Научная статья на тему 'ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корытова Ольга Михайловна

В настоящей статье представлены эффективные приёмы работы, позволяющие развить так называемые «гибкие» навыки на уроках английского языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корытова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOOKING INTO TOMORROW DEVELOPING SOFT SKILLS AT THE LESSONS OF ENGLISH

The article deals with effective educational techniques that let develop the so-called soft skills at the lessons of English

Текст научной работы на тему «ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

О.М. КОРЫТОВА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

O.M. KORYTOVA

ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

LOOKING INTO TOMORROW РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА DEVELOPING SOFT SKILLS AT THE LESSONS OF ENGLISH

Сведения об авторе. Еорытова Ольга Михайловна - преподаватель, руководитель отдельной дисциплины (иностранный язык) ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», кандидат филологических наук (г. Тверь. E-mail: tv-svu@mil.ru).

Аннотация. В настоящей статье представлены эффективные приёмы работы, позволяющие развить так называемые «гибкие» навыки на уроках английского языка.

Ключевые слова: познавательная деятельность, развитие критического мышления, визуальная грамотность, творческие способности.

Information about the author. Olga Korytova - teacher, head of a separate discipline «foreign language» FGKOU «Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation», Candidate of Philological Sciences (Tver. E-mail: tv-svu@mil.ru).

Summary. The article deals with effective educational techniques that let develop the so-called soft skills at the lessons of English.

Keywords: cognitive activity, critical thinking, visual literacy, creative skills.

На современном этапе развития общества термины soft skills и hard skills чрезвычайно популярны. Определения данных понятий в некоторой степени разнятся в зависимости от источника, но в самом общем виде hard skills - это набор навыков, которые можно определить количественно и наглядно продемонстрировать. Soft skills можно трактовать как универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. В русскоязычном варианте наиболее удачными эквивалентами обсуждаемых понятий представляются «твёрдые» и «гибкие» навыки соответственно.

На сегодняшний день опубликован Атлас новых профессий, в котором описаны не только перспективные профессии, но и приведён список надпрофессиональных навыков, овладение которыми

«позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность». Кроме того, издан доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», название которого говорит само за себя. В данном докладе представлена информация об основных тенденциях, определяющих образ рабочего места XXI века в целом индустриальной модели образования и формирования новой «образовательной экосистемы».

В этот момент возникает вопрос: как всё вышесказанное связано с обучением будущих военнослужащих, которыми потенциально являются все суворовцы, нахимовцы и кадеты, и с преподаванием иностранного языка?

Мы готовим наших воспитанников к тому, чтобы они стали профессиональными защитниками Отечества. В Атласе новых профессий перечислены гражданские специальности и вузы, где эти специальности можно получить. Однако не стоит забывать о том, что спектр военных специальностей также очень широк. Востребованность высококлассных специалистов, уровень подготовки которых отвечает требованиям современного динамично развивающегося мира, высока. Сегодня каждый человек, желающий успешно реализоваться в профессии, должен не только уметь быстро адаптироваться к условиям изменяющихся реалий, но и быть готовым постоянно обновлять свои знания, без ущерба для производительности труда переключаться с одного вида деятельности на дру-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

гои, а также совмещать несколько функций одновременно.

Исходя из мысли о том, что наши выпускники стремятся стать лучшими и наиболее востребованными в своей профессии, мы должны в полной мере обеспечить развитие не только hard skills, которым в нашем случае является возможность корректно использовать иностранный язык в различных речевых ситуациях, но и soft skills.

Существуют различные подходы к классификации обсуждаемых навыков, условно их также называют навыками XXI века. В самом широком понимании их представляют как 4C's skills: Creative thinking, Collaborating, Communicating, Critical thinking (творческое мышление, сотрудничество, общение, критическое мышление). Иностранный язык, представляющий собой как цель, так и средство обучения, предоставляет участникам образовательного процесса достаточно широкие возможности в отношении развития данных навыков. Нередко на уроках иностранного языка ученикам предлагается составлять истории разного рода - такое задание можно адаптировать под разный формат и тренировку навыков говорения или письма. Не каждый обучающийся может сходу составить историю заданной тематики. Хорошим подспорьем в этом могут стать storyboards. Storyboards - это истории в картинках, похожие на кадры из фильма или мультфильма, которые перенесли на бумагу, своего рода комикс.

Подобрать тему для истории в картинках преподаватель может, исходя из целей урока. Это может быть что угодно - от отработки определённых лексических единиц или грамматических конструкций до составления развёрнутого монологического высказывания или написания сочинения. В Интернете можно найти уже готовые storyboards различной тематики и даже целые пособия с готовыми разработками. Кроме того, преподаватель может сам составлять истории в картин-

ках или предлагать обучающимся сделать это. Существует достаточно много онлайн-ресурсов для создания storyboards. Из опыта работы наиболее удобными нам кажутся https://www. storyboardthat. com/ и https://www. canva. com/create/ storyboards/.

Спектр заданий, возможных форм работы и видов учебного взаимодействия при работе со storyboards настолько широк, что мы смело можем говорить о том, что это универсальное средство для развития soft skills. Возможности их использования могут быть ограничены только уровнем методического мастерства и творческого поиска самого преподавателя.

О важности развития критического мышления не только на уроках иностранного языка, но и в процессе обучения в целом сейчас говорят и пишут очень много. Не останавливаясь на технологии развития критического мышления в целом, затронем лишь некоторые приёмы работы с ресурсами сети Интернет, позволяющие активизировать познавательную активность обучающихся.

Самый простой, но такой важный сегодня навык - это навык поиска информации. Уже в 5-6 классе необходимо учить воспитанников правильно искать информацию, корректно вбивать ключевые слова в строку поиска. Основные правила поиска информации: удаляйте ненужные слова, точно выбирайте слова для поиска, не останавливай-

тесь на первых результатах, потому что они могут оказаться недостоверными. Развитие этого навыка помогает обучающимся более успешно работать с текстами, находить в них ключевые слова и идеи.

Логичным продолжением этой цепочки является работа по анализу материала на различных сайтах. Мы просим обучающихся сначала оценить внешний вид сайта: насколько достоверным выглядит адрес, каково количество рекламы, когда был создан ресурс, какова композиционная структура текста. На следующем этапе идёт работа с непосредственно представленной информацией, как текстовой, так и графической. Принадлежат ли фотографии данному правообладателю? Кем является автор данного текста, статьи? Каков его статус? Насколько достоверны сведения, представленные в тексте? Если в тексте приводится какая-то аргументация, насколько она весома, подтверждена ли фактами и доказательствами?

Конечно, вести такую работу на иностранном языке полноценно можно в старших классах, но элементы возможно применять уже на этапе младшего звена. Определённо такая работа требует дополнительной подготовки от преподавателя. Необходимо найти сайты, не содержащие вредоносной информации; чётко выстроить систему заданий; вероятно провести подготовительную работу по отработке необходимой лексики и грамматики.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Non-geographic Geographic

Why are suth obpccii located 1 hen;?

r— What impact did Llii even I 1 toivc ad . ?

i— W'liy ir> ihkere ei nee J fot I— today*

Whal libjccK arc localcd here11

WJjHl did the Aftnt happen?

□ Whai is the ritiisi us^nct nf

Научными исследованиями доказано, что глубина понимания текста с экрана меньше, чем с бумажного носителя, скорость прочтения бумажного текста отличается от скорости чтения текста электронного, поэтому говорить о работе с информацией с сайтов как о чтении в понимании классической методики обучения иностранным языкам нельзя.

При этом подобные задания помогают в формировании так называемой визуальной грамотности (visual literacy), то есть способности интерпретировать и извлекать смысл из информации, представленной в виде изображения, схемы, таблицы. Понятие визуальной грамотности, появившееся и подробно описанное в конце 60-х годов XX века, сегодня относят к наиважнейшим компетенциям, необходимым для жизни в информационно-цифровую эру.

Ещё одно немаловажное умение для профессионала любого уровня -способность точно и грамотно формулировать вопросы. В методике обучения часто говорят о так называемых «тонких» и «толстых» вопросах. Преподавателю важно не только самому задавать толстые вопросы, но и учить своих воспитанников этому. Например, в 7 классе, когда суворовцы в основном уже умеют грамотно задавать вопросы на английском, мы в конце почти каждого урока просим их составить один вопрос, касающийся темы урока, его хода, начинающийся с «How» (как).

На сайте National Geographic можно найти информацию о том,

что такое «географический вопрос» (geographic questions) и как отличить a geographic question от non-geographic question. «Географический» вопрос должен стать отправной точкой какого-либо исследования. Например, вопрос «Какие объекты здесь расположены?» не является географическим. Видоизменяем имеющийся вопрос и получаем географический вопрос «Почему эти объекты здесь расположены?». Подобное соотношение верно и для следующей пары вопросов: «Когда произошло событие? -Каким образом событие повлияло на ...?».

Если познакомить обучающихся с этими понятиями, показать их специфику, они быстрее научатся задавать те самые «толстые» вопросы. Почему бы не воспользоваться материалом смежной научной области в целях более эффективного обучения иностранному языку и развития гибких навыков?

Сегодня всё чаще говорят и пишут о том, что учитель иностранного языка должен фактически выполнять функции лингвокоуча. Это новое понятие постепенно из области корпоративной профессиональной подготовки специалистов перебирается в методическую литературу. Лингвистический коу-чинг представляет собой не просто индивидуализацию процесса обучения иностранному языку, а полное подстраивание под прикладные нужды обучаемого и достижение максимально возможного в заданных условиях уровня развития коммуникативной компетенции.

Очевидно, что специфика образовательного процесса в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации не позволяет преподавателям иностранного языка в полной мере реализовывать принципы лингвокоучинга. Представляется, что в этом и нет острой необходимости, однако элементы применяемых в коучинге приёмов могут (и должны) логично и методически грамотно вписаться в практику преподавания иностранного языка.

Итак, проблемой развития soft skills у выпускников на современном этапе развития системы образования в большей степени озабочены высшие учебные заведения. Вопрос о том, какие навыки являются наиболее востребованными у работодателей, стоит для них наиболее остро, поскольку престиж вуза во многом определяется потенциальной возможностью трудоустройства студентов. При этом, по нашему мнению, нельзя недооценивать важность развития надпредметных компетенций у обучающихся средней школы. Федеральный государственный стандарт нового поколения предъявляет определённые требования к уровню развития метапредметных умений, которые по сути и представляют собой «навыки XXI века».

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий. Вторая редакция. - М.: Сколково, 2015. 165 с.

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. 222 с.

3. Парслоу, Э, Рэй, М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. - М., СПб.: Питер, 2003. 203 с.

4. Шилова, С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2017. Выпуск 4 (24). С. 374-380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.