Научная статья на тему 'Правовое регулирование объектов животного мира'

Правовое регулирование объектов животного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5254
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЙ МИР / ОБЪЕКТ ЖИВОТНОГО МИРА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / WILDLIFE / OBJECT OF WILDLIFE / ENVIRONMENT / NATURAL SYSTEM / LEGAL REGULATION / INTERNATIONAL TREATY / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фоменко Вера Леонидовна

В статье исследутся проблемы правового регулирования объектов животного мира. Рассмотрен основной понятийный аппарат (животный мир, объект животного мира), проведен анализ действующего законодательства в области охраны и использования объектов животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of objects of wildlife

This paper deals with the problems of legal regulation of objects of wildlife. Considers the basic conceptual apparatus (wildlife, object of wildlife), the analysis of the current legislation on the protection and use of objects of wildlife.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование объектов животного мира»

Фоменко Вера Леонидовна

старший преподаватель кафедры гражданского права

и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])

Правовое регулирование объектов животного мира

В статье исследутся проблемы правового регулирования объектов животного мира. Рассмотрен основной понятийный аппарат (животный мир, объект животного мира), проведен анализ действующего законодательства в области охраны и использования объектов животного мира.

Ключевые слова: животный мир, объект животного мира, окружающая среда, природная система, правовое регулирование, международный договор, нормативный правовой акт.

V.L. Fomenko, Senior Lecturer of the Chair of Civil Law and Civil Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Legal regulation of objects of wildlife

This paper deals with the problems of legal regulation of objects of wildlife. Considers the basic conceptual apparatus (wildlife, object of wildlife), the analysis of the current legislation on the protection and use of objects of wildlife.

Key words: wildlife, object of wildlife, environment, natural system, legal regulation, international treaty, regulation.

Одним из элементов природной системы является животный мир. Он имеет не только экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, но и культурное, научное, эстетическое и воспитательное значение. Поэтому одна из важных задач государства состоит в том, чтобы путем правового регулирования в области охраны и использования животного мира добиться таких условий его существования, которые обеспечили бы сохранение видового многообразия и целостности сообществ животного мира [1, с. 3-4].

Животный мир определен в ст. 1 Федерального закона «О животном мире» [2] как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, названный федеральный закон определяет правовой статус только диких животных, если они являются элементами окружающей среды и находятся в состоянии естественной свободы, а домашние животные либо дикие животные, находящиеся в неволе (зоопарках, аквариумах), к ним не относятся.

Такое понятие животного мира подвергается критике, поскольку относится лишь к дикой

фауне, что неравнозначно животному миру в целом, к которому принято относить все организмы животного происхождения [3, с. 40]. При этом следует учитывать, что понятия «животный мир» и «объект животного мира» соотносятся как общее и частное. В качестве объекта животного мира рассматривается конкретное животное. Поэтому животный мир следует рассматривать как природный ресурс, а объект животного мира - как конкретный объект [4].

Отечественное законодательство в области охраны и использования животного мира основывается на положениях Конституции РФ, федеральных законов об охране окружающей среды, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов (иных нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона о животном мире).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем установлены законом, то применяются правила международного договора.

Основу правового регулирования отношений в области охраны и использования животного мира составляют ряд международных догово-

59

ров. В этом случае можно назвать Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г. [5]. В качестве целей Конвенции названы сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов, совместное получение на справедливой и равной основе выгод от использования генетических ресурсов.

Другим международным договором является Вашингтонская конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, целью которой является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны путем введения контроля за торговлей этими видами [6]. Для СССР эта Конвенция вступила в силу 8 декабря 1976 г.

Принят ряд международных соглашений, действие которых направлено на охрану конкретного вида, популяции животных. К ним относятся: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики [7], Международная конвенция по регулированию китобойного промысла [8] и др.

Правовое регулирование отношений в области охраны и использования животного мира в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами «Об охране окружающей среды» [9], «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [10].

Федеральным законом об охране окружающей среды введено понятие природных ресурсов; урегулированы вопросы их использования, нормативы допустимого воздействия и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, экологического мониторинга; установлены требования и контроль в области охраны окружающей среды и т.д.

Федеральный закон о животном мире разрабатывался как главный закон в системе так называемого фаунистического законодательства. Он устанавливает основные понятия (животный мир, объекты животного мира, использование и охрана объектов животного мира и др.), регламентирует право собственности на объекты животного мира, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, виды пользования животным миром, виды лицензий, порядок их получения и т.д.

Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов развивает положения закона о животном мире в отношении живых ресурсов водных объектов.

В юридической литературе отмечаются недостатки законодательства о рыболовстве. Критика связана в первую очередь с тем, что многие спорные и насущные вопросы отданы

на уровень подзаконного законодательства (постановление Правительства РФ от 6 октября 2008 г. № 743 «Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон» [11], приказы Росрыболовства и т.п.) или заменяются отсылочными нормами [12, с. 123].

Большой общественный резонанс получило принятие в 2009 г. Федерального закона об охоте [13], который регулирует вопросы использования охотничьих ресурсов - объектов животного мира. В силу межотраслевого характера Федеральный закон о животном мире не решал проблемы формирования государственной политики в сфере охоты и охотничьего хозяйства, однако он прямо указывал, что соответствующие отношения должны регулироваться специальным федеральным законом и связанным с ним законодательством. Вместе с тем, следует отметить, что в сфере охотничьего хозяйства осуществляется достаточно широкий круг видов деятельности, более широкий, нежели только охота и деятельность по сохранению охотничьих ресурсов. Исходя из определения понятия «охотничье хозяйство», закрепленного ст. 1 Федерального закона об охоте, в его содержание входят следующие виды деятельности: по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания; по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере; по закупке, производству и продаже продукции охоты.

В результате возникла необходимость в приведении в соответствие с Федеральными законами о животном мире, об охоте ряда нормативных правовых актов. Законодателем по настоящее время проводится серьезная трудоемкая работа по разработке нормативных правовых актов в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира, а также мониторинга правоприменительной практики в данной отрасли с целью нормативного совершенствования. В частности, был принят Федеральный закон об аквакультуре [14], подготовлен проект Федерального закона № 124510 «О прибрежном рыболовстве» и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Поэтому система фауни-стического законодательства включает в себя не только федеральные законы и подзаконные нормативные акты, но и правовые акты регионального уровня. Так, на территории Краснодарского края действует Закон от 2 декабря

60

2004 г. № 802-КЗ (в редакции от 1 ноября 2013 г. № 2812-КЗ) «О животном мире Краснодарского края» [15].

В этой связи следует обратить внимание на необходимость строгого соблюдения соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному законодательству. В частности, в 2012 г. прокуратурой опротестовано постановление главы Республики Хакасия от 10 августа 2012 г. «Об утверждении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Хакасия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения», вступившее в противоречие с Правилами охоты, утвержденными Минприроды России. В нарушение требований Правил охоты с превышением предоставленных полномочий главой республики были установлены «иные ограничения» по видам используемого оружия на охоту на оленя благородного, кабана, косулю сибирскую, бурого медведя, зайца, лисицу, бобра восточноевропейского и барсука определенными видами орудий охоты, разре-

1. Мечетин Ю.А. Уголовно-правовая охрана животного мира: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

2. О животном мире: федер. закон от 24 апр. 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2013. № 19. Ст. 2331.

3. Веденин Н.Н. Животный мир: проблемы охраны и использования // Журнал рос. права. 2002. № 12.

4. Слепенкова О.А., Бирюкова Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (постатейный). Доступ из справ. правовой «Кон-сультантПлюс», 2013.

5. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.): ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 17 февр. 1995 г. № 16-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.

6. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 549-562.

7. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Лондон, 1 июня 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и кон-

шенных к применению. Однако протест был отклонен, что повлекло обращение прокурора субъекта Российской Федерации в Верховный суд Республики Хакасия с заявлением о признании отдельных пунктов Постановления недействительными. В ходе судебного разбирательства в нормативный правовой акт главой республики внесены соответствующие изменения, и производство по делу прекращено [16, с. 34].

Завершая исследование проблем правового регулирования объектов животного мира, следует еще раз отметить общую тенденцию, характерную для норм законодательства в данной сфере: небольшое количество норм прямого действия, недостаточное регулирование многих вопросов, наличие большого количества отсылочных норм и подзаконных нормативных актов. Вместе с тем, регулирование этих аспектов должно происходить на основе четкой, понятной правовой базы, в которой большинство норм должны являться нормами прямого действия, исключающими их произвольную трактовку.

1. Mechetin Yu.A. Criminal-law protection of wildlife: auth. abstr. ... Master of Law. Chelyabinsk, 2006.

2. On wildlife: fed. law of Apr. 24, 1995 № 52-FL (as amended of May 7, 2013 № 104-FL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 17. Art. 1462; 2013. № 19. Art. 2331.

3. Vedenin N.N. Fauna: challenges for the protection and use // Journal of Russian law. 2002. № 12.

4. Slepenkova O.A., Biryukova T.A. Comments to the Federal law of Apr. 24, 1995 № 52-FL «On wildlife» (itemized). Access from legal reference system «ConsultantPlus», 2013.

5. Convention on Biological Diversity (Rio de Janeiro, June 5, 1992): ratified by the Russian Federation with Federal law of Febr. 17, 1995 № 16-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 19. Art. 2254.

6. Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES (Washington, DC, March 3, 1973) //Coll. of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign states. Moscow, 1978. Iss. XXXII. P. 549-562.

7. Convention on the Conservation of Antarctic Seals (London, June 1, 1972) // Coll. of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign states. Moscow, 1980. Iss. XXXIV. P. 431-437.

61

венций, заключенных с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 431-437.

8. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 дек. 1946 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XIII. С. 370-377.

9. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г. № 27-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; Рос. газ. 2014. 14 марта.

10. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федер. закон от 20 дек. 2004 г. № 166-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г. № 181-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 52, ч. 1. Ст. 5270; 2014. № 26, ч. 1. Ст. 3387.

11. Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон: постановление Правительства РФ от 6 окт. 2008 г. № 743 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 41. Ст. 4682.

12. Глибко О.Я., Лукин А.А., Прищепа Б.В. Современные проблемы нормативно-правового регулирования рыболовства // Тр. Карел. науч. центра Российской академии наук. 2011. № 4.

13. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2013 г. № 396-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735;

2013. № 52, ч. 1. Ст. 6961.

14. Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3440.

15. О животном мире Краснодарского края: закон Законодательного собрания Краснодарского края от 2 дек. 2004 г. № 802-КЗ (в ред. от 1 нояб. 2013 г. № 2812-КЗ) // Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2004. № 24(1). URL: http://admkrai. krasnodar.ru (дата обращения: 05.11.2013).

16. Васичкина О.А. Пресечение нарушений законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам // Законность.

2014. № 8.

8. International Convention for the Regulation of Whaling (Washington, Dec. 2, 1946) // Coll. of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign states. Moscow, 1956. Iss. XIII. P. 370-377.

9. On environmental protection: fed. law of Jan. 10, 2002 № 7-FL (as amended of March 12, 2014 № 27-FL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 2. Art. 133; Rus. newsp. 2014. March 14.

10. About fishing and conservation of aquatic biological resources: fed. law of Dec. 20, 2004 № 166-FL(as amendedofJune28,2014№ 181-FL)// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 52, pt. 1. Art. 5270; 2014. № 26, pt. 1. Art. 3387.

11. On the approval of the Regulations for conservation zones: resolution of the Government of the Russian Federation of Oct. 6, 2008 № 743//Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. № 41. Art. 4682.

12. Glibko O.Ya., Lukin A.A., Prischepa B.V. Modern problems of regulatory fishing // Proc. of the Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. № 4.

13. On hunting and preservation of hunting resources and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of July 24, 2009 № 209-FL (as amended of Dec. 28, 2013 № 396-FL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009. № 30. Art. 3735; 2013. № 52, pt. 1. Art. 6961.

14. On aquaculture (fish farming) and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of July 2, 2013 № 148-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 27. Art. 3440.

15. On wildlife of the Krasnodar Region: law of Legislative Assembly of the Krasnodar Region of Dec. 2, 2004 № 802-CP (as amended of Nov. 1, 2013 № 2812-CP) // Newsletter of Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2004. № 24(1). URL: http://admkrai.krasnodar.ru (date of access: 05.11.2013).

16. Vasichkina O.A. Suppression of violations of laws for the protection and use of wildlife classified as hunting resources // Legality. 2014. № 8.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.