Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / интернет-сервисы / коммуникативная компетенция / коммуникация / distance learning / internet services / communicative competence / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Юлия Дмитриевна, Прокашева Елена Алексеевна

В статье раскрывается обучающий потенциал онлайн-сервисов для активизации навыков говорения обучающихся, рассмотрены преимущества их использования на разных этапах обучения говорению, даны методические рекомендации по внедрению их в практику учителя для организации современного учебного процесса в формате дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Юлия Дмитриевна, Прокашева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE ONLINE SERVICES IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

The article describes the training potential of online services for activating the speaking skills of students, considers the advantages of their use at different stages of teaching speaking, and gives methodological recommendations for their implementation in the practice of teachers for the organization of the modern educational process in the format of distance learning.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 81'27:004.4

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-35-39

Кудрявцева Юлия Дмитриевна

преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)

Прокашева Елена Алексеевна

преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)

ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище» МО РФ,

mm Звездный, Россия 614575, Пермский край, mm Звездный, ул. Ленина, 15, e-mail: perm-svu@mil.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Yulia К. Kudryavtseva

Teachers of a Separate Discipline (Foreign Language)

Elena P. Prokasheva

Teachers of a Separate Discipline (Foreign Language)

Perm Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation 614575, Zvezdny, Perm Krai, Russia, 15, Lenin str., e-mail: perm-svu@mil.ru

EFFECTIVE ONLINE SERVICES IN THE FORMATION OF FOREIGN

LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация. В статье раскрывается обучающий потенциал онлайн-сервисов для активизации навыков говорения обучающихся, рассмотрены преимущества их использования на разных этапах обучения говорению, даны методические рекомендации по внедрению их в практику учителя для организации современного учебного процесса в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-сервисы, коммуникативная компетенция, коммуникация.

Abstract. The article describes the training potential of online services for activating the speaking skills of students, considers the advantages of their use at different stages of teaching speaking, and gives methodological recommendations for their implementation in the practice of teachers for the organization of the modern educational process in the format of distance learning.

Key words: distance learning, internet services, communicative competence, communication.

© Кудрявцева Ю.Д., Прокашева E.A., 2022

Формальное образование поможет вам выжить.

Самообразование приведет вас к успеху.

Бизнесмен и коуч Джим Рон

Актуальность представленной в статье информации определяется необходимостью создания условий образовательного пространства, обеспечивающих повышение мотивации, определяющей успешное овладение межкультурной компетенцией путем активизации обучающихся в учебную деятельность с помощью стимулирующих онлайн-стратегий.

Удаленный формат обучения - это реалия нашего времени, требующая от преподавателя гибкого перестроения своей деятельности в сложившихся новых условиях для обеспечения качественного взаимодействия с обучающимся [3].

Современный ФГОС требует достижения обучающимися хорошего уровня владения четырьмя видами речевой деятельности на английском языке: аудированием, чтением, говорением и письмом. Однако и здесь есть особая иерархия, выделяющая говорение как опережающее умение по отношению к чтению и письму. Способность формулировать и излагать свои мысли в устной форме - основа для других умений. Кроме того, говорение является мощным мотивационным фактором для овладения английским языком и, как правило, является самым любимым видом деятельности на уроке у обучающихся любого возраста.

Эффективность онлайн-обучения говорению на уроках иностранного языка подтверждается целесообразностью выбора реализуемых технологий и интернет-ресурсов, а также правильно организованной обратной связью. Рассмотрим более подробно преимущества онлайн-сервисов, использование которых направлено на совершенствование коммуникативной компетенции через осуществление речемыслительных операций в интерактивных видах речевого взаимодействия.

Из своей практики при обучении говорению на мотивационном этапе при выполнении задания на формулирование темы мы рекомендуем использовать такие электронные сервисы, как Flippity и Wordwall. Оба сервиса позволяют создавать и пользоваться имеющимися шаблонами дидактических материалов. Интерактивные упражнения отличаются высоким качеством, воспроизводятся на любом устройстве. Спектр функциональных возможностей широк. Для организации взаимодействия с обучающимися преподавателю необходимо поделиться ссылкой на назначенное задание. Сервис Wordwall обладает возможностью использования режима многопользовательской игры, в которой предусматривается групповое участие пользователей.

Наиболее эффективными шаблонами в данных сервисах для этапа, обеспечивающего мотивационную составляющую учебного занятия, являются интерактивные упражнения: Мозговой штурм, Категория мозгового штурма, Викторина, Альбом для рисования. С этой же целью на сервисе Flippity имеется возможность использования таких дидактических инструментов, как Hangman, Word Scramble, позволяющих отгадать ключевое слово, определяющих тематику занятия.

Данные онлайн-сервисы отличаются несомненным преимуществом на этапе отработки речевых навыков говорения, предлагая разнообразные тренировочные игровые задания. На этапе выполнения тренировочных и условно-речевых упражнений интернет-среда Flippity предлагает шаблоны по созданию интерактивных карточек на отработку произношения; упражнения для отработки написания слов; упражнения по подбору пар.

Сервис Wordwall также предлагает интерактивные карточки Flip Tiles, которые уместно использовать на этапе введения или закрепления новых лексических единиц. Подобные карточки существуют и в сервисе Quizlet и представляют собой двусторонние карточки, на которых можно разместить визуальную либо текстовую информацию. Данные интерактивные элементы эффективны для стимулирования устных высказываний по определенной ситуации, а также предусматривают возможность самопроверки.

Колесо удачи Random wheel в сервисе Wordwall представляет из себя случайный выбор задания, предложения, вопроса или темы для работы. Данный элемент успешно зарекомендовал себя на этапе формирования лексико-грамматических навыков и может использоваться на этапе контроля языковых навыков, при обучении говорению на ситуативной основе.

Сервис Livework sheets позволяет создавать интерактивные рабочие листы, которые можно использовать на этапе тренировки и контроля лексических и языковых навыков. В ходе выполнения заданий коммуникативной направленности данный сервис позволяет создавать задания на соединение, отработку произносительных навыков, заполнение пропусков.

Копилка интерактивных заданий рабочей тетради Skysmart представляет собой учебные задания, дублирующие задания рабочей тетради известных учебно-методических комплексов. Использование данного ресурса доказало свою эффективность в условиях дистанционного обучения на этапе тренировки и контроля лексико-грамматических навыков, лежащих в основе формирования навыка говорения.

Если говорить об эффективности использования данных интернет-сервисов для контроля навыков говорения, следует отметить, что ни один ресурс не способен заменить живую коммуникацию, а, следовательно, описанные интернет-ресурсы обладают большим потенциалом с точки зрения их использования на этапе тренировки. Однако контроль навыков говорения можно осуществить при помощи викторины, созданной на игровой обучающей платформе Kahoot и обучающего квеста интернет-сервиса Learnis, позволяющих создавать интерактивные задания по типу открытого ответа, ответа на множественный выбор, правда/ложь. Задания обучающих квестов целесообразно проходить в совместном режиме, создающем условия для отработки и контроля навыков говорения. Задания игрового сервиса Kahoot рекомендуется также дополнять устным комментированием и созданием условия для обсуждения полученных результатов.

Перечисленные сервисы предусматривают автоматическую проверку заданий обучающихся и предлагают анализ результатов, что значительно облегчает работу преподавателя.

Эффективность использования данных онлайн-сервисов обусловливается необходимостью решения ключевых задач, степень их результативности зависит от конкретной стадии урока [2].

Эффективность применения онлайн-сервисов на разных этапах урока

Этапы урока Engage Вовлечение в деятельность Study Обучение Activate Развитие умений

Онлайн-сервисы

Flippity V V V

Kahoot V

Live worksheets V V

Skysmart workbook V V

Learnis V

Quizlet V V V

Wordwall V V V

Данные таблицы свидетельствуют о том, что интернет-сервисы, применяемые в практике учителя английского языка с целью развития языковой и речевой компетенции воспитанников, имеют ряд особенностей в своем применении и по-разному продуктивны на каждом этапе учебного занятия. Большинство из применяемых интернет-сервисов ориентировано на вовлечение обучающихся в учебную деятельность, а также на совершенствование коммуникативных навыков. Первоначальное моделирование условных ситуаций требует проведения дополнительного комплекса учебно-речевых упражнений, которые способствуют самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний. Ряд обучающих сервисов, таких как БНррку, (^Ш21е1:, \\^огсЬуа11, доказали свою эффективность на мотивационном этапе и этапе совершенствования навыков речевой деятельности. Данные интернет-сервисы являются наиболее универсальными с точки зрения их использования на разных этапах урока для развития и совершенствования коммуникативных навыков обучающихся. Наименьшей эффективностью при обучении говорению обладают образовательные платформы Ка1юо1:, Ьеапш. Однако данный сервис выгодно отличается от рассмотренных выше сервисов, поскольку дает возможность организовать речевое взаимодействие в увлекательной форме. Следует также отметить, что практически все сервисы, кроме Ьеапш, позволяют обеспечить обратную связь в виде сформированной статистики контролируемых навыков.

Учитывая специфику использования перечисленных средств обучения говорению, можно сделать вывод, что их применение позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся. Создание ситуаций речевого общения

с использованием онлайн-сервисов является перспективной формой обучения, позволяющей преодолеть проблему языкового барьера у воспитанников, побудить обучающихся к активному использованию изученных лексических и грамматических структур, повысить их интерес к изучению языка, научить сотрудничать друг с другом, повысить творческий потенциал обучающихся [1].

Список литературы

1. Иброхимова Л.И. Interactive methods of teaching in English lesson [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 47. - С. 203-205. -URL: https://moluch.ru/archive/181/46476/ (дата обращения: 25.01.2021).

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. A.A. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.

3. Юдакова C.B. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие. - Владимир: ВГПУ, 2010. - 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.