Научная статья на тему 'Закон Республики Узбекистан «о противодействии торговле людьми»'

Закон Республики Узбекистан «о противодействии торговле людьми» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ТОРГОВЕЦ ЛЮДЬМИ / COUNTERACTION HUMAN COMMERCE / HUMAN MERCHANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холова Этибор Холиковна, Хусейнова Абира Амоновна

В статье проводится анализ современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане. Он показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UZBEKISTAN REPUBLIC LAW OF «HUMAN COMMERCE COUNTERACTION»

This article views the actual state analyses of human commerce in Uzbekistan. It shows that the law on counteraction human commerce and victims` help is in force, the program on state and non-state activity effectiveness rise and interaction is worked out.

Текст научной работы на тему «Закон Республики Узбекистан «о противодействии торговле людьми»»

№ 4 - 2010 г.

09.00.00 философские науки

УДК 343.43(575.1)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ»

1 2

Э.Х. Холова , А.А. Хусейнова

1 Институт по изучению гражданского общества (Республика Узбекистан, г. Бухара)

2Бухарский региональный информационно-аналитический центр ИИГО (Республика

Узбекистан, г. Бухара)

В статье проводится анализ современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане. Он показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.

Ключевые слова: противодействие торговле людьми, торговля, людьми, торговец людьми

Холова Этибор Холиковна - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института по изучению гражданского общества, e-mail: [email protected]

Хусейнова Абира Амоновна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Бухарского регионального информационно-аналитического центра ИИГО, email: [email protected]

17 апреля 2008 г. был принят Закон РУз «О противодействии торговле людьми», который содержит определения понятий «торговля людьми» и «торговец людьми», расписывает полномочия государственных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с торговлей людьми, устанавливает создание координирующего органа деятельности государственных учреждений и их взаимодействие с институтами гражданского общества в данной сфере, а также специализированных учреждений по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми [1].

В Республике Узбекистан также принято Постановление Президента № 911 «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми» от 8 июля 2008 г., на основе которого утвержден Национальный план действий по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми на 2008-2010 гг. [2], в котором указаны мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере, защите прав жертв этого преступления и информированию общества с целью предотвращения таких правонарушений, осуществляемые государственными органами в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Следует отметить, что часть этих мероприятий уже реализована на практике. Так, 16 сентября 2008 г. были приняты изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, т. е. введена новая редакция ст. 135 «Торговля людьми» в Уголовный кодекс РУз, устанавливающая альтернативное наказание за данное деяние, перечень форм эксплуатации, перечисленные в международно-правовом определении данного явления.

Вместе с этим в дальнейшем необходимо определение и введение понятий всех форм эксплуатации в законодательство. Например, ст. 1 Конвенции относительно рабства 1926 г. определила, что рабство - состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них [3].

Мировой эксперт по данной проблеме Э. Джордан приводит следующее определение понятия «сексуальная эксплуатация»и предлагает использовать его в национальных законодательствах: «Сексуальная эксплуатация» означает участие лица в проституции, оказание сексуальных услуг или изготовление порнографических материалов в результате оказания на него давления, применения угроз, использования силы, похищения, злоупотребления властью, долговых обязательств или мошенничества» [4]. Данное определение охватывает такие деяния, как проституция, сексуальные действия, изготовление порнографических материалов, а также различные виды средств воздействия на волю жертвы.

Термин «принудительный труд» определен в международно-правовом акте [5]. Кроме того, Европейский суд по правам человека подразумевает под понятием «принудительный труд» применение физического или психического принуждения, а под понятием «обязательный труд» - труд, выполняемый под угрозой какого-либо наказания [6].

Выделение в качестве цели трансплантацию органов не означает торговлю уже изъятыми органами, а указывает на передачу или получение самого человека для этой цели, органы которого будут эксплуатироваться. Э. Джордан отмечает, что торговля человеческими органами признается одной из форм торговли людьми лишь в случае, когда люди подвергаются перевозке с целью извлечения органов [7]. Преступление следует считать оконченным независимо от достижения цели эксплуатации.

8 июля 2008 г. был принят Закон РУз «О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 2000 г.» с оговоркой, что Республика Узбекистан не считает себя связанной с положениями пункта 2 ст. 15 Протокола [8].

Следует отметить, что Республика Узбекистан до ратификации Протокола против торговли людьми трансформировала в национальное законодательство международные нормы в сфере борьбы с торговлей людьми, что является наиболее эффективным и показательным шагом по выполнению государством своих международно-правовых обязательств.

Наряду с запрещением и наказанием преступления торговли людьми в законодательстве важно и функционирование эффективного механизма для реализации положений, принятых в данной сфере. В этой связи в Республике Узбекистан учреждена Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, которая координирует деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан и ННО в области противодействия торговле людьми, деятельность

территориальных межведомственных комиссий, организует мероприятия по информированию населения по данным вопросам и т. д.

Тем не менее, эффективная борьба с этим преступлением предполагает дальнейшее осуществление комплекса конкретных мер, в числе которых - определение правового статуса потерпевших от этих преступлений, порядок оказания им помощи, их защиты и идентификации.

Реализация вышеуказанной задачи требует установить и развивать сотрудничество правоохранительных органов с негосударственными некоммерческими организациями (ННО), которые занимаются защитой и поддержкой таких лиц. Важно и осуществление сотрудничества с неправительственными организациями, локализованными в зарубежных странах для эффективной реализации такой защиты.

Деятельность ННО имеет немаловажное значение, так как потерпевшие более охотно идут на сотрудничество с ними. Из этого вытекает необходимость поощрения деятельности негосударственных некоммерческих организаций в этой области. В части 1 ст. 8 этого же закона говорится об оказании органами самоуправления и ННО содействия и необходимой помощи государственным органам, осуществляющим деятельность по противодействию торговле людьми [9].

В Республике Узбекистан активную деятельность по оказанию помощи жертвам торговли людьми ведет ННО «Истикболли авлод», которая тесно осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами, консульствами и дипломатическими представительствами Узбекистана в этой сфере. ННО «Истикболли авлод» представляет информационно-консультационные услуги лицам, выезжающим за границу, содействует возвращению граждан, пострадавших от торговли людьми, а также занимается вопросами их реабилитации.

Вместе с этим эффективное осуществление положений о защите жертв торговли людьми и оказание им помощи требует пересмотра некоторых положений уголовнопроцессуального законодательства Узбекистана, касающихся обеспечения безопасности потерпевших.

Так, положение об обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей содержится и в ст. 270 УПК РУз, которая предусматривает принятие мер дознавателем, следователем, прокурором, судом к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в деле, а также членов их семей или близких родственников при наличии достаточных данных, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением имущества и другими противоправными действиями [10]. Однако УПК РУз не содержит перечень мер, которые можно было бы осуществить в таких случаях. Само перечисление лиц - дознаватель, следователь, прокурор, суд - подразумевает обеспечение безопасности жертв в процессе стадий только уголовного производства. В случаях торговли людьми ее жертвы, которые могут быть подвержены опасности как до начала, так и после уголовного производства, нуждаются в постоянной защите. По этой причине возможна, исходя из норм международного права, разработка особой процедуры обеспечения безопасности жертв подобных преступлений. Например, ст. 24 Конвенции против ТОП устанавливает осуществление государствами-участниками в пределах своих возможностей надлежащих мер, направленных на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести и запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, дающих показания. Такие меры могут включать переселение жертв в другое место и принятие таких положений, какие

разрешают в надлежащих случаях не разглашать информацию, касающуюся их личности и местонахождения, принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, который обеспечивает безопасность свидетеля, например, разрешение давать свидетельские показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства [10].

Анализ современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.

Список литературы

1. «Народное слово». - 18.04.2008.

2. Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2008. - № 28. - С. 267268.

3. Действующее международное право. Т. 2 / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 525-530.

4. Джордан Э. Аннотированное руководство к Протоколу ООН против торговли людьми / Э. Джордан ; пер. с англ. О. А. Полетаева ; под ред. Ф. Л. Синицына ; Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры». - М., 2005. - С. 13-14.

5. Конвенция МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде». - Ч. 1, ст. 2.

6. Сальвиа М. Д. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод / М. Д. Сальвиа // Судебная практика с 1960 по 2002 г. - СПб., 2004.

7. Джордан Э. Аннотированное руководство к Протоколу ООН против торговли людьми / Э. Джордан ; пер. с англ. О. А. Полетаева ; под ред. Ф. Л. Синицына ; Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры». - М., 2005. - С. 15.

8. Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2008. - № 28. - С. 262263.

9. «Народное слово». - 18.04.2008. - № 77 (4456).

10. Алимова Д. А. Женский вопрос в Средней Азии. История изучения и современные проблемы / Д. А. Алимова. - Т. : Фан, 1991. - С. 22.

UZBEKISTAN REPUBLIC LAW OF «HUMAN COMMERCE COUNTERACTION»

1 2 E.K. Kholova , A.A. Khuseinova

institution on civil society study (Uzbekistan Republic, Bukhara c.)

Bukhara regional information-analytical centre IRSE (Uzbekistan Republic, Bukhara c.)

This article views the actual state analyses of human commerce in Uzbekistan. It shows that the law on counteraction human commerce and victims' help is in force, the program on state and non-state activity effectiveness rise and interaction is worked out.

Keywords: counteraction human commerce, human commerce, human merchant

About authors:

Kholova Etibor Kholikovna - juridical sciences candidate, senior scientific worker of Institute of civil society study, e-mail: [email protected]

Khuseinova Abira Amonovna - philosophy sciences candidate, leading scientific worker of Bukhara regional information-analytical centre IRSE, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. «People’s word». - 18.04.2008.

2. Law Assembly of Uzbekistan Republic. - 2008. - №28. - P.267-268.

3. Acting international right. V.2 / made by Y.M. Kolosov, E.S. Krivchikova. - M.: International relations, 2002. - P. 525-530.

4. Jordan E. Annotated manual to Record OUN against human commerce / E. Jordan; transl. from English O.A. Poletaeva; under the red. of F.L. Sinitsyna; Help centre for sexual violence victims «Sisters». - M., 2005/ - P. 13-14.

5. IOL convention №29 «About forced obligatory labor». - Part 1, article 2.

6. Salvia M.D. European Court precedent cases on human rights. Judicial practice main principles for European convention on human rights and main freedom defense / M.D. Salvia // Judicial practice since 1960 till 2002. - SPb., 2004.

7. Jordan E. Annotated manual to Record OUN against human commerce / E. Jordan; transl. from English O.A. Poletaeva; under the red. of F.L. Sinitsyna; Help centre for sexual violence victims «Sisters». - M., 2005/ - P. 15.

8. Law assembly of Uzbekistan Republic. - 2008. - №28. - P.262-263.

9. «People’s word». - 18.04.2008. - №77 (4456).

10. Alimova D.A. Woman’s problem in Middle Asia. Study history and actual points / D.A. Alimova . - T.: Fan, 1991. - P. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.