Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА РИГИ СВИН-ЦОМ ПРИ РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭТИЛИРОВАННОМ БЕНЗИНЕ'

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА РИГИ СВИН-ЦОМ ПРИ РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭТИЛИРОВАННОМ БЕНЗИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА РИГИ СВИН-ЦОМ ПРИ РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭТИЛИРОВАННОМ БЕНЗИНЕ»

2. Для предупреждения загрязнения береговой полосы Ялтинского курорта необходимо предусмотреть эффективную очистку городских сточных вод. улучшить качество уборки пляжей и не допускать сброса корабельных сточных вод в прибрежную морскую зону.

ЛИТЕРАТУРА

Аглицкий С. С., Хаит К. Б. Гиг. и сан., 1952, № 2, стр. 11 —14. — Алфимов Н. Н. А\икробиология, 1954, т. 23, в. 6, стр. 693—697. — К и ч е н к о М. Гиг. и здоровье, 1941, № 5, стр. 40—44. — Р а з у м о в А. С. Микробиология, 1932, т. 1, в. 2, стр. 131 —146. — Р а с к и н Б. М. Жури, микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1958, № 4, стр. 86—89. — С т р о г а н о в С. Н. Гиг. и эпидемиол., 1927, № 7, Стр. 32—35.— Яковенко В. А. Методы санитарной оценки морских вод. Л., 1950, О н ж е. Гиг. и сан., 1954, № 8, стр. 11 —15,—В г i s с u J. Techn. sanit et mun'cipale. 1954. v. 49. p. 167—175,—К 1 i n gb e r g О., Schroedter E. Gesundheitsingenieur, 1930, Bd. 53, S. 753—755. — M i I I s K. Sewage a. Industr. Wastes, 1952, v. 24, p. 1150—1158.— Moore B. J. Hyg., 1954, v. 52, № 1, p. 71—86. — R о m e г H. Sewage a. Industr. Wastes, 1956, v. 28, № 12, p. 1495—1503. — T у 1 e r R. G. Sewage a. Industr. Wastes. 1950, v. 22, № 5, p. 685—696.

Поступила 30/VI 1958 r.

■¿г -Й- -¿r

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА РИГИ СВИН-ЦОМ ПРИ РАБОТЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭТИЛИРОВАННОМ

БЕНЗИНЕ

Доцент М. Д. Гарбаренко Из кафедры гигиены Рижского медицинского института

Весь автотранспорт Риги, кроме автобусов ЗИЛ-155, РАФ-251 и дизельных автомашин, работает На этилированном бензине. В связи с этим возникла необходимость исследования загрязнения свинцом атмосферного воздуха на улицах с оживленным движением автомашин.

В выхлопных газах машины «Москвич-420» свинца было найдено в пересчете на

1 м*—1,8 мг. автобуса — 4,9 мг, санитарной машины—17,6 мг. Найденные нами в выхлопных газах количества свинца следует считать заниженными вследствие несовершенства методики отбора проб.

Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха свинцом нами были выбраны следующие показатели: 1) содержание свинца в воздухе; 2) наличие свинца на открытых частях тела у людей, находящихся на улицах продолжительное время и не имеющих непосредственного контакта с этилированным бензином или со свинцом; 3) загрязнение свинцом оконных стекол жилых и общественных зданий; 4) накопление свинца на поверхности листьев деревьев и кустарников.

Для определения загрязнения атмосферного воздуха было выбрано 5 точек, расположенных на улицах города с наиболее оживленным движением автотранспорта. В этих точках предварительно в разное время было проверено число проходящих в течение часа автомашин. Для отбора проб атмосферный воздух просасывали через

2 стеклянных аллонжа с фильтром. В первом ватный фильтр был смочен 3% уксусной кислотой, а затем промыт 3% азотной (в соответствии с требованиями Методических указаний по организации санитарного контроля за чистотой атмосферного воздуха населенных мест. М., 1952), во втором — стеклянная вата, смоченная концентрированной азотной кислотой.

Количество воздуха, пропущенного через аллонжи, измерялось реометром. В ка честве побудителя для просасывания воздуха использовали двигатель автомашины «Москвич-402» или автобуса Горьковского автозавода. Аллонжи устанавливали на высоте 1,5 м. Штатив помещали на проезжей части улицы на расстоянии 1 мот тротуара. Скорость аспирации в большинстве случаев равнялась 20 л/мин.

Продолжительность отбора чаще всего (в 13 из 27 проб) равнялась 2 часам, но отдельные пробы забирали и более длительное время (26 сентября — 4 часа), и более короткий срок (1 час 40 минут). Свинец определяли нефелометрически с бихроматом калия.

Всего было исследовано 27 проб воздуха, из них в сентябре—1, октябре—11, ноябре — 8, июле 1957 г.-—7. Результаты анализов приводятся в табл. 1.

Только в одной из 27 проб, взятых на магистральных улицах, свинец не был обнаружен.

Таблица 1

Концентрация свинца в атмосферном воздухе (в мг/м3)

№ точки

Местоположение точки

Число анализов

Концентрация свинца

минимальная

максимальная

средняя

1 Улица Ленина около угла Таллинской 8 0,0004 0,0160 0,0070

2 Улица Горького у Драматического театра 4 0,0023 0,0122 0,0048

3 Улица 13 января......... 4 0,0016 0.0145 0,0073

4 Бульвар Райниса.......... 4 0,000 0,0130 0.0064

5 Улица Ленина у Воздушного моста . . . 7 0,0003 0,0410 0,0158

Сопоставление количеств свинца, найденных в атмосферном воздухе, с количеством проходивших в течение часа в точке отбора проб автомашин не позволило выявить зависимости между ними.

Подсчет количества автомашин, прошедших за время отбора пробы, и сопоставление этих данных с концентрацией свинца, найденной в разные дни в одной и той же точке, и метеорологическими условиями не дают возможности выявить взаимосвязи между ними. В табл. 2 приводятся такие данные для всех замеров в точке № 1.

Таблица 2

Условия отбора прсб и концентрации свинца в точке № 1

Дата отбора проб Число машин за время отбора Скорость аспирации (в л/мин) Продолжительность аспирации (в минутах) Количество пропущенного воздуха (в л) Температура воздуха Направление и скорость ветра (в м/сек) Концентрация свинца (в мг/м5)

26 сентября . . . 2400 13 240 3120 18° Штиль...... 0*0096

1 октября . . . 1660 20 100 2000 17,8° Юго-запад; 1,5 ... 0,015

8 октября .... 1750 20 150 3000 8,1° Северо-запад; 0,5 . . 0,0016

26 октября .... 1030 20 100 2000 13,2° Запад; 1,3. 0,005

5 ноября ..... 11 СО 16 120 1920 7,2° Северо-запад; 3,5 . . 0,0078

9 июля ... 2000 20 120 2400 25,2° Штиль....... 0,00063

11 июля..... 1980 20 120 24 00 20,1° Запад: 2,3 ..... 0,001

11 » .... 1800 20 120 2400 23,4° Запад; 2—4 .... 0,0004

По-видимому, количество свинца в атмосферном воздухе зависит не только от числа проходящих машин, но и от ряда других причин.

Известно, что автомашины выбрасывают в воздух мало свинца тогда, когда их выхлопная система чиста. После длительного пробега выделение свинца увеличивайся и составляет от 30 до 60% количества, находящегося в бензине. Открытие дросселя полностью при увеличении скорости хода может привести к выбросу из выхлопной системы даже большего количества свинца, чем его сгорает в горючем в данный момент, за счет осевшего в выхлопной системе. Поэтому количество выбрасываемого в воздух свинца может колебаться в значительных пределах в зависимости от технического состояния проходящих автомашин.

Для выяснения возможности оседания свинца из воздуха на поверхности открытых частей тела были исследованы смывы с рук у регулировщиков уличного движения. В 10 смывах из II был обнаружен свинец. Максимальная концентрация — 0,075 мг свинца — была найдена в точке № 1 у регулировщика, проработавшего без перчаток 7 часов 45 минут. У регулировщиков, работавших без перчаток в других точках 7—8 часов, концентрации свинца в смывах колебались в пределах от 0,02 до 0.05 мг. У работавших без перчаток более короткое время (3—5 часов) свинца было найдено 0,005 мг. У одного регулировщика был взят смыв с лица. В нем было найдено 0.03 мг свинца. Полученные данные говорят о том, что открытые части тела (руки, лицо) людей, длительно находящихся на улицах с оживленным движением автотранспорта, работающего на этилированном бензине, подвергаются загрязнению свинцом.

Косвенным показателем загрязнения воздуха свинцом является также наличие его в смывах с окон жилых и общественных зданий, выходящих на улицу. Исследований смывов с оконных стекол нами проведено 16. В 5 пробах из 16 количество свинца

превышало 0,1 мг/м!. В смыве с оконного стекла дома, расположенного вблизи от точки № 5, найдено 0,312, в смыве с окна у точки № 1 (на высоте 2,5 м от уровня тротуара) —0,59 мг/м2, в остальных пробах — от 0.01 до 0,09 мг/м2.

Важно отметить, что свинец был найден в смывах не только с наружных поверхностей стекол, но и с внутренних их сторон. Так, в помещении индустриального политехникума (на улице Горького) на наружной поверхности стекла первого этажа было найдено 0,018, а на внутренней — 0,013, на третьем этаже — на наружной — 0,0347, на внутренней — 0,0087 мг.

Свинец определяли также в смывах с ветровых стекол 7 автомашин. Он был обнаружен во всех пробах. Минимальное из найденных количеств составляло 0,0147, максимальное — 0,49, среднее — 0,1341 мг/м2.

Нами также было произведено исследование 25 смывов с листьев деревьев и кустарников. Свинец найден во всех пробах. Количество его колебалось от 0,03 до 9 мг/м* поверхности листьев.

Выводы

1. Прямой зависимости между количеством проходящих через определенный пункт автомашин и найденными концентрациями свинца в воздухе установить не удалось. По-видимому, кроме количества тетраэтилсвинца в горючем и числа проходящих автомашин, здесь имеют значение техническое состояние двигателя, выхлопной системы, скорость движения машины, метеорологические условия.

2. Помимо загрязнения свинцом воздуха отмечается также загрязнение свинцом окружающих предметов и поверхностей, в том числе и открытых частей тела людей, находящихся на улицах более или менее продолжительное время.

3. Листья деревьев и кустарников задерживают из воздуха значительные количества свинца. Поэтому посадка деревьев и кустарников между тротуаром и мостовой может быть рекомендована как одно из средств, способствующих уменьшению концентрации в воздухе не только пыли, но и свинца.

Поступила 10/Х 1958 г„

* * -¡V

ВЫЖИВАЕМОСТЬ САЛМОНЕЛЛ В КОМПОТЕ ИЗ СУХОФРУКТОВ

Научный сотрудник К. П. Козырева

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Быстрое развитие общественного питания и расширение сети столовых и ресторанов одновременно направляет внимание гигиенистов на дальнейшую разработку вопросов рационального питания населения и санитарного режима предприятий общественного питания. При этом особенно важное значение приобретает детальное освещение разделов профилактики пищевых отравлений, относящихся к их частной эпидемиологии. Так, большой интерес представляет изучение пищевых токсикоинфекцнй салмонеллезной этиологии, в частности изучение выживаемости салмонелл в компоте из сухофруктов, в связи с имевшей место вспышкой пищевого отравления, причину которого обследователи усматривали в компоте из сухофруктов, обсемененном S. typhi murium.

Привлекает особое внимание то обстоятельство, что звенья эпидемиологической цепочки в этой вспышке были представлены компотом из сухофруктов, налитым в ведро, где до этого хранились утиные яйца (в скорлупе). Как известно, утиные яйца являются почти постоянно носителями группы салмонелл, поэтому исследовавшими охотно была принята версия, что утиные яйца инфицировали стенки и дно ведра. Компот, набитый в это же немытое ведро, был в свою очередь инфицирован микроорганизмами, оставшимися на стенках этого ведра, что в результате и вызвало вспышку пищевого отравления.

Такое эпидемиологическое объяснение данной вспышки пищевой токсикоинфек-ции нам показалось маловероятным, так как бактериальные пищевыр отравления, в том числе и салмонеллезы, могут возникать только при условии массирного обсеменения продукта. В то же время компот из сухофруктов вследствие кислотности вряд ли следует считать средой, благоприятной для размножения салмонелл.

Для обоснования нашего суждения мы поставили 8 серий экспериментов. Для этого мы изготовляли компоты из сухофруктов (разных видов), которые в своей основе содержали яблоки, груши, чернослив и изюм. Приготовление компотов производилось по раскладке, предусмотренной для предприятий общественного питания. На порцию готового блюда с выходом 200 г мы брали 30 г сухофруктов и 15 г caxapi.

Для проведения работы нами были взяты штаммы S. typhi murium и S. enteri-tidis, которые по своим морфологическим, тинкториальным, биохимическим и серологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.