Научная статья на тему 'Об использовании анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств'

Об использовании анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рукавишников Г. А.

В статье рассмотрены некоторые аспекты использования анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств (Великобритании, Канады, США, ФРГ и др.) в борьбе с преступностью. Отражены вопросы получения и реализации анонимных сведений, а также порядок выплаты вознаграждения за информацию, способствовавшую раскрытию преступлений. На основе изучения положительного опыта иностранных государств по работе с анонимными источниками информации, сформулировано положение о возможности его использования органами внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рукавишников Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств»

Г.А. Рукавишников,

кандидат юридических наук (Центр профессиональной подготовки МВД по Чувашской Республике)

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АНОНИМНОМ ПОМОЩИ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассмотрены некоторые аспекты использования анонимной помощи граждан правоохранительными органами зарубежных государств (Великобритании, Канады, США, ФРГ и др.) в борьбе с преступностью. Отражены вопросы получения и реализации анонимных сведений, а также порядок выплаты вознаграждения за информацию, способствовавшую раскрытию преступлений. На основе изучения положительного опыта иностранных государств по работе с анонимными источниками

информации, сформулировано положение внутренних дел

Важность и необходимость

использования лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел (далее - ОВД), для решения задач по борьбе с преступностью не вызывает сомнений. Однако эффективность применения института содействия в целом и отдельных его видов (в частности, анонимного содействия) оставляет желать лучшего. Во многом это определяется несовершенством нормативного правового регулирования в названной сфере. Так, согласно опросам, лишь 12,2% респондентов удовлетворены положениями нормативных правовых актов, регламентирующих использование анонимного содействия граждан в борьбе с преступностью [1].

В процессе поиска оптимальных путей возможного изменения российского законодательства, регламентирующего содействие граждан ОВД, целесообразно обратиться к опыту полиции зарубежных государств [2]. Во многих зарубежных странах, например в США[3], Канаде[4], Японии, ФРГ[5], Швеции[6], Китае и других государствах [7] для борьбы с преступностью успешно используется информация, полученная от населения, в том числе в виде анонимных сообщений.

возможности его использования органами

Российской Федерации.

Например, в США[8], Аргентине[9], Великобритании и Венгрии анонимные источники хорошо зарекомендовали себя для борьбы с коррупцией. Для доносчиков создаются благоприятные условия,

включая специальные каналы отправления сообщений[10].

В ФРГ в 2005 г. в 10% случаях

предварительное расследование

коррупционных преступлений

базировалось на анонимных заявлениях граждан. В целях получения информации о коррупции и минимизирования

возможности повергнуться угрозам источнику такой информации была разработана информационная система

Business-Keeper-Monitoring-System (BKMS® System), через которую информатор в полностью анонимном

режиме может направить сообщение в правоохранительные органы.

Особенностью системы является возможность анонимного диалога между лицом, предоставляющим сведения, и исполнителем, в течение всего времени проведения дознания. Передача информации, также как и систематическая обработка данных, происходит через Интернет в режиме «on-line».

Информатору гарантируется удаление сведений, обнаруживающих его авторство. Система BKMS® в данном случае совершенно отличается от Mailing-системы, поскольку ни IP-адрес, ни время не сохраняются; таким образом, определение лица, предоставившего информацию, невозможно.

Всего с использованием этой системы в 2006 г. поступило 918 сообщений, из которых, по предварительной оценке, 359 можно ранжировать как имеющие уголовно-правовой характер. В 164 случаях были инициированы прокурорские расследования. Сообщения касались коррупции, а также мошенничества, в том числе с дотациями; злоупотребления доверием; преступлений, связанных с проведением конкурсов; нелегальной деятельностью и прочих экономических преступлений. Достоинством системы является возможность постановки встречных вопросов. В таком режиме происходило общение с 314 информаторами, поскольку они создали свои анонимные почтовые ящики. Это говорит о высоком уровне признания и доверия к системе и к обещанной анонимности [ 11].

В США насчитывается около 600 различных программ взаимодействия правоохранительных органов с

населением, в том числе в целях раскрытия преступлений. Лица, обладающие какой-либо информацией о преступлении, могут сообщить ее в полицию анонимно по телефону. Такая форма взаимодействия помогает раскрывать преступления, которые «не поддаются расследованию обычными способами» [12]. Так, в Вашингтоне, благодаря такому

содействию, за достаточно короткий срок было раскрыто 537 преступлений, возвращено похищенного имущества на сумму 2,8 млн долларов, конфисковано наркотиков на 8,7 млн долларов[13].

В США, Канаде и Австралии свидетели преступлений могут по телефону анонимно обратиться в полицию в рамках программ «Crime-Stoppers» («Борцы с преступностью»), не опасаясь мести со стороны преступников или обвинений в

клевете. В случае успеха вознаграждение колеблется от 500 до 20000 шиллингов. Более 58 тыс. уголовно наказуемых деяний были раскрыты с помощью таких сообщений, установлены 114 тыс. преступников, 113 тыс. из них были осуждены. Полиция конфисковала награбленное в общей сложности на 10 млрд. шиллингов и наркотики на сумму 25 млрд шиллингов. Объединения «Crime-Stoppers» выплатили 400 млн. шиллингов в качестве вознаграждения. В то же время более 98% лиц, предоставивших сведения, отказались от денег [14].

Каждый, кто направляет информацию, получает цифровой код, назвав который спустя неделю, может узнать, был ли достигнут успех благодаря его информации, и причитается ли ему вознаграждение. Объединение «Crime-Stoppers» определяет его размер. Выплата происходит при соблюдении анонимности свидетеля, часто наличными. Нередко для обеспечения конфиденциальности

информатора открываются анонимные счета. На Ямайке пакеты с деньгами выбрасываются на ходу из автомобиля в заранее оговоренных местах[15].

В Великобритании эта программа действует с 1992 г. и успешно применяется для борьбы с незаконным оборотом наркотиков[16]. В 1996 году правительство этой страны провело рекламную кампанию под девизом: «Знаете какого-нибудь

обманщика? Подскажите о нем по телефону». В результате в пяти областях, где она апробировалась, телефонные операторы зарегистрировали более 13 тыс. «крайне полезных конфиденциальных сообщений», позволивших спасти свыше 1 млн фунтов стерлингов [17].

На Филиппинах также есть свои «секреты» работы с анонимными информаторами, сообщающими, как правило, о налоговых махинациях, получающими это вознаграждение, которое может составить до 1 млн песо (18,3 тыс. долларов США) или 10 процентов от общей суммы недоимки вместе с пенями и штрафами. Расплачиваются с подобными

информаторами только после того, как суд

вынесет соответствующее решение и соберет полагающиеся налоги[18].

В США за оказание помощи полиции, в том числе на анонимной основе, население рассчитывает на получение

вознаграждения, которое зависит от ценности представляемой информации и раскрытого преступления. Лицам, сообщившим сведения о преступлении, гарантируется полная анонимность. Во время первого же телефонного контакта им присваивается определенный кодовый номер, которым пользуются и при дальнейшем общении с этими гражданами. Если полученные сведения оказались полезными для полиции (содействовали аресту, осуждению, возвращению похищенного имущества, розыску пропавшего лица и т.п.), при очередном телефонном разговоре с гражданином оговаривается сумма вознаграждения, а также способ и место его передачи. Для получения вознаграждения информатор заинтересован в успешном завершении расследования. Это является стимулом к постоянным контактам с полицией, в процессе которых не только уточняются первоначальная сведения, но и выявляются дополнительные подробности. Выплата вознаграждения обычно осуществляется через банк или какое-то торговое предприятие, где, назвав свой кодовый номер и сумму вознаграждения, информатор получает конверт с деньгами. Передача вознаграждения может происходить также в заранее обусловленном месте. Полиция к выплате денег не имеет никакого отношения. Сбор денег, контроль за фондом вознаграждений, определение суммы и способа выплаты осуществляет специальная общественная организация -Совет директоров, избираемый из числа наиболее уважаемых граждан. Совет состоит из 25 человек: 13-ти бизнесменов, трех юристов, двух представителей печати, служащего телевидения, священника, учителя и четырех частных лиц.

Средства в фонд вознаграждений поступают из самых разных источников: от частных лиц, предприятий, религиозных и финансовых организаций и т.п. Совет директоров совместно с полицией осуществляет также общее руководство программой и занимается ее популяризацией. Все члены Совета работают, как правило, на общественных началах. Такая система отношений населения и правоохранительных органов показала свою эффективность. Так, уже в течение первого года действия программы было раскрыто 24,8% преступлений[19]. В период с 1976 по 1986 гг. было найдено и возвращено собственности и наркотиков на сумму более 600 млн. долларов, а аресты, проведенные на основе сведений, полученных по телефону, в 95% случаев привели к обвинительному приговору [20]. Такие же меры применяются в Канаде[21].

Получение правоохранительными

органами анонимной информации от населения по телефону и иным способом, а также выплата вознаграждения в случае ее реализации, на наш взгляд, внешне напоминает использование в целях борьбы с преступностью «телефонов доверия», «горячих линий» и т.д., применяемых ОВД нашей страны. Однако финансовое обеспечение этого направления

деятельности значительно ниже по сравнению с зарубежными стандартами и не отвечает современным требованиям, что во многом определяет невысокую активность и слабую заинтересованность анонимных источников в передаче информации ОВД. Такое положение существенно влияет на эффективность деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступностью.

Представляется, что в организации

эффективного использования анонимного содействия нам не нужно «изобретать велосипед». Необходимо обратиться к богатому зарубежному опыту, адаптировав его к современным российским реалиям и значительно увеличив финансирование

указанного направления деятельности.

Литература

1. Здесь указаны результаты исследования, проведенного нами в регионах Приволжского федерального округа (Республик Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Нижегородская и Ульяновская области и др.). Всего

опрошен 321 оперативный сотрудник и руководитель оперативных подразделений ОВД (УР, БЭП, БОП и НП) на различных уровнях: ГРОВД; МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

2. Пантюхин К.Ю. Опыт полиции зарубежных государств по привлечению граждан к борьбе с преступностью // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы IV Международной науч.- практич. конференции. - Барнаул: ЮИ МВД РФ, 2006. - С. 57-59.

3. Поздняков А.Н. К вопросу о социальной роли граждан, привлекаемых к содействию органами внутренних дел в качестве агентов // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. статей. - М.: Академия управления МВД России, 2007. -С. 12, 13.

4. Якубович Н.А., Валицкая В.И. Формы деятельности буржуазной полиции по предупреждению преступлений. - М., 1977.- С. 167 - 169.

5. Зарубежный опыт организации борьбы с организованной преступностью и коррупцией: аналитический обзор. - М.: ДБОПиТ МВД России, 2005.

6. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2005. - С.

313.

7. Напр.: В Сирии анонимное содействие также широко используется для борьбы с преступностью. Так, анонимный звонок помог задержать женщину, подозреваемую в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири (см.: Юрьева Д. Бразилия взяла сирийский след // Российская газета. - 2006. - 15 марта). Во Вьетнаме в 1994 г. создана специальная следственная группа (EGV) для получения и использования анонимной и иной информации в целях борьбы с вымогательствами, нелегальной торговлей сигаретами и другими преступными махинациями (см.: Kriminalistik. - 1999. - № 3. - Р. 183191).

8. Барсук К.В. О положительном опыте полиции (милиции) в работе с населением с целью поддержания своего имиджа // Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях конституционного развития Российской Федерации: материалы межвузовского науч. семинара (Москва, 26 апреля 2004 г.). - М.: Академия управления МВД России, 2004. - С. 245-249.

9. Биджиева Э.А., Воробьев И.А., Жмыхов А.А. и др. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: сб. аналитических мат-лов. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - С. 35.

10. Моднов И.С., Васина Е.С., Шинкаренко Н.И., Шурыгин П.А. Борьба с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США. - М., 2005. - С. 31-35.

11. Линднер Вольфганг (ФРГ). Коррупция - получение информации органами полиции («Deutsches Polizeiblatt». - 2006. - № 5. - С. 6-20) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 40. - М.: ГИАЦ МВД РФ, 2007. - С. 27.

12. Козловский А.Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1998. - С. 89-90.

13. Стефанович С.С., Смирнов В.А. Состояние и меры противодействия преступности в крупных городах зарубежных государств // Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе. - М., 1994. - С. 101.

14. Ермолович Г.П. Привлечение населения к правоприменительной деятельности полиции США: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1992. - С. 128.

15. Бреннер Герхард (Австрия). Позвони и получи деньги («Öffentliche Sicherheit», 1997. - № 12. - С. 24) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 10. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1999. - С. 17.

16. Хедвиг Риш. Экономическая преступность и коррупция // Деятельность правоохранительных органов (отечественный и зарубежный опыт): сб. материалов. - М.: Академия управления МВД России, 2005.- С. 42.

17. Емельянов В. Агент под кличкой «Кармен» // Налоговая полиция. - 1997. - № 10. - С. 15.

18. Что нового за границей // Расчет. - 2005. - № 5. - С. 19.

19. Police Chief. - 1984. - № 4. - Р. 35-41.

20. Смирнов М.П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран. - М., 2002. - С. 335, 435, 437, 458 и др.

21. С их помощью в 1989 г. предъявлено обвинения 1402 лицам, совершившим различные преступления, возвращено похищенного имущества на сумму более 1 млн. долларов (см.: Филиппов А.Г. Использование помощи общественности и граждан в борьбе с организованной преступностью // Вопросы организованной преступности и борьбы с ней. - М., 1993. - С. 56).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.