2-2016
Пробелы в российском законодательстве
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
2.1. ЗАКОННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ГРАНИ
Кожевников Сергей Никитич, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист России. Должность: профессор. Место работы: Волжский государственный университет водного транспорта. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена одному из значимых направлений в науке о государстве и праве, связанного с поиском и определением ключевых свойств (основных граней) законности в современной России. Соответственно приводится авторская позиция, утверждающая, что к основополагающим граням законности с позиции очередности факторов относятся: сама идея законности, культивируемая в историческом аспекте с периода образования государства и права, органическая связь природы законности, ее назначения с законами, законодательной деятельностью государства; принципиально значимое последовательное преломление принципов и требований законности в правоприменительной деятельности государства, на всех стадиях этого процесса и др.
Ключевые слова: идея законности, законы, правоприменительный процесс, общественный порядок и правопорядок, законность и демократия, нормативно-правовая основа законности, субъекты законности.
LEGALITY: MAIN FACETS
Kozhevnikov Sergey Nikitich, Dr of law, professor, honored lawyer of Russia. Position: professor. Place of employment: Volga state academy of water transport. Department: state and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with one of the most significant trends in State and law science of finding and identifying the key properties (main faces) the rule of law in modern Russia. Accordingly provides the author's position, asserting that the fundamental rule of law priority position face factors include: the idea of the rule of law, cultivated in the historical aspect since the period of formation of the State and law, the organic relationship of the nature of the rule of law, her appointment with the laws, state legislative activities; fundamentally meaningful progressive refraction principles and requirements of the rule of law in the State of enforcement, at all stages of the process, etc. Keywords: the idea of the rule of law, laws, enforcement process, public order and the rule of law, rule of law and democracy, legal framework of legality, the rule of law.
Законность - основа нормальной жизнедеятельности общества и всех звеньев его социальной и политической системы, выполняет определенную координирующую функцию. С этой точки зрения, законности свойственны такие показатели, которые не присущи другому социальному, политико-правовому явлению. Ее смысл в том, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, побуждать сообразовывать поведение, деятельность индивидов, организаций с предписаниями правовых
норм. Именно в этом отношении законность является самостоятельной ценностью, органически связана с претворением в жизнь российских законов.
Представляется, что содержание законности как реального выражения правовой действительности включает ряд самостоятельных моментов, условно говоря, граней идеологического, правового и государственного характера.
Исходная, первая грань в исторической очередности фактов, влияющих на рассматриваемый феномен - это идея законности, появление которой сопряжено с процессом происхождения государства и права. С принятием законов на самых первых стадиях образования государства выдвигается задача их обеспечения, т.е. становится значимой проблема законности. Соответственно, трудно представить себе государство, которое бы не разделяло идею законности, обходилось бы без требований соблюдения и исполнения законов.
Можно заметить, что уже на ранних этапах развития античной философии (прежде всего в учениях древнегреческий мыслителей Платона1 и Аристотеля2) идея законности вызывала значительной исследовательский интерес, в силу ее взаимосвязи с порядком в обществе. На значимость идеи законности указывал и римский политик, и оратор Марк Туллий Цицерон3.
Во второй половине XIX века проблема законности занимает значительное место в работах немецких ученых, посвященных проблеме правовой государственности. При этом, утверждалось, что в правовом обществе должна последовательно реализовываться идея ограничения власти законом, сама же власть призвана осуществлять не узкоэлитарные интересы, а направлять свою деятельность на решение общесоциальных задач.
Теории и представления о законности, разработанные в западных странах оказали значительное влияние на развитие идеи законности в отечественной науке. Однако, эти идеи были восприняты российской общественно-
4
стью неоднозначно .
В советский период идея, понятие законности раскрывалось с позиции классового «измерения», увязывалось с формационным ее основанием (буржуазная, социалистическая и т.п.). Считалось, что подлинная законность может быть только социалистической. Соответственно давалась упрощенная трактовка законности.
Как видим, идея законности - это идеологическая предпосылка всех звеньев государственной и общественной деятельности. В отечественных публикациях последнего времени к основным идеям, свойствам законности относят:
1. Всеобщность законности, проявляется в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга.
1 См.: Платон. Государство. В 3-х т. Т. 3.4.1. - М., 1968. - С. 280.
2 См.: Политика Аристотеля / Пер. с греч. Н. Скворцова. - М., 1865. - С. 282.
3 См.: Цицерон. Диалоги о гражданстве. О законах. - М., 1996. -С. 24.
4 См.: Чаадаев, Т.Я. Отрывки и разные мысли / Т.Я. Чаадаев //
Вопросы философии. - 1986. - № 1. - С. 133; Герцен, А.И. Собр соч. Т. 7. - М., 1950. - С. 251.
ЗАКОННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ГРАНИ
Кожевников С.Н.
2. Единство законности, состоящее в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации.
3. Верховенство закона, связанное с его исключительностью, означающее иерархию нормативных правовых актов, что закреплено в Конституции РФ.
4. Неотвратимость реализации законности, проявляемая в пресечении любых нарушений закона «от кого бы они не исходили» и др.5
Вторая грань законности предопределяется тем, что ее природа напрямую связана с законами, законодательной деятельностью государства. Законы и их соблюдение -древнейший способ управления людьми. Еще римские юристы провозглашали, что ничего лучшего, более разумного и рационального вместо законов человечество не придумало. Не будь законов, любое общество потеряло бы слаженность, скоординированность общественных отношений. Известны следующие образные выражения римских древних юристов: «Закон должен властвовать над всеми», «Закон суров, но это закон», «Мы должны действовать соответственно законам, чтобы быть свободными», «Закон выше любой должности».
По-видимому, суть этих утверждений в том, что законы - основа законности. Если нет законов, то и о законности не может быть и речи. При этом законы выступают не как составная часть законности, а, прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления. Существенно и то, что наличие обоснованных, совершенных и мудрых законов еще не обеспечивает установление режима законности. Восприятие законности в этом контексте позволяет выделить две, свойственные ей стороны: во-первых, наличие качественных законов и, во-вторых, их реальное применение в практической действительности, т.е. претворение их предписаний в деятельности граждан, организаций.
Соответственно отметим, что даже самый совершенный закон социально значим только тогда, когда реализуются, выполняются его предписания, т.е. проводятся в жизнь.
Третья грань законности состоит в ее особой значимости для процесса правоприменения, реализуемого государственными и иными структурами. Имеется в виду такая форма реализации права, в которой непременно присутствует субъект, наделенный властными полномочиями. Применение права осуществляется в установленных процессуальных формах, на определенной законодательной основе. По сути, данная деятельность дополняет действие нормативных правовых актов относительно определенной сферы общественных отношений.
Процесс правоприменения нацелен на то, чтобы требования закона и действия правоприменителя были согласованными, взаимодополняемыми, означали единое дело. Иными словами, применение права - это воплощение положений закона в правовую действительность через действия субъектов его применяющих. Соответственно отступление здесь от требований закона будет, по сути, правонарушение.
В юридической литературе традиционно к стадиям применения права относят:
- установление фактических обстоятельств дела фактическую квалификацию);
- юридическую квалификацию (выбор правовой нормы);
5 См.: Комаров, С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - С. 379-380.
- принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта);
- исполнение решения.
Требование законности в этом аспекте означает, что решение дела должно основываться на правильной юридической квалификации, точном соответствии со смыслом содержания правовой нормы, рамкам (пределам) полномочий, предоставленным субъектам, принимающим властные решения.
Примечательно, что одна из «болевых точек» применения права в рассматриваемом аспекте нередко обнаруживается именно на стадии юридической квалификации, в ходе которой устанавливается соответствие или несоответствие признанного реального фактического обстоятельства признакам юридического факта, предусмотренного соответствующей нормой права. По-видимому, от точности юридической квалификации уполномоченного субъекта в основном зависит законность и обоснованность принимаемого решения6.
Нарушения законности имеют место и при реализации принудительных мер в отношении конкретных субъектов на завершающей стадии правоприменительного процесса. Здесь все зависит от того правильного соотношения предписаний и фактически осуществленного государственного принуждения, т.е. объема и содержания конкретных мер принудительного воздействия7.
Четвертая грань законности включает личностный аспект, включающий политико-правовые качества человека. В наше время связь с государством, правом, требованиями законности, правопорядком имеет каждый человек. Показательно в этом смысле следующее суждение немецкого ученого Р. Иеринга: «Все правила права, какой бы ни был их предмет, - лица, вещи, какое бы ни было их содержание, - повеления или запрещения, обязанности или права, будут ли они относиться к гражданскому, уголовному или государственному праву, - все они имеют целью человека» .
Личность (от лат. Persona) - человек - субъект отношений и деятельности, обладающий сознанием, волей, другими качествами, характеризующими его как члена общества.
Как оценить место и роль личности в системе требований законности?
Прежде всего, отметим, что в условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами.
Существенно и то, что личность в условиях современной России, обладая комплексом прав и свобод, участвует не только в формировании представительных (законодательных) органов путем выборов, но и проявляет правовую активность в сфере обеспечения законности. Отметим в этой связи использование гражданами возможностей СМИ для критики коррупционной, формальной, бюрократической деятельности государственных
6 См.: Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 2000. - С. 255.
7 См.: Латушкин, А.М. «Болевые точки законности» в процессе применения мер государственного принуждения / А.М. Латушкин // Вестник Волгогр. Гос. Ун-та. Сер. 5. Юриспруденция. - 2010. -№ 2(13). - С. 193.
8 См.: Иеринг, Р. Интерес в праве / Р. Иеринг // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во Р. Неданова, Юридический центр Пресс, 2006. - С. 587.
2'2016
Пробелы в российском законодательстве
органов и государственных служащих. Существенны и практика обжалования гражданами неправомерных действий должностных лиц, их публичные суждения относительно решений, принимаемых судебными, следственными и другими государственными структурами. Примечательно, что в последние годы граждане России проявляют интерес и активность не только в личных, но и в деле обеспечения общественных, государственных интересов. Очевидно, для личности и общества практически значимо не только соблюдение, исполнение ею правовых предписаний нормативных правовых актов, но и использование предоставляемых правовых возможностей в виде определенных прав и свобод. В этой связи обратив внимание на возможности реализации личностью следующих основных конституционных прав: право на участие отправления правосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46) и др.
При этом законность, несомненно, позитивно воздействует на нормативно-ценностную ориентацию личности, формируя у ней социальную уверенность в устойчивости общественных отношений, в надежности и защищенности своего социально-правового статуса.
Пятая грань, свойство законности проявляется в ее органической связи с общественным порядком и правопорядком, о соотношении которых в юридической литературе нет единого мнения. Заметим, в общей теории права, науках уголовного и административного права различают понятие «общественного порядка» в широком и узком значении. В первом смысле общественный порядок - это строй, система общественных отношений, складывающихся в результате действия в обществе всех социальных норм - морали, обычаев, корпоративных правил и других. Этот порядок складывается в процессе соблюдения и исполнения социальных норм, действующих в разных сферах общественной жизни.
В узком смысле общественный порядок понимается как система волевых общественных отношений, формирующихся и развивающихся в общественных местах, урегулированных правовыми и иными социальными нормами.
С общественным порядком связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). В справочных изданиях под словом «порядок» понимают сложившуюся устойчивость и упорядоченность общественных отношений. Слово «правовой» указывает на то, что порядок как явление образуется в связи с правом и базируется на нем. Правопорядок составляет сердцевину общественного порядка и соответственно соотносится с ним как часть к целому. Главная отличительная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, требования законности. Вместе с тем, если законность - это требование, принцип точного и неуклонного соблюдения и исполнения предписаний законодательства, то правопорядок -это основанное на праве и законности реальное состояние общественных отношений. Иными словами, правопорядок есть практическая сторона правовой действительности, в которой осуществлены принципы права и требования законности.
Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью. Очевидно, укрепление законности влечет в качестве результата упрочение правопорядка. В то же время, если нарушается законность, то и нарушается правопорядок.
Проблема законности в теоретическом плане вызывает постоянный исследовательский интерес. В этой области знаний написано много книг, научных статей, защищено большое количество диссертаций. К числу дискуссионных концептуальных проблем относится необходимость более емкого определения законности соответственно изменившейся государственно-правовой действительности.
В настоящее время с позиции присущих законности свойств она рассматривается, как правило, в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа, метода поведения и режима общественной жизни.
Примечательно и то, что ученые-юристы по-разному трактуют понятие законности. Для одних законность - это принцип государственной и общественной жизни, для других - это господство закона в обществе, для третьих -мерой деятельности государственных органов, для четвертых - требование государственной власти соблюдать закон и т.д.
В этой связи представляет теоретический и практический интерес следующий обобщающий вывод: «Несмотря на свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов»9. И далее: «Именно в этом изначальный смысл и суть рассматриваемого явления. Нет соблюдения - нет и законности»10.
По-видимому, пока идут споры о понятии законности, вырабатываются новые подходы к ее определению, отражающие новые реалии правовой действительности, целесообразно использовать, придерживаться традиционного, сложившегося в науке и практике приведенного выше определения законности.
Итак, многоплановость и глубина законности как государственно-правового феномена обусловили отсутствие ее однозначного понимания. Вместе с тем рассмотренные выше ее ключевые свойства (грани) могут способствовать получению более полного обобщенного представления о данной государственно-правовой категории.
Список литературы:
1. Платон. Государство. В 3-х т. Т. 3.4.1. - М., 1968. - С. 280.
2. Политика Аристотеля / Пер. с греч. Н. Скворцова. - М., 1865. - С. 282.
3. Цицерон. Диалоги о гражданстве. О законах. - М., 1996. -С. 24.
4. Чаадаев, Т.Я. Отрывки и разные мысли / Т.Я. Чаадаев // Вопросы философии. - 1986. - № 1. - С. 133; Герцен, А.И. Собр соч. Т. 7. - М., 1950. - С. 251.
5. Комаров, С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - С. 379-380.
6. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 2000. - С. 255.
7. Латушкин, А.М. «Болевые точки законности» в процессе применения мер государственного принуждения / А.М. Латушкин // Вестник Волгогр. Гос. Ун-та. Сер. 5. Юриспруденция. - 2010. - № 2(13). - С. 193.
8. Иеринг, Р. Интерес в праве / Р. Иеринг // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во Р. Неданова, Юридический центр Пресс, 2006. - С. 587.
9. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2011. -С. 412.
9 Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2011. - С. 412.
10 -т
Там же.