Научная статья на тему 'Иерархия ценностей в прозе и публицистике В. А. Пьецуха'

Иерархия ценностей в прозе и публицистике В. А. Пьецуха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
354
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРОНИЯ / ЮМОР / КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ГУМАНИЗМ / "МАЛЕНЬКИЙ" ЧЕЛОВЕК / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / В.А. ПЬЕЦУХ / IRONY / HUMOR / CLASSICAL HERITAGE / HUMANISM / "LITTLE" MAN / SELF-ISOLATION / SPIRITUAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробкова Т.В.

В данной статье обобщаются эстетические взгляды В.А. Пьецуха: его отношение к русской литературе, русскому народу и его образу жизни, интеллигентному человеку, а также в целом к России. Исследуются интервью писателя, опубликованные в различных изданиях, а также его художественные произведения. Большое место отводится анализу взглядов автора на литературу и современного читателя. Рассматриваются высказывания В.А. Пьецуха, определяющие его жизненную позицию и позволяющие сформулировать авторскую концепцию сохранения духовности россиян. Проводится параллель между фактами биографии В.А. Пьецуха и некоторыми образами из его произведений. Акцентируется внимание на факте самоизоляции личности как единственном способе интеллигентного человека сохранить духовность, заложенную русской классической литературой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY OF VALUES IN PROSE AND JOURNALISM BY V.A. P’EZUCH

The author summarizes aesthetic views of V.А. P’ezuch: his relationship to Russian literature, to the Russian people and their way of life, to the intelligent man, and as a whole to Russia. The article examines the writer’s interviews published in various publications, as well as his works of art. A great place is given to the author’s views on literature and the modern reader. The article has been analyzed the statements of V.A. P’ezuch, determining his life position and allowing to formulate the author’s concept of saving the spirituality of Russian people. The article draws a parallel between the facts of the biography of V.А. P’ezuch and some images of his works. Special emphasis is placed on the fact that the writer considers self-isolation as the only way of an intelligent person to preserve the spirituality inherent in Russian classical literature.

Текст научной работы на тему «Иерархия ценностей в прозе и публицистике В. А. Пьецуха»

УДК 82

Korobkova T.V., senior teacher, Aktobe Regional State University by K. Zhubanov (Aktobe, Kazakhstan), E-mail: korobkovavasya@mail.ru

HIERARCHY OF VALUES IN PROSE AND JOURNALISM BY V.A. P'EZUCH. The author summarizes aesthetic views of V.A. P'ezuch: his relationship to Russian literature, to the Russian people and their way of life, to the intelligent man, and as a whole to Russia. The article examines the writer's interviews published in various publications, as well as his works of art. A great place is given to the author's views on literature and the modern reader. The article has been analyzed the statements of V.A. P'ezuch, determining his life position and allowing to formulate the author's concept of saving the spirituality of Russian people. The article draws a parallel between the facts of the biography of V.A. P'ezuch and some images of his works. Special emphasis is placed on the fact that the writer considers self-isolation as the only way of an intelligent person to preserve the spirituality inherent in Russian classical literature.

Key words: irony, humor, classical heritage, humanism, "little" man, self-isolation, spiritual experience.

Т.В. Коробкоса, ст. преп., Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Казахстан,

E-mail: korobkovavasya@mail.ru

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ В.А. ПЬЕЦУХА

В данной статье обобщаются эстетические взгляды В.А. Пьецуха: его отношение к русской литературе, русскому народу и его образу жизни, интеллигентному человеку, а также в целом к России. Исследуются интервью писателя, опубликованные в различных изданиях, а также его художественные произведения. Большое место отводится анализу взглядов автора на литературу и современного читателя. Рассматриваются высказывания В.А. Пьецуха, определяющие его жизненную позицию и позволяющие сформулировать авторскую концепцию сохранения духовности россиян. Проводится параллель между фактами биографии В.А. Пьецуха и некоторыми образами из его произведений. Акцентируется внимание на факте самоизоляции личности как единственном способе интеллигентного человека сохранить духовность, заложенную русской классической литературой.

Ключевые слова: ирония, юмор, классическое наследие, гуманизм, «маленький» человек, самоизоляция, духовный опыт, эстетические ценности, В.А. Пьецух.

Творчество современного российского писателя Вячеслава Пьецуха оригинально и неповторимо. Многое в произведениях писателя объяснимо его эстетическими взглядами. Прежде всего, В.А. Пьецух - настоящий преемник наследия русской классической литературы. Уважением к человеку, его уму и знаниям, его человеческим качествам, прежде всего присущим русской классической литературе, пронизаны все книги писателя. Таинственность русской души исследуется современным автором в каждом его произведении, а это всегда отличало русскую классическую литературу и было её стерженем. В.А. Пьецух - глубокий знаток русской культуры, русской жизни и русского человека. В одном из интервью В.А. Пьецух, рассуждая о русском человеке, говорит: «Русский - это не национальность. Русский - это настроение. Система поведения, иерархия ценностей... Русский - это высочайшая культура. И даже изысканная, как это ни странно. Культура кривобокая. Прежде всего, это культура человеческого общения. Русский -это трепетное отношение к истинным ценностям: человек, дружба, жена, мир, отечество, порядочность...» [1].

В.А. Пьецух далёк от помпезного любования русским народом, его идеализации, он тонко чувствует все его недостатки и иронизирует над ними. Писателю чужд ложный патриотизм, но он считает, что истинно русский человек принимает Россию всякой, как мать, которую не выбирают, и «почитает первейшим сыновьим долгом до конца разделить с родиной её путь» [2].

Центральное место в эстетических взглядах В.А. Пьецуха занимает отношение к русской литературе, которая, по мнению писателя, играет огромную роль в процессе морального сохранения общества, потому что она - «духовный опыт человечества в сконцентрированном виде и, стало быть, она существеннейшая присадка к генетическому коду разумного существа» и «помимо литературы человек не может сделаться человеком» [3]. В.А. Пьецух отмечает особое отношение к мастерам слова, которые по укоренившейся традиции почитались на Руси как пророки и учителя жизни, несущие нравственные истины. В связи с этим он говорит: «...в России писатель - святитель, а во Франции что-то вроде директора департамента» [2, с. 9]. По его мнению, «русский писатель - хранитель основ», и именно он «хранит национальный образ мышления, все самое драгоценное в нем» [4].

В.А. Пьецуха огорчает то, что современному миру писатель стал не нужен, что общество «не чувствует более жизненной необходимости в национальной литературе» [4].

Автор указывает на поменявшееся отношение к мастерам слова, приводя в пример тот факт, что до революции работало огромное количество издательств и труд писателей достойно оплачивался: «тогдашние гонорары нынче не приснятся даже в ночь с четверга на пятницу» [2]. Также В.А. Пьецух сетует на то, что после революции писатели превратились в «социально ненадежную прослойку», которую «можно было отблагодарить за труды ордером на галоши и запросто взять в ЧК хотя бы за избыток человеческого достоинства» [2].

Размышляя о кровожадности российской системы власти, В.А. Пьецух заявляет: «Главной жизненной задачей каждого культурного человека - и сейчас, и ранее - является самоизоляция, от российской действительности. Так было при всех режимах. И мне решительно не важно, какие жизненные ценности сейчас доминируют среди господствующего поколения» [5].

Называя писательство душевным недугом, автор констатирует, что в наше время появляется много некачественной литературы. Во многих своих интервью он называет наше время «эпохой неталантливых людей», для которой яркой при-

метой стало «отсутствие культуры» [6]. В.А. Пьецух считает, что русский народ изменился в худшую сторону: «Раньше мы были недотепами, но живущие в эмпиреях, парящие над облаками, а теперь мы недотепы, которые оперируют по матушке» [6]. По мнению писателя, русская литература - «величайшее достижение русского духа», и радует, что все же есть еще читающие люди, которые мыслят и чувствуют [6]. Но носителями культуры все же В.А. Пьецух ощущает себя и свое послевоенное поколение.

Влюбленный в литературу, В.А. Пьецух создаёт своеобразный цикл «Рассуждения о писателях», посвящённый русским классикам, начиная от Гоголя и заканчивая Шукшиным. О русской литературе В.А. Пьецух пишет с завидной постоянностью: он не все принимает, над чем-то иронизирует, многое оспаривает, приводя разумно-неразумные доводы. На все в русской литературе и культуре у него есть своя точка зрения. Он убеждает читателя, что Н.В. Гоголь, сидя в «вечном городе» (Риме) «не знает матерной брани и не устраивает по праздникам массовых мордобоев», поэтому создает в «Мертвых душах» «всё сплошь злые карикатуры на соотечественников», «как будто в России живут только жулики и придурки» [2, с. 5]. Рассуждая о таланте А. С. Пушкина, В.А. Пьецух приводит в пример имена не менее талантливых поэтов и писателей той поры, но признание получил Александр Сергеевич как «человек будущего, волею рока затесавшийся в чужой, хотя и везучий век» [2, с. 11].

В.А. Пьецух воссоздаёт характеры своих кумиров, иронично описывает их причуды, иной раз, искажая факты, кое-что им приписывая, (несмотря на свое историческое образование). Так, Тургенев пришепетывал, Лев Толстой ругался матом, Лесков был желчным и злопамятным, Куприн был кутилой гусарского типа и т. д. Но при этом «Рассуждения о писателях» весьма органичное произведение о русской литературе.

Не подвергает критике и иронии В.А. Пьецух только любимого им А.П. Чехова, считая, что «придраться было не к чему». В.А. Пьецух пишет о том, что в биографии писателя конца XIX нет изъянов, он лишен лицемерия, и не морализирует впустую. А.П. Чехов, видится В.А. Пьецуху, как Совесть человечества на все эпохи: «.этот величественный художник, который и жил прекрасно, и писал прекрасно, что, между прочим, большая редкость. И при этом еще имел деликатность не напрашиваться в классные руководители человечеству» [7, с. 7]. В.А. Пьецух черпает творческие силы и сюжеты у своего кумира, потому что для него А. П. Чехов - это «бесконечный источник наслаждения и такого высокого эстетического чувства, что это не может наскучить, это не может иссякнуть, это никогда не перестанет питать, волновать, награждать ни за что, что самое интересное» [8].

Пьецуховский цикл «Чехов с нами» - это рассуждение писателя о роли и месте литературы. В цикле подчёркивается, что только литература делает жизнь людей полноценной, а отдельного человека образованным и высококультурным.

Вслед за Чеховым В.А. Пьецух отмечает утонченность литературы, её духовную направленность. Литература производит операцию на душе; и успех этой операции обеспечивает только высочайшее художественное мастерство, ибо по-настоящему созидательно и по-настоящему разрушительно только то, что захватывает и чарует. А.П. Чехов, по мнению В.А. Пьецуха, пробуждает в читателе лучшие чувства, доброту и сочувствие. Его творчество наполнено любовью к «маленькому» человеку, к жизни.

Высмеивая несуразность русской жизни, удивляясь парадоксальности и кособокости русского быта, подтрунивая над русским человеком, автор заявля-

ет: «...мы страшно одиноки, потому что нас мудрено понять» [1], но при этом он свято верит в русский национальный характер. Вера в русского человека, свойственная писателю, позволяет относить В.А. Пьецуха к наследникам традиций Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.А. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова и др. Опираясь на сюжетный фундамент произведений великих классиков, В.А. Пьецух пишет книгу о современном человеке. В цикле «Плагиат», автор исследует Россию и её культуру, русский народ. Для него важно выяснить, изменилось ли что-нибудь в лучшую сторону в русаке со времен великих предшественников, воспевших русского человека на страницах своих творений. Русская литература XIX века оживает и осовременивается в цикле. Художественный ремейк приближает и делает понятными произведения русской классики, которая становится главным героем книги. Лев Аннинский, рассуждая о творчестве В.А. Пьецуха, отмечает: «Сугубо русская проблематика, с которой в свое время и вошел в литературу этот дерзкий прозаик, лишена у В.А. Пьецуха всякого намека на квасной патриотизм или почвенное самодовольство. Судьба России окрашена тревогой, которую приходится прикрывать юмором» [9].

Творчество В.А. Пьецуха отличается жанровым разнообразием. Писатель виртуозен как в повестях и рассказах, так и в эссе и анекдотах. «Как-то исподволь, не отказываясь от беллетристики (повестей и рассказов), он нашел свой жанр и стал в нем мастером, артистом, ни на кого не похожим. Он выработал литературное поведение, опираясь на классическую стезю русского писательства, взыскующего правды о своем народе и говорящего эту добытую правду ему в лицо. Причем делая это весело и горько, с юмором и печалью, с той мерой стилистического озорства, которая не шокирует и не портит общей, весьма серьезной картины» [10].

Пьецуховские произведения зачастую основаны на анекдотической ситуации, описанию которой свойственен юмор, перерастающий в сарказм. Герой рассказов ничем не выдающийся обычный человек, каких на Руси можно встретить на каждом шагу. Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, А.П. Чеховым, на страницах «Плагиата» В.А. Пьецух рисует «маленького» человека уже современной ему России. Интересно то, что во многом стереотипы поведения «маленького человека» не трансформируются. Но кое-что в данном типе героя, по мнению автора, изменилось и отличается от века ушедшего, поэтому В.А. Пьецух в рассказе «Наш человек в футляре» два раза изрекает: «Нет, все-таки жизнь не стоит на месте» [11, с. 45, с. 47].

Особо обращают на себя внимание читателей раздумья В.А. Пьецуха о жизни и о «методах выживания» на российских просторах. Хронологически близкие события, о которых повествуется в книге «Плагиат», знакомы всем как с исторической, так и с культурной позиций. При чтении пьецуховского цикла напрашивается параллель с рассказами классиков. Писатель показывает, что, не смотря на ожидания Н. В. Гоголя, который доказывал, что в XXI веке «человек станет совершенен духом», он получился «невежа и обормот» [11, с. 4]. Пьецуховские персонажи - это результат жизненных наблюдений и раздумий писателя. Духовное, моральное обнищание русского человека, обесценивание нравственных норм беспокоят автора книги, и он бьет тревогу, пытаясь средствами юмора и сатиры, достучаться до сердец читателей. При этом в прозе В.А. Пьецуха отсутствует пессимистическое настроение, он все же верит в духовное возрождение России, источником которого является великое литературное наследие. Все творчество писателя пропитано верой в русака (термин В. А Пьецуха).

В цикле «Плагиат» В.А. Пьецух продолжает говорить о литературе и ее влиянии на читателя-соотечественника. В рассказе «Наш человек в футляре»

Библиографический список

мы сталкиваемся с образом Серпеева, который боится всего на свете, и лишь «светлая литература XIX столетия» [11, с. 47] спасает его от жестокости внешнего мира. Герой по-настоящему живет только тогда, когда берет «в руки какую-нибудь светлую книгу, написанную в прошлом столетии, когда только и писались светлые книги», в такие моменты он ощущает себя «счастливчиком без примера, каких еще не знала история российского человечества» [11, с. 46].

Русская классика, по мнению В.А. Пьецуха, является хранилищем «русской души». Говоря о том, что русская душа обмельчала, духовные ценности подменены материальными, писатель видит спасение русского человека в чтении и перечитывании классической литературы, которая является неистощимым источником духовности. Пьецуховский Серпеев - это сам автор, который, подобно герою, хотел бы прививать любовь к «светлой литературе». Посредством литературы Серпеев «учит душе», и ученики проникаются высокими светлыми чувствами: «подошел середнячок Парамонов и сказал, что он не представляет себе жизни без его уроков литературы» [11, с. 47]. Именно литература пробуждает в детях порядочность и благородство, заставляет их забыть о собственной безопасности и предупредить любимого учителя: «...нам велели на вас заявление написать. Что вы на дому распространяете чуждые настроения» [11, с. 47].

Интересно то, что В.А. Пьецух при создании «Нашего человека в футляре» использует факты своей биографии: увлеченный русской литературой и проработавший учителем истории десять лет, он был вынужден оставить школу после того, как на одном из дней рождений прочитал свой рассказ «Угон». На него донесли администрации школы, а так как «эпоха была страшноватенькая, шли процессы над писателями, над диссидентами», то будущего писателя, как и его героя Серпеева, попросили написать заявление по собственному желанию, потому что «черт вас знает, что вы там пишите. На всякий случай. Нам такие не нужны» [6].

О своем особом отношении к книге В.А. Пьецух говорит и в повести «Детство» из трилогии «Баллада о блудном сыне». Любовь к литературе зародилась в нем, как, впрочем, у многих его современников, в детские годы, когда книги «заглатывались залпом», читалось все, что попадалось под руку. В.А. Пьецух пишет: «я относился к книге, как первые книгочеи, видевшие в ней некое волшебство» и «с тех пор чтение составляет главное увлечение моей жизни (как, видимо, и у всякого культурного русского человека)» [11, с. 12]. Писатель с удивительным постоянством говорит о своей любви к добротной литературе, о том, как нужна высокая литература в наши дни: «иной раз я тоскую по доброй книге, как в разлуке тоскуют по женам, еще не успевшим порядочно надоесть. Вообще главной трагедией преклонного возраста оказалась та, что к пятидесяти годам человеку уже нечего почитать» [11, с. 12].

Восхищаясь классическим достоянием («Бог нам дал высочайшую литературу») [1], своим творчеством В.А. Пьецух пытается вернуть гуманистические основы не только русской литературе, но и всей русской культуре.

Таким образом, проанализировав эссе, рассказы, повести и высказывания писателя в различных интервью, удалось выявить ряд эстетических концепций В.А. Пьецуха. Ключевыми для автора являются вопросы влияния русской литературы на соотечественников и отношение самого писателя к классике. Основой жизненной позиции являются рассуждения писателя о «великой тайне» русского народа, о факторах, влияющих на духовность, о способах её сохранения в критических ситуациях. Анализ показал, что особое внимание В.А. Пьецух акцентирует на факте самоизоляции личности россиянина от государства, как единственном способе интеллигентного человека сохранить духовность, величие нации, уникальность русского характера, заложенные классической литературой.

1. Рябцев А. Писатель Вячеслав Пьецух: «Наворовал. Купил «Ламборгини». А дальше? Это теперь главный русский вопрос!». Комсомольская правда. 2008; 22 июля.

2. Пьецух В.А. Новая московская философия. Новый мир. 1989; 1. Available at: http://fanread.ru

3. Пьецух В.А. Русская тема. О нашей жизни и литературе. Москва: Глобулус, 2008.

4. Литературная страна. Интервью Вячеслава Пьецуха. Available at: http://litcult.ru/blog/197463

5. Алехин А. Писатель против часовой. Эксперт. 2008; 16: 21.04.

6. Ларина К., Пешкова М. Вячеслав Пьецух. Москва: Книжное казино: Эхо Москвы, 23.04.2006.

7. Пьецух В. Чехов с нами. Москва: Московский рабочий, 1989.

8. Грандова Е. Вячеслав Пьецух: «Счастливейший из смертных - это я»: Интервью с Вячеславом Пьецухом. Культура, 1998; 13.

9. Аннинский Л. Мнение литературных критиков о творчестве В. Пьецуха. Available at: http://fantlab.ru ; autor 2289

10. Сидоров Е. Рассуждение о писателе В. Пьецухе. Available at: http://magazines. russ.ru / znamia/2007/6/si12.html.

11. Пьецух В. Плагиат. Москва: НЦ ЭНАС, 2006.

References

1. Ryabcev A. Pisatel' Vyacheslav P'ecuh: «Navoroval. Kupil «Lamborgini». A dal'she? 'Eto teper' glavnyj russkij vopros!». Komsomol'skaya pravda. 2008; 22 iyulya.

2. P'ecuh V.A. Novaya moskovskaya filosofiya. Novyj mir. 1989; 1. Available at: http://fanread.ru

3. P'ecuh V.A. Russkaya tema. O nashejzhizniiliterature. Moskva: Globulus, 2008.

4. Literaturnaya strana. Interv'yu Vyacheslava P'ecuha. Available at: http://litcult.ru/blog/197463

5. Alehin A. Pisatel' protiv chasovoj. 'Ekspert. 2008; 16: 21.04.

6. Larina K., Peshkova M. Vyacheslav P'ecuh. Moskva: Knizhnoe kazino: 'Eho Moskvy, 23.04.2006.

7. P'ecuh V. Chehov s nami. Moskva: Moskovskij rabochij, 1989.

8. Grandova E. Vyacheslav P'ecuh: «Schastlivejshij iz smertnyh - 'eto ya»: Interv'yu s Vyacheslavom P'ecuhom. Kul'tura, 1998; 13.

9. Anninskij L. Mnenie literaturnyh kritikov o tvorchestve V. P'ecuha. Available at: http://fantlab.ru ; autor 2289

10. Sidorov E. Rassuzhdenie o pisatele V. P'ecuhe. Available at: http://magazines. russ.ru / znamia/2007/6/si12.html.

11. P'ecuh V. Plagiat. Moskva: NC 'ENAS, 2006.

Статья поступила в редакцию 02.04.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.