Научная статья на тему 'О ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТОКСИКАЦИИ ЭТИЛИРОВАННЫМ АВТОБЕНЗИНОМ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА 2'

О ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТОКСИКАЦИИ ЭТИЛИРОВАННЫМ АВТОБЕНЗИНОМ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА 2 Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТОКСИКАЦИИ ЭТИЛИРОВАННЫМ АВТОБЕНЗИНОМ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА 2»

рата смонтирована из керамиковых плиток, корпус защищен асбоши-фером

Пенный газопромыватель является весьма простым, дешевым и эффективным пылеуловителем. При наилучшей степени очистки газа от пыли его габариты, вес и стоимость меньше, чем у освоенных пылеуловителей других систем. Проходившее в 1955 г. в Москве Всесоюзное совещание по вопросам газоочистки рекомендовало использовать пенный газопромыватель для очистки от пыли воздуха вентиляционных систем.

Применение пенных газопромывателей, наряду с аппаратами других типов, позволит значительно продвинуться по пути решения важнейшей задачи — очистки и обезвреживания воздушных бассейнов промышленных центров.

ЛИТЕРАТУРА

За логин Н. Г. и Шухер С. М., Очистка дымовых газов, М.—Л., 1954.— Заостровский Ф. П., Шабалин К. Н., Хим. промышленность, 1951, № 5, 20—21.—Позин М. Е., Мухленов И. П., Д ем шин В. Я., Жури. пром. химии, 1955, т. 28, № 8, стр. 841—848; № Ю, стр. 1116—1120; № 11, стр. 1231 —1234,—П о-зин М. Е., Мух ленов И. П., Ту марки на Е. С., Тарат Э. Я-, Пенный способ обработки газов и жидкостей, Л., 1955.—Позин М. Е., Мух ленов И. П., Т а-р а т Э. Я., Пенный способ очистки газов от пыли, дыма и тумана, Л.—М., 1953.

Поступила 25/Х 1955 т.

-йг -й- -й-

О ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТОКСИКАЦИИ ЭТИЛИРОВАННЫМ АВТОБЕНЗИНОМ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА 2

Доктор медицинских наук А. Б. Резников Из лечебно-профилактического объединения № 2 Академии наук СССР

В авиации применяется этилированный авиационный бензин в разведении 4 мл этиловой жидкости на 1 кг авиационного бензина, в автотранспорте — этилированный автобензин в разведении 0,75 мл жидкости на 1 кг автобензина.

Клинические наблюдения Института гигиены труда и профессиональных заболеваний Академии медицинских наук СССР (Б. И. Мар-цинковский, И. Г. Равкин, А. А. Кеворкьян, А. Б. Резников, Э. А. Дро-гичина) показали, что тетраэтилсвинец — сильное токсическое вещество, обладает кумулятивными свойствами, обусловливающими возможность хронического отравления. Тетраэтиловинец оказывает своеобразное действие на центральную нервную систему, кору полушарий головного мозга и таламо-гипоталамическую область.

При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда, несоблюдении правил техники безопасности и технических дефектах этилированный бензин, содержащий малые количества тетраэтиловинца, может служить источником подострой или хронической интоксикации.

При интоксикации этилированным бензином скрытый (бессимптомный) период длится от нескольких часов до 3—5 дней. У больных с интоксикацией этилированным (свинцовым) авиабензином нет симптоматики, свойственной сатурнизму (свинцовому отравлению), нет соответ-_ »

1 В настоящее время этот аппарат уже прошел наладочно-пусковые испытания, показавшие благоприятные результаты.

2 Доложено на научно-практической конференции промышленных санитарных врачей Москвы в Научно-исследовательском санитарном институте имени Ф. Ф. Эрис-мана.

ствующих отклонений со стороны крови и периферической нервной системы, нет также явлений, .которые могли быть связаны с интоксикацией бензином.

Диагностика интоксикаций этилированным авиабензином основана на изменениях нервно-психической сферы: сочетании вегетативных нарушений с отдельными церебральными и психопатологическими симптомами (головная боль, нарушение сна, гипнагогические галлюцинации и др.). В преобладающем большинстве интоксикаций этилированным бензином определяются динамические корковые нарушения, изменения функции симпатической нервной системы разной степени выраженности (астено-вегетативный синдром).

При начальных формах интоксикации этилированным бензином специфические вегетативные симптомы (гипотермия, брадикардия, гипотен-зия) могут не наблюдаться, отмечаются главным образом только астенические явления, преобладают субъективные симптомы над объективными данными. Отклонения (сдвиги) со стороны вегетативной нервной оистемы определяются только при углубленном специальном исследовании (проба с гистамином и адреналином, исследование медиаторов — ацетилхо-лина и холинэстеразы, терморегуляции, проба на гидрофильность и др.), причем эти сдвиги носят динамический характер с колебаниями функций симпатической оистемы.

Стертые абортивные формы интоксикации проявляются отдельными симптомами. Это головная боль преходящего характера, ощущение тяжести в голове. Головная боль беспокоит в течение нескольких дней, затем отмечаются нарушения сна. Больной с трудом засыпает, неоднократно пробуждается. Его начинают беспокоить ухудшение общего самочувствия, некоторая вялость, апатия, повышенная утомляемость, истощае-мость, понижение аппетита, потеря веса, половая слабость. При неврологическом исследовании — тремор век, мелкий тремор пальцев рук, живые сухожильные рефлексы, вегетативные отклонения.

При ла'бораторных исследованиях обнаруживается свинец в моче в небольших количествах — от 0,003 до 0,05 мг/л и выше, гематопорфи-рвн 6—8 баллов. Следует учесть, что наличие свинца и гематопорфирина в небольших количествах само по себе не является диагностическим признаком отравления тетраэтилсвинцом и его производными — этиловой жидкостью, этилированным бензином.

При начальных явлениях интоксикации больной может и не предъявлять активных жалоб. Отмечается изменение реактивности организма под влиянием экзогенного воздействия, выявление симптомов интоксикации — усиление и обострение их (рецидив) под влиянием различных неблагоприятных моментов (грипп, малярия, психотравма и др.).

Вегетативные и другие нарушения могут исчезнуть через несколько дней. Сравнительно хорошая обратимость процесса, регресс патологических симптомов характерны для интоксикации этилированным бензином.

Обращая особое внимание на отдельные симптомы интоксикации, мы должны, однако, предостеречь от возможной их переоценки. Банальные жалобы на общую слабость, утомляемость, отсутствие аппетита, головную боль и т. п. могут быть, конечно, при ряде заболеваний различной этиологии. При постановке диагноза хронической интоксикации необходим анализ каждого отдельного случая, учет анамнестических данных и профессионально производственных условий труда. При собирании анамнеза необходимо обращать внимание на характер сна (бессонница, устрашающие сны, крики во сне и др.), раздражительность, понижение памяти, наличие повышенной потливости и саливации (слюноотделение), головокружение, головные боли, похудание, явления диспепсии (понижение аппетита, тошнота, металлический вкус во рту), общую и половую слабость и др. При объективном исследовании необходимо отмечать пульс, температуру, кровяное давление, тремор пальцев рук, дермогра-

3*

19

физм, церебральные сердечные рефлексы, сухожильные рефлексы и др. Следует уделить должное внимание состоянию психики.

Ранняя диагностика хронического отравления этилированным бензином довольно трудна. Симптоматика интоксикации этилированным авиабензином заметно отличается от интоксикации этиловой жидкостью. При интоксикации этилированным авиабензином отмечается меньшая выраженность патологических явлений, благоприятное течение, отсутствие прогредиентности, преобладание в большинстве случаев нейродинамиче-ских- корковых и вегетативных нарушений (астено-вегетативный синдром). При соответствующей терапии интоксикационные явления быстро исчезают.

Для выяонения действия этилированного автобензина на организм человека в условиях производства мы в течение 3 лет, с 1950 по 1953 г., совместно с терапевтом Г. С. Князевой при участии кандидата медицинских наук В. Н. Пирлик, окулиста О. И. Зибаравой и гигиенистов Н. В. Фролова, М. Г. Нейман обследовали значительную группу (500 человек) шоферов легковых и грузовых машин одной из крупнейших автобаз Москвы, машины которых в течение 2—3 лет работали на этилированном автобензине (в разведении 1,5 мл этиловой жидкости на 1 кг бензина), группу рабочих мастерских (100 человек), в процессе работы соприкасающихся с малыми концентрациями этилированного автобензина, и контрольную группу шоферов легковых автомашин (100 человек), работающих на высокооктановом бензине без примеои этиловой жидкости.

Подавляющее большинство шоферов и рабочих молодого и среднего возраста — от 20 до 45 лет, стаж работы в качестве шофера от 5 до 20 лет. Стаж работы с этилированным автобензином — 2—3 года. Все шоферы до поступления на работу прошли медицинский осмотр. Указанная группа шоферов и рабочих автотранспорта была хорошо проинструктирована.

Таблица 1

Результаты исследования воздушной среды (средние данные)

Концентрация (в мг, м )

тетраэтилсвинца свинца окиси углерода

Место отбора проб

периоды

весенне-летний зимний весенне-летний зимний весенне-летний зимний

В ремонтной зоне автомастерских .... 0,022 0,028 0,018 0,030 15 22

У места разъезда на линию (в утренние часы) ....... 0,0085 0,0118 0,017 0,025 24 34

На территории гаража 0,0040 0,0065 0,009 0,015 2 5

Как видно из приводимых данных в ремонтной зоне автомастерских в весенне-летний и зимний периоды количество обнаруженного тетраэтил-свинца и свинца превышает предельно допустимую концентрацию, причем осенью и зимой количество обнаруженного тетраэтилсвинца и свинца больше, чем летом.

У места разъезда автомашин на линию концентрации тетраэтилсвинца и свинца значительно меньше. В процессе работы в ремонтной зоне автомастерских при монтаже, демонтаже бензобака, бензопроводки,

регулировке карбюратора и других операциях из-за неполадок технического порядка некоторые рабочие периодически имели непосредственный контакт с этилированным автобенэином и загрязнение им кожного покрова. При многократном исследовании не реже одного раза в 2 месяца (М. Г. Нейман, Н. В. Фролов и др.) смыва рук у группы слесарей по монтажу, автоэлектриков, механиков (20 человек) в процессе работы по ремонту автомашин, имеющих контакт с этилированным автобензином, тетраэтилсвинец в смыве не был обнаружен, свинец найден у 7 лиц в количестве 0,2—0,3 мг/дм2. У шоферов грузовых и легковых автомашин (25 человек) тетраэтилсвинец и свинец в смывах рук не был обнаружен.

Имея в основном задачу выяснить вопрос о ранней диагностике и профилактике интоксикации этилированным автобензином, мы при углубленном медицинском осмотре и наблюдении за состоянием здоровья шоферов и рабочих автотранспорта обращали также внимание на возможность интоксикации окисыо углерода.

Основными критериями для диференциации между интоксикацией этилированным автобензином и воздействием малых концентраций окиси углерода являются совокупность патологических отклонений, особенности их течения и развития.

При динамическом наблюдении за состоянием здоровья работников автотранспорта у рабочих ремонтных мастерских и у некоторых шоферов во время работы отмечались жалобы на головную боль с локализацией в висках. При профилактическом медицинском осмотре 5% рабочих автотранспортных мастерских и шоферов грузовых машин жаловались то на головную боль преимущественно к концу работы, то на нарушение сна, вздрагивания, повышенную потливость и т. п. Нельзя не отметить, что большей частью это были единичные разрозненные жалобы. Они лишены строгой последовательности и не имеют объединяющего звена. При неврологическом исследовании центральной нервной системы изменений и вегетативных отклонений у них не наблюдалось.

Таблица 2

Характеристика состояния здоровья рабочих обследованных групп

(в процентах)

Группа обследованных Шофсгы легковых автомашин Шоферы грузовых автомашин Рабочие авторемонтных мастерских Контрольная группа

Здоровые ...... 83 75 70 80

С общесоматическими заболеваниями . 8 12 12 11

С отклонениями нервной системы общего характера ..... 9 12 16 9

С подострой интоксикацией ....... — I 2 —

Состояние здоровья водителей несколько лучше, чем рабочих автомастерских, общая заболеваемость шоферов и их обращаемость за медицинской помощью несколько ниже по сравнению с другими профессиональными группами. Следует учесть, что шоферы при поступлении проходят предварительный медицинский осмотр. Они находятся в лучших производственных и материально-бытовых условиях, чем рабочие мастерских, работающие в зоне ремонта, где наряду с этилированным автобензином не исключено воздействие малых концентраций окиси углерода.

Состояние здоровья контрольной группы шоферов (100 человек), не работающих с этилированным автобензином, было вполне удовлетворительным.

Единичные случаи (2%) подострой интоксикации этилированным автобензином имел« место у рабочих автомастерских (у слесаря-водопроводчика и у регулировщика карбюратора при несоблюдении ими правил по технике безопасности) и в 1% у шоферов грузовых автомашин. У обследованной нами группы шоферов хронические интоксикации этилированным автобензином не наблюдались. По данным углубленного медицинского осмотра, состояние их нервно-психической и соматической сферы без особых отклонений.

По данным окулиста, у 6% обследованных отмечалась гиперемия краев век, явления раздражения слизистых глаз. У 10% был выявлен хронический конъюнктивит. У преобладающего большинства обследованных среды оказались прозрачны, глазное дно без особых изменений, цветоощущение по Рыбкину в пределах нормы, поля зрения не ограничены. Только в единичных случаях определялось некоторое сужение артерии сетчатки.

По данным дерматолога, явления акроцианоза были отмечены у 20% обследованных, что объяснялось охлаждением рук при работе на свежем воздухе без перчаток. У значительной части рабочих автомастерских, работа которых связана с загрязнением кожи рук (краски, пыль, грязь) и растворением кожного жира, отмечалась сухость кожи. При недостаточном уходе за кожей развивались трещины, гиперкератоз и сухость кожи. Для профилактики были предложены предохранительные мази (ланолин с вазелином и др.).

Наблюдение за состоянием здоровья шоферов, работающих с этилированным автобензином, мы продолжали в 1954—1955 гг. На автобазе № 3 обследовано 300 шоферов легковых и грузовых автомашин, работающих с этилированным автобензином в разведении 0,75 мг этиловой жидкости на 1 кг бензина. Водители соблюдали санитарные и технические правила обращения с этилированным автобензином, стаж их работы с этилированным автобензином колебался от полугода до 2—21/2 лет. При углубленном (раз в 3 месяца) обследовании шоферов этой группы не удалось выявить у них отклонений, в той или иной мере характерных для подострой или хронической интоксикации этилированным автобензином.

На других автобазах легкие острые и подострые интоксикации этилированным автобензином мы наблюдали у шоферов автотранспорта при случайном проглатывании, засасывании этилированного автобензина через шланг ртом и продувке ртом бензосистемы.

Обычная оимптоматика в первые часы после проглатывания — тошнота, позьгвы на рвоту, головная боль (эти явления наблюдаются при заглатывании и неэтилированного бензина). В последующее время в течение дня отмечались колебания пульса и артериального давления, нередко умеренная тахикардия, тремор пальцев рук, температура вечером 37—37,2°, несколько повышенное слюноотделение, нарушение сна, гипна-гогические галлюцинации преходящего характера. В начале заболевания отмечаются явления повышенной возбудимости нервно-психической сферы (тревога, подозрительность, кратковременная эйфория, болтливость), сменяемые вялостью, апатией. У некоторых больных развиваются астенические реакции. Свинец в моче от 0,02 до 0,06 мг/л. Формула крови без особых изменений. Течение заболевания 5—15 дней. После этого наблюдается обратное развитие патологических явлений.

В клинике Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР (старший научный сотрудник Э. А. Дрогичина, ординатор М. Н. Садчикова) у шоферов наблюдали отдельные случаи интоксикации при неоднократном проглатывании ими небольших количеств

этилированного автобензина, при продувании шланга, .которые по симптоматике и течению приближаются к легким формам хронической интоксикации тетраэтиловинцом с быстрой обратимостью патологических отклонений. Явления интоксикации ¡преимущественно имели место у лиц, перенесших в прошлом травму или заболевание центральной нервной системы.

В процессе текущей работы на автобазах мы в тесном содружестве с инженерно-техническими работниками разработали профилактические мероприятия. Приводим основные из них которые были проведены и дали положительный результат.

Ведущая роль в профилактике интоксикации этилированным автобензином принадлежит рационализации производства, дальнейшему его совершенствованию и обеспечению мер личной гигиены.

Исключительно важным является планово-предупредительный ремонт и герметичность аппаратуры. Для удаления выхлопных газов и паров необходима регулярно действующая приточно-вытяжная вентиляция зоны профилактического ремонта автомашин, отделения разборки моторов, мест стоянки автомашин и при проезде их в автогараж.

Весьма эффективны изменения, вводимые в конструкции грузовых автомашин, — расположение бензобака вне кабины шофера и др. Профилактические мероприятия следует разрабатывать применительно к конкретной обстановке работы.

Необходимо принимать все необходимые меры предосторожности (противогаз, спецодежда, сигнализация) при очистке цистерн из-под этилированного автобензина и также при прессовке труб и других аналогичных работах.

На автобазе следует иметь дегазационные средства (дихлорамин, хлорная известь). Для дегазирования рук в процессе ремонта в пути каждую автомашину снабжают керосином. Особое внимание следует уделить шоферам грузовых автомашин, едущим в дальние рейсы, так как по характеру работы эта категория работников имеет больше предпосылок для нарушения санитарно-технических правил.

Для сифонирования и продувки бензосистем необходимо снабдить шоферов специальными приспособлениями (шланги, насосы, бачки с сифоном). Заслуживает внимания прибор для безопасного сифонирования этилированного автобензина, предложенный Б. М. Зерчаниновым и др. Для перекачки этилированного автобензина в пути эффективна применяемая на экспедиционной автобазе Академии наук СССР бочка с двумя штуцерами (на первый штуцер надет резиновый шланг, ко второму штуцеру припаяна медная трубка, укрепленная на дне бочки. У последнего имеется отверстие для бензина. На второй штуцер надевается шланг насоса, бензин подается путем давления).

Санитарно-просветительную работу среди работников автотранспорта следует проводить исключительно для мобилизации их на соблюдение правил техники безопасности и индивидуальных мер защиты (симптоматику возможной интоксикации этилированным автобензином не следует излагать во избежание момента иатрогении).

В каждом автохозяйстве (авторемонтные мастерские, гаражи и т. п.) необходимо иметь единый комплексный план оздоровительных мероприятий, разработанный медико-санитарной частью (здравпунктом) совместно с администрацией и завкомом, включающий санитарно-гигиени-ческие, санитарно-технические и организационные мероприятия по снижению заболеваемости и предупреждению профессиональных отравлений.

Поступила 18ДО 1955 г.

1 Более подробно см. «Санитарные правила ВГСИ», утвержденные в сентябре 1955 г.

-¡V -й- -йг

УПРОЩЕННЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА ИНТЕНСИВНОСТИ ТЕПЛОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ И ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ ЭКРАНОВ И ВОЗДУШНЫХ ДУШЕЙ

Инженер С. А. Клюгин

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР

Нагретые поверхности теряют тепло главным образом путем лучистого и конвективного теплообмена с окружающей средой. Повышение-температуры источника, излучающего тепло, ведет к увеличению мощности конвекционного и лучистого теплового потока, при этом интенсивность излучения растет быстрее, чем конвекционная теплоотдача, и прй-температурах более 100° превосходит по абсолютной величине конвекционную теплоотдачу. В горячих цехах условия труда в значительной степени определяются интенсивностью теплового облучения, которая зависит от температуры, материала и размеров излучающей и облучаемой поверхности, а также и от расстояния между ними.

В производственных условиях размеры излучающих поверхностей весьма различны и сравнение интенсивности облучения от различных поверхностей можно производить только при том условии, что расстояние до источника измеряется не в метрах, а безразмерной величиной, показывающей, сколько раз сторона излучающей поверхности укладывается в расстоянии между интересующей нас точкой и источником излучения.

Для проектирования защитных устройств наиболее надежными исходными данными являются результаты непосредственного замера облучения на интересующем нас месте. В тех случаях, когда опытные данные отсутствуют, интенсивность теплового облучения может быть вычислена по приближенной формуле (1), дающей интенсивность облучения на расстоянии, равном стороне излучающей поверхности при степени черноты, равной единице.

где — температура излучающей поверхности.

Формула получена, исходя из того, что температура облучаемой поверхности кожи и одежды равна 37° а коэфициенты излучения и восприятия близки по величине к коэфициенту излучения абсолютно черного тела, что может быть принято для кожи человека, тканей одежды и строительных материалов. Для упрощения расчетов по формуле (1) составлен график (рис. 1). В том случае, если рабочее место облучается одновременно несколькими нагретыми поверхностями, интенсивность облучения следует принимать равной сумме величин облучения от каждой' из этих поверхностей. В случае, если одна из поверхностей, участвующих в лучистом теплообмене, характеризуется значительной способностью отражать тепловые лучи (малой чернотой), в формулу (1) вводят соответствующую поправку. Поправки следует также вводить на расстояние между облучаемой поверхностью и источником излучения и на смещение облучаемой поверхности от линии, перпендикулярной к центру излучающей поверхности.

Величины этих поправок следующие:

а) В случае применения в одной из поверхностей материалов, имеющих малую степень черноты, величина поправки определяется по-табл. 1.

1. Интенсивность облучения на рабочих местах

см-мин

гкал

(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.