Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ'

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ»

тогда делали посев. Объединяли содержимое 5—10 штук яиц. Засевали отдельно белок и желток в количестве от 1 до 5 мл в 5—20 мл магниевой среды одинарной концентрации (соотношение I : 4). Сначала посев содержимого яиц делали без подращивания, а потом засевали с подращиванием в термостате при 37° в течение 18—24 часов.

Исследование готовой продукции мясокомбината, буфетной, молочной — молокозавода, полуфабрикатов мясокомбината производили так. Готовили 10% эмульсию на 0,1 % пептонной воде (10 г продукта + 90 мл 0,1 % пептонной воды); эмульсию в количестве 25 мл засевали в 50 мл магниевой среды двойной концентрации. Молочные продукты лараллельно засевали на селенитовый бульон.

При исследовании куриного и гусиного помета засевали его на плотные среды — Плоскнрева, Левина, Висмут — сульфит агар и на 2 среды накопления: магниевую и селенитовую. Высевы со сред накопления производили через 24—48 часов на те же твердые среды. С магниевой среды по сравнению с селенитовой выделили на 1 культуру больше.

Исследованию на инкубаторной станции подвергались яйца, смывы с яиц, смывы с предметов обихода и кормушек, подстилочное сено, помет цыплят, желчь и содержимое кишечника павших цыплят. Всего было отобрано .119 проб; в 18 из них выделены P. new-port. Сальмонеллы найдены при посеве содержимйто яиц (1 из 21 анализа), в смывах с гусиных и куриных яиц (3 из 11 анализов), в помете цыплят (3 из 16 анализов), смывах с оборудования и инвентаря (3 из 46 анализов).

На мясокомбинате исследовали смывы с оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции. Отобрано 269 проб, в 13 пробах выделены S. newport (4,8%). В 3 из 43 анализов полуфабрикатов выделены сальмонеллы (6,9%), в том числе 2 культуры S. r.ewport и 1 культура S. Dublin. В 10 из 212 анализов смывов выделены сальмонеллы (4,7%), причем 9 культур S. newport и 1 культура St. murium.

В домашних очагах исследовали помет от больных и павших цыплят, яйца, сырое молоко, смывы с оборудования. Всего приведено 240 анализов. В 7 случаях выделены культуры S. newport, причем в 6 случаях из помета (24,1 %) и в 1 случае из желчи рыбы, выловленной в реке в центре города.

В связи с этим взяты 132 пробы речной воды. Сальмонеллы выделены в 67 пробах (50,7%), причем выделены 74 сальмонеллезные культуры: 66 культур S. newport (89%), 5 культур S. t. murium (6,8%), 1 культура S. Dublin, 1 культура S. anatum и 1 культура S. heidelberg (на последние 3 культуры приходится 4,2% проб).

На птицеферме, поставляющей яйца на инкубаторную станцию, исследовали смывы с яиц, содержимое яиц помет кур и органы павших птиц. Отобрано 45 проб; в 3 из них выделены S. newport, причем 2 культуры из органов павших кур (16,6%) и 1 из содержимого яиц.

При исследовании молочной продукции молокозавода, буфетной, смывов с оборудования отобрано 146 анализов; положительных находок не было.

В итоге с 12/IV по 1/XI1 1971 г. в лаборатории проведено с применением магниевой среды обогащения 951 исследование на патогенные энтеробактерии. Сальмонеллы выделены в 108 (11,3%) анализах 115 культур, среди них S. newport 105 культур (91,2%), S. t. murium 6 культур (5,2%), S. Dublin 2 культуры (1,8%), S. anatum 1 культура (0,9%), S. heidelberg 1 культура (0,9%).

Заключение

1. Приведенные выше данные позволяют оценить магниевую среду накопления как весьма эффективную для индикации сальмонелл из объектов внешней среды.

2. Для полной расшифровки циркуляции сальмонелл (животное — внешняя среда — человек) необходимо участие ветеринарно-бактериологической службы с использованием ею единых с органами здравоохранения бактериологических методик посевов.

Поступила 1/1II 1972 г .

Краткие сообщения

УДК 613.155:656.132:621.43.013.1

М. А. Бульбулян, В. Б. Смулевич

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА В КАБИНАХ АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Институт экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, Москва

Проведены изучение воздушной среды на рабочем месте водителей автобуса и троллейбуса с точки зрения загрязнения ее канцерогенными и токсическими веществами, а также детальное ознакомление с некоторый другими условиями труда этих работников —

Средние показатели загрязнения воздушной среды кабины автобуса и троллейбуса токсическими веществами в теплое и холодное время года

Изучаемое вещество (в мг/мг) Теплое время года Холодное время года

автобус троллейбус автобус троллейбус

Окись углерода .... 42,3 22,1 56,5 11,0

Углеводороды (суммарно) 177,2 128,0 216,0 64,3

Окислы азота..... 1.5 2,4 4,2 1,97

Бензин ........ 166,8 89,8 114,4 52,5

ритмом трудового дня, режимом питания и отдыха. Исследование выполняли в комплексе с Центральным научно-нсследо-вательским автомобильным и автомоторным институтом Министерства автомобильной промышленности СССР н лабораторией профилактики канцерогенных воздействий Института экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР.

Авторы, изучавшие условия труда водителей автобусов (Р. И. Верховская; М. А. Ков-нацкий; 3. Г. Вольфсон; Л. Я. Кельштейн; А. И. Вайс-ман, и др.), отмечали многие неблагоприятные моменты в их работе — значительное напряжение нервной системы, физическое напряжение, воздействие неблагоприятного микроклимата и некоторых токсических веществ, поступающих в кабину. Однако степень загрязнения кабин водителей городского пассажирского транспорта и особенно водителей троллейбусов канцерогенными веществами никем не исследовалась. Оценкой условий труда водителей троллейбусов вообще никто не занимался.

Мы изучали воздушную среду в кабине троллейбуса марки ЗИУ-5 и автобусов марки ЗИЛ-158 «В» и ЛИАЗ-677. Именно эти машины с двигателями в кабинах водителей используются в системе городского пассажирского транспорта Москвы, причем автобусы ЗИЛ-158 и троллейбусы ЗИУ-5, составляющие большую часть парка, эксплуатируются уже более 10 лет. Нами обследовано 60 машин разной степени изношенности, с разной величиной пробега двигателя, обслуживающих различные городские маршруты. Проведено свыше 650 анализов воздушной среды кабин в холодное и теплое время года на бензапирен, углеводороды, окись углерода, окислы азота и бензин. Известно, что в выхлопных газах наряду с бензапиреном могут присутствовать и другие канцерогенные соединения (Л. М. Шабад и А. Я. Хесина), но в значительно меньшем количестве и с меньшей канцерогенной активностью. Бензапирен изучен в качестве индикатора наличия канцерогенных веществ в воздухе кабин автобусов и троллейбусов. Анализы воздуха на окись углерода, окислы азота, углеводороды и бензин проведены с помощью прибора УГ-2, который обеспечивает достаточно высокую точность определения изучаемых ингредиентов и удобен для отбора проб при движении в условиях обычной эксплуатации на городских маршрутах (см. таблицу).

Пробы воздуха на бензапирен отбирались электрическим аспиратором ЛК-1- Преимущество этого прибора перед другими состоит в том, что он может быть установлен на любой автомашине и присоединен к сети постоянного тока напряжением 12 е. Установка аппарата ЛК-1 в кабине дает возможность отбирать пробы воздуха на ходу автомашины. Отбор гроб воздуха производился на фильтры АФА-ХА-18 с помощью фильтродержателя типа ИРА-3. Получение 1 пробы воздуха на бензапирен требовало около 2 часов. Это время необходимо для забора аспиратором минимального объема воздуха, содержащего определяемое количество бензапирена. Анализы проб проведены спектрально-флюоресцентным методом в лаборатории профилактики канцерогенных воздействий ИЭиКО АМН СССР.

При анализе результатов исследования установлено, что средние уровни загрязнения кабин автобусов бензапиреном в холодное время года колеблются от 6,3 до 7,5 мкг на 100 м3 воздуха, а в теплое время — от 1,8 до 3 мкг/Ю0 м3. Уровни загрязнения воздушной среды кабин троллейбусов бензапиреном ниже, чем в автобусах.

В холодное время воздушная среда в автобусе загрязняется в большей мере, чем в летнее время, другими изучавшимися ингредиентами отработавших газов, такими, как оксиь углерода, углеводороды и окислы азота. Это связано с тем, что водители автобусов зимой держат окна кабин закрытыми для сохранения тепла, вследствие чего уменьшается вентиляция кабин движением. Следовательно, можно говорить о превалирующей роли двигателя, расположенного в кабине автобуса, по сравнению с воздухом улиц в загрязнении воздушной среды, окружающей водителя во время работы. Кабины троллейбусов загрязняются теми же ингредиентами в теплое время года в большей мере, чем зимой. Объясняется это тем, что летом в кабине водителя троллейбуса открыты окна, а следовательно, повышается возможность поступления загрязненного воздуха с улицы.

Что касается загрязнения воздушной среды парами бензина, то в теплое время года воздушная среда в кабинах загрязняется этим веществом в большей степени, чем зимой; вероятно, это связано с летучестью бензина при повышении температуры окружающей среды.

Разность всех полученных показателей статистически достоверна.

Выводы

1. Отработаны методики изучения воздушной среды кабин автобусов и троллейбусов, приемлемые для проведения исследований в условиях движения городского пассажирского транспорта.

2. Изучено загрязнение воздушной среды кабин автобусов и троллейбусов бензапи-реном и другими компонентами выхлопных газов в условиях движения городского пассажирского транспорта.

3. Полученные данные с учетом режима труда позволяют дать количественную оценку экспозиции к агентам, ответственным за развитие опухолей и хронических фоновых заболеваний в изучаемой группе населения. Подобная попытка приобретает практическое значение в связи с дискуссией о «нормировании» канцерогенных веществ во внешней среде, выработке саннтарвых норм для них.

4. Практически важными являются усовершенствование рабочего места водителей городского пассажирского транспорта для предотвращения попадания к ним в кабины выхлопных газов, а также более рациональная организация режима труда водителей.

ЛИТЕРАТУРА. Вайсман А. И. В кн.: Гигиена труда и научно-техни-ческий прогресс. Л., 1970, с. 23. — Верховская Р. И. В кн.: Сборник работ по профессиональной патологии и профконсультации. Л., 1934, с. 35.— Вольфе он 3. Г. Влияние выхлопных газов автотранспорта на здоровье населения и профилактические мероприятия. Дисс. докт. М., 1950.— Кельштейн Л. Я. В кн.: 2-го Симпозиума СЭВ и СФРЮ Снижение загрязнения воздуха в городах выхлопными газами автотранспорта. М., 1971, с. 147. — Ковнацкий М. А. В кн.: Сборник работ по профпатологии и профконсультации. Л., 1934, с. 40. — Ш а б а д Л. М., X е с и и а А. Я- В кн.: Труда симпозиума стран СЭВ Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения. М., 1966, с. 43.

Поступила 22/111 1972 г.

УДК 615.478.6:614.72-074

М. И. Полетаев, В. К■ Виноградов

ПОРТАТИВНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ1 ОТБОРА ПРОБ ВОЗДУХА ПРИ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В настоящее время для отбора проб воздуха на токсические газообразные примеси применяют в основном электроаспираторы УАМК, выпускаемые заводом «Красногвардеец», газовые абсорберы, изготавливаемые мастерскими Горьковского института гигиены труда, различные воздуходувки типа Губкина и бытовые электропылесосы. Все эти приборы имеют ряд существенных недостатков — они тяжелы (вес 6—8 кг) и громоздки, сильно шумят, требуют квалифицированного профилактического ухода.

Нам представилось целесообразным использовать для отбора проб воздуха микрокомпрессор МК-1 производства завода «Мосавтоприбор», предназначенный для аэрации воды в аквариуме. Для этого понадобилось внести в прибор некоторые конструктивные изменения. В первом варианте изменение конструкции свелось к перемещению положения клапанов, после чего отверстие для выхода воздуха в помпе становится засасывающим, а там, где было всасывание воздуха,— нагнетающим. Во втором варианте перемещения

Объяснения в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.