МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БОРЬБА ПРОТИВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА И РАБОТОРГОВЛИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Л.Ю. Гусев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье говорится о том, как в настоящее время осуществляется борьба с принудительным трудом и торговлей людьми в странах Центральной Азии. Отмечается, что эта проблема возникла с начала 90-хгг., после получения этими странами независимости, в связи с тяжёлой экономической ситуацией и с деятельностью экстремистских организаций. Жертвами принудительного труда и торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. На примерах показано, как в каждой из стран региона ведётся борьба с этим явлением. Так, правительством Республики Таджикистан создана Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Данная комиссия при сотрудничестве с международными организациями проводит работу по информированию населения, поиску жертв сексуального бизнеса, их возвращению на Родину и реабилитации. В Казахстане по новому закону стало легче возбуждать уголовные дела, имеющие отношение к трудовому рабству. Кроме того, создан центр временного проживания бывших жертв торговли людьми «Комек». В Киргизии под эгидой министерства труда, занятости и миграции создана рабочая группа по разработке 3 Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми (2011-2015 гг.). В Узбекистане вступил в силу закон «О противодействии торговле людьми». Кроме того, создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Законом определены полномочия государственных органов, непосредственно осуществляющих деятельность по этому направлению. В Туркмении правительство запрещает все формы торговли людьми согласно статье 129 Уголовного Кодекса, вступившего в силу в июле 2010 г. Он предусматривает наказания от 4 до 25лет тюремного заключения. Эти наказания достаточно жёсткие и соразмерны с наказаниями, предусмотренными за другие серьёзные преступления, такие как изнасилование. В конце статьи сделаны аналитические выводы.
Ключевые слова: торговля людьми, экстремистские организации, интеграция и реабилитация, законодательная база.
В 1899 г. в Лондоне состоялся первый Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами, положивший начало международному сотрудничеству государств, а также неправительственных организаций в противодействии этой практике. Однако и в настоящее время торговля людьми остается одной из острейших проблем, она превратилась в глобальное явление, с которым сталкивается большинство стран мира. Торговля людьми предполагает принудительный труд, сексуальную эксплуатацию, долговую кабалу, использование детского труда, «домашнее» рабство, насильственное вовлечение людей в вооружённые формирования. Кроме того, людьми торгуют для трансплантации органов и тканей. Жертвами торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. Основными причинами распространённости этого явления принято считать бедность и гендерное неравенство - факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.
В странах Центральной Азии, после получения ими независимости, начиная с 1990-х гг., отчасти из-за сложной экономической ситуации и неравного распределения доходов, уровень принудительного труда и торговли женщинами в целях их сексуальной эксплуатации возрос. Людей переправляют в Россию, в страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Ниже будет показано, как в этих государствах организовано противодействие этим преступным явлениям.
Борьба с торговлей людьми в Таджикистане
По данным информационно-аналитического штаба МВД Республики Таджикистан, в 2012 г. на территории страны было зафиксировано 523 преступления, которые квалифицировались как торговля людьми. За три месяца 2013 г. было зафиксировано 254 преступления данной категории [14]. К настоящему времени правительством Таджикистана создана Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Данная комиссия при сотрудничестве с международными организациями проводит работу по информированию населения, поиску жертв сексуального бизнеса, их возвращению на Родину и реабилитации.
При содействии Международной организации по миграции (МОМ) созданы два специальных приюта, которые оказывают жертвам психологическую и юридическую помощь. По словам Гулчехры Ибрагимовой, консультанта МОМ по противодействию торговле людьми, за первые несколько месяцев 2013 г. такую помощь получили 263 человека [13]. Однако в такие приюты в основном обращаются те женщины, которых преступники уже обманули и исполь-
зовали в своих преступных целях. Поэтому для решения проблемы необходимо приложить усилия к предотвращению вербовки людей, то есть пресечь деятельность преступников ещё на начальных стадиях. Кроме того, необходимо ужесточить меры наказания в отношении лиц, совершивших данного рода преступления: такого мнения, в частности, придерживается руководителя Общественного объединения «Фемида» Саодат Солиева [13].
В феврале 2014 г. в Душанбе прошёл форум «Роль Сети НПО в предотвращении торговли людьми». На нём упомянутая выше Гулчехра Ибрагимова сообщила, что с 2006 по 2013 г. общее число жертв торговли людьми в Таджикистане достигло 500 человек, из них основное количество составляют жертвы трудовой эксплуатации [2].
На форуме было отмечено, что созданная ещё в 2006 г. сеть НПО «Умед», в которую входят 10 общественных организаций, за последние годы улучшила работу по выявлению жертв торговли людьми и оказанию им помощи. Сообщалось также, что среди более чем 70 НПО Центральной Азии, работающих в этом направлении, иБАГО признало лучшими три таджикских организации в номинациях лучшая реинтеграционная помощь, лучший центр поддержки и помощи жертв торговли людьми и лучшая горячая линия [6].
Основные направления борьбы с торговлей людьми в Казахстане
Казахстан, с намного более высоким уровнем ВВП и показателями экономического роста, стал государством, в которое завозились жертвы работорговли. Торговля людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации запрещена статьями 128 и 133, 125 (3б), 126 (3б) и 270 Уголовного кодекса РК, устанавливающими уголовную ответственность сроком от 5 до 15 лет лишения свободы, что соответствует наказанию за другие тяжкие преступления, такие как изнасилование. По данным офиса по мониторингу и противодействию торговле людьми Госдепартамента США, в 2008 г. полиция Казахстана расследовала 44 дела по торговле людьми. Это стало значительным увеличением по сравнению с 22 делами, расследованными в 2007 г. По 30 делам было предъявлено обвинение, что больше 16 обвинительных заключений, вынесенных в 2007 г. В 2008 г. судами было осуждено 24 торговца людьми. Из них 18 осуждены за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации и 6 -за торговлю людьми с целью трудовой эксплуатации. Только один торговец получил условный приговор и не отбывал тюремного заключения. В числе осуждённых за сексуальную эксплуатацию 12 человек были приговорены к 1,5-6 и шестеро к 7-11 годам лишения свободы. Из осуждённых за трудовую эксплуатацию четверо были приговорены к 1,5-5 и двое к 6,5-10 годам лишения свободы [10].
В настоящее время наибольшее количество пострадавших и жертв торговли людьми отмечается в Чимкенте и Астане. На брифинге, посвящённом Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, председатель центра временного проживания жертв торговли людьми «Ко-мек» Анна Рыль сообщила: «У нас достаточно проблематичными зонами остаются Чимкент, где происходит постоянная миграция, и, к сожалению, Астана, где большинство пострадавших от торговли людьми - это граждане, которые приезжают из Чимкента и Узбекистана. Ситуация с торговлей людьми в Казахстане меняется. Если раньше жертвами становились мигранты, то сейчас ими становятся наши граждане, в основном несовершеннолетние. Наблюдается снижение возраста вовлечения несовершеннолетних в проституцию» [11]. Центр, который возглавляет Анна Рыль, работает уже 5 лет. Для пострадавших здесь организовано временное проживание, питание и специальные медицинские услуги. Анна Рыль выразила надежду, что аналогичные центры помощи откроются по всему Казахстану.
Необходимо указать на то, что в феврале 2014 г. к Закону РК «О специальных социальных услугах» были приняты поправки, которые определили формы жестокого обращения как «действия, связанные с бытовым насилием, торговлей людьми, в том числе несовершеннолетними, иными видами их эксплуатации, а также похищения людей». В соответствии с поправками, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, обеспечивается доступ к специальным социальным услугам даже при возбуждении в их отношении уголовного производства. Согласно казахстанскому законодательству, за торговлю людьми предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет [17]. По свидетельству Анны Рыль [11], с изменениями в законодательстве РК упростилась процедура возбуждения уголовных дел, связанных с трудовым рабством. Теперь, если у человека забирают паспорт, то это уже считается угрозой его свободе.
Ситуация в Киргизии
Правительство Киргизии прикладывает значительные усилия в борьбе с торговлей людьми. Тем не менее, ситуация остаётся неблагополучной, что киргизские аналитики объясняют низким уровнем жизни населения и коррупцией во властных структурах. «Торговля людьми всегда была явлением, присущим бедным странам. Где процветает коррупция, нет экономического развития и слаба власть, там, как правило, процветает и торговля людьми», - замечает политолог Марс Сариев [18].
Экс-министр внутренних дел Киргизии Кенешбек Дуйшебаев обвиняет отдельных сотрудников правоохранительных органов, что они «сами «крышуют», снабжают документами
подставные фирмы, которые занимаются вывозом людей в другие страны». По его мнению, для решения проблемы необходимо налаживать связи с правоохранительными органами соседних стран. «Нужно добиваться, чтобы заключённые межгосударственные и межправительственные договора работали. Торговля людьми требует скоординированных действий всех правоохранительных органов, силовых ведомств соседних стран» [7].
Политолог Токтогул Какчекеев полагает, что для пресечения торговли людьми необходимо улучшить кадровый состав в правоохранительных органах и усилить контроль на пограничных постах. «Законодательная база по преступлениям, связанным с торговлей людьми, незаконным пресечением границ, должна быть ужесточена, и киргизская миграционная служба должна быть реформирована с тем, чтобы полностью соответствовать международным стандартам» [18].
7 июля 2011 г. в Бишкеке прошла церемония учреждения под эгидой Министерства труда, занятости и миграции Рабочей группы по разработке 3 Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми (2011-2015). Разработка данного стратегического документа поддерживается Центром ОБСЕ в Бишкеке, Управлением ООН по наркотикам и преступности в Киргизской Республике, Международной организацией по миграции и Программой верховенства права Американской ассоциации юристов. Как подчеркнул Алмазбек Абытов, бывший министр труда, занятости и миграции КР: «Мы убеждены, что Национальный план действий, который отвечает современным международным стандартам, является ключевым условием для борьбы с торговлей людьми в Киргизии. В этой связи деятельность Рабочей группы будет иметь решающее значение » [12].
По данным Министерства труда, миграции и молодёжи Киргизии, проблема торговли людьми более распространена на юге страны (Ошская, Джала-Абадская и Баткенская области) [19].
По словам Алины Ташыбаевой, автора отчёта по исследованию в рамках проекта ОБСЕ «Торговля людьми на юге Киргизии», средний по стране показатель числа жертв торговли людьми на 1000 семей составляет 35,4. Более половины, 54% случаев, связаны с эксплуатацией в сельском хозяйстве, 30% - в строительстве, 13% - в домашнем хозяйстве, 3% - сексуальная эксплуатация [9]. В ходе исследования были опрошены 1533 женщин и мужчин разных национальностей; из них 10% сообщили, что их близкие становились жертвами торговли людьми. Ещё 9% допустили вероятность такой ситуации. «19% от двух миллионов людей, проживающих на юге Кыргызстана, - очень большая цифра. Кроме того, 45% опрошенных не имеют работы, 43% её ищут, что тоже несопоставимо с официальными данными, согласно которым уровень безработицы в стране составляет 18%», - отметила А. Ташыбаева [4].
Меры по борьбе с торговлей людьми в Узбекистане
В решении рассматриваемой проблемы Узбекистан стремится к координации действий с зарубежными партнёрами. С этой целью он присоединился к основным международным нормативным документам:
- Конвенции ООН о правах ребёнка (20.11.1989);
- Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк,
18.12.1979);
- Гаагской Конвенции о гражданских аспектах похищения детей в другие страны (Гаага,
25.10.1980);
- Конвенции ООН против транснациональной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000);
- Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющему Конвенцию [15].
В последнее время в Ташкенте был проведён ряд конференций, учебных семинаров и тренингов, на которых с участием специалистов и представителей международных организаций обсуждались пути и формы координации действий по предотвращению торговли людьми. С апреля 2008 г. в Узбекистане вступил в силу закон «О противодействии торговле людьми», в соответствии с которым противодействие торговле людьми возложено на МВД, Службу национальной безопасности, МИД, дипломатические и консульские учреждения Узбекистана и министерство здравоохранения [3]. Кроме того, создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми. Полномочия этих государственных структур в рамках противодействия торговле людьми определены законом.
18 ноября 2013 г. председатель Республиканской межведомственной комиссии - Генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров -принял специального представителя и координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми Марию Грацию Джиаммаринаро [6]. В ходе встречи было отмечено, что в борьбе с торговлей людьми Узбекистан добился заметных результатов, в первую очередь, в законодательной сфере. Со своей стороны, ОБСЕ оказывает помощь, например, поставкой оборудования для рабочей группы при Межведомственной комиссии и для Ресурсного центра Высших учебных курсов. В ходе встречи была подтверждена готовность ОБСЕ к продолжению сотрудничества [16].
Деятельность руководства Туркмении по борьбе с торговлей людьми
По данным посольства США, представленным в Докладе о торговле людьми за 2014 г., в Туркмении мужчины и женщины подвергаются принудительному труду вследствие миграции за рубеж с целью трудоустройства, в том числе на тяжёлом текстильном производстве, на строительных работах и в бытовом обслуживании. Есть случаи принуждения туркменских женщин
к принудительному занятию проституцией за границей. Наибольшее количество жертв отмечалось в Турции, России и ОАЭ, меньше - в Великобритании, Казахстане и на Кипре. По подсчётам одной из международных организаций, в Туркмению ежемесячно возвращаются от 10 до 25 жертв торговли людьми. Принудительному труду зачастую подвергаются строители, а в некоторых регионах их главы принуждали госслужащих во время хлопкоуборочной кампании собирать хлопок [1].
За отчётный период правительство Туркмении продемонстрировало определённые успехи в правоприменении закона по борьбе с торговлей людьми. Правительство запрещает все формы торговли людьми согласно статье 129 Уголовного Кодекса, принятого в мае 2010 г. и вступившего в силу в июле 2010 г. Предусмотрены достаточно жёсткие наказания, от 4 до 25 лет тюремного заключения. Эти наказания соразмерны с наказаниями, предусмотренными за другие серьёзные преступления, такие как изнасилование. При этом нарушители освобождаются от уголовной ответственности в случае добровольного освобождения жертвы и при отсутствии отягчающих обстоятельств. В 2012 г. от организаций, не финансируемых государством, получили помощь 232 человека (50 человек в 2011 г.), из них 180 человек были жертвами принудительного труда [1].
Выводы
Торговля людьми, в частности девушками и женщинами в целях сексуальной эксплуатации, стала серьёзной проблемой безопасности и стабильности некоторых государств, в том числе - стран Центральной Азии. Это проблема глобального масштаба, транснациональное преступление, сравнимое по своему характеру с международной торговлей наркотиками и незаконным оборотом оружия. Торговля людьми представляет собой теневой рынок, прибыли от которого получают преступные сообщества, организованные на национальном и на международном уровнях.
Поэтому в борьбе с этим явлением востребовано международное сотрудничество, в том числе в рамках международных программ по обмену информацией и оказанию взаимной помощи в борьбе с этим явлением. Представляется, что для активизации усилий по противодействию торговле людьми можно предпринять следующие меры:
- создание на уровне законодательных органов специальных парламентских комитетов, которые занимались бы борьбой с принудительным трудом и торговлей людьми;
- расследование конкретных случаев нарушений прав жертв принудительного труда и торговли людьми;
- своевременное предоставление информации от правительственных ведомств, занимающихся вопросами борьбы с принудительным трудом и торговлей людьми;
- надзор за реализацией внешнеполитических мероприятий, связанных с международным сотрудничеством в области борьбы с принудительным трудом и торговлей людьми.
России необходимо усилить внимание к международному сотрудничеству со странами региона по борьбе с торговлей людьми.
Список литературы
1. В Таджикистане к решению проблемы торговли людьми привлекают духовенство [Электронный ресурс] // Портал Ассоциации развития гражданского общества «Арго», Казахстан. 03.03.2014. Режим доступа: http://cso-central.asia/v-tadzhikistane-k-resheniyu-problemy-torgovli-lyudmi-privlekayut-duxovenstvo/ (дата обращения 16.06.2014).
2. Доклад о торговле людьми 2014 г. Туркменистан. [Электронный ресурс] // Портал посольства США в Туркменистане. Режим доступа: http://russian.ashgabat.usembassy.gov/tipr.html/ (дата обращения 07.07.2014).
3. Закон Республики Узбекистан 2008 г. о противодействии торговле людьми повысит эффективность борьбы с трафиком людей [Электронный ресурс] // Портал Национального информационного агентства Узбекистана. 16.05.2008. Режим доступа: http://uza.uz/ru/society/zakon-o-protivodeistvii-torgovle-lyudmi-povysit-effektivnost-borby-s-trafikom-lyudei-16.05.2008-2995/ (дата обращения 07.07.2014).
4. Иващенко Е. Кыргызстан: рабов становится всё больше [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Фергана». 24.01.2014. Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/8025/ (дата обращения 08.07.2014).
5. К решению проблемы торговли людьми в Таджикистане будет привлечено духовенство [Электронный ресурс] // Сайт медиа-группы «Азия плюс». 20.02.2014. Режим доступа: http://news.tj/ru/node/184056/ (дата обращения 07.07.2014).
6. Координатор ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми посещает Узбекистан [Электронный ресурс] // Портал Бюро координации технического содействия Комиссии Европейского Союза в Узбекистане. 18.11.2013. Режим доступа: http://ncu.uz/ (дата обращения 07.07.2014).
7. Мониторинг по теме торговля людьми [Электронный ресурс] // Портал Центра информации и мониторинга проблем населения 18.05.2007. Режим доступа: http://cmpm.ru/zakony/2-meterialy/147-monitoring-po-teme-torgovlya-lyudmi.html/ (дата обращения 08.07.2014).
8. Новости и события, международные конференции в Узбекистане [Электронный ресурс] // Сайт посольства Республики Узбекистан в Республике Таджикистан 06.04.2013. Режим доступа: https://uzbekistan. tj/index.php/novosti-i-sobytiya/mezhdunarodnye-konferentsii-v-uzbekistane/itemlist/category/31-uncategorised?start=28/ (дата обращения 09.07.2014).
9. Ормошова Б. Кыргызстан: страна черствеющих сердец [Электронный ресурс] // Портал агентства ЦентрАзия. 03.07.2014. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1404378960/ (дата обращения 08.07.2014).
10. Отчёт по борьбе с торговлей людьми в Казахстане за 2009 г. [Электронный ресурс] // Портал посольства США в Казахстане. Режим доступа: http://russian.kazakhstan.usembassy.gov/tip2009.html/ (дата обращения 16.07.2014)
11. По Казахстану наибольшее число жертв торговли людьми в Шымкенте и Астане [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Казахстанская правда». 30.07.2014. Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/news/ view/23276/ (дата обращения 02.08.2014)
12. Рабочая группа начинает разработку в Кыргызстане национального плана действий по борьбе с торговлей людьми [Электронный ресурс] // Портал Новости Казахстана. 06.07.2011. Режим доступа: //http://www.meta.kz/570137-rabochaya-gruppa-nachnet-razrabotku-v-kyrgyzstane-nacionalnogo-plana-deystviy-po-borbe-s-torgovley-lyudmi.htm/ (дата обращения 02.08.2014)
13. Расулзаде Т. Жертвы обмана [Электронный ресурс] // Сайт Народной газеты Таджикистана. 27.05.2013. Режим доступа: http://www.narodnaya.tj/obshestvo/245-2013-05-27-12-58-40/ (дата обращения 04.08.2014)
14. Торговля людьми в Таджикистане [Электронный ресурс] // Портал «Пресса Таджикистана». 28.05.2013. Режим доступа: http://www.pressa.tj/news/torgovlya-lyudmi-v-tadzhikistane-35-yavlyayutsya-zhertvami-seksualnogo-rabstva/ ( дата обращения 03.08.2014)
15. Узбекистан и вопросы международной безопасности. 2008 г. [Электронный ресурс] // Портал Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Режим доступа: http://www.mfa.uz/rus/ mej_sotr/ Uzbekistan i voprosi mejdunarodnoy-_bezopasnosti/ (дата обращения 05.08.2014).
16. Узбекистан посетила с визитом спецпредставитель ОБСЕ [Электронный ресурс] // Портал Всероссийского конгресса узбеков, узбекистанцев. 18.11.2013. Режим доступа: http://vku-org.ru/press/new/1520-uzbekistan-posetila-s-vizitom-specpredstavitel-obse.html/ (дата обращения 07.07.2014).
17. Шымкент и Астана лидируют по жертвам в торговле людьми [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства Zakon.kz. 30.07.2014. Режим доступа: http://www.zakon.kz/4643247-shymkent-i-astana-lidirujut-po.html (дата обращения 05.08.2014).
18. Эксперты: Власти Киргизии должны ужесточить наказание за торговлю людьми [Электронный ресурс] // Сайт иформационного агентства «Регнум». 20.06.2007. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ polit/845423.html/ (дата обращения 20.06.2014).
19. Эти бедные кыргызские женщины [Электронный ресурс] // Сайт интернет-газеты «Белый парус», Кыргызстан. 27.07.2014. Режим доступа: http://www.paruskg.info/2014/07/27/101358/ (дата обращения 30.07.2014).
Об авторе
Гусев Леонид Юрьевич - к.и.н., с.н.с. Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected].
THE FIGHT AGAINST THE FORCED LABOR AND THE HUMAN TRAFFICKING
IN CENTRAL ASIA
L.Y. Gusev
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article deals with the combat of forced labor and human trafficking in Central Asia. It is noted that this problem has emerged since the early 90s, when these countries got the independence, due to the difficult economic situation, activity of extremist organizations. It is pointed out that the victims of trafficking may be men, women and children, but in most cases they are young women and girls who are sexually exploited. It is shown by the examples of each of the countries of the region, what is being done to counter this terrible phenomenon. The Government of the Republic of Tajikistan established the Interdepartmental Commission to Combat Human Trafficking. The commission, in cooperation with international organizations doing some work to inform the public, the search for victims of sexual business, return and rehabilitation of these persons. In Kazakhstan, according to the new law it has become easier to initiate criminal proceedings concerning labor slavery. In addition, a temporary accommodation center for victims of human trafficking «Komek» was created. In Kyrgyzstan, a working group on the development of 3 of the National Action Plan to Combat Trafficking in Human Beings (2011-2015) under the auspices of the Ministry of Labour, Employment and Migration of the Kyrgyz Republic was created. In Uzbekistan, the law «on combating human trafficking» came into force. In addition, a Republican Interdepartmental Commission to Combat Human Trafficking was created. The law defines the powers of public authorities directly involved in the activities in this direction. In Turkmenistan, the government prohibits all forms of trafficking of persons in accordance with Article 129 of the Criminal Code, adopted in May 2010 and entered into force in July 2010. It provides for penalties ranging from 4 to 25 years in prison. These penalties sufficiently stringent and commensurate with penalties prescribed for other serious crimes, such as rape. At the end of the article conclusions and recommendations are made.
Key words: Trafficking in human beings, the extremist organizations, integration and rehabilitation, legal framework.
References
1. V Tadzhikistane k resheniju problemy torgovli ljud'mi privlekajut duhovenstvo. [In Tajikistan, clergy are involved to settle the problem of human trafficking]. Portal Associacii razvitija grazhdanskogo obshhestva «Argo», Kazahstan, 03.03.2014. Available at: //http://cso-central.asia/v-tadzhikistane-k-resheniyu-problemy-torgovli-lyudmi-privlekayut-duxovenstvo/ (accessed 16.06.2014). (In Russian)
2. Doklad o torgovle ljud'mi 2014 g. Turkmenistan. [Trafficking in Persons, Report 2014 Turkmenistan]. Portal posol'stva SShA v Turkmenistane. Available at: http://russian.ashgabat.usembassy.gov/tipr.html/ (accessed 07.07.2014.). (In Russian)
3. Zakon Respubliki Uzbekistan 2008 g. o protivodejstvii torgovle ljud'mi povysit jeffektivnost' bor'by s traffikom ljudej [Law of Uzbekistan of 2008 on Combating Trafficking in Human Beings will increase the efficiency to combat the traffic of people]. Portal Nacional'nogo informacionnogo agentstva Uzbekistana. 16.05.2008.
Available at: //http://uza.uz/ru/society/zakon-o-protivodeistvii-torgovle-lyudmi-povysit-effektivnost-borby-s-trafikom-lyudei-16.05.2008-2995/ (accessed 07.07.2014). (In Russian)
4. Ivashenko E. Kyrgyzstan: rabov stanovitsja vsjo bol'she [Kyrgyzstan: slaves become more and more]. Sajt informacionnogo agentstva «Fergana». 24.01.2014. Available at: http://www.fergananews.com/articles/8025/ (accessed 08.07.2014). (In Russian)
5. K resheniju problemy torgovli ljud'mi v Tadzhikistane budet privlecheno duhovenstvo [The clergy will be involved in solving the problem of trafficking in Tajikistan]. Sajt media-gruppy «Azija pljus». 20.02.2014. Available at: http://news.tj/ru/node/184056/ (accessed 07.07.2014). (In Russian)
6. Koordinator OBSE po voprosam bor'by s torgovlej ljud'mi poseshhaet Uzbekistan [Coordinator for Combating Trafficking in Human Beings visits Uzbekistan]. Portal Bjuro koordinacii tehnicheskogo sodejstvija Komissii Evropejskogo Sojuza v Uzbekistane. 18.11.2013. Available at: http://ncu.uz/ (accessed 07.07.2014). (In Russian)
7. Monitoring po teme torgovlja ljud'mi [Monitoring relating to trafficking in human beings]. Portal Centra informacii i monitoringa problem naselenija. 18.05.2007. Available at: http://cmpm.ru/zakony/2-meterialy/147-monitoring-po-teme-torgovlya-lyudmi.html/ (accessed 08.07.2014). (In Russian)
8. Novosti i sobytija, mezhdunarodnye konferencii v Uzbekistane [News and events, international conferences in Uzbekistan]. Sajt posol'stva Respubliki Uzbekistan v Respublike Tadzhikistan. 06.04.2013. Available at: https://uzbekistan.tj/index.php/novosti-i-sobytiya/mezhdunarodnye-konferentsii-v-uzbekistane/itemlist/ category/31-uncategorised?start=28/ (accessed 09.07.2014). (In Russian)
9. Ormoshova B. Kyrgyzstan: strana cherstvejushhih serdec [Kyrgyzstan: Country of callous hearts]. Portal CentrAzija. 03.07.2014. Available at: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1404378960/ (accessed 08.07.2014)
10. Otchjot po bor'be s torgovlej ljud'mi v Kazahstane. 2009 g. [Report on the fight against human trafficking in Kazakhstan in 2009]. Portal posol'stva SShA v Kazahstane. Available at: http://russian.kazakhstan.usembassy. gov/tip2009.html/ (accessed 16.07.2014). (In Russian)
11. Kirgeeva Je. Po Kazahstanu naibol'shee chislo zhertv torgovli ljud'mi v Shymkente i Astane [In Kazakhstan - the largest number of victims of trafficking are in Shymkent and Astana]. Sajt gazety «Kazahstanskaja pravda». 30.07.2014. Available at: http://www.kazpravda.kz/news/view/23276/ (accessed 02.08.2014). (In Russian)
12. Rabochaja gruppa nachinaet razrabotku v Kyrgyzstane nacional'nogo plana dejstvij po bor'be s torgovlej ljud'mi [The Working Group begins to develop in Kyrgyzstan a national action plan to combat trafficking in human beings]. Portal Novosti Kazahstana. 06.07.2011. Available at: http://www.meta.kz/570137-rabochaya-gruppa-nachnet-razrabotku-v-kyrgyzstane-nacionalnogo-plana-deystviy-po-borbe-s-torgovley-lyudmi. htm/ (accessed 02.08.2014). (In Russian)
13. Rabochaja gruppa nachinaet razrabotku v Kyrgyzstane nacional'nogo plana dejstvij po bor'be s torgovlej ljud'mi [The Working Group begins to develop in Kyrgyzstan a national action plan to combat trafficking in human beings]. Portal Novosti Kazahstana. 06.07.2011. Available at: http://www.meta.kz/570137-rabochaya-gruppa-nachnet-razrabotku-v-kyrgyzstane-nacionalnogo-plana-deystviy-po-borbe-s-torgovley-lyudmi. htm/ (accessed 02.08.2014). (In Russian)
14. Torgovlja ljud'mi v Tadzhikistane [Trafficking in Tajikistan]. Portal «Pressa Tadzhikistana». 28.05.2013. Available at: http://www.pressa.tj/news/torgovlya-lyudmi-v-tadzhikistane-35-yavlyayutsya-zhertvami-seksualnogo-rabstva/ (accessed 03.08.2014). (In Russian)
15. Uzbekistan i voprosy mezhdunarodnoj bezopasnosti. 2008. [Uzbekistan and International Security 2008]. Portal Ministerstva Inostrannyh Del Respubliki Uzbekistan. Available at: http://www.mfa.uz/rus/ mej_sotr/ Uzbekistan i voprosi mejdunarodnoy-_bezopasnosti/ (accessed 05.08.2014). (In Russian)
16. Uzbekistan posetila s vizitom specpredstavitel' OBSE [The special representative of the OSCE visited Uzbekistan]. Portal Vserossijskogo kongressa uzbekov, uzbekistancev, 18.11.2013. Available at: http://vku-org.ru/press/new/1520-uzbekistan-posetila-s-vizitom-specpredstavitel-obse.html/ (accessed 07.07.2014). (In Russian)
17. Shymkent i Astana lidirujut po zhertvam v torgovle ljud'mi [Shymkent and Astana are in the lead for the victims of human trafficking]. Sajt informacionnogo agentstva Zakon.kz. 30.07.2014. Available at: http:// www.zakon.kz/4643247-shymkent-i-astana-lidirujut-po.html) (accessed 05.08.2014). (In Russian)
18. Jeksperty: Vlasti Kirgizii dolzhny uzhestochit' nakazanie za torgovlju ljud'mi [Experts: The Kyrgyz authorities should toughen penalties for human trafficking]. Sajt iformacionnogo agentstva «Regnum», 20.06.2007. Available at: http://www.regnum.ru/news/polit/845423.html/ (accessed 20.06.2014). (In Russian)
19. Jeti bednye kyrgyzskie zhenshhiny [These poor Kyrgyz women]. Sajt internet-gazety «Belyj parus», Kyrgyzstan. 27.07.2014. Available at: //http://www.paruskg.info/2014/07/27/101358/ (accessed 05.08.2014). (In Russian)
About the author
Leonid Yu. Gusev - PhD of History, S.r.f. of Analytical Center of Institute of International Studies of MGIMO of MFA
of RF. E-mail: [email protected].