Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА'

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА»

столом, поступает в рабочее помещение. Наиболее рациональное устройство пылеприем-ника снабжено зонтом, предотвращающим попадание обрывков тряпья и грязи в воздуховод. Чтобы предупредить поступление пыли в верхнюю зону и зону дыхания работницы, находящейся у стола, полезно с противоположной рабочему месту стороны устраивать бортовые отсосы. Пылеприемник внутри сортировочного стола нужно соединять воздуховодом с вытяжным вентилятором, предназначенным только для этой цели.

Местные отсосы следует устраивать от головок элеваторов и транспортеров, перемещающих серный колчедан, каолин, древесную щепу, тряпье и другие пылящие материалы, что предотвратит поступление пыли в помещение в местах ссыпания этих материалов.

Для компенсации удаляемого вытяжными системами воздуха следует обеспечить рабочие помещения организованным притоком воздуха с подогреванием его в холодное время года.

Запыленность рабочих помещений в большой степени может быть уменьшена систематической уборкой помещений. Обтирание пыли со стен, окон, колонн и балок нужно производить влажным способом. Удаление пыли с машин следует производить с помощью обтирочного материала, предварительно смоченного керосином. В отделочных цехах, в помещениях сортирования бумаги, а также в других для уборки целесообразно применять переносные пылесосы.

Наряду с удалением пыли из рабочих помещений необходимо также заботиться об очистке вентиляционного воздуха от пыли перед выбросом его в атмосферу. Для очистки от мелкой колчеданной пыли, от пыли, выделяющейся при обработке макулатуры, сортировании соломенной сечки и древесной щепы, целесообразно применять гравийные фильтры, орошаемые водой. Для очистки вентиляционного воздуха от тряпичной пыли могут служить сетчатые фильтры. Для этой цели можно использовать отработанную сетку № 50—70 с бумагоделательной машины, установив сетку в 2—3 ряда в пылеосадочной камере на пути движения воздуха.

Поступила 1/Х1 1955 г.

-¿Г -й- -А-

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА КАБИН АВТОМОБИЛЕЙ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА

Кандидат медицинских наук И. И. Даценко Из кафедры общей гигиены Львовского медицинского института

Интенсивное использование автомобильного транспорта сопряжено со значительным загрязнением выхлопными газами воздушной среды как на трассах его движения, так и в местах стоянки, гаражах. Наиболее опасным компонентом выхлопных газов, составляющим от 0,5 до 13,5%, является окись углерода. Возможно попадание выхлопных газов в кабину водителя и кузов автомобиля, что зависит от многих факторов: типа автомобиля, технического состояния мотора, условий эксплуатации, вида горючего.

Выхлопные газы легко проникают в кабину автомобиля через отверстия и неплотности в передней ее стенке. Прорыв через неплотности двигателя составляет 1,5—3% от общей суммы образующихся выхлопных газов.

С целью изучения условий работы водителей мы во Львове исследовали на протяжении апреля 1953 г. — июля 1954 г. воздух кабин автомобилей до выезда из гаража, во время их работы, после приезда с маршрута, в разное время суток и сезона. Исследования воздуха, взятого на уровне руля в кабинах легковых автомобилей М-20 «Победа», в кабинах шоферов автобусов ЗИС-155 и кузовах этих же автобусов, в которых применяется в качестве горючего бензин, дали следующие результаты (см. таблицу).

Из данных таблицы видно, что в 58,4% случаев концентрация окиси углерода превышала 0,02 мг/л. Несмотря на разнообразие условий забора проб воздуха, все же совершенно четко удается установить некоторые закономерности в отношении загрязнения воздуха кабин автомобилей. Так, средняя концентрация окиси углерода в начале дневной смены составляла 0,019 мг/л, в начале ночной — 0,011 мг/л, а средняя концентрация окиси углерода в конце работы достигала 0,031 мг/л в дневной смене и 0,029 мг/л — в ночной. Наличие окиси углерода в начале работы объясняется тем, что пробы воздуха брались после 5—15-минутной работы мотора, т. е. после предварительной подготовки к маршруту.

На содержание окиси углерода в воздухе кабин влияют метеорологические условия. Средняя концентрация окиси углерода на протяжении мая—октября достигала в кабинах такси 0,029 мг/л, в кабинах автобусов — 0,014 мг/л, а на протяжении ноября— апреля она составляла в воздухе кабин такси 0,03 мг/л и кабин автобусов—0,04 мг/л.

Количество автомашин

Объект из них окись углерода (в кг/л) обнаружена

обследования всего от 0 до 0.01 от 0.011 до 0.02 от 0,021 до 0.03 от 0,031 до 0,04 от 0.041 до 0,05 с выше 0,05

Такси . . . 80 10 18 20 26 6 !_

Кабина шофера автобуса 28 6 9 2 4 3 4

Кузов автобуса 13 5 3 2 1 2 —

Итого. . 121 21 30 24 31 11 4

Процент . . . 100 16,7 24,9 20 25,8 9,2 - 3,4

Аналогичный характер изменений был получен и при обследовании воздуха кабин автомобилей, работающих при закрытых и открытых окнах, хотя в отдельных случаях наблюдались незначительные отклонения от этой закономерности.

В новых вполне исправных машинах, а также в машинах, работающих с открытым вентиляционным люком, окись углерода обнаруживалась значительно реже и в ничтожных количествах. В воздухе кабин изношенных автомобилей, работавших по 6—8 часов с закрытыми окнами, концентрация окиси углерода достигала 0 05 мг/л, а иногда даже больше. В таких автомобилях уже вначале, после 10—15-минутной работы мотора вхолостую, количество скнси углерода превышало 0,02 мг/л.

Несколько иная картина отмечалась при обследовании воздуха кабин грузовых такси, в которых применяется в качестве горючего метан. В 15 из 39 обследованных машин окись углерода совершенно отсутствовала или же обнаруживалась в виде следов: в II машинах ее количество колебалось в пределах от 0,011 до 0,02 мг/л, в 11 машинах достигало 0,03 мг/л и только в 2 — превышало 0,03 мг/л, когда двггатели этих машин работали вхолостую свыше 30 минут. Изменения концентраций окиси углерода на протяжении рабочего времени и в разные сезоны года были очень незначительными. Среднее количество окиси углерода в конце рабочего дня составляло всего лишь 0,01 мг/л, а в холодное время года — 0,014 мг/л.

Таким образом, можно отметить, что в воздухе кабин автомобилей, работающих на метане, найденные величины окиси углерода в основном не превышают допустимой концентрации.

Выводы

1. Количество окиси углерода в большинстве случаев превышает 0,02 мг/л в воздухе кабин автомобилей, для эксплуатации которых применяется жидкое горючее.

2. Количество окиси углерода в воздухе кабин автомобилей увеличивалось в конце рабочего дня, а также в зимний период.

3. С гигиенической точки зрения крайне желательной является замена в больших городах автобусного пассажирского транспорта троллейбусным.

4. Целесообразным является применение в качестве горючего метана.

5. Автомобили с дефектами мотора не должны выпускаться из гаража.

6. Следует рекомендовать водителям систематически производить сквозное проветривание машин.

7. Непрерывная двухсменная работа водителей, учитывая все изложенное, не может быть оправдана с гигиенической точки зрения.

Поступила 5/1 II 1956 г.

Tür -Й- -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.