Научная статья на тему 'Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс'

Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ГОСУДАРСТВО / STATE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КОНФЕССИЯ / FAITH / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ерёмин Александр Владимирович

В статье определяется периодизация основных этапов развития государственно-церковных отношений в постсоветской России. В историческом контексте выделяются основные закономерности эволюции конфессиональной политики и социокультурной деятельности РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ерёмин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periodizations of Modern History of State-Church Relations: Historical Discourse

In the article periodization of the main stages of development of state-church relations in Post-Soviet Russia is defined. In the historical context the main regularities of the evolution of confessional policy and sociocultural activity of the Russian Orthodox Church are marked out.

Текст научной работы на тему «Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс»

УДК 94

А. В. Ерёмин

Периодизация современной истории государственно-церковных отношений:

исторический дискурс

В статье определяется периодизация основных этапов развития государственно-церковных отношений в постсоветской России. В историческом контексте выделяются основные закономерности эволюции конфессиональной политики и социокультурной деятельности РПЦ.

Ключевые слова: церковь, государство, традиция, социокультурная деятельность, взаимодействие, конфессия. A. V. Eriomin

Periodizations of Modern History of State-Church Relations: Historical Discourse

In the article periodization of the main stages of development of state-church relations in Post-Soviet Russia is defined. In the historical context the main regularities of the evolution of confessional policy and sociocultural activity of the Russian Orthodox Church are marked out.

Keywords: church, state, tradition, sociocultural activity, interaction, faith.

Государственно-церковные отношения в современной России - это система плодотворного сотрудничества, обеспеченного целым комплексом вероисповедного законодательства. Формирование вероисповедной политики российского государства прошло длительный и сложный путь, через практически полное отстранение власти от важнейшей для общества конфессиональной проблемы до установления кооперационной модели, определяющей приоритет традиционных религий и их особую роль в обществе. Сейчас можно с уверенность сказать о том, что в истории государственно-церковных отношений пройден целый этап, который необходимо серьезно изучать историкам как сформировавшийся период в новейшей церковной истории. Выделение совершенно нового периода в истории Церкви, имеющего свои закономерности и особенности, требует определения его периодизации. Однако в настоящий момент обоснованная периодизация государственно-церковных отношений до сих пор не разработана. Причиной этого являлось отсутствие документов и результатов всестороннего анализа событий в области государственно-церковных взаимоотношений, а также отсутствие концепций изучения этого периода как целостного явления в церковной истории. В силу стереотипа «неисторичности» этого времени, историки чаще всего изучали его вне исторического кон-

© Ерёмин А. В., 2013

текста, что мешало выявить закономерности развития событий в постсоветский период.

Отдельные вопросы взаимодействия государства и Церкви, положения Русской православной церкви рассматривались исследователями. Однако государственно-церковные отношения в современной России были недостаточно исследованной темой. До сих пор практически не изучено социальное учение РПЦ и государственно-церковные отношения на современном этапе в контексте анализа культурно-исторического развития России и влияние на него Церкви. Этот аспект является необходимой теоретической базой для понимания проблемы. Слабо исследован церковный взгляд на исторический процесс, го -сударство и общество. Недостаточно изучено внутрицерковное положение и его влияние на государственно-церковные отношения а также, за исключением нескольких работ, участие Церкви в политической и общественной деятельности. В существующих исследованиях преобладал философский и политологический аспект. Однако в исторической ретроспективе проблема практически не исследована. Отсутствовали комплексные исследования проблемы. Однако, чтобы выделить периодизацию этого отрезка времени, необходимо именно комплексное осознание развития государственно-церковных отношений в историческом контексте.

Итак, к началу XXI в. определились ориентиры дальнейшего развития государственно-церковных отношений. В их истории на современном этапе строительства новой российской государственности можно выделить три этапа. Наиболее обоснованную хронологию событий данного периода предложил исследователь М. И. Одинцов. По его мнению, десятилетний период с 1986 г. до середины 90-х гг. содержал в себе следующие периоды. Первый (19861990 гг.) - период обновления государственно-церковных отношений, создания в системе федеральной исполнительной власти органа, ведающего религиозными проблемами. Второй (октябрь 1990 г. - декабрь 1993 г.) - реализация норм Закона «О свободе вероисповеданий» на федеральном и региональном уровне. Третий (декабрь 1993 г. до 1995 г.) - конституционное подтверждение религиозной политики государства. К этому периоду можно отнести законодательные акты и распоряжения Президента, Правительства и министерств, относящихся к социальной, культурной, образовательной и военной сферам [1].

Такая периодизация мало учитывает положение Церкви, более того, заканчивается 1995 годом. Однако анализ дальнейшего развития государственно-церковных отношений обнаруживает несколько иные тенденции изучаемого явления. На наш взгляд, можно выделить три этапа.

Первый этап (1988 - декабрь 1991 г.) - время смены ориентиров в религиозной сфере, период демократизации, предоставления Церкви необходимых для ее социальной деятельности прав. В стране уже существовал государственный орган по религиозным делам (Совет по делам религий), однако с процессом распада СССР его полномочия уменьшаются. В стране происходит строительство необходимого базиса для дальнейшего развития государственно-церковных отношений. Исчезает ярко выраженный воинствующий атеизм. Происходит постепенная реализация принципа свободы совести, который нашел свое выражение в Законе «О свободе вероисповеданий», принятом в 1990 г. В условиях этих изменений Церковь в решениях Поместных и Архиерейских Соборов определяет основные принципы своего существования в современном мире, а также принципы взаимоотношения с государством, которые станут базисом для будущей социальной концепции.

Второй этап (1991-1997 гг.) - время становления вероисповедной политики. Оно вырази-

лось в постепенном включении государства в религиозную сферу. В этот период был принят ряд федеральных и региональных законодательных актов, Постановлений правительства, Указов Президента. Складывается тенденция на создание федерального координирующего органа, без которого невозможно проведение грамотной вероисповедной политики. Принцип свободы совести утверждается в конституции Российской Федерации. Церковь, согласно этому принципу, провозглашает свою независимость от государства, что выразилось в обращениях Патриарха, а также в решениях Архиерейских Соборов. В трудные периоды становления российской государственности РПЦ выступает в качестве консолидирующей силы и поддерживает новую российскую власть, которая является законным изъявлением народа. Тем самым Церковь выступает в качестве духовной власти и опоры власти светской. Несформированная вероисповедная политика, устранение государства из религиозной сферы приводит к бесконтрольному появлению «тоталитарных сект», а также к нарушению федерального законодательства. Церковь ратует за новый вероисповедный Закон, который принимается в 1997 г. В этот период РПЦ берет курс на оформление концептуальных основ видения ею современной действительности в доступной для всех социальной концепции. В стране постепенно оформляется кооперационная модель государственно-церковных отношений.

Третий этап (1997 - начало ХХ1 в.) - время дальнейшего укрепления кооперационной модели государственно-церковных отношений.

К середине 90-х гг. так называемая американская (сепарационная) модель государственно-церковных отношений показала свою несостоятельность, ибо не учитывала российскую действительность. Во второй половине 90-х гг. сформировалась германская (кооперационная) модель. Суть этой модели состоит в регулировании государством религиозной сферы без нарушения принципа свободы совести. Признается особая роль традиционных конфессий, с которыми государство заключает обоюдные соглашения о сотрудничестве в культурной и духовно-нравственной сферах. К концу 90-х гг. возросло количество законодательных актов, относящихся к религиозной сфере (более 80-ти к 2000-му г.). Более того, собственные Законы и иные правовые акты по религиозным вопросам приняты в 33 субъектах РФ. Среди этих актов большинство повторяло содержание Федерального Закона, од-

Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс

нако во многих регионах они ограничивают деятельность иностранных миссионеров, деятельность сект, что часто противоречило Федеральному законодательству.

В конце 90-х гг. одним из решений этой проблемы было укрепление властной вертикали через создание единого органа, обеспечивающего координацию и управление отношениями государства с религиозными объединениями. По мнению специалистов, территориальные структуры были бы менее зависимы от региональных, местных властей, чем ныне действующие органы, и смогли бы координировать их деятельность с федеральной вероисповедной политикой.

Однако к концу 90-х гг. взаимоотношения РПЦ и государства обрели вид тесного и плодотворного сотрудничества. Кооперационная модель развивалась быстрыми темпами. Между РПЦ и государственными подразделениями как на федеральном, так и на региональном уровне было подписано множество соглашений о сотрудничестве в различных сферах общественной и культурной жизни, в системе управления РПЦ появлялись новые отделы по различным общественным сферам, что свидетельствовало о росте масштабов социальной деятельности. Церковь активно работала над формулировкой своей социальной концепции. Все это позволит в начале XXI века сказать Патриарху Алексию II о том, что «государственно-церковные отношения близки к идеальным». Таким образом, создание единого органа воспринималось Церковью как вероятность нарушения развивающихся тенденций, когда решение всех вопросов будет зависеть от конкретных чиновников. Ситуация, когда все соглашения заключаются напрямую между Церковью и государственными структурами (министерства, управления и т. д.), более устраивала РПЦ, так как де-факто признавался непрописанный в законодательстве приоритет Православной Церкви, которая по праву являлась конфессией № 1.

Однако с ростом значения традиционных религий становилось очевидным, что требуются новые Законы, детально прописывающие нормы отношений государства и традиционных конфессий. В конце 90-х годов назрела необходимость формулировки новой концепции государственно-церковных взаимоотношений. Становилось очевидным, что в отношениях государства с ведущими конфессиями на территории РФ требуются совершенно иные подходы. Та религиозная организация, члены которой составляют наибольшее

количество прихожан, по праву могла претендовать на юридически оформленный статус традиционной религии с вытекающими отсюда преимуществами в сфере взаимоотношений с государством. Опыт западных стран показывал, что практически во всех государствах определяется та религия, которая является ведущей и имеет огромный вклад в историко-культурное развитие страны. Права таких конфессий были юридически закреплены.

Тенденция к выработке концепции воплотилась в появлении в 2001 году новых концепций государственно-церковных взаимоотношений: например, проекта, разработанного кафедрой религиоведения РАГС, или концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями РФ, представленная Институтом государственно-конфессиональных отношений и права в сотрудничестве с Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве. В обоих проектах закреплялись те базовые подходы к проблеме свободы совести, которые провозглашены Конституцией РФ, Законом 1997 г. и отражают точку зрения международного права. Это принципы отделения религиозных организаций от государства и принцип светского характера государства. В проектах впервые подробно говорилось о необходимости сохранения культурного наследия и традиций. В связи с этим отмечалось, что огромную негативную роль сыграло религиозное влияние из-за рубежа. Россия рассматривалась иностранными проповедниками «как миссионерская целина, и, пользуясь ослабленностью за годы тоталитарного режима традиционных конфессий, в нашу страну устремились многочисленные миссионеры и проповедники десятков зарубежных церквей, миссий и других религиозных организаций».

В проектах высказывалась необходимость противодействия деструктивным религиозным организациям. Главное, что вызвало большой диссонанс в обществе, - предложение ввести в число правовых терминов понятие «традиционные религиозные организации РФ». Наиболее четко о традиционных религиозных организациях говорилось в концепции Института государственно-конфессиональных отношений, где давались критерии их определения. Более того, предполагалось, что государство с традиционными религиозными объединениями будет иметь «приоритетное сотрудничество». В концепции РАГСа содержалось также предложение о том, чтобы

образовать государственный федеральный орган по делам религиозных объединений.

Таким образом, указанные проекты как бы подводили итог развитию государственно-церковных отношений в 90-х годах. В них оформлялась так называемая кооперационная модель. Признавался приоритет традиционных религий, необходимость противодействия влиянию «тоталитарных сект» и чрезмерному давлению западного религиозного миссионерства. Разработанные проекты соответствовали интересам и пожеланиям РПЦ.

В этот период Церковь активно разрабатывает свою социальную концепцию. В 2000 году Юбилейный архиерейский Собор принимает «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», а также ряд других важных документов. Тенденция к образованию специального органа, ведающего религиозной сферой, не исчезает, но, встречая нежелание религиозных организаций, она не находит свое практическое воплощение. Да и сама кооперационная модель вероисповедной политики мало соответствует этой идее. РПЦ занимает важнейшее место в социуме как духовный гарант общественной стабильности.

В начале XXI века существует тенденция к выработке новой концепции государственно-церковных отношений, которая четко должна определить статус и права традиционных религий, а также устранить все противоречия возникающие в процессе взаимодействия государства и Русской православной церкви. Создание такой концепции в качестве нового законодательства будет означать завершение вероисповедной политики в России.

Библиографический список

1. Одинцов, М. И. Вероисповедная политика Российской Федерации: конституционно-правовые основы, содержание и приоритеты (1985-1995 гг.) [Текст] / М. И. Одинцов // Государственно-церковные отношения в России / отв. ред. Ф. Г. Овсиенко, Н. А. Трофимчук. - М., 1995. - С. 79-90.

Bibliograficheskij spisok

1. Odintsov, M. I. Veroispovednaya politika Rossijskoj Federatsii: konstitutsionno-pravovye osnovy, soderzhanie i prioritety (1985-1995 gg.) [Tekst] / M. I. Odintsov // Gosudarstvennotserkovnye otnosheniya v Rossii / otv. red. F. G. Ovsienko, N. А. Trofimchuk. - M., 1995. - S. 79-90.

Периодизация современной истории государственно-церковных отношений: исторический дискурс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.