УДК 343.9 DOI: 10.24420/KUI.2018.36.65.016
Г.А. Рукавишников, А.И. Музеев
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБЪЯВЛЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
REGULATION ON THE PROCEDURE OF ANNOUNCEMENT OF THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF REMUNERATION FOR ASSISTANCE IN THE INVESTIGATION OF CRIMES
Введение: в статье рассмотрены некоторые вопросы материального стимулирования органами внутренних дел участия граждан в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений, установлении местонахождения разыскиваемых лиц.
Материалы и методы: применена совокупность общих и частных методов исследования - системного анализа, формально-логического и сравнительного исследования.
Результаты исследования: указывают на необходимость нормативного закрепления механизма выплаты денежных средств за предоставление гражданами информации, имеющей существенное значение в раскрытии преступлений. Авторами проводится анализ юридической регламентации данного направления в рамках специального ведомственного нормативного правового акта. Утвержденное в 2018 году приказом МВД России Положение1 определяет основания назначения вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; условия объявления о назначении вознаграждения и порядок его выплаты; компетенцию должностных лиц МВД России и территориальных органов МВД России различных уровней по объявлению о назначении размеров вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений.
В статье анализируются предпосылки принятия данного нормативного акта, раскрываются основные положения, требующие уточнения и дополнения: цели объявления о вознаграждении; вида и формы помощи; круга лиц, которые могут рассчитывать на получение вознаграждения; оснований для объявления о назначении вознаграждения, его форм, сроков и др.
Обсуждение и заключения: при формировании нормативных предписаний по порядку объявления вознаграждения за предоставленные сведения, имеющие значение для борьбы с преступностью, необходимо согласование их с гражданским и оперативно-розыскным законодательством. Требуется комплексная оценка различных факторов, позволяющая принять руководителям МВД компетентное решение об объявлении вознаграждения и его последующей выплате.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, финансовое обеспечение, заранее обещанное вознаграждение, содействие граждан, раскрытие преступлений
Для цитирования: Рукавишников Г.А., Музеев А.И. Нормативное регулирование порядка объявления о назначении и выплаты вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 4. С. 536-544. DOI: 10.24420/KUI.2018.36.65.016
1 Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших: приказ МВД России от 06.06.2018 № 356. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056544 (дата обращения 01.09.2018).
Introduction: the article deals with some issues of material incentives of the internal affairs bodies of citizens' participation in prevention and detection of crimes, establishment of location of wanted persons.
Materials and Methods: a set of general and particular research methods - system analysis, formal logical and comparative research is applied.
Results: indicate the need for regulatory consolidation of the mechanism of payment of funds for the provision of information by citizens, which is essential in the disclosure of crimes. The authors analyze legal regulation of this direction within the framework of a special departmental normative legal act. Approved in 2018, the Ministry of Internal Affairs order defines the base purpose of reward to the citizens for assistance in solving crimes and apprehending offenders; announcements of appointment remuneration and manner of payment; the competence of the officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia and territorial bodies of the MIA of Russia at various levels according to the announcement of the appointment of remuneration to citizens for help in solving crimes.
The article analyzes the prerequisites for the adoption of this normative act, reveals the main provisions that require clarification and additions: the purpose of the announcement of remuneration; the type and form of assistance; the circle of persons who can expect to receive remuneration; the grounds for the announcement of the appointment of remuneration, its forms, terms, etc.
Discussion and Conclusion: when forming the regulations on the procedure of announcement of a reward for providing information that is relevant to the fight against crime, there is a need to coordinate them with civil and operational-investigative legislation. It is required a comprehensive assessment of various factors to decide the heads of the Interior Ministry of the Russian Federation of a decision to declare the rewards and then pay.
Key words: operational-investigative activity, financial support, pre-promised reward, assistance by persons, crime detection
For citation: Rukavishnikov G.A., Muzeev A.I. Regulation on the procedure of announcement of the appointment and payment of remuneration for assistance in the investigation of crimes // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2018. V. 9, N 4. P. 536-544. DOI: 10.24420/ KUI.2018.36.65.016
Введение
Эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности напрямую связана с уровнем осведомленности об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. По нашему мнению, пассивность в инициативном предоставлении органам внутренних дел значимой информации во многом обусловливается отсутствием в России развитого института материального стимулирования участия граждан в предотвращении и раскрытии преступлений. Как показывают результаты исследований, материальная заинтересованность занимает доминирующее положение в системе мотивов, побуждающих граждан к оказанию содействия органам внутренних дел [1, с. 127; 2, с. 163]. На уровне активности населения также негативно сказывается и отсутствие до недавнего времени открытого нормативного урегулирования этого вопроса.
Право полиции объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений
и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам, закреплено в п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»1. Близкая по смыслу норма сформулирована в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»2 (ч. 5 ст. 18): «Лица, содействующие раскрытию преступлений, могут получать вознаграждения и другие выплаты».
Еще в период действия закона РФ «О милиции»3 имелось правовое предписание, аналогичное указанной норме закона о полиции. Однако до настоящего времени порядок объявления о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплаты его гражданам был нормативно не урегулирован. Исключение составляли положения закрытых нормативных правовых актов МВД России в сфере оперативно-розыскной деятельности о финансовом обеспечении лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел (далее -ОВД). В одном из таких нормативных правовых
1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ: с изм. и доп. М.: Эксмо-Пресс, 2017. Далее - «закон о полиции».
2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года №144-ФЗ: с изм. и доп. М.: Экс-мо-Пресс, 2017. Далее - «закон об ОРД».
3 О милиции: закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г № 1026-1 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1666.
актов1 указывалось, что установление денежного вознаграждения лицам, оказавшим результативную помощь в раскрытии конкретных преступлений, может осуществляться гражданами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе с предварительным объявлением установленных размеров вознаграждений. При этом механизм реализации указанной нормы урегулирован не был [3, с. 66].
Приказ МВД России № 356, утвердивший Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших2, ввиду ограниченности содержания ряда норм и некоторых пробелов, создает предпосылки дальнейшего развития правового регулирования данного направления. Базовые элементы требуют осмысления, а в некоторой части и дискуссии, в связи с чем в данной статье оценивается легитимность Положения и проводится полемика по некоторым его аспектам.
Обзор литературы
К вопросам объявления заранее обещанного вознаграждения и иных форм материального стимулирования участия граждан в раскрытии преступлений в отечественной науке обращались Давыдов С.И. [4], Максимов В.А. [5; 6], Матросов А.Ю. [7; 8], Рукавишников Г.А. [3], Шелай-кин Р.С. [9], Яковлев Л.В. [2], и др. Основой для подготовки статьи послужили проекты приказов МВД России «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» (2012 г.), «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших (2017 г.), опубликованные на официальном сайте МВД России3, а также вступившая в силу официальная версия названного Положения.
Результаты исследования
Как уже было отмечено, в нормативных актах в сфере оперативно-розыскной деятельности (да-
лее - ОРД) упоминание о возможности заранее обещанного вознаграждения за предоставленную информацию до недавнего времени отсутствовало. В то же время отметим, что отдельные попытки локального урегулирования механизма назначения и выплаты денежного вознаграждения за предоставление значимых сведений имели место на региональном уровне4.
Вместе с тем объявление о вознаграждении за совершение определенных действий с 1994 года закреплено в гражданском законодательстве в виде публичного обещания награды в гл. 56 (ст. 1055, 1056 ГК РФ). С позиции гражданского права - это правоустанавливающая односторонняя сделка, содержанием которой является обещание неопределенному кругу лиц выплатить имущественное вознаграждение за достижение обусловленного результата тому, кто достигнет этого результата.
Органы внутренних дел имеют право публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для борьбы с преступностью, поскольку наделены правами и обязанностями юридического лица [5, с. 26]. То есть гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений для ОВД при участии в правоотношениях, связанных с публичным обещанием награды.
В связи с тем, что органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством России вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ч. 2 ст. 47 ФЗ «О полиции»), у руководителей территориальных органов внутренних дел имеется основание обращаться к главам субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с ходатайством об установлении вознаграждения за сведения, имеющие значение для борьбы с преступностью [10, с. 1083]5.
Если для России практика публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для ОВД, еще не наработана, то за
1 Приказ МВД России от 22 мая 1996 г. (утратил силу).
2 Далее - «Положение».
3 Проект приказа МВД России «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» (подготовлен МВД России 13.12.2017). URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/56638552/#ixzz5GpyM9x8o (дата обращения 14.03.2018).
4 Положение, утвержденное приказом ГУВД по Иркутской области от 18 марта 2008 г. № 95, устанавливало денежное вознаграждение гражданам в сумме до 50 тыс. руб. за информацию, позволившую изъять наркотические средства или психотропные вещества (героин, кокаин, опий-сырец, ЛСД) в количестве от 100 до 1000 гр.
5 Такая практика имеется. См. напр.: «Положение о системе стимулирования граждан за предоставление достоверной информации о подготавливаемых и совершенных преступлениях на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики», утверждено решением Новочебоксарского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 марта 2015 г. № С 76-6; «Положение о поощрении граждан и членов общественных объединений правоохранительной направленности за активное участие в мероприятиях, способствующих обеспечению правопорядка на территории Оренбургской области, и об организации изготовления и выдачи удостоверений и нагрудных знаков народного дружинника», утверждено постановлением Правительства Оренбургской области от 11 октября 2012 г. № 899-п; и др.
рубежом она имеет давнюю историю. Например, в США данный институт существует более 200 лет [7, с. 45].
С целью повышения активности населения в предоставлении органам внутренних дел информации, связанной с противодействием преступности, отдельные авторы предлагают на законодательном уровне закрепить основы механизма выплаты денежных средств за предоставленную населением оперативно значимую информацию, нашедшую свое подтверждение в ходе проверки [11, с. 49].
По нашему мнению, с точки зрения юридической техники целесообразнее урегулировать этот вопрос на уровне ведомственного нормативного правового акта МВД России открытого характера, что, собственно, и было реализовано путем принятия названного Положения.
Полагаем, что Положение лишь обозначило основные позиции: основания назначения вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; условия объявления о назначении вознаграждения и порядок его выплаты; компетенцию должностных лиц МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях по объявлению о назначении размеров вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений. В соответствие с указанной структурой в Положении, на наш взгляд, должны найти отражение следующие важные аспекты.
1. Цель объявления о вознаграждении. Вознаграждение назначается с целью стимулирования граждан к оказанию содействия органам внутренних дел в противодействии преступности путем получения от них помощи в решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений (ст. 2 ФЗ «О полиции», ст. 2 ФЗ об ОРД).
2. Вид и форма помощи. В ФЗ «О полиции» (п. 34 ч. 1 ст. 13) указывается, что вознаграждение назначается за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Представляется, что в ФЗ «О полиции» произошло значительное сужение поля оказываемого гражданами содействия ОВД. На наш взгляд, с учетом положений, определяющих направления деятельности полиции, закрепленных в ст. 2 ФЗ «О полиции», и задач органов, осуществляющих ОРД, упомянутых в ст. 2 ФЗ об ОРД, целесообразно закрепить оказание помощи (содействия) в следующих видах: а) не только раскрытии, но и в выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений; б) не только в задержании лиц, но и в установлении ме-
стонахождения лиц, пропавших без вести, а также личности граждан по неопознанным трупам; в) не только в отношении лиц, совершивших преступления, но и лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих противоправные деяния. Возможно использование более лаконичной формулировки: «помощь в решении задач по противодействию преступности» [3, с. 67].
Форма оказания содействия может быть различной: как предоставление информации (информационное содействие), так и осуществление активными гражданами определенных действий (действенное содействие), например, по задержанию преступника, оказание ими некоторых услуг, обеспечивающих решение задач по борьбе с преступностью, например, предоставление помещения для проведения оперативно-розыскных мероприятий [12, с. 74].
3. Категории граждан, которые могут рассчитывать на получение вознаграждения. С точки зрения действующего законодательства любые лица могут рассчитывать на получение объявленного вознаграждения.
Вместе с тем должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, в служебные обязанности которых входит выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений (то есть действия, обусловленные в объявлении о вознаграждении), не могут являться субъектами получения вознаграждения [13]. Существует мнение, что сотрудники полиции могут наравне с другими лицами претендовать на награду, обещанную родственниками пострадавших от преступления [6, с. 5]. Однако мы полагаем, что сотрудники органов внутренних дел с учетом своего правового статуса, несмотря на различные варианты (сотрудник органов внутренних дел, а не сотрудник полиции; объявление о вознаграждении подает коммерческая организация, а не ОВД и др.), не могут претендовать на получение вознаграждения, поскольку это нарушает ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД, и стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего.
Также не могут претендовать на выплату вознаграждения лица, которые своими противоправными действиями создали предпосылки для объявления вознаграждения, и недееспособные граждане, а также лица, чья дееспособность была ограничена по решению суда [8, с. 14; 3]. В то же время в нормативных документах в сфере ОРД подобные ограничения относительно лица-получателя вознаграждения не закреплены.
Стоит заметить, что ФЗ «О полиции», закрепив в п. 34 ч. 1 ст. 13 норму о выплате вознаграждения
гражданам, несколько сузил круг лиц, которые могут обладать интересующей органы внутренних дел информацией и потенциально претендовать на получение вознаграждения. На наш взгляд, целесообразно изменить слово «граждане» на «лица», таким образом, закрепив право получения вознаграждения не только гражданами, но и иностранными лицами и лицами без гражданства, поскольку в отношении таких лиц гражданское законодательство не содержит каких-либо специфических ограничений по участию в правоотношениях, связанных с предоставлением органам внутренних дел значимой информации.
4. Основания для объявления о назначении вознаграждения, форма, сроки. Анализ практики показывает, что к помощи населения путем объявления о назначении вознаграждения за предоставление значимой информации органы внутренних дел прибегают на этапе, когда принятыми мерами раскрыть преступление (задержать разыскиваемого преступника) не представилось возможным.
Такими основаниями могут быть факты подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которым лица, их подготавливающие, совершающие или совершившие, не установлены; объявление в розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших и неопознанных трупов, местонахождение которых не установлено.
Применительно к категориям преступлений, по которым объявляется вознаграждение, традиционно указываются тяжкое либо особо тяжкое преступление, либо преступление, вызвавшее большой общественный резонанс. Между тем ряд преступлений коррупционной направленности, например, ч. 1 ст. 290 УК РФ (Получение взятки), ч. ст. 291.1 УК РФ (Посредничество во взяточничестве), ч. 1 ст. 292 (Служебный подлог) и др. относятся к категории средней тяжести. Однако с учетом причиняемого вреда для общества они не становятся от этого менее общественно опасными. Поэтому целесообразно в данный перечень включить и преступления средней тяжести [3, с. 70].
Законодательство предъявляет два обязательных требования к содержанию объявления: оно должно быть публичным; из него должно быть очевидно, кто именно выступил с предложением. К форме объявления и способу подачи (средства массовой информации, SMS-сообщения и др.) и доведения до населения сведений, содержащихся в объявлениях, каких-либо особых требований законом не предусматривается [9, с. 10].
Указание в объявлении срока его действия нежелательно, поскольку, по нашему мнению, это бу-
дет снижать активность населения по предоставлению значимой информации по преступлениям прошлых лет. В то же время, если в объявлении не будет указан конкретный срок, то в соответствии с законодательством будет действовать правило разумного срока. Вместе с тем в сфере противодействия преступности срок действия объявления должен быть равен срокам давности по данным преступлениям [8, с. 16].
5. Должностные лица территориальных органов МВД, уполномоченные назначать вознаграждение гражданам за помощь в борьбе с преступностью. Право назначать вознаграждение гражданам за помощь в противодействии преступности должны иметь следующие должностные лица [3, с. 70-71]:
- Министр внутренних дел Российской Федерации;
- заместители Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственные за деятельность подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, охраны общественного порядка и следственных подразделений;
- руководители территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях и их заместители ответственные за деятельность подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, охраны общественного порядка и следственных подразделений.
6. Сумма вознаграждения. В объявлении, согласно принятому Положению, указывается конкретная сумма вознаграждения, поэтому в тексте объявления должны быть четко сформулировано: какие конкретно сведения необходимы органам внутренних дел для раскрытия преступления или задержания разыскиваемого преступника. Другим вариантом может быть обозначение в объявлении верхнего предела суммы вознаграждения, чтобы у ОВД была возможность снизить сумму вознаграждения в зависимости от содержания полученной информации.
Анализ Положения и иных нормативных актов в сфере ОРД ОВД показывает, что предельные суммы вознаграждений зависят от статуса должностных лиц, имеющих право назначения вознаграждения: чем выше ранг руководителя - тем большая сумма может быть им санкционирована для выплаты вознаграждения.
Нормативное закрепление подобной иерархии руководителей в вопросах определения размера денежных вознаграждений, по нашему мнению, не вполне корректно, поскольку руководители названных территориальных органов решают общие задачи по борьбе с преступностью на различных
уровнях системы МВД России. Это отмечается и другими авторами [4, с. 38; 11, с. 50]. Соответствующие руководители должны дифференцированно подходить к конкретным размерам вознаграждения в пределах установленных предельных сумм, в том числе учитывая тяжесть совершенного преступления. Обусловливается это и тем, что в нормативных правовых актах, регламентирующих ОРД ОВД, не разграничиваются суммы выплат в зависимости от степени тяжести преступления.
Нами разделяется мнение авторов, считающих, что прописывать конкретные суммы денежных средств, выдачу которых может разрешить тот или иной уполномоченный руководитель, в нормативном документе не следует. Необходимо определить уровень, от которого необходимо отталкиваться при установлении кратности (размер минимальной заработной платы, например, как это прежде было заложено в нормативных правовых актах) [11, с. 49]. Очевидно, что размер вознаграждения должен зависеть от содержания полученной информации. Логично предположить, что, чем ценнее информация, тем выше будет и размер вознаграждения. В практике правоохранительных органов за предоставление информации
0 лицах, совершающих террористические акты, сумма объявленного вознаграждения доходила до
1 млн руб. [14, с. 11]. Такой подход применяется и в зарубежной практике [15, с. 112-113]. По нашему мнению, аналогия с положением гражданского законодательства о вознаграждении в размере 20% от стоимости найденной вещи (п. 2 ст. 229 ГК РФ) [16] в сфере борьбы с преступностью не применима. Думается, что размеры денежного вознаграждения должны быть адекватны значимости предоставленной информации, используемой для решения задач по борьбе с преступностью и стимулировать граждан к дальнейшему сотрудничеству с ОВД. Поскольку плата за выдаваемую информацию порождает у человека дополнительный мотив к контакту с правоохранительными органами.
7. Порядок регистрации и проверки.
Поступившая в ОВД от граждан информация по преступлению, за помощь в раскрытии которого объявлено вознаграждение, регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России1. При поступлении такой информации уполномоченный сотрудник докладывает о ее получении начальнику (руководителю) территориального органа. Затем согласно его
резолюции передает полученные сведения в соответствующее подразделение ОВД для принятия мер по ее проверке и реализации.
8. Условия выплаты вознаграждения.
Выплата указанных в объявлении вознаграждений осуществляется за счет средств федерального бюджета, поскольку финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 47 ФЗ «О полиции»). Аналогичный подход реализован и в ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 19).
Для решения вопроса о выдаче вознаграждения необходимо нормативно закрепить основание выплаты и критерии значимости полученной информации.
На наш взгляд, основаниями для выплаты гражданам вознаграждения может быть предоставление ими достоверной информации, которая способствовала: выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений; установлению лиц, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших; выявлению места нахождения лиц, пропавших без вести, и задержанию разыскиваемых преступников; установлению личности неопознанного трупа; выявлению объектов доказательственной информации; иная помощь в решении задач по борьбе с преступностью.
Думается, что в качестве базы для определения критерия важности (ценности, значимости) представленной информации можно рекомендовать использовать основания, указанные в нормативных правовых актах в сфере ОРД ОВД, а именно:
- не была ли аналогичная информация получена из иных источников; имеет ли она отношение к подготавливаемому, совершаемому или совершенному противоправному деянию;
- имеют ли данные сведения потенциальную доказательную ценность;
- ускорит ли она раскрытие преступления.
При анализе оснований выплат возникает ряд
вопросов: следует ли при решении вопроса о вознаграждении учитывать в совокупности все перечисленные требования к полученной информации; является ли законной выплата вознаграждения гражданину, независимо представившему информацию, способствовавшую раскрытию преступления, если аналогичная информация была получена из иного источника; какими критериями и как практически определить, ускорила ли полученная информация раскрытие преступления или нет.
1 «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736); «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707).
Отметим, что применительно к «качеству» поступившей информации и «очередности» ее предоставления необходимо учитывать норму гражданского законодательства о том, что когда действие, указанное в объявлении (предоставление значимой информации), совершили несколько лиц (получение аналогичной информации из иных источников), право на получение награды (вознаграждения) приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым (курсив наш. - Г.Р., А.М.) (ч. 5 ст. 1055 ГК РФ).
9. Обжалование действий должностных лиц территориальных органов МВД России.
Практика показывает, что в деятельности ОВД нередко возникают вопросы, связанные с выплатами (невыплатами) вознаграждений, их суммами и др. В связи с этим необходимо нормативно предусмотреть порядок обжалования решения о выплате (об отказе в выплате) вознаграждения, его сумме в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры либо в суд. С учетом того, что объявление о вознаграждении за предоставление информации, имеющей значение для ОВД, является гражданско-правовой сделкой, все споры, возникающие при его исполнении, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
10. Контроль за осуществлением выплаты вознаграждений. Ведомственный контроль за законностью и обоснованностью расходования денежных средств на выплату вознаграждений должны осуществлять руководители территориальных органов МВД России и уполномоченные сотрудники финансово-экономиче ских подразделений.
Обсуждение и заключения
В связи с тем, что объявление о вознаграждении является в сущности односторонней гражданско-правовой сделкой и отчасти опосредованно отражено в нормативных документах в сфере ОРД, при изложении нормативных предписаний
по порядку объявления вознаграждения за предоставленные сведения, имеющие значение для ОВД, необходимо увязывать их с гражданским и оперативно-розыскным законодательством. Следовательно, требуют тщательной проработки и согласования с предписаниями нормативных документов в сфере ОРД следующие вопросы:
- сроки проверки (согласно действующим нормативным правовым актам в сфере ОРД, проверка должна осуществляться в срок до 30 суток, в соответствии с ч. 2 ст. 314 ГК РФ срок исполнения обязательства составляет 7 дней);
- суммы вознаграждений (в объявлении могут указываться суммы вознаграждений, значительно превышающие их максимальный размер, определенный нормативными документами в сфере ОРД, чем нарушается принцип справедливого вознаграждения за аналогичную информацию);
- категории лиц, которые могут претендовать на вознаграждение (разграничить лиц, оказывающих содействие в соответствии с ФЗ об ОРД, с иными лицами); обеспечение конфиденциальности обращения гражданина в ОВД с информацией по раскрытию преступления и выплаты вознаграждения (нежелание гражданина оформления собственноручного документа о получении денежных средств с указанием в ней своих анкетных и паспортных данных);
- нежелание гражданина раскрывать свои данные сотрудникам ОВД или указание вымышленных анкетных данных; выдача вознаграждения в случае анонимного представления информации, способствующей раскрытию преступления и другие.
Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение механизма объявления и выплаты гражданам вознаграждения за предоставление информации, имеющей значение для ОВД, и допускают, что отдельные положения дискуссионны и требуют дальнейшего развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волынкин Е.Н. Правовые и организационно-тактические аспекты содействия граждан подразделениям уголовного розыска в борьбе с преступностью несовершеннолетних: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004. С.125-128.
2. Яковлев Л.В. Проблемы стимулирования анонимного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3. Барнаул: БЮИ МВД России, 2006. С. 162-166.
3. Рукавишников Г. А. Некоторые суждения к проекту приказа МВД России «Об утверждении правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших» // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2014. № 3(70). С. 66-77.
4. Давыдов С.И. Правовые проблемы разрешения ситуаций, складывающихся при расходовании денежных средств в оперативно-розыскной деятельности // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции. Барнаул: ЮИ МВД России, 2006. С. 36-40.
5. Максимов В.А. Орган внутренних дел как субъект, публично объявивший награду за представление сведений, имеющих значение для выявления, раскрытия или расследования противоправного деяния, розыска
лиц, скрывающихся от следствия, дознания, суда или без вести пропавшего // Проблемы российского законодательства и международного права: сб. статей международ. науч.-практ. конф. (Уфа, 31 января 2015 г.). Уфа, 2015. С.26-29.
6. Малеина М.Н. Публичное обещание награды и обращение отозвавшегося лица: спорные вопросы теории и практики // Юрист. 2012. № 21. С. 3-9.
7. Максимов В.А., Матросов А.Ю. Механизм реализации публичного обещания награды за предоставление сведений, имеющих значение для органов внутренних дел (на примере округа Лос-Анджелес, штат Калифорния, США) // Современная наука. 2015. № 3. С. 45-47.
8. Матросов А.Ю. Публичное обещание награды за предоставление сведений, имеющих значение для органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2006. 19 с.
9. Шелайкин Р.С. Гражданско-правовые обязательства, обеспечивающие выполнение отдельных специфических задач органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2006. 18 с.
10. Федеральный закон «О полиции»: научно-практическое пособие в 3-х томах / под ред. В.В. Гордиенко. М., 2012.
11. Железняк Н.С. К вопросу о необходимости развития отдельных видов содействия сыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С . 46-51.
12. Железняк Н.С. Совершенствование содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. трудов. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 73-76.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Проведение игр. Лотерея. Постатейный комментарий к главам 56 - 58 / А.А. Клишин, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 80 с.
14. Дубоносов Е.С. Аноним - это серьезно! // Налоговый учет для бухгалтера. 2005. № 1. С. 11.
15. Морозов В.М. Международный опыт борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Владимир, 1998. С. 112-113.
16. Гражданское право: учебник. Том II / под ред. проф. О.Н. Садикова. М.: «ИНФРА-М», 2006. 608 с. URL: https://textbook.news/ grajdanskoe-pravo_865/ponyatie-publichnogo-obeschaniya-73136.html (дата обращения 12.02.2018).
REFERENCES
1. Volynkin E.N. Pravovye i organizacionno-takticheskie aspekty sodejstviya grazhdan podrazdeleniyam ugolovnogo rozyska v bor'be s prestupnost'yu nesovershennoletnih: monografiya. Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2004. S.125-128.
2. YAkovlev L.V. Problemy stimulirovaniya anonimnogo sodejstviya grazhdan operativnym podrazdeleniyam organov vnutrennih del // Problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoj deyatel'nosti kriminal'noj milicii: Mezhvuz. sb. nauch. trudov. Vyp. 3. Barnaul: BYUI MVD Rossii, 2006. S. 162-166.
3. Rukavishnikov G.A. Nekotorye suzhdeniya k proektu prikaza MVD Rossii «Ob utverzhdenii pravil ob"yavleniya o naznachenii i vyplaty voznagrazhdeniya grazhdanam za pomoshch' v raskrytii prestuplenij i zaderzhanii lic, ih sovershivshih» // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. 2014. № 3(70). S. 66-77.
4. Davydov S.I. Pravovye problemy razresheniya situacij, skladyvayushchihsya pri raskhodovanii denezhnyh sredstv v operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoj deyatel'nosti kriminal'noj milicii. Barnaul: YUI MVD Rossii, 2006. S. 36-40.
5. Maksimov V.A. Organ vnutrennih del kak sub"ekt, publichno ob"yavivshij nagradu za predstavlenie svedenij, imeyushchih znachenie dlya vyyavleniya, raskrytiya ili rassledovaniya protivopravnogo deyaniya, rozyska lic, skryvayushchihsya ot sledstviya, doznaniya, suda ili bez vesti propavshego // Problemy rossijskogo zakonodatel'stva i mezhdunarodnogo prava: sb. statej mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (Ufa, 31 yanvarya 2015 g.). Ufa, 2015. S.26-29.
6. Maleina M.N. Publichnoe obeshchanie nagrady i obrashchenie otozvavshegosya lica: spornye voprosy teorii i praktiki // YUrist. 2012. № 21. S. 3-9.
7. Maksimov V.A., Matrosov A.YU. Mekhanizm realizacii publichnogo obeshchaniya nagrady za predostavlenie svedenij, imeyushchih znachenie dlya organov vnutrennih del (na primere okruga Los-Andzheles, shtat Kaliforniya, SSHA) // Sovremennaya nauka. 2015. № 3. S. 45-47.
8. Matrosov A.YU. Publichnoe obeshchanie nagrady za predostavlenie svedenij, imeyushchih znachenie dlya organov vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2006. 19 s.
9. SHelajkin R.S. Grazhdansko-pravovye obyazatel'stva, obespechivayushchie vypolnenie otdel'nyh specificheskih zadach organov vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2006. 18 s.
10. Federal'nyj zakon «O policii»: nauchno-prakticheskoe posobie v 3-h tomah / pod red. V.V. Gordienko. M., 2012.
11. ZHeleznyak N.S. K voprosu o neobhodimosti razvitiya otdel'nyh vidov sodejstviya sysknoj deyatel'nosti // Operativnik (syshchik). 2012. № 4 (33). S . 46-51.
12. ZHeleznyak N.S. Sovershenstvovanie sodejstviya grazhdan operativnym podrazdeleniyam organov vnutrennih
del // Voprosy sovershenstvovaniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: sb. nauch. trudov. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2003. S. 73-76.
13. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Publichnoe obeshchanie nagrady. Publichnyj konkurs. Provedenie igr. Lotereya. Postatejnyj kommentarij k glavam 56 - 58 / A.A. Klishin, P.V. Krasheninnikov, O.A. Ruzakova i dr.; pod red. P.V. Krasheninnikova. M.: Statut, 2014. 80 s.
14. Dubonosov E.S. Anonim - ehto ser'ezno! // Nalogovyj uchet dlya buhgaltera. 2005. № 1. S. 11.
15. Morozov V.M. Mezhdunarodnyj opyt bor'by s organizovannoj prestupnost'yu i nezakonnym oborotom narkotikov. Vladimir, 1998. S. 112-113.
16. Grazhdanskoe pravo: uchebnik. Tom II / pod red. prof. O.N. Sadikova. M.: «INFRA-M», 2006. 608 s. URL: https://textbook.news/ grajdanskoe-pravo_865/ponyatie-publichnogo-obeschaniya-73136.html (data obrashcheniya 12.02.2018).
Об авторах: Рукавишников Григорий Анатольевич, кандидат юридических наук, инспектор отдела профессиональной подготовки Управления по работе с личным составом МВД по Чувашской Республике е-mail: r-grisha.21@mail.ru
Музеев Айдар Иршатович, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Казанского юридического института МВД России е-mail: a_mouzeev@mail.ru © Рукавишников Г.А., 2018. © Музеев А.И., 2018.
Статья получена: 29.05.2018. Статья принята к публикации: 20.12.2018. Статья опубликована онлайн: 24.12.2018.
About the authors: Rukavishnikov Grigory A., Candidate of Law Sciences (Re-search Doctorate), Inspector of Professional Training of the Department for Work with the Personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Chuvash Republic e-mail: r-grisha.21@mail.ru
Muzeev Aidar I., Candidate of Law Sciences (Research Doctorate), Associate Pro-fessor of the Department of investigation of Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: a_mouzeev@mail.ru
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version of the manuscript.
Заявленный вклад авторов
Рукавишников Григорий Анатольевич - сбор и анализ эмпирических данных и их обобщение, разработка концептуальных подходов исследования; подготовка первоначального варианта текста.
Музеев Айдар Иршатович - анализ научной литературы по проблеме исследования; формирование выводов и практических рекомендаций; доработка текста исследования.