Научная статья на тему 'Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции'

Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1749
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / CRIMINAL LAW / CRIMINAL POLICY / ECONOMIC CRIME / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Ирина Александровна

В статье представлена идеология и методология авторской Концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Автор изложил основные концептуальные положения, касающиеся организации стратегии противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александрова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical concept criminal policy of economic security and anti-corruption

The article presents the ideology and methodology of the author’s concept of criminal policy to ensure economic security and anti-corruption. The author outlined the main conceptual provisions relating to the organization strategy to counter economic crimes and corruption focus.

Текст научной работы на тему «Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции»

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

УДК 343

Александрова Ирина Александровна Alexandrova Irina Alexandrovna

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the chair of criminal and penal law

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: iren-nno@mail.ru

Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Theoretical concept criminal policy of economic security and anti-corruption

В статье представлена идеология и методология авторской Концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Автор изложил основные концептуальные положения, касающиеся организации стратегии противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, экономическая преступность, коррупция.

The article presents the ideology and methodology of the author's concept of criminal policy to ensure economic security and anti-corruption. The author outlined the main conceptual provisions relating to the organization strategy to counter economic crimes and corruption focus.

Keywords: criminal law, criminal policy, economic crime, corruption.

1. Концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции (далее — Концепция) представляет собой систему (доктринальных) положений, определяющих сущность, цель, принципы, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности по охране от преступных посягательств средствами уголовного законодательства и иных отраслей российского права экономическихотношений.

2. В основу Концепции положена законодательная база, включающая Конституцию России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (в части, не противоречащей российской Конституции), относящиеся к объектам данной уголовной политики, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации [1] и Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда РФ; резуль-

таты изучения доктринальных источников, посвященных вопросам уголовной политологии, борьбы со служебно-экономическими преступлениями; главные выводы авторского исследования проблем противодействия экономической и коррупционной преступности в период 2009—2014 годов по материалам уголовных дел, данным интервьюирования и анкетирования сотрудников правоохранительных органов и гражданского общества, специальной и общей периодической печати; предложения Доктринальной модели уголовно-процессуального доказательственного права РФ [2; 3] и Концепции комплексной организационно-управленческой реформы правоохранительных органов РФ, подготовленной Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге для Комитета гражданских инициатив совместно с фондом «ИНДЕМ» [4], которые позволили разработать научный проект коррекции современного курса уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Он

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

75

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

является альтернативой предложениям политических конкурентов в лице правых либералов, желающих укрепления и продолжения в неизменном виде современного курса данной уголовной политики, и консерваторов, выступающих за полное сворачивание либеральных уголовно правовых реформ.

3. Концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции может быть использована при разработке и принятии государственной доктрины уголовной политики, при обсуждении предложений по модернизации современной уголовной политики, созданию новых УК, УИК и УПК РФ с участием широких масс общественности. В принятой демократическим путем Государственной доктрине уголовной политики РФ в качестве платформы для последовательного, непротиворечивого правотворчества, толкования и применения правовых антикриминальных норм, регулирующих правоохранительные отношения, составной частью должна стать политика противодействия коррупции и экономической преступности, в том числе в ее наиболее опасных организованных формах. В последующем данная Государственная доктрина будет основой для оценки и корректировки уголовной политики.

4. Концепция определяет предпосылки, приоритеты, цели, задачи, идеологию уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции и принципы, а также конкретные меры (программу) по модернизации законодательства для создания эффективного сбалансированного справедливого уголовно-правового механизма противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности в нашей стране.

Уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции выступает самостоятельной составной частью уголовной политики Российской Федерации. Эта комплексная антикриминальная стратегия включает две взаимосвязанных, хотя и отличающихся друг от друга составляющих: уголовную политику по противодействию преступности в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и уголовную политику по противодействию уголовной коррупции. Необходимость ее единства в таком виде обусловлена общими предпосылками, целями, идеологией, принципами.

Она строится на признании взаимосвязи и взаимной обусловленности ее основных положений с экономической, социальной политикой

современной России, а также политикой в области государственного строительства, проведения административной реформы и политикой в сфере международных отношений.

5. Предпосылки и приоритеты уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Предпосылки данной уголовной политики — это объективные угрозы безопасности России, которые осознаны в качестве таковых субъектами уголовной политики и подвергаются целенаправленному противодействию в рамках определенного вида уголовной политики.

Общая предпосылка для выделения в качестве приоритетной — в составе общей уголовной политики — уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции состоит в том, что ее предмет представляет наибольшую опасность для государства, общества, будущего страны и требует комплексного воздействия со стороны правоохранительной системы всеми имеющимися ресурсами и силами.

Принципиальное единство этих двух антикриминальных видов деятельности государства, составляющих данный вид уголовной политики, обусловлено объектом, на который они направлены. Предметом этой уголовной политики прежде всего являются экономическая преступность, в том числе ее наиболее опасные организованные формы, и срощенная с ней верхушечная коррупция. Эти виды преступности — главная внутренняя угроза для России и вызов российской государственности, на который политически ответственная власть должна ответить надлежащим образом и как можно скорее.

Приоритеты внутри самой уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции — это основные наиболее актуальные направления ее формирования и реализации, а именно: (1) экономическая преступность в ее организованных формах и (2) верхушечная коррупция в органах государственной власти. Уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции включает в себя два неразрывно связанных между собой направления правоохранительной деятельности государства: противодействие коррупционным преступлениям и противодействие преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Она призвана быть уголовно-правовым инструментом разрушения криминогенной составляю-

76

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

щей организованных форм преступности в сфере экономической деятельности и коррупции, смычки части чиновников и предпринимателей в виде элитарной коррупции и экономической преступности, являющихся главными врагами российского народа.

Реальная экономическая преступность [5] была, остается и будет основой корыстной преступности, что наносит самый большой ущерб экономике, приводит к деградации целых ее секторов и регионов, лишает основы всю социально-политическую надстройку. А коррупция разрушает государственную власть, включая обвинительную власть, уголовную юстицию, которые призваны бороться с экономической преступностью, но по факту симулируют эту борьбу, «рисуя» показатели о ее результатах. В итоге получается, что коррупция и экономическая преступность подпитывают друг друга, сплелись в единый криминальный клубок. Поэтому от того, насколько эффективной будет данная комплексная уголовная политика, зависит будущее нашего государства и нации.

При этом следует исходить из того, что экономическая преступность и коррупция неискоренимы и органически присущи буржуазному обществу. Ввиду неуничтожимости основной криминогенной причины (в виде социального неравенства, основы мотивации поведения в условиях буржуазного общества — жажды наживы) посредством уголовной политики может быть только сдерживание, контроль экономической преступности, снижение социальных издержек от нее, максимальное обеспечение защиты интересов потерпевших и ликвидация наиболее опасных ее проявлений. Уголовная политика призвана обеспечить такой уровень преступности в сфере экономической деятельности, который не будет носить разрушительного характера для народного хозяйства, являться терпимым для общества. Контроль преступности в экономической сфере возможен только при подавлении коррупции, поскольку главной криминогенной причиной экономической преступности является коррупционная связь части государственных чиновников и предпринимателей.

В области противодействия преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, экономическая эффективность, прагматизм и целесообразность приоритетны по отношению к неотвратимости уголовной ответственности: по общему правилу заглаживание вреда снимает уголовное правопритязание к лицу, совершив-

шему преступление небольшой или средней тяжести. Наказание обращается на личность пре-ступника-предпринимателя в случаях отказа, прямого или косвенного, от возмещения вреда или когда им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, или экономическое преступление сопряжено с коррупционным преступлением, иным преступлением, повышающим социальную опасность данного лица или его деяния. Нетерпимость должна быть по отношению к экономической преступности в организованных формах, а также в случаях установления связи ее субъектов с коррупционной деятельностью. Приоритетом уголовной политики противодействия коррупционной преступности является максимальное снижение элитарной коррупции.

6. Цели и задачи уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

6.1. Основной целью уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции является эффективная правовая охрана общественных отношений в сфере экономики, контроль над экономической преступностью и очищение органов государственной власти, муниципального управления, менеджмента коммерческих организаций от коррупции.

Поскольку уголовная политика есть продол -жение экономической политики, постольку в конечном счете она направлена на защиту, оздоровление и развитие института частной собственности, укрепление законного партнерства государства и бизнеса, повышение эффективности управления народным хозяйством, развитие экономики как базы национальной, государственной безопасности.

6.1.1. Конкретными целями уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции являются:

— обеспечение безопасности человека, его прав и свобод, а также защита юридических лиц и их законных интересов от угроз, связанных с экономической преступностью (в первую очередь — организованной);

— обеспечение безопасности экономической и социальной систем от угроз, связанных с экономической преступностью (прежде всего в ее организованных формах);

— защита интересов коммерческих организаций, предприятий, прав и свобод предпринимателей от коррупционных преступлений (в том числе коммерческого подкупа);

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

77

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

— защита государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от коррупционных преступлений.

В настоящее время наибольшую угрозу экономической и даже больше — национальной безопасности представляет коррумпированность части господствующей элиты, вовлеченной в экономическую преступность, организованные ее формы. Это две стороны одного криминогенного явления, производного от фундаментальных качеств экономики и политической системы: неправомерной исторически сложившейся связи государства и бизнеса, сырьевой модели экономики, в значительной мере криминального происхождения института частной собственности, сформированного в ходе несправедливой приватизации, отсутствия справедливой конкуренции в экономике и политике. Стратегически данная уголовная политика направлена на ликвидацию или смягчение этих факторов, что должно содействовать повышению конкурентоспособности российской экономики и улучшению инвестиционного климата, защите интересов отечественного бизнеса и созданию новой экономической модели.

Уголовная политика является уголовно-правовым инструментом содействия качественным преобразованиям в сфере экономики и государственного строительства. В условиях падения цен на энергоресурсы, применения санкций экономического характера со стороны ведущих западных стран проблема смены прежнего вектора экономического развития страны — это проблема выживаемости России. Необходимо переходить к опоре на частный производственный сектор, снижать прямое участие государства в экономической деятельности при одновременном качественном улучшении обеспечения безопасности ведения бизнеса и снижения его криминализации. Защита прав законопослушных предпринимателей и частной собственности является приоритетом уголовной политики противодействия коррупционным преступлениям и преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Суть текущего политического момента в том, чтобы перейти от постсоветской (переходной) парадигмы уголовной политики к демократической, либерально-правовой модели отношений государства и бизнеса, общества.

Либеральный курс модернизации российского государства и экономики должен быть продолжен более последовательными и реши-

тельными мерами по построению институтов правового государства, задействованных во всех компонентах уголовной политики, демократизации политического режима, который создает необходимую среду для противодействия наиболее опасным видам экономической преступности и коррупции.

6.2. Достижение целей предполагает комплексное решение следующих актуальных задач:

— защита личности, общества и государства от экономической преступности в ее наиболее опасных организованных проявлениях;

— обеспечение безопасности потребителей товаров и услуг, производимых субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности от угроз, связанных с преступностью, прежде всего организованных ее форм;

— охрана уголовно-правовыми средствами частной собственности и институтов рыночной экономики от экономической и коррупционной преступности; поддержка честного и открытого предпринимательства и добросовестной конкуренции;

— обеспечение безопасности свободы предпринимательства и честной конкуренции, законопослушных субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности, защита их прав и законных интересов от угроз, связанных с коррупционной преступностью и преступлениями самих предпринимателей свободы предпринимательства и честной конкуренции;

— минимизация социальной напряженности в обществе — это повышение уровня безопасности путем привлечения к уголовному преследованию лиц, виновных в совершении преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и принуждения их к возмещению причиненного вреда; быстрого и справедливого разрешения уголовно-правового конфликта, вызванного преступлением экономического характера, с учетом интересов всех заинтересованных лиц;

— снижение преступности в сфере экономической деятельности до социально приемлемого реального состояния, не препятствующего интенсивному, устойчивому решению государственных задач путем устойчивого развития экономики, вытеснения криминально-теневой экономики; декриминализация секторов экономики, имеющих стратегически важное значение для государства;

— модернизация уголовно-правовой системы, нейтрализация последствий совершения экономических преступлений с учетом необходимости одновременного решения каратель-

78

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

ных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;

— защита прав и законных интересов потерпевших от экономических преступлений на основе идеи справедливости, восстановление их в правах, в первую очередь компенсация причиненного им преступлением вреда, а также предоставление возможности для самозащиты правовыми средствами; защита прав всех, кто оказался вовлеченным в конфликт, вызванный преступлением в сфере экономической деятельности и расследованием этого преступления;

— создание надежных гарантий незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении любых лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и недопустимости искажения этой государственной функции под влиянием эгоизма частных собственников основных средств производства, проявляющего себя в лоббировании интересов крупных предпринимателей в законотворчестве — в ущерб интересам остального общества;

— сохранение и укрепление уголовно-правового суверенитета государства в сфере противодействия экономической преступности от угрозы приватизации уголовно-правового механизма противодействия экономической преступности и создания неоправданных изъятий из принципа равенства всех перед уголовным законом и органами уголовной юстиции при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности преступников-предпринимате-лей или лиц, прикрывающихся статусом предпринимателей;

— разделение предпринимательства и власти, создание уголовно-правовых гарантий невмешательства государственной, муниципальной власти в законную свободную предпринимательскую деятельность;

— защита государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от коррупционных проявлений криминального характера и повышение таким образом качества государственного управления народным хозяйством;

— обеспечение адекватности уголовного и иного антикриминального законодательства актуальным криминальным угрозам и новым тенденциям: в виде высокотехнологичных информационных, интернет-технологий, влияющих на изменения в экономической и коррупционной преступности;

— достижение максимального соответствия законодательного обеспечения, в том числе антикоррупционного, для повышения уровня экономической безопасности, конституционным и международно-правовым стандартам в области защиты прав человека и обеспечения безопасности государства и общества, справедливого баланса частного и публичного интересов при осуществлении уголовно-правовой охраны;

— выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом, предпринимательством и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы в области охраны правового и экономического порядка и обеспечения правопорядка в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также противодействия коррупции;

— восстановление баланса ценностей и верное определение приоритетов в курсе уголовной политики.

7. Идеология уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

Уголовная политика — это определенная идеология в действии, это система ценностей, воплощенных или подлежащих воплощению в позитивном праве и правопорядке. Настоящая Концепция призвана дать идеологическую основу разработки изменений уголовного законодательства РФ для более эффективного обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, с акцентом на охрану сферы предпринимательской или иной экономической деятельности.

Идеология уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции должна быть последовательно либерально-демократической, то есть защищать свободу, демократические ценности, права и законные интересы всехсубъектов уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных правоотношений, складывающихся при охране экономики, предпринимательской деятельности, защите интересов государственной власти и интересов службы в органах местного самоуправления, в органах правления коммерческих организаций.

Политическая платформа Концепции стремится к компромиссу, сбалансированности, основана на равновесии между правыми и левыми ценностями, частным интересом получения прибыли (бизнеса) и общественным (народным, государственным) интересом. В ней сочетаются леволиберальная, праволиберальная идеологии,

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

79

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

патриотизм и евроцентризм, преемственность в правовом развитии и заимствование позитивного правового опыта зарубежных государств.

Основное идеологическое требование — восстановление справедливости, гармонизация законодательства, преодоление волюнтаризма, однобокости и крайностей в уголовной политике по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Экономическая безопасность страны не сводится лишь к «безопасности предпринимателей» (от правоохранительной системы). Поэтому подлежат отмене неоправданные изъятия из общих уголовных и уголовно-процессуальных правил, которые были сделаны в пользу «предпринимателей», будучи ложно оправдываемыми идеологией наибольшего благоприятствования бизнесу и ограждения его от уголовной юстиции. Эта праволиберальная идеология уголовной политики, предполагающая создание максимальных преференций бизнесу, ввиду того что его интересы якобы совпадают с интересами всего общества, воплощена в концепции Doing Business [6]. Альтернативой ей выступает модель уголовной политики Crime Control, реализуемая в США, Канаде, Великобритании (после кризиса 2008 г.), а также в Китае и других государствах с подобной социально-экономической моделью, которая предполагает ужесточение уголовной ответственности за тяжкие экономические преступления, введение уголовной ответственности за воспрепятствование расследованию, сокрытию улик, имущества, полученного преступным путем. Таким образом, эгоизму предпринимателей государство положило довольно жесткий уголовно-правовой предел. Такого рода меры назрели и у нас, хотя потребность в них обусловлена специфическими причинами. Коррекция курса уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции объективно обусловлена изменившейся в 2014 году внешней и внутренней ситуацией. Впервые в постсоветской истории Россия вынуждена противостоять Западу. Внешнеполитический курс государства, диктуемый национальными интересами, изменился. Экономическая ситуация ухудшается. Прежние праволиберальные идеи, которые привели к созданию существующей модели экономики, уже не могут претендовать на истину в последней инстанции. Надо модернизировать стратегию экономического развития, и уголовная политика должна быть частью этой модернизации. В условиях противостояния Западу либеральный курс уголовной политики

должен быть левее, стать более народным [7]. Праволиберальная идеология в виде концепции Doing Business должна быть уравновешена идеологией Crime Control. Определяющими для российской уголовной политики должны быть базовые нормативные ценности российского общества (прежде всего стремление к справедливости), а не идеология, оправдывающая возможность откупиться за совершенное преступление. Стратегия обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, самобытное развитие России как независимого государства с эффективной уголовной политикой требует равновесия между правыми и левыми ценностями, что подразумевает отказ от любых правовых преференций, которые были сделаны и которые еще предлагают сделать в пользу «предпринимателей». Хотя курс буржуазной уголовной политики в создавшихся исторических обстоятельствах не может быть отменен вообще. Отказ от рыночной, капиталистической системы, от участия в глобализации, от глобальной конкуренции во всехсферахжиз-ни, попытки изоляционизма, равно как и отгораживание своей правовой системы от мировых тенденций ведут к прозябанию общества в относительной бедности, а в конечном итоге — к краху цивилизационного проекта новой России. Создание автаркии, автократии и воссоздание советской модели уголовной политики несовместимо со стратегическими целями Российской Федерации. Выход в том, чтобы продолжать увязывать меры по либерализации в экономике с демократизацией политико-правовой надстройки. Это должно отразиться на уголовной политике по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Последовательная либеральная, демократическая правовая идеология должна воплотиться в новом уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве.

8. Принципы уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Принципы уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции базируются на принципах российского права, конституционно-правовых основах взаимоотношения личности и государства, общепризнанных принципах и нормах международного права, на руководящих началах уголовно-правового регулирования — прин-ципахуголовного права (в том числе и на принципах, уже закрепленных в УК РФ), принципах иных отраслей антикриминального цикла.

80

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Система принципов уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции основана на понятиях правового государства, демократии, верховенства права, приоритете прав и свобод человека и гражданина в правоохранительной деятельности.

8.1. Принцип верховенства российского права. Суверенную, национально и социально ориентированную уголовную политику должно проводить универсальными уголовно-правовыми средствами, прошедшими апробацию в других государствах. При этом приоритет национального уголовного законодательства над иными источниками права неоспорим. При осуществлении уголовной политики не может применяться нормативный правовой акт, который противоречит УК РФ, Конституции РФ. Законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, положения которых касаются уголовно-правового регулирования, должны соответствовать УК РФ.

8.2. Публичность (официальность) уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции заключается в том, что правовой режим ее реализации является публично-правовым, субъектом уголовной политики выступает государство в лице компетентных органов и преобладающим методом правового регулирования правовых отношений в данной сфере является императивный метод. Частное начало и институты, связанные с ним, по определению могут иметь только субсидиарный характер в уголовно-правовой сфере, хотя бы она охватывала предпринимательскую и иную экономическую деятельность; частный элемент не должен подрывать государственную монополию в этом виде правоохраны.

Общественная опасность деяния — главное качество любого преступления, независимо от сферы его совершения. То обстоятельство, что преступление совершается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (экономической сфере), не делает его менее опасным по сравнению с аналогичным корыстным преступлением, совершаемым вне экономической зоны. Подход законодателя к оценке общественной опасности корыстных преступлений, независимо от сферы их совершения, должен быть одинаковым.

Национальным и государственным интересам отвечает сохранение универсального публично-правовой режима обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции. Поэтому частно-публичный правовой режим противодействия ряду преступле-

ний, совершаемых в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, должен быть ликвидирован. Одинаковой должна быть уголовная политика и в части пенали-зации коррупционных преступлений в частном секторе. Универсальный публично-правовой режим уголовного преследования за преступления коррупционной направленности должен быть одинаковым, что в государственном секторе, что в частном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.3. Принцип законности и формальной определенности уголовно-правовых норм, а равно иных правовых предписаний, регулирующих деятельность правового механизма уголовной политики. Уголовная политика обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции должна основываться на общепризнанных нормах и принципах международного права, стандартах и прецедентах, выработанных ЕСП, нормах Конституции РФ, федеральных законов, а также не противоречащих им нормах подзаконных нормативных правовых актов.

Принцип законности взаимосвязан с верховенством закона и справедливостью в уголовной политике. Преступность, наказуемость и иные последствия совершения преступления определяются только законом. Запрещается использование правовых механизмов и процедур, если такая правоохранительная деятельность связана с нарушениями названных правовых предписаний, либо направлена на достижение противоправных целей. С учетом требований правовой определенности и правовой стабильности расширительное толкование норм уголовного законодательства в части, определяющей основания уголовной ответственности, не допустимо. Необходимо принять юридико-технические меры, исключающие расширительное толкование признаков и границ поведения, признаваемого преступным при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности. В их числе первоочередной должно быть введение в Общую часть УК РФ запрета на расширительное толкование уголовного закона, за исключением толкования норм об освобождении от уголовной ответственности и от наказания и нормы об обстоятельствах, смягчающих наказание.

8.4. Целесообразность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Публичность и законность уголовной политики не исключают проявления в границах определенных законом усмотрения правоприменителя — субъекта реа-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

81

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

лизации уголовной политики в применении правовых средств реагирования на выявленный факт преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Важнее не то, чтобы обеспечить уголовно-правовым механизмом неотвратимость ответственности каждого преступника, а то, чтобы были восстановлены правовые отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Уголовная политика призвана стимулировать восстановительную, компенсационную деятельность малоопасных преступников, предоставляя правоприменителю возможность не привлекать их к уголовной ответственности или подвергать уголовному наказанию. Требование о неотвратимости уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего коррупционной направленности, должно сочетаться с гибкостью, избирательностью уголовного преследования преступников, совершивших менее тяжкие преступления. Таким образом, достигается необходимая концентрированность уголовной политики (сосредоточенность ее на наиболее опасных преступных явлениях в экономике и системе государственной власти), с одной стороны, контроль преступности — с другой. Следовательно, целесообразность как принцип уголовной политики по противодействию преступлениям в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности выступает одновременно принципом концентрации на уголовном преследовании наиболее опасных преступников, совершивших экономические преступления.

На уровне законотворчества целесообразность проявляется, прежде всего, в политике криминализации и пенализации противоправного, социально опасного поведения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Криминализация деяний в сфере экономики оправдана лишь тогда, когда кроме как уголовно-правовым запретом никакими другими средствами невозможно обеспечить охрану общественных отношений. Противоречие уголовно-правового запрета стратегическим целям правового регулирования в сфере экономики делает его нецелесообразным и должно влечь его отмену. И наоборот, в кризисные переходные периоды требуется усиление уголовной репрессии против субъектов, чье преступное поведение в экономической сфере ставит под угрозу безопасность государства.

На уровне правоприменения и толкования закона целесообразность проявляется в уго-

ловной политике как принцип уголовного преследования. Это означает возможность прекращения уголовного преследования и замену уголовной ответственности и наказания иными альтернативными санкциями, если цели могут быть достигнуты другим путем. Необходимо дальнейшее развитие правового механизма освобождения от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 761 УК РФ, в порядке, предусмотренном статьей 281 УПК РФ. Однако его правовой режим должен быть сближен с правовым режимом, устанавливаемым статьями 76 УК РФ, 25 УПК РФ [8].

Следует нормативно закрепить принцип целесообразности уголовного преследования и дискреционные полномочия прокурора, как это предлагается Доктринальной моделью уголовно-процессуального доказательственного права РФ. Прокурор, возглавляющий обвинительную власть, должен считаться субъектом уголовной политики по противодействию преступности, в том числе уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

Целесообразность проявляется в дифференциации уголовной ответственности с учетом обстоятельств совершенного преступления, его тяжести, личности виновного. Однако признаки, характеризующие личность виновного (лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью), не могут входить в систему признаков, определяющих основание уголовной ответственности.

8.5. Равенство субъектов перед законом и судом как принцип уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции. Принцип формального равенства всех субъектов перед законом и судом — это основа права, основа правового регулирования и уголовной политики в любой сфере, в том числе и в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а также противодействия коррупции. В уголовноправовой сфере не может быть привилегий или ограничений в правах лиц, по признакам расы, национальности, политических, религиозных или других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, гражданства, образования, рода занятий или другим признакам.

Ни уголовное законодательство, ни другой закон, определяющий уголовную политику, не должен содержать норм и предписаний, создающих особый уголовно-правовой статус граждан на основе их принадлежности к какой-

82

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

либо социальной группе — «предпринимателей», как это предлагается идеологами шести пакетов «про-предпринимательских» поправок в УК РФ и другие законодательные акты антикриминального цикла. Принципиально важно исключать привилегии и тем более иммунитет от уголовного преследования для лиц, имеющих статус предпринимателей. Следует решительно возразить против попыток ввести в УПК РФ специальную главу об особом порядке производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных предпринимателями в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Требуется восстановить этот принцип в его прямом смысле в уголовной политике по противодействию преступности в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и отменить все преференции субъектам предпринимательской деятельности от уголовного преследования, отменить изъятия из общих правил, регулирующих порядок привлечения их к уголовной ответственности и уголовного преследования.

8.6. Социальная справедливость, хотя и закреплена в УК РФ в качестве уголовно-правового принципа, не может считаться принципом уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Справедливость уголовной политики в сфере экономики означает применение мер уголовной ответственности к преступникам сообразно общественной опасности их деяний и посткриминального поведения, направленного на восстановление нарушенных преступлением правоотношений. Справедливость равнозначна эффективности уголовной политики по достижению ее целей и решению задач. Она имеет два измерения — материально-правовое и уголовно-процессуальное. Материально-правовой аспект справедливости состоит в создании межотраслевого правового механизма возмещения вреда, причиненного организованными формами экономической и коррупционной преступности. Он должен включать в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. Второй аспект справедливости относится к уголовно-процессуальной составляющей уголовной политики: справедливым должно быть уголовное судопроизводство, правила, его определяющие, должны отвечать стандартам состязательного уголовного судопроизводства [9]. Основной узел юридико-технической проблематики, связанной с модернизацией право-

вого механизма уголовной политики, состоит в реформировании деятельности криминальной федеральной полиции по типу уголовного розыска и раскрытия преступлений, приводящих к формированию основания для выдвижения обвинения, а в случае его подтверждения в ходе состязательного уголовного производства — для привлечения к уголовной ответственности преступника в форме обвинительного приговора, а вместе с тем — аресту имущества (в уголовно-процессуальном порядке) и эвентуально — конфискации имущества, составляющего результат как преступного, так и необоснованного обогащения (в гражданско-процессуальном порядке).

8.7. Гуманизм уголовной политики. Человек, его права и свободы являются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства по противодействию преступности. Гуманизация должна быть повсеместной, а не выборочной по признакам социального положения, рода или сферы деятельности. Гуманизм уголовной политики по обеспечению экономической безопасности путем противодействия преступлениям в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не должен входить в противоречие с требованиями социальной и криминологической обоснованности уголовного законодательства. Поэтому недопустимы неоправданная декриминализация, депенали-зация, необоснованное смягчение уголовного наказания лицам, совершившим преступления при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.

8.8. Полинормативность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, межотраслевой характер ее правовой базы, комплексность правовых норм и видов правоохранительной деятельности, составляющих содержание этой уголовной политики. Содержание уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции составляют правовые меры в виде уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного, административно-правового, гражданско-процессуального законодательства, законодательства других отраслей российского права, а равно практика его толкования и применения субъектами уголовной политики, прежде всего органами уголовной юстиции в лице прокуратуры и суда. Потому и принципы, на которых она строится, полинормативны, правосинтетичны.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

83

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

Преступность деяния в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности должна определяться УК РФ с учетом предписаний законодательства иных отраслей права. Институты, правовые термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в УК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. При этом все противоречия, двусмысленности, сомнения и неясности уголовного закона, а равно иных законов и подзаконных актов, применяемых в уголовном деле, должны в силу презумпции невиновности и приоритета прав и свобод человека толковаться в пользу лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Сделка и (или) иное действие, явившееся основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских, земельных, налоговых и иных правоотношений, законность которых подтверждена вступившим в законную силу судебным решением, не может рассматриваться как общественно опасное деяние, пока судебное решение не опровергнуто в предусмотренном законом порядке.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при совершении деяния, предписываемого или разрешенного федеральным законодательством или законодательством субъекта Федерации, принятым во исполнение прямого указания федерального законодательства.

8.9. Централизм, единоначалие и скоординированность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Надлежащая настройка системы правоохранительных органов и уголовно-процессуальная форма их деятельности (организационная, процедурная составляющие уголовной политики) — центральная проблема реформирования стратегии современной уголовной политики, в том числе в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Эта часть модернизации уголовной политики главным образом содержится в уже означенной Концепции комплексной организационно-управленческой реформы правоохра-нительныхорганов РФ.

Среди субъектов уголовной политики особое место занимают органы уголовной юстиции и органы обвинительно-следственной власти. Без обеспечения независимости судебной власти невозможна никакая уголовная политика в правовом государстве [10]. Однако роль суда не в том, чтобы проводить уголовную политику, а в

том чтобы, делать ее легальной и легитимной. Судебная власть не может быть активным субъ-ектом уголовной политики, так как у нее роль арбитра в уголовно-правовом споре. Ей важно демонстрировать нейтралитет обществу, тем самым она легализует и легитимизирует уголовную политику. Судебная власть не является прямым проводником уголовной политики ввиду своей пассивности, но реализует уголовную политику как результат объективного разрешения уголовно-правового спора между обвинительной властью и стороной защиты. Нельзя ставить в один ряд субъектов уголовной политики, органы уголовной юстиции и органы публичного уголовного преследования, объединять их как безликие правоохранительные органы.

Субъектом уголовной политики является обвинительная власть государства — в лице прокуратуры, которая является основной двигательной силой механизма уголовного обвинения.

8.10. Открытость, прозрачность, демократичность в совокупности легитимизируют уголовную политику, придают ей свойства правовой и справедливой в общественном мнении. Уголовная политика должна отражать интересы широких слоев населения России. Граждане Российской Федерации должны понимать, одобрять и поддерживать меры государства по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Институты гражданского общества, все политические силы должны быть вовлечены в ее разработку и осуществлять общественный контроль за субъектами, создающими и реализующими эту политику. Общественный контроль — необходимое условие эффективности и легитимности уголовной политики.

Гласность уголовной политики означает открытый доступ к информации и информационным ресурсам о сущности, целях, принципах и механизмах реализации уголовной политики. Введение в заблуждение общественности при законодательной инициативе и работе над законопроектами в Федеральном законодательном Собрании, злоупотребление своим положением в органах законодательной власти, замаскированное лоббирование интересов привилегированных групп, неправомерное использование правоохранительной деятельности в интересах лоббистских групп или отдельных субъектов, злоупотребление правовыми средствами субъектами уголовной политики, любые формы узурпации власти субъектами уголовной политики не допустимы и должны преследоваться в уголовном порядке. Поэтому надо развивать

84

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

свободную демократическую политическую систему, парламентаризм.

8.11. Включенность национальной уголовной политики в международно-правовое пространство. Российская уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, будучи национально ориентированной, должна основываться на международно-правовых стандартах при учете национальных интересов. Суверенную, национально и социально ориентированную уголовную политику должно проводить универсальными уголовно-правовыми средствами, прошедшими апробацию в другихдемократиче-ских государствах, имеющих развитые рыночные экономики, с эффективно работающими уголовно-правовыми системами.

При противодействии коррупции в полной мере должны быть реализованы международные антикоррупционные стандарты. Никакие ссылки на национальную самобытность здесь недопустимы.

Необходимо тесное сотрудничество со всеми международно-правовыми организациями, осуществляющими противодействие организованной экономической преступности и коррупции в глобальном мировом масштабе.

Примечания

1. Прежде всего, указы, в которых излагаются стратегии обеспечения безопасности в той или иной сфере жизненно важных интересов России.

2. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ. URL: http://www. iuaj.net/node/1766.

3. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ и Комментарии к ней / А.С. Александров, И.А. Александрова и др. М., 2015.

4. URL:http://www. enforce.spb.ru/images/Presentations /IRL_KGI_Reform_presentati; http://www.iuaj.net/node/1423

5. Она по большей части латентна. О подлинных ее масштабах можно только догадываться по косвенным признакам.

6. Россия после реформ 2009—2011 гг. стала единственным явным представителем модели Doing Business среди ведущих правовых систем (запрет применения заключения под стражу по делам об экономических преступлениях, реформа института преюдиции, особый режим возбуждения уголовных дел по делам о налоговых преступлениях ит. д. и т. п.). В США и Великобритании в рамках концепции Crime Control (после кризиса 2008 г.) в уголовно-правовой сфере наблюдается прямо противоположный подход: здесь законодатель заметно ужесточает уголовно-правовой и уголовно-процессуальный режимы по

делам об экономических и финансовых преступлениях. См.: Конгресс по сравнительному правоведению «Международные чтения — 2015» в Париже. URL: http://www.iuaj.net/node/1767

7. Возможно, Народный фронт будет той политической силой, которая возьмет на вооружение настоящую Концепцию. Во всяком случае, ее создатель ориентировался на данную политическую силу.

8. В связи с этим автор поддерживает законодательную инициативу Верховного Суда РФ, реализованную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 июля 2015 г. № 37 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения отуголовной ответственности» и «О внесении изменений в отдель-ныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности”». URL: http://vsrf.ru/second.php

9. Стандарты справедливого (в европейском понимании) уголовного судопроизводства закреплены в Доктринальной модели уголовно-процессуального доказательственного права РФ. Поэтому данный аспект принципа справедливости уголовной политики в Концепции не отражается.

10. В определенном смысле принцип независимости суда может считаться принципом уголовной политики. И мы делаем этого только по причине того, что акцентируем внимание на уголовно-правовом аспекте — это все-таки Концепция уголовной политики.

Notes

1. First of all, the decrees, which set out the strategy for ensuring security in a particular sphere of vital interests of Russia.

2. Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence of the Russian Federation. URL: http://www. iuaj.net/node/1766

3. Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence and the comments of the Russian Federation it / A.S. Aleksandrov, I.A. Alexandrova and others. Moscow, 2015.

4. URL: http: //www.enforce.spb.ru/images/Presenta-tions/IRL_KGI_Reform_presentati; http://www.iuaj.net/ node/1423

5. It is largely latent. On its original scale can only speculate on circumstantial evidence.

6. Russia after the reforms of 2009—2011. It was the only clear representative model of Doing Business among the leading legal systems (prohibition of the use of detention in cases involving economic crimes, the reform

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

85

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

of the Institute of prejudice, a special regime of criminal cases in cases of tax crimes, etc., etc.). In the US and UK in the framework of the concept of Crime Control (after the crisis of 2008) in criminal matters there is the opposite approach: here the legislator significantly toughens the criminal law and criminal procedure regimes in cases of economic and financial crimes. Congress on comparative law «International Readings — 2015» in Paris. URL: http: //www.iuaj.net/node/1767

7. Did the Popular Front is the political force that will adopt this concept. Anyway, it was guided by the creator of this political force.

8. In this context, the author supports the legislative initiative of the Supreme Court, implemented in the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 31 July 2015 № 37 «On introduction to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Federal Law «On Amendments to the Criminal code of the Russian Federation and the

Criminal procedure code of the Russian Federation on the improvement of the grounds and order of exemption from criminal liability» and «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law “On amendments to the Russian Criminal code and the Criminal procedure code of the Russian Federation on the improvement of the grounds and order of exemption from criminal responsi-bility”». URL: http://vsrf.ru/second.php

9. The standards of fairness (in the European sense) criminal proceedings are enshrined in Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence of the Russian Federation. Therefore, this aspect of the principle of fairness of criminal policy is not reflected in the Concept.

10. In a sense, the principle of judicial independence may be regarded as the principle of criminal policy. And we are doing it only for the reason that we focus attention on the criminal law aspect — it is still a concept of criminal policy.

86

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.