Научная статья на тему 'Законодательное регулирование деятельности федеральных и региональных государственных органов, осуществляющих функции по охране животного мира: состояние и перспектива'

Законодательное регулирование деятельности федеральных и региональных государственных органов, осуществляющих функции по охране животного мира: состояние и перспектива Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАУНА / ЖИВОТНЫЙ МИР / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Афет Максимович

Автор рассматривает наиболее актуальные правовые аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности фауны, проблемы предупреждения преступлений против животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование деятельности федеральных и региональных государственных органов, осуществляющих функции по охране животного мира: состояние и перспектива»

Максимов Афет Максимович

кандидат юридических наук, докторант кафедры уголовного права и криминологии

Кубанского государственного университета

(тел.: 89282398135)

Законодательное регулирование деятельности федеральных и региональных государственных органов, осуществляющих функции по охране животного мира: состояние и перспектива

Аннотация

Автор рассматривает наиболее актуальные правовые аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности фауны, проблемы предупреждения преступлений против животного мира.

Annotation

The author considers the most actual legal aspects of the criminal policy in the sphere of safety of fauna, problems of the prevention of crimes against fauna.

Ключевые слова: уголовная политика, правовое обеспечение, безопасность, фауна, животный мир, водные биологические и охотничьи ресурсы.

Key words: the criminal policy, legal maintenance, safety, fauna, water biological and hunting resources.

Важнейшей предпосылкой эффективности уголовной политики является ее правовая обеспеченность. Этим и определяется актуальность первого блока уголовной политики - правового, т.е. создание действенной правовой базы, направленной на обеспечение охраны и рационального использования водных биологических ресурсов мирового океана и сопредельных морей, а также объектов охоты, и прежде всего особей, находящихся на грани вымирания. Это особо актуально для исследуемого направления деятельности российского государства, общества. При этом следует отметить, что определяющим в правовом блоке является материальное уголовное право. Однако эффективность уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за преступные посягательства против животного мира, эффективность предупреждения данного вида преступлений в полной мере зависит от полноты, обоснованности и рациональности нормативно-правовых актов, регулирующих

отношения в области охраны животного мира. Именно эти правовые документы создают бланкетную базу для установления содержания исследуемых уголовно-правовых норм, а также необходимые предпосылки для организации и тактики предупреждения преступлений против животного мира.

Процесс правотворчества в условиях проведения правовой реформы в России сопряжен с интенсивным обновлением всех отраслей права, в том числе уголовного права. Построение в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими отношениями системы норм права, обеспечивающих стабильность и правопорядок в обществе, требует от законодателя создания на основе выработанных теорией и практикой правил, приёмов эффективных по форме и совершенных по содержанию законов [1].

К сожалению, законодатель не в полной мере оправдал надежды избирателей. Государственная Дума оценивает свою работу количеством, а не качеством принимаемых законов. По мнению большинства практических работников и

155

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА представителей теории, действующее законодательство России не является системным. Не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведёт к нарушению "внутренней логики" отраслей законодательства. Наличие противоречий, несогласованностей внутри единой системы российского законодательства имеет место даже в области регулировании однородных отношений. Данное обстоятельство значительно снижает его эффективность и авторитет [2]. Мы полагаем, что следует согласиться с мнением профессора А.А. Зелепукина, что "несовершенство и кол-лизионность законодательства отрицательно сказываются на работе государственных органов и должностных лиц по решению стоящих перед ними задач, ослабляют режим законности, снижают уровень правопорядка в стране. Всё это свидетельствует о неэффективности правового регулирования" [3].

Постоянные изменения в законодательстве, и не только в уголовном, создание новых нормативных правовых актов, внесение изменений в существующие, отмена их - все это в значительной мере дестабилизирует законодательство, нарушает его структуру и изменяет соотношение и взаимодействие нормативных правовых актов. Как отметил министр юстиции РФ, "количество действующих сегодня нормативных актов, которые содержатся в федеральном реестре, уже тяготеет к 300 тысячам. Такой огромный пакет нормативных актов, часто не очень стыкующихся друг с другом, не идет на пользу правоприменительной практике. Противоречивость законодательства, его сложность, его объем являются одной из, если не прямых, то, по крайней мере, косвенных причин так называемого правового нигилизма, когда правоприменители боятся применять закон, подчас просто не знают, как к нему подступиться" [4].

Проблемы охраны животных, обитающих на огромной сухопутной территории, а также котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих, водных биологических ресурсов обрели глобальный характер. При этом нельзя не учитывать того, что Россия играет важную роль в решении глобальных международных экологических проблем [5]. Поэтому правовое обеспечение безопасности животного мира необходимо рассматривать на трех уровнях: а) международном, б) общегосударственном, в) региональном [6]. При этом мы полагаем, что целесообразно учитывать и опыт зарубежного законодательства (экологического и уголовного).

Всемирный фонд дикой природы сформулировал пять ключевых вызовов, которые

стоят в настоящее время перед Россией. Среди них на втором месте названо природоохранное законодательство, которое, по мнению экспертов, несмотря на большое количество пропагандистских высказываний, меняется очень медленно. Сложившееся положение свидетельствует о том, что имеет место нарушение одних из главных требований к правовому регулированию - его системности и стабильность. Системность правового регулирования требует периодического упорядочения законов и подзаконных актов, удаления повторений, коллизий, недействующих постановлений, унификации предписаний и приведение их в соответствие друг с другом, т.е. приведение нормативных правовых актов в определенную структурную упорядоченность. Систематизация представляет собой внесение в массив нормативных правовых актов порядка, размещение их в соответствии с определенным критерием. Законодательство нуждается в периодическом проведении систематизаций различного уровня и формы.

Эти слова в полной мере относятся к рассматриваемой проблеме правового обеспечения безопасности животного мира. Так, в основополагающие Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О животном мире", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодатель регулярно вносил коррективы. Последние масштабные изменения во все эти законы были внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Основополагающим нормативно-правовым актом для всех отраслей права является Конституция Российской Федерации, определяющая основные направления законотворческой деятельности во всех областях и на всех уровнях. Не является исключением и правотворчество в сфере охраны экологии, животного мира. Так, в п. "е" ст. 71 Конституции установлено, что в ведении Российской Федерации находится "установлении основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации". Конкретная реализация федеральной политики и соответствующих программ возложена на правительство России,

которое согласно п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии".

В соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", редакция которого в дальнейшем была уточнена Федеральными законами от 22.08. 2004 № 122-ФЗ, от 29.12. 2004 № 199-ФЗ и Федеральным законом 18 июля 2011г. № 242-ФЗ. Этот Закон конкретизировал основные положения Конституции, касающиеся охраны природы. Прежде всего, это касается установления основных принципов охраны окружающей среды и ее объектов (ст. 3-4 Закона). В ранге одного из важнейших в социальном плане принципов закон устанавливает "запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Следующее принципиальное значение имеют положения настоящего Закона, в которых достаточно четко определены полномочия в сфере охраны природы органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 5-10 Закона).

Для осуществления профилактической деятельности особую значимость имеет гл. 11 закона, наименование которой в новой редакции следующее: "Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды". Существенно изменены редакции ст. 65 закона "Государственный экологический контроль", ст. 66 "Права должностных лиц органов государственного надзора", предоставляющие широкие возможности эффективно осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере охраны животного мира.

Положения Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" конкретизируются в законах, регламентирующих отношения в различных областях окружающей среды: природных ресурсов, флоры, фауны. В рамках нашего исследования основным

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА нормативно-правовым актом общефедерального уровня является Федеральный Закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г., регламентирующий отношения в области рыболовства и охоты. Этот Закон откорректирован и дополнен Федеральными законами от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" [7], от 6.12.2007 г. № 333-ФЗ и Федеральным законом 18 июля 2011г. № 242-ФЗ.

В преамбуле данного Закона определено, что основными его целями являются "регулирование отношений в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды". Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Такими словами в преамбуле к Закону определяется место и значение животного мира для современной цивилизации.

В главе 1 "Общие положения" дано определение животного мира как "совокупности живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации". Сформулировано понятие объекта животного мира - это организм животного происхождения (дикие животные, птицы, рыба и т.д.) или их популяция. Указано, что объекты животного мира могут быть использованы для изучения, добываться для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Но любой вид использования не должен приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и не нарушать условия воспроизводства и

157

устойчивого существования объектов животного мира.

Закон чётко формулирует понятия среды обитания животного мира, его охраны, круга пользователей. Пользователи животного мира -граждане и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться объектами животного мира. Важным положением Закона является закрепление принципа, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. В Законе определяются и разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов

государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправлении в области охраны и использования животного мира. В Законе предусмотрено также участие коренных малочисленных народов и этнических общностей в охране и использовании объектов животного мира, сохранении и восстановлении среды их обитания, а также участие граждан и юридических лиц в этом процессе.

Особое внимание в Законе уделено охране объектов животного мира и среды их обитания. Этому вопросу посвящена отдельная глава 3 Закона "Охрана объектов животного мира и среды их обитания". Последующие главы Закона рассматривают другие не менее важные проблемы, связанные с обеспечением безопасности животного мира: о правах и социальной защите лиц, осуществляющих охрану животного мира и среды его обитания; вопросы пользования животным миром и другие.

Примечательным в содержании данного Федерального Закона является то, что всё его содержание направлено, в первую очередь, на охрану, а затем уже на использование объектов животного мира. Этим пронизана каждая глава, каждая статья Закона. И, безусловно, при скрупулёзном и точном исполнении положений этого закона можно было бы сохранить окружающий нас животный мир для потомков, а также эффективно использовать его богатства и для ныне живущих поколений.

Положения ранее действовавшего Закона "О животном мире", как уже отмечено выше, скорректированы, кроме того закон дополнен иными статьями. Так, в ст. 1 этого Закона был внесён имеющий принципиальное значение абзац, определяющий направления контрольных и надзорных функций: "государственный контроль и надзор - осуществление проверки соблюдения

законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания". Однако уже 18 июля 2011 г. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" были внесены существенные изменения, которые коснулись не только наименования, но и, в определенной степени, содержания. Так, вместо государственного контроля и надзора законодатель посчитал более правильным говорить о "федеральном государственном надзоре", соответственно во все нормы, посвященные этой деятельности, внесены соответствующие изменения [8]. Статья 16 закона называется "Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания". Функции надзора возложены на уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как видим, контрольные функции в рассматриваемой сфере законодатель не устанавливает ни для федеральных органов, ни для органов субъектов Российской Федерации. Однако в других нормах закона контрольные функции все-таки прописаны. Например, дополнительно в Закон "О животном мире" была внесена ст. 6-1 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира". В ней был определён круг этих полномочий, которые касаются в основном регионального правотворчества:

принятие законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с настоящей статьёй;

осуществление контроля за их исполнением; учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;

участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти".

Кроме того, необходимо отметить, что законодатель, подчеркивая важность и значимость регионального законотворчества,

указал на необходимость заменить в редакции ряда статей прежнего Закона слова "территориальные" на слова "региональные". Подобный подход законодателя, наделившего региональные власти дополнительными правами, способствует более оперативному и конкретному решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности животного мира. В то же время, он может сопровождаться ростом числа правонарушений, что требует, по нашему мнению, усиления контроля со стороны Федеральной власти.

Подверглась корректировке и ст. 6 Закона "О животном мире", закрепляющая полномочия органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счёт субвенций из федерального бюджета, и отграничивающая от полномочий Федерального агентства по рыболовству. К ним отнесены полномочия в области охраны и использования объектов охоты, а также водных биологических ресурсов.

До 2004 г. Закон "О животном мире" был основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере рыболовства и охоты, за исключением правового регулирования проблем озера Байкал. Так, 1 мая 1999 г. был принят Федеральный Закон "Об охране озера Байкал" № 94-ФЗ [9]. В Законе сказано: "Настоящий Федеральный Закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия". В 4-х главах закона, включающих 26 статей, был закреплен ряд важнейших положений, призванных вместе с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обеспечить пра-вовое регулирование охраны озера Байкал. Статья 8 названного закона "Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений" устанавливает порядок добычи омуля, нерпы, других видов водных животных, распространённых только в озере Байкал (кроме водных животных и растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации). Допустимые объёмы вылова (добычи) этих животных и растений, сроки, перечень орудий вылова определяются Правительством Российской Федерации или специально уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Особенности же охраны перечисленных выше байкальских богатств

устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Начиная с 2004 г. положение с правовым регулированием деятельности по обеспечению безопасности животного мира, соответственно, осуществления рыболовства и охоты кардинально меняется. При этом с учетом существенного различия в подходах к правовому регулированию обеспечения охраны водных биологических ресурсов и животных, обитающих на огромной сухопутной территории России, т. е. объектов охоты, рассмотрим эти подхо-ды дифференцировано.

Нормы Федерального закона "О животном мире", посвященные охране водных биологических ресурсов, получают конкретизацию в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 26 ноября 2004 г. №166-ФЗ, который за семь лет действия изменялся 5 раз. Прежде всего, следует отметить статью 3 Федерального закона, закрепляющую систему нормативно-правовых актов о водных биоресурсах. Она включает в себя следующие правовые документы:

1) законодательные акты, т.е. настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;

2) указы Президента Российской Федерации, регулирующие отношения в области рыболовства, а также сохранения водных биоресурсов;

3) постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации;

4) нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые принимаются в пределах своих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов ^^

159

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА субъектов Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, издаваемые в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Этим же законом установлено, что источником норм права в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются международные договоры Российской Федерации (статья 4) [10].

После этого, начиная с 2005 г. и по настоящее время, принята масса нормативно-правовых документов, направленных на охрану отечественной фауны. Следует еще раз отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 333 - ФЗ от 06. 12. 2007 г. была изменена прежняя редакция ст. 256 УК РФ "Незаконная добыча водных животных и растений", которая стала звучать как "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов".

6 апреля 2007 года был принят Федеральный закон №65-ФЗ от 1 мая 2007 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" [11]. В статье 11 "Цели стандартизации" отмечено, что одной из целей стандартизации, наряду с иными, является "повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений".

Последние довольно значимые коррективы в рассматриваемый нормативный акт были внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Законодатель включил новую главу под наименованием "Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" (5-1).

Таким образом, в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов, несмотря на отдельные неудачные решения (например, в области любительского и спортивного рыболовства), в конечном итоге была создана довольно развитая правовая система. К сожалению, в этот период проблемам правового регулирования охоты, обеспечения безопасности сухопутного животного мира внимания уделялось недостаточно. Причем самый главный недостаток состоял в том, что до 2009 г. не было принято

специального закона, посвященного правовому регулированию в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Отсутствовал специальный орган, наделенный функциями организации охотничьего хозяйства, наподобие "Федерального агентства по рыболовству". Принятие ведомственных разовых правовых документов, естественно, не могло решить проблемы стабильности правового регулирования отношений в области обеспечения животного мира. Для реализации государственной доктрины (стратегии) борьбы с экологической преступностью, в которой важнейшим звеном будет обеспечение безопасности животного мира (водного и сухопутного), необходим другой уровень правового регулирования - законодательный. Эту роль выполнил Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [12], разработка и принятие которого явилось важным этапом развития правового регулирования в области охоты и охраны охотничьих ресурсов в стране. Таким образом, законодателем был восполнен серьезный пробел в системе правового регулирования обеспечения безопасности животного мира на территории Российской Федерации.

Значимость данного закона заключается, прежде всего, в том, что в нем закреплены основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Так, в ст. 2 отмечено, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах:

1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

2) установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учётом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;

3) участие граждан, а равно их общественных объединений в подготовке управленческих решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, которое должно осуществляться в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации);

4) учёт интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

5) использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными;

6) гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;

7) определение объёма добычи охотничьих ресурсов с учётом экологических, социальных и экономических факторов;

8) платность пользования охотничьими ресурсами.

Федеральный закон РФ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет пределы правового поля данного направления деятельности государства и общества. В статье 3 закона сказано: "Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

18 июля 2011года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора)и муниципального контроля" были внесены изменения и в закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Изменения коснулись, в основном, также порядка осуществления надзорных и контрольных функций. Применительно к данному нормативно-правовому акту законодатель поступил иначе. Соответствующая гл. 8 этого закона была названа следующим образом: "Федеральный государственный охотничий надзор и производственный охотничий контроль". Статье 40 придано наименование - "Федеральный государственный охотничий надзор".

Как представляется, столь частые и не всегда п р о д у м а н н ы е изм енен ия т а к и х в а ж н ы х Федеральных законов можно, в определенной степени, оправдать за счет осложнения криминальной ситуации, которая обусловливает необходимость внесения существенных корректив в законы. Однако следует иметь в виду и те негативные последствия, которые влечет за собой нестабильность законодательного регулирования соответствующей сферы деятельности. Ситуацию осложняет и то, что законодатель вносит в нормативно-правовые акты

изменения, к сожалению, не всегда продуманные и не зачастую не дополняющие, а взаимоисключающие конкретные положения. Эти последствия выступают не только в виде серьезных трудностей при применении соответствующих норм, но и порождают определенный правовой нигилизм, неуважение к законодательным органам.

1.Панько К. К. Основы законодательной техники в уголовном праве России (теория и законодательная практика): Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 5.

2.Концепция развития российского законодательства /Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 1998. С. 5.

З.Зелепукин А.А. Эффективность реализации закона - показатель качества правовой жизни //Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект: Сборник научных трудов. Саратов, 2005. С. 469; Малько А. В. Правовая жизнь: основы теории // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект: Сборник научных трудов. Саратов, 2005. С. 68.

4.Шкель Т. Принудительные работы. Интервью министра юстиции РФ А. Коновалова //Российская газета. 9 сентября 2009 г.

5.Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: понятие, виды, проблемы ответственности: дис. ...докт. юрид. наук. М., 1991. С. 10-12.

6.Максимов А. М. Совершенствование правового регулирования ответственности за незаконную добычу водных животных и растений // Экономика. Право. Печать. Вестник Кубанского социально-экономического института. Краснодар. 2004. №1-3. С. 51-57.

7. Федеральный Закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"//Российская газета. 31 декабря. 2005.

8.Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" //Российская газета. 2011. 25 июля.

9.Федеральный Закон от 1 мая 1999 г. "Об охране озера Байкал"№ 94-ФЗ//Российская газета. 1999. 12 мая.

10.Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов от 26 ноября 2004 года (в ред. Федеральных законов

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ) //Российская газета. 2010. 12 марта.

11.Федеральный закон Российской Федерации №65-ФЗ от 1 мая 2007 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"// Российская газета. 2007. 11 мая.

12.Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 года №209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 1 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.