Научная статья на тему '«Заколдованная» страна: образ России в эссеистике В. А. Пьецуха'

«Заколдованная» страна: образ России в эссеистике В. А. Пьецуха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
1
Поделиться
Ключевые слова
публицистика / эссеистика / Россия / русская тема

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Могилевская Ольга Сергеевна

Вячеслав Пьецух – один из самых известных современных мыслителей, исследующих тему русской одухотворенности. Самобытность его творчества заключается в том числе, что оно целиком посвящено России и русскому человеку. В статье анализируется образ России в эссеистике В. Пьецуха.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Могилевская Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««Заколдованная» страна: образ России в эссеистике В. А. Пьецуха»

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10128 о. с. Могилевская

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгород (Россия)

«ЗАКОЛДОВАННАЯ» СТРАНА: ОБРАЗ РОССИИ В ЭССЕИСТИКЕ В. А. ПЬЕЦУХА

Вячеслав Пьецух - один из самых известных современных мыслителей, исследующих тему русской одухотворенности. Самобытность его творчества заключается в том числе, что оно целиком посвящено России и русскому человеку. В статье анализируется образ России в эссеистике В. Пьецуха.

Ключевые слова: публицистика, эссеистика, Россия, русская тема.

Вячеслав Алексеевич Пьецух является одним из самых известных современных отечественных писателей и публицистов, обращающихся в своем творчестве к «русской теме», к осмыслению вопросов о русском национальном самосознании, русском мире как самобытной культурной среде, «способе мышления» и «способе бытия» человека, загадочности русской души и историческом пути России.

Проза и публицистика Вячеслава Пьецуха - это личное «открытие России» [7], размышления гражданина о своей стране, ее духовной сущности и о ее судьбе, попытка вдумчивого осмысления России как страны, в которой он родился и прожил всю жизнь, попытка мыслью и чувством охватить ее образ, заново увидеть ее и осознать: «...Целая жизнь прожита в России, а что это за страна такая и что за народ ее населяет - в точности мы не знаем; вернее, знаем, но как-то отрывочно и скорее всего превратно... Заманчиво выяснить наконец, где и в какой компании мы живем...» [8. С. 255-256].

В жизни человека и общества, как известно, есть смыслы, к постижению которых человек стремится всю жизнь. В ряду таковых находится понятие «Родина», в размышлениях о которой всегда будет стоять многоточие как знак не только незавершенности, но и «раздумья, размышления, погруженности человека в свои мысли» [2. С. 42]. Говоря словами М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной» [13]. Доказательством этих слов является творчество В. А. Пьецуха, целиком посвященное «русской теме».

Для создания атмосферы искренней, доверительной беседы с читателем Вячеслав Пьецух обращается к своему излюбленному приему - использованию маски размышляющего рассказчика, который ставит вопрос о родине не только во главу эссе «Открытие России», но и делает его одним из главных во всем творчестве: «К странному заключению приходишь на склоне лет: целая жизнь прожита в России, а что это за страна такая и что за народ ее населяет - в точности мы не знаем; вернее, знаем, но как-то отрывочно и скорее всего превратно, во всяком случае, было время, когда подрастающее поколение знало как дважды два, что это большое счастье - родиться в стране Советов, даже если ты проживаешь в Спас-Клепиках и кушаешь масло не каждый день. Видимо, нервно-патриотически настроенное государство, семья и школа нарочно искажали истину о России, полагая, что стоит русскому человеку своим ходом сообразить, что «король-то голый», как он, черт такой, сразу возьмется за дробовик. Так вот на склоне лет приходится открывать для себя Россию, как Христофор Колумб далекую Америку открывал...» [8. С. 255].

Публицист действительно как будто «заново открывает» Россию, ищет собственный ответ на вопрос о том, какое место она занимает в жизни русского человека.

Для В. Пьецуха Россия - это многовековая национальная культура, которая вмещает и народные традиции, и «наивысшую драгоценность русского мира» - отечественную литературу, о богатстве которой Вячеслав Пьецух часто размышляет в своих эссе. Образ России многогранен, поэтому в своих произведениях публицист называет Россию по-разному - «Россия», «Родина», «наше Отечество», «государство Российское» (когда идет речь об истории), «страна», «одна шестая» (когда говорится о необозримости пространства России), «страна чудес», «непостижимая планета», «родная земля», «Мать», «исключительная страна», «драгоценное отечество», «заколдованная страна» [3].

Описание России всегда сопровождается размышлениями о русском национальном характере. Так, публицист представляет «русаков» (В. Пьецух) как «отпетых идеалистов», а Россию — как «страну мечтателей, подвижников и страдальцев за идеал» [4. С. 463] Русскую душу он называет таинственной, до конца не раскрытой никем из мыслителей, и Россию - «для нас самих загадкой... хотя бы по той причине, что наша родная история возбуждает множество «почему», на которые только изредка находится соответствующее «потому» [11. С. 386].

Вячеслав Пьецух ищет ответа на вопрос о том, почему русские любят свое Отечество, говоря словами М. Ю. Лермонтова, «странною любовью»: как в русской душе совмещаются вечное недовольство своими условиями существования с готовностью отстаивать честь, свободу и даже самую малую часть территории своей страны, идти ради этого на жертвы? [1]. Публицист называет такую любовь «нервной», «горячечной», «больной» и удивляется ее силе. Он предполагает, что, если «русаки» - народ религиозный («Россия без религии не стоит» [12]), истово верующий, тогда и Россия для него -своего рода религия: «Россия и в самом деле сначала религия и только потом страна» [9. С. 47]. А вера подразумевает безусловное доверие, сердечную привязанность, которые, иногда в противовес логическим доводам, являются одними из самых сильных чувств, сопровождающих человека в жизни.

Россия раскрывается в публицистике В. Пьецуха еще одной своей стороной - это «планета «лесов, полей и рек». города и веси без числа, хотя бы печально-неприглядные, но родные, и многие миллионы страдальцев... которым сызмальства известно, что у нас «каждый встречный старичок — отец, а каждая встречная старушка - мать» [5]. Публицист и в других произведениях не раз «ссылается» на эту емкую, образную «формулу» русской человечности, выведенную М. М. Пришвиным, таким образом, подчеркивая, что Россия - это не столько большая территория и государство, обладающее влиятельным статусом на мировой арене, сколько культура, имеющая собственные традиции, открытая миру [6]. Россия - это сложившаяся веками система нравственных ценностей. Публицист задается вопросами: какие же ценности объединяют большой народ на его большой территории? Что можно считать общим для всех представителей русского мира как самобытной культурной среды?

Россия и русский мир в публицистике Вячеслава Пьецуха раскрываются как особый духовный мир, в котором зародились богатый язык и национальная литература, мир многовековой культуры и истории, в «дремучем лесу» которой неожиданно, вопреки «гибельным» физическим условиям, вырос до этого невиданный «экзотический цветок» -русский интеллигент. Это и есть, с точки зрения публициста, «лицо» России, основные ценности русского мира, которые можно считать его особой заслугой.

Россия в публицистике В. А. Пьецуха - это и мир нравственных ценностей: доброты, отзывчивости, честности, бескорыстия, жертвенности, смелости, широты души, гостеприимства, стремления жить по совести, любить людей и родную землю, способности жертвовать своими интересами ради них, уважения к старшим, к традициям... На эти

качества указывает приведенная выше цитата. Иначе говоря, быть русским, по мнению публициста, - значит стремиться обладать вышеназванными качествами.

Миру русских людей Вячеслав Пьецух дает имя «русаки» [10]. Этим словом он обозначает тех, кто не обязательно родился и вырос в России, но непременно является носителем и наследником ее культуры, живет по ее нравственным законам, обладает особенностями русского национального характера. Публицист ищет границы этого мира и, в конце концов, приходит к выводу о том, что они если и существуют, то непрерывно меняются. Ведь русский мир - это не только территория Российской Федерации, это и русские эмигранты, и иностранцы, приезжающие жить или просто путешествовать в Россию, которые через некоторое время пребывания в стране попадают под «обаяние русскости» (В. Пьецух) - атмосферы, в которой сконцентрировались русские национальные качества и которая влияет на внутренний мир иностранного гостя, так что он начинает думать и вести себя, как русский.

Эти размышления отражены в эссе «От Кюстина до наших дней», где публицист рассуждает о России через сопоставление своих ощущений и выводов с впечатлениями и выводами французского путешественника Астольфа де Кюстина, посетившего страну в середине XIX века и выпустившего после этого книгу очерков «Россия в 1839 году».

В ней иностранный путешественник, несколько месяцев проведший в России, пишет о природе, климате, государственной системе, менталитете, образе жизни русского народа, степени технического прогресса в стране, национальной литературе и искусстве. Соотнося эти мысли с собственными, Вячеслав Пьецух иронизирует над тем, с каким непониманием и даже некоторым пренебрежением маркиз де Кюстин описывает страну и ее культуру, удивляется однозначно негативному и во многом стереотипному представлению иностранца на русскую историю, национальный характер, пейзаж, традиции: «Это надо очень невзлюбить нашу землю, чтобы описать ее так, как француз Кюстин» [7. С. 177].

В. А. Пьецух одно за другим комментирует критические высказывания автора «России в 1839 году» и на этих сопоставлениях выводит другой образ России, сформированный им на основе личных переживаний и чувств к ней.

В противовес кюстиновским выводам, публицист представляет Россию как страну своеобразной по своей красоте природы, обаятельного в своих противоречиях национального характера русского народа, долгой истории, богатой культуры и литературы: «В середине XIX столетия, когда де Кюстин приехал к нам погостить, в России уже были Бортнянский и Глинка, Пушкин и Гоголь, Брюллов и Иванов, Баженов и Казаков и гений Лобачевский уже вывел свою теорию о пересекаемости миров. То есть удивительно, даже странно, как, живучи в России, можно было про них не знать...» [7. С. 192].

Критика кюстиновских выводов отнюдь не продиктована национальным самолюбием. Публицист находит в путевых очерках французского путешественника и правдивые наблюдения: неустроенность отечественного быта, извечная бедность простого населения, казнокрадство, стяжательство властей предержащих, отсталость в области технического прогресса, - то, что печалит и самого публициста.

Вячеслав Пьецух с горечью подытоживает свои размышления фразой, вынесенной и в название эссе: «от Кюстина до наших дней» система общественно-политических отношений, русский «способ бытия» остались почти теми же, в то время как страну всколыхнуло четыре революции, две гражданские и две мировые войны, не раз менялись власть и идеология. Поэтому публицист заключает, что, возможно, Россия - это «константа, потому что со времен Астольфа де Кюстина, описавшего наше отечество в 1839 году, кажется, и многое изменилось, и вроде бы ничего» [7. С. 175].

Публицист проводит границу между отечественной культурой и уровнем развития цивилизации в России, подчеркивая, что первая является достоинством русского мира, а

второй - ее многолетним недостатком. И в этом он видит одно из главных противоречий в образе России: «...Европейцу Россию понять нельзя. Ну как ее, действительно, понять, если у русских вечно свой хлеб не растет, но при этом они - едва ли не самая артистичная нация в мире, что доказали европейцам Станиславский, Дягилев, Михаил Чехов, Барышников, Баланчин» [7. С. 174-175].

Пытаясь разгадать загадку о силе очарования русскости, автор эссе «От Кюстина до наших дней» делает предположение, что эта сила заключается в самой России, говоря словами публициста, во «всем путном, что в ней есть»: ее сдержанных, неброских пейзажах, аскетичных, холодных просторах, своеобразной архитектуре, русской речи - в фонетическом отношении бесцветной, но способной передать разные оттенки одного и того же смысла, в самих «русаках» - таких же малоприветливых, как и их край, но по-родному гостеприимных и отзывчивых к гостю и к чужой беде [7. С. 232]. «Ноглавное, -подытоживает В. А. Пьецух, -чем-то обаятельна наша жизнь. И тяжела-то она, и бестолкова, и беспросветна, но вместе с тем есть в ней некая необъяснимая прелесть, которая, например, проявляется, как только два человека сойдутся попить чайку» [7. С. 232].

Таким образом, Россия, по В. А. Пьецуху, это необозримая, многообразная земля, или, говоря словами публициста, «вселенная», движущаяся по законам, подчас противоречащим естественным, физическим, и в этом заключается ее красота и самобытность.

Список литературы

1. Лермонтов, М. Ю. Родина [Электронный ресурс] / М. Ю. Лермонтов. - URL: https://ilibrary.ru/text/997/p.1/index.html (дата обращения: 30.06.2019).

2. Полонский, А. В. Семантическая структура текста и лингвотрофика [Текст] / А. В. Полонский // Известия ВГПУ Серия: Филологические науки. - 2003. - № 4 (05). -С. 38-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пьецух, В. А. Заколдованная страна [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. Заколдованная страна. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. -С.108-123.

4. Пьецух, В. А. Гадание на бобах [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Гадание на бобах. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 50-156.

5. Пьецух, В. А. Конец эпохи [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Конец эпохи. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 463-466.

6. Пьецух, В. А. Нагорная проповедь и Россия [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Нагорная проповедь и Россия. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 22-23.

7. Пьецух, В. А. От Кюстина до наших дней [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. От Кюстина до наших дней. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 172-240.

8. Пьецух, В. А. Открытие России [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Открытие России. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 255-274.

9. Пьецух, В. А. Письма из деревни [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 8. Письма из деревни. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 7-151.

10. Пьецух, В. А. Русаки [Электронный ресурс] / В. А. Пьецух // Октябрь. - 2007. -№ 11 (11). - URL: http://magazines.russ.ru/october/2007/11/p4.html (дата обращения: 30.06.2019).

11. Пьецух, В. А. Уроки родной истории [Текст] / В. А. Пьецух // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Уроки родной истории. - М. : Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 342-411.

12. Рябцев, А. Писатель Вячеслав Пьецух: «Наворовал. Купил «Ламборгини». А дальше? Это теперь главный русский вопрос!» [Электронный ресурс] / А. Рябцев //

Комсомольская правда. - 22.07.2008. - URL: https://www.msk.kp.ru/online/news/3404195/ (дата обращения: 30.06.2019).

13. Сводная энциклопедия афоризмов [Электронный ресурс] / М. Е. Салтыков-Щедрин. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2930/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82 %D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 30.06.2019).

Могилевская Ольга Сергеевна - аспирант кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Электронная почта: olga-mosk-grigorova@yandex.ru

Научный руководитель: Полонский Андрей Васильевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики факультета журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10129

А. Е. Никитина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЭКСПАНСИЯ ШОУ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Шоу стали неотъемлемой частью повседневной жизни современного общества. Этот вид «зрелищ» синтезирует в своей структуре различные жанры и методы взаимодействия с аудиторией. В данной статье предпринята попытка осмыслить причины распространения этого явления, а также попытка определить сущностные характеристики шоу, по которым программы данного жанра были бы хорошо узнаваемы, поскольку неоднозначность понимания термина в практике и теории журналистики приводит к сложностям при употреблении понятия.

Ключевые слова: телевизионное шоу, характеристики, причины распространения, экспансия шоу.

Изменения, произошедшие на телевидении после 1991 года, затронули не только тематический, но и жанровый состав телепередач. В те годы возникают проекты, связанные с игровым, драматургическим началом: ток-шоу, реалити-шоу. Большинство из этих проектов - заимствованные аналоги иностранных форматов, не укладывающиеся ни в одну из традиционных систем жанров СМИ. Они активно используют новые приемы, формируя определенное зрительское поведение. Таким образом, появляется новая группа жанров, связующим звеном которой становится «шоу».

Шоу - одно из самых динамично развивающихся явлений на современном российском телевидении. Однако до сих пор ни среди практиков, ни среди теоретиков телевизионной журналистики нет однозначной дефиниции этого понятия: что можно назвать «шоу» на российском телевидении и каковы его сущностные черты? Нет определенности и среди смежных составных понятий: так в программной сетке в качестве ток-шоу может обозначаться и кулинарное шоу, и беседа с гостем.

Шоу от английского - зрелище, показ, «одна из форма артизации, своеобразный спектакль, театральное зрелище, которые сопровождает мероприятия общественной или культурной жизни (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручение различных премий и т. д.)» [1. С. 102].Таким образом, для того, чтобы