Научная статья на тему 'I Всесоюзное совещание по очистке городов'

I Всесоюзное совещание по очистке городов Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Всесоюзное совещание по очистке городов»

СЪЕЗДЫ И СОВЕЩАНИЯ

Л. И. ВИНОКУРОВ (Москва)

I Всесоюзное совещание по очистке городов

25—29 мая в Ленинграде состоялось совещание по очистке городов, организованное Всесоюзным советом коммунального хозяйства и Всесоюзной государственной санитарной инспекцией.

Ь совещании приняли участие более 180 представителей 11 союзных республик и 46 городов, из которых 11 столичных, 16 областных и краевых и 19 районных (78 врачей, 59 инженеров, 9 техников, 2 почвоведа и 35 представителей руководящих хозяйственных органов).

Оргаьы коммунального хозяйства на совещании были представлены 84 делегатами, Госсанинспекции— 62, промышленности и снабжения—21 и научнэ-ис-следовательских институтов — 16 делегатами.

Руководящие работники коммунального хозяйства, однако, не уделили достаточно внимания совещанию, на нем присутствовал лишь представитель НККХ РСФСР, представителей НККХ других республик не было.

Отметим также, что на совещании совершенно отсутствовали стахановцы! и рабочие.

Открывая совещание, представитель ВСКХ тов. Приданников отметил значительное отставание очистки от других отраслей коммунального хозяйства, что, без сомнения, связано с открытым во многих местах вредительством. В Аэово-Черноморском крае орудовал троцкист Мальте, в Хабаровске — троцкист Шмитт, в тресте Стройнаркомхоза — Котов, НККХ Крыма — Махоткин.

Тов. Приданников отметил, что совещание' собирается в момент проработки плана третьей пятилетки коммунального хозяйства, поэтому необходимо получить от его участников конкретные организационно-технические предложения, которые нужно поставить перед Правительством и положить в основу плана третьей пятилетки. ;

Основной доклад о коммунальной очистке городов сделал тов. Спивзк

(вскх). :,

Тов. Спивак сообщил, что до революции коммунальные обозы по очистке были в 72 городах, на 1.1.1936 г. — в 434. Количество автомашин ¡превышает 700. креме того, имеется около 1 500 других механизмов. Хотя вывоз отбросов и увеличился, но еще не удовлетворяет установленным, нормам. Так, в 1936 г. он равнялся 204 кг на человека, а нужно было вывозить 530 кг. Низок и коэфициенг использования механизированного транспорта. Лучше, но все же недостаточно, использован гужевой транспорт. Очисткой недостаточно руководят НККХ и ВСКХ. Недостаточный коммунальный обоз в значительной степени используется на посторонние перевозки. В ряде городов (Минск, Ереван) развивается некоммунальный обоз, тарифы чрезмерно высоки. Недостаточные ассигнования полностью не осваиваются. Количество лошадей за 1932—1936 гг. сократилось с 16 500 до 9 ООО. Канализование городов сильно отстает, и хотя число канализованных городов удвоилось, но канализованы они неполностью.

В третьей пятилетке прежде всего нужно наладить правильное использование имеющейся материальной базы. Форма очистки устарела. Усиление материальной базы позволит ставить и разрешать вопрос коммунальной очистки. В 1938 г. нужно подготовить введение коммунальной очистки в 7 городах. В Баку уже введена коммунальная очистка, в Харькове — только в 2 районах. Если введение коммунальной очистки не будет обеспечено соответствующими контрольными цифрами на 1938 г., дело будет провалено. При введении коммунальной очистки придется основательно проработать все элементы организации свалочного хозяйства.

Очистка в третьей пятилетке, по данным ВГСИ и Академии коммунального хозяйства, представляется в следующем виде: города разбиваются на 4 группы; в 1 группу входят столичные города, курорты общесоюзного значения, крупные новостройки (100% механизация и совершенные методы обезвреживания), II группу составляют города с населением свыше 300 000 человек (механизация транспорта на 75P/o)i в III группу отнесены города с населением от 50 000 до ЗОЮ 000 человек (механизация на 4Э%>). Остальные города составляют IV группу.

В первых трех группах должна быть введена коммунальная систама очистки, в IV группе очистка осуществляется обычным порядком по договорам или заявкам. Затраты на очистку в третьей пятилетке намечаются в сумме около 4IX) млн. рублей. Для освоения этих капиталовложений необходимо организовать производственную базу и конструкторский центр в НККХ РСФСР, привлекая к этой работе научно-исследовательские институты. Нужно добиться осуществления проектов очистки, усилить подготовку необходимых санитарных и технических кадров.

О задачах ГСИ в области очистки населенных мест сделал доклад. В. А. Горбов (ВГСИ). Тов. Горбов отметил, что в органах коммунального хозяйства очистке не уделяется должного внимания и в планах реконструкции городов она нг предусматривается. Например, ассигнования на очистку городов Грузии в 1933 г. составляли 0,6°<Ч а в 1936 г. 0,4°/о от всех капиталовложений. В деле очистки обнаружено вредительство. Планируется очистка недопустимо скверно. Города ог.мечают у себя перевыполнение планов на 150—270%, а эпидемии не уменьшаются. Планы занижены. Это говорит о крайне низкой технической культуре работников коммунального хозяйства. В результате подобной работы крайне загрязняются почвы городов. Реконструкция очистки населенных ¡мест должна стать в центре внимания работников коммунального хозяйства и санитарной инспекции. Ликвидировать желудочно-кишечные заболевания путем специальных противоэпидемических мероприятий, не повышая благоустройства наших городов, нельзя Водные эпидемии в последние годы отступили на задний план, поэтому нужно говорить об усилении санитарной охраны почвы. Разрыв между строительством водопровода и канализации все еще остается. В городах с полным канализованием заболеваемость брюшным тифом резко снизилась, тогда как в слабо канализованных городах стоит еще на высоком уровне. Ассигнования на очистку нужно направлять в соответствии с эпидемическими показателями. В частности» серьезное внимание нужно обратить на очистку на курортах и в лечебно-профилактических учреждениях. Для решительного улучшения дела очистки нужно в ближайшее время перейти на коммунальную систему очистки с изданием закона, регулирующего проведение этого мероприятия. Особое внимание должно быть обращено на борьбу с мухами. С этой точки зрения особенно можно рекомендовать биотермические методы обезвреживания мусора — камерный способ, усовершенствованные свалки с засыпкой отбросов землей, компостирование, использование в теплицах и т. п.

Применение полей ассенизации возможно при соблюдении санитарных условий в тех случаях, когда применение других, более совершенных способов почему-либо невозможно'. Поля ассенизации часто служат местам размножения мух. Должно быть всемерно усилено канализование городов, там, где есть канализация, нужно устраивать сливные станции.

О работе Мособлпроекта по составлению проектов очистки также доложил тов. Горбов.

Развитая коммунальна^ система очистки требует предварительной разработки проектов. Проектированием очистки занимаются: Мособлпроект, Институт коммунального хозяйства в Ростове-на-Дону, Гипроград на Украине, Всеукраинский институт коммунальной гигиены и Ленинградский институт коммунального хозяйства. Проекты очистки имеют много недостатков. Количество отбросов и их состав предварительно не изучаются. Санитарное и гидрогеологическое обследование города также не производится. Специальных кадров по проектированию почти нет. Механизмы, рекомендуемые проектами, на практике не испытаны. Разработанные проекты лежат годами и совершенно практически не применяются. Докладчик рекомендует схему для составления проектов. Между прочим, тов. Горбов отметил, что он убедился в невозможности переустройства выгребов на непроницаемые полностью; так, а Курске при осуществлении этого мероприятия вывоз жидких нечистот потребовал бы огромных денег.

По докладам высказались 34 человека. Основные положения доклада ВГСИ поддерживались всеми без исключения. Представители нескольких институтов возражали против так называемых усовершенствованных свалок. Вопрос об этих свалках и ассенизационных полях для мусора обсуждался с большой страстностью, что несколько отвлекло внимание от общих больших задач очистки, которые нужно разрешить в третью пятилетку. Многими отмечена плохая подготовка совещания как в части ее организации — отсутствие стахановцев, пред-стачителей милиции и специнспекции, отсутствие предварительного ознакомления делегатов с темами докладов, отсутствие представителей НККХ, — так и особенно недостаточная конкретность доклада ВСКХ и отчасти ВГСИ. В выступлениях отмечалась необходимость более тщательной разработки конкретных планов правильного расходования ассигнуемых 400 млн. рублей. В частности, ука-зывалс сь, что совершенно не проработан вопрос о производстве механизмов и что намеченный план развертывания специальной промышленности не обеспечивает выпуска намеченного числа машин. Все выступающие отмечали безучастность НККХ к делу очистки, уменьшение ассигнований на очистку, отсутствие минимального наблюдения за работой на местах, полное отсутствие поло-

жителыюго эффекта даже в тех случаях, когда расходовались большие средства, и т. д.

Ответственные представители Наркомата коммунального хозяйства РСФСР вынуждены были признать, что руководство НККХ было действительно неудовлетворительно. В отдельных случаях это повело к очень тяжелым последствиям. Так, коммунальные хозяйства нигде не обеспечены земельным фондом. Не проверялась работа заводов по выпуску автоцистерн, в результате получился большой ррчрыв между количеством полученных для переоборудования автомашин и числом выпущенных автоцистерн. Сосредоточение механизированного транспорта в Москве, Ленинграде и других крупных центрах НККХ считает правильным, в СССР около 4 ООО центров, включая районные, равномерное распределение повело бы к распылению средств механизации и к отсутствию каких-либо реальных результатов. Следует усилить канализование, особенно крупных городов. НККХ РСФСР намечает введение комплексной очистки в 50 городах (строительство сливных станций, гаражей, механизированный транспорт), в 100 городах введение автоцистерн, поливочных машин и усиление конного обоза. Вводится: 350 поливочных машин (без Москвы и Ленинграда), 2 825 автоцистерн, до 2 ООО мусоровозов, добавляется 7 ООО лошадей. Необходимо усилить составление проектов, но самые проекты упростить.

В заключительном слове тов. Горбов .еще раз подчеркнул* что составление проектов очистки нужно развернуть во всех 11 республиках, но вместе с тем и упорядочить это дело. j

О состоянии уличной очистки в Москве доложил тов. Сырицкий. Трест уличной очистки возник всего 6 месяцев назад. Большая ширина проездов и напряженность уличного движения (в Москве 28 ООО автомобилей) делают необходимым применение механизмов для очистки. Большая площадь незамощенных проездов, строительство метрополитена, реконструкция проездов, строительство зданий и коммунальных сооружений осложняют производство очистки. 5 300 ООО mj площади проездов, из которых 3,5 млн. м2 с усовершенствованными покрытиями, убирает трест уличной очистки и его 23 районных конторы. В распоряжении треста на 1.V.1937 г. имеется 1 007 механизмов, из которых 265 транспортных машин и тягачей, 38 моечнополивочных машин, 118 снегопогружателей и т. д. Уборка производится 26 оперативными командами. Для механизмов имеется 2 гаража. В кадрах трест не встречает недостатка. Всего в тресте работает 2 ООО человек, больше 100 человек с специальной подготовкой—инженеров, техников, 450 шоферов и т. д., но нет специалистов по механизмам. Также нет серьезной производственной базы и специалистов-конструкторов. И на этом участке не обошлось без вредительства. Вследствие бездеятельности НККХ конструирование новых машин идет с большим разнобоем. Той. Сырицкий охарактеризовал отдельные машины и механизмы и заявил, что НККХ следует вплотную заняться вопросами конструирования для внедрения механизации в союзном масштабе и подготовить для этого дела и кадры.

О состоянии очистки домовладений в Москве доложил тов. Лейман. Несмотря на большие достижения в области домовой очистки и большую помощь тов. Хрущева, трест недостаточно использовал все возможности и недостаточно наладил дело. Организационная структура треста совершенно неудовлетворительна, 23 районных конторы треста не подчинены ему ни в оперативном, ни п финансовом отношении, поэтому машины распределяются неправильно. В тресте 189 автоцистерн и 133 бортовых машины. Распоряжаются ими районные конторы. Бортовые машины без специальных кузовов и не обеспечивают санитарных условий перевозки отбросов. Сбор и хранение отбросов в домовладениях поставлены неудовлетворительно, выгреба текут, в мусор сливают остатки пищи, отчего он получается мокрый. Вопрос о раздельном сборе утиля и мусора не разрешен. Дворовое хозяйство в плохом состоянии. Здесь наши санитарные врачи должны еще много поработать. Трест мог бы вывезти все нечистоты своим транспортом, а выполнил около 50% плана. Объясняется это тем, что жакты не дают заказов. Задолженность их тресту превышает 2,5 млн. рублей. На 1937 г. запланировано удвоить вывоз нечистот и мусора, но и это в санитарном отношении не обеспечивает город. Нет систамы, нет обязательного удаления нечистот и отбросов у домовладений. Обезвреживание мусора поставлено недостаточно хороши. Только теперь устраиваются усовершенствованные свалки, приводите в порядок мусоросжигательная станция. Организована выборка утиля. 5 сливных станций треста недостаточно механизированы. Для вывоза густых нечистот конструируются соответствующие машины. В 1936 г. отстроено 26 общественных уборных повышенного типа, ¡платные, где посетителю предоставляются щетки для платья, нитки, иголки, одеколон и т. д. В 1937 г. построены две подвижных уборных, которые можно поставить на любом смотровом колодце. Трест занимается еще полотерным делом и протиркой окон.

Трест приступает к разработке генеральной схемы очистки города с привлечением специалистов.

В третью пятилетку намечено перейти на коммунальную очистку, заменить мусорные ящики металлическими мусоросборниками, организовать вывоз мусор?

железнодорожным, трамвайным и водным транспортам. Очень плохо с конструированием и производствам машин и механизмов, это дело нужно в корне перестроить. Московский трест считает, что переход на коммунальную очистку полностью назрел.'

О состоянии очистки в Ленинграде сделал доклад тов. Костромин.

До революции в Ленинграде совершенно не было механизированного транспорта, отбросы и нечистоты вывозились на свалки, которые нарушали санитарное благополучие города. Теперь свалки заменены ассенизационными полями, нечистоты и мусор не сваливаются, а утилизируются и вместе с тем обезвреживаются. Летом нечистоты вывозятся на шаландах в море. Восстановлена Василе-островская мусоросжигательная станция. Построен новый утилизационный завод для переработки трупов животных и их остатков. Сконструированы и освоены специальные машины для перевозки нечистот, для поливки и уборки проездов, гужевая перевозка и ручной труд постепенно вытесняются механизмами. Оборудована ремонтно-механическая мастерская треста. За последние 4 года (1933^— 1936 гг.) вложено в очистку около 10 млн. рублей. Коммунальная очистка охватывает лишь 25% замощенной площади, ручные способы очистки преобладают. Обоз треста покрывает лишь 15—20% потребности города в вывозе мусора. Сегь общественных уборных недостаточна. Основными причинами являлись: а) неудовлетворительная организация и отсутствие плановости, б) техническая отсталость и слабая механизация и в) недооценка значения повседневной борьбы за чистоту с жактами и другими организациями и ослабление внимания руководящих органов к очистке. На 1937 г. намечено вложить в очистку 8 млн. рублей, довести число транспортных машин до 300, отстроить 3 новых парка. Трест ставит своей задачей также полную утилизацию отбросов. Особенностью Ленинграда яьляется наличие выгребов в домах с домовой канализационной сетью. Из 50 000 таких выгребов жидкая часть переливается по особым трубам в реки; осадок до сих пор трест вывозил в герметических автомашинах, наполняемых черпаками, теперь имеется машина типа Шмерлинга, при помощи которой осадки будут вьв-качиваться насосом. В 1938 г. весь Ленинград будет обслужен этими машинами. До 1937 г. очистку производили по заявкам, теперь совет предоставил тресту монополию на очистку домовладений в плановом порядке. В 1938 г. предположено перейти на баковую систему, без которой эксплоатация автотранспорта является нерентабельной. Получаемые машины завода «Промет» неудовлетворительного качества, из последней партии в 8 штук забраковано 4. К концу года у треста будет 10 контейнерных машин, они особенно удобны в жактах с большим количеством населения; имеется машина для перевозки мусора с подвижным ^ном и уплотнителем, наконец, будут машины с закрытыми кузовами. Зимой нечистоты в Ленинграде сливаются на ассенизационные поля, которые весной запихиваются тракторами и дают хорошие урожаи. На ассенизационных полях мусор складывается также в компосты. Строительный мусор идет на устройство дорог. Мусоросжигание на Василеостровской станции обходится в 12—15 рублей 1 т. Для уличной очистки в 1938 г. Ленинград будет располагать машинами и механизмами. Обеспыливание мостовых производится хлористым кальцием и нефтяной эмульсией. В третьей пятилетке намечается полная механизация транспорта, полная очистка города от накопления всех отбросов, постепенная механизация >б|-рки улиц. Мешает делу отсутствие руководящих установок. Нет обмена опытом.

Большой интерес представляет доклад инж. Львовича «Об использовании средств очистки города для целей химической обороны».

Докладчик разделяет задачу на две части: а) пригодность транспорта и механизмов по очистке для сбора и удаления зараженного отравляющими веществам« уличного смета, снега и отбросов и б) специальное оборудование машин для использования их в целях обороны. Докладчик разъяснил полную возмож-кос1ь использовать в обоих указанных направлениях всю систему очистки города. Особенно важны в этом отношении ассенизационные поля, мусоросжигательные станции и утилизационные заводы. В заключение докладчиком делается предложение НККХ дать конкретные указания на места развивать очистку с учетом использования ее для целей обороны.

Инж. Никитин (Москва) прочел доклад «Новости иностранной техники в очистке».

Делегатам бы1ли продемонстрированы механизмы и установки Ленинградского треста очистки. ,

Тов. Архипов (Ленинград) отметил, что ассенизационные поля находятся далеко не в образцовом санитарном состоянии: кучи нераспаханного мусора, масса мух, общежития расположены на самих полях, имеется и запах гниющих от-бросоь. Платформы для нагрузки шаланд нечистотами сильно загрязнены фе-ка..,1! ми и транспорт разносит фекальные загрязнения. Утилизационный завод, хотя не без дефекта, но несравненно лучше московского, особенно приятно ви деть последовательное развитие мер охраны труда и гигиены тела рабочих (выдача белья, хорошие душевые) и обеспеченность преподавания и лабораторных исследований достаточными светлыми помещениями. Мастерские треста являются

крупным достижением. Они вполне обеспечивают не только своевременное техническое восстановление транспорта и механизмов, но дают возможность переоборудования машин. Демонстрация машин это подтвердила. Сравнительно небольшой автопарк Ленинграда выгодно отличается хорошей внешностью машин. Демонстрация использования поливочных машин в качестве пожарных и для во аяной завесы против отравляющих веществ была весьма убедительным доказательством, что можно многого добиться при инициативе и настойчивости. Интересна также машина типа Шмерлинга советского производства, к сожалению, V- испытанная. Щеточная подметальная машина с орошением, как и в Москве, оставляет сухие места и не везде выбирает скопления грязи.

Один день соьещания был посвящен докладам институтов.

От Украинского центрального института коммунальной гигиены о задачах научной работы в области очистки сделал доклад тов. Жаботинский; от Центрального института коммунальной гигиены и санитарии «О санитарном состоя н и и п о ч в ы М о с к в ы» сделал доклад тов. Винокуров; тов. Ако-пян (Ереван) доложил о 6-летней работе над камерой Беккари; в результате этой работы специалисты убедились, что камеры можно располагать вблизи жилых кварталов и что утиль в камере разрушается не весь.

Проф. Бабаянц доложил результаты работы Ленинградского института коммунального хозяйства за последние годы; всего сделано 18 исследовательских рабоч.

Тов. Виноградов (Москва, лаборатория ВГСИ) сообщил результаты изучения камеры Беккари. ✓ <

Какую же общую оценку можно сделать I Всесоюзному совещанию по очистке?

По количеству записавшихся, по характеру высказываний», насыщенных живой и острой критикой, наконец, по построению самих докладов, подчеркивавших слабые места работы, совещание носило характер собрания актива. По каждому разделу успело выступить не более 40%> записавшихся. Почти не было выступлений, не носивших конкретного характера.

Взаимная критика работниками по очистке (оперативных органов, Государственной санитарной инспекции и научно-исследовательских учреждений) внесла деловую ясность во многие стороны дела очистки: конкретно поставлены вопросы о необходимости обеспечить освоение крупных ассигнований по очистке производством механизмов, строительством и кадрами; подчеркнуто недостаточное руководство НККХ и бездеятельность их в основных областях дела очистки, отсутствие связи с местными органами, отсутствие контроля с их стороны за работой на местах и расходованием средств, надзора за промышленностью.

Совещание твердо высказалось за скорейшее введение коммунальной очистки. Совещание подчеркнуло необходимость механизации очистки, особенно очистки улиц. Были отмечены недочеты и в работе Госсанинспекции, недооценка ею своей организующей роли и значения. Правильно было указано, что нужно установить надзор за санитарным состоянием дворовых усадеб домовладений, которые определяют санитарное состояние жилищ и улиц. Отмечена также недооценка Гоосанинспекцией санитарного значения очистки улиц.

В процессе обмена опытом выяснилось, что совещанием не может быть предложена та или иная система обезвреживания твердых отбросов. В этой области обнаружились резкие разногласия. На совещании проводилась только острая критика всех методов. На это ответа не было дано, и этот ответ нужно дать. Для этой цели требуется не только целеустремленность, взаимное понимание и объединение всех мероприятий и действий как органов коммунального хозяйства, так и санитарной инспекции, но и срочнейший выбор одного из наиболее целесообразных методов очистки. Жизнь не ждет и требования социалистической стройки и реконструкции населенных пунктов не должны задерживатся от неразрешенных на совещании вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.