СЪЕЗДЫ ИСОВЕЩА КИЯ
Д. Е. РОЗЕНБЕРГ (Москва)
Совещание по вопросам борьбы с выхлопными газами автотранспорта в Москве
(26 декабря 1937 г.)
Охрана чистоты атмосферного воздуха в связи с неуклонным ростом крупных промышленных центров СССР и в особенности Москвы приобретает все большее значение. В общем комплексе загрязнений атмосферного воздуха особое место занимают выхлопные газы автомобилей, так как эти газы поступатот непосредственно в зону дыхания взрослого и детского населения.
Государственная санитарная инспекция Москвы с 1937 г. ведет уже практическую работу по охране чистоты атмосферного воздуха'. В Москве создана специальная должность госсанинспектора по охране воздуха.
28.XII.1937 г. ГСИ Москвы созвала специальное совещание по этому вопросу. На совещании был заслушан доклад д-ра 3. Г. Вольфсона о мероприятиях по борьбе с выхлопными газами автотранспорта. Докладчик привел данные из своей работы на эту тему, проведенной в Центральном институте коммунальной санитарии и гигиены. Исследования на содержание выхлопных газов в точках наибольшего автомобильного движения в Москве дали концентрации в 10— 12 раз меньше, чем в крупных городах Америки и Западной Европы.
Однако быстрый рост количества автомобилей в Москве уже теперь требует выработать известные меры для предупреждения возможного вредного влияния выхлопных газов на здоровье населения.
Особенно острым и назревшим, по мысли докладчика, является вопрос о-борьбе с токсичным влиянием выхлопных газов в гаражах и авторемонтных мастерских, где содержание СО в зависимости от ряда причин может достигнуть при неудовлетворительности вентиляции больших концентраций,опасных для здоровья (по данным некоторых исследователей, в отдельных гаражах концентрации СО в закрытом помещении при плохой вентиляции в часы массового разъезда автомобилей достигают 0,26—0,38 мг/л). Степень токсичности выхлопных газов обусловливается его составом, который значительно колеблется в зависимости от ряда условий (качество горючего, состав горючей смеси, конструкция мотора,, систе1ма карбюрации, режим движения машины, опытность водителя и т. д.).
Радикальные меры борьбы с выхлопными газами, по мнению докладчика, заключаются в обезвреживании вредных газов до их выброса в атмосферный воздух. Однако ввиду сложности этой проблемы должны быть приняты и иные м'еры. Устранение скопления большого количества автомашин в отдельных пунктах, направление главного потока автотранспорта по большим, широким магистралям, где имеется достаточный разрыв (8—10 м) между потоком автомашин и пешеходами, устранение совпадений пунктов остановок автомашин с другими видами городского транспорта (трамваи, троллейбусы и т. п.), размещение остановок автотранспорта в достаточно проветриваемых пунктах, размещение гаражей и авторемонтных мастерских вне жилого квартала и т. п. меры могут дать хороший эффект.
В докладе был предложен и ряд мероприятий санитарного характера для уменьшения выхлопных газов до выброса их в атмосферу. Например, может быть применен метод эжекции, т. е. засасывания воздуха силой направляющегося наружу тока газов. Предварительные испытания опытного эжектора, сконструированного в Центральном институте коммунальной санитарии и гигиены, дали весьма положительные результаты. Для борьбы с вредностью выхлопных газов, в зоне дыхания водителей автомашин, пассажиров в автобусах и пешеходов предложено устраивать вертикальные выхлопные трубы, через которые газы выбрасываются на высоту 2—2,5 м, т. е. значительно выше уровня дыхания. Это предложение принято для реализации на тракторах СТЗ и может быть применено и для автобусов, и грузовых автомобилей. Кроме того, указаны пути борьбы с выхлопными газами в гаражах и авторемонтных мастерских и др.
Доклад вызвал оживленный обмен мнениями между научными практическими санитарными работниками, присутствующими представителями автоинспекции Моссовета, Института городского транспорта.
Тов. Жекулин (Институт городского транспорта) отметил, что в городах Западной Европы и Америки влияние выхлопных газов чрезмерно велико: в
Париже, например, выхлопные газы оказывают вредное влияние даже на растительность. По мнению оппонента, .не во всех пунктах городских проездов концентрации выхлопных газов одинаковы: наибольшая загазованность должна наблюдаться на перекрестках, при остановках перед светофорами. Институт городского транспорта Москвы не занимался вопросами примеси газов к наружной атмосфере; в институт поступают отдельные предложения изобретателей по улавливанию и сжиганию окиси углерода до углекислого газа. Заграничный -опыт в этом отношении носит только экспериментальный характер. Там пытаются воздействовать на окись углерода током высокой частоты и ввести в качестве поглотителя и окислителя активированный уголь.
В отношении предложений административного характера оппонент отметил целесообразность разработки ряда мероприятий, в частности, введения в правила движения автотранспорта по широким магистралям — удаление грузовых машин от тротуаров, особенно на перекрестках. Вместе с тем он подчеркнул необходимость организации забора проб воздуха в кабинах шоферов при регулярном осмотре машин автоинспекцией и указал, что для безгаражной остановки машин предположено использовать дворы гаражей.
Тов. Аким (Госсанинспекция Москвы) подчеркнул, что основная задача в борьбе с выхлопными газами автотранспорта — очистка воздуха от окиси углерода, и высказался за объявление конкурса на лучшую работу по улавливанию и обезвреживанию окиси углерода. Он также отметил необходимость срочной проработки саннормативов для безгаражных стоянок автомашин.
Тов. Успенский (Госсанинспекция Москвы) отметил, что вопросами борьбы с выхлопными газами автотранспорта занимаются лишь санитарно-гигиенические институты страны, поэтому необходимо обратиться в ГУТАП НКТПрома с просьбой поставить перед соответствующими институтами, в частности, НАТИ, вопрос о разработке этой темы; вместе с там нужно организовать конференцию институтов, ведущих работы в этом направлении, для обмена опытом.
В выступлениях представителей Санитарного института им. Эриамана, Центрального института охраны труда, Госсанинспекции Москвы, Центрального института коммунальной санитарии и гигиены отмечалась актуальность вопроса борьбы с выхлопными газами в столице и необходимость скорейшей реализации уже предложенных практических санитарных мероприятий в этой области.
После заключительного слова 3. Г. Вольфсона, в котором он согласился с мнениями выступавших о путях и методах борьбы с выхлопными газами автотранспорта столицы, итоги работы совещания подвел председ. д-р С. А. Гуревич.
«Совещание,, — сказал он, — дало высокую оценку заслушанному докладу и проделанной работе. Важно, что институт провел не только исследовательскую работу, но и связался с Госсанинспекцией Москвы и разработал также и практические мероприятия, одобренные всеми выступавшими».
Касаясь выступлений о необходимости дальнейшего углубления работы, С. А. Гуревич отметил, что, несмотря на ценность сделанных в этом отношении замечаний, с практической точки зрения дальнейшая исследовательская работа не имеет существенного значения: можно считать совершенно доказанным, что вредный газ содержится в атмосферном воздухе подчас в опасных концентрациях и, следовательно, необходимо его устранить.
Из практических мероприятий, предложенных на совещании, очень существенен созыв конференции для координирования научных исследований. При этом надо активировать общественную мысль всех работающих: и на заводах .автопромышленности, и в автоклубах, и в соответствующих технических научно-исследовательских институтах.
«Главной задачей борьбы с выхлопными газами, — сказал С. А. Гуревич,— надо считать изыскание методов улавливания или обезвреживания газов до выхода их в атмосферу. По этой линии должно быть направлено основное финансирование научно-исследовательских работ. Необходимо просить ГУТАП НКТПрома включить проблему обезвреживания выхлопных газов в тематику научных институтов автопромышленности. Конференция по вопросам борьбы с выхлопными газами должна быть созвана Центральным институтом коммунальной санитарии и гигиены. На этой конференции может быть поставлен вопрос об объявлении конкурса на лучшую работу по обезвреживанию выхлопных газов». Далее тов. Гуревич указал на необходимость издать соответствующие инструкции Госсанинслекцией Москв'Ы. Вопросы регулирования движения автотранспорта по городским проездам также требуют издания автоинспекцией совместно с Госсанинспекцией Москвы некоторых правил для водителей городского транспорта. Санитарный минимум для водителей должен быть разработан Центральным институтом коммунальной санитарии и гигиены для включения его в программу курсов шоферов. Этот же институт должен разработать быстрый метод определения концентрации окиси углерода, дающий возможность производить анализы в кабинах водителей при регулярных осмотрах машин автоинспекцией. Госсанинспекция Москвы должна, по мнению председателя, организовать систематический контроль за концентрацией окиси углерода в точках наибольшего движения автотранспорта.