Научная статья на тему 'Закон сильнее власти: миф или реальность?'

Закон сильнее власти: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / POWER / ЗАКОН / LAW / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / AUTHORIZED ON HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кальгина Александра Александровна

Рассматривается проблема обеспечения правосудием прав и свобод человека. Анализируется установка «закон сильнее власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A law is stronger than power: myth or reality?

The problem of providing the justice of rights and freedoms of man is examined in the article. Setting is analysed a «law is stronger than power».

Текст научной работы на тему «Закон сильнее власти: миф или реальность?»

ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА,

кандидат юридических наук, доцент Одинцовского гуманитарного института

E-mail: ojfice@unity-dana.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема обеспечения правосудием прав и свобод человека. Анализируется установка «закон сильнее власти».

Ключевые слова: власть, закон, права и свободы человека, уполномоченный по правам человека.

Annotation. The problem of providing the justice of rights and freedoms of man is examined in the article. Setting is analysed a «law is stronger than power».

Keywords: power, law, rights and freedoms of man, authorized on human rights.

В Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, определяя смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Данные права являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Прежде всего хотелось бы отметить, что проблемы соблюдения прав и свобод человека, которые, безусловно, есть в любой стране мира, по самой своей природе не должны отождествляться с проблемами политики. Взгляды и убеждения любого человека, его партийная принадлежность, любые факты биографии, образование, род занятий, сексуальная ориентация — ничто не может быть основанием для ограничения его прав и свобод иначе, как в соответствии с законом.

К сожалению, в результате чрезмерной политизации многих традиционных аспектов правозащитной тематики в обществе складываются очаги напряженности, возникает дефицит взаимной терпимости и самоограничения. Это чревато радикализацией общественного протеста и мер противодействия ему со стороны государства.

Мы затронем достаточно важную проблему — проблему гарантированности обеспечения прав человека правосудием.

В связи с этим, прежде всего, хочется привести эпиграф из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 г.: «Закон сильнее власти». Почему же мы решили взять эпиграф именно Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

Прежде всего потому, что должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в отдельных субъектах Российской Федерации занимает свое особое место в правовой системе России.

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченных по правам человека в отдельных субъектах Российской Федерации необходимо рассматривать исключительно как должностным лиц, призванных, наряду с представителями иных должностей, обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Именно должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в отдельных субъектах Российской Федерации предназначена для устранения нарушенных прав и свобод человека как по инициативе представителей этой «должности», так и при обращениях лиц, считающих свои права и свободы нарушенными.

В основу законодательства об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченных по правам человека в отдельных субъектах Российской Федерации по-

ложена концепция приоритета интересов личности по отношению к интересам общества и государства (ст. 2 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.).

На основании этих положений рассмотрим отдельные положения доклада Уполномоченного по правам человека в РФ, а вернее, проанализируем его понимание того фактора, каким должен быть закон, чтобы он стал сильнее власти.

Чтобы закон стал ЗАКОНОМ, он должен вызывать признание и уважение граждан и не должен превратиться в служанку конъюнктуры.

Закон должен быть итогом серьезных общественных дискуссий, а не предшествовать им.

В строгом соответствии с буквой и духом Конституции Российской Федерации новые законы должны конкретизировать, а не ограничивать сформулированные в ней права и свободы российских граждан.

И, конечно, в законе не должно быть места правовым неопределенностям.

На первый взгляд может показаться, что все перечисленное — прописные истины, которые должны приниматься как аксиомы. Очевидно, это так и есть. И смысл, и дух Конституции РФ ориентированы именно в этом направлении. Да и политика Российской Федерации идет таким же путем. Но почему же тогда закон, увы, до сих пор не стал выше власти? Да и возможно ли, чтобы закон всегда, в любых обстоятельствах был выше власти? Вопрос скорее риторический, потому что ни в одной стране мира добиться этого пока не удалось.

О том, что право занимает более высокие позиции, нежели государство, говорил еще древнеримский философ Цицерон. В правовом демократическом государстве право является единственным источником власти.

Должностные лица, члены государственного аппарата, а также президент не имеют права действовать вопреки закону, игнорировать положения конституции. Эта идея стала главным принципом политической власти — верховенства закона над государством. Ведь главной функцией государства является гарантия соблюдения действующего законодательства. Лица, обладающие политической властью, не могут принимать субъективные законы,

которые бы притесняли в правах и интересах граждан государства.

Напомним, что начало развития учения о правовом государстве уходит своими корнями в период ранних цивилизаций. Именно тогда люди впервые начали задумываться о том, чтобы упорядочить общественные отношения. Первыми методами в то время были обычаи и традиции, на основе которых было зарождалось современное право.

Однако, в период зарождения и расцвета первых империй учение о праве как о гармоничном регуляторе социальных отношений начало постепенно отходить на второй план. Власть во многих империях была узурпирована правителями и членами их семей. Законы в таких государствах защищали права и интересы власть имущих, а не граждан. Идеи о правовом государстве возродились в Средневековой Европе, в частности в Англии, где в 1328 г. был принят закон, который впервые ограничивал влияние монарха на судебное производство. Философское определение понятию «правовое государство» дали известные философы Г. Гегель и И. Кант.

В связи с этим интересным представляется мнение Ю.А. Тихомирова: «В переустройстве общества, которое с таким трудом происходит в нашей стране, два явления привлекают, пожалуй, наибольшее внимание. Одно из них — власть, другое — закон. И в этом нет ничего удивительного, ибо преобразование власти и властеотношений всегда было важнейшей задачей революции. Сегодня нас особо заботит раскрытие подлинно народного характера власти, не отчуждаемой от общества, как в прошлые годы. Столь же явственно осознается многими гражданами и новая роль закона, поскольку именно закон создает стабильный порядок в обществе и демократические процедуры, защищает личность.

Взятые порознь, власть и закон действительно выступают мощнейшими рычагами преобразований в нашем обществе. Но каково соотношение между ними, каковы тенденции изменения? Вопрос не новый, поскольку в истории человечества на него всегда приходилось искать ответ.

Платон предвидел гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, он усматривал спасение государства и все блага. Аристотель, признавая закон, а не че-

№ 10 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

155

ловека олицетворением верховной власти в государстве, пояснял: закон свободен от человеческих аффектов и представляет собой «уравновешенный разум».

Увы, общество развивалось противоречиво и деспотизм правителей брал верх, а их воля «творила» законы как орудие власти и своекорыстия. И не случайно канун французской революции ознаменован приоритетом идей о примате закона.

Ж-Ж. Руссо писал, что самая могущественная власть недостаточно сильна, чтобы постоянно господствовать, если только она не превращает свою силу в право, а послушание других — в долг.

Вслед за ним Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную в интересах общества, ибо концентрация их ведет к злоупотреблениям. Народ же не способен законодательствовать сам и действует через представителей.

Шли десятилетия, столетия, но дуализм не исчезал: признание верховенства закона сосуществовало с реальным могуществом императоров, канцлеров, бюрократической машины. И лучшие умы своего времени по-прежнему видели выход в торжестве закона. Это стремление и породило идею правового государства, которая получила распространение в России в конце XIX — начале XX в.

Русские юристы С. Котляревский, В. Гессен, А. Кони много усилий затратили на обоснование закона как верховного арбитра, как выразителя нравственных начал, как «сдержку» против самодержавных проявлений, самодурства чиновников. Отторжение власти от человека, от закона, от идей нравственности глубоко порицалось Л. Толстым и Ф. Достоевским.

России предстоит длительный путь формирования правового государства. И на этом пути придется настойчиво внедрять новый приоритет: закона над властью. Этого можно добиться с помощью демократических процедур создания законов путем более широкого использования их для проведения всех прогрессивных преобразований посредством реализации высоких законных требований «к власти»: к ее организации, разделению функций, ответственности. «Правовая связанность» власти — новый императив нашего времени.

Литература

1. Доклад уполномоченного по правам человека за 2012 г. // http://www.rg.ru/2013/03/29/lukin-dok.html

2. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.: БЕК, 1995. С. 94, 97.

3. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, 1994 // Цит. по: Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.: БЕК, 1995.

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.

Новое, шестое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.