения раскрывают сущность и природу юридической клиники как практико-ориентированной формы

обучения.

Правильно определить данную категорию позволит объединение этих значений. Предлагаем понимать под юридической клиникой специальную организационную структуру, реализующую образовательную клиническую программу, направленную на практическую подготовку обучающихся.

Существующие законодательные нормы в России не предусматривают обязанность вузов создавать на своей базе юридические клиники.

Основным законодательным актом в России, регулирующим деятельность юридических клиник (правда, в незначительной степени), является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] (далее - Федеральный закон № 324-Ф3). Он вступил в действие с 15 января 2012 г. В нем юридическая клиника рассматривается как негосударственный субъект оказания бесплатной юридической помощи (часть 2 статьи 22). Такие субъекты могут иметь и другое название: студенческое юридическое бюро; студенческая консультация; студенческое консультативное бюро и т.п.

Вопросам создания и деятельности этих структур посвящена статья 23 Федерального закона № 324-Ф3, включающая всего 5 частей.

В первой части данной статьи указываются цели создания юридических клиник высшими учебными заведениями: для правового просвещения населения; для формирования у обучающихся навыков оказания юридических услуг; для реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи; и др. Следует отметить: в научной литературе высказывается позиция, что квалифицированная юридическая помощь должна оказываться «исключительно на возмездной основе» [4, с. 31]. С чем вряд ли можно согласиться.

Во второй части закрепляются формы создания юридических клиник: 1) как юридическое лицо (при наличии такого права у образовательной организации); 2) как структурное подразделение вуза.

Третья часть вообще имеет не содержательный, а регламентирующий характер: порядок создания и деятельности таких структур определяется федеральным органом, вырабатывающим и реализующим политику в сфере высшего образования. Но как показывает практика, нормативно-правовое регулирование деятельности юридических клиник по оказанию юридической помощи сегодня осуществляется в основном Министерством юстиции Российской Федерации.

Четвертая часть данной статьи закрепляет виды юридических услуг. Юридическими клиниками могут оказываться следующие услуги: правовое консультирование в устной форме и правовое консультирование в письменной форме; составление жалоб, заявлений, ходатайств и других юридических документов.

В последней (пятой) части указываются лица, участвующие в оказании бесплатной помощи - это сами обучающиеся, т.е. студенты-юристы (без всяких ограничений по году обучения и успеваемости). Но работать они должны под контролем лиц с высшим юридическим образованием, которые отвечают за обучение студентов и деятельность клиники.

Еще один вид юридических услуг закрепляется в части 4 статьи 28: юридическими клиниками может осуществляться правовое информирование населения, а также - правовое просвещение.

28 июня 2022 г. был принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"» [3] (далее - Федеральный закон № 215-ФЗ), который должен вступить в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Данным законом внесено много изменений, касающихся деятельности юридических клиник.

Помимо вузов (образовательных организаций высшего образования) право создания клиник теперь получат также научные организации (изменения в часть 1 статьи 23). Оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе смогут как студенты юридических факультетов, институтов, вузов, так и аспиранты, обучающиеся по научным специальностям группы «Право», но при соблюдении конкретных условий (изменения в часть 5 статьи 23). К таким условиям относятся следующие ограничения:

1) студенты и аспиранты должны пройти не менее половины срока получения образования (если, например, соответствующим образовательным стандартом установлен срок обучения 4 года, то с гражданами в клинике могут работать обучающиеся после второго курса). Считаем, что даже этот срок подготовки является маленьким для студентов. Основные курсы по материальным и процессуальным отраслям права они смогут пройти только к середине третьего курса;

2) студенты не должны иметь академической задолженности (и это правильно).

Еще нововведение: образовательная или научная организация должны будут о создании юридической клиники уведомить в 10-дневный срок территориальный орган Минюста России. В уведомлении необходимо будет указать: дату и адрес юридической клиники, электронную почту, контактный телефон; полное наименование клиники; адрес, по которому будет осуществляться прием граждан; сведения об организации (образовательной или научной), создавшей клинику (полное наименование, государственный регистрационный номер, адрес, сведения о лицензии на образовательную деятельность); информацию о видах юридической помощи и категориях граждан; а также должны быть перечислены правовые вопросы, по которым будет оказываться бесплатная помощь. Последнее требование может ограничить сферу деятельности юридических клиник.

Минюст России на основании данной информации будет формировать список юридических клиник и размещать его в сети «Интернет» на своем сайте.

Порядок ведения данного списка и его размещения на официальном сайте определен Приказом Минюста России от 19 августа 2022 г. № 166. Такой список должен вестись не только в электронном виде, но и на бумажном носителе (в случае несоответствия информации приоритетными будут считаться бумажные носители, а электронные записи должны быть исправлены). Данным приказом определены правила:

- направления территориальным органом Минюста России в Министерство информационной карты, в которой содержатся сведения о создании клиники;

- ведения учетного дела юридической клиники;

- формирования порядкового номера юридической клиники (при ведении списка);

- внесения в список сведений о юридической клинике, их изменения и удаления, и др.

К сожалению, приказ № 166, который вступит в силу 26 декабря 2022 г. одновременно с вышеуказанными законодательными поправками, не устранил пробел, допущенный в Федеральном законе № 215-ФЗ: по-прежнему непонятно, что делать юридическим клиникам, созданным до принятия изменений в закон (приказ регулирует обязанность образовательной или научной организации уведомить Минюст только о создании клиники, но во многих вузах они уже созданы и функционируют). Получается, чтобы информация о юридической клинике была на официальном сайте Минюста России, стоит направить уведомление, даже если клиника уже давно создана.

Еще один приказ Минюста (от 19 августа 2022 г. № 167) также касается юридических клиник (студенческих консультативных бюро, студенческих юридических бюро и др.), которые могут быть субъектами оказания бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов.

Проведенный анализ показывает, что действующее законодательство не устанавливает обязанности создавать юридические клиники. Образовательные организации сами определяют необходимость создания таких структурных подразделений, их форму и содержание деятельности. Но для эффективного осуществления юридическими клиниками социальной миссии важно значительное их финансирование. В связи с этим, необходимо основательное законодательное регулирование деятельности юридических клиник в России.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 27. Ст. 4616.

4. Батюк В.И., Галузо В.Н. «Юридическая клиника» как форма бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: нонсенс или реальная необходимость? // Право и государство: теория и практика. 2016. № 1 (133). С.28-31.

5. Лукьянова И. Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. №

2. С. 9-11.

6. Усманова Е. Ф. Формирование навыков примирительной речевой коммуникации при обучении студентов в юридической клинике // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ, 2021. - С. 441-446.

7. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Технико-юридическая экспертиза как форма оценки качества законопроектов и законодательных актов // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 41 -44.

8. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 898-906.

References:

1. Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 "On free legal aid in the Russian Federation" (with amendments and additions) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 48. St. 6725.

2. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1).

Article 7598.

3. Federal Law No. 215-FZ of June 28, 2022 "On Amendments to the Federal Law "On Free Legal Aid in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 27. St. 4616.

4. Batyuk V.I., Galuzo V.N. "Legal clinic" as a form of free legal aid in the Russian Federation: nonsense or a real necessity? // Law and the State: theory and practice. 2016. No. 1(133). pp.28-31.

5. Lukyanova I. N. Modern legal clinical education in Russia: achievements and prospects // Legal education and science. 2015. No. 2. pp. 9-11.

6. Usmanova E. F. Formation of skills of conciliatory speech communication when teaching students in a legal clinic // Pedagogical activity as a creative process : Materials of the All-Russian Scientific and practical conference (with international participation). - Makhachkala: ChSPU, ALEF, 2021. - pp. 441 -446.

7. Khudoikina T.V., Lukyanov A.A. Technical and legal expertise as a form of assessing the quality of bills and legislative acts // Gaps in Russian legislation. 2011. No.

6. pp. 41-44.

8. Shugrina E.S. Legal clinic in Russia: new or well-forgotten old? // Actual problems of Russian law. 2013. No. 7. pp. 898-906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.