Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТАМИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТАМИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВОКАТ / ГАРАНТИИ ПОЛУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ТРУДНОДОСТУПНЫЕ И МАЛОНАСЕЛЕННЫЕ МЕСТНОСТИ / КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ / ОПЛАТА ТРУДА / LAWYER / GUARANTEES OF OBTAINING LEGAL ASSISTANCE / REMOTE AND SPARSELY POPULATED AREAS / COMPENSATION FOR EXPENSES / WAGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичев И.А.

Оказание бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных пунктах является в России существенной проблемой из-за низкого уровня транспортной и пешеходной доступности многих населенных пунктов. В статье проведен анализ законодательной основы при оказании бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях. Сделан вывод, что в целях обеспечения участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи в субъектах Федерации принимаются нормативные акты по реализации положений Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ». Автор отмечает, что государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации также включают субсидирование адвокату оплаты квалифицированной юридической помощи и компенсацию его расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE AND REGULATORY REGULATION OF THE PROVISION BY ATTORNEYS OF FREE LEGAL ASSISTANCE IN HARD AND LITTLE POPULATION

Providing free legal aid in remote and sparsely populated areas is a significant problem in Russia due to the low level of transport and pedestrian accessibility of many settlements. The article analyzes the legislative framework for the provision of free legal aid in remote and sparsely populated areas. It is concluded that in order to ensure the participation of lawyers in the state system of free legal aid in the constituent entities of the Federation, regulations are adopted to implement the provisions of the Federal Law "On Free Legal Aid in the Russian Federation". The author notes that the state system of free legal aid in the Russian Federation also includes subsidizing a lawyer to pay for qualified legal aid and reimbursement of his expenses.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТАМИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТАМИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

И.А. Фомичев, аспирант

Научный руководитель: Ю.В. Трунцевский, д-р юрид. наук, профессор Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11217

Аннотация. Оказание бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных пунктах является в России существенной проблемой из-за низкого уровня транспортной и пешеходной доступности многих населенных пунктов. В статье проведен анализ законодательной основы при оказании бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях. Сделан вывод, что в целях обеспечения участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи в субъектах Федерации принимаются нормативные акты по реализации положений Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ». Автор отмечает, что государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации также включают субсидирование адвокату оплаты квалифицированной юридической помощи и компенсацию его расходов.

Ключевые слова: адвокат, гарантии получения юридической помощи, труднодоступные и малонаселенные местности, компенсация расходов, оплата труда.

Государственные законодательные органы формируют законодательную основу оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, в том числе в труднодоступных и малонаселенных местах, закреплены в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3]. При этом в законодательстве субъектов Федерации могут быть установлены дополнительные случаи оказания адвокатом бесплатной юридической помощи. В частности, такие случаи закреплены в п. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре» от 16.12.2011 № 113-оз [5]. Дополнительно включены еще 12 категорий.

В целях обеспечения участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи в субъектах Федерации принимаются нормативные акты по реализации положений Федерального закона «О бесплатной юридической помощи

в РФ». Так, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 29 декабря 2011 г. N 514-п принят «Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [6].

Взаимодействие участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации также включают субсидирование адвокату оплаты квалифицированной юридической помощи и компенсацию его расходов.

Бесплатная юридическая помощь является безвозмездной для определенных категорий населения. При этом для лиц, оказывающих юридическую помощь, такая деятельность является оплачиваемой. Деятельность адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи оплачивается путем субсидирования.

В отличие от системы субсидирования бесплатной правовой помощи в странах Европы, которая подразумевает выделение

средств адвокатам, в том числе из негосударственных организаций и фондов, в Российской Федерации субсидирование предполагает направление средств, предназначенных для оплаты труда адвокатов, из субъекта Федерации в адвокатские палаты субъектов Федерации [11].

Субсидия предоставляется в целях возмещения затрат адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъектов Федерации, связанных с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи. К затратам адвокатов относятся: оплата труда адвокатов; компенсация расходов адвокатов на оказание бесплатной юридической помощи.

В каждом субъекте закреплен свой порядок субсидирования оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, в том числе в труднодоступных и малонаселённых местностях.

Так, постановлением Правительства Ростовской области от 30.01.2013 №37 «О мерах по реализации Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ» определен порядок объема и предоставления субсидии Адвокатской палате Ростовской области на возмещение затрат, связанных с оказанием гражданам бесплатной квалифицированной юридической помощи [7].

Оплата труда и компенсация расходов адвокатов осуществляется на основании соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого между Правительством Ростовской области и Адвокатской палатой Ростовской области по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, путем предоставления субсидии Адвокатской палате Ростовской области. Субсидия предоставляется Палате в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на эти цели. Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субси-

дии, является Правительство Ростовской области.

Постановлением Правительства Красноярского края от 04.08.2015 №413-п утвержден «Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета адвокатским образованиям Красноярского края на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацией их расходов на оказание такой помощи в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2013 № 5-1990 «О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае» [8].

Аналогичные положения о субсидировании оказания адвокатами бесплатной юридической помощи есть в нормативно-правовой базе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа -Югры №113-оз, материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатами юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, и включает в себя:

1) расходы на содержание помещений для работы адвокатов;

2) транспортные расходы, связанные с проездом на любом виде транспорта, в том числе на личном (за исключением такси);

3) командировочные расходы, включающие суточные расходы и расходы за наем жилого помещения (ст. 2 Закона ХМАО № 113-оз).

Субсидирование затрат на оплату труда адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, осуществляется за счет средств, утвержденных в составе расходов Департамента внутренней политики автономного округа в бюджете автономного округа на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер оплаты труда адвокатов

установлен в Приложении 5 Постановления Правительства ХМАО от 29 декабря 2011 г. N 514-п.

Департамент внутренней политики автономного округа ежегодно в сроки, установленные бюджетным законодательством, при формировании бюджета на очередной финансовый год и на плановый период представляет в Департамент финансов автономного округа предложения о расходах бюджета автономного округа,

необходимых для субсидирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа (Постановление Правительства ХМАО от 29 декабря 2011 г. N 514-п). Объем финансирования, выделенного из бюджета автономного округа на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Объем финансирования, выделенного из бюджета ХМАО-Югры на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь (2018-2019 гг.)

Как видно на рисунке 1, объем финансирования, выделенного из бюджета автономного округа на оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, превышает запланированный и в 2019 г. увеличивается по сравнению с уровнем 2018 г. Рост финансирования на бесплатную юридическую помощь за счет средств регионального бюджета обусловило увеличение объема оказанной адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи [10].

Кроме оплаты труда при оказании бесплатной юридической помощи, адвокатам компенсируются затраты, понесенные при ее оказании. Порядок компенсации понесенных расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных

и малонаселенных местностях, установлен в Приложении 5 Постановление Правительства ХМАО от 29 декабря 2011 г. N 514-п.

Компенсация расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, осуществляется за счет средств, утвержденных в составе расходов Департамента внутренней политики автономного округа в бюджете автономного округа на соответствующий финансовый год и плановый период.

Департамент внутренней политики автономного округа ежегодно в сроки, установленные бюджетным законодательством, при формировании бюджета на очередной финансовый год и на плановый пе-

риод представляет в Департамент финансов автономного округа предложения о расходах бюджета автономного округа, необходимых для выплаты компенсации адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа.

Компенсация расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, включает в себя:

1) расходы на содержание помещений для работы адвокатов;

2) транспортные расходы, связанные с проездом на любом виде транспорта, в том числе на личном (за исключением такси);

3) командировочные расходы, включающие суточные и расходы за наем жилого помещения.

Порядок компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях, детализируется в Методических рекомендациях, подготовленных в целях единообразного применения норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, Закона Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 16 декабря 2011 года № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 29 декабря 2011 года № 514-п

«Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Юг-ре» [9].

В течение 2017-2019 гг. адвокаты, оказывавшие бесплатную юридическую помощь гражданам, подавали в Департамент внутренней политики ХМАО заявления об оплате труда и компенсации расходов при оказании бесплатной юридической помощи. Количество заявлений соответствовало количеству случаев оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, то есть, в 2017 г. было подано 979 заявлений, в 2018 г. - 1097, в 2019 г. - 1389. Это положительная динамика, свидетельствующая о повышении доступности правовой помощи жителям отдалённых населенных пунктов [10].

Таким образом, субсидии в обмен на бесплатную юридическую помощь адвокатов в труднодоступных и малонаселенных районах выделяются на адвокатские палаты субъектов Федерации из региональных бюджетов. Субсидия предоставляется для покрытия расходов на адвокатов, которые предоставляют бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъектов Федерации. Затраты адвоката включают гонорары адвоката; компенсацию издержек за оказание бесплатной юридической помощи. Субсидия выделяется на основании отчетных документов, представленных адвокатскими палатами.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями). // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями). // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

3. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2011. 23 ноября.

4. Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: приказ Минюста России от 12 ноября 2012 г. N 206 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2012. 19 декабря.

5. О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 г. N 113-оз (с изменениями и дополнениями) // Новости Югры. 2011. 27 декабря.

6. Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п (с изменениями и дополнениями) // Новости Югры. 2011. 30 декабря.

7. О мерах по реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3: постановление Правительства Ростовской области от 30 января 2013 г. № 37 (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 27.10.2020).

8. Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета адвокатским образованиям Красноярского края на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацией их расходов на оказание такой помощи в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2013 № 5-1990 «О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае»: постановление Правительства Красноярского края от 04 августа 2015 г. №413-п (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 27.10.2020).

9. Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 года №113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 года №514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»: разработаны Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://deppolitiki.admhmao.ru (Дата обращения: 27.10.2020).

10. Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advokat.tm-ss.ru (Дата обращения: 27.10.2020).

11. Бардин Л.Н. О недостатках Закона Об адвокатской деятельности и адвокатуре по вопросу оказания адвокатом юридической помощи / Л.Н. Бардин, Я.М. Мастинский, И.А. Минаков // Адвокатская практика. - 2019. - №4. - С. 10-15.

12. Малютина О.А. К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи // Адвокатская практика. - 2018. - №5. - С. 31-35.

LEGISLATIVE AND REGULATORY REGULATION OF THE PROVISION BY ATTORNEYS OF FREE LEGAL ASSISTANCE IN HARD AND LITTLE POPULATION

I.A. Fomichev, Graduate Student

Supervisor: Y.V. Truntsevsky, Doctor of Legal sciences, Professor Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. Providing free legal aid in remote and sparsely populated areas is a significant problem in Russia due to the low level of transport and pedestrian accessibility of many settlements. The article analyzes the legislative framework for the provision offree legal aid in remote and sparsely populated areas. It is concluded that in order to ensure the participation of lawyers in the state system of free legal aid in the constituent entities of the Federation, regulations are adopted to implement the provisions of the Federal Law "On Free Legal Aid in the Russian Federation". The author notes that the state system of free legal aid in the Russian Federation also includes subsidizing a lawyer to pay for qualified legal aid and reimbursement of his expenses.

Keywords: Lawyer, guarantees of obtaining legal assistance, remote and sparsely populated areas, compensation for expenses, wages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.