Научная статья на тему 'Законодательное оформление государственно-конфессиональных отношений: анализ проектов концепций государственной политики'

Законодательное оформление государственно-конфессиональных отношений: анализ проектов концепций государственной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
748
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ / POLITICS AND RELIGION / СВОБОДА СОВЕСТИ / FREEDOM OF CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стрельников Сергей Сергеевич

В данной статье автор делает попытку определения взаимосвязи понятий «концепция», «модель» и «теория» применительно к политологии и дает краткий анализ наиболее распространенных в российском научном сообществе проектов концепции политики государства в сфере отношений с религиозными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative support of state-confessional relations: an analysis of the projects of public policy concepts

In the given article the author makes an attempt to define the notions of concept, model and theory in relation to political science and provides a brief analysis of most wide-spread in the Russian scientific community projects of public policy concepts in the sphere of relations with religious bodies.

Текст научной работы на тему «Законодательное оформление государственно-конфессиональных отношений: анализ проектов концепций государственной политики»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 322

При анализе источников, посвященных проблемам взаимодействия религиозных объединений и государства, можно выделить использование авторами двух разноуровневых по своей проработанности и направленности смысловых категорий - модели и концепции. Концепция, с философской точки зрения, может быть определена как ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления [2, с. 150]. Политическая концепция определяется как форма или уровень политического сознания, в котором дается метафизическое обоснование какого-либо процесса политической жизни, в ней находят выражение такие моменты политической сферы, как теоретическое обоснование и правомочность ее осуществления в системе политики и общества в целом; оформление системы ценностей и политических следствий, вытекающих из концептуальной основы; планирование и осмысление способов реализации идеологических построений в политической реальности; подготовка политических механизмов и институтов, создание которых позволит воплотить данную систему идей [5, с. 98]. Модель, в свою очередь, можно определить как идеальный объект, отображающий свойства и отношения элементов реального объекта [13, с. 215].

Довольно часто приходится наблюдать, что различные авторы не проводят различий между категориями модели, концепции и теории, либо не оговаривают такую разницу. Так, А. В. Кардашевский и М. Г. Тирских в одной из своих статей [4], посвященных разнообразию подходов к моделированию государственно-конфессиональных отношений, используют термин «концепция», но не в значении «концепция взаимоотношений между государством и конфессиями», а в значении «подход авторов к построению моделей таких взаимоотношений». В исследовании В. А. Матвиенко, посвященном изучению влияния религиозного фактора в политической жизни России [9, с. 115], действующая модель государственно-конфессиональной политики описывается положениями одного из проектов концепции, что представляется ошибочным.

С.С. СТРЕЛЬНИКОВ

Сравнительно цельные, системные источники, из которых можно получить сведения о концептуальных взглядах на построение государственно-конфессиональных отношений в России можно условно разделить на следующие группы.

Первая - комплекс нормативно-правовых актов. Этот источник позволяет узнать об официальной позиции законодателя в сфере государственно-конфессиональных отношений и характеризуется особым статусом, так как содержит обязательные нормы права, регулирующие отношения по вопросам, связанным с соблюдением свободы совести и деятельности религиозных объединений. К ним можно отнести Конституцию Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», федеральные законы «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», «О противодействии экстремистской деятельности» и другие. Кроме того, на уровне регионов также принят ряд нормативно-правовых актов.

Вторая - законопроекты. В процессе работы Совета Федерации создаются и обсуждаются различные законопроекты, посвященные вопросам государственно-конфессиональных отношений. Анализ содержащейся в них информации и обстоятельств обсуждения позволяет определить возможные тенденции в этой сфере, выявить позицию отдельных депутатов и их рабочих групп. В качестве таких законопроектов можно упомянуть законопроект «О традиционных религиозных организациях», «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации».

Третья - выступления национальных лидеров. Концептуальность заявлений, приведенных в данных текстах, отражает понимание элитой действующих законов, акцентирует мирный характер сосуществования представителей различных конфессий в пределах территории Российской Федерации, а также ориентированность властей на поддержание существующего порядка взаимодействия

государственных органов и религиозных объединений и недопущения проявлений экстремизма на религиозной почве. Обычно таким заявлениям не уделяется особого внимания, они озвучиваются на встречах с представителями религиозных объединений.

Четвертая - концепции религиозных объединений. Религиозные объединения, являясь полноценными участниками общественного диалога, выражают видение своей роли, роли государства в современном мире и отношений между религиозным объединением и государством; данное видение наиболее полно может быть выражено в принимаемых ими официальных документах. Такой источник характеризуется обоснованием своей позиции с использованием теологических положений. Следует понимать, что перечень и порядок соблюдения норм, устанавливаемых таким документом, действителен по отношению только к участникам той конфессии, которая принимает этот документ*. В настоящее время в России существуют «Основы социальной концепции Русской православной церкви», «Основные положения социальной программы российских мусульман», «Социальная позиция протестантских церквей».

Пятая - проекты концепций, предлагаемые исследовательскими группами. Проблемами государственно-конфессиональных отношений занимаются различные ученые и исследовательские группы. Результатами таких исследований является публикация статей, монографий по отдельным вопросам, но цельных концептуальных проектов на данный момент известно три: Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации, разработанная Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве, Концепция религиозной политики, подготовленная кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы, Концепция вероисповедной политики, разработанная историко-правовой комиссией Русской Православной Церкви.

Изучение положений проектов Концепции государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации представляет определенный интерес по следующим причинам:

- концепция, как правило, является довольно четким выражением консолидированной точки зрения общественной группы

(будь то ученые, представители религиозного объединения, политики) и позволяет тем самым судить о настроениях в обществе, экспертной среде - какие идеи можно считать наиболее влиятельными, какие проблемы полагаются наиболее актуальными, какие предлагаются пути решения этих проблем;

- концепция - это формально зафиксированный документ. Эта особенность позволяет провести сравнительный анализ значимых высказываний представителей различных общественных групп и соотнести эти действия с положениями концепции, чтобы сделать вывод о последовательности позиции этих представителей. Признак формальной фиксации обуславливает и следующую причину значимости изучения концепций: концепция (а особенно концепция, выраженная научным сообществом) в силу формальной фиксации имеет потенциал официального утверждения на законодательном уровне. В настоящее время в системе нормативно-правовых актов России существуют концепции реформирования образования, реформы гражданского законодательства - все эти концепции утверждены указами президента или постановлениями правительства. Отсутствие концепции государственно-конфессиональных отношений позволяет некоторым ученым говорить об отсутствии государственной политики в этой сфере. Представляется, что существующие проекты концепций государственно-конфессиональных отношений проектировались и формировались специалистами с целью дальнейшего официального утверждения, хотя существует ряд экспертов, полагающих официальное принятие такой концепции необязательным.

Итак, вашему вниманию предложен краткий анализ трех проектов концепций взаимоотношений религиозных объединений и государства, представленных со стороны научного сообщества и являющихся наиболее известными и широко обсуждаемыми системными документами.

Проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями был разработан Институтом государствен но-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве в июле 2001 года [11]. Данный проект описывает современное состояние отношений между государством и религиозными организациями, основные факторы,

* Хотя практика показывает, что далеко не все члены религиозных организаций могут разделять принятые этими организациями концепции.

влияющие на содержание и развитие этих отношений, определяются цели и основные принципы государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. Отдельно прописываются и разделяются сферы взаимодействия государства и религиозных организаций: государственно-правовая сфера, образование и культура, благотворительность и социальное обслуживание, экономика. Обращает на себя внимание пункт о взаимодействии государства и традиционных религиозных организаций, в частности, государству предлагается «выбирать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, формы и объемы сотрудничества с религиозными организациями, являющимися традиционными». Соответственно, дается перечень критериев, которым должна соответствовать такая организация.

Вообще, подход к разделению религиозных организаций на «традиционные» и «нетрадиционные» имеет как своих сторонников, так и противников. Существует мнение, что разделение религий на «традиционные» и «нетрадиционные» может повлечь за собой если не ограничение свободы совести, то создание преференций для традиционных религиозных организаций, что противоречит принципу равноправия религиозных объединений перед государством. Сторонники выделения традиционных религий утверждают, в частности, что «конституционная норма части 2 статьи 14, устанавливающая равенство религиозных объединений перед законом, не препятствует выделению традиционных религиозных организаций, наделению их соответствующим правовым статусом и расширенному сотрудничеству государства с ними. Объективными причинами такого дифференцированного подхода является их определяющее влияние на культуру страны, социальная значимость и общественно полезная деятельность» [1].

С точки зрения проработанности и системности подхода данной концепции (без оценки идеологической составляющей) считается целесообразным, по мнению В. Н. Жбанкова, «сформулировать задачи, предложить новые направления и формы деятельности государственных органов в сфере пресечения религиозного экстремизма и деятельности, направленной против основ конституционного строя, наносящей ущерб здоровью, нравственности и законным интересам граждан, а также изложить цели государственного контроля за соблюдением религиозными объединениями российского законодательства. В проекте Концепции следует предусмотреть реальную

систему мер, направленных на решение основных, принципиальных и актуальных вопросов государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями» [3].

Проект Концепции государственной религиозной политики разработан в ноябре 2003 года кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации [6]. Концепция состоит из основной, исторической и справочной частей. В проекте отражены цели и задачи религиозной политики государства в трех сферах: правовой, культурной, социально-политической. Также раскрываются методологические основания религиозной политики (правовое, культурологическое и социологическое). С точки зрения правового подхода государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. Культурологический подход способствует определению религиозной составляющей в культурных традициях народов России, выявлению религии как культурной традиции или культурной инновации. Через социологический подход государство учитывает проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. Отдельно выделяется социализация религии как комплексная задача религиозной политики государства, понимаемая авторами как «система действий государства, направленных на создание условий для вовлечения религиозных сообществ и верующих граждан в построение гражданского общества, для преодоления религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и других негативных тенденций, для утверждения толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде».

Можно согласиться с М. Н. Фоминой, что в рассматриваемых проектах «...представлены два пути решения одной проблемы. Мы видим, что работа научного коллектива кафедры религиоведения анализирует причины отсутствия религиозной политики в России, а творческий коллектив Института и Минюста исходит из фактов действительности, которые дают «почву» для подготовки данной Концепции. Но какое бы направление ни избирали составители Концепции, они, так же как и любая другая третья сторона, прежде всего сталкиваются с тем, что ни в Конституции РФ, ни в нормах международного права ничего не говорится о государственно-конфессиональных отношениях и государственной вероисповедной политике. Конституция,

подтверждая свою приверженность принципам и нормам международного права, отмечает, например, принцип свободы совести каждому, как правовую основу государства» [12]. Тот же автор считает, что в современной России «необходимо определение концепции религиозной политики, которая определила бы специфику взаимоотношений государства и церкви как элементов политической системы общества».

Иной точки зрения придерживаются исследователи проблем свободы совести С. А. Бурьянов и С. А. Мозговой. В качестве основного недостатка проекта кафедры религиоведения ими выделяется «сведение проблемы обеспечения свободы совести лишь к вероисповедной политике государства посредством государственно-конфессиональных отношений». Авторы также отмечают, что «оба проекта вопреки Конституции РФ фактически ставят в неравноправное положение верующих и неверующих, верующих и религиозные объединения, иностранных граждан и граждан России, «традиционные» конфессии и «нетрадиционные». Такая модель в конечном итоге будет способствовать доминированию одной конфессии - «самой традиционной». Ставится под сомнение необходимость разработки концепции «государственно-церковных предпочтений, отражающих взгляды и интересы отдельных групп, так или иначе связанных с религиозной проблематикой», в противовес утверждается необходимость разработки механизмов реализации и защиты свободы совести для каждого человека [1].

Проект Концепции вероисповедной политики России был разработан Историко-право-вой комиссией при РПЦ в октябре 2003 года [8]. Наличие в составе комиссии ученых-правоведов позволяет в полной мере отнести этот проект к концепциям, выражаемым научным сообществом, хотя и не без участия православной церкви. Концепция содержит основные понятия, оценку современной религиозной ситуации в России, основы, приоритеты вероисповедной политики, особенности реализации в отдельных сферах. Примечателен факт, что в данной Концепции предусматривается законодательный механизм признания федеральной традиционной конфессии либо региональной традиционной конфессии.

В определенной мере данный проект во многом схож с проектом Института государственно-конфессиональных отношений. И. В. Понкин в качестве недостатка определяет недостаточно полное раскрытие терминов, взятых из действующего законодательства и недостаточно точно выражающих суть предмета [10].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что авторы в рассматриваемых проектах концепции взаимоотношений между государством и религиозной сферой общества демонстрируют разное видение проблематики существования религии в современном российском обществе, определения её статуса. Условно можно определить два способа решения этой проблемы: либо посредством закрепления и легитимации традиции как основы взаимодействия государства и религиозных объединений, либо признание необходимости и неизбежности социальных трансформаций как институтов власти, так и институтов религии. Прежде всего это различие обуславливает разнообразие концептуальных подходов, различие в понимании предметной области реализации государственной политики, различных приоритетных проблем и обусловленных этими проблемами целей и задач. Авторы всех трех проектов отмечают негативные стороны и явления в сфере государственно-конфессиональных отношений. В зависимости от позиции авторов это может быть либо ущемление свободы совести, либо незаконная деятельность отдельных религиозных организаций. Анализ критики проектов позволяет выделить требующие решения актуальные проблемы, как-то: статус «традиционных религиозных организаций», сущность свободы совести и её соблюдение в современном государстве. Отдельными авторами проекты концепции критикуются со стороны цельности, системности подхода к их созданию.

Сама потребность в принятии Концепции государственной политики в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений демонстрирует как несостоятельность действующих норм закона, их противоречивость и неполноту, так и необходимость корректировки практики существующего государственного регулирования данной сферы. Концепция, помимо норм-определений и норм-принципов должна содержать нормы-цели, которые и способствуют унификации законных актов, а также определяют эффективность правоприменения.

Тот факт, что со времени создания большинства проектов концепций прошло достаточно много времени, и ни один из текстов не был утвержден на правах официального документа, говорит об игнорировании существующего общественного запроса на решение проблемы существования религии и религиозных объединений в современном обществе, легитимации и признания конфликтных явлений в этой среде. Концепция как документ не выступает в представлении власти способом

легитимации проблем и обозначения путей их решений в сфере реализации политики взаимодействия с религиозными объединениями. Более того, наделение какой-либо из представленных концепций (либо иного разработанного текста) статусом официального документа определило бы ряд требований к проведению государственной политики в отношении религиозных объединений, обусловило единство требований к принимаемым нормативно-правовым актам в этой сфере. В настоящее время государственная политика выстраивается во многом исходя из личных или корпоративных представлений о сфере религии, что демонстрирует разнонаправлен-ность векторов государственно-конфессиональных отношений в российских регионах, и такое положение может отвечать интересам региональных элит, реализующих собственные модели взаимоотношений с конфессиями. Появление Концепции, необходимость соблюдения её положений вызовет необходимость переформатировать сложившиеся отношения, что может привести к конфликтам.

Опыт создания конфессиональных документов, содержащих в себе нормы, регламентирующие в том числе порядок взаимоотношений власти и религиозных объединений, показывает, что эти положения зачастую не воспринимаются верующими и руководителями религиозных объединений в качестве

императивных и формирующих стратегию поведения. В свою очередь, практика организации взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений показывает, что региональные чиновники зачастую не пользуются текстами данных положений, предпочитая по спорным вопросам получать разъяснения либо от руководства конфессий, либо от доступных специалистов, что в значительной мере определяет высокую роль субъективизма в построении таких взаимоотношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данный момент на разных уровнях наблюдается в целом обоюдное стремление вытеснить взаимоотношения государства и конфессий из рамок правового поля в сферу частных договоренностей между представителями религиозного и политического истеблишмента, что не способствует закреплению в правовой культуре ценности буквы и духа закона. В свою очередь, проекты концепций, авторы которых оперируют понятиями «традиционности» той или иной религии, по сути стремятся легитимировать данное положение вещей. В этой связи принятие Концепции государственной политики взаимоотношений с религиозными объединениями тогда и только тогда будет оказывать существенное влияние на политические процессы в этой сфере, когда её положения будут восприниматься всеми акторами политических процессов как обязательные для исполнения.

1. Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства и религиозных объединений? // НГ Религии. 2006. № 6.

2. Губский Е. Ф. Философский энциклопедический словарь. М. : Инфра-М, 2009. 570 с.

3. Жбанков В. Н. Государство и церковь: мифы и правда // Русский деловой вестник. 2003. № 1.

4. Кардашевский А. В, Тирских М. Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. «Сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2.

5. Коновалов В. Н. Политология: краткий словарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. 448 с.

6. Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.religare.ru/print8227.htm.

7. Куницын И. А. Заключение Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви от 8 августа 2001 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=1&id=204051614570271.

8. Куницын И. А. Историко-правовая комиссия РПЦ под руководством митрополита Мефодия сделала шаг на пути к осмыслению проблем вероисповедной политики России. [Электронный ресурс] //Сайт Русская линия - православное информационное агентство. URL: http://www.rusk.ru/st.php?idar=4474.

9. Матвиенко В. А. Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции: дис. ... канд. полит. наук. Орел. 2006. 194 с.

10. Понкин И. В. Отзыв на проект «Концепции вероисповедной политики России», разработанный Истори-ко-правовой комиссией Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Сайт «Религия и СМИ». URL: http://www.religare.ru/article7098.htm.

11. Проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Государство и религия. Режим доступа: URL: http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104051614474865&id=204051614494560.

12. Фомина М. Н. Природа государственно-церковных отношений в современной России // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Политология. Религиоведение. 2007. № 1.

13. Фролов И. Т. Философский словарь. М. : Республика, 2001. 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.