Научная статья на тему 'Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации'

Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5829
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Дмитрий Валерьевич

В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации в соответствии с принимаемыми ими законами и иными нормативными правовыми актами о регулировании оказания юридической помощи гражданам бесплатно и о порядке компенсации расходов адвокатам полностью или частично возмещают эти расходы за счет собственных бюджетных средств. Тем не менее, проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в разных субъектах Российской Федерации решаются с неодинаковой успешностью и очень медленно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фролов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of financing of rendering of a free legal aid in subjects of the Russian Federation

Now practically all subjects of the Russian Federation according to laws adopted by them and other regulatory legal acts on regulation of rendering of a legal aid to citizens it is free and about an order of compensation of expenses to lawyers in whole or in part refund these expenses at the expense of own budgetary funds. Nevertheless, problems of financing of rendering of a free legal aid in different subjects of the Russian Federation are solved with unequal success and very slowly

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации»

1.4. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фролов Дмитрий Валерьевич, аспирант. Место учебы: Московский гуманитарный университет. E-mail: ser-gei_kolos@mail. ru

Аннотация: В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации в соответствии с принимаемыми ими законами и иными нормативными правовыми актами о регулировании оказания юридической помощи гражданам бесплатно и о порядке компенсации расходов адвокатам полностью или частично возмещают эти расходы за счет собственных бюджетных средств. Тем не менее, проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в разных субъектах Российской Федерации решаются с неодинаковой успешностью и очень медленно.

Ключевые слова: проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.

PROBLEMS OF FINANCING OF RENDERING OF A FREE

LEGAL AID IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Frolov Dmitry Valeryevich, postgraduate student. Place of study: Moscow Humanitarian University. E-mail: ser-gei_kolos@mail. ru

Annotation: Now practically all subjects of the Russian Federation according to laws adopted by them and other regulatory legal acts on regulation of rendering of a legal aid to citizens it is free and about an order of compensation of expenses to lawyers in whole or in part refund these expenses at the expense of own budgetary funds. Nevertheless, problems of financing of rendering of a free legal aid in different subjects of the Russian Federation are solved with unequal success and very slowly. Keywords: problems of financing of rendering of a free legal aid in subjects of the Russian Federation.

Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в разных субъектах Российской Федерации решались с неодинаковой успешностью и очень медленно.

Например, в Москве «оказание гражданам бесплатной юридической помощи тормозилось невыделением государством денежных средств для вознаграждения труда адвокатов». И лишь в 2006 году Мосгордумой было принято решение о выделении из городского бюджета 5 млн. рублей на оплату юридической помощи, оказываемой москвичам бесплатно»1.

Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве»2 наряду с другими положениями предусмотрел, что размер и порядок выплаты компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую

1 Пункт 2 Отчетного доклада Президента Адвокатской палаты г. Москвы Г.М. Резника Четвертой ежегодной конференции адвокатов г. Москвы // Вестник Адвокатской палаты. 2006. N 2 - 3.

2 Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Тверская, 13. 2006. 24 октября.

помощь, определяется Правительством Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Закона.

Соответствующий порядок выплаты компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, был утвержден Постановлением Правительства Москвы N 1040-ПП лишь 04.12.20073.

Как уже отмечалось, в соответствии с положениями части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

В Санкт-Петербурге Правительство города на основании Договора от 14 июня 2006 года N 234-2006 «О предоставлении бесплатной юридической помощи всех видов проживающим в Санкт-Петербурге ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, малоимущим гражданам и членам их семей»4 с Адвокатской палатой Санкт-Петербурга на 2006 г. предоставило ей субсидию из городского бюджета в размере 2500000 рублей на оказание названным лицам бесплатной юридической помощи.

В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации в соответствии с принимаемыми ими законами и иными нормативными правовыми актами о регулировании оказания юридической помощи гражданам бесплатно и о порядке компенсации расходов адвокатам полностью или частично возмещают эти расходы за счет собственных бюджетных средств.

В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Московской области, размер и порядок компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно, установлены законом.

В частности, Закон Московской области от 10 марта 2006 г. N 34/2006-О3 «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридической помощи бесплат-но»5 предусматривает размеры оплаты труда адвоката за консультации в устной форме, справки или консультации в письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, не требующих изучения дополнительных документов, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, требующих изучения дополнительных документов, предварительное изучение дела, оказание бесплатной юридической помощи несовершеннолетнему, содержащемуся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

3 Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1040-ПП (ред. от 24.02.2009) «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008.

4 Договор от 14 июня 2006 года N 234-2006 «О предоставлении бесплатной юридической помощи всех видов проживающим в Санкт-Петербурге ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, малоимущим гражданам и членам их семей» // Документ размещен на сайте Адвокатской палаты Санкт-Петербурга http://apspb.ru.

5 Закон Московской области от 10 марта 2006 г. N 34/2006ЮЗ «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридической помощи бесплатно» // Ежедневные новости. Подмосковье.

18.03.2006. N 46.

Также адвокату оплачиваются расходы на проезд в целях оказания юридической помощи бесплатно. Финансирование компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Порядок компенсации расходов адвокатам, оказывающим гражданам юридическую помощь бесплатно, установлен Постановлением Правительства Московской области от 24.05.2006 N 444/176.

Областной закон Ленинградской области от 18.04.2012 N 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области», устанавливая гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области, практически дословно воспроизводит положения Федерального закона от

21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в том числе и нормы, регламентирующие размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и порядок компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.03.2008 N 62 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области7.

В некоторых субъектах Российской Федерации адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, законодательством предусмотрена компенсация стоимости понесенных ими расходов.

Так, например, компенсации за счет средств областного бюджета в размерах и по нормам, установленным Администрацией Ростовской области, подлежат следующие расходы адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно: расходы на канцелярские товары; расходы на приобретение правовой литературы и справочных материалов; расходы на проезд или затраты на использование личного транспорта, расходы на наем жилого помещения и суточные по делам, ведение которых связано с выездом в другой населенный пункт; расходы на междугородные телефонные соединения по делам, ведение которых связано с выездом в другой населенный пункт8.

В соответствии с положениями статьи 4 Областного закона Новгородской области от 31.05.2011 N 1002-ОЗ «О реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

6 Постановление Правительства МО от 24.05.2006 N 444/17

«Об утверждении Порядка компенсации за счет средств бюджета Московской области расходов адвокатам, оказывающим

отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридическую помощь

бесплатно» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 95,

31.05.2006.

7 Постановление Правительства Ленинградской области от

31.03.2008 N 62 (ред. от 26.09.2011) «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям

граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области, N 12, 14.05.2008.

8 Областной закон Ростовской области от 04.03.2003 N 310-ЗС (ред. от 30.03.2006) «О порядке предоставления гражданам

Российской Федерации бесплатной юридической помощи в Ростовской области» // Наше время. 06.03.2003. N 49-50.

на территории Новгородской области»9 с состав расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации, подлежащих компенсации за счет средств областного бюджета, входят:

1) стоимость расходных материалов, использованных при осуществлении поручения об оказании юридической помощи (бумага для ксерокса или факса, картридж, тонер, канцелярские товары) в размере фактических расходов, подтвержденных отчетными документами;

2) стоимость проезда в связи с осуществлением поручения об оказании юридической помощи, подтвержденная проездными документами, а в случае использования личного транспорта - возмещение расходов по использованию личного транспорта по нормам, установленным в приложении к областному закону;

3) стоимость расходов по найму жилого помещения в связи с осуществлением поручения об оказании юридической помощи по нормам, установленным в приложении к областному закону.

Компенсация вышеуказанных расходов осуществляется в порядке, установленном Администрацией Новгородской области.

Кроме того, установлены следующие нормативы расходов:

По проезду:

1) в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

б) автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

2) при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.

В случае использования личного транспорта (в день):

легковые автомобили с рабочим объемом двигателя:

а) до 2000 куб. см включительно - 40 рублей;

б) свыше 2000 куб. см - 50 рублей.

По найму жилого помещения (в сутки) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей.

В соответствии с положениями статьи 2 Закона ХМАО - Югры от 16.12.2011 N 113-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатами юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, и включает в себя:

1) расходы на содержание помещений для работы адвокатов;

9 Областной закон Новгородской области от 31.05.2011 N 1002-

ОЗ «О реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на территории Новгородской области» // Новгородские ведомости (официальный выпуск), N 16, 08.06.2011.

2) транспортные расходы, связанные с проездом на любом виде транспорта, в том числе на личном (за исключением такси);

3) командировочные расходы, включающие суточные расходы и расходы за наем жилого помещения.

В связи с осуществлением мероприятий по обеспечению реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи и, в частности, при создании центров бесплатной юридической помощи, в том числе с привлечением адвокатов, на практике возникают вопросы о пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

Так, например, в одном из субъектов Российской Федерации уполномоченным органом власти было установлено дополнительное требование к квалификации лиц, которые оказывают юридическую помощь в центрах бесплатной юридической помощи, в частности: стаж работы не менее 5 лет в области юриспруденции.

Представляется, что установление органом власти субъекта Российской Федерации требований к стажу работы в отношении лиц, которые осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в негосударственном центре бесплатной юридической помощи, неправомерно.

В соответствии с положениями части 4 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Таким образом, центр может оказывать ограниченный перечень услуг в рамках осуществления бесплатной юридической помощи.

Положениями части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлено, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Данная норма указывает, что дополнительные требования не могут устанавливаться для лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи, так как они не вправе осуществлять представительство в судах или государственных органах. Кроме того, полномочия по установлению дополнительных требований к субъектам оказания бесплатной юридической помощи отнесены к компетенции федеральных органов власти.

Список литературы:

Пункт 2 Отчетного доклада Президента Адвокатской палаты г. Москвы Г.М. Резника Четвертой ежегодной конференции адвокатов г. Москвы // Вестник Адвокатской палаты. 2006. N 2 - 3.

Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Тверская, 13. 2006. 24 октября.

Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1040-ПП (ред. от 24.02.2009) «О мерах по реализа-

ции Закона города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008.

Договор от 14 июня 2006 года N 234-2006 «О предоставлении бесплатной юридической помощи всех видов проживающим в Санкт-Петербурге ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, малоимущим гражданам и членам их семей» // Документ размещен на сайте Адвокатской палаты Санкт-Петербурга http://apspb.ru.

Закон Московской области от 10 марта 2006 г. N 34/2006-ОЗ «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридической помощи бесплатно» // Ежедневные новости. Подмосковье. 18.03.2006. N 46.

Постановление Правительства МО от 24.05.2006 N 444/17 «Об утверждении Порядка компенсации за счет средств бюджета Московской области расходов адвокатам, оказывающим отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридическую помощь бесплатно» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 95, 31.05.2006.

Постановление Правительства Ленинградской области от 31.03.2008 N 62 (ред. от 26.09.2011) «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области, N 12, 14.05.2008.

Областной закон Ростовской области от 04.03.2003 N 310-3C (ред. от 30.03.2006) «О порядке предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи в Ростовской области» // Наше время. 06.03.2003. N 49-50.

Областной закон Новгородской области от

31.05.2011 N 1002-ОЗ «О реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на территории Новгородской области» // Новгородские ведомости (официальный выпуск), N 16, 08.06.2011.

Literature list:

Point 2 of the Report of the President of Lawyer chamber of Moscow of G. M. Reznik of the Fourth annual conference of lawyers of Moscow//Messenger of Lawyer chamber. 2006. N 2-3.

The law of Moscow from October 4, 2006 of N 49 «About rendering by lawyers of a free legal aid to citizens of the Russian Federation in the city of Moscow»//the Tverskaya, 13. 2006. On October 24.

The resolution of the government of Moscow from 04.12.2007 N 1040-PP (an edition from 24.02.2009) «About measures for implementation of the Law of the city of Moscow «About rendering by lawyers of a free legal aid to citizens of the Russian Federation in the city of Mos-cow»//the Messenger of the Mayor and the Government of Moscow, N 1, 09.01.2008.

The contract from June 14, 2006 of N 234-2006 «About granting a free legal aid of all types to veterans living in St. Petersburg and to participants of the Great Patriotic War, blokadnik, needy citizens and members of their fami-lies»//the Document is placed on a site of Lawyer chamber of St. Petersburg http://apspb.ru.

The law of the Moscow region from March 10, 2006 of N 34/2006-0Z «About rendering to separate categories of citizens of the Russian Federation in the territory of the

Moscow region of a legal aid it is free»//Daily news. Moscow area. 18.03.2006. N 46.

Resolution of the government of the Moscow region from 24.05.2006 N 444/17 «About the statement of the Order of compensation for the account of budget funds of the Moscow region of expenses to the lawyers rendering to separate categories of citizens of the Russian Federation in the territory of the Moscow region a legal aid free of charge»//Daily News. Moscow area, N 95, 31.05.2006.

The resolution of the government of the Leningrad region from 31.03.2008 N 62 (an edition from 26.09.2011) «About the statement of the Order of providing compensation of expenses to the lawyers rendering a free legal aid to separate categories of citizens of the Russian Federation, living in the territory of the Leningrad region»//the Messenger of the Government of the Leningrad region, N 12, 14.05.2008.

The regional law of the Rostov region from 04.03.2003 N 310-ZS (an edition from 30.03.2006) «About an order of granting to citizens of the Russian Federation of a free legal aid in the Rostov region»//our time. 06.03.2003. N 4950.

The regional law of the Novgorod region from

31.05.2011 N 1002-0Z «About implementation of the Federal law «About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation» in the territory of the Novgorod region»//the Novgorod sheets (official release), N 16, 08.06.2011.

Рецензия

на статью «Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации», автор - Фролов Д.В.

В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации в соответствии с принимаемыми ими законами и иными нормативными правовыми актами о регулировании оказания юридической помощи гражданам бесплатно и о порядке компенсации расходов адвокатам полностью или частично возмещают эти расходы за счет собственных бюджетных средств.

Тем не менее, проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в разных субъектах Российской Федерации решаются с неодинаковой успешностью и очень медленно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автором анализируются причины возникновения проблем финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.

Статья рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор

Булаков О.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.