НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГИГИЕНА и ЗДОРОВЬЕ
Отв. редактор А. Я. КУЗНЕЦОВ, зам. oms. редактора Н. Л. БАРАН\ Государстве*
С. И. КАПЛУН 1 Научная Мед«;
Члены редколлегии: Г. А. БАТКИС, Ф. Е. БУДАГЯН, А. В. MOJlbKOBL библиотек
Н. А. СЕМАШКО, А. Н. СЫСИН, Т. Я. ТКАЧЕВ J НКЗ ССС Отв. секретари: Р. М. БРЕЙНИНА. Ц. Д. ПИК
1942 7-Û ГОД ИЗДАНИЯ № 10
\
•с-
Чlb ъ
Г. В. РОЗЕНФЕЛЬД
Зам. начальника госсаиинспекции Москвы
ш • • I 9 I
Санитарная очистка Москвы в 1942 г.
Партия И! правительство (всегда 'проявляли огромную заботу о санитарном состоянии Москвы, На это дело отпускались средства и материальные ресурсы.
В результате специальных указаний правительства СССР и постановления СНК РСФСР Москва в 1940—1941 гг. располагала большим механизированным парком по очистке (бортовые машины, ассенизационные цистерны). Имея такую мощную транспортную базу, Мосгориспол-ком в 1940 г. принял решение о введении коммунальной очистки всех без исключения домовладений города: ежедневно от мусора и не реже одного раза в 5 дней от нечистот.
Предрешен был вопрос о скорейшем канализовании неканализован-ных владений. Специальное решение СНК РСФСР обязывало наркоматы, ведомства и Московский совет присоединить к канализации в одном только 1941 г. до 2 000 домовладений.
Эту работу сорвало »провокационное нападение озверелого фашизма на нашу родину. Война, естественно, создала некоторые затруднений в выполнении плана дальнейшего санитарного благоустройства Москвы.
Тяжелую, напряженную зиму пережила Москва в 1941/42 г. Враг рвался к столице, не считаясь ни с какими потерями, и достиг ближних подступов к Москве. Москва стала фронтовым городом.
Вывоз мусора и нечистот из домовладений почти прекратился. Во многих домах выбыли из строя водопровод и канализация. Это повлекло за собой не только скопление мусора и нечистот при длительной задержке их вывоза, но и привело к резкому загрязнению территории и снега на ней в значительном числе домовладений, создало большие дополнительные трудности при очистке домовладений к весне.
Некоторые хозяйственники охотво стали объяснять все прорывы в своей работе трудностями, созданными войной, совершенно позабыв, что война родит не только трудности и опасности, но и героев фронта и труда, научающихся преодолевать эти трудности и, несмотря «а них,
выполнять свой долг.
Исполком Московского городского совета уделил в этом году огромное внимание улучшению очистки города. Каждую неделю И полком юли противоэпидемическая комиссия при нем слушали доклады председателей районных исполкомов по этому вопросу. На ходу была выправлена 'неправильная линия, взятая было управлением благоустрой-
ства города,— отложить вывоз нечистот до окончания вывоза гниющего мусора.
В результате Москва завершила в текущем году предвесеннюю очистку, особенно вывоз гниющего мусора, безусловно лучше и тщательнее, чем даже в предвоенные годы. Свыше 450 ООО м3 мусора и нечистот было 'вывезено за февраль — апрель 1942 г.
Этой работе значительно способствовало также социалистическое соревнование, развернувшееся между районами на право получения переходящего красного знамени Московского совета. За очистку своих домовладений, за завоевание красного знамени Московского совета боролись десятки тысяч трудящихся Москвы. По данным Мосжил-управления, только в домах жилищных управлений москвичи отработали в марте — апреле 475 ООО человеко-дней по очистке своих дворов. Присуждая красное знамя, мы требовали не просто уборки территории двора и очищения мусорного ящика: мы подходили придирчиво, проверяли все закоулки дворов, сараи, (признавали «полностью очищенным» только тот двор, 'В котором действительно -нельзя было найти и остатков мусора.
Баушанский район Москвы, (всегда неплохо работавший по очистке своих домовладений, два года не выпускавший из рук знамя НКХоза РСФСР за лучшую очистку и завоевавший к 1.IV. 1942 знамя Мосгор-исполкома, потерял его к 1.У.1942 именно в результате таких «мелких недоделок» и вынужден был уступить его Первомайскому району, в котором 94% обследованных домов удовлетворяли требованиям, предъявляемым к «полностью очищенным дворам».
В текущем году больше чем когда бы то ни было приходилось считаться с хозяйственными возможностями. Поэтому вопросы эффективности использования транспорта, расхода горючего на тонно-километр, грузоподъемности машины, оборачиваемости транспорта перестали быть вопросами исключительно хозяйственными: они решали санитарное состояние города.
Это требовало и требует самого пристального внимания к ним со стороны госсанинспекции., требует освоения госсанинспекторами техники данного дела, ставит перед госсанинспекцией актуальнейшую задачу: если нужно, добиться постановки и проработки этих вопросов в исполкомах. Органам госсанинспекции надо быть сугубо бдительным, чтобы не давать возможности некоторым руководителям, ссылаясь на трудности и прикрываясь ими, итти по пути наименьшего сопротивления, по пути чрезмерных примитивов в деле очистки без крайней к тому необходимости.
В этой плоскости шла и идет работа госсанинспекции по очистке Москвы в» 1942 г.
В отношении удаления мусора мы исходили из необходимости максимально использовать способ его сжигания, чтобы не загружать транспорт. По предложению госсанинспекции, Мосжипуправление отдало приказ о сжигании мусора в котельных, в которых обеспечено достаточное дутье, с припиской к этим котельным смежных домов. По нашей инициативе Мосжилуправление дало указание о постройке летом 1942 г. не менее 200 простейших мусоросжигательных печей. Мы рекомендовали при этом воспользоваться мусоросжигательной печыо системы инж. Верина. Она может переработать в сутки от 650 до 1 500 кг мусора. Отапливается она также мусором как сухим, так и влажным, причем последний подсушивается в печи же до попадания на колосниковую решетку. Ее легко построить; она включается В! существующий з стене дымоход, не требует дефицитных материалов, проста в эксплэатации и дешева (стоимость ее околб 400 рублей).
На устройство ее требуется следующее количество материалов: 100 штук кирпича, 0,24 м3 красной глины, 2,5 кг огнеупорной глины,
/
0,24 м3 песка, 8 колосников, 3 дверки (1 топочная, 1 поддувальная и 1 загрузочная), 1 чугунный шибер и 0,1 кг проволоки. Проект представлен ш рисунке.
Мы широко рекомендуем в летнее время сжигать мусор и открытым способом (конечно, с соблюдением правил пожарной безопасности). Далее, мы рекомендовали еще с зимы хранить мусор как удобрение в тех домовладениях, <в кото/рых он может быть использован для этой цели. Наконец, мы допускали и закапывание мусора, но лишь при наличии достаточной для этого территории и в то время года (осень, весна), когда сжигание открытым способом по атмосферным условиям
неприменимо, а печей и котельных вблизи нет.
%
Разрез Ш-1У Разрез 1-7 Вид с фронта
План П-П
План 11
Мусоросжигательная печь производительностью 650 кг [мусора в сутки системы
инж. Всрипа
ф
/
%
Такое безвывозное удаление мусора, где это только еозможно, должно максимально сохранить транспорт для вывоза жидких нечистот, а также мусора из тех домовладений, откуда другим способом его удалять нельзя.
Безвывозное удаление мусора должно происходить организованно, под контролем жилищных управлений и органов госсанинспекции. Однако косность многих наших жилищных управлений и домовладений, рассчитывающих только на вывоз мусора и легко идущих на его закапывание, не считаясь с завтрашним днем и территорией, нежелание заниматься строительством даже простейших печей могут дать, и нередко давали, самые нежелательные последствия: мусор залеживается из-за перебоев в работе транспорта, а сжигать его не в чем.
Поэтому пришлось добиться специального распоряжения Мосгор-ишолкома, обязывавшего председателей районных исполкомов утвердить порядок удаления мусора из каждого домоуправления.
Мы добились также постановки этого вопроса на обсуждение про-. тивоэпидемической комиссии, которая вынесла специальное решение с^ форсировании строительства мусоросжигательных печей и увеличении числа их с 200 до 300.
Вторая серьезная задача — удаление нечистот, что больше всего осложняет очистку и часто делает ее неполноценной.
Важность данного вопроса явно недооценивается Управлением благоустройства. Если прошлой зимой, в феврале, Управление благоустройства запретило вывозить нечистоты, настаивая на -перевозке только гниющего мусора (биотоплива) © парники и колхозы, то летом, в мае, оно дало указание закапывать нечистоты, ориентируясь на временные правила ВГСИ и указания ГСИ РСФСР. Однако мы не считали и не считаем, что наши транспортные возможности, в Москве настолько затруднены, чтобы итти на такую крайнюю меру. Пришлось вносить эти вопросы в Горисполком. В результате последний в феврале предложил Управлению благоустройства утвердить план полной очистки выгребов от нечистот к 15.IV, а 8.VI отменил распоряжение о допустимости в Москве зарывания нечистот, предложив их вывозить
на сливные ста-нции и в сливные колодцы.
_ _ . •
В итоге 117 000 м3 нечистот было вывезено до?1^, а в мае и июне основная часть горючего расходовалась на удаление нечистот, которые ежедневно вывозились примерно в размере 130—140% суточных накоплений, постепенно ликвидируя зимние остатки.
Далее мы поставили вопрос о всемерном сокращении перевозок нечистот на большие расстояния, увеличении числа сливных канализационных колодцев, сведении ездок до 1 —1,5 км. В итоге было получено соответствующее распоряжение Исполкома об устройстве 30 таких колодцев добавочно к 20 существующим.
Надо отметить, что и здесь мы столкнулись с косностью трестов очистки, непосредственно и в первую очередь заинтересованных в реализации наших предложений (автоцистерна делает на слив по 9—10 ездок, а к сливным колоДцам' при расстоянии в 1 км — 25—28 ездок). И тем не менее пока в Москве таких колодцев имеется еще только 40.
Прошедшая зима поставила также перед нами совершенно новый вопрос — ряд домов остался без водопровода и канализации. Поэтому бытовые условия населения таких домов оказались хуже, чем некана-лизованных: здесь йет выгребных уборных, нет поблизости водопроводных колонок, -наконец, не у всех жильцов имеются ведра для воды.
Анализ распределения острых желудочно-кишечных заболеваний между жильцами канализованных и неканализованных домовладений показал вместе с тем, что привычные соотношения изменились а обратную сторону — заболевания преобладают в домах канализованных, но с бездействующей канализацией.
Данные жилищных организаций о числе таких домов были явно преуменьшены. Поэтому мы провели проверку в 50% домовладений города. Результаты нашей проверки выявили огромное количество домов, в которых канализация полностью или в части квартир не работала, вынуждая жильцов изыскивать способы и места (сараи, чердаки, подвалы и т. д.) «удаления» нечистот. Исполком Мосгорсовета обратил на этот вопрос самое серьезное внимание и принял ряд решений к скорейшему выправлению положения (выделено большое количество дополнительной рабочей силы из команд ПВО, предложено устроить временные уборные и сливы, канализационные колодцы и т. д.).
По-иному в нынешнем году приходится подходить и к применению хлорной извести. Мы никогда не возлагали особых надежд на хлорную известь как на средство борьбы с мухами и дезодорации сборников мусора и нечистот. Эффект здесь мог получиться только в том случае, если бы действительно все без исключения домовладения прйменяли
Хлорную известь ежедневно, а в жаркие дни и многократно, как этого ребуют инструкции. Но простой подсчет подсказывал, что для ящиков и уборных в Москве в сутки требуется не менее 40 т хлорной извести
для однократного их хлорирования и 80 т — для двукратного (в июле, августе), следовательно на 6 месяцев понадобится до 10 000 т. Такого количества мы и в мирное время не рассчитывали 'получить.
Тем не менее инструкции оставались в силе, и лишь данные об общей продаже извести по Москве и наличие большого количества мух с неопровержимой ясностью утверждали, что белые пятна на мусорных ящиках и уборных, на которые указывали нам при проверках дворники и управляющие домами, имели больше формальное значение.
Необходимость чрезвычайной экономии хлорной извести дала нам право в текущем году сразу и, так сказать, официально отказаться от требований, которые и в прошлые годы выполнялись лишь отдельными домоуправлениями, да всеми домовладениями вообще не могли быть выполнены.
Посаженные на твердый лимит по хлорной извести, утвержденный нам СНК СССР (кстати, ничуть не меньший, чем> мы фактически расходовали в предыдущие годы), мы подсчитали объекты и ресурсы, отказались от требования применения хлорной извести ежедневного и многократного и установили хлорирование раз в 5 дней очищенных мусорных ящиков.
Мосгорисполком отпечатал 50 000 соответствующих инструкций, которые мы довели до каждого управляющего домом, дворника, общественного санитарного инспектора. Мы учли, что сейчас многие управляющие домами и дворники — новые люди, и проводили не только устный инструктаж, но и показывали, как надо разводить и применять хлорную известь.
По существу мы не ставили каких-то особых, сложных задач и не устанавливали никаких новых методов очистки. Все сводилось к -простейшим! мероприятиям то обеспечению систематической и полной очистки всех наших домовладений от всяких видов отбросов. Мы требуем широкого применения таких способов удаления отбросов1, на которые в мирное время мы шли с большими ограничениями (мусоросжи-гание, сливные колодцы, закапывание мусора). Мы идем на это с твердой уверенностью, что- при создавшихся условиях целесообразно пойти на некоторые -незначительные неудобства (запахи, дым1), -но зато надежнее обеспечить устранение эпидемиологических факторов — залежей мусора и нечистот. ,
И вместе с тем, вникая в технику дела и хозяйственные возможности, мы требовали, чтобы это проводилось только в< меру действительной необходимости, а не в порядке простого облегчения работы отдельным лицам и организациям, не желающим рационально использовать имеющиеся у них возможности.
Очень часто нам приходилось и приходится, как уже было сказано, преодолевать косность некоторых непосредственно заинтересованных хозяйственных организаций (жилищные управления, управление благоустройства, тресты очистки) и исполкомов отдельных райсоветов. Это заставило нас переносить ряд вопросов -на рассмотрение Исполкома Московского совета. Нельзя без чувства глубокого удовлетворения не отметить, что все они решались Исполкомом Мосгорсовета именно так, как считала необходимым госсанинспекция Москвы.
Решения Мосгорисполкома придали нашим требованиям достаточно авторитета, чтобы добиться выполнения их всеми организациями Москвы и тем обеспечить должный санитарный порядок в столице, гарантирующий от развития острых желудочно-кишечных заболеваний.