Научная статья на тему 'Коммунальная система очистки городов'

Коммунальная система очистки городов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунальная система очистки городов»

ных клеток, кухонь и даже уборных) с соответствующей маскировкой уличного фасада.

7. Большинство семейных квартир должно включать 2—3 комнаты. Каждая квартира должна иметь свою кухню, кладовую, уборную и помещение для дров (вне квартиры).

Сквозное проветривание должно быть непременным условием са-нитарно приемлемой планировки.

8. Некоторая транспортабельная бытовая обстановка (кухонные шкафы, буфеты и платяные шкафы) должна в большей мере, чем до сих пор, заменяться построенной в стенах дома.

9. Наружных стен в 1,5 кирпича, как не обеспечивающих требуемый санитарный режим жилищ и вызывающих избыточный расход топлива, применять не следует. Стены в 2 кирпича приемлемы и надежны, за исключением угловых секций. Экономия на толщине стен через некоторое время поглощается расходами на дополнительное топливо.

10. Звуконепроницаемость ограждений между квартирами и устранение причин, способствующих развитию домового грибка, вредных насекомых и грызунов, должны стать одним из существенных показателей качества проектирования и выполнения строительных работ.

11. Своевременное устранение в строительстве санитарных недостатков может быть обеспечено лишь надлежащей постановкой предупредительного санитарного надзора в строительстве, что до сих пор у Госсанинспекции является наиболее отсталым участком работы. Рассматриваемые научно-техническим советом проекты строительства должны иметь заключение местной Госсанинспекции, особенно в части санитарной оценки участка и условий спуска сточных вод.

Инж. М. Г. АДЛИВАНКИН (Москва)

Коммунальная система очистки городов

Огромный рост наших городов и повышение культурного уровня населения выдвигают очистку городов в ряд главнейших проблем городского благоустройства. Надлежащая организация этой очистки в городах возможна лиищ на основе детально разработанного плана, обоснованного соответствующими расчетами.

Между тем проектирование коммунальных систем очистки населенных мест поставлено неудовлетворительно. Немногие проектные организации, вернее небольшие ячейки при них, в процессе проектирования вынуждены в каждом отдельном случае вырабатывать свою собственную методику проектирования, что безусловно отражается на качестве проектов и на стоимости работы. Пора серьезно поставить вопрос о методологии проектирования. Этим обязаны заняться наши научно-исследовательские институты. Они же должны развернуть исследования в отношении мусоронакопления, установления нормы работы отдельных механизмов по очистке на основе опыта работы их в Москве, Ленинграде и других городах.

К существенным недостаткам наших проектов следует отнести и почти недостаточное внимание к очистке промышленных предприятий, расположенных в городской черте. В промышленности до сих

пор не уделяется должного внимания этому делу и часто предложения городских коммунальных органов об участии в составлении комплексного плана очистки остаются безрезультатными. В этом отношении следует признать действия санитарных органов недостаточными. Они должны настоятельно требовать включения промышленности в общую систему очистки города.

В настоящей статье мы хотим поделиться опытом проектирования коммунальной системы очистки в одном из областных городов РСФСР, в Курске.

Основные положения и схема очистки Курска составлены бригадой московского областного проектного треста в составе бригадира доц. В. А. Горбова, инженеров М. Г- Адливанкина и Д. Т. Данилова и техника Б. 3. Блехера.

Курск, сохраняя за собой роль крупного центра легкой и пищевой индустрии, вместе с этим превращается ныне в крупную машиностроительную базу области, а также в важнейший в области центр производства строительных материалов и электрохозяйства. Здесь будут построены заводы: дизельный, текстильных машин, дорожных машин и уже начата постройка завода синтетического каучука. Кроме того, действуют промышленные предприятия и выстроен ряд заводов легкой и пищевой промышленности. В результате в аспекте генерального плана в Курске будут функционировать до 50 промышленных предприятий с общим количеством рабочих и служащих до 70 ООО человек вместо 5 500 человек в 1936 г.

Население города с 115 тысяч человек в 1936 г. возрастает на расчетный период до 300 тысяч человек.

В соответствии с планом развития хозяйства города быстрыми темпами пойдет и улучшение городского благоустройства. Более или менее крупные домовладения, в основном общественного характера (больницы, школы, учреждения и пр.), пользуются поглощающими колодцами в виде буровых скважин глубиной от 15 до 25 im. Однако из 426 колодцев действуют лишь 314.

Городское благоустройство Курска отстает от темпов роста производительных сил и культурного уровня населения. Для улучшения городского благоустройства и подъема его до современного уровня заканчивается составление генерального проекта реконструкции города. Наряду с реконструкцией отдельных жилых кварталов и строительством ряда крупных новых жилых массивов, проектом предусматривается решительное улучшение уличного и паркового хозяйства, повышение мощности водопровода и строительство канализации. В проекте также предусмотрена и очистка.

Одно из основных требований, предъявляемых к очистке, состоит в необходимости найти такое решение, при котором было бы возможно максимально сократить дальнейшее заражение почвы нечистотами, проникающими из поглощающих ям и проницаемых выгребов.

Кроме того, в задачи санитарной очистки должны войти сбор, хранение, удаление и обезвреживание твердого домового мусора, гигиена улиц, площадей и других мест общественного пользования и ряд других мероприятий.

«Основные положения» к проекту очистки Курска намечают районирование очистки города и нормы накопления отдельных видов городских отбросов. Районирование очистки города произведено с учетом: а) сокращения холостых пробегов транспорта, б) сокращения средних расстояний возки отбросов, в) упрощения (при рациональной организации) управления очистки города и г) сохранения административного районирования города, что частично вытекает из предыдущего требования. Последнее, однако, в силу главным образом небольшой численности населения двух административных районов (Ленинского и Кировского) сохранить не удалось, так как оказалось бо-

vIee целесообразным объединить их в один район очистки. Таким образом, проектом предусматривается разбивка очистки города на 2 основных района: первый район очистки, в который входят Ленинский и Кировский административные районы, и второй район очистки, состоящий целиком из Дзержинского административного района.

Кроме того, с осуществлением постройки Рышковского жилого массива, предназначенного для расселения рабочих и служащих возникающей там промышленности, этот район ввиду значительного отдаления от основного города также будет выделен в самостоятельный район очистки.

В отношении норм накопления отдельных видов городских отбросов в основном приходилось пользоваться материалами, изложенными в «Основных положениях для проектирования и организации очистки населенных мест от различных отбросов», изданных в 1932 г., внося в них изменения в соответствии с результатами позднейших работ научно-исследовательских учреждений. В проекте удалось диференцировать отдельные нормы в зависимости от ряда факторов. Сюда относится дифренциация нормы твердого мусора в зависимости от того, канализовано или неканализовано данное владение, а также <в зависимости от степени обобществления питания населения. Норма накопления жидких отбросов выявлена в соответствии с нормой водопотребления и в зависимости от системы выгребав и т. д. ,

Основанием для диференциации норм в части твердого домового мусора послужили материалы работ Академии коммунального хозяйства (Горбов и Бек-кер), которые в результате выборочного обследования домовладений, не присоединенных к канализации в Москве, установили здесь значительно меньшую норму накопления мусора, определяющуюся в 0,25 м3 на человека в год, вместо 0,5 м3 в канализованных владениях. Уменьшение накопления мусора в некана-лизованных владениях объясняется, по всей вероятности, тем, что значительная часть .его попадает в помойницу или отхожее место, минуя мусорный сборник. Кроме того, в проекте отражена диференциация нормы накопления домового мусора в зависимости от охвата населения общественным питанием. Как известно, из общего количества накапливаемых твердых домовых отбросов около 30"/о, или 0,15 м3, составляют так называемые кухонные отходы. Допуская, что половина из них накапливается в предприятиях общественного питания, в проекте уменьшена общая норма в соответствии с заданной проектировщикам динамикой охвата населения общественным питанием. Таким образом,, получена диферен-цированная норма накопления твердого мусора по этапам развития очистки.

Количество жидких нечистот, собирающихся в непроницаемых выгребах, согласно общепринятым нормам, определяется в 0|,5 м® на одного жителя в год. Для непроницаемых выгребов принято, что удалению подлежат лишь 20% от общего накопления, или 0,1 мл, на жителя в год. Количество помоев исчислено от нормы АКХ (см. «Основные положения») в 4,3 м3 на жителя в год. Проектом также диференцированы нормы применительно к этажности здания, так как в зданиях, превышающих 1 этаж, норма накопления помоев увеличится вследствие более полного накопления помоев в помойницах.

Для прочих видов городских отбросов (смет, рыночные отбросы и пр.) проектом приняты нормы, рекомендованные АКХ. Несколько изменены нормы зимней уборки мест общего пользования. В практике проектирования обычно в основу исчисления принимается средняя высота снегового покрова, и все мероприятия по его удалению распределяются равномерно на весь зимний период. Между тем наблюдается чрезвычайная неравномерность снегопада. В Курске, по данным за 40 лет, снеговой покров в отдельные месяцы составляет: в ноябре — 5 см, в декабре — 20 см, в январе — 33 см, в феврале—43 см, в марте — ЗЭ см, в первой декаде апреля —15 ом. Учитывая естественное таяние снега (ранней с-сеныо и весной), а также необходимость оставления на проездах слоя снега в 10 см, расчет снегоуборки запроектирован по месяцам так:

Таблица 1

В декабре » январе » феврале » марте

подлежит

» »

»

уборке 10 см при 16 уборочных днях » 13 » » 17 » »

» 10 » » 13 » » » 10 » » 12 » »

Всего 43 см »58 » »

Кроме того, в проекте учтен снег, сбрасываемый с крыш, также подлежащий удалению. Для подсчета накопления снега на крышах домовладений мы исходили из определенного процента застройки кварталов, принимая, что половина снега будет сбрасываться во дворы домовладений.

Для полной характеристики принятых проектом норм накопления отдельных видов городских отбросов приводим табл. 2.

Таблица 2

1 Количество по этапам V а; Ш , - «

Расчетная единица осуществления проекта 5 о н ^ ж о 3 а

Виды отбросов

на рас- — са о •& га я: ч ё о >3 И

первый второй четный период о О. Си О и си а: х ж

Мусор в канализован- 1 м3 на 1 жите-

ных владениях ля в год 0,46 0,45 0,44 1,25 0,4

В этом числе утиль- 1 кг на 1 жите-

сырье ля в год 10 10 10 1,25 0,25

Мусор в неканализо- 1 м3 на 1 жите-

ванных владениях ля в год 0,21 0,20 — 1,25 0,8

В том числе утиль- 1 кг на 1 жите-

сырье ля в год 5 5 — 1,25 0,50

Нечистот и помоев

а) из проницаемых 1 м3 на 1 жите- 1.0

выгребов в 1-этаж- ля в год 0,5 — 1,0 1.0

ных и

2-этажных зданиях то же — 1.4 — 1,0 1,0

б) из непроницаемых

выгребов в 1 и3 на 1 жите-

1-этажных зданиях

ля в ГО 1 2,6 4,8 — 1,0 1,0

в 2-этажных зданиях 1 м3 на 1 жите-

ля в год — 7,0 — 1.0 1.0

Смет с улиц и проез- 1 м3 с 1 м2 пло-

дов и территорий щади в год 0,015 0,015 0,015 1,7 0.75

промпрелприятий 1 м3 с 1 м- пло-

Смет с парков и

скверов щади в год 0,0075 0,0075 0,0075 1,7 0.7

Снег и скол 1 т с 1 м'- пло-

щади в год 0,1 0,1 0,1 2,0 2,5

Рыночные отбросы 1 м3 с 1 м- пло-

щади в день 0,0006 0,0006 0,0006 1,7 0,7

Трупы животных Процент падежа

в год 4,0 4,0 4,0 т— —

Навоз от лошадей 1 м' в год на

голову 10,0 10 0 10,0 1,0 —

» » коров то же 15.0 15,0 15.0 1,0 —

» от мелкого скота то же 2,0 2,0 2,0 1,0 —

В соответствии с исходными положениями, характеризующими рост города по отдельным его элементам, а также с учетом изложенных норм накопления отдельных видов городских отбросов, накопления различных отбросов подсчитаны диференцированно как для отдельных периодов развития города, так и для отдельных районов очистки. Расчет накопления отбросов характеризует годовое, среднесуточное и расчетносуточное накопление.

В организации коммунальной очистки Курска наибольшее внимание акцентировано на санитарной стороне этого дела. Для этого необходимо было прежде всего объединить все мероприятия по очистке города в системе коммунального хозяйства. Для проведения всех мероприятий по очистке города по единому плану с учетом интересов народного хозяйства, т. е. с максимальным использованием отбросов как в промышленности, так и главным образом в сельском хозяйстве,

Рис. 1. Схема организации коммунальной очистки Курска

проектом предусматривается организация треста очистки, который объединит всю работу по очистке города. В функции треста очистки входит также санитарно-технический надзор за очисткой города. Для осуществления надлежащего санитарного надзора в аппарате треста предусматривается штатная должность санитарного инспектора, который всю свою работу будет проводить, опираясь на местное население: уличные комитеты, депутатские группы, санитарные комиссии и секции совета.

Схема проекта очистки Курска по этапам ее осуществления принята следующая (рис. 1).

В задачи проекта входило определение динамики охвата города коммунальной очисткой. Строительный фонд Курска состоит в большинстве своем из малоэтажной 1-квартирной застройки с приусадебными участками при ней. Вводить здесь такую же систему сбора и удаления мусора, как и в крупных владениях, нецелесообразно, так как мусор здесь, в основном, может быть использован на приусадебных огородах, поэтому, исходя из плана реконструкции города, проектом предусмотрена динамика охвата города коммунальной очисткой по его районам (табл. 3).

Таблица 3

Этапы осуществления проекта

Районы города первый второй на расчетный период

в процентах

Ленинский . . ......... Кировский ........... Дзержинский.......... 40,0 15,0 30,0 100,0 90,0 80,0 90,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В Рышковском районе, как новостроящемся, предполагается ввести полную коммунальную очистку с первого же этапа, учитывая необходимость включения плана организации надлежащей очистки в общий строительный план.

Из применяемых систем сбора и хранения мусора в жилых ячейках известны сбор мусора вместе с утилем в одну посуду с последующей разборкой его на центральных сортировочных станциях и раздельный сбор мусора и утиля на месте его образования. Проектом рекомендуется вторая система, имеющая следующие преимущества. При раздельной системе открывается широкая возможность сборки всего бытового утиля, обычно не попадающего в мусорное ведро, кроме того, при этой системе утиль получается сравнительно сухим. Одним из основных с санитарно-гигиенической точки зрения преимуществ раздельной системы сбора мусора в квартирах является то, что при этой системе мы сводим к минимуму соприкосновение рабочего с мусором (рис. 2).

В каждой квартире в случае отсутствия мусоропроводов, рекомендуемых проектом для многоэтажного строительства, устанавливаются 2 сборника для мусора и утиля, емкостью 15 л каждый. Содержимое этих сборников ежедневно пересыпается в 2 дворовых сборника емкостью по 100 л, устанавливаемые во дворе каждого домовладения на специальной бетонированной площадке, окруженной кустарником. Дворовые сборники очищаются один раз в четыре дня по системе несменяемой посуды (рис. 3 и 4).

При расчете квартирных сборников проект исходит из среднего количества жителей, проживающих в квартире: на первом этапе осуществления проекта 6 человек, на втором этапе — 5,2 и на расчетный период — 4,3. Дворовые сборники для мусора рассчитаны по форму-

Вяешчии ВиО

Разрез

О S

Рис. 2. Квартирный сборник для мусора на 15 л

полосовое тея г'30

Заплело* по

/гольмии ¿S'ZS'J Полот тел.гИ>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

листовое »ел

ле, рекомендуемой Академией коммунального хозяйства. Расчет дворовых 100-литровых сборников для утиля ввиду сравнительно небольшого его накопления не может быть произведен по той же формуле, что и для мусора, так как при этих условиях мы получили бы, что 1 сборник будет приходиться на несколько домовладений. Исходя из основной установки, что сборники для утиля должно иметь каждое домовладение, охваченное коммунальной системой санитарной очистки, проект определяет необходимое их количество из среднего числа жителей, приходящихся на домовладение. Путем деления общего числа жителей данного района очистки на среднее количество жителей одного домовладения получаем искомое количество сборников. По данным Курского горкомхоза, среднее число жителей, приходящихся сейчас на домовладение, составляет 14 человек. В дальнейшем, по мере реконструкции города, возникнет крупное (многоквартирное) строительство, что значительно повысит число жителей, приходящихся на домовладение. В качестве ориентировочного приближения принято, что на первом этапе будет приходиться в среднем Рис- 3- Д°мовый сборник для 16 человек, на втором—43 человека и на твердого мусора

расчетный период—105 человек на домовладение. В дальнейшей стадии проектирования при составлении технического проекта все эти расчеты естественно должны быть уточнены с доведением расчетных данных до квартала и до каждого домовладения (рис. 5).

Мусор предполагается обезвреживать в процессе его сельскохозяйственного использования в качестве биотоплива в парниках и теплицах и в качестве удобрения — на полях. Перегной из парников и теплиц также должен быть использован в качестве удобрения на полях. Целесообразность принятого способа обезвреживания мусора вытекает из следующего.

Район Курска очень богат сельскохозяйственными землями. На базе его в Курске развивалась и продолжает развиваться легкая и пищевкусовая промышленность. Мусор же является ценным материалом для удобрения. По расчетам проекта при соответствующем использовании мусора возможно развить тепличное хозяйство в следующем размере: на первом этапе развития очистки — 4 ООО рам теплиц, на втором — около 29 000 и на расчетный период соответственно— 40 000. Кроме того, возможно удобрить около 4 га полей.

разрез Впешнии вид

От обезвреживания мусора путем его сжигания на специальных мусоросжигательных станциях, по крайней мере на первых этапах развития очистки города, мы отказываемся, так как потребность в удобрении даже для пригородного сельского хозяйства далеко не покрывается расчетным накоплением мусора.

Парниковое и тепличное хозяйство с использованием мусора проектируется совместить с площадками для компостирования мусора. Таким образом, вместо существующих антисанитарных свалок будут организованы места обезвреживания, в состав которых войдет целая система сооружений и хозяйств. Таких мест обезвреживания в Курске намечено четыре: два для первого района очистки, из них одно в месте расположения функционирующей свалки по московскому шоссе, на вспаханных полях, и второе к северо-востоку от запроектированной застройки — в Кировском районе; третье место обезвреживания— для второго района очистки на пахотных полях, прилегающих к западной границе этой части города, за оврагом; четвертое место

обезвреживания организуется специально для новостроющегося Рыш-ковского района — на северо-запад от промышленной зоны. На этих же площадках будут размещены камеры системы «Беккари» для биотермического обезвреживания той части мусора, которая по тем или иным причинам не может быть использована в сельском хозяйстве в обработанном виде.

Кроме того, проектом рекомендуются так называемые усовершенствованные свалки для обезвреживания мусора и смета с мест общего пользования, на котором отбросы будут покрываться в определенном порядке землей.

Что касается удаления утиля, то функции коммунальных органов заканчиваются с момента доставки его на утильбазу, которая будет размещена в Дзержинском районе, на территории, запроектированной для складского хозяйства, в месте пересечения железной дороги с рекой Кривец. Организация этой базы позволит целиком ликвидировать мелкие кустарные утильсклады.

/глаи

*азрез

Рис. 5. Площадь для установки сборников для мусора во владениях

Расчет накопления жидких нечистот произведен диференцирован-но для проницаемых и непроницаемых выгребов в предположении, что нечистоты, накапливаемые в проницаемых выгребах в виде густых остатков, будут обезвреживаться на полях ассенизации, а нечи-стсты из непроницаемых выгребов будут обезвреживаться совместно с канализационными стоками на очистных сооружениях общегородской канализации путем устройства сливной станции, что значительно сократит размеры транспорта.

Сливная станция может быть осуществлена после постройки в городе основного загородного канализационного коллектора, проект которого уже составлен и утвержден с отнесением срока строительства на 1937 и 1938 гг.

Применимость почвенного метода обезвреживания не вызывает ' возражений ни у хозяйственников, ни у санитарного надзора. Совершенно другое отношение к сливным станциям. Опыт некоторых городов (Ростова, Куйбышева и др.), построивших сливные станции, стоки из которых выливаются в открытые водоемы без предварительной их очистки, вызвал совершенно справедливые нарекания санитарного надзора. Это еще усугубилось тем, что сливные станции в указанных городах размещены в центре жилых районов. Кроме

того, среди специалистов делаются указания на возможность перегрузки коллектора и очистных сооружений канализации густыми нечистотами.

Сливная станция размещается, как это указывалось, на главном коллекторе, на расстоянии 2,7 км от очистных сооружений и в 200 м от жилой застройки. Участок сливной станции удачно расположен по отношению к господствующим ветрам.

Необходимая территория для полей ассенизации рассчитана из нормы нагрузки в 1 400 м3 нечистот в год на 1 га рабочей площади. Принимая для Курска пятипольный севооборот, вся территория,

разрез

п

ч • »

I

к

Детппь А

„-Г; V"

железа

-330-

гпч5

Стета сборника

¡■30

\ Зинлепон по 'штразмЬнм

Соединение а но

У

С

л

план

Рис. 6. Сборник емкостью 50 л для уличного смета

необходимая для полей с учетом валиков, дорог, канав и пр., определяется в 130 га.

Поля будут организованы в непосредственной близости от участков для обезвреживания твердого мусора.

Ввиду наличия в окрестностях Курска торфа в проекте учтена возможность организации торфокомпостирования с использованием торфа для удобрения более удаленных сельскохозяйственных земель, имея в виду, что такие компосты хорошо сохраняются довольно длительный период и являются весьма ценным удобрением. Также рекомендуется во владениях с проницаемыми выгребами производить засыпку нечистот торфом с использованием получаемых компостов на индивидуальных огородах. Соотношение потребного торфа 1 : 3—1 :4.

Кроме того, проектом предусматривается удаление осадков с очистной станции канализации, составляющих 37 м3 в сутки. Обезвреживание этих осадков предполагается следующим образом. Песок будет использован для засыпки оврагов и низин; подсушенный осадок с иловых площадок, обладающий ценными свойствами удобрения, будет использован для утилизации в сельском хозяйстве.

Наружная очистка мест общего пользования разделяется на летнюю и зимнюю уборку. В состав мероприятий по летней уборке входят: поливка, мойка мостовых с усовершенствованными покрытиями, уборка рынков, мостов, территорий промышленных предприятий, парков и скверов и вывозка и обезвреживание смета. Зимняя уборка будет заключаться в сгребании снега и его обезвреживании (вывозка или стаивание на месте) _и

борьбе с гололедицей. литии и имтим.»!

Отметим, что в отношении наружной очистки как в летнее, так и в особенности в зимнее время центральные города Союза (Москва, Ленинград, Харьков, Киев и др.) накопили большой опыт. На улицах и площадях Москвы работают новые машины — подметальные, снегоочистительные, снего-

Рис. 7. Уличная урна с Рис. 8 Уличная плевательни-

нижней педалью для от- ца с нижней педалью для

крывания крышки открывания крышки

погружатели, пескоразбрасыватели и поливочно-моечные машины. Нет необходимости доказывать все санитарные преимущества и технико-экономическую целесообразность применения механизации для наружной очистки по сравнению с ручной уборкой.

С учетом этих достижений в проекте намечена механизация процессов наружной очистки в соответствии с планом реконструкции мостового хозяйства Курска. Для характеристики темпов механизации, принятых проектом, приводится табл. 4.

Широкое распространение должно получить стаивание снега в неподвижных снеготаялках, действующих на отработанном тепле промышленных и банно-пра-чечных предприятий.

Таблица 4

Механизмы Количество по этапам

в первом во втором на расчетный период

Подметальные машины...... 2 16 21

Поливочно-моечные машины .... 2 8 8

Снегоуборочные » .... 4 13 17

Пескоразбрасыватели....... 2 12 16

Смет с улиц будет складываться в металлические сборники емкостью в 50 л, которые будут устанавливаться на улицах так, чтобы один сборник приходился на каждые 500 мг убираемой площади (рис. 6). Для рынков, бульваров, скверов и парков проектом предусматриваются сборники больших размеров, емкостью до 1 м3. В зеленых (массивах наиболее целесообразно устраивать подземные сборники.

Смет будет использован в основном для засыпки низин и оврагов и частично будет вывозиться на усовершенствованные свалки для засыпки мусора. Особо выделяется смет с основного лесо-паркового массива «Солянки». Обезвреживать этот смет предполагается на месте путем биотермической его переработки в камерах системы «Беккари». Камеры запроектировано разместить в самом лесо-пар-ковом .массиве, что вполне допустимо с санитарной точки зрения.

К прочим элементам очистки относится удаление трупов животных и навоза. Трупы животных, являясь ценным сырьем, используемым в • промышленности, должны быть соответственно утилизированы. Для этого в районе города будет сооружен утильзавод, рассчитанный на переработку не только трупов животных города, но и окружающего город района в радиусе 15—20 км. Навоз будет использован совместно с мусором в сельском хозяйстве в качестве биотоплива в парниках и теплицах и в качестве удобрения на полях.

Одной из существенных проблем в области очистки Курска явились вопросы транспорта для удаления городских отбросов.

Топографические условия территории города характеризуются весьма сложным рельефом, лимитирующим применение транспорта большой грузоподъемности. Эти же условия несколько снижают скорости движения транспорта, что в свою очередь повышает эксплоатационные расходы по очистке города.

С целью выявления наиболее рационального типа транспорта для вывоза городских отбросов сделаны технико-экономические расчеты, на основании которых мы лишний раз убедились, насколько выгоднее применение автотранспорта в сравнении с губтранспортом. Так, стоимость перевозки 1 м3 мусора при помощи фуры определяется в 11 рублей 02 копейки, а при помощи автомобиля только в 7 рублей 35 копеек. Стоимость перевозки 1 м3 смета на автомашине обойдется в 4 рубля 04 копейки, а в фуре — 8 рублей 64 копейки. Перевозка 1 м3 жидких нечистот из Дзержинского района на сливную станцию при помощи автоцистерн обойдется в 5 рублей 40 копеек, а при помощи ассенизационной бочки емкостью в 0,75 м3—16 рублей 70 копеек.

Все это привело нас к проектированию несколько повышенных темпов механизации удаления городских отбросов.

Намеченная степень механизации удаления городских отбросов сведена в табл. 5.

Таблица 5

Транспортные средства Количество по этапам

в первом во втором за расчетный период

Автомобили 1,5 т ........ 1 1 1

» 3,0 » ........ 6 26 44

3 5 —

27 16 39

» 2,0 » ........ 16 52 38

Ассенизационные бочки 0,75 м'. . 15 30 —

» » 0,50 » . . 78 78

Для организации транспортных парков выделены специальные площадки в каждом районе очистки. Территория транспортных парков отдалена от жилой застройки санитарными разрывами не менее 50 м, из которых не менее 20 м будут озеленены.

В соответствии с произведенными расчетами по укрупненным измерителям общая сумма капиталовложений, необходимых для осуществления проекта очистки Курска, исключая стоимость инвентаря, приобретаемого за счет каждого домовладения, определяется в 4,6 млн. рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.