Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПО-НОВОМУ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СУВОРОВЦАМИ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПО-НОВОМУ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СУВОРОВЦАМИ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / ПОКОЛЕНИЕ Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярёва Светлана Борисовна, Потапова Марина Константиновна

В статье описан инновационный опыт педагогов-психологов по внедрению современных технологий в практику профориентационной работы с суворовцами Ульяновского гвардейского суворовского военного училища МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярёва Светлана Борисовна, Потапова Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK IN NEW STYLE UPDATING OF THE CAREER GUIDANCE WORK’S CONTENT AND FORMSWITH THE GENERATION Z’S SUVOROVITES

The article describes the innovative experience of educational psychologists in the implementation of modern technologies into the practice of career guidance to Ulyanovsk guards Suvorov military school’s cadets of the Ministry of Defense.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПО-НОВОМУ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СУВОРОВЦАМИ ПОКОЛЕНИЯ Z»

С.Б. ДЕГТЯРЕВА, М.К. ПОТАПОВА

S.B. DEGTYAREVA, M.K. POTAPOVA

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПО-НОВОМУ

CAREER GUIDANCE WORK IN NEW STYLE

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С СУВОРОВЦАМИ ПОКОЛЕНИЯ Z

UPDATING OF THE CAREER GUIDANCE WORK'S CONTENT AND FORMS WITH THE GENERATION Z'S SUVOROVITES

Сведения об авторах: Дегтярёва Светлана Борисовна - педагог-психолог Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: dsb2013@list. ru);

Потапова Марина Константиновна - педагог-психолог Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Ульяновск. E-mail: marina. potapova.2012@list. ru).

Аннотация. В статье описан инновационный опыт педагогов-психологов по внедрению современных технологий в практику профориен-тационной работы с суворовцами Ульяновского гвардейского суворовского военного училища МО РФ.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, компетенции, навыки, поколение Z.

Information about the authors: Svetlana Degtyareva - Educator-psychologist of the Federal State Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: dsb2013@list. ru);

Marina Potapova - Educator-psychologist of the Federal State Educational Institution «Ulyanovsk Guard Suvorov Military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation» (Ulyanovsk. E-mail: marina.potapova.2012@list).

Summary. The article describes the innovative experience of educational psychologists in the implementation of modern technologies into the practice of career guidance to Ulyanovsk guards Suvorov military school's cadets of the Ministry of Defense.

Keywords: self-determination, professional self-determination, career guidance, competencies, skills, Z generation.

В настоящее время профориентация объявлена приоритетным направлением работы с молодёжью. У специалистов, работающих в данном направлении, обоснованно возникают вопросы по осмыслению содержания профориентационной деятельности в новых условиях. На страницах печатных изданий

и в сети Интернет развернулась научная дискуссия о том, что происходит в профориентации сегодня, об идеологии, методологии, технологиях и инструментах эффективной профориентационной работы. Мы, как специалисты, работающие с подростками в образовательной организации, не можем оставаться

в стороне от обсуждения этих актуальных вопросов, потому что также столкнулись с необходимостью «перезагрузки» профориентации в связи со спецификой новой жизненной реальности.

В современном высокотехнологичном информационном обществе очень быстро меняется мир

hard skills soft skills

Технические профессиональные навыки, обеспечивающие непосредственное выполнение производственных и рабочих задач Надпрофессиональные навыки, помогающие быть успешным в деятельности и построении карьеры или развитии экспертности и специализации

- цифровой интеллект (ИТ-навыки); - владение иностранным языком; - финансовая грамотность; - культурная образованность; - представление о мире профессий и профессиональных карьерных возможностях; - ресурсные техники саморегуляции и управления собой. - коммуникативные навыки; - со-creation, сотрудничество; - самоорганизация и адаптация; - управление временем; - целеполагание и постановка задач; - аналитические способности; - осознанность; - креативность; - стратегическое мышление; - критическое мышление; - проектное мышление; - эмоциональный интеллект; - навыки самопрезентации; - лидерство .

профессий: всё меньше становится фиксированных профессий, всё больше появляется ситуативных ролей, которые человек станет занимать в процессе реализации коллективных и индивидуальных целей, в том числе и в мире военных профессий и специальностей. Военное образование также столкнулось с ситуацией, когда в ряде сфер навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения. В новой образовательной парадигме акцент смещён от жёстких (hard skills) к гибким навыкам (soft skills), от узкопрофессиональных к надпрофессиональным компетенциям (см. таблицу 1) -осознанности, креативности и т.д..

Необходимо уточнить, что сами по себе навыки и компетенции являются нейтральными. Полезными или вредными их делает вектор приложения. В зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности их развитие может привести к деструктивному (деньги, слава, власть) или конструктивному (служение, творчество, самореализация) жизненному сценарию. Поэтому, оказывая помощь в профессиональном самоопределении, педагогам и психологам необходимо в первую очередь развивать морально-нравственные ценности воспитанников и лишь затем изучать и развивать те или иные skills.

Профориентация, профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение являются ключевыми понятиями в работе педагога-психолога по осуществлению психологического сопровождения суворовцев в ситуации важнейшего выбора в их жизни. Соотношение профессиональной ориентации и профессионального самоопределения рассматривается нами по Г. В. Резапкиной (см. таблицу 2).

Содержание представленной таблицы показывает приоритет профессионального самоопределения суворовцев, которое начинается с первого курса и продолжается весь период обучения воспитанника в училище. Это - штучная,

адресная работа, где ценность имеет каждый суворовец, а профориентация (на старших курсах) является частью профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, входит в жизненное самоопределение человека. Следует особо отметить, что профессиональное самоопределение у суворовцев происходит постепенно и неравномерно: педагоги аккуратно и грамотно подводят каждого подростка к самостоятельному и осознанному выбору военной профессии.

Существуют типичные трудности, с которыми сталкиваются наши суворовцы в процессе поиска своего места в жизни. Различают внешние и внутренние причины, затрудняющие профессиональный выбор. К внешним причинам относят: недостаточное знание о мире новых профессий и специальностей (содержание, пути получения профессии, профессионально значимые личностные качества, медицинские противопоказания, реальные условия работы, востребованность на современном рынке труда, риски профессии и т.д.); разнонаправлен-ность влияния семьи, училища, СМИ в вопросах профессионального самоопределения; дефицит современной профессиональной информации, изложенной в интересной

Таблица 1 Компетенции будущего

и понятной подростку форме (многие справочники устарели, а новых справочных и наглядных материалов недостаточно); ограниченные возможности самореализации для каждого. Среди внутренних причин отмечают: нереалистичная самооценка и уровень притязаний, инфантильная позиция, отсутствие навыков самопознания и принятий решений, несформированность мо-тивационно-волевой сферы воспитанников.

Результаты наших исследований также показывают, что суворовцы чаще всего могут совершить самостоятельный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения лишь на старших курсах. Поэтому во многом деятельность педагога-психолога направлена на профилактику данных затруднений.

В своей работе с подростками мы столкнулись и с другими сложностями, которые обусловлены особенностями поколения современных воспитанников ДОО МО РФ. В настоящее время педагогическим сообществом отмечается бесспорный факт, что пятиклассники, которые поступают сегодня, по различным характеристикам значительно отличаются от тех, кто обучался в училище ранее. Со-

A ОТ

"★ЛТI

i штаг

гласно теории, разработанной в 1991 году Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, каждые 2025 лет рождается новое поколение людей, имеющих схожие черты характера, привычки и некие особенности, которые выделяют их на фоне остальных. В соответствии с данной теорией в настоящее время в ДОО МО РФ обучаются подростки, относящиеся к поколению Z. «Поколение Z - это первое по-настоящему цифровое поколение, поколение пользователей в прямом смысле этого слова», поколение собственного «Я». По-другому их ещё называют «цифровики», Digital Natives, Шоколение, «дети мультимедийных технологий», т.к. они предпочитают общаться, получать информацию в соцсетях при помощи различных мессенджеров и отдают предпочтение виртуальным развлечениям. Мобильная связь и Интернет для них являются не просто значимой ценностью, но и становятся настоящей насущной потребностью, а в ряде случаев и зависимостью. Особенно ярко это ощущается в ситуациях

лишения нормального для них фона, создаваемого гаджетами, что свидетельствует о выраженности сенсорной депривации, которая проявляется беспокойством, вегетативными симптомами, навязчивым желанием выйти в Интернет.

Авторами различных публикаций отмечаются как слабые, так, сильные стороны, характеризующие представителей данного поколения. Из минусов отмечается повышенное стремление к личному комфорту во всём - эгоизм, ценностное отношение к деньгам, клиповость, фрагментарность и поверхность мышления. Из плюсов -стремление к знаниям, открытость новой информации, развитое чувство собственного достоинства, высокий уровень притязаний, потребность в автономности, уверенность в себе, приоритет индивидуальности и т.д.

Серьёзные изменения коснулись познавательных процессов современных подростков. Так, например, устойчивость внимания уменьшилась в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением: пред-

ставители поколения Z не способны длительно удерживать внимание на одном объекте. Замечено, что длинные предложения воспринимаются и запоминаются ими с трудом. У современных суворовцев больше развита кратковременная память, чем долговременная. И этому есть объяснение: им нет смысла долго хранить информацию в своей памяти, сейчас есть возможность найти её в сети Интернет. Необходимость развития когнитивных процессов приобретает особую актуальность в связи с подготовкой суворовцев к будущей профессиональной деятельности военной направленности. Известно, что при развитии психических функций, таких, как: речь, память, мышление, определённый путь развития должны пройти различные их составляющие действия и операции. У современных обучающихся при передаче таких операций гаджетам не формируются в достаточном объёме такие функции, как: анализ, критическая оценка, структурирование информации, навыки устной речи и счёта, способность к кропотливой и углу-

Таблица 2

Сравнительная характеристика профориентационной работы

и профессионального самоопределения

№ п/п. Характеристики деятельности Направления деятельности

Профориентационная работа Профессиональное самоопределение

1 Цели Поиск оптимального варианта профессионального выбора на основе модели «хочу - могу - надо», содействие достижению баланса между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества, требованиями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности человека в какой-либо трудовой деятельности. Воспитание подростков, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в полезных видах деятельности

2 Фокус Подросток - объект профориентации Подросток - субъект профессионального самоопределения

3 Возраст 9 - 11 классы 1 - 11 классы

4 Показатели Количественные Качественные

5 Главный вопрос «Кем быть?» «Каким быть?», «Зачем быть?»

6 Подход Типологический, технократический Аксиологический, феноменологический

бленной работе, так необходимые специалистам военных профессий.

Осуществляя профориента-ционную деятельность, следует учитывать и такую особенность поколения, проявляющуюся в отношении к собственному профессиональному будущему. Поколение Z движение по карьерной лестнице не рассматривает; нелюбимая работа - не для них, статус - не важен; успех должен быть стремительным, работа - не в тягость, доход - достаточным; и чтобы при этом оставалось время на путешествия, развлечения и комфортную жизнь. Это входит в противоречие с необходимостью подготовки военных кадров, ориентированных на служение Отечеству, их готовностью переносить тяготы, суровые испытания во время несения военной службы. Ведь служение - это не просто вид деятельности, а отношение к своему делу, которое отличает духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других людей выше собственных.

Педагогам игнорировать поко-ленческие особенности своих воспитанников бессмысленно, их надо изучать, принять как современные реалии и находить новые форматы и подходы к обучению, воспитанию и сопровождению. Для того чтобы эффективно развивать личность офицера XXI столетия, педагогу надо развиваться самому - учиться быть мобильным, интегративным, гибким. Смена методов, технологий обучения и особенностей коммуникаций педагогов с современными суворовцами также не вызывает сомнений.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты обновления слагаемых профориентационной работы: профессиональной диагностики, профессионального развития, профессионального информирования.

Непрерывная, поэтапная, комплексная диагностика профессиональных интересов и склонностей, направленности личности, мотивов труда, жизненных смыслов и ценностей помогает суворовцам

ответить на вопрос «Что для меня главное в жизни?», выявить ведущие, определяющие мотивы личности воспитанника. Это становится возможным при инвентаризации психодиагностических ресурсов - отказе от устаревших методик и поиске нового валидного апробированного диагностического инструментария.

При проведении диагностической работы мы используем компьютерные программы - «Модель трёхмерной психологической готовности «Грани личности» Г. В. Резапкиной и блок психологических тестов «Профи-II» и «Про-фи-III» (содержащие комплекс таких техник, как «Иерархия жизненных ценностей», «Мотивы выбора профессии» С. Гриншпун, «За двумя зайцами» Е. Головахи, «Профиль» и др.), которые дают комплексную оценку когнитивной, мотивационной и личностной сферы суворовцев. Одним из современных психологических инструментов работы с подростками является качественная про-фориентационная, компьютерная, психодиагностическая методика Digital Human, разработана авторами с учётом текущих и будущих профессий, в том числе военной направленности (шкала «Силовые структуры»). В результате работы с данной методикой у обучающегося на руках появляется полный подробный отчёт о психологических ресурсах личности, которые соответствуют определённой профессиональной сфере. Настоящая методика позволяет построить личностный профиль по двенадцати компетенциям (некоторые из них: адаптивность, стрессоустойчи-вость, стратегическое мышление, аналитичность, лидерство, умение оказывать влияние, организованность, кооперативность). Ценность данной методики в том, что она определяет ведущую стратегию родителей по отношению к профессиональному выбору своего ребёнка и представления суворовца о мнении родителей.

Проективные психодиагностические методики (например, экспресс-тест «Познай себя и других» В. А. Латышева, Е.В. Цветковой) также отвечают особенностям суворовцев поколения Z.

Качественная профессиональная диагностика является основой для построения адресной развивающей работы. Помимо традиционных мероприятий военно-профессиональной направленности (воздушно-десантной подготовки во время военно-полевых сборов на базе 31 гвардейской ОДШБР и Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова в посёлке Сельцы, тематических профориентационных классных часов, экскурсий, элективных курсов, внеурочных занятий, интегрирования военной составляющей в содержание урочной деятельности, профориентаци-онной смены в рамках «Летней школы» и т.д.), в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище успешно апробируются инновационные образовательные проекты, например, такие, как: цикл развивающих интерактивных психолого-педагогических занятий «Есть такая профессия - Родину защищать» (авторский коллектив: С. Б. Дегтярёва, М. К. Потапова, П. Н. Скворцов, А. В. Романов) и интерактивное событие «Армия - судьба моя», разработанные педагогами-психологами совместно с воспитателями учебных курсов.

С учётом интересов и потребностей суворовцев поколения Z, приоритетов в развивающей профориентационной работе нами всё чаще применяются игровые комплексы, позволяющие повышать уровень осознанного самоопределения воспитанников и способствовать формированию набора профессионально-значимых качеств защитника Отечества.

Настольная стратегическая психологическая игра «Калейдоскоп

¡гщр

1 штаг

уникальности» (автор: Екатерина Скуратова) помогает суворовцам изучить свои сильные стороны, научиться пользоваться ими, создать свою индивидуальную карту уникальности. В ходе игры воспитанники учатся анализировать свои ресурсы, ставить цели, реалистично оценивать свои возможности.

Психологическая трансформационная профориентационная игра «Точка роста» (автор: Ольга Русинова) помогает суворовцам определить наиболее актуальное профессиональное направление. В процессе игры воспитанники диагностируют страхи и негативные убеждения, мешающие в выборе желаемого профессионального направления и достижения успеха, находят ресурсы для их трансформации. На заключительном этапе суворовцы получают навыки планирования действий по достижении поставленной цели и практические рекомендации, которыми могут пользоваться на этапе движения к военной профессиональной деятельности и успеху в ней.

Игра «Проффорсайт» (автор: Галина Юшкевич) является инновационным инструментом коммуникации людей по поводу построения своего будущего, самоопределения, внутренних ресурсов, возможностей и препятствий на пути к достижению своих профессиональных целей.

Метафорические карты также вызывают неподдельный интерес у суворовцев поколения Z и прекрасно дополняют деловые психологические игры, направленные на профессиональное самоопределение.

Метафорические карты «Пути-дороги. Метафора жизненного пути» (авторы: Галина Кац, Екатерина Мухаматулина) также продуктивно работают в ситуациях выбора пути, обретения самостоятельности, необходимости ставить новые цели.

Метафорические карты «Это всё о нём. Метафора мужской идентичности» (авторы: Алена

Яшанина и Андрей Колосов-цев) созданы для работы с кругом трудностей, которые возникают у обучающихся мужского пола: гендерная идентичность, дет-ско-родительские отношения, подавленные эмоции и чувства, возрастные кризисы.

Метафорические карты «Лестницы. Метафора спусков и восхождений» (автор: Анжелика Гаврик, Елена Ратникова) позволяют проводить с воспитанниками психотехнические упражнения на уточнение профессиональных мотивов, осознание долгосрочных и ближайших профориентационных целей.

В индивидуальной и групповой развивающей работе нами также применяются игровые платформы Т. Ушаковой, которые создают атмосферу игрового путешествия, позволяющего осуществлять реконструкцию психологического портрета военнослужащего, его образа.

Профессионально информирование осуществляется через обновление стендовой информации «Уголка военно-профессиональной ориентации», разработок тематических памяток и буклетов для суворовцев и их родителей, оказание помощи воспитанникам в поиске и изучении информации интернет-сайтов, посвящённых выбору профессии.

Эффективность деятельности по профессиональному самоопределению суворовцев, её оценка нами определяется по следующим критериям психологической готовности к выбору профессии суворовцев: своевременное профессиональное самоопределение, осознанность профессионального выбора, реалистичность профессиональных планов, непротиворечивость профессионального выбора.

В заключение хочется отметить, что только скоординированное, совместное взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет успешно решать актуальные задачи военно-профессионального самоопре-

деления воспитанников и развития личностного потенциала будущих офицеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судако-ва.- М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

2. Богдановская, И.М., Киселев, П.Б., Кошелева, А.Н., Рубан, ВА. Компьютерная психодиагностика в профориентацион-ной работе со старшеклассниками / Психологические проблемы образования и воспитания в современной России: Материалы VI конференции психологов образования Сибири.- Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2016. С. 296-302.

3. Бугулиев, Г.А., Черна-ус, О.А. Стратегии выбора: Профессия / Г. А. Бугулиев, О.А. Чернаус. - М., 2019. 148 с.

4. Гаврик, А.В., Ратникова Е. В. Метафорические карты «Лестницы. Метафора спусков и восхождений». - М.: Генезис, 2019. 16 с.

5. Кац, Г.Б., Мухаматули-на, Е.А. Метафорические карты «Пути-дороги. Метафора жизненного пути». - М.: Генезис, 2019. 16 с.

6. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие.

7. Стиллман Дэвид, Стилман Иона. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык.- М.: Манн, Иванов и Фебер, 2018. 272 с.

8. Фадель, Ч, Бялик, М, Трил-линг, Б. Четырёхмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / Чарльз Фадель, Майя Бялик, Берни Триллинг - М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.

9. Яшанина, А., Колосов-цев, А. Метафорические карты «Это всё о нём. Метафора мужской идентичности». - М.: Генезис, 2020. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.