Научная статья на тему 'Проблематика «Русскости» в публицистическом творчестве В. А. Пьецуха'

Проблематика «Русскости» в публицистическом творчестве В. А. Пьецуха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
353
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ПУБЛИЦИСТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / РУССКИЙ ВОПРОС / ВЯЧЕСЛАВ ПЬЕЦУХ / RUSSIAN CULTURE / RUSSIAN LITERATURE / JOURNALISM / PUBLIC AGENDA / RUSSIAN QUESTION / VIACHESLAV PIETSUKH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Могилевская О.С.

В повестке дня современной России особую значимость имеют вопросы, связанные с осмыслением культурных ценностей и традиций русского народа. Исключительно важную роль в этом процессе играет публицистика, которая пытается осознать характер русской одухотворенности в контексте многополярного, поликультурного и чрезвычайно динамичного современного мира. В статье рассматриваются особенности осмысления русской темы в публицистике Вячеслава Пьецуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The agenda of modern Russia special importance are questions relating to the understanding of cultural values and traditions of the Russian people. A special role in this process is played by journalism, which tries to understand the nature of Russian spirituality in the context of a multipolar, multicultural and highly dynamic world In the article we study the reflection of Russian topics in the journalism of Viacheslav Pietsukh.

Текст научной работы на тему «Проблематика «Русскости» в публицистическом творчестве В. А. Пьецуха»

УДК 811.161; 911-3

ПРОБЛЕМАТИКА «РУССКОСТИ» В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

В.А. ПЬЕЦУХА

ISSUE «RUSSIANNESS» IN PUBLICISM BY V.A. PIETSUKH

О.С. Могилевская O.S. Mogilevskaya

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia Е-mail: olga-mosk-grigorova@yandex.ru

Аннотация: В повестке дня современной России особую значимость имеют вопросы, связанные с осмыслением культурных ценностей и традиций русского народа. Исключительно важную роль в этом процессе играет публицистика, которая пытается осознать характер русской одухотворенности в контексте многополярного, поликультурного и чрезвычайно динамичного современного мира. В статье рассматриваются особенности осмысления русской темы в публицистике Вячеслава Пьецуха.

Abstract: The agenda of modern Russia special importance are questions relating to the understanding of cultural values and traditions of the Russian people. A special role in this process is played by journalism, which tries to understand the nature of Russian spirituality in the context of a multipolar, multicultural and highly dynamic world In the article we study the reflection of Russian topics in the journalism of Viacheslav Pietsukh.

Ключевые слова: русская культура, публицистика, общественная повестка дня, русский вопрос, Вячеслав Пьецух.

Keywords: Russian culture, Russian literature, journalism, public agenda, Russian question, Viacheslav Pietsukh.

В повестке дня российского общества сегодня особую значимость обрели вопросы, связанные с осмыслением культурных ценностей и традиций русского народа в контексте многополярного, поликультурного и чрезвычайно динамичного мира. Cегодня как ученые, так и все те, для кого привычно «размышлять не только о своем достатке, но и о жизни и о счастье ее гармонии» [2, с. 5] пытаются «увидеть Россию заново», осознать ее суть как «не географического, а духовного феномена» [3, с. 16].

Особую роль в процессе осознания социальной действительности и формирования вектора ее культурной динамики играет публицистика. И это понятно, поскольку она, как пишет Е.П. Прохоров: «предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии... публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика. в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания» [11, с. 175]. Публицистика, по определению А.В. Полонского, это «важнейшая система порождения социальных смыслов, которая посредством побуждающей репрезентации, комментирования, объяснения и социального оценивания вводит их в общественное сознание» [7, с. 57]; это «особая форма освоения мира, главным "когнитивным ключом" которой является "социальное я" публициста, предполагающее. его активную гражданскую позицию» [6, с. 127]; это «одна из самых выразительных возможностей реализовать право личности на самостоятельную разработку социальной идеи, на самостоятельную мысль и публичное ее предъявление как точку зрения, как ценностное суждение, как гражданскую позицию, как социальную заявку на обусловленное мировоззренческими установками личности будущее»; это та форма творческой деятельности, целью которой является «формирование общественного мнения, гармонизация жизни человека в обществе, соотнесение форм его поведения и системы оценок с принятыми в обществе традициями и санкционируемыми обществом нормами культуры» [9, с. 112].

Предметом данного исследования является публицистическое творчество В.А. Пьецуха, одного из самых известных российских мыслителей, настойчиво выносящих вопрос о «русскости» (В. Пьецух) на широкое открытое обсуждение. В фокусе исследовательского внимания находятся публицистические высказывания В. Пьецуха в период 2005 - 2016 гг., - время активного поиска российским обществом своей национальной идеи и разработки концепции своей культурной идентичности, осмысления устойчивой совокупности «индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров..., позволяющей ответить на вопросы: кто я и кто мы» [5, с. 91].

В исследовании использовались как общенаучные, так и специализированные методы, позволяющие проанализировать содержательный аспект публицистического творчества В. Пьецуха, его ключевые идеи и понятия, провести стилистико-риторический анализ публицистических текстов с целью выявления особенностей личности автора, его интенций, системы взглядов и ценностей, рассмотреть те культурно-исторические и глобальные контексты, которые повлияли на характер мысли и слова публициста.

Пьецух Вячеслав Алексеевич (род. в 1946 году) - известный российский писатель и публицист, который в своем творчестве обращается к очень непростым вопросам жизни русского человека. Это - тот автор, который пытается осмыслить «уроки родной истории» (В. Пьецух), определить «ментальные границы русского мира в его территориальной и временной парадигмах» [8, с. 258], осознать особенности влияния на русского человека современных мировоззренческих тенденций [1; с. 3]. Его публицистическое творчество - это глубоко личностное размышление о смысле жизни русского человека.

Значительная часть публицистических произведений В. Пьецуха написана в жанре эссе, в котором в максимальной степени обнаруживается личность публициста, особенности «движения» мысли и чувства автора, его настроенности на серьезный разговор со своей аудиторией на социально значимые темы - «русскость», особенности исторического пути России, загадочность русской души.

Описывая особенности уклада жизни русского человека, Вячеслав Пьецух обращается к сопоставлению его с другими культурами. При этом публицист вовсе не стремится подчеркнуть превосходство одного над другим, а показывает читателю самобытность каждой культурной традиции, ее неповторимость и кажущуюся на первый взгляд парадоксальность.

Мир русских людей в одном из своих эссе В. Пьецух называет миром «русаков» [20], то есть тех, кто родился и вырос в России, кто является носителем и наследником русской культуры, кто живет по ее нравственным законам и обладает всеми чертами русского национального характера.

Вячеслав Пьецух, подчеркивая историческую и культурную миссию русского народа в европейском масштабе, изображает «русака» со всеми его достоинствами и недостатками.

Среди несомненных достоинств публицист называет смелость, благородство, умение любить свою Родину и жертвовать собой ради нее: «...Кто как не мы, единственный народ на всем нашем древнем континенте, сумели привести в чувство двух навуходоносоров - Бонапарта с Гитлером, в то время как перед ними спасовали многие прочие высококультурные племена...» [20].

В. Пьецух высоко оценивает самоощущение русского человека, его чувство собственного достоинства и связанное с этим поведение: «...Это чувство не смогли вытравить ни практика телесных наказаний, ни дух самодержавия, ни беззаконие, ни всезависимость от чужой воли -под него только подкопались большевики. А помещика наш хлебопашец даже считал узурпатором и похитителем угодий, поскольку он от века стоял на том, что земля Божья, грибы ничьи») [22, с. 291]. Русский человек - творец, сущность которого проявляется в «повседневном созидании»: «...Мы народ вообще художественный, мы и живем-то так, точно прозу пишем, а не живем...» [22, с. 278].

Творческий потенциал русского человека, связанный с изобретательностью, гибкостью и незаурядностью его, в публицистике В. Пьецуха становится и предметом жесткой иронии: « Через свою изобретательность мы додумались до личной всемирности, рыбного дня, экономной экономики, интеллигентности и души, то есть до таких отвлеченностей, которые могут даже и напугать...» [20].

Эти «изъяны», которых немало, судя по публицистическим текстам В. Пьецуха, в характере русского человека, не оказываются вне поля зрения публициста и его оценки. Среди качеств, которыми русскому человеку не стоит хвалиться, Вячеслав Пьецух называет непредсказуемость, нелогичность, неуравновешенность: «Через свою неуравновешенность мы можем совершенно разоружиться в течение суток, а можем в течение суток выслать за Полярный круг какой-нибудь особо строптивый этнос, который не желает соответствовать точке зрения русака...» [20], а также склонность к крайностям: «...Русаки не признают Горациеву "золотую середину" и любят крайности, как никто. Наши уж если пьют, то до положения риз, если

воюют, то до последнего человека, если любят, то до самозабвения, если проигрываются, то в прах. Та же мода у нас наблюдается и по общественной линии: то мы существуем на положении белых рабов, и главное органично существуем, то нам подавай царство Божие на земле» [22, с. 317].

Душа русского человека, как замечает В. Пьецух, чрезвычайно многогранна. Она способна вместить в себя множество качеств, как положительных, так и отрицательных. Обращаясь к творчеству В. Пьецуха, Н. Лейдерман говорит о «композиционности» (то есть, всеохватности) русской души [4]. Так, описываемые публицистом персонажи проявляют великодушие и жадность, страх и самопожертвование, аскетизм и склонность к разгулу, воровство и богобоязненность, агрессивность и смирение. В этом публицист видит особенность уклада русской жизни, самобытность души русского человека: «На самом деле загадочность русской души разгадывается очень просто: в ней есть все... и созидательное начало, и дух всеотрицания, и экономический задор, и восьмая нота, и чувство национального достоинства, и витание в облаках» [23, с. 263]. Подводя итог размышлениям об особенностях русской души, публицист делает вывод: «Тайна русского человека заключается только в том, что в нем есть все от Бога и от врага» [14, с. 340].

Недостатки характера «русака» публицист зачастую оправдывает теми или иными условиями - политическим устройством государства, историческими событиями, которые повлияли на мировоззрение и уклад жизни русского человека, социально-экономическим неблагополучием: «...Главная наша народная беда заключается в том, что частная жизнь у нас всегда переплетена с историческим процессом и почти всякая человеческая биография - это прямая история, а не жизнь. Вот у голландца, родившегося в 1910 году, только на веку и было истории, что немцы пришли, а потом ушли. У нашего же горемыки детство пало на две революции подряд, юность - на каторжную индустриализацию и зубодробительную коллективизацию, молодость - на десятилетние срока за здорово живешь, зрелость - на самую кровопролитную войну в истории человечества, старость - на «перестройку», то есть крушение веры и всех начал» [22, с. 285].

Размышляя о судьбе русского человека, В. Пьецух подводит итог восклицанием: «Всю Россию сердечно жаль!» [20]. По его мнению, царские времена и семьдесят лет советской власти не были для России счастливыми, но и смена политического режима и приход в страну демократических ценностей не принесли ей ожидаемого благоденствия и перемен к лучшему. Современность Вячеслав Пьецух называет «грустной порой», «временем довольно подлым», а состояние культуры и систему общественных отношений - «гегемонией пошлого дурака», где «кроме веры... не остается фактически ничего» [15, с. 414]. Смена режима и переход к рыночным отношениям, по мнению публициста, повлекли за собой смену ценностей, которая отразилась не только на межличностных, бытовых отношениях, но и в профессиональной и общественной среде: «Сейчас заместо "подлеца" во всем мире фигурирует коммерсант, посредник, специалист по работе с общественностью, парламентарий, оппозиционер, астролог, народный целитель и хиромант; в свою очередь, место подлости повсюду занимают, например, трезвый расчет, акцент на норме прибыли...» [20].

В эссе «Русаки» публицист размышляет о том, как вместе с принятием таких реалий, как спичрайтер, менеджер, спикер в российскую действительность входят чуждые для нее ценности, как, например, умение сколачивать капитал, авантюризм, и отходят на задний план честность, порядочность и интеллигентность, на первый план выходит тип успешного дельца, которого в русской литературе впервые представил Н.В. Гоголь: «...И гоголевский Чичиков, и Чичиков новейшего образца повлекли за собой целую субкультуру, совершенно безвредную для сколько-нибудь просвещенного человека, но вообще губительную для огромного большинства...» [20].

Этим новым ценностям публицист противопоставляет традиционные русские образы и реалии, которые занимают важное место в русском мире: русская деревня, отечественная история, русский язык и литература, родная культура, русская интеллигенция и русская женщина. Деревня в публицистике В.А. Пьецуха олицетворяет всю Россию в ее сложном, но настойчивом поиске своей «духовно-нравственной формулы социального блага» [9, с. 27]. Деревня предстает как спасение от «чужого» города: «Представьте себе: раннее утро, полям вокруг края не видно, земля из-под лемеха валит жирная, как шоколадное масло, в сумке припасена на завтрак краюха домашнего хлеба, шмат сала, бутыль парного молока, и на сто пятьдесят верст кругом ни одного спичрайтера-дурака. Предчувствую: если способ существования в нашей деревне - норма, если будущее за нами, то рано или поздно московское правительство останется не у дел» [17, с. 322-323].

Рассказчик Вячеслава Пьецуха путешествует по ключевым вехам истории России, словно по тематическим залам музея, что-то пропуская, а где-то надолго останавливаясь и раздумывая, возвращаясь назад и, главное, пытаясь найти потайные ходы, соединяющие удаленные во времени друг от друга эпохи, чтобы обнаружить в них общие черты. Публицист напряженно ищет общие

нравственные законы, послужившие стимулом для того или иного поворота в российской истории, а значит, и оказавшие влияние на непрерывно формирующееся национальное самосознание. Но поиски приводят его к заключению, что именно загадочная и необъяснимая русская душа, национальный характер становятся объединяющим началом, связующей нитью между историческим прошлым России, ее настоящим и будущим, что именно парадоксальность русского характера и есть причина сложного хода истории нашей страны.

Одной из главных ценностей русского мира в публицистке Вячеслава Пьецуха предстает русская культура. Она впитала в себя многовековой опыт русского народа, хранит его нравственные ориентиры. Русская культура в публицистических произведениях В.А. Пьецуха предстает как среда, в которой вырос и был воспитан русский человек. В эссе «Забытые слова» он так обозначает границы русского мира: «Все мы родились в одних и тех же пределах, между Неманом и Тихим океаном, вскормлены молоком русских матерей и воспитаны в правилах одного и того же великорусского языка» [15. С. 431].

Вячеслав Пьецух отмечает, что русские - это «нация, живущая по преимуществу языком, и слова для нее всегда значили больше, чем самые значительные дела... То есть русский человек - прежде всего человек слова, но не в том смысле, что он не обманет, коли пообещает (и даже он скорее всего обманет!), а в том смысле, что слово для него - все» [15, с. 414-415]. В его публицистических произведениях говорится о том, что необходимо бережного относиться к родному слову. Не случайно, в эссе «Забытые слова» главными «героями» становятся важные для русской культуры понятия: «честь», «совесть», «интеллигент» и другие.

Вячеслав Пьецух стоит на позиции необходимости возвращения русской литературы на гуманистические рубежи, сделавшие ее во второй половине XIX века всемирным явлением: «...У нас и первоклассных писателей так много, и писатели четвертого ряда могли бы составить славу любой национальной литературы, и мы так избыточно богаты по департаменту изящной словесности, что можем себе позволить распатронить "Душечку" в пух и прах» [16, с. 307].

Давая оценку современному состоянию культуры в России, Пьецух пишет, что она «развивается по убывающей, ибо квалифицированный читатель постепенно вымирает, телевидение безнаказанно дебилизирует простака, властитель дум в России давно не поэт, а думец с Охотного ряда, и, в общем, дело идет к тому, что, как сто лет назад, русак перестанет понимать фразу, если в ней больше десяти слов» [22, с. 276].

Как один из способов сохранения русских традиций, русской культуры и русской нации в целом В. Пьецух видит в интересе к родной культуре, в изучении родной истории и преемственности поколений, в «родовой памяти» (В. Пьецух), которую нарушил современный ход истории: «...Насколько наша жизнь была бы благопристойней, имей мы полное представление о деяниях наших предков, каким владели выходцы из наших боярских семей, знавших свое генеалогическое древо, как "Отче наш". Ну какой отчаянный балбес пойдет в наемные убийцы, если у него прапрадед по женской линии брал Измаил и его сам Александр Васильевич Суворов как-то потрепал за молодечество по плечу?.. То есть, хочешь не хочешь, а надо держать ранжир» [18, с. 164].

Образ русской женщины публицист возвышает и ставит в один ряд с важнейшими ценностями русского мира. Он называет ее хранительницей традиционных ценностей, напоминая читателю о женских образах из классических произведений отечественной литературы: «Небо... послало нам в спутницы эту опору и спасение - русскую женщину, в образе ли Татьяны Лариной, родной матери, подруги или жены... Можно как угодно выкобениваться и сколько угодно дурака валять, не опасаясь за результат, поскольку все равно последнее-то слово за Татьяной Лариной, хранительницей нравственности народной и зиждительницей домашнего очага» [16, с. 316].

Что же такое для публициста русскость как собирательный образ? Ответ находим в эссе «Русский - это как?»: «Русскость - это такая сила, которая вечна и бесконечна, как материя» [21, с. 149].

Точка зрения, выводы и прогнозы публициста о будущем «русака» не всегда радужны: «...Что такое ожидается впереди? Возможно, новое Возрождение, а возможно, «пустые хлопоты, дальняя дорога, казенный дом» [24]. Тем не менее он не оставляет читателя без прорисованной социальной перспективы.

Таким образом, публицистика В. Пьецуха напоминает «философский» разговор «среди своих» с переходами то к современным социальным проблемам, то к «долгосрочным мировоззренческим понятиям». Она отражает напряженный поиск российским обществом своей культурной парадигмы, осмысление традиционных культурных ценностей в контексте глобального мира.

Литература

Глушкова В.Г. Глобализация и общечеловеческие ценности // Италия - Россия: парадигмы межкультурной коммуникации: Сб. научных работ / Отв. ред.У. Перси, А.В. Полонский. - Белгород-Бергамо: Политерра, 2012. - С. 12 - 14.

Есин С.Н. Увидеть родное / / Киселев А.Ф. Увидеть Россию заново. М.: Дрофа, 2010. - С. 5 - 14.

Киселев А.Ф. Увидеть Россию заново. М.: Дрофа, 2010. - 391 с.

Лейдерман Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 2. 1968 - 1990. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://modernlib.ru/books/leyderman_n/sovremennaya_russkaya_literatura_19501990e_godi_tom_2_19681990/ read_38/. Дата обращения: 12 января 2017 г.

Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 91-95.

Полонский А.В. Публицистика как вид социальной деятельности: объект и предмет / / Журналистика в XXI веке: Материалы международной научной конференции. 1-3 октября 2007 г. / Под ред. А.П. Короченского, М.Ю. Казак, А.В. Полонского. - Белгород: БелГУ, 2007. С. 126 - 129.

Полонский А.В. Публицистика как особый вид творческой деятельности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. № 1. Т. 11. С. 56 - 61.

Полонский А.В. Российские масс-медиа в диалоге культур // Этничность и власть: Международные конфликты, терроризм, и новые угрозы глобальной безопасности: Материалы X международного семинара. 12 - 15 мая 2011 г. г. Ялта / Гл. ред. Т.А. Сенюшкина. - Севастополь: Изд-во «ВЕБЕР», 2012. - С. 258 - 264.

Полонский А.В. Сущность и язык публицистики. - Белгород: Политерра, 2009. - 238 с.

Полонский, А.В. Самотуга Е.А. Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - №18, вып.7.-С. 227-235.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 с.

Пьецух В.А. Базаров как альбатрос // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 8. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 277 - 302.

Пьецух В.А. Возвращение Чичикова // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 8. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 168 - 181.

Пьецух В.А. Дневник читателя // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 6. Эссе / Вячеслав Пьецух. -М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 337 - 453.

Пьецух В.А. Забытые слова / / Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 412 - 444.

Пьецух В.А. Литературоведение по часовой стрелки // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 6. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 299 - 335.

Пьецух В.А. Новая «Буколика», или Прелести сельской жизни // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 8. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 315 - 325.

Пьецух В.А. Пособие по воспитанию хорошего человека // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //magazines.russ.ru/october/2007/4/p7.html

Пьецух В.А. Происхождение и облик русской цивилизации. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 9. Повести и рассказы / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 475 - 523.

Пьецух В.А. Русаки // Сборник «Искусство существования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //magazines.russ.ru/october/2007/11/p4.html

Пьецух В.А. Русский - это как? // Пьецух В.А. Дурни и сумасшедшие. Неусвоенные уроки родной истории. М.: НЦ ЭНАС, 2006. С. 149 - 150.

Пьецух В.А. Сравнительные комментарии к пословицам русского народа / / Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. Эссе / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 275 - 340.

Пьецух В.А. Центрально-Ермолаевская война // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. Рассказы / Вячеслав Пьецух. - М.: Зебра Е, Хорошая книга, 2016. - С. 263 - 285.

Пьецух В.А. Что такое литература, и как это делается? // Журнал «Октябрь». 2015. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2015/1/5p.html. Дата обращения: 15 января 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.