ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
И.А. Фомичев, магистрант
Научный руководитель: В.Ф. Анисимов, д-р юрид. наук, профессор Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11678
Аннотация. Важной гарантией обеспечения законных интересов личности является право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, впервые закрепленное в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Назначение и роль этого конституционного положения настолько масштабны, что до настоящего времени некоторые его аспекты в уголовном судопроизводстве остаются нереализованными. Одной из нерешенных проблем является оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных пунктах. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, и, в первую очередь, помощи адвоката, в труднодоступных населенных пунктах.
Ключевые слова: адвокатура, гарантии получения юридической помощи, правовое государство, местное самоуправление, адвокат, взаимодействие.
Важной гарантией обеспечения законных интересов личности является право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, впервые закрепленное в ст. 48 Конституции Российской Федерации [1].
Назначение и роль этого конституционного положения настолько масштабны, что до настоящего времени некоторые его аспекты в уголовном судопроизводстве остаются нереализованными. Одной из нерешенных проблем является оказание юридической помощи гражданам, проживающим в труднодоступных и малонаселенных районах нашей страны.
Одним из важнейших аспектов получения квалифицированной юридической помощи является возможность получения гражданами помощи адвоката. Адвокат воплощает в жизнь конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь, выступая гарантом прав человека, оказавшегося в конфликте с обществом. При этом адвокатская деятельность является уникальной по своей сути. С одной стороны, адвокат - официальный участник судебного процесса и должен быть наделен соответствующими полномочиями, а с другой - его отношения
с подсудимым строятся на полном доверии и не могут быть объектом контроля.
Адвокат, оказывая юридическую помощь потерпевшим по уголовным делам, затрагивающим вопросы организованной преступности, может восприниматься сообщниками подсудимого, как юрист, противостоящий в процессе, интересам подсудимого. При этом адвокат оказывается не защищенным от угроз и насилия статусом государственного должностного лица, как, например, государственный обвинитель. Возможно, это является одной из причин, сдерживающей интерес адвокатов к работе в уголовном процессе [7].
В современных условиях адвокат является основным и практически единственным (кроме самого обвиняемого или подозреваемого) участником уголовного процесса со стороны защиты, на ком лежит бремя обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на такую защиту. Деятельность адвоката ответственна, многогранна и предполагает высокий уровень профессионализма, немыслимый приемов эффективного решения проблемных задач, умения общаться, рационально организовать свою деятельность. Тем значительнее нарушение конституционных прав граждан, которые, в силу проживания в труд-
нодоступных и малонаселенных пунктах оказываются лишены возможности получить помощь адвоката.
Проблема доступности многих населенных пунктов сохраняется в России с давних времен. Решить эту проблему пытаются на уровне органов муниципальной власти и местного самоуправления. Так, в дореволюционной России, несмотря на принятие закона о частных поверенных, защитников в Вятской губернии было недостаточно. В некоторых губерниях органы местного самоуправления специально рассматривали вопрос о создании юридической службы, оказывающей населению квалифицированную юридическую помощь. В декабре 1891 г. Вятское губернское земство приняло постановление о создании службы земских юрисконсультов. Губернатор приостановил исполнение постановления и направил его для рассмотрения в губернское по земским и городецким делам присутствие. Губернское присутствие, отмечая, что создание службы земских юрисконсультов не входит в компетенцию земств, отменило это постановление [6].
В Советском государстве существовало множество фактов активного взаимодействия адвокатуры и местных органов власти. Так, к конкретным полномочиям исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся относилось согласование с президиумами коллегий адвокатов вопросов о составе и местонахождении юридических консультаций, а также о назначении и освобождении от работы заведующих юридическими консультациями.
В настоящее время важным условием эффективного функционирования механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности является взаимодействие государственной власти и органов местного самоуправления в пра-вообеспечительном процессе.
В этом смысле показателен пример принятия Закона Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 98-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов государственным полномочием по материально-техническому и финансовому обеспече-
нию оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях и принципах материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края». В частности, закон закрепляет возможность принятия муни-ципально-правовых актов по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях [3].
Так, ст. 11 указанного Закона закрепляет порядок материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края, на основании которого орган местного самоуправления заключает с адвокатским образованием или адвокатом соглашение о взаимодействии, определяющее порядок направления адвокатов в труднодоступные и малонаселенные местности Забайкальского края.
Периодичность выездов адвокатов устанавливается не реже одного раза в шесть месяцев. Орган местного самоуправления согласовывает с адвокатским образованием (адвокатом) выезд адвоката для оказания адвокатской помощи в труднодоступные и малонаселенные местности Забайкальского края не позднее чем за месяц до выезда. Срок пребывания адвоката по оказанию адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края определяется адвокатским образованием (адвокатом) по согласованию с органом местного самоуправления.
Возмещение расходов по оказанию адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края производится органами местного самоуправления:
1) адвокату, оказывающему адвокатскую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края в соответствии с заключенным соглашением;
2) юридическим и (или) физическим лицам, оказывающим транспортные услу-
ги и предоставляющим помещение для проживания адвоката и для приема граждан.
Основанием для возмещения расходов являются:
1) по транспортным расходам - договор на оказание транспортных услуг, заключаемый органом местного самоуправления с транспортной организацией;
2) по расходам на аренду помещения для проживания адвоката и для приема граждан - договор аренды, заключаемый органом местного самоуправления с арендодателем;
3) по командировочным расходам - документы, представленные адвокатом в орган местного самоуправления, подтверждающие фактическое пребывание адвоката в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края: командировочное удостоверение, квитанции об оплате проживания в гостинице (договор аренды помещения), отчет о командировке, а также проездные документы на все виды транспорта в случае невозможности заключения договора для проведения безналичных расчетов. Приведенный пример показывает позитивную динамику правового регулирования создания условий для оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях.
Аналогичные законы приняты и в других субъектах Российской Федерации. Например, Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой был принят Закон «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Юг-ре» [4], а также Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Юг-ре» [5], в которых предусмотрен механизм взаимодействия между гражданином, нуждающимся в бесплатной юридической помощи, органами государственной власти и адвокатом.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устанавливается
порядок оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, в соответствии с которым все затраты адвоката, связанные с поездкой в такие местности, компенсируются за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Только в 2018 г. для оказания бесплатной юридической помощи адвокаты выезжали в труднодоступные и малонаселенные местности (п. Малоюганский, с. Угут, с. Локосово, п. Горный, п. Высокий, д. Лямино, с. Сыто-мино, с. Локосово Сургутского района, п. Шугур, п. Кондинское Кондинского района, с. Саранпауль Березовского района), где жители указанных населенных пунктов имели возможность получить правовую помощь непосредственно по месту жительства [7].
Однако, несмотря на положительные примеры, следует отметить, что уровень транспортной и пешеходной доступности в нашей стране очень низкий. В связи с этим, оказание квалифицированной юридической помощи адвокатами в труднодоступных населенных пунктах является затруднительным. Во многих сельских муниципальных образованиях квалифицированная юридическая помощь не оказывается в принципе. Сельские жители вынуждены обращаться в адвокатские образования, находящиеся в городах, что накладно для сельчан, в связи с чем оказание квалифицированной юридической помощи адвокатами во многом является недоступным. Кроме того, оказание юридической помощи адвокатами затруднено в силу низкого уровня информационного обеспечения граждан, когда адвокат может общаться с доверителем, используя информационные технологии. Так, М.С. Шайхуллин отмечает, что в нашей стране насчитывается 123 285 населенных пунктов без телефонной связи. Тогда как связь, в том числе телефонная, является одним из способов общения, работы с информацией, поэтому ее отсутствие ведет к ограничениям доступности нужной информации, что, в свою очередь, может привести к стагнации общества. Более того, посредством телефонных услуг люди получают доступ к сети Интернет [7].
Представляется, что опыт реализации рованную юридическую помощь. Благода-законодательства в сфере бесплатной ря совместным усилиям государства и ад-юридической помощи подтверждает: вокатского сообщества социально неза-именно адвокатура способна выполнить щищенные категории граждан получат до-отведенную ей государством роль - стать полнительную поддержку в реализации важным звеном в реализации конституци- своих прав на бесплатную юридическую онного права гражданина на квалифици- помощь.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.
3. Закон Забайкальского края от 24 декабря 2008 г. N 98-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов государственным полномочием по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях и принципах материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Забайкальского края» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: ИйрУ/'^^^ www.consultant.ru (дата обращения 21.10.2019).
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 г. N 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Юг-ре» // Новости Югры. 2011. 27 декабря.
5. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» // Новости Югры. 2011. 30 декабря.
6. Анисимов В.Ф., Акинина Н.Ю. Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь / В.Ф. Анисимов, Н.Ю. Акинина // Адвокатская практика. - 2017. - №3. - С. 18-21.
7. Шайхуллин М.С. К вопросу о механизме правового регулирования взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. - 2016. - №10. - С. 28-32.
PROBLEMS OF PROVIDING FREE LEGAL AID IN DIFFICULT AND POPULAR
ITEMS
I.A. Fomichev, Graduate Student
Supervisor: V.F. Anisimov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)
Abstract. An important guarantee of ensuring the legitimate interests of an individual is the right of everyone to receive qualified legal assistance, first enshrined in Article 48 of the Constitution of the Russian Federation. The purpose and role of this constitutional provision is so widespread that until now some of its aspects in criminal proceedings have remained unrealized. One of the unresolved problems is the provision of legal assistance in hard-to-reach and sparsely populated areas. The article discusses the main problems associated with the provision of qualified legal assistance, and, first of all, the assistance of a lawyer in hard-to-reach settlements.
Keywords: advocacy, guarantees of legal assistance, rule of law, local government, lawyer, interaction.