Г.А. Рукавишников,
кандидат юридических наук (Центр профессиональной подготовки МВД по Чувашской Республике)
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АНОНИМНОМ ПОМОЩИ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
В статье рассмотрены некоторые аспекты использования анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств (Великобритании, Канады, США, ФРГ и др.) в борьбе с преступностью. Отражены вопросы получения и реализации анонимных сведений, а также порядок выплаты вознаграждения за информацию, способствовавшую раскрытию преступлений. На основе изучения положительного опыта иностранных государств по работе с анонимными источниками
информации, сформулировано положение внутренних дел
Важность и необходимость
использования лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел (далее - ОВД), для решения задач по борьбе с преступностью не вызывает сомнений. Однако эффективность применения института содействия в целом и отдельных его видов (в частности, анонимного содействия) оставляет желать лучшего. Во многом это определяется несовершенством нормативного правового регулирования в названной сфере. Так, согласно опросам, лишь 12,2% респондентов удовлетворены положениями нормативных правовых актов, регламентирующих использование анонимного содействия граждан в борьбе с преступностью [1].
В процессе поиска оптимальных путей возможного изменения российского законодательства, регламентирующего содействие граждан ОВД, целесообразно обратиться к опыту полиции зарубежных государств [2]. Во многих зарубежных странах, например в США[3], Канаде[4], Японии, ФРГ[5], Швеции[6], Китае и других государствах [7] для борьбы с преступностью успешно используется информация, полученная от населения, в том числе в виде анонимных сообщений.
возможности его использования органами
Российской Федерации.
Например, в США[8], Аргентине[9], Великобритании и Венгрии анонимные источники хорошо зарекомендовали себя для борьбы с коррупцией. Для доносчиков создаются благоприятные условия,
включая специальные каналы отправления сообщений[10].
В ФРГ в 2005 г. в 10% случаях
предварительное расследование
коррупционных преступлений
базировалось на анонимных заявлениях граждан. В целях получения информации о коррупции и минимизирования
возможности повергнуться угрозам источнику такой информации была разработана информационная система
Business-Keeper-Monitoring-System (BKMS® System), через которую информатор в полностью анонимном
режиме может направить сообщение в правоохранительные органы.
Особенностью системы является возможность анонимного диалога между лицом, предоставляющим сведения, и исполнителем, в течение всего времени проведения дознания. Передача информации, также как и систематическая обработка данных, происходит через Интернет в режиме «on-line».
Информатору гарантируется удаление сведений, обнаруживающих его авторство. Система BKMS® в данном случае совершенно отличается от Mailing-системы, поскольку ни IP-адрес, ни время не сохраняются; таким образом, определение лица, предоставившего информацию, невозможно.
Всего с использованием этой системы в 2006 г. поступило 918 сообщений, из которых, по предварительной оценке, 359 можно ранжировать как имеющие уголовно-правовой характер. В 164 случаях были инициированы прокурорские расследования. Сообщения касались коррупции, а также мошенничества, в том числе с дотациями; злоупотребления доверием; преступлений, связанных с проведением конкурсов; нелегальной деятельностью и прочих экономических преступлений. Достоинством системы является возможность постановки встречных вопросов. В таком режиме происходило общение с 314 информаторами, поскольку они создали свои анонимные почтовые ящики. Это говорит о высоком уровне признания и доверия к системе и к обещанной анонимности [ 11].
В США насчитывается около 600 различных программ взаимодействия правоохранительных органов с
населением, в том числе в целях раскрытия преступлений. Лица, обладающие какой-либо информацией о преступлении, могут сообщить ее в полицию анонимно по телефону. Такая форма взаимодействия помогает раскрывать преступления, которые «не поддаются расследованию обычными способами» [12]. Так, в Вашингтоне, благодаря такому
содействию, за достаточно короткий срок было раскрыто 537 преступлений, возвращено похищенного имущества на сумму 2,8 млн долларов, конфисковано наркотиков на 8,7 млн долларов[13].
В США, Канаде и Австралии свидетели преступлений могут по телефону анонимно обратиться в полицию в рамках программ «Crime-Stoppers» («Борцы с преступностью»), не опасаясь мести со стороны преступников или обвинений в
клевете. В случае успеха вознаграждение колеблется от 500 до 20000 шиллингов. Более 58 тыс. уголовно наказуемых деяний были раскрыты с помощью таких сообщений, установлены 114 тыс. преступников, 113 тыс. из них были осуждены. Полиция конфисковала награбленное в общей сложности на 10 млрд. шиллингов и наркотики на сумму 25 млрд шиллингов. Объединения «Crime-Stoppers» выплатили 400 млн. шиллингов в качестве вознаграждения. В то же время более 98% лиц, предоставивших сведения, отказались от денег [14].
Каждый, кто направляет информацию, получает цифровой код, назвав который спустя неделю, может узнать, был ли достигнут успех благодаря его информации, и причитается ли ему вознаграждение. Объединение «Crime-Stoppers» определяет его размер. Выплата происходит при соблюдении анонимности свидетеля, часто наличными. Нередко для обеспечения конфиденциальности
информатора открываются анонимные счета. На Ямайке пакеты с деньгами выбрасываются на ходу из автомобиля в заранее оговоренных местах[15].
В Великобритании эта программа действует с 1992 г. и успешно применяется для борьбы с незаконным оборотом наркотиков[16]. В 1996 году правительство этой страны провело рекламную кампанию под девизом: «Знаете какого-нибудь
обманщика? Подскажите о нем по телефону». В результате в пяти областях, где она апробировалась, телефонные операторы зарегистрировали более 13 тыс. «крайне полезных конфиденциальных сообщений», позволивших спасти свыше 1 млн фунтов стерлингов [17].
На Филиппинах также есть свои «секреты» работы с анонимными информаторами, сообщающими, как правило, о налоговых махинациях, получающими это вознаграждение, которое может составить до 1 млн песо (18,3 тыс. долларов США) или 10 процентов от общей суммы недоимки вместе с пенями и штрафами. Расплачиваются с подобными
информаторами только после того, как суд
вынесет соответствующее решение и соберет полагающиеся налоги[18].
В США за оказание помощи полиции, в том числе на анонимной основе, население рассчитывает на получение
вознаграждения, которое зависит от ценности представляемой информации и раскрытого преступления. Лицам, сообщившим сведения о преступлении, гарантируется полная анонимность. Во время первого же телефонного контакта им присваивается определенный кодовый номер, которым пользуются и при дальнейшем общении с этими гражданами. Если полученные сведения оказались полезными для полиции (содействовали аресту, осуждению, возвращению похищенного имущества, розыску пропавшего лица и т.п.), при очередном телефонном разговоре с гражданином оговаривается сумма вознаграждения, а также способ и место его передачи. Для получения вознаграждения информатор заинтересован в успешном завершении расследования. Это является стимулом к постоянным контактам с полицией, в процессе которых не только уточняются первоначальная сведения, но и выявляются дополнительные подробности. Выплата вознаграждения обычно осуществляется через банк или какое-то торговое предприятие, где, назвав свой кодовый номер и сумму вознаграждения, информатор получает конверт с деньгами. Передача вознаграждения может происходить также в заранее обусловленном месте. Полиция к выплате денег не имеет никакого отношения. Сбор денег, контроль за фондом вознаграждений, определение суммы и способа выплаты осуществляет специальная общественная организация -Совет директоров, избираемый из числа наиболее уважаемых граждан. Совет состоит из 25 человек: 13-ти бизнесменов, трех юристов, двух представителей печати, служащего телевидения, священника, учителя и четырех частных лиц.
Средства в фонд вознаграждений поступают из самых разных источников: от частных лиц, предприятий, религиозных и финансовых организаций и т.п. Совет директоров совместно с полицией осуществляет также общее руководство программой и занимается ее популяризацией. Все члены Совета работают, как правило, на общественных началах. Такая система отношений населения и правоохранительных органов показала свою эффективность. Так, уже в течение первого года действия программы было раскрыто 24,8% преступлений[19]. В период с 1976 по 1986 гг. было найдено и возвращено собственности и наркотиков на сумму более 600 млн. долларов, а аресты, проведенные на основе сведений, полученных по телефону, в 95% случаев привели к обвинительному приговору [20]. Такие же меры применяются в Канаде[21].
Получение правоохранительными
органами анонимной информации от населения по телефону и иным способом, а также выплата вознаграждения в случае ее реализации, на наш взгляд, внешне напоминает использование в целях борьбы с преступностью «телефонов доверия», «горячих линий» и т.д., применяемых ОВД нашей страны. Однако финансовое обеспечение этого направления
деятельности значительно ниже по сравнению с зарубежными стандартами и не отвечает современным требованиям, что во многом определяет невысокую активность и слабую заинтересованность анонимных источников в передаче информации ОВД. Такое положение существенно влияет на эффективность деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступностью.
Представляется, что в организации
эффективного использования анонимного содействия нам не нужно «изобретать велосипед». Необходимо обратиться к богатому зарубежному опыту, адаптировав его к современным российским реалиям и значительно увеличив финансирование
указанного направления деятельности.
Литература
1. Здесь указаны результаты исследования, проведенного нами в регионах Приволжского федерального округа (Республик Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Нижегородская и Ульяновская области и др.). Всего
опрошен 321 оперативный сотрудник и руководитель оперативных подразделений ОВД (УР, БЭП, БОП и НП) на различных уровнях: ГРОВД; МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
2. Пантюхин К.Ю. Опыт полиции зарубежных государств по привлечению граждан к борьбе с преступностью // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы IV Международной науч.- практич. конференции. - Барнаул: ЮИ МВД РФ, 2006. - С. 57-59.
3. Поздняков А.Н. К вопросу о социальной роли граждан, привлекаемых к содействию органами внутренних дел в качестве агентов // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. статей. - М.: Академия управления МВД России, 2007. -С. 12, 13.
4. Якубович Н.А., Валицкая В.И. Формы деятельности буржуазной полиции по предупреждению преступлений. - М., 1977.- С. 167 - 169.
5. Зарубежный опыт организации борьбы с организованной преступностью и коррупцией: аналитический обзор. - М.: ДБОПиТ МВД России, 2005.
6. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2005. - С.
313.
7. Напр.: В Сирии анонимное содействие также широко используется для борьбы с преступностью. Так, анонимный звонок помог задержать женщину, подозреваемую в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири (см.: Юрьева Д. Бразилия взяла сирийский след // Российская газета. - 2006. - 15 марта). Во Вьетнаме в 1994 г. создана специальная следственная группа (EGV) для получения и использования анонимной и иной информации в целях борьбы с вымогательствами, нелегальной торговлей сигаретами и другими преступными махинациями (см.: Kriminalistik. - 1999. - № 3. - Р. 183191).
8. Барсук К.В. О положительном опыте полиции (милиции) в работе с населением с целью поддержания своего имиджа // Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях конституционного развития Российской Федерации: материалы межвузовского науч. семинара (Москва, 26 апреля 2004 г.). - М.: Академия управления МВД России, 2004. - С. 245-249.
9. Биджиева Э.А., Воробьев И.А., Жмыхов А.А. и др. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: сб. аналитических мат-лов. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - С. 35.
10. Моднов И.С., Васина Е.С., Шинкаренко Н.И., Шурыгин П.А. Борьба с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США. - М., 2005. - С. 31-35.
11. Линднер Вольфганг (ФРГ). Коррупция - получение информации органами полиции («Deutsches Polizeiblatt». - 2006. - № 5. - С. 6-20) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 40. - М.: ГИАЦ МВД РФ, 2007. - С. 27.
12. Козловский А.Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1998. - С. 89-90.
13. Стефанович С.С., Смирнов В.А. Состояние и меры противодействия преступности в крупных городах зарубежных государств // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. - М., 1994. - С. 101.
14. Ермолович Г.П. Привлечение населения к правоприменительной деятельности полиции США: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1992. - С. 128.
15. Бреннер Герхард (Австрия). Позвони и получи деньги («Öffentliche Sicherheit», 1997. - № 12. - С. 24) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 10. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1999. - С. 17.
16. Хедвиг Риш. Экономическая преступность и коррупция // Деятельность правоохранительных органов (отечественный и зарубежный опыт): сб. материалов. - М.: Академия управления МВД России, 2005.- С. 42.
17. Емельянов В. Агент под кличкой «Кармен» // Налоговая полиция. - 1997. - № 10. - С. 15.
18. Что нового за границей // Расчет. - 2005. - № 5. - С. 19.
19. Police Chief. - 1984. - № 4. - Р. 35-41.
20. Смирнов М.П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран. - М., 2002. - С. 335, 435, 437, 458 и др.
21. С их помощью в 1989 г. предъявлено обвинения 1402 лицам, совершившим различные преступления, возвращено похищенного имущества на сумму более 1 млн. долларов (см.: Филиппов А.Г. Использование помощи общественности и граждан в борьбе с организованной преступностью // Вопросы организованной преступности и борьбы с ней. - М., 1993. - С. 56).