Научная статья на тему 'Уголовный закон как инструмент обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду'

Уголовный закон как инструмент обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕЗАКОННАЯ ОХОТА / НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ЗАКОНОПРОЕКТЫ / CRIMINAL LAW / ENVIRONMENTAL CRIMES / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / ILLEGAL HUNTING / ILLEGAL MINING MINERAL / DRAFT LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аванесян Вилен Витальевич, Случевская Юлия Александровна

В статье рассматриваются нормы Уголовного кодекса РФ на предмет их достаточности для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав человека на благоприятную окружающую среду. Анализируются законодательные инициативы, предполагающие корректировку законодательства в целях повышения эффективности превентивной функции уголовного закона по отношению к экологическим преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аванесян Вилен Витальевич, Случевская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law as a tool for ensuring the human rights to a favorable environment

The article examines the sufficiency of norms of the Criminal Code of the Russian Federation to ensure the constitutional rights of citizens to a favorable environment. Also in the article analyzed draft laws aimed at enhancing the preventive function of criminal law against environmental crimes.

Текст научной работы на тему «Уголовный закон как инструмент обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду»

Аванесян Вилен Витальевич

кандидат юридических наук, Договорно-правовой департамент МВД России (е-таП: [email protected])

Случевская Юлия Александровна

кандидат юридических наук, Санкт-Петербургский университет МВД России (e-mail: [email protected])

Уголовный закон

как инструмент обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду

В статье рассматриваются нормы Уголовного кодекса РФ на предмет их достаточности для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав человека на благоприятную окружающую среду. Анализируются законодательные инициативы, предполагающие корректировку законодательства в целях повышения эффективности превентивной функции уголовного закона по отношению к экологическим преступлениям.

Ключевые слова: уголовное право, экологические преступления, водные биологические ресурсы, незаконная охота, незаконная добыча полезных ископаемых, законопроекты.

V.V. Avanesyan, Candidate of Law, Legal Department of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];

Y.A. Sluchevskaya, Candidate of Law, St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Criminal law as a tool for ensuring the human rights to a favorable environment

The article examines the sufficiency of norms of the Criminal Code of the Russian Federation to ensure the constitutional rights of citizens to a favorable environment. Also in the article analyzed draft laws aimed at enhancing the preventive function of criminal law against environmental crimes.

Key words: criminal law, environmental crimes, aquatic biological resources, illegal hunting, illegal mining mineral, draft laws.

Защита гарантированных Конституцией РФ прав человека на благоприятную окружающую среду - важнейшая задача, стоящая перед государством. В условиях длительного негативного антропогенного воздействия экологические преступления приобретают повышенную опасность, создавая угрозу причинения невосполнимого ущерба окружающей среде, способного привести к необратимым негативным последствиям для всей экологической системы.

Проблема обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду актуальна и для нашей страны. Не случайно в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Указом Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 г. объявлен Годом экологии.

Выступая 28 декабря 2016 г. на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что «человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность. Каждый год в мире умирает... 7-8 миллионов человек в результате загрязнения атмосферного воздуха. Это имеет прямое отношение и к нашей стране. По ряду направлений нагрузка на природу достигла критических значений. ежегодный экономический ущерб доходит до 6% ВВП, а с учетом последствий для здоровья людей - и до 15%» [1].

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и

14

природно-антропогенных объектов (ст. 1). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснил, что гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обеспечивается также путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовую основу обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду образуют нормы гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положения Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»). К числу отраслевых федеральных законов в области охраны окружающей среды можно отнести, в частности, федеральные законы от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимо отметить, что сфера регулирования законодательства об окружающей среде является весьма динамичной. Министр природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донской, выступая 26 мая 2017 г. на Невском экологическом конгрессе, сообщил, что за последние пять лет принято более 60 федеральных зако-

нов и 180 подзаконных актов, направленных на совершенствование системы экологического регулирования [2]. В их число входят и федеральные законы, предусматривающие изменения в уголовное законодательство, актуализация которого имеет приоритетное значение, поскольку наибольший вред окружающей среде причиняется экологическими преступлениями. В связи с этим важным условием защиты прав человека на благоприятную окружающую среду является создание действенной системы нормативных правовых средств противодействия указанным деяниям, а также их эффективное применение.

Уголовный кодекс РФ (далее - УК) в качестве одной из своих задач, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, определяет охрану окружающей среды от преступных посягательств. При этом УК содержит самостоятельную главу, состоящую из 18 статей, в которой установлена ответственность за экологические преступления (гл. 26). Уголовная ответственность предусмотрена, в частности, за загрязнение вод (ст. 250 УК), атмосферы (ст. 251 УК), морской среды (ст. 252 УК), за порчу земли (ст. 254 УК), за незаконные добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК), охоту (ст. 258 УК), рубку лесных насаждений (ст. 260 УК), а также за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК).

Подробному и всестороннему анализу уголовно-правовой характеристики экологических преступлений, а также отдельным ее аспектам посвящено немало научных публикаций [3-8 и др.], в связи с чем данный вопрос представляется возможным оставить за пределами настоящей статьи.

Анализ санкций норм, устанавливающих ответственность за отдельные экологические преступления, свидетельствует об их недостаточной строгости, что обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений в УК. При этом тенденция усиления уголовной ответственности за экологические преступления в области охраны окружающей среды в законодательстве уже прослеживается.

Так, в июле 2016 г. повышены санкции уголовных норм, устанавливающих ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации»), а в июле 2014 г. - за незаконную рубку и уничтожение (повреждение)

15

лесных насаждений (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Однако действующие правовые нормы, как свидетельствуют данные правоприменительной практики, все еще не обеспечивают должного противодействия противоправным посягательствам в сфере экологии и, соответственно, требуемого уровня охраны прав человека на благоприятную окружающую среду.

По данным Минприроды России, в 2016 г. в России выявлено более 56 тыс. нарушений в сфере охотничьего хозяйства, что на 10% больше по сравнению с 2015 г. Нарушения правил охоты приобрели системный характер и имеют устойчивую тенденцию к росту. С 2011 г. количество выявляемых нарушений увеличилось на 21%. При этом ущерб от незаконной добычи охотничьих ресурсов составляет 18 млрд рублей, что превышает объем легально добытой в России продукции охоты, составляющей 16 млрд рублей [9]. По информации Росрыболовства, в 2016 г. пресечено более 123 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, сумма наложенных на нарушителей штрафов превышает 411 млн рублей, изъято 702 тонны незаконно добытых водных биологических ресурсов, 288 тыс. тонн орудий лова [10].

Экологические преступления составляют около 1% от числа всех преступлений, совершенных в стране (в 2015 г. - 1,04%, в 2016 г. -1,09%, за пять месяцев 2017 г. - 1,1%). Несмотря на некоторое снижение показателей экологической преступности, ее уровень остается достаточно высоким.

По данным официальной статистики ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2015 г. зарегистрировано 24,74 тыс. экологических преступлений (-3,1%), в 2016 г. - 23,7 тыс. (-4,7%), за пять месяцев 2017 г. - 9,3 тыс. (-5%).

Материальный ущерб от экологических преступлений в 2015 г. составил 23,4 млрд рублей, в 2016 г. - 21,3 млрд рублей, за пять месяцев 2017 г. - 10,3 млрд рублей. Достаточно большим остается также количество выявляемых административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. МВД России в 2015 г. пресечено 39326 административных правонарушений (-5,5%), в 2016 г. - 29709 (-2,1%), за три месяца 2017 г. -3201 (-34,4%) [11].

Вместе с тем необходимо учитывать, что для экологических преступлений свойственна

высокая латентность, в связи с чем репрезентативность приведенных данных можно считать условной [12, с. 165].

Представляется обоснованным мнение И.Ш. Борчашвили о том, что причинами распространенности экологических преступлений являются, в первую очередь, недостаточность государственного регулирования, несовершенство экономических отношений в области природопользования, противоречия и недостатки планирования и осуществления деятельности промысловой охоты и рыбодобывающей отрасли российского национального хозяйства [13, с. 13]. Указанные факторы предопределяют криминализацию экологической сферы, при этом соответствующие преступные деяния приобретают промышленные масштабы.

По данным Росрыболовства, за 10 месяцев 2016 г. проведено 4860 совместных с МВД России контрольно-проверочных мероприятий, в ходе которых выявлено 3332 нарушения, связанных с оборотом незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов. У нарушителей изъято более 354 тонн незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов, в том числе более 31 тонны осетровых видов рыб, почти 60 тонн лососевых и сиговых видов рыб, около 2 тонн объектов континентального шельфа, 255 тонн прочих видов рыб, более 6 тонн икры ценных и особо ценных видов рыб. В 2015 г. изъято (арестовано) 652 тонны незаконно добытых водных биоресурсов. Также за 10 месяцев 2016 г. территориальными управлениями Росрыболовства направлено в следственные органы 3670 материалов в отношении 3844 лиц для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Количество нарушений, содержащих признаки преступлений, составило 3% от общего числа выявленных нарушений правил рыболовства. По направленным материалам возбуждено 2329 уголовных дел [14].

Вместе с тем правоохранительными органами выявляются и раскрываются в основном единичные очевидные преступные посягательства на окружающую среду. Организаторы и участники преступных групп, входящих в трансграничные и международные преступные сообщества, осуществляющие незаконную добычу, переработку и оборот ценных объектов животного мира и водных биоресурсов, к уголовной ответственности привлекаются крайне редко [15, с. 55].

С учетом приведенных данных правоприменительной практики и обозначенных проблем становится очевидным, что положения уголовного законодательства, предусматривающие

16

ответственность за экологические преступления, требуют корректировки.

Поэтому заслуживает внимания подготовленный МВД России проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации)» [16] (далее - законопроект), который, в том числе, направлен на повышение уровня уголовно-правовой защиты прав человека на благоприятную окружающую среду.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ст. 253 «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ст. 258 «Незаконная охота» УК в целях уточнения признаков отдельных составов преступлений, а также обоснованного усиления их санкций. Кроме того, предлагается дополнить ст. 258 УК примечанием, определяющим величины и порядок исчисления крупного и особо крупного ущербов для указанной статьи в целях унификации подходов к определению величины ущерба, причиняемого экологическими преступлениями (предлагается в качестве крупного ущерба определить размер, превышающий 40 тыс. рублей, особо крупного - 120 тыс. рублей).

Одновременно законопроектом предусматривается дополнение ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» УК нормами, устанавливающими ответственность за незаконные приобретение и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов с использованием средств массовой информации, электросвязи или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»).

Необходимость внесения данного изменения в УК связана с массовыми случаями продажи шкур, костей и прочих дериватов особо ценных диких животных и водных биологи-

ческих ресурсов в сети «Интернет». Предложение о торговле с использованием средств массовой информации и сети «Интернет» распространяется на широкий круг лиц, что ведет к массовому сбыту и уничтожению особо ценных животных.

Указанное предложение поддержано Президентом РФ В.В. Путиным, которому соответствующая законодательная инициатива была доложена министром природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донским в ходе совещания с членами Правительства Российской Федерации 12 октября 2016 г. [17].

Согласно информации, размещенной на официальном сайте www.regulation.gov.ru, законопроект внесен в Правительство РФ.

Существенный вред окружающей среде причиняет также незаконная добыча полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга, полудрагоценных камней или янтаря. Незаконная добыча полезных ископаемых приводит не только к исчерпанию их запасов, но и к тому, что в результате применяемых «варварских» методов добычи (гидроразрыв, взрывные работы) места их залежей становятся непригодными для дальнейшего использования, что наносит колоссальный вред экологии. В частности, только в Калининградской области ежегодная нелегальная механизированная добыча янтаря составляет до 150 тонн [18, с. 5].

По этой причине представляется необходимым установление адекватных мер ответственности, которые снизили бы экономическую привлекательность незаконной добычи полезных ископаемых.

Соответствующие меры содержатся в проекте федерального закона № 1186913-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [19] (в части установления уголовной ответственности за самовольную добычу драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга, полудрагоценных камней или янтаря), внесенном депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ Н.Д. Ковалевым и И.Е. Ко-стуновым (в период исполнения полномочий депутата). Законопроектом № 1186913-6 предлагается дополнить УК статьей 171.3, устанавливающей ответственность за самовольную добычу полудрагоценных камней или янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт незаконно добытых полудрагоценных камней или янтаря в натуральном и

17

(или) переработанном виде, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или совершены в крупном размере, а равно совершены лицом, подвергнутым административному наказанию по ч. 2 ст. 7.5 «Самовольная добыча янтаря» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правительством РФ законопроект поддержан при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в официальном отзыве от 15 мая 2017 г. № 3166п-П9.

В заключение необходимо отметить, что на комплексное решение проблемы охраны эко-

1. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 07.07.2017).

2. Невский экологический конгресс. URL: www.mnr.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

3. Багаев А. А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовое регулирование борьбы с незаконной добычей водных животных и незаконной охотой // Журн. фундаментальных и прикладных исследований. 2008. № 3(24).

4. Гаевская Е.Ю. Уголовное право как средство обеспечения экологической безопасности // Рос. юрид. журн. 2015. № 1.

5. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления. М., 2002.

6. Каблов А.М. Незаконная охота, совершенная организованной группой // Пробелы в рос. законодательстве. 2011. № 2.

7. Курманов А. С., Надточий Ю.В. Уголовно-правовая охрана особо ценных животных и водных биологических ресурсов (целесообразность криминализации ст. 258.1 УК РФ) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12(50).

8. Случевская Ю.А. Объект и предмет преступлений, связанных с загрязнением водных объектов // Уголовное право. 2015. № 2.

9. По данным пресс-службы Минприроды России. URL: www.mnr.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

10. Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2016 году и задачи на 2017 год. URL: www.fih.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

11. Состояние преступности. URL: www. mvd.ru (дата обращения: 07.07.2017).

системы должны быть направлены, в первую очередь, правовые средства противодействия посягательствам на общественные отношения по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранению экологического равновесия, прежде всего уголовно-правовые. Именно правовое регулирование, соответствующее сложившейся экологической ситуации, должно стать основным рычагом эффективной борьбы с преступлениями такого рода, результатом которой будет обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду.

1. A meeting of the State Council on the issue of ecological development of the Russian Federation for the benefit of future generations. URL: www. kremlin.ru (date of access: 07.07.2017).

2. Nevsky ecological congress. URL: www.mnr. gov.ru (date of access: 07.07.2017).

3. Bagayev A.A. Criminological characteristic and criminal legal regulation of fight against illegal production of water animals and illegal hunting // Magazine of basic and applied researches. 2008. № 3(24).

4. Gayevskaya E.Yu. Criminal law as instrument for ensuring of ecological safety // Russian law magazine. 2015. № 1.

5. Zhevlakov E.N. Ecological crimes. Moscow, 2002.

6. Kablov A.M. The illegal hunting made by organized group // Gaps in the Russian legislation. 2011. № 2.

7. Kurmanov A.S., Nadtochy Yu.V. Criminal legal protection of especially valuable animals and water biological resources (expediency of criminalization of art. 258.1 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Historical, philosophical, political sciences and jurisprudence, cultural science and art criticism. Issues of theory and practice. 2014. № 12 (50).

8. Sluchevskaya Yu.A. An object and a subject of crime, the water objects connected with pollution // Criminal law. 2015. № 2.

9. According to the press service of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation. URL: www. mnr.gov.ru (date of access: 07.07.2017).

10. Results of activity of Federal Agency for Fishery in 2016 and tasks for 2017. URL: www.fih. gov.ru (date of access: 07.07.2017).

11. Condition of crime. URL: www.mvd.ru (date of access: 07.07.2017).

12. Legal regulation of use and protection of biological resources: sci. and practical manual / resp. ed. E.L. Minina. Moscow, 2016.

18

12. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: науч.-практ. пособие / отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2016.

13. Борчашвили И.Ш. Уголовно-правовые проблемы борьбы с преступлениями в сфере экологии: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1996.

14. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации)». URL: www.regulation.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

15. Максимов А.М. Обеспечение безопасности животного мира: уголовно-правовые и криминологические модели (международный, российский и зарубежный опыт). М., 2015.

16. Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации)». URL: www.regulation.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

17. Совещание с членами Правительства. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 07.07.2017).

18. Ренер Н.А. Криминалистическая характеристика незаконного оборота янтаря // Рос. следователь. 2016. № 12.

19. Проект федерального закона № 1186913-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 07.07.2017).

13. Borchashvili I.Sh. Criminal and legal problems of fight against crimes in the sphere of ecology: auth. abstr.... Dr of Law. Moscow, 1996.

14. The explanatory note to the draft federal law «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (concerning Improvement of the criminal legislation of the Russian Federation in the sphere of counteraction to the crimes connected with illegal production and a turn of water biological resources, the wild animals including those which are in the Red List of the Russian Federation)». URL: www.regulation.gov. ru (date of access: 07.07.2017).

15. Maximov A.M. Safety of fauna: criminal legal and criminological models (international, Russian and foreign experience). Moscow, 2015.

16. Draft federal law «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (concerning improvement of the criminal legislation of the Russian Federation in the sphere of counteraction to the crimes connected with illegal production and a turn of water biological resources, the wild animals including hose which are in the Red List of the Russian Federation)». URL: www.regulation. gov.ru (date of access: 07.07.2017).

17. A meeting with members of the Government. URL: www.kremlin.ru (date of access: 07.07.2017).

18. Rener N.A. Criminalistic characteristic of illicit trafficking in amber // Russian investigator. 2016. № 12.

19. The draft federal law № 1186913-6 «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation» // Automated system of ensuring legislative activity of the State Duma of Federal Assembly of Russia. URL: asozd2.duma.gov.ru (date of access: 07.07.2017).

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.