Максимов Афет Максимович
кандидат юридических наук, докторант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета _(тел.: +79882403888)
Формирование системы субъектов охраны
объектов животного мира как важнейший элемент организации предупреждения преступлений в этой сфере
В статье рассматриваются подходы к определению системы субъектов государственных органов и общественных организаций, реализующих уголовную политику в сфере обеспечения безопасности фауны, предупреждения преступлений против животного мира.
Ключевые слова: организация предупреждения преступлений, субъекты уголовной политики, животный мир, водные биологические и охотничьи ресурсы.
A.M. Maksimov, Master of Law, Doctorant of a Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University; tel.: +79882403888.
Formation of the system of subjects of protection of fauna objects as the most important element of the organization of the prevention of crimes in this sphere
The author considers approaches to definition of the system of subjects of government bodies and the public organizations realizing criminal policy in the sphere of safety of fauna, the prevention of crimes against fauna.
Key words: organization of the prevention of crimes, subjects of criminal policy, fauna, water biological and hunting resources.
Согласно теории управления организационная платформа соответствующего направления деятельности по предупреждению преступности предполагает следующие ее элементы:
1) расстановку сил, т. е. кадровое обеспечение и по вертикали, и по горизонтали;
2) четкое определение функциональных обязанностей должностных лиц разных уровней;
3) информационное обеспечение деятельности всех служб [4, с. 80-82];
4) обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов, решающих задачи по сохранению водных биологических и охотничьих ресурсов и борьбу с преступностью в сфере обеспечения безопасности фауны;
5) осуществление контрольных функций за деятельностью всех структурных подразделений и оказание им методической помощи.
Следовательно, первый элемент организации деятельности по предупреждению преступных посягательств на объекты животного мира предполагает построение четкой иерархии государственных органов, осуществляющих функции по обеспечению безопасности животного мира, его количественному и качественному восстановлению. Вполне естественно,
что это является необходимой предпосылкой эффективности уголовной политики в исследуемом направлении [5, с. 177-179].
Создание научно обоснованной «организационной платформы» обеспечит единый подход к противодействию преступности и обеспечению сохранности водных биологических и охотничьих ресурсов в России, а также явится необходимой предпосылкой создания четкой концепции уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира и решения задач по обеспечению сохранности водных биологических и охотничьих ресурсов. При рассмотрении этого элемента организации необходимо обратить внимание на наличие в России значительного количества контролирующих и надзирающих органов (рыбинспекции, охотинспекции, правоохранительных органов, пограничной, таможенной служб и др.). Однако при отсутствии четкой координации их деятельности и персональной ответственности за результаты работы она не дает должного эффекта [18]. О недостатках взаимодействия контролирующих органов в сфере борьбы с браконьерством в последнее время не раз говорили на заседаниях Государственной Думы, Совета Федерации. Особо остро этот вопрос ставился на заседании Комиссии Сове-
121
та Федерации по взаимодействию со Счетной палатой [3]. Для иллюстрации обстановки было отмечено, что из 11 предписаний Счетной палаты, направленных кабинету министров, правительство отреагировало лишь на 6. Счетная палата отмечает, что из-за высоких налоговых сборов, действующих в России, рыбаки предпочитают нелегально продавать рыбу в зарубежных портах. Ущерб от браконьеров в год оценивается более чем в 500 млн дол. Счетная палата предлагает также упростить процедуру регистрации и проверки отечественных и зарубежных рыболовецких судов, которые заходят в российские порты. Счетной палатой отмечалось, что на момент расследования проверкой этих судов занимаются сразу 24 инстанции. В связи с этим на оформление всех документов и уплату тарифов у рыбаков уходит не менее недели.
Как отмечали М. Королева и Н. Суслова, сложившаяся в последние годы система органов, контролирующих рыбохозяйственную отрасль, многообразна, сложна и не скоордини-рованна, поэтому невысока эффективность ее функционирования. Утрата государственной монополии в данной сфере в последние десятилетия обусловила сложность государственного контроля за этой деятельностью и способствовала развитию крупномасштабного незаконного промысла речных и морских биоресурсов, незаконной добычи объектов охоты. Например, существовавшая ранее система выдачи квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, проведения конкурсов на их получение создавала благоприятные условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, коммерческих организаций. Так, в соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству от 19 декабря 2003 г. № 379/450/462 была создана комиссия, на которую были возложены обязанности по проведению конкурсного отбора биржи с целью продажи долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Оперативные вопросы, связанные с организацией и проведением подобного рода конкурсов, решала рабочая группа, входившая в состав этой комиссии [16]. В результате возникло определенное обезличивание ответственности, что способствовало многочисленным злоупотреблениям. Вследствие этого, спустя несколько месяцев, заместитель председателя комиссии (он же заместитель председателя Комитета по рыболовству) Х., заместители председателя Комитета по рыболовству (в настоящее время - Федеральное
агентство по рыболовству) М. и Т. были привлечены к уголовной ответственности. Нанесенный ими ущерб исчислялся в 38,5 млн дол. [17]. Не вызывает сомнения вывод, что важнейшим элементом организации деятельности по борьбе с преступностью является так называемый «человеческий фактор», т.е. правильная расстановка сил, кадровое обеспечение деятельности и по вертикали, и по горизонтали. Значимость этого элемента организации значительно повышается в условиях реализации уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира, т.к. к решению задач по обеспечению сохранности водных биологических и охотничьих ресурсов в настоящее время привлечены и общественные формирования (казачьи дружины, соответствующие комиссии и др.).
Таким образом, важнейшей проблемой является четкое определение системы субъектов предупреждения преступных посягательств на объекты животного мира. Пункт «б» ч. 1 ст. 72 Конституции России устанавливает, что обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а также охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Отмеченные положения конкретизированы в гл. 2 Федерального закона «О животном мире». Она посвящена регламентации порядка государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира и содержит перечень лиц и органов, осуществляющих государственное управление в области охраны и использования животного мира: Президент и Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в числе которых следует особо выделить суды, органы прокуратуры, следствия и ОВД.
С учетом этого в теории предупреждения преступности предложена классификация субъектов такой деятельности. Мы полагаем, что целесообразно выделить 3 группы субъектов предупреждения преступлений против животного мира. Первую группу составляют органы общей компетенции как субъекты общего предупреждения (общесоциальной профилактики). В эту группу входят, прежде всего, представительные органы Российской Федерации и субъектов Федерации, издающие законы, составляющие правовую базу предупреждения преступлений против животного мира. Туда же группу входит Президент Российской Федерации, утверждающий принимаемые Государственной Думой законы и издающий Указы, в которых определяются стратегические направ-
122
ления борьбы с преступностью. К первой группе субъектов предупреждения относятся и Федеральное правительство, и его министерства. Прежде всего следует выделить Министерство природных ресурсов и экологии России, Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды, который непосредственно обеспечивает организацию управленческой деятельности по охране водных биологических ресурсов и охотничьих ресурсов на федеральном уровне.
Вторую группу субъектов предупреждения преступлений против животного мира составляют неспециализированные федеральные и муниципальные органы. В первую очередь, к ним относятся Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы; департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии. В субъектах Федерации соответствующие функции стали выполнять отделы надзора за особо охраняемыми природными территориями, надзора в сфере охоты и разрешительной деятельности.
Третья группа - специализированные субъекты предупреждения преступлений против животного мира. Именно на эту группу субъектов ложится основная нагрузка по предупреждению преступлений. В настоящей работе мы рассмотрим вторую и третью группы субъектов предупреждения преступлений против животного мира [8].
Роль неспециализированных субъектов заключается в создании правовых и организационных основ предупреждения преступлений против животного мира. Однако эту роль они могут выполнить при условии четкого распределения функциональных обязанностей, обеспечения друг друга информацией оперативного значения и взаимодействия по основным направлениям предупредительной работы. С учетом объема функциональных обязанностей и основных направлений работы к ним, в первую очередь, следует отнести Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы [12], наделенные широкими полномочиями. При этом нельзя не отметить, что иные решения по определению компетенции должностных лиц вызывают соответствующую критику. Например, приказом Федерального агенства по рыболовству от 19 октября 2009 г. № 934 г. был утвержден перечень должностных лиц Ро-срыболовства, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов либо об уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру. Этот пере-
чень чрезвычайно обширный: в центральном аппарате - от руководителя Федерального агентства по рыболовству, его заместителей и до других должностных лиц управления, осуществляющих функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции; в территориальных управлениях Федерального агентства по рыболовству -от руководителя территориальных управлений, его заместителей и до других должностных лиц отделов территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции [12].
Анализ этого нормативного правового акта позволяет нам сделать вывод о том, что он не полностью соответствуют сегодняшним требованиям. Во-первых, он создает предпосылки для хищений безвозмездно изъятых водных биоресурсов и (или) продуктов их переработки, включая икру, определяя такой широкий круг уполномоченных лиц. Во-вторых, он не отвечает требованиям антикоррупционности принимаемых правовых актов, предоставляя возможности для злоупотребления должностными полномочиями.
В 2010 г. объем задач, прав и обязанностей Федерального агентства по рыболовству Правительством Российской Федерации был существенно расширен. В организационную структуру Федерального агентства по рыболовству было принято решение включить 3 управления: 1) науки и образования; 2) правового обеспечения; 3) контроля, надзора, рыбоохраны и воспроизводства. Соответственно такому структурному построению определена компетенция отмеченных управлений, основные задачи и направления управленческой деятельности в сфере рыбного хозяйства, которые были внесены этим постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства» от 2 августа 2010 г. № 589 [7].
В первую очередь были конкретизированы обязанности Федерального агентства по рыболовству в основных направлениях. Одним из важнейших является выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сферах: 1) рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производства и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота; 2) охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охра-
123
няемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; 3) обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.
В целях повышения эффективности деятельности по сохранению водных биоресурсов и привлечения к ней представителей общественности, научных учреждений законом предусмотрено создание бассейновых научно-промысловых советов и территориальных рыбо-хозяйственных советов (ст. 33 ФЗ). Это позволяет консолидировать усилия государственных органов, научных учреждений, трудовых коллективов и общественных формирований по предупреждению преступлений. Бассейновые научно-промысловые советы формируются для каждого рыбохозяйственного бассейна в целях подготовки предложений о сохранении водных биоресурсов, в том числе предложений о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов [15].
Состав и порядок деятельности бассейновых научно-промысловых советов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Кроме бассейновых научно-промысловых советов, в ст. 33 Федерального закона предусмотрена возможность формирования в субъектах Российской Федерации территориальных рыбохозяйствен-ных советов. Состав и порядок деятельности этих советов утверждаются уже органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, что свидетельствует о расширении компетенции региональных властей.
В системе субъектов деятельности по охране животного мира особое место занимают соответствующие межведомственные комиссии, являющиеся, по сути дела, общественными, но наделенные некоторыми властными полномочиями. Подобные формирования, концентрирующие усилия государственных органов, научных учреждений, общественности, способны принести существенную пользу в области охраны животного мира. Однако имеющий место формальный подход к организации их деятельности снижает эффективность результатов. Например, Правительством Российской Федерации было принято постановление «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по Байкалу и ее состава» от 22 марта 1999 г. № 321 [13]. В данном постановлении определена правовая база работы комиссии: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства Россий-
ской Федерации и настоящее Положение. В Положении были сформулированы задачи комиссии, ее права и порядок работы. Комиссия была наделена статусом постоянно действующего органа. Учитывая, что озеро Байкал как природный объект включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Правительство обязывало Комиссию стать своего рода центром, вырабатывающим согласованные действия по реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал, а также обеспечению его экологической безопасности. Однако 17 октября 2000 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации «О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации» № 795 которым упразднялись Правительственная комиссия по природопользованию и охране окружающей природной среды и Правительственная комиссия по Байкалу. В постановлении Правительства не было указано, кому передается круг вопросов, составлявших содержание деятельности ликвидированных комиссий [9].
И только спустя 7 лет в связи с катастрофическим осложнением экологической обстановки в названном регионе Министерство природных ресурсов России вновь возвращается к идее создания аналогичной комиссии и издает приказ «О Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал» от 25 апреля 2007 г. № 114. В приказе было отмечено, что названная Комиссия создается в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 25 апреля 2007 г. № 114 от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2006 г. № 1205-р [10].
Таким образом, законодательное установление было выполнено спустя 8 лет после принятия Закона «Об охране озера Байкал» и через 8 месяцев после подписания распоряжения Правительства Российской Федерации. Этот факт ярко свидетельствует об уровне исполнительской дисциплины в правительственных структурах.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов законодатель определил в гл. 6 Федерального закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Первый высший уровень составляют Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, к которым отнесены следующие:
124
1) регулирование добычи охотничьих ресурсов, в том числе установление нормативов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
2) организация и проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и среды их обитания;
3) утверждение порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, а также его формы;
4) регулирование численности охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5) установление порядка выдачи и аннулирования охотничьих билетов, а также их формы;
6) утверждение правил охоты;
7) определение порядка установления на местности границ зон охотничьих ресурсов;
8) установление порядка реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных охотничьих ресурсов и продукции охоты;
9) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 32 Федерального закона).
В целях более оперативного решения задач по обеспечению безопасности животного мира законодатель предусмотрел передачу осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 33 Федерального закона). Следует отметить, что центральной властью передан органам государственной власти субъекта Российской Федерации достаточно широкий перечень полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, причем некоторые из них продублированы. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся:
1) утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Федерации;
2) разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий;
3) выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты;
5) осуществление иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 34 Федерального закона).
Определенными отдельными государственными полномочиями в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов могут наделяться органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ст. 35 Федерального закона).
Наиболее многочисленной группой субъектов предупреждения преступлений против животного мира является специализированные органы и учреждения. К ним относятся правоприменительные и правоохранительные органы: суд, прокуратура, следственные органы, полиция, федеральная служба безопасности, пограничная и таможенные службы. Кроме того, в эту группу могут быть включены рыбинспекция, органы федерального государственного охотничьего надзора, Государственная охотничья инспекция, органы государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Субъектами федерального государственного охотничьего надзора признаны уполномоченные федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их полномочий, переданных Правительством Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (ч. 2 ст. 40 Закона). В последнее время к деятельности по сохранению природных богатств региональные власти привлекают специализированные общественные формирования. Именно на эти субъекты ложится основная нагрузка по предупреждению преступлений.
Например, расследование и предупреждение преступлений против животного мира на территории Волжско-Каспийского рыбохозяй-ственного бассейна осуществляет Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации. В структуре МВД ряда регионов страны созданы управления по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биологических ресурсов. Так, в Астраханской области функционирует межрегиональное управление полиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов.
В субъектах Российской Федерации изыскивают наиболее оптимальные варианты решения вопросов предупреждения преступлений против животного мира, обеспечения охраны водных биологических ресурсов. Например, проблемы охраны водных биологических ре-
125
сурсов в связи со сложившейся тревожной ситуацией регулярно обсуждаются на заседаниях Совета безопасности Краснодарского края [6].
Большой объем работы по предупреждению преступлений против животного мира выполняют пограничная и таможенная службы. Федеральной службы безопасности Российской Федерации утверждено Положение о порядке реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны по охране животного мира от 26 сентября 2005 г. № 568. Руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России В. Труфанов в своем интервью привел следующие данные: только в 2010 г. осмотрено свыше 30 тыс. судов, задержано за нарушение правил рыбного промысла 142 судна, изъято более 1 200 т рыбной продукции; наложено штрафов и предъявлено исков о возмещении ущерба на сумму свыше 350 млн руб; за первый квартал 2011 г. задержано 42 судна, изъято более 290 т рыбной продукции, возбуждено 157 уголовных дел. Он отметил, что не всегда задержание проходит спокойно. Например, 16 сентября в прибрежных водах Охотского моря патрульное судно задержало рыболовецкую шхуну, которая шла под флагом КНДР. При осмотре инспекторы обнаружили на борту 39 корейцев без документов. В трюмах шхуны нашли около 1,5 т кальмара. Документы на промысловую деятельность и груз отсутствовали. Во время осмотра между пограничниками и членами экипажа шхуны возникла конфликтная ситуация. Для ее пресечения старшим осмотровой группы было применено оружие [2].
В 2012 г. Пограничная служба ФСБ России выявила 60 организованных преступных групп, специализировавшихся на вылове морских биоресурсов в наших морях. Большая часть этих групп носит транснациональный характер, в их состав входят в основном россияне, а также граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Грузии, Монголии, Панамы и других государств. Данные таможенных органов и иностранных контролирующих организаций свидетельствуют о снижении в 2012 г. объемов незаконных поставок в страны только лишь российской крабовой продукции более чем на 30% [1].
25 января 2013 г. министр природных ресурсов и экологии и министр обороны Российской
1. Борисов Т. Крабу стало легче // Рос. газ. 2013.
2. Борисов Т. Сторожевики идут в Арктику (интервью Руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России) //Рос. газ. 2011. 27 мая.
3. Владимиров Д. Море без мафии // Рос. газ. 2005. 18 окт.
Федерации подписали совместный приказ о порядке взаимодействия по обеспечению режима особой охраны природных территорий федерального значения и его основных формах. В этом документе определены основные вопросы, решаемые в процессе взаимодействия воинских частей и природоохранных учреждений. Среди них названа деятельность по предупреждению и пресечению нарушений требований природоохранного законодательства [14].
Таким образом, можно отметить положительную тенденцию в организации природоохранной деятельности. Создание научно боснованной «организационной платформы» обеспечит единый подход к противодействию преступности и обеспечению сохранности водных биологических и охотничьих ресурсов в России, а также явится необходимой предпосылкой создания четкой концепции уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира и решения задач по обеспечению сохранности водных биологических и охотничьих ресурсов.
Однако пока необходимой стабильности в организационном построении системы субъектов общесоциальной профилактики, как и в области правового регулирования, пока не достигнуто. Вряд ли можно ожидать высокой эффективности от деятельности рыболовного ведомства, которое в 1993-2008 г. пережило 8 трансформаций в структуре Правительства. В 2009 г. состоялась 9 трансформация рыболовного ведомства. Федеральное агентство по рыболовству было подчинено Правительству Российской Федерации. В 2012 г. Федеральное агентство по рыболовству в очередной раз вернулось в структуру Министерства сельского хозяйства, и начался новый этап правотворчества в сфере сохранения водных биологических ресурсов [11].
Следует отметить, что в практической работе по предупреждению преступлений против животного мира недостаточно используют потенциал межведомственных комиссий, являющихся по сути общественными, но наделенных некоторыми властными полномочиями. Подобные формирования способны принести существенную пользу в области охраны животного мира. Однако имеющий место формальный подход к организации их деятельности снижает эффективность результатов.
1. Borisov T. Krab became easier // Ros. newsp. 2013.
2. Borisov T. Storozheviki go to the Arctic (interview of the Head of department of a coast guard of Russian Federal Border Service) // Ros. newsp. 2011. May 27.
3. Vladimirov D. The sea without a mafia // Grew. gas. 2005. 18 Oct.
126
4. Зборовский Г. Е., Костина Н.Б. Социология управления: учеб. пособие. М., 2004.
5. Корнев А. В. Управленческие отношения и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования // Общеправовые основы управления органами внутренних дел: курс лекций. М., 2004.
6. Нестеренко Д. Так у нас ничего кроме тюльки не останется // Аргументы и факты. 2011. № 18.
7. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления в сфере рыбного хозяйства: постановление Правительства Российской Федерации от 2 авг. 2010 г. № 589 // Рос. газ. 2010. 13 авг.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. закон от 31 дек. 2005 г. № 199-ФЗ // Рос. газ. 2005. 31 дек.
9. О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 17 окт. 2000 г. № 795 // Рос. газ. 2000. 1 нояб.
10. О Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал: приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 апр. 2007 г. № 114 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3850.
11. Об утверждении перечней видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 окт. 2012 г. № 548 // Рос. газ. 2012. 30 нояб.
12. Об утверждении перечня должностных лиц росрыболовства, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов. Либо об уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру: приказ Федерального агенства по рыболовству от 19 окт. 2009 г. № 934 // Рос. газ. 2009. 16 дек.
13. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по Байкалу и ее состава: постановление Правительства Российской Федерации № 321 // Рос. газ. 1999. 19 апр.
14. Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения по обеспечению режима особой охраны: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
4. Zborovsky G.E., Kostina N.B. Management sociology: study aid. M., 2004.
5. Kornev A.V. Administrative relations and activity of the internal affairs as subject of legal regulation // General and legal bases of management of bodies of internal affairs: course of lectures. M., 2004.
6. Nesterenko D. So at us anything except тюльки doesn't remain // Arguments and the facts. 2011. № 18.
7. About modification of some acts of the Government of the Russian Federation concerning management in the fishery sphere: the resolution of the government of the Russian Federation from Aug 2, 2010. № 589 // Rus. newsp. 2010. Aug., 13.
8. About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of differentiation of powers: the federal law from 31 Dec. 2005. № 199-FL // Rus. newsp. 2005. Dec., 31.
9. About the coordinating and consultative bodies formed by the Government ofthe Russian Federation: the resolution of the Government of the Russian Federation from 17 Oct. 2000. № 795 // Rus. newsp. 2000. Nov., 1.
10. About the Interdepartmental commission on questions of protection of Lake Baikal: the order of the Ministry of natural resources of the Russian Federation from 25 Apr. 2007 № 114 // Col. of legislations of the Russian Federation. 2006. № 36. Art. 3850.
11. About the approval of lists of types of water biological resources concerning which industrial fishery and coastal fishery is carried out: the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation from Oct. 16, 2012. № 548 // Rus. newsp. 2012. Nov., 30.
12. About the approval of the list of officials of Rosfishing, representatives to make the decision on return to the environment of dwelling gratuitously withdrawn water bioresources or about destruction water bioresources, and also products of their processing, including caviar: the order of Federal agency on fishery from 19 Oct. 2009. № 934 //Rus. newsp. 2009. Dec., 16.
13. About the adoption of Provision on the Governmental commission on Baikal and its structure: the resolution of the government of the Russian Federation № 321 //Ros. newsp. 1999. Apr., 19.
14. About the statement of the Order of interaction of military units and the public nature protection institutions in especially protected natural territories of federal value on providing a mode of special protection: the order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation, the Ministry of Defence of the Russian Federation from 25 January. 2013. № 26/39 // Ros. newsp. 2013. March, 22.
127
Министерства обороны Российской Федерации от 25 янв. 2013 г. № 26/39 // Рос. газ. 2013. 22 марта.
15. Об утверждении Порядка рапределения промышленных квот пресноводных водных объектов между субъектами Российской Федерации: приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 21 апр. 2008 г. № 325 // Рос. газ. 2008. 28 мая.
16. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 19 дек. 2003 г. // Рос. газ. 2003. 30 дек.
17. Рос. газ. 2004. 15 июня.
18. Чкаников М. Праздник без икры // Рос. газ. 2009. 16 июня.
15. About the statement of the Order of a distribution of industrial quotas of fresh-water water objects between subjects of the Russian Federation: the orderofthe State committee of the Russian Federation on fishery of 21 Apr. 2008. № 325 // Rus. newsp. 2008. May, 28.
16. The order of the Ministry of economic development and trade of the Russian Federation, the Ministry of the Russian Federation of an anti-monopoly policy and support of business, the State committee of the Russian Federation on fishery from Dec., 19 2003 // Ros. newsp. 2003. Dec., 30.
17. Rus. newsp. 2004. June, 15.
18. Chkanikov M. The holiday without caviar // Ros. newsp. 2009. June, 16.
128