Научная статья на тему 'Заключительное слово профессора И. М. Мацкевича'

Заключительное слово профессора И. М. Мацкевича Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мацкевич И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключительное слово профессора И. М. Мацкевича»

правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации1; проводится антикоррупциогенная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов2; внедряется система оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов3 и оценка их фактического воздействия4. Основной объем организации работы в этом направлении отнесен к полномочиям Министерства юстиции Российской Федерации5 и отражается в ежегодных итоговых докладах о результатах деятельности этого органа в первом разделе «Законопроектная деятельность, мониторинг правоприменения, обеспечение единства правового пространства Российской Федерации, развитие федеративных отношений и местного самоуправления»6.

Представляется, что обеспечению экономической безопасности будет способствовать реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года7, мониторинг правоприменения которой возложен на Правительство Российской Федерации, однако методику осуществления мониторинга состояния экономической безопасности еще предстоит разработать.

В ходе круглого стола активно обсуждались некоторые элементы концепции, подготовленной Центром стратегических разработок (отказ от лишения свободы за экономические преступления, максимальное использование альтернативных видов наказания за нетяжкие экономические правонарушения, введение штрафа, кратного причиненному ущербу).

Заключительное слово профессора И.М. Мацкевича

Прежде всего, уважаемые коллеги, я бы хотел поблагодарить руководство Нижегородской академии МВД, ее начальника Дмитрия Николаевича Архипова, его заместителей, а также, конечно, Владимира Михайловича Баранова за идею организации этого обсуждения и за саму организацию мероприятия. Мне представляется, что обсуждаемое пособие — неплохой повод подискутировать на заданную тему и задуматься над какими-то другими проблемами, которые в этом пособии не отражены и, собственно говоря, может быть, и не предполагалось их там отражать.

Должен отметить, что обсуждение пособия не случайно проходит в стенах Нижегородской академии МВД России, поскольку эта образовательная и научная организация является уникальным местом, в котором сконцентрированы лучшие силы по подготовке специалистов по борьбе с экономической преступностью. Об этом несколько подробнее.

Первый заместитель начальника Нижегородской академии МВД России Роман Васильевич Павленков в своем докладе об особенностях подготовки специалистов по борьбе с экономической преступностью правильно сказал, что в настоящее время проблеме подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел уделяется повышенное внимание не только самим

1 Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Минюста России от 31 мая 2012 г № 87 // Бюллетень Минюста РФ. 2013. № 1.

2 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29, ст. 3609.

3 О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52, ст. 7491.

4 О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6, ст. 965.

5 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42, ст. 4108.

6 Итоговый доклад о результатах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2015 г. URL: http://minjust.ru/ru/doklady/osnovnye-itogi-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii.

7 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

Министерством, но и руководством страны. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 2081, среди прочего, непрерывность подготовки специалистов, в том числе для обеспечения экономической безопасности, внедрение современных научных разработок и достижений в образовательный процесс, консолидация участия в процессе обучения представителей практических подразделений и единство подходов к квалификационным требованиям, которым должен соответствовать выпускник профильной образовательной организации являются приоритетными направлениями противостояния внутренним и внешним угрозам экономической безопасности нашего государства. Тенденция на практико-ориентированное обучение, а также ужесточение требований к уровню подготовки специалистов наблюдается и в динамично меняющемся законодательстве, регламентирующем образовательный процесс в рамках конкретных специальностей — федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.

Нижегородская академия МВД России уже к моменту выхода Стратегии не только активно использует в процессе обучения инновационные технологии, но и с не меньшим успехом презентует свои разработки на международном уровне. К примеру, академия второй год подряд представляет свои наработки в этом вопросе на Московском международном салоне образования, организованном Министерством образования и науки России, где только за это непродолжительное время награждалась дипломом «За активное участие в Московском международном салоне образования», благодарностью за самый мультимедийный выставочный стенд, а также медалью «Новая архитектура образования». На самой выставке было представлено более 400 экспонентов образовательных новелл и разработок, которые посещали более 54 тысяч человек. Впечатляющие показатели актуальности, технологичности и необходимости в образовательном процессе представленных академией технологий.

С самого начала показа презентации, сопровождающей выступление Р.В. Павленкова, создается ощущение, что речь не идет о вузе Министерства внутренних дел России, а происходящее имеет место на страницах модного журнала об образовании, которые задают тон в этой сфере. Вследствие этого возникало естественное желание убедиться лично в подлинности предоставляемой общественности информации. После проведенной подробной экскурсии по академии не осталось никаких сомнений — каждое слово, сказанное в процессе доклада, нашло свое подтверждение в аудиториях, полигонах, тирах, общежитиях, лекционных и актовых залах, в самой атмосфере, царящей в академии.

Выступление Р.В. Павленкова отличалось аргументированностью, свободным владением как теоретическим материалом, так и знанием количественных и качественных показателей в рамках заявленной темы, а визуальное сопровождение делало доклад более наглядным, даже если вы никогда не погружались в материю учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных организациях.

Важнейшим аспектом, как видится, на котором остановился Р.В. Павленков, — это непрерывность образования. Вовлечение молодежи в проблемы экономической безопасности и их ориентация на дальнейшую службу в полиции — одна из основополагающих стадий формирования потенциала будущих сотрудников органов внутренних дел. Учрежденная олимпиада школьников «На страже экономики» — яркий тому пример. Участники со всей России испытывают свои знания по профильным предметам, прошедшие первый этап собираются в финале на территории академии, где определяются лучшие из лучших. Как показала практика, школьники, участвовавшие в олимпиаде, выбирают Нижегородскую академию в качестве приоритетного вуза для дальнейшего обучения. Следующим этапом учебно-воспитательной деятельности, который позволяет выявить наиболее способных обучающихся среди слушателей и курсантов академии, а также стимулировать их научно-исследовательскую работу, сформировать интерес к будущей профессиональной деятельности — это организация межвузовского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов, слушателей и студентов на тему «Деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции», который проводится академией совместно с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Представляется, что сложившийся алгоритм обучения и воспитания, привития интереса к творческой, научной мысли не только способствует подготовке высококвалифицированных специали-

1 Далее — Стратегия.

стов, но и создает хороший задел на обогащение научного мира новыми учеными, а значит, и новыми взглядами, теориями, спорами, что в конечном итоге и рождает истину.

Искренне хочется пожелать дальнейших успехов профессорско-преподавательскому составу Нижегородской академии МВД России в реализации всех инновационных планов подготовки специалистов в сфере борьбы с экономической преступностью!

Возвращаясь непосредственно к обсуждению пособия, хотел бы сказать следующее. Не знаю, насколько у вас распространена практика обсуждения научных изданий, и в том числе учебных пособий, но честно могу сказать, что я впервые присутствую на подобного рода дискуссии. Я с некоторым опасением отнесся к предложению Владимира Михайловича Баранова провести вот такое обсуждение учебного пособия «Причины экономической преступности». Но, поверьте, опасался я не за критику, а опасался я того, что не будет такой интересной дискуссии.

Я, наверное, не буду сейчас отвечать на каждое критическое замечание — в этом нет необходимости, тем более что, благодаря своему организаторскому таланту, профессор В.М. Баранов в две секунды, как он любит говорить, «охмурил» директора издательства «Проспект» Леонида Владимировича Рожникова, и в ближайшее время, надеюсь, у всех желающих будет возможность более развернуто дать свои замечания на пособие в виде отдельной статьи. Я все замечания прочитаю и потом каким-то образом на них отреагирую.

Несколько слов скажу сейчас. Прежде всего о самой идее этого пособия. Идея родилась не сразу. Сначала был спецкурс в Университете имени О.Е. Кутафина, на который регулярно записывались студенты. У них был неподдельный интерес к этой сложной теме. Курс читается уже 10 лет.

Читая спецкурс, я потихонечку набирал материал, который постоянно обновлялся и совершенствовался. В том числе я собирал современный зарубежный актуальный материал. В какой-то момент, когда критическая масса этого материала, что называется, достигла необходимого уровня, я понял, что следует накопленные данные систематизировать и опубликовать.

При этом мне хотелось не просто написать учебное пособие, а создать такое пособие, которое было бы любопытно изучать с точки зрения задачи построения некоей парадигмы, но не простой парадигмы, а парадигмы проблем, некоего набора непростых вопросов.

Пособие, с моей точки зрения, должно помочь тем, кто будет изучать проблемы экономической преступности, глубже вникнуть в суть происходящих событий, задать себе дополнительные вопросы, не только те, которые поставлены в пособии, но и многие другие. Если вы обратили внимание, то вопросы в конце каждого параграфа, хотя и связаны с его содержанием, но они — дополнительные, направленные на осмысление написанного и, возможно, самостоятельного получения дополнительных знаний, стимулирования стремления к получению этих знаний. Эти вопросы — не вопросы самоконтроля, а вопросы, на которые нужно ответить, исходя из того, что прочитает обучающийся. В том числе — исходя из прочитанной дополнительной литературы. Вопрос нередко бывает важнее ответа.

Моя задача была сделать учебное пособие не очень объемным. Это была задача максимум. Поскольку я очень много лет занимаюсь преподавательской работой, я знаю, что когда студенты и курсанты видят учебник на тысячу страниц, они очень его пугаются и пугаются предмета обучения, которому посвящен этот толстый учебник. Поэтому я сам себя ограничил относительно небольшим объемом пособия, и в пределах этого объема попытался разместить тот огромный поток информации, который связан с экономической преступностью.

Я сокращал и безжалостно резал все то, что накопил за многие годы чтения спецкурса. Поэтому в пособии материал дан в максимально емком концентрированном виде. Наверное, из-за этого некоторые темы получились как бы обозначенными и, может быть, выглядят не раскрытыми. Но главное, что они, эти темы, отражены в пособии. Конечно, ни одно учебное пособие не может быть идеальным. Представленное пособие — не исключение. Но, напомню, для меня было важно не столько ответить на поставленные вопросы, сколько заставить обучающихся подумать над этими вопросами, а потом постараться ответить на них, пусть, возможно, даже и совсем не так, как, например, предполагал я.

Пособие называется — «Причины экономической преступности», но центральным элементом пособия является экономическая преступность.

Очень сложно подойти к этому понятию. Мало того, что оно многоплановое само по себе, оно еще и прямо связано с общим понятием — экономика. Что такое экономика? Я довольно много с ними общаюсь, с экономистами. Экономика, как и юриспруденция, это гуманитарная наука. Одним

из существенных недостатков современной отечественной гуманитарной науки — это то, что в ней очень мало измерений и очень много оторванных от реалий рассуждений.

В экономической науке этот недостаток присутствует в меньшей степени, хотя он тоже есть. Это принципиальный момент. Не зря на Руси говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А мы зачастую сначала нарежем, а потом смотрим, что получилось.

От ответа на этот вопрос, что такое экономика, зависит ответ на вопрос, что такое экономическая преступность.

Мы часто даем понятие экономической преступности через деятельность, потому что экономика — это деятельность. Как называется соответствующий раздел в УК РФ? «Преступления в сфере экономики». Глава 22 называется еще более определенно: «Преступления в сфере экономической деятельности». В то же время глава 21 называется «Преступления против собственности». Так как же понимается применительно к уголовному закону экономика? Это собственность или деятельность? Или это интересы коммерческих организаций (глава 23 УК РФ)? Таким образом, центральный элемент экономики — деятельность? Я думаю — собственность.

Вопрос не праздный. От ответа на него зависят общие и частные подходы к регламентированию как самой экономической деятельности, так и уголовной ответственности за нарушения в этой области. У нас в теории уголовного права мало уголовно-правовой характеристики. Зато много уголовно-правовой догматики. Оторванной от жизни, замечу, при этом. Не случайно, на мой взгляд, у нас Уголовный кодекс и вносимые в него изменения становятся средством решения экономических проблем.

Усугубляется проблема понятием так называемой рыночной экономики. Рыночная экономика, как говорят многие ученые, предопределяет возможность совершения преступлений. Она сама по себе одна из причин существования преступности. Но у нас экономика скорее многоукладная, чем рыночная. В этой связи она все еще в большей степени социалистическая, чем капиталистическая (и это правильно, если понимать слово «социалистическая» в его первоначальном значении, как «социальное»).

С моей точки зрения, мы сейчас находимся в состоянии некоего перехода. Мы на самом деле все еще одной ногой стоим в государственно-плановой экономике, а другой даже не встали, а только перенесли ее, для того чтобы встать в рыночную экономику. По этой причине любые рыночные экономические отношения выстраиваются у нас так плохо.

Приведу некоторые области нашей экономики, которые, конечно, не являются определяющими, но которые, по всем признакам, должны быть рыночными.

Киноиндустрия. В какой стране киноиндустрия — это сфера государственной деятельности, которая финансируется сугубо государством? С моей точки зрения, это чистое предпринимательство. Наиболее рельефно это видно на примере США, страны, которая собственно создала киноиндустрию как индустрию развлечения. Государство в США в киноиндустрию ничего не вкладывает. Наоборот, государство берет от киноиндустрии дополнительные доходы в виде налоговых сборов. При этом киноиндустрия — это один из самых высокодоходных видов предпринимательства. Мы же, наоборот, вкладываем миллиарды в кино. Я думаю, что ни для кого не секрет, что у нас нет ни одного фильма, который не финансировался бы государством. Таким образом, здесь не работает экономика рыночная.

Театр. Последний скандал, связанный с хищением около двухсот миллионов бюджетных средств наглядно свидетельствует, что рыночных механизмов здесь также не существует. Театр — это вид шоу-бизнеса. Шоу-бизнес во всем мире — это рыночная экономика, а у нас — театр висит на шее у налогоплательщиков.

При этом сфера образования и медицины у нас неуклонно скатывается в рыночную экономику, если говорить о платных, так называемых дополнительных, услугах.

Кстати, в других странах ровно все наоборот. Медицина и образование во многих странах, безусловно, бесплатные.

Из-за этих перекосов у нас возникают многие проблемы, большая часть которых прямо предопределяет экономическую преступность. Поэтому пособие называется — «Причины экономической преступности». Меня упрекали, что содержание пособия шире его названия. Это сделано намеренно. В действительности обучающийся должен понять, что такое экономическая преступность. А понимание этого приходит через выяснение причин того или иного явления. В данном случае через понимание причин экономической преступности.

Работая над спецкурсом и пособием, я задался вопросом: что понимать под экономической преступностью? Это очень серьезный вопрос, несмотря на огромный объем литературы, написанной по этому поводу. В конце работы я смешал понятия собственности и экономической преступности и пришел к выводу, что это одно и то же. И в этом преувеличении мало преувеличения. Если экономика — это собственность, то практически нет ни одного преступления, так или иначе не связанного с собственностью. Убийства во многих случаях предопределены отношениями по поводу собственности. Таким образом, огромное количество преступлений — это экономические преступления. Мы знаем, что кражи и другие корыстные преступления — это половина всех регистрируемых преступлений. А остальные? Мой тезис таков — все остальные преступления прямо или косвенно связаны с собственностью, значит они все — экономические преступления.

В ходе состоявшейся дискуссии многие правильно говорили об изменении ситуации. Ситуация с экономической преступностью очень динамична. Она предопределяется в том числе влиянием извне. Кстати говоря, адъюнкты — молодцы, ссылаются на зарубежный опыт, исследуют его. Изучая зарубежный опыт я был поражен тем, сколько положений и научных воззрений нашими исследователями бессовестно выдаются за свои собственные. Хотя они давно вошли в научный оборот за рубежом. Существуют некоторые понятия, которые применяются нами просто как калька. Например, понятие «откат» — это американское законодательное изобретение, которое у нас дословно перевели.

Развивая эту дискуссию, хочу сказать, что сегодня многие правильно вспомнили о беловорот-ничковой преступности. Сейчас получило распространение понятие «синеворотничковая преступность». Американцы понимают эту преступность как совокупность преступлений интеллектуальной рабочей силы. Понятно, что рабочих в том виде, какие они были еще каких-то 30 лет назад, уже нет. Техника стала высокотехнологичной и наукоемкой. Механические процессы вытеснены роботами. Но уже происходит процесс вытеснения интеллектуального человеческого производственного цикла. Рабочий стал центром распределения интеллектуальных возможностей производства.

В пособии я употребил термин «синеворотничковая преступность» применительно к компьютерным преступлениям и любым другим преступлениям в сфере информационных технологий. Эта новая категория совершенно необычных преступников. С каждым годом число этих преступников будет расти. Наверное, этих преступников пора как-то по-другому назвать. Я сначала назвал их «преступниками голубых воротничков», подразумевая под этим особый элитный уровень их мышления и придумывания новых способов совершения высокоинтеллектуальных преступлений. Но потом испугался, что этот термин будет понят превратно и отказался от него. Однако, очевидно, что понятие «синевротничковая преступность» не охватывает тех новых опасных компьютерных преступников, которые уже начинают влиять даже на некоторые экономические и политические процессы в мире.

Возвращаюсь к критическим замечаниям. В.М. Баранов со свойственной ему скрупулезностью отметил, что тенденции и закономерности в пособии, по сути, это одно и то же. Дискутировать с В.М. Барановым по правовым категориям — себя не уважать, все равно проиграешь. Скажу только, что реалии таковы, что сегодня закономерности становятся тенденциями, а тенденции — закономерностями. Об этом я и пытался сказать. Что касается цитат, приведенных в пособии, в том числе и достаточно резких, то это всего лишь то, что другие думают о нас, о юристах, о тех, кто обеспечивает правовое сопровождение экономики, и о тех, кто борется с экономической преступностью.

Мне понравилась идея А.Я. Гришко о том, что возмещение вреда — это элемент противодействия экономической преступности, а также идея других выступающих о виктимологической профилактике экономической преступности.

Не все согласны, и это вполне закономерно, с идеей, высказанной в пособии, о пересмотре итогов приватизации. Отвечу коротко: то, что сделано незаконно, должно быть исправлено. Начать надо, как мне кажется, с извинений тех лиц, которые осуществили эту приватизацию. Многие из них вполне себя неплохо чувствуют до сих пор. И перестать делать из них героев. Никакие они не герои. Люди, разрушившие передовое производство второй, по общему признанию, страны в мире, не должны надеяться на памятные доски и памятники. Тем же американцам хватило смелости признать поведение своих чиновников, изгнавших племя Чароки с их исконных земель, неправомерным и добровольно согласиться выплачивать индейцам пожизненную компенсацию. А наши чиновники времен 1990-х годов сделали нищими абсолютное большинство населения.

Несколько слов в заключение. Год назад в Подмосковье судья приняла знаковое решение по делу. Пришел протокол из полиции о лишении водительских прав человека, управлявшего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Судья должна была лишить его права на управление, но она этого не сделала. В обосновании своего решения она написала, что этот человек участвовал как доброволец в военных действиях на востоке Украины. Таким образом, она совершенно произвольно применила закон, поскольку никакого основания не лишать человека водительского удостоверения она не имела.

Другой пример. Он, правда, из художественного произведения. Романтический отечественный полицейский из сериала «Ментовские войны» приезжает на место убийства. Он видит девушку, которая убила соседа — пьяницу и дебошира, который пытался ее изнасиловать. Полицейский отпускает девушку, буквально заставляя ее скрыть факт преступления, а сам делает все для того, чтобы преступление осталось не раскрытым.

На самом деле сейчас в мире происходят, как мне представляется, довольно серьезные процессы изменения общественных отношений и отставания реагирования на них законодательного регулирования. Происходит следующее: преступность стала другой, а закон остался старый. Те действия, которые должны были бы быть по нашим разработанным концепциям (теоретическим и законодательным) формально преступлениями, таковыми зачастую не считаются. Обратите внимание: преступность снижается, при этом локальные конфликты растут. Война практически кругом.

В этих условиях суды начинают сами произвольно трактовать закон. Они видят, что законодательство отстает от реалий. Правоохранители начинают вести себя так же. Следующий этап — это когда гражданин будет сам решать, кто должен отвечать за причиненный ему ущерб.

Не секрет, что, по данным социологических опросов, многие граждане не хотят обращаться в правоохранительные органы даже при наличии факта совершения преступления. Не хотят, потому что, с одной стороны, не верят в то, что их интересы будут соблюдены, а с другой стороны, потому что намерены сами разобраться со своими обидчиками. Происходит автономизация судов и правовая автономия граждан.

Это довольно опасная тенденция, которая может стать закономерностью.

Корень многих проблем, с моей точки зрения, лежит в экономике и экономической преступности, как неизбежном следствии недостатков этой сложившейся экономики.

Позвольте выразить благодарность всем, кто принял участие в обсуждении пособия, особенно тем, кто его посмотрел и прочитал. Я благодарен, конечно, за все ваши вопросы, буду их внимательно смотреть и изучать. В том числе, может быть, обращу внимание на замечание об отсутствии криминалистических разработок и в том числе механизма экономического преступления и криминалистических взаимосвязей его элементов. Надеюсь, у меня появится возможность со временем дополнить пособие, и я постараюсь учесть все критические замечания, естественно, в том ключе, как я это вижу. Например, в пособии не хватает главы о финансовой преступности. Между прочим, никто об этом не сказал, а это один из центральных элементов экономической преступности. Я ее не написал только потому, что ее подготовка отложила бы издание книги еще на год. Кроме того, я подумал, что в процессе обсуждения пособия появятся какие-то новые идеи, которые помогут в целостном виде в дальнейшем изложить главу о финансовой преступности.

Важнейшее значение, как уже говорилось в начале, в том числе в выступлении Р.В. Павленко-ва, имеет подготовка специалистов в области борьбы с экономической преступностью. Я говорю об этом в пособии, в том числе с достаточно критических позиций сложившегося положения дел сегодня. Поясню, что я имею в виду. С моей точки зрения, в советское время было много чего неправильного. Но какие-то вещи были структурированы достаточно четко. Например, следователь-«важняк», а особенно по экономическим преступлениям, получал 500 рублей. На мой взгляд, элита у нас будет сформирована тогда, когда следователь, который будет заниматься экономическими преступлениями, будет получать оклады, сопоставимые с теми рисками и с теми неизбежными социальными потерями (отсутствие полноценного отдыха, фильтрация друзей и знакомых, самоограничения в досуговой сфере и т. п.), которые он несет. Элита — это то, сколько государство готово платить за ее содержание и на обеспечение собственной экономической безопасности. До этих пор, объективно, у нас не будет полноценной элиты следователей.

И последнее. Могут ли быть подведены итоги экономической преступности в сфере экономической деятельности? Раз это деятельность — то итоги всегда промежуточные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.