Научная статья на тему 'Повышение экологической культуры населения - основа безопасной эксплуатации транспорта (автомобиль - не роскошь)'

Повышение экологической культуры населения - основа безопасной эксплуатации транспорта (автомобиль - не роскошь) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1711
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мухутдинова Т. З.

Противоречия между природой и человеком могут быть преодолены лишь повышением экологической грамотности специалистов и экологической культуры населения до такого уровня, когда и производственная деятельность специалистов, и поведение человека в быту будут способствовать рациональному природопользованию и гармоничному развитию окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мухутдинова Т. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение экологической культуры населения - основа безопасной эксплуатации транспорта (автомобиль - не роскошь)»

УДК 3 77:378:373.3/5

Т. З. Мухутдинова

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ -ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА (АВТОМОБИЛЬ — НЕ РОСКОШЬ)

Противоречия между природой и человеком могут быть преодолены лишь повышением экологической грамотности специалистов и экологической культуры населения до такого уровня, когда и производственная деятельность специалистов, и поведение человека в быту будут способствовать рациональному природопользованию и гармоничному развитию окружающей природной среды.

Устойчивое развитие - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, когда не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Необходимым условием для такого развития является осознанная экологически правильная деятельность специалистов на предприятиях, а также всего населения в быту [1 ].

Особенно остро стоят вопросы пересмотра социально-этических норм и ценностей, конечных целей. На первый план при этом выступают такие общечеловеческие ценности, как выживание, обеспечение безопасности, повышение качества жизни людей и охрана окружающей среды. Населению необходима экологическая этика. Экологическая этика — это современное направление философии, морали, связанное с изучением и познанием причин, последствий экологического кризиса, а также с поиском социально-приемлемых способов его разрешения. Экологическая этика — это учение о должном в отношениях человека, его хозяйственной деятельности и природы, основанное на внутренних самоочевидных нравственных принципах. За основу концепции экологической этики используется этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь человека с природой.

К сожалению, отмечается, что более 20% территории России (наиболее населенная часть страны) находится в сложном экологическом состоянии, более 50 крупных городов расположено в зонах экологического бедствия, более 70 млн. людей (половина всего населения России) дышат воздухом, в котором концентрация опасных для здоровья веществ в 5 раз и более превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) [2].

В последние годы управление экономическими и экологическими процессами осуществляется стихийно, без необходимого прогноза и анализа последствий принимаемых решений и мер. А эти меры зачастую носят характер борьбы с последствиями, а не с порождающими их причинами. Необходимо пересмотреть существующий подход к управлению экономикой и экологией с точки зрения разума и духовных сил человека.

В формирование региональных и глобальных экологических проблем огромный вклад вносит автотранспорт. Транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания являются крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Современные социально-экономические и национально-исторические условия развития России и Татарстана, как и во всем мире, характеризуются интенсивным ростом выпуска и эксплуатации автотранспортных средств. В мире сейчас насчитывается более 600 млн еди-

ниц автомобилей, в РФ - порядка 34 млн грузовых и легковых автомобилей, а в РТ - более 700 тыс транспортных единиц, в том числе на промышленных предприятиях - 118 тыс единиц, в личном пользовании - 444 тыс единиц, остальные - мотоколяски, мотоциклы, мопеды, мотороллеры и др. [3].

Рассмотрим автотранспорт как источник различных видов загрязнения окружающей

среды.

Выхлопные газы. В Республике Татарстан общий выброс загрязняющих веществ от автотранспорта составил:

в 1999 году - 207,8 тыс т, или 42,9% от общего объема выбросов в атмосферу; в 2000 году - 214,4 тыс т, или 40,8% от общего объема выбросов в атмосферу; в 2001 году - 211,5 тыс т, и 41,9% от общего объема выбросов в атмосферу; в 2003 году - 200,5 тыс т, или 42,2% от общего объема выбросов в атмосферу.

В крупных городах республики загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта уже вышло на первое место, превышая загрязнения выбросами от стационарных источников промышленных и других предприятий. Так, в Казани доля выбросов от автотранспорта составила 58%, в Зеленодольске - 53%, в Бугульме - 71%, в Альметьевске -72%, в Набережных Челнах - 75%, в Чистополе - 76% [4]. Несмотря на это, выпуск и эксплуатация автомобилей продолжает расти, формируя и продолжая усугублять очередное противоречие: производство и использование автомобилей, с одной стороны, для человека являются благом, а с другой (с точки зрения экологии) - наносят его здоровью непоправимый вред.

Высокая опасность выхлопных газов автотранспорта обусловлена их поступлением в окружающую среду практически на уровне поверхности дороги и наихудшими условиями их рассеивания. При неполном сгорании автомобильного топлива образуется оксид углерода (угарный газ). Из всего количества выбросов примерно 78% составляет оксид углерода, 14,8% - углеводороды, 6,4% - оксиды азота [4-6]. В мире ежегодно транспорт выбрасывает в воздух порядка 500 млн т оксида углерода. Его опасность для здоровья и жизни человека заключается в том, что он в 200раз (!!!) быстрее, чем кислород воздуха, растворяется в крови, образуя карбоксигемоглобин, и препятствует этим доступу кислорода к различным органам человека. Отравления человека оксидом углерода с летальным исходом могут происходить даже при нормальном содержании кислорода в воздухе.

При анализе экологических характеристик автотранспорта важное значение имеют свойства используемого моторного топлива.

Автомобильный бензин. Около 25% нефти, добываемой в мире, используется для получения бензина, являющегося основным видом топлива для автотранспорта. Потребность в таком бензине в РТ составляет порядка 800 тыс. т в год. Бензин малотоксичен, ПДК = 300 мг/м3.

Ассортимент и качество бензинов определяются в последнее время и экологическими требованиями к ним, которые становятся определяющими. Важной характеристикой бензина являются его антидетонационные свойства. Для повышения антидетонационных свойств бензинов массового потребления в них добавляют специальные добавки (присадки), например тетраэтилсвинец (ТЭС) — РЬ(С2Н5)4. Содержание ТЭС в бензине АИ-76 составляет 0,41 г/кг, а в бензине АИ-93 - 0,82 г/кг.

ТЭС оказывает сильное токсическое воздействие на человека и животных. Высокотоксичные этиловые жидкости на базе ТЭС создают опасность для окружающей среды и человека на всех технологических стадиях: при производстве и транспортировке антиде-

тонаторов, при производстве, транспортировке, хранении и распределении высокооктановых бензинов, при эксплуатации и ремонте двигателей, при нейтрализации отработавших газов. ТЭС летуч, проникает через неповрежденную кожу, если мыть и протирать руки этилированным бензином. Его ПДК равна 0,005 мг/м3.

Свинец. Высокая токсичность ТЭС обусловлена токсичностью его центрального атома (свинца). В результате такие бензины становятся источником свинцовых загрязнений окружающей среды. Ежегодные выбросы свинца с отработавшими газами по России составляют 3000 т и представляют реальную угрозу здоровью населения в крупных городах. Свинец относится к наиболее известным ядам [7]. Симптомы отравления свинцом -повышенная активность, агрессивность, бессонница, утомляемость и депрессия, затем -расстройство функции нервной системы и поражение головного мозга. Так, полагают, что одной из причин падения Римской империи явилось отравление свинцом, так как в то время широко применялись свинцовая посуда и свинцовые водопроводные трубы. Свинец легко переходит из стенок труб и посуды в воду и вино.

Свинец в окружающую среду поступает также с вышедшими из строя аккумуляторными батареями автомобилей. Так, аккумуляторная батарея автомобилей марки «Жигули» содержит до 11 кг свинца, а марки «Волга» - до 13 кг.

Поэтому одной из задач в области производства бензинов является отказ от применения этиловой жидкости, замена ТЭС на другие, более доступные, чем изооктан, присадки. К ним относятся метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), производство которого начато на ОАО «Нижнекамскнефтехим». Для повышения детонационной стойкости бензинов возможно также применение нетоксичных элементов. Так, при концентрациях нетоксичного металла в пределах 15-30 млн-1 возможно повышение октанового числа бензинов на 2-3 единицы [8].

Направлением повышения экологической безопасности эксплуатации автотранспорта и рационального использования топлив является применение присадок различного назначения, в том числе многофункциональной присадки [9], а также альтернативных топлив. Так, испытания диметилового эфира в дизельных двигателях показали отсутствие в выхлопных газах сажи, резкое снижение содержания оксида углерода и оксидов азота. Поэтому диметиловый эфир считается перспективным топливом для дизельных двигателей автобусов и грузовых автомобилей [10].

Уменьшение вредного влияния выхлопных газов на окружающую среду и человека будет достигнуто путем снижения в бензинах содержания ароматических углеводородов, и в первую очередь, бензола. Бензол, самый легкокипящий среди ароматических соединений, вреден для люде , непосредственно работающих с бензином, так как он способствует заболеванию лейкемией. Введение жестких норм на содержание бензола потребует дополнительных затрат в нефтепереработке.

Очень эффективным окажется переход к производству неэтилированных бензинов. Проект нового стандарта на автобензины предусматривает производство и применение только неэтилированных бензинов: АИ-80, АИ-91, АИ-93, АИ-95, АИ-98. Максимально допустимое содержание свинца в бензине 10 мг/л. Введение в действие нового стандарта на автомобильные бензины - это шаг в решении экологических проблем страны и перехода на производство конкурентоспособной продукции нефтепереработки [11].

В России не возникает технических проблем на автотранспорте в связи с переходом на применение неэтилированных бензинов, так как в свое время отечественные двигатели разрабатывались и доводились до эксплуатации с использованием только неэтилированных бензинов. В соответствии с Федеральной программой «Топливо и энергия» в 1998 го-

ду доля неэтилированных бензинов составила 65-70%. Полный переход на производство неэтилированных бензинов планируется осуществить к 2010 году.

Дизельное топливо представляет собой в основном керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции (для тихоходных дизелей). Газойль - это смесь углеводородов, кипящих при 270-350°С, а керосин -при 110-320°С.

Важную роль при эксплуатации автотранспорта играет культура населения. Отсутствие экологической культуры и недостаток знаний зачастую приводят к небрежному отношению к техническому состоянию и регулированию работы двигателя. При правильной эксплуатации двигателя выхлопные газы должны быть бесцветными. Выхлопные газы двигателей с технически неисправной или неотрегулированной топливной аппаратурой могут иметь:

- черный дым, представляющий собой продукт неполного сгорания дизельного топлива и содержащий частицы сажи с размерами 0,1-0,3 мкм;

- белый дым, свидетельствующий о содержании в выхлопных газах мелких частиц несгоревшего топлива и продуктов его неполного окисления, в котором содержатся альдегиды и другие вредные вещества;

- голубой дым, содержащий мелкие частицы смазочного масла или их смеси с частицами несгоревшего топлива.

Сажа. Наиболее опасным для окружающей среды и здоровья человека является черный дым, содержащий мелкодисперсные частицы сажи. Частицы сажи в воздухе с каплями конденсата могут образовывать долгоживущие аэрозоли, ухудшая видимость на дорогах. Попадая в организм человека при дыхании частицы сажи оседают в легких. Опасность усиливается тем, что на поверхности сажи обычно адсорбируются тяжелые ароматические углеводороды, в том числе канцерогенные, такие как бенз(а)пирен.

Бенз(а)пирен является одним из высокотоксичных и канцерогенных выбросов дизельных двигателей в атмосферу. Он поступает в атмосферный воздух также с выбросами нефтеперерабатывающих заводов и при сжигании мазута и угля. Его ПДК составляет всего 1 нг/м3 (1 г содержит 109 нг). Длительное воздействие бенз(а)пирена с концентрацией свыше 3 нг/м3 в воздухе приводит к увеличению заболеваемости раком легких среди общих групп населения.

Нефть Татарстана, добываемая в количестве ~28-30 млн т в год, является высокосернистой. Дизельное топливо, получаемое из нее, содержит 0,5% серы, в результате чего при сжигании 1,2 млн т дизельного топлива в атмосферу ежегодно поступает 12000 т диоксида серы.

Диоксид серы - высокотоксичный газ с ПДК = 0,05 мг/м3, оказывающий резко отрицательное влияние на экологическую ситуацию региона. В воздухе диоксид серы образует серную кислоту, которая, выпадая в виде кислотных дождей, вызывает подкисление почвы и водоемов, снижение урожайности и морозостойкости сельскохозяйственных культур. Кроме этого, кислотные дожди приводят к коррозии металлических конструкций, сооружений, поверхностей и разрушают мраморные покрытия и облицовки.

Автомобильные шины и резиновые технические изделия являются другим важным фактором загрязнения окружающей среды при эксплуатации автотранспорта. Они выделяют в окружающую среду остатки ингредиентов - стабилизаторов, пластификаторов, ускорителей, вулканизующих агентов и др.

Стабилизаторы шинных резин, являющиеся производными дифениламина - дифе-нил-П-фенилендиамин (ДФФД) и Ы-фенил,Ы'-изопропил-П-фенилендиамин (диафен ФП) наряду с высокими токсическими и резорбтивными свойствами проявляют также канцеро-

генное действие [12].

Одной из важнейших функций стабилизаторов является защита шин от озонного старения. Интенсивная миграция стабилизаторов на поверхность шин приводит к выделению молекул стабилизаторов в окружающую среду и их физико-химическому превращению под воздействием климатических факторов с образованием различных токсичных веществ, в том числе и нитрозоаминов.

После 20 тыс. км пробега автомобильная шина в результате миграции теряет до 60% диафена ФП [13]. К концу срока эксплуатации в шине остается лишь 10-20% диафена ФП. Остальная его часть (80-90%) попадает в окружающую среду и под действием солнечной радиации подвергается фотохимическим превращениям с образованием более токсичных веществ. При этом 1 кг шинной резины содержит около 10 г диафена ФП, а автомобильная шина массой 30-40 кг содержит до 400 г диафена ФП. Это обусловливает возникновение экологических проблем при эксплуатации пневматических шин и резиновых технических изделий, содержащих диафен ФП.

Таким образом, эксплуатация автомобильных пневматических шин и резиновых технических изделий связана с миграцией токсичных стабилизаторов на поверхность и их распространением в окружающей среде. Поэтому повышение экологической безопасности шинных резин путем устранения пыления, уменьшения их содержания, улучшения распределения и диспергирования стабилизаторов в резиновых смесях, снижения скорости миграции в производстве и эксплуатации шин является актуальной проблемой. Проблема может быть решена при соблюдении технологического регламента на рабочих местах производства шин и резиновых технических изделий, при применении новых экологически безопасных стабилизаторов.

Реализация необходимых мероприятий возможна лишь при экологически грамотном управлении производственными процессами, что, в свою очередь, требует достаточного и эффективного экологического образования будущих специалистов, а также непрерывного экологического образования и просвещения всего персонала предприятий шинной и резиновой промышленности.

Для улучшения экологической ситуации, наряду с соблюдением технологической дисциплины и экологической культуры производства на предприятиях, большое значение имеет правильная эксплуатация шин.

В результате износа шин на автодорогах России ежегодно остается порядка 200 тыс т вредных пылевидных продуктов. Ежегодно изнашивается порядка 1,2 млн т шин, из которых только 30% возвращается на повторную эксплуатацию или утилизируется в виде резиновой крошки, а остальные 70% образуют загрязнения окружающей среды.

Результатом неправильной эксплуатации шин являются и так называемые потери на качение шин, что только в России приводит к дополнительному расходу топлива и образованию дополнительных продуктов сгорания топлива в количестве порядка 3 млн т в год [14].

Загрязнение окружающей среды при эксплуатации автотранспорта выхлопными газами, мигрирующими из шин и резиновых деталей вредными веществами, продуктами износа шин в виде пыли создает на автомагистралях зону активного загрязнения (ЗАЗ), представляющую собой полосу шириной 200 м, центральная ось которой совпадает с центральной осью автомагистрали. Следовательно, в городах с узкими улицами целые микрорайоны могут являться зоной активного загрязнения от автотранспорта [15].

Представленный анализ показывает, что развитый автотранспорт оказывает на качество жизни человека, с одной стороны, положительное влияние в виде различных социальных благ, с другой - резко ухудшает экологическую ситуацию в стране и ее регионах.

Противоречия, возникшие в экономике с развитием автотранспорта, должны ре-

шаться путем обучения широких слоев населения природоохранным мероприятиям и различным методам уменьшения воздействия автотранспорта на окружающую среду и человека. Природоохранные мероприятия должны быть направлены на снижение и ликвидацию отрицательного воздействия производства и эксплуатации автотранспорта на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны, региона.

Комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать достижение следующих целей:

- соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам охраны здоровья людей и окружающей природной среды, с учетом перспективных изменений, обусловленных социально-экономическими, национально-историческими, социокультурными и этноландшафтными условиями развития региона;

- получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды сбережения и рационального использования природных ресурсов и т. д.

Степень достижения указанных целей определяется с помощью показателей общего экологического и общего социально-экономического результатов природоохранных мероприятий.

Общий экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду и улучшении ее состояния. Он проявляется в снижении объемов поступающих в окружающую среду от автотранспорта загрязняющих веществ и уровня загрязнения (концентрации вредных веществ в окружающей среде).

Общий социально-экономический результат заключается в повышении качества (уровня) жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических результатов.

Социальные результаты заключаются в улучшении физического развития населения, сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшении условий труда и отдыха, поддержании экологического равновесия, сохранении эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов. Социальные результаты, выраженные в денежной форме, приобретают возможность их отражения в общих экономических оценках результатов природоохранных мероприятий.

Экономические результаты природоохранных мероприятий заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах экономики, а также в сфере личного потребления, достигаемых благодаря осуществлению природоохранных мероприятий.

Таким образом, наличие высокообразованных специалистов на всех уровнях определяет экономическую и производственно-технологическую политику и управление всеми сторонами жизнедеятельности. Только экологически грамотные специалисты способны обеспечить глубокую проработку любых вопросов и проблем по охране окружающей среды, принять оптимальные решения, обеспечить достоверность прогнозных оценок.

Литература

1. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста. - Казань: Изд-во КГУ, 2003. 352 с.

2. Вишняков Я.Д., Кирсанов К.А., Еремина Т.Н. Креативная система экологического образования. // Экология и промышленность России. 1999.№7.С.24-27.

3. О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1999 году: Гос. доклад / Казань: Изд-во КГУ, 2000. 302 с.

4. О состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Татарстан в 2001 году: Гос. доклад / Казань: Изд-во КГУ, 2002. 390 с.

5. Клименко С.И, Орлова Е.Р. Экология и автомобильные дороги //Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 1998. №6. С. 112-121.

6. Варламов В.Н. Способы улучшения экологии автомобиля // Машиностроение. 1997. №4.С.45-48.

7. Эйхлер В. Яды в нашей пище. М.: Мир. 1993. 189 с.

8. Маврин В.Ю., Сопин В.Ф., Мустафин Х.В. и др. Разработка технологий производства и приме -нения регуляторов горения моторных топлив//Экологическое образование и охрана окружающей среды: Сб. тр. межрегион. науч.-техн. и учебно-метод. конф. Казань: Экоцентр, 1999. С.93-94.

9. Маврин В.Ю., Чичканова Т.В., Мухутдинова Т.З. и др. Разработка технологии антикоррозионных присадок к дизельному топливу// Сб. тр. межрегион. науч.-техн. и учебно-метод. конф. Казань: Экоцентр, 1999. С.68-69.

10.Инженерно-химическая наука для передовых технологий (СЕ8ЛТ-3): Тр. Третьей сессии. 26-30 мая 1997, Казань, Россия. М.: НИФХИ им. Карпова, 1997. - 295 с.

11.Емельянов В.Е. Требования к автомобильным бензинам и применение присадок для повышения их качества // Международная школа повышения квалификации «Инженерно-химическая наука для передовых технологий». Тр. Третьей сессии. 26-30 мая 1997, Казань, Россия. М.: НИФХИ им. Карпова, 1997. С.44-67.

12.Вредные вещества в химической промышленности. Органические вещества: с 1974 года по 1984 год. Справочник. Л.: Химия, 1985. 464 с.

13.Донская М.М., Хазанова Ю.А., Фроликова В.Г. и др. Совершенствование химикатов как путь снижения экологической опасности шинной промышленности. // Химия в интересах устойчивого развития. 1993. №1. С.207-211.

14.Евсюков В.С. Развитие российской промышленности по производству каучука и резины и перспективы ее интеграции в мировую экономику.// Мат. междунар.конф. по каучуку и резине. 1ЯС 94. М.а, 1994. Т.1. С.1-29.

15.Мухутдинова Т.З. Экономика природопользования: Учеб. Пособие / КГТУ. Казань, 1999. 184 с.

© Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.