ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА Бурков С.И.
Бурков Сергей Иванович - воспитатель учебного курса, Тульское суворовское военное училище Министерства образования Российской Федерации, г. Тула
Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования профессионального самоопределения подростков в условиях суворовского военного училища.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подросток, суворовское военное училище, военные профессии, профориентационная работа.
Выбор жизненного и профессионального пути подростков начинается «со школьной скамьи». Главной задачей общеобразовательного учреждения в этой связи выделяют создание условий для самореализации подростков, приспособленности к обществу. Решению данной задачи способствует профессионально ориентированная работа, соответствующая потребностям, требованиям общества, возможностям и способностям каждого человека. В настоящее время вопрос о военно-профессиональной ориентации в образовании стоит достаточно остро. Военно-профессиональная ориентация - система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством задач по формированию потребности у выпускников военных училищ в дальнейшем военно-профессиональном образовании и службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Это необходимая, обязательная часть работы с воспитанниками суворовского военного училища. Это обусловлено тем, что осознанный выбор военной профессии способствует полноценному становлению личности офицера, более эффективному использованию своих личностных качеств в жизни общества и в деле защиты своего Отечества [1]. Военно-профессиональная ориентация включает в себя следующие направления деятельности.
1. Изучение воспитанников в целях профориентации или предварительная профессиональная диагностика - предполагает изучение характерных особенностей воспитанников: это ценностные ориентации, потребности, интересы, способности, склонности, профессиональная направленность и профессиональные намерения, мотивы выбора той или иной военной профессии, состояние здоровья, черты характера, темперамент.
2. Профессиональное просвещение. На данном этапе осуществляется знакомство воспитанников с военными специальностями, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями видов военных профессий, а также предоставляется информация о современных потребностях в квалифицированных военных кадрах, требованиях, предъявляемых военными профессиями к человеку, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
3. Профессиональное консультирование представляет собой процесс оказания помощи воспитанникам в профессиональном самоопределении и возможности предоставлений рекомендаций суворовцам о возможных военных направлениях в профессиональной деятельности, которые наиболее соответствуют психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям каждого воспитанника, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
4. Психологическая поддержка в процессе военно-профессиональной ориентации включает в себя методы, способствующие снижению психологической напряженности, а также, способствующие формированию позитивного настроя и уверенности в себе.
5. Овладение первоначальными знаниями и навыками - предполагает процесс формирования у воспитанников необходимых для выбранной военной профессии умений, а в некоторых случаях, включает в себя практическую проверку пригодности воспитанника к приоритетной для него военной профессии.
Рассмотрим основные виды деятельности воспитателя учебного курса суворовского военного училища по вышеперечисленным направлениям.
1. Работа с семьей воспитанника может осуществляться с использованием таких форм взаимодействия, как: родительское собрание, проведение индивидуальных бесед, информирование, консультации, беседы, выступление родителей -военнослужащих, привлечение родителей-военнослужащих к проведению мероприятий по военно-профессиональной ориентации.
2. Работа с микрогруппами предполагает использование таких форм, как: изучение позиции микрогруппы; информирование.
3. Работа с педагогическим коллективом осуществляется следующими формами работы:
- взаимодействие с педагогом-психологом (совместная диагностическая работа, консультирование);
- взаимодействие с администрацией (сотрудничество с высшими военными учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников).
4. Индивидуальная работа с личностью суворовца включает следующие направления работы: диагностическая работа (склонности, склад ума и характера, способности и пр.); информирование; разработка профессионального плана суворовца.
Таким образом, анализируя вышеизложенные положения, можно прийти к выводу, что целенаправленная деятельность воспитателя учебного курса с суворовцами, их окружением, а также многообразие и вариативность форм организации профориентационной работы способствуют осуществлению комплексного подхода к решению проблем профессионального самоопределения воспитанников суворовских военных училищ.
Список литературы
1. Григорьева Ю.И. Характеристика младших подростков в контексте развития
творческих способностей // Гаудеамус, 2016. № 3. С. 48-52.