2.2. ЗАКОННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА
Кожевников Сергей Никитич, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист России. Должность: профессор. Место работы: Волжский государственный университет водного транспорта. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена понятию законности, ее месту в жизни российского общества. В частности, приводятся авторские позиции по вопросу определения законности, выделяются теоретические аспекты, относящиеся к соотношению законности и политического режима, взаимосвязи законности с состоянием культуры общества, граждан, должностных лиц, с демократией, демократическими институтами. Соответствующий анализ проведен и относительно субъектного состава законности, нормативно-правовой основы законности, ее структуры.
Ключевые слова: законность, единство законности, политика, демократия, дисциплина, культура, нормативно-правовая основа законности, субъекты законности.
Kozhevnikov Sergey Nikitich, Dr of law, professor, honored lawyer of Russia. Position: professor. Place of employment: Volga state academy of water transport. Department: state and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the concept of the rule of law, its place in the life of Russian society. In particular, the copyright position on the definition of the rule of law, are the theoretical aspects related to the rule of law and the political regime, the relationship of the rule of law with the State of society, of citizens, officials, with democracy, democratic institutions. The appropriate analysis and relative regional composition of the rule of law, the legal basis of the rule of law, its structure.
Keywords: legitimacy, unity of the rule of law, politics, democracy, discipline, culture, legal framework of legality, the rule of law.
В юридической литературе законность понимается как явление многоплановое, емкое. Ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью государства, с принимаемыми законами. Принятые в установленном порядке и доведенные до сознания граждан законы являются основными регуляторами общественной жизни. Без законов любое общество оказалось бы в состоянии рассогласованности и невежества. И поэтому можно сказать, если нет законов, то и о законности говорить нет смысла.
Сказанное позволяет подчеркнуть, что законности свойственны две стороны: 1) наличие качественных полноценных законов; 2) их реальное, результативное применение в деятельности индивидов, организаций.
Определение законности. В новой юридической литературе нет единого мнения относительно понимания законности. В настоящее время законность трактуется в следующих аспектах: как метод, правовой принцип, как требование и правовой режим.
По-видимому, пока идут споры, вырабатываются новые подходы к пониманию данной категории, отражающей новые реалии, целесообразно использовать,
придерживаться сложившегося в науке и практике традиционного определения законности. В этом смысле законность понимается как строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами действующих законов и основанными на них 1
подзаконных актов .
Законность в традиционном понимании (требование строгого соблюдения и исполнения юридических норм) в советский период считалась единственно приемлемой, отвечающей существующему тогда строю отношений. Такая изначальная трактовка законности приоритетна и в настоящее время. Вместе с тем в последние годы в литературе говорится о том, что понятие законности не может быть неизменным, поскольку законность явление исторически развивающееся вместе с правом и обществом. В своем развернутом виде ее содержание определяется, в частности тем, что право стало мерой свободы формально равных индивидов. С этой точки зрения традиционное понимание законности не учитывает некоторые грани, существующей правовой действительности. По мнению Е.А. Лукашевой, наиболее распространенное понимание законности сводится к строгому исполнению законов и иных нормативных актов всеми участниками общественной жизни, по сути, является узким. «Узким потому, что оно не учитывает значимости реализации в полном объеме свободы и прав человека»2. Аналогичной позиции придерживаются другие авторы. Т.Н. Радько пишет: «законность - явление многомерное. Она включает не только требования строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами законов и основанных на них правовых актов, но и реальное осуществление ими субъективных прав, надлежащее применение права при исполнении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц»3.
Значимость этого вывода очевидна, поскольку в реальной действительности нередки факты ущемления прав граждан как отдельными должностными лицами, так и криминальными структурами. Показательны здесь посягательства на права молодых людей, призванных на военную службу («дедовщина»), выдворение разными путями одиноких престарелых людей с занимаемой ими жилой площади, рейдерский захват помещений, нередко не вызывающий правовых последствий и т.д.
Соответственно, уместно обратить внимание на те определения законности, в которых концентрируется понимание на ее нетрадиционных аспектах. «Законность, по мнению Ю.А. Тихомирова - это режим государственной и общественной жизни, это - обеспечение прав граждан и юридических лиц, это - соблюде-
4
ние законов и иных актов, это мера действия закона» . Суть законности, как общественно-политического режима, полагает А.С. Шабуров, состоит «в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм все-
1 См.: Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2014. - С. 457.
2 См.: Лукашева, Е.А. Права человека на рубеже веков / Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 89.
3 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - С. 343; См. также: Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2 т. / С.С. Алексеев. - Свердловск, 1977. - Т. 1. - С. 113.
4 Тихомиров. Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-
практич. пособие / Ю.А. Тихомиров. - М., 2000. - С. 161.
ми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц»5. По-видимому, слово «осуществление» предписаний правовых норм охватывает следующие два принципиально значимых момента: неукоснительное соблюдение и исполнение правовых предписаний и беспрепятственно реализацию гражданами и их объединениями конституционных и иных прав и свобод.
Как видим, сложилась следующая поисковая ситуация. С одной стороны, представляется допустимым использовать традиционное (узкое) определение законности, «работающее» в течение десятилетий в теории и юридической практике. С другой, существует необходимость наполнить существующую дефиницию новым содержанием, с учетом изменений в обществе.
Изучение присущих законности правовых свойств предполагает ее рассмотрение в аспектах объема (пространства), государственного суверенитета, нормативной основы, субъектного состава и т.д.
Законность и территория страны. Государственная территория под этим углом зрения есть материальная база всех государственно-правовых институтов, включая законность. Можно заметить, что объектами, приравненными к государственной территории, наряду с другими, принадлежит территория дипломатических представительств за рубежом. Соответственно, действие нормативных правовых актов, их реализация, принятие необходимых решений с позиции законности должно осуществляться с учетом принципа экстерриториальности. По-видимому, это относится и к российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации и к персоналу дипломатических представительств на ее территории.
На состояние законности, ее содержание оказывает значительное влияние и такой фактор как федеративное устройство Российского государства, разделение граждан по административно-территориальному, национально-территориальному признаку. Это означает, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое и федеральными органами, и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления. Соответственно законность, рассматриваемая в этом аспекте, осуществляется на основе иерархии правовых норм, опирается на соответствующие обеспечительные механизмы. Значимость существующих в этой сфере проблем подтверждается основополагающим принципом единства законности. Главное в нем состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их применения с учетом соблюдения единых, установленных для всего государства предписаний нормативных правовых актов.
Законность связана и с политикой (политическим режимом). В этом плане можно констатировать следующее: в законах всегда воплощалась и воплощается определенная государственная политика, что «преломляется» в содержании права и законности. Это отчетливо видно на публичном, официальном отношении к «законности» политических и государственных деятелей Советского государства.
В частности, П.И. Стучка - государственный деятель советского периода, по этому поводу утверждал, что механическое применение закона без его увязки с об-
5 Шабуров, А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: учебник. - 4-е изд. / Отв. ред. А.Д. Перевалов. - М., 2013. - С. 263.
щей линией партии и правительства, может приводить к нарушению законности6.
В настоящее время право и политика рассматриваются традиционно, т.е. как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Можно заметить, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики защищается посредством права. Скажем, Конституция РФ закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан. Ф. Энгельс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу». Это относили и к законности в тех рамках, как проводимая политика «строится на исходных началах права и справедливости».
«Право, - писал Л. Дюги, - возвышается над государством, является границей государственной силы и государство есть не что иное, как сила, отданная служению права»7. Соответственно, законность корректирует правовую и политическую действительность под углом зрения последовательной реализации права.
В юридической литературе законность рассматривается во взаимосвязи с демократией, свойственными ей институтами. Для демократического режима в России характерны: выборность основных органов государства, равноправие граждан, равенство избирательных прав, как правило, объективный, непредвзятый подсчет голов в период избирательных кампаний, разделение властей, конституционное установление пределов их деятельности и т.д.
Наличие таких предпосылок весьма значимо и для демократии и для законности. Можно заметить, что в советском государстве гарантия свободы слова де-юре признавалась, но де-факто в полном ее понимании быть реализована не могла, хотя бы из-за отсутствия средств массовой информации, альтернативных государственным, партийным и ведомственным.
Существенно и то, что демократия без законности теряет свойство организованности, скоординирован-ности, легитимности демократических институтов. Назовем в этой связи факты заведомо неправильного подсчета голосов, подкуп избирателей, сравнительно широкая возможность подкупа должностных лиц, бюрократизм, который свойствен не только государственным структурам, но и общественным объединениям и т.д. В то же время законность без демократических механизмов и институтов не может эффективно утверждаться в государственной и общественной жизни, поскольку опирается на их поддержку. Упрочению законности в современной России способствуют такие демократические структуры как Общественная палата РФ, движение Общероссийский народный фронт и др. Существенно и то, что СМИ позитивной направленности нередко обоснованно и убедительно реагируют на факты коррупции, хищений, злоупотреблений в государственных и общественных структурах. Они нередко концентрируют внимание на малоэффективной деятельности правоохранительных органов федерального, регионального или местного уровня.
Иные демократические институты также могут оказывать значительное позитивное влияние на состояние законности.
К характеристике законности относится и то, что она обусловлена состоянием культуры общества, уровнем
6 Доклад тов. Стучки о работе Верховного суда РСФСР // Еженедельник советской юстиции. - 1929. - № 17. - С. 1102-1105.
7 Дюги, Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства / Л. Дюги. - М., 1909. - С. 24.
культуры граждан и должностных лиц государственного аппарата. Таким субъектам в аспекте законности должно быть свойственно уважение к праву, закону, правам и законным интересам других лиц. По-видимому, это в первую очередь относится к государственным служащим, лицам, применяющим право в правоохранительной и управленческой сферах. Профессиональная правовая культура так же предполагает качественное знание законодательства, прежде всего относящегося к служебной деятельности, профессионализм в составлении процессуальных документов, проявление корректности в сфере взаимного общения с другими лицами, строгое следование в своей деятельности принципам законности. Как видим, состояние законности в обществе обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами.
Субъектом (адресатом) законности, наряду с другими лицами, является гражданин (личность). Для данного субъекта права практически значимо не только соблюдение, исполнение правовых предписаний нормативных правовых актов, но и использование предоставляемых ими правовых возможностей в виде определенных прав и свобод. В этой связи, прежде всего, назовем следующие основные конституционные права: право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45) и др.
Законности, как политико-правовому явлению, свойственна определенная нормативно-правовая основа.
В этой связи отметим, что в действующей Конституции РФ нет положения, непосредственно раскрывающего значение «законности». В то же время стержневая идея законности прослеживается в ряде положений конституционного текста. В их числе: «в соответствии с федеральным законом» (ст. 25); «определение на основе закона» (ч. 3 ст. 36); «защитить права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45); «не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55) и др.
Положения, способствующие пониманию смысла и назначения законности содержатся в Уголовном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и других нормативных правовых актах.
Конституция РФ предписывает соблюдать законы и не говорит о подзаконных правовых актах, что порождает некоторые вопросы. По-видимому, только и исключительно законами всех вопросов в сфере правового регулирования не решить. Соответственно проблема регулирования общественных отношений решается и законами, и подзаконными нормативными правовыми актами.
Значительную ясность в проблему внес сам законодатель. В большом количестве нормативных актов, изданных за последнее время и имеющих принципиальное значение, сам законодатель применяет понятие «законодательство» в широком смысле, включая в него наряду с законами подзаконные акты. Указанное употребление понятия законодательства настолько однозначно укоренилось в законодательной практике,
что нет никаких причин нормативную основу законности сужать до формального, узкого понимания закона8.
В уяснении природы и назначения законности существенное значение имеют понятия «объекты» и «субъекты законности». Известно, что в философии под объектом подразумевается то, что подвергается определенному воздействию. В этой связи, объектом законности, точнее, объектом ее требований являются субъекты права, их сознание, воля, поведение, способность воспринимать предписания права и согласовывать или не соотносить с ними свое поведение, деятельность.
Субъекты законности - это всегда субъекты права, т.е. лица и организации, наделенные правосубъектностью, соответствующими правами и обязанностями. В то же время малолетние дети, душевнобольные лица являются субъектами права, но не относятся к субъектам законности.
Следовательно, понятие «субъект права» объемнее, шире в сравнении с понятием «субъекты законности».
Вопрос о субъектах законности традиционно остается дискуссионным. Одни авторы (М.С. Строгович, В.В. Лазарев и др.) полагают, что субъектами законности выступают все субъекты права (включая негосударственные организации и граждан, поскольку законность едина и не знает изъятий)9. Другие (Н.В. Витрук) считают субъектами законности исключительно органы государства и должностных лиц10. Можно сказать, что в этом суждении также есть определенное рациональное зерно. Действительно, нарушение предписаний законов, иных нормативных правовых актов со стороны государственных структур, должностных лиц значительнее опаснее, чем нарушение законодательных предписаний простыми гражданами.
Вместе с тем, очевидно, что исключение из сферы режима законности общественных объединений и граждан неоправданно сужает объем законности, ее требований.
Представляется, что разрешению вопроса о субъектах законности может способствовать следующее уточнение. Если речь идет об установлении и поддержании режима законности, то субъектом законности будут, конечно, только органы государства и должностные лица. В данном случае законность выполняет роль метода государственного руководства общества. В то же время, если имеется в виду соблюдение режима законности, то ее субъектами выступают все субъекты права11. Этот вывод согласуется с ч. 2 ст. 15, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Еще один не простой вопрос - разграничение законности и дисциплины. Это два перекрещивающиеся явления, у которых много общего. И законность и дисциплина непосредственно содействуют упорядоченности
8 Придворов, Н.А. Законность как реальное выражение права / Н.А. Придворов, Д.В. Теткин // Ленинградский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 19.
9 Строгович, М.С. Проблемы общей теории права / М.С. Строгович // Избранные труды. - М., 1990. Т. 1. - С. 112; Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень.
- М.: Юрайт, 2013. - С. 457.
10 См.: Витрук, Н.В. Законность и правопорядок / Н.В. Витрук // Теория государства и права: / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрайт, 2014. - С. 663.
1 См.: Жуков, В.Н. Законность и правопорядок / В.Н. Жуков // Теория государства и права: учебник / Под ред. О.В. Мартышина.
- М.: Норма, 2009. - С. 413.
и организованности общественных отношений, противостоят произволу, дезорганизации в обществе. Они основываются на сознании людей, понимании ими своего гражданского долга.
Вместе с тем понятия «законность» и «дисциплина» не тождественны в связи со спецификой их содержания.
Более предметно различие законности и дисциплины приводится в следующих аспектах: а) источниковая база дисциплины объемнее соответствующей основы законности, поскольку связана не только с нормами права, но и нормами морали, религиозными нормами и др.; б) требования законности, по сути, едины в масштабе страны. Дисциплине свойственна иная структура. В зависимости от сферы деятельности, субъектов, она подразделяется на государственную, трудовую, воинскую, учебную и т.д.; в) законность -это соблюдение и исполнение предписаний законов и иных нормативных правовых актов. Дисциплина означает соблюдение и исполнение не только правил общего характера (сфера технологии и др.), но и индивидуальных распоряжений, приказов руководителей различных рангов.
К числу дискуссионных относится вопрос о составе законности, т.е. совокупности ее элементов. Относительно состава законности в литературе представлены разные мнения. В числе таковых наиболее часто выделяют:
нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства;
теоретико-мировоззренческую основу законности, которую составляют политико-правовые идеи, представления, принципы;
средства, приемы, условия осуществления законно-сти12.
В этом утверждении главное состоит в причинной связи законности в современной России с возросшей ценностью права. Заметим, и законность, и право имеют много общего, они взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание, предопределенность действующим законодательством. Вместе с тем право - установленная законом государственная воля, а законность как особое, отличное от собственно права, явление складывается лишь тогда, когда в реальной правовой действительности есть, существует строгое, неукоснительное претворение в жизнь действующего права, закона.
Существенно то, что в законности переплетаются не только правовые, но и государственные, демократические моменты, фактор культуры. В то же время законность оказывает на них обратное воздействие, что позволяет говорить о функциях законности, т.е. основных направлениях ее воздействия на индивидов, организации, различные виды общественных отношений, формирующихся в правовом поле. По-видимому, в первом приближении к данному аспекту проблемы можно утверждать, что законности свойственны функции оценочная, ориентационная (регулятивная) и мо-тивационная. Можно заметить, что мотивационная функция связана с побуждением субъектов права к действиям, избранием поступка, выбором варианта поведения, соответствующего предписаниям норм права, требованиям и причинам законности. В то же время данная функция органически связана с ними, названными выше, функциями законности.
12 См. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - С. 414.
Рассмотренные аспекты законности позволили получить общее представление о ее параметрах, качественном своеобразии, связи с другими социально-правовыми явлениями. Законность как общетеоретическая правовая категория не создана искусственно и не возникла внезапно. Она утверждает вместе с развитием государства и права, существовавшей политической потребности людей в обеспечении порядка и дисциплины в обществе. Законность в настоящее время занимает одно из наиболее важных мест среди духовных и политико-правовых ценностей современной России. Она необходима для соблюдения, защиты и охраны прав человека, углубления демократических преобразований, становления цивилизованного гражданского общества и правового государства. Существенно то, что в процессе изучения проблемы законности формируются соответствующие знания по конституционному, административному, гражданскому, трудовому, экологическому, уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву. С этой точки зрения, законность как общегносеологическая категория способствует потенциальной эффективности отраслевых знаний.
Список литературы:
1. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2014. - С. 457.
2. Лукашева, Е.А. Права человека на рубеже веков / Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 89.
3. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - С. 343; См. также: Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2 т. / С.С. Алексеев. - Свердловск, 1977. - Т. 1. - С. 113.
4. Тихомиров. Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практич. пособие / Ю.А. Тихомиров. - М., 2000.
- С. 161.
5. Шабуров, А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: учебник. - 4-е изд. / Отв. ред. А.Д. Перевалов. - М., 2013. - С. 263.
6. Доклад тов. Стучки о работе Верховного суда РСФСР // Еженедельник советской юстиции. - 1929. -№ 17. - С. 1102-1105.
7. Дюги, Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства / Л. Дюги. - М., 1909.
- С. 24.
8. Придворов, Н.А. Законность как реальное выражение права / Н.А. Придворов, Д.В. Теткин // Ленинградский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 19.
9. Строгович, М.С. Проблемы общей теории права / М.С. Строгович // Избранные труды. - М., 1990. Т. 1. -С. 112;
10. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2013. - С. 457.
11. Витрук, Н.В. Законность и правопорядок / Н.В. Витрук // Теория государства и права: / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрайт, 2014. - С. 663.
12. Жуков, В.Н. Законность и правопорядок / В.Н. Жуков // Теория государства и права: учебник / Под ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2009. - С. 413.
13. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - М.: Норма, Инфра-М, 2014.
- С. 414.