Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЗАНЯТИЕ / НАВЫКИ / ЗНАНИЯ / КЛИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худойкина Татьяна Викторовна

В статье раскрываются практико-ориентированные технологии юридического обучения студентов. Наиболее эффективной такой технологией является практический тренинг, включающий целую серию занятий, состоящих из: показательного выступления; тренировочного приема клиента; разбора фабулы дела; завершающего занятия. Отдельными практическими технологиями, применяемыми в рамках юридического обучения, могут быть: сотрудничество с практическими работниками; организация и проведение тематических семинаров; выездные мероприятия и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING LAW STUDENTS

The article reveals the practice-oriented technologies of legal education of students. The most effective such technology is practical training, which includes a whole series of classes consisting of: demonstration performance; training reception of the client; analysis of the plot of the case; the final lesson. Individual practical technologies used in the framework of legal training can be: cooperation with practitioners; organization and holding of thematic seminars; field events, etc.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_151 УДК 347

ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES TRAINING OF LAW STUDENTS

ХУДОЙКИНА Татьяна Викторовна,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правовых дисциплин Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. 430000, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: thudoykina@mail.ru;

KHUDOYKINA Tatyana Victorovna,

Doctor of Law, Professor, Chair of the legal disciplines National Research Ogarev Mordovia State University. 430000, Russia, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevistskaya, 68. E-mail: thudoykina@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке внутривузовского научного гранта в области гуманитарных, естественных и инженерно-технических наук ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», проект № г/б 15-22.

Краткая аннотация: в статье раскрываются практико-ориентированные технологии юридического обучения студентов. Наиболее эффективной такой технологией является практический тренинг, включающий целую серию занятий, состоящих из: показательного выступления; тренировочного приема клиента; разбора фабулы дела; завершающего занятия. Отдельными практическими технологиями, применяемыми в рамках юридического обучения, могут быть: сотрудничество с практическими работниками; организация и проведение тематических семинаров; выездные мероприятия и др.

Abstract: the article reveals the practice-oriented technologies of legal education of students. The most effective such technology is practical training, which includes a whole series of classes consisting of: demonstration performance; training reception of the client; analysis of the plot of the case; the final lesson. Individual practical technologies used in the framework of legal training can be: cooperation with practitioners; organization and holding of thematic seminars; field events, etc.

Ключевые слова: технология, юридическое обучение, практико-ориентированное обучение, студенты, занятие, навыки, знания,

клиент.

Keywords: technology, legal training, practice-oriented training, students, occupation, skills, knowledge, client.

Для цитирования: Худойкина Т.В. Технологии практико-ориентированного обучения студентов-юристов//Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 151-152. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_151.

For citation: Khudoykina T. V. Practice-oriented technologies training of law students // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 151-152. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_151.

Статья поступила в редакцию: 04.10.2022

Любой процесс преподавания должен развиваться и совершенствоваться. Традиционное объяснительное обучение должно заменяться новыми технологиями. В этом плане практико-ориентированное (клиническое) обучение является важным направлением модернизации юридического образования [3, с. 124]. Оно дает возможность студентам-юристам научиться самостоятельно и эффективно оказывать юридические услуги.

Технология - это совокупность приемов, методов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Любая образовательная технология включает различные методы и приемы преподавания [4 с. 45].

Практико-ориентированное юридическое обучение предполагает использование интерактивных методов обучения, т.е. более интенсивных технологий, которые могут заинтересовать студентов-юристов в процессе овладения знаниями. К ним можно отнести: практические тренинги, сотрудничество с практическими работниками, организация и проведение тематических семинаров, выездные мероприятия, когнитивные дискуссии (переработка информации в процессе обсуждения), разбор фабул, игровые методики (деловые, ролевые, имитационные), анализ казусов, работа в малых группах, мозговой штурм, анализ и самооценка собственных действий и т.д. Возможны и многие другие образовательные технологии: направляемая дискуссия, форум, симпозиум, дебаты, переговоры, демонстрация, творческие задания, дерево проблем [2, с. 907].

По нашему мнению, наиболее эффективной образовательной технологией, используемой в процессе юридического клинического обучения (работы в юридических клиниках), является практический тренинг [5, с. 14-16]. Он может включать целую серию аудиторных занятий, состоящих из: 1) показательного выступления; 2) тренировочного приема клиента; 3) разбора фабулы дела; 4) завершающего занятия.

Первое занятие - показательное выступление. Представляет собой демонстрацию наиболее правильного варианта приема клиента. Как правило, её могут осуществить клиницисты, работающие в клинике не первый год для клиницистов только начинающих обучение. Важнейшая роль в данной форме обучения принадлежит заключительному обсуждению, в котором обучающиеся совместно обсуждают все плюсы, минусы и результаты продемонстрированного интервьюирования, соотносят имитационную модель и реальность.

Такой метод позволяет проанализировать и усвоить основные этапы интервьюирования. Для большей эффективности можно записать «идеальный» прием клиента на видео и воспроизводить на интерактивной доске с помощью проектора.

Второе занятие - тренировочный прием клиента. Данный метод представляет собой «ролевую игру», в которой клиентов изображают студенты, уже работающие в качестве консультантов в клинике, а их прием осуществляют обучающиеся клиницисты. При этом используются ре-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

альные юридические дела, которые уже были разрешены в рамках оказания бесплатной юридической помощи. В процессе тренировки студент-клиницист должен: скоординировать все свои навыки и теоретические знания; представлять образ конкретного лица; понимать действия и оценивать обстановку; находить правильную линию поведения.

Главные задачи данного метода: привить студенту навык ориентировки в различных обстоятельствах и навык объективного анализа своего поведения; научить студента учитывать тип клиента и устанавливать с ним контакт.

Третье занятие - разбор фабулы дела. В рамках данного этапа обучающиеся самостоятельно решают правовые проблемы, консультируются с преподавателями и готовят необходимые юридические документы.

Четвертое занятие - завершающее. В итоге при повторной встрече с «клиентом-актером» обучающийся клиницист консультирует его полностью как реального клиента. В дальнейшем происходит разбор ошибок и групповое обсуждение проблемных моментов, с которыми столкнулись «новички» в процессе работы с клиентом.

Описанная технология обучения позволяет максимально уменьшить вероятность совершения ошибок студентами при приеме клиентов и усовершенствовать процесс подготовки будущего юриста.

Отдельными технологиями, применяемыми в рамках практико-ориентированного юридического обучения, являются: сотрудничество с практическими работниками; организация и проведение тематических семинаров; выездные мероприятия и др.

Привлечение студентов к сотрудничеству с судебными органами и правозащитными организациями дает возможность перенять опыт специалистов и повысить уровень своих знаний, что, в свою очередь, помогает сводить к минимуму выражение практических работников: «забудьте все, чему вас учили в вузе». Сотрудничество можно осуществлять в форме дежурства студентов-клиницистов в различных органах государственной власти, например, в прокуратуре, в общественной приемной полномочного представителя Президента РФ, в муниципальных учреждениях и др.

Ещё одной эффективной технологией практического обучения является проведение тематических семинаров по различным правовым вопросам для студентов неюридических факультетов вуза. Такой вид работы не только позволяет проинформировать простым способом о важных правовых вопросах, но и дает возможность сделать рекомендации по различным юридическим проблемам.

Применение данной технологии имеет двойное значение. Оно способствует:

- во-первых, студентам-юристам во время подготовки к семинару совершенствовать свои знания в конкретных отраслях права;

- во-вторых, осуществлять правовое информирование студентов неюридических направлений подготовки и специальностей.

Самостоятельной образовательной технологией практического юридического обучения может быть организация работы в выездном

формате с целью правового просвещения населения.

Современное клиническое обучение должно объединять многие блоки учебных дисциплин и отраслей права, приближать подготовку студентов-юристов к реальным условиям профессиональной деятельности различных направлений [1, с. 61].

Практико-ориентированное юридическое обучение направлено на изменение самого вектора подготовки студентов. В рамках традиционного образования студент получает теоретические знания и только на практике понимает, каким образом они могут применяться. Работа в клинике предлагает студенту решить конкретную жизненную ситуацию. В процессе ее решения обучающийся сам начинает понимать, каких теоретических знаний ему не хватает, что надо изучить, узнать, посмотреть.

Следовательно, процесс обучения начинает двигаться наоборот: от практики к теории, а потом снова от теории к практике, но уже на качественно новом, более высоком, уровне.

Юридическая клиника должна гарантировать клиентам качественную помощь. Достижение этой цели возможно только путем улучшения навыков и знаний консультирующих студентов.

Таким образом, предлагаемые технологии позволяют обеспечить практический подход к юридическому обучению. Особенно в сложный современный период необходимо уделять постоянное серьезное внимание модернизации образовательного процесса, которое должно быть направлено на эффективную подготовку социально-ориентированного поколения юристов.

Библиогра фия:

1. Колонтаевская И. Ф. Современные формы и методы практико-ориентированного обучения юристов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. 2017. № 3 (12). С. 58-62.

2. Нарутто С. В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 907 - 916.

3. Худойкина Т.В., Лысенко В.В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 1 (86). С. 124-137.

4. Шугрина Е.С. Особенности использования образовательных технологий и организации обучения на базе юридических клиник // Современное право. 2014. № 10. С. 45-54.

5. Hudoykina T.V., Evteeva S.G. The free qualified legal aid in russia: theoretical and practical problems // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2013. Т. 6. № 1. С. 11-17.

References:

1. Kolontaevskaya I. F. Modern forms and methods of practice-oriented training of lawyers // Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Series 2. Legal Sciences. 2017. No. 3 (12). pp. 58-62.

2. Narutto S. V. Educational technologies in the legal clinic // Actual problems of Russian law. 2013. No. 7. pp. 907 - 916.

3. Khudoikina T.V., Lysenko V.V. Development of clinical training as an important component of modernization of legal education // Integration of education. 2017. Vol. 21. No. 1 (86). pp. 124-137.

4. Shugrina E.S. Features of the use of educational technologies and the organization of training on the basis of legal clinics // Modern law. 2014. No. 10. pp. 45-54.

5. Hudoykina T.V., Evteeva S.G. The free qualified legal aid in russia: theoretical and practical problems // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2013. Vol. 6. No. 1. pp. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.