Научная статья на тему 'О правомерности включения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в механизм взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел (теоретический аспект)'

О правомерности включения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в механизм взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЛИЦА / ОКАЗЫВАЮЩИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / INVESTIGATIVE OPERATIONS / INVESTIGATION OF CRIMES / PERSONS PROVIDING CONFIDENTIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефьев А.Ю., Старцева Е.А.

Рассматривается одна из актуальных проблем взаимодействие лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, с сотрудниками оперативных подразделений, в том числе понятие взаимодействия, факторы, влияющие на рассматриваемое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арефьев А.Ю., Старцева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPROPRIATENESS OF INCLUDING PERSONS WHO PROVIDE CONFIDENTIAL ASSISTANCE INTOTHE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (A THEORETICAL ASPECT)

This article focuses on the issue of the interaction between persons providing confidential assistance and officers of operational units. The authors consider the concept of interaction and the factors that affect the interaction in question.

Текст научной работы на тему «О правомерности включения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в механизм взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел (теоретический аспект)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 1, с. 95-99

95

П Р А В О

УДК 34

О ПРАВОМЕРНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ, В МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2016 г. А.Ю. Арефьев1, Е.А. Старцева2

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород ^Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ, Н. Новгород

Starceva-EA@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.12.2015

Рассматривается одна из актуальных проблем - взаимодействие лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, с сотрудниками оперативных подразделений, в том числе понятие взаимодействия, факторы, влияющие на рассматриваемое взаимодействие.

Ключевые слова: взаимодействие, оперативно-розыскная деятельность, раскрытие и расследование преступлений, лица, оказывающие конфиденциальное содействие.

Деятельность по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации осуществляется многими субъектами, разнообразными способами, средствами и методами. Направления деятельности, функции и компетенция органов, ответственных за национальную безопасность страны, также различны. А.А. Максу-ров полагает, что в сфере борьбы с преступностью имеет место рассогласованность деятельности различных субъектов. Она изначально объективна и увеличивается вследствие различия самих субъектов, способов и форм достижения ими необходимого результата [1].

Наиболее важным и перспективным направлением повышения эффективности борьбы с преступными посягательствами в Российской Федерации в период развития рыночных отношений является комплексное использование сил и средств оперативно-розыскных структур. В первую очередь речь может идти об органах внутренних дел и их оперативных подразделениях, являющихся ведущими субъектами выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и обеспечивающих расследование преступных посягательств.

Руководство МВД России подчеркивает, что работа с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативным подразделениям, нередко основывается на эпизодическом получении оперативно значимой информации, что не позволяет проводить качественную отработку лидеров, а также участников организованных

групп и преступных сообществ, устанавливать их международные и межрегиональные связи.

В связи с этим поставлена задача повышения результативности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, раскрытия преступлений, оказывающих наиболее существенное влияние на криминогенную обстановку. Кроме того, требуется повышать эффективность уголовно-процессуальной деятельности и взаимодействия служб в целях обеспечения принципа неотвратимости ответственности за совершение общественно опасных деяний, усиление ведомственного процессуального контроля за ходом расследования преступлений и решениями, принимаемыми по уголовным делам.

Необходимость взаимодействия оперативно-розыскных аппаратов на современном этапе противодействия преступности обусловлена рядом факторов:

- наличием общих целей и задач по обеспечению законности и правопорядка в государстве;

- объективной необходимостью комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о криминальной обстановке в сфере противодействия преступности;

- сужением сферы государственного контроля за состоянием и результатами использования товарно-материальных и денежных ресурсов в условиях экономической независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов;

- реальной возможностью успешного использования для решения задач ОРД оперативно-

розыскных сил, средств и методов органов внутренних дел, а также единой законодательной основы использования этих сил, средств и методов.

Кроме того, взаимодействие обусловлено такими факторами, как, например, обострение оперативной обстановки, активизация лидеров и авторитетов криминального мира, их стремление проникнуть в органы власти, усилить свое влияние в предпринимательской деятельности, захватить лидирующие позиции в различных отраслях экономики страны и т.п.

Подобная ситуация заставляет принимать и совершенствовать совместные усилия оперативно-розыскных органов, своевременно выявлять негативные тенденции в социально-экономической сфере, способствовать устранению обстоятельств, сопутствующих преступности, налаживать эффективный обмен информацией, осуществлять упреждающие действия, исключающие возможность совершения преступлений.

Следует отметить, что оперативные аппараты ОВД, взаимодействуя между собой, а также с иными оперативно-розыскными подразделениями, имеют возможность использовать максимальный набор приемов, средств и методов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии, а также расследовании преступлений.

Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений указывает, что в ходе работы по материалам оперативно-розыскной деятельности сотрудник оперативного подразделения вправе вносить предложения о порядке использования полученных результатов оперативно-разыскной деятельности для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. При этом оперативный сотрудник принимает необходимые меры по обеспечению требований конспирации, защите источников получения конфиденциальной информации и лиц, участвовавших в работе по материалам оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные аппараты составляют совокупность элементов, между которыми обязательно существуют определенные функциональные отношения или отношения взаимодействия элементов системы (подсистемы).

В.С. Зверев заключает, что в теории оперативно-розыскной деятельности под взаимодействием понимается ситуация выявления, раскрытия и расследования, согласованная по целям, задачам, месту и времени деятельность оперативно-розыскного, административного и организационно-управленческого характера,

целесообразно сочетающая в себе присущие участвующим в ней субъектам силы, средства, методы и способствующая эффективному установлению истины по конкретному уголовному делу [2]. Таким образом, в дефиниции существует ряд общих положений, характеризующих сущность данного понятия: согласованность по цели, месту и времени, соответствие требованиям законов и подзаконных актов, сочетание наиболее присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов [3]. Эти качественные характеристики взаимодействия являются основополагающими, ключевыми в понимании сущности взаимодействия подразделений как одного ведомства, так и различных ведомств - субъектов ОРД.

А.А. Абдурахманов внес определенное сомнение, отметив, что среди субъектов взаимодействия упомянуты аппараты (службы, подразделения), но не фигурируют граждане. Известно, что в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривается заключение контракта на негласное сотрудничество органов, осуществляющих ОРД, с гражданами. По смыслу данных нормативных правовых источников предметом контракта является совместная (взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон) деятельность гражданина и органа внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений [4]. Такой нестандартный подход А.А. Абдурахманова может посеять некоторое сомнение с точки зрения равноправия взаимодействующих сторон. Представляется, что крайне дискуссионный вопрос об определении граждан, негласно сотрудничающих с оперативными подразделениями, в качестве субъектов взаимодействия может обсуждаться с учетом широкого спектра мнений специалистов в сфере конституционного права.

По мнению Л.А. Окунькова, предложения по принятию неотложных мер по оздоровлению экономики и борьбе с преступностью далеко не всегда вписываются в соответствующие конституционные нормы, что вызывает справедливую тревогу и критику у законодателей и юристов. Для преодоления этих противоречий требуется прежде всего согласованная работа и постоянное взаимодействие всех ветвей власти, всех государственных органов, осуществляющих власть в России [5, с. 14].

С.А. Пяткина подчеркивает, что российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту [5, с. 54].

О сравбнернбсти включения лиц, бказывающих кбнфиденциальнбе сбдействие

97

Э.П. Григонис отмечает, что целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости [6].

Как и подобает Основному закону государства, Конституция Российской Федерации занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все остальные правовые акты, принимаемые в государстве, в том числе федеральные законы, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Не составляют исключения и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и, соответственно, нормативные правовые акты МВД России.

По замечанию академика Б.Н. Топорнина, в современной России принцип равноправия должен быть последовательно обеспечен, государство и все общество призваны постоянно утверждать и подтверждать этот принцип [7, с. 35].

Б.Н. Топорнин особо подчеркивает, что свою негативную роль играют и другие факторы: все еще непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав человека, а также недостатки в работе государственных структур. Власти чаще, хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают их и не устраняют их причины [7, с. 45]. Следует дополнить, что особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав негласного аппарата, в особенности права на вознаграждение за труд, на гарантированное социальное обеспечение.

А.Б. Сахаров рассматривает механизм правоохранительной деятельности в его широком смысле, как состоящий из различных взаимодействующих звеньев (субъектов), сориентированных на соответствующие объекты [8]. Подобным образом взаимодействие оперативных подразделений возможно сравнить с механизмом, состоящим из взаимообусловленных узлов (деталей), каждый из которых имеет свое функциональное значение. Если признать лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям, необходимым звеном в решении задач ОРД, то логично включение их в разряд равноправных субъектов взаимодействия. Представляется, что подобное включение позволяет если не решить, то в значительной степени актуализировать проблему правовой и социальной защиты негласного аппарата.

Таким образом, с учетом такой точки зрения, под взаимодействием оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел воз-

можно понимать комплекс совместных или согласованных по времени, месту и целям действий таких подразделений, а в отдельных оперативно-розыскных ситуациях - и граждан, оказывающих конфиденциальное содействие, направленных на решение задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Нами замечено, что подавляющее большинство специалистов в области теории ОРД в настоящее время не склонно приветствовать подобный инновационный подход.

Однако объективная необходимость взаимодействия обусловливается, с одной стороны, общностью задач противодействия преступности, с другой - различиями в их функциональном и структурном положении.

Существует и другой аргумент, определяющий необходимость взаимных действий. Система оперативных подразделений состоит из подсистем (оперативные и оперативно-поисковые подразделения, подразделения специальных технических мероприятий), находящихся в органической связи между собой и системой в целом. Следовательно, необходимость взаимодействия системы и ее подсистем является одним из главных требований сохранения целостности и эффективности системы. Целью подобной совместной деятельности является достижение позитивных результатов в решении задач ОРД.

Не касаясь вопросов разграничения взаимодействия и координации, отметим, что ряд исследователей, таких как В.М. Баранов, В.Н. Карта-шов, А.А. Максуров, полагают, что основные недостатки координационной практики (одновременно, причины ее низкой эффективности) сводятся к следующим группам.

1. Недостаточная законодательная регламентация координационного процесса, в том числе полномочий координирующего субъекта, прав и обязанностей координируемых субъектов, противоречия и бессистемность законодательства, регулирующего вопросы координационной практики, отсутствие единообразных подходов к толкованию законодательства.

2. Ненадлежащее организационное, методическое, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение конкретных координационных процессов (недостаток временных ресурсов, большая служебная загруженность субъектов координационной практики и т.п.).

3. Незначительное внимание, уделяемое субъектами координационной практики координационному процессу, вызванное непониманием важности, гибкости и потенциально высокой эффективности данного метода правового регулирования [9].

Рассмотрение указанных аспектов взаимодействия в области противодействия преступности позволяет произвести некоторые обобщения:

- взаимодействие не является абстрактным, оно всегда носит определенный предметный характер, например в части включения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в механизм взаимодействия оперативных подразделений;

- предметный характер взаимодействия субъектов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений (оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования) находит свое внешнее выражение в конкретных формах и методах совместной оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административно-правовой, управленческой и иных видах деятельности;

- формы и методы взаимодействия должны способствовать эффективной деятельности в решении задач как оперативно-розыскной работы, так и следственной деятельности;

- формы и методы взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности способны быть взаимосвязанными элементами единого комплекса мер по борьбе с преступностью в Российской Федерации.

В своей совокупности формы и методы взаимодействия образуют его содержательный аспект, который способствует решению вопросов структурного обеспечения совместной деятельности оперативных подразделений различных ведомств - субъектов ОРД, а также специальному нормативному правовому регулированию.

Список литературы

1. Максуров А.А. Некоторые проблемы координации деятельности по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законо-

дательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. № 6. С. 49.

2. Зверев В.С. Взаимодействие следователей с сотрудниками органов внутренних дел на первоначальном этапе расследования грабежей и разбойных нападений, совершаемых в отношении водителей автотранспортных средств (региональный аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 17.

3. Марфицин П.Г. Некоторые вопросы взаимодействия следователя с государственными органами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, на стадии возбуждения уголовного дела // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,

2005. С. 245-246.

4. Абдурахманов А.А. Правовые акты управления в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 57-58.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1994.

6. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Э.П. Григониса. СПб.: Питер, 2003. С. 31-32.

7. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. То-порнина. М.: Юристъ, 1997.

8. Ильин И.В. Понятие, характеристика и вопросы профилактики экономического мошенничества (теоретические аспекты): Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 120.

9. Баранов В.М., Карташов В.Н., Максуров А.А. Основные недостатки координационной практики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,

2006. № 6. С. 14.

ON THE APPROPRIATENESS OF INCLUDING PERSONS WHO PROVIDE CONFIDENTIAL

ASSISTANCE INTO THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (A THEORETICAL ASPECT)

A. Yu. Arefyev, E.A Startseva

This article focuses on the issue of the interaction between persons providing confidential assistance and officers of operational units. The authors consider the concept of interaction and the factors that affect the interaction in question.

Keyword: interaction, investigative operations, investigation of crimes, persons providing confidential assistance.

O npaBOMepHocmu BmrnneHun n^, OKa3bBarn^ux KOH^tudeH^anrnoe codeucmBue

99

References

1. Maksurov A.A. Nekotorye problemy koordinacii deyatel'nosti po obespecheniyu ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii // Ehkonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, praktika obespecheniya. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2006. № 6. S. 49.

2. Zverev V.S. Vzaimodejstvie sledovatelej s sotrudnikami organov vnutrennih del na pervonachal'nom ehtape rassledovaniya grabezhej i razbojnyh napadenij, sovershaemyh v otnoshenii voditelej avtotransportnyh sredstv (regional'nyj aspekt): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2001. S. 17.

3. Marficin P.G. Nekotorye voprosy vzaimodejstviya sledovatelya s gosudarstvennymi organami v oblasti protivodejstviya legalizacii dohodov, poluchennyh prestupnym putem, na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Puti povysheniya ehffektivnosti vzaimodejstviya podrazdelenij Ministerstva vnutrennih del RF s drugimi gosudarstvennymi organami v oblasti protivodejstviya legalizacii prestupnyh dohodov (strategicheskij i prikladnoj aspekty): Sbornik statej / Pod red. V.M. Bara-

nova. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2005. S. 245-246.

4. Abdurahmanov A.A. Pravovye akty upravleniya v deyatel'nosti organov vnutrennih del: Uchebnoe posobie. M.: VNII MVD Rossii, 2005. S. 57-58.

5. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod red. L.A. Okun'kova. M.: Izdatel'stvo BEK, 1994.

6. Kommentarij k Konstitucii RF / Pod obshch. red. Eh.P. Grigomsa. SPb.: Piter, 2003. S. 31-32.

7. Konstituciya Rossijskoj Federacii: nauchno-prakticheskij kommentarij / Pod red. akad. B.N. Topornina. M.: Yurist", 1997.

8. Il'in I.V. Ponyatie, harakteristika i voprosy profilakti-ki ehkonomicheskogo moshennichestva (teoreticheskie aspekty): Monografiya. M.: VNII MVD Rossii, 2008. S. 120.

9. Baranov V.M., Kartashov V.N., Maksurov A.A. Os-novnye nedostatki koordinacionnoj praktiki po obespeche-niyu ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na sovremennom ehtape // Ehkonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, praktika obespecheniya. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2006. № 6. S. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.