Научная статья на тему 'СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ'

СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1072
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
юридическая помощь / бесплатная юридическая помощь / соглашение с адвокатом / соглашение об оказании бесплатной юридической помощи / legal aid / free legal aid / agreement with a lawyer / agreement on the provision of free legal aid

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Сергеевич Баранников

В статье исследуется правовая природа соглашения об оказании юридической помощи адвокатом, действующим в рамках государственной программы оказания бесплатной юридической помощи. На основе анализа федерального и регионального законодательства выделяются особенности правового режима данного соглашения как гражданско-правового договора, формируются его квалифицирующие признаки, определяется место данного соглашения в общепринятых системах гражданско-правовых договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максим Сергеевич Баранников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of the provision of free legal aid by a lawyer: features of the legal regime and qualifying signs

The article examines the legal nature of an agreement on the provision of legal assistance by a lawyer acting within the framework of the state program for the provision of free legal assistance. Based on the analysis of federal and regional legislation, the features of the legal regime of this agreement as a civil contract are highlighted, its qualifying features are formed, the place of this agreement in the generally accepted systems of civil contracts is determined.

Текст научной работы на тему «СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10525

СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

АДВОКАТОМ

Особенности правового режима и квалифицирующие признаки

Максим Сергеевич БАРАННИКОВ, помощник заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации E-mail: msbarannikov@gmail.com

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье исследуется правовая природа соглашения об оказании юридической помощи адвокатом, действующим в рамках государственной программы оказания бесплатной юридической помощи. На основе анализа федерального и регионального законодательства выделяются особенности правового режима данного соглашения как гражданско-правового договора, формируются его квалифицирующие признаки, определяется место данного соглашения в общепринятых системах гражданско-правовых договоров.

Ключевые слова: юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, соглашение с адвокатом, соглашение об оказании бесплатной юридической помощи.

Annotation. The article examines the legal nature of an agreement on the provision of legal assistance by a lawyer acting within the framework of the state program for the provision of free legal assistance. Based on the analysis of federal and regional legislation, the features of the legal regime of this agreement as a civil contract are highlighted, its qualifying features are formed, the place of this agreement in the generally accepted systems of civil contracts is determined.

Keywords: legal aid, free legal aid, agreement with a lawyer, agreement on the provision of free legal aid.

Статья 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации1 (далее — Закон об адвокатуре) оговаривает, что адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам России, в том числе и бесплатно в соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи»2, который, в свою очередь, в ст. 15 указывает на то, что адвокаты не в силу своего статуса автоматически становятся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, а наделяются этим правом в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов

Российской Федерации, а также могут быть привлечены к оказанию бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро и создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Следует присоединиться к мнению о том, что законодатель намеренно не выделил адвокатов как самостоятельных участников государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, чтобы не допустить нарушение принципа независимости адвокатуры3. Однако привлечение адвокатского сообщества необходимо, так как именно адвокат оказывает квалифици-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

рованную юридическую помощь, что подтверждается его статусом, призванным гарантировать высокое качество такой помощи4 и, соответственно, реализацию соответствующего конституционного права граждан.

Согласно ст. 18 Закона об адвокатуре организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации. Например, в городе Москве решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 19 декабря 2013 г. утверждены Методические рекомендации по оказанию адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве5.

Статья 25 Закона об адвокатуре не делает исключений для адвоката, действующего в рамках программы оказания бесплатной юридической помощи, в части обязательности заключения с доверителем соглашения об оказании юридической помощи доверителю: заключение такого соглашения необходимо.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в своих рекомендациях не просто обязывают адвокатов заключать с доверителями такие соглашения, но и зачастую утверждают типовые формы этих соглашений. В частности, можно назвать уже указанные выше методические рекомендации, утвержденные Советом Адвокатской палаты г. Москвы, а также Методические рекомендации о порядке оказания бесплатной юридической помощи, оформления и предоставления отчетов адвокатов, утвержденные Главным управлением юстиции Челябинской области от 15 октября 2018 г.6, и др.

Субъектный состав соглашения об оказании юридической помощи адвокатом в рамках оказания бесплатной юридической помощи ограничен по сравнению с субъектным составом такого соглашения на стороне доверителя, когда юридическая помощь оказывается возмездно для доверителя или безвозмездно, но не в рамках государственной программы оказания бесплатной юридической помощи. ФЗ «О бесплатной юридической помощи» в ст. 20 определяет категории граждан, имеющих право на оказание такой помощи.

Лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи на территориях субъектов Российской Федерации, определены в актах субъектов.

В частности, можно назвать:

■ статью 8 Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 г. № 638-з «О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан»7;

■ статью 6 Закона Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 г. № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петер-бурге»8;

■ статью 3 Закона Чеченской Республики от 29 декабря 2012 г. № 54-РЗ «Об отдельных вопросах оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Чеченской Республики»9 и др.

Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи по сравнению с тем, как он определен федеральным законодательством.

Так, можно привести в пример Закон Воронежской области от 17 октября 2012 г. № 117-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области»10, Закон Липецкой области от 1 марта 2013 г. № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области»11 и др.

В настоящее время в 83 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи12.

Отметим и особенность субъектного состава соглашения на стороне адвоката, которая формируется также на региональном уровне.

Согласно ст. 18 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно направляет в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Впоследствии данный список уполномоченный орган исполнительной власти опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем официальном сайте. Аналогичные положения закреплены и в законах субъектов Российской Федерации по вопросам оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Таким образом, оказывать бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы ее оказания могут лишь адвокаты, включенные в соответствующий список, формируемый на уровне субъекта Российской Федерации.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

У соглашения об оказании юридической помощи формируется и особенность предмета.

Например, Закон г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» в ст. 1.2 указывает, что адвокаты осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, определенных ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Вместе с тем Методические рекомендации, утвержденные Советом адвокатской палаты г. Москвы по оказанию адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, в ст. 8 закрытым перечнем уточняют случаи оказания адвокатами бесплатной помощи исходя из содержания такой помощи.

Особенности предмета соглашения зачастую устанавливаются и на уровне нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

В частности, можно назвать:

■ статью 6 Закона Республики Карелия от 28 декабря 2012 г. № 1664-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Карелия и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия»13;

■ статью 5 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2012 г. № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике»14;

■ статью 7 Областного закона Ростовской области от 24 декабря 2012 г. № 1017-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Ростовской области»15;

■ статью 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16 декабря 2011 г. № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»16 и др.

Законодательное закрепление возможности такого формирования предмета соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами выступает его квалифицирующим признаком и сужает его предмет по сравнению с предметом такого же соглашения, оказываемого адвокатом на возмездной для доверителя основе.

Особенности правового режима соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом связаны и с его возмездностью как гражданско-правового договора.

Конечно, в рамках оказания бесплатной юридической помощи доверитель не оплачивает услуги. Однако адвокат получает вознаграждение за оказанную помощь.

Согласно ст. 18 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его предоставления утверждены приказом Минюста России от 12 ноября 2012 г. № 206 «Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»17.

Размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи, как установлено ст. 18 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве», например, в ст. 5 делегирует соответствующие полномочия Правительству Москвы.

Размер и условия оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве, и компенсации их расходов на оказание такой помощи утверждены постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2013 г. № 687-ПП18. Этим же постановлением утверждена и примерная форма соглашения с адвокатом в рамках системы .

Таким образом, адвокат за оказанную по соглашению об оказании бесплатной помощи в рамках государственной системы оказания бесплатной юридической помощи не получает вознаграждения непосредственно от доверителя, но получает его из бюджета субъекта Российской Федерации, при этом налоговым агентом выс-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

тупает адвокатская палата такого субъекта Российской Федерации. В связи с этим соглашение как гражданско-правовой договор признать безвозмездным невозможно.

Аналогично в силу п. 5 ст. 50 УПК РФ компенсация расходов на оплату труда адвоката, участвующего по назначению дознавателя, следователя или суда, осуществляется из средств федерального бюджета. В данном случае действует постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»19.

Рассматривая вопрос возмездности соглашения с адвокатом об оказании бесплатной юридической помощи не усматривается противоречий между таким способом оплаты услуг и общепринятым представлением о возложении обязанности по встречному предоставлению на контрагента по договору20, т.е. может применяться конструкция возложения исполнения обязательства на третье лицо, закрепленная ст. 313 ГК РФ, особенности которой предусмотрены законодательством о бесплатной юридической помощи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соглашение об оказании юридической помощи адвокатом в рамках системы бесплатной юридической помощи обладает следующими квалифицирующими признаками:

■ особенность предмета договора, который представляется более узким по сравнению с предметом соглашения об оказании юридической помощи, предусмотренным ст. 25 Закона об адвокатуре (соотносятся как частное и общее соответственно);

■ особенность субъектного состава, который также является более узким по сравнению с предметом соглашения об оказании юридической помощи, предусмотренным ст. 25 Закона об адвокатуре (соотносятся как частное и общее соответственно);

■ особенность определения размера и выплаты вознаграждения адвокату и построение отношений по конструкции исполнения договора третьим лицом.

Все это позволяет также сделать вывод о том, что соглашение об оказании юридической помощи адвокатом в рамках системы бесплатной юридической помощи является самостоятельным, поименованным гражданско-правовым договором, по своей правовой природе консенсу-альным, возмездным, двусторонним, построенным по конструкции исполнения обязательства доверителя третьим лицом.

В системе гражданско-правовых договоров по направленности результата данное соглашение относится к договорам, направленным на оказание услуг, и с точки зрения соотношения с соглашением об оказании юридической помощи, предусмотренным ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», является его видом.

1 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

2 Там же. 2011. № 48. Ст. 6725.

3 Меркулова А.Ю. Адвокатура в системе бесплатной юридической помощи // Адвокатская практика. 2015. № 3. С. 17—21 // Доступ: СПС «Консультант Плюс»

4 Остапенко A.C., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный) // Подготовлен для СПС «Консультант Плюс. 2012»

5 Вестник адвокатской палаты г. Москвы. Спецвыпуск. 2014.

6 Документ опубликован не был // Доступ: СПС «Консультант Плюс»

7 Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2013. № 3 (405). 22 янв. Ст. 108.

8 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. № 31. 22 окт.

9 Вести Республики. 2013. № 14. 24 янв.

10 Собрание законодательства Воронежской области. 2012. № 29. Ст. 947.

11 Липецкая газ. 2013. № 43. 6 марта.

12 По данным СПС «Консультант Плюс»

13 Собрание законодательства Республики Карелия. 2012. № 12 (ч. 1). Декабрь. Ст. 2126

14 Собрание законодательства Чувашской Республики. 2012. № 3. Ст. 208.

15 Наше время. 2012. № 775-777. 26 дек.

16 Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. 2011. № 12 (ч. 2, т. 1). 31 дек. Ст. 1212.

17 Рос. газ. 2012. № 2926. 19 дек.

18 Вестник мэра и Правительства Москвы. 2013. № 58. 22 окт.

19 СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7058.

20 Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 129.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.