Научная статья на тему 'Загадка старой фотографии'

Загадка старой фотографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL ICONOGRAPHY / HUMAN IDENTIFICATION / RUSSIAN INSTITUTE FOR ART HISTORY / STATE MUSEUM OF THE HISTORY OF ST. PETERSBURG / IMPERIAL SINGING CHAPEL / A.F. LVOV / P. VIARDOT-GARCIA / G. RUBINI / A. TAMBURINI / H. BERLIOZ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИКОНОГРАФИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РИИИ / ГМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА / А.Ф. ЛЬВОВ / П. ВИАРДО-ГАРСИЯ / ДЖ. РУБИНИ / А. ТАМБУРИНИ / Г. БЕРЛИОЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Аскольд Владиславович

Среди многочисленных раритетов, хранящихся в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (КР РИИИ) и связанных с историей отечественной музыки, находится фотография с живописного полотна, на котором изображены хористы Придворной певческой капеллы во главе с ее директором Алексеем Фёдоровичем Львовым (1798-1870) в присутствии многочисленных слушателей, среди которых особенное внимание привлекает Полина Виардо-Гарсия. Детальное изучение этого любопытного снимка позволило не только установить имена некоторых изображенных на нем персонажей, но и выявить живописный оригинал в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также прояснить некоторые моменты, связанные с историей бытования картины в двадцатом веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mystery of an Old Photograph

Among numerous rarities stored in the Manuscript Office of the Russian Institute for Art History and related to the history of Russian music, there is a rare photograph from a little known oil painting depicting the choristers of the Court Chapel, led by its director Aleksey (Alexis) Fädorovich L’vov (1798-1870), in the presence of numerous listeners, among whom Pauline Viardot-Garcia is particularly notable. A detailed investigation of this photograph enabled us to identify several persons depicted in the concert hall, as well as to discover the original painting in the collection of the State Museum of the History of St. Petersburg and to clarify some points related to the history of the painting during the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Загадка старой фотографии»

Ключевые слова

Музыкальная иконография, идентификация личности, РИИИ, ГМИ Санкт-Петербурга, Придворная певческая капелла, А.Ф. Львов, П. Виардо-Парсия, Д:чг Рубини, А. Тамбурннн, Г. Берлиоз.

Смирное A.B.

Загадка старой фотографии

Аннотация

Среди многочисленных раритетов, хранящихся в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (KP РИИИ) и связанных с историей отечественной музыки, находится фотография с живописного полотна, на котором изображены хористы Придворной певческой капеллы во главе с ее директором Алексеем Фёдоровичем Львовым (1798-1870) в присутствии многочисленных слушателей, среди которых особенное внимание привлекает Полина Виардо-Гарсия. Детальное изучение этого любопытного снимка позволило не только установить имена некоторых изображенных на нем персонажей, но и выявить живописный оригинал в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также прояснить некоторые моменты, связанные с историей бытования картины в двадцатом веке.

Key Words

Musical iconography, human identification, Russian Institute for Art History, State Museum of the History of St. Petersburg, Imperial Singing Chapel, A.F. Lvov, P. Viardot-Garcia, G. Rubini, A. Tamburini, H. Berlioz.

Askold Smirnov

The Mystery of an Old Photograph

Abstract

Among numerous rarities stored in the Manuscript Office of the Russian Institute for Art History and related to the history of Russian music, there is a rare photograph from a little known oil painting depicting the choristers of the Court Chapel, led by its director Aleksey (Alexis) Fedorovich L'vov (1798-1870), in the presence of numerous listeners, among whom Pauline Viardot-Garcia is particularly notable. A detailed investigation of this photograph enabled us to identify several persons depicted in the concert hall, as well as to discover the original painting in the collection of the State Museum of the History of St. Petersburg and to clarify some points related to the history of the painting during the twentieth century.

36

37

В Кабинете рукописей Российского института истории искусств (КР РИИИ) хранится любопытная старая фотография с живописного полотна, на котором изображены хористы Придворной певческой капеллы во главе с ее директором Алексеем Фёдоровичем Львовым (1798-1870) в присутствии многочисленных слушателей, преимущественно из числа петербургской аристократии'. Условное название этого фотоснимка — «Придворная капелла при Львове». Согласно инвентарным книгам КР РИИИ, фотография поступила в институт в 1938 году в составе архива Львова, включающего в себя различные материалы, связанные с его жизнью и творчеством. В этом же источнике указано и имя художника, однако прочитать его довольно затруднительно из-за неразборчивости почерка. Единственное известное упоминание об этой картине в печатных источниках находится в «Русской музыкальной газете» (1909, № 1), в заметке, посвященной состоявшемуся в конце 1908 года в Мариинском театре «спек-таклю-концерту» в память 110-летия со дня рождения А.Ф. Львова. В фойе театра устроителями концерта была организована выставка мемориальных вещей, принадлежавших Львову или же связанных с его именем, среди которых находилась и интересующая нас картина (здесь автором ее назван некий живописец по фамилии Греффе):

...интересная картина (масл. краски) Греффе, изображающая домашний концерт в Придворной Капелле: А. Ф. Львов стоит у фортепиано — в центре картины, обратясь лицом к собранному хору; за композитором сидит гр. М. Вьельгорский [по всей видимости, Михаил Юрьевич Виельгорский — АС.]; с правой стороны ряд сидящих гостей, среди них: Берлиоз, певица Виардо, Рубини, Ю. Вьельгорский [очевидно, Матвей Юрьевич Виельгорский — АС.], кн. Волконский, Абаза, Дворжак (?)2.

1 КР РИИИ, Ф. 3, оп. 4, ед. хр. 511. Аналогичный фотоснимок обнаружен A.B. Горячевым в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (Шифр: Д 9390. Фотография ателье К.К. Буллы, начало XX века. Аннотация: -::"Выпускной экзамен (многофигурная экспозиция]" — репродукция с картины художника Гриффе;;]■

2 Спектакль-концерт в память А.Ф. Львова // РМГ. 1909, № 1. С. 12-17. Любезно указано A.B. Горячевым

36

37

Рис. 1. «Придворная капелла при Львове». Фотокопия. KP РИИИ, ф. 3, оп. 4, ед. хр. 511.

fsio J' Г л ¿-f kM&Klvb /UM* . ¿geJCUi j / U 11/т mi [№(,). 1 Г.

ff/i — ^/Ut^JLv^sUiiUV JüfiMUMl / lii^JIMi, jt! „ - J. Р. fättDuo , l _ J pMUl- täuih, /.Ш/Жя; / I — 1 4

У- ¡Lg - \

1 Ж и

1 1

Рис. 2. Фрагмент старой инвентарной книги Кабинета рукописей РИИИ с записью о фотографии с картины «Придворная Капелла при Львове». Фото Г.В. Копытовой (2018).

39 В декабре 2018 года при активном содействии исследователя истории

Придворной певческой капеллы Петра Юрьевича Трубинова живописный оригинал удалось обнаружить в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ Санкт-Петербурга, инв. 1-А-365-Ж, «Концерт хора мальчиков в Санкт-Петербургской капелле в присутствии Полины Виардо»). В настоящее время эта картина находится в экспозиции музея в бывшем Комендантском доме Петропавловской крепости. Согласно предоставленным музеем документам, удалось установить, что в 1954 году картина была передана из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в Государственный музей истории Ленинграда во временное пользование, а в 1974 году состоялась ее передача на постоянное хранение3. В конце 1960-х годов о картине стало известно сотрудникам Ленинградской академической капеллы имени М.И. Глинки, что следует из докладной записки Д.В. Ткачёва художественному руководителю Капеллы Ф.М. Козлову от 22 января 1968 года, обнаруженной П.Ю. Трубиновым среди документов, хранящихся в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга:

...6. Я разыскал в запасном фонде Музея истории Ленинграда картину, нарисованную масляными красками «Концерт Придворной Певческой Капеллы» под управлением А.Ф. Львова, в 50-е годы 19 века — в тогдашнем концертном зале Капеллы (ныне проходной зал около органа и библиотеки). Рекомендую перефотографировать эту картину на цветную пленку и вывесить в фойе партера. Об этом я договорился с дирекцией музея4.

3 Картина вписана в книгу поступления ГМИ Ленинграда под номером 71350 В учетной карточке приведено следующее словесное ее описание: -:-:В зале с голубыми стенами и белой кафельной печью в углу слева большая группа певчих разного возраста, одетых в ,+.е.птую форму; в центре перед этой группой у рояля впереди стоит Н.А. Львов [sic! — А.С.] в мундире с эполетами, за ним четверо мужчин (один сидит, трое стоят]; справа сидит группа слушателей и у стены стоит несколько человек, впереди них стоит мужчина в розовом форменном косткэме и мальчик в розовом длинном одеянии; на стенах слева — бюст на консоли, справа живописный портрет в золоченой раме; слева внизу ПОДПИСЬ "Gritte 1850"::

( Музей ГАК Санкт-Петербурга, Докладная записка Д.В, Ткачёва Ф.М. Козлову (1 1.01.1968]. Машинопись. С. 2. Копия документа любезно предоставлена П.Ю. Трубиновым. Ткачёв Донат Васильевич (1903-1973] — советский певец солист Ленинградской академической капеллы, ее историограф и музыковед. В соавторстве с И.Л. Гусиным написал монографию-^Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки:: (Л., 1957]

Рис. 3. Концерт хористов Придворной певческой капеллы под управлением А.Ф. Львова. 1850. X., м. 48,5*68. © Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

К сожалению, рекомендация Д.В. Ткачёва не была осуществлена, и в экспозиции, посвященной истории Капеллы, которая размещалась в фойе Концертного зала в 1955—2004 годах, фотокопия с нашей картины так и не появилась.

Живописное полотно датировано (1850) и имеет трудночитаемую авторскую подпись в левом нижнем углу, воспроизведенную в учетной карточке на картину как Gritte. По-видимому, такая расшифровка фамилии художника неверна, поскольку никаких сведений о художнике Гритте найти не удалось. В то же время Г.В. Копытова обнаружила в адресном путеводителе по Петербургу (1854) упоминание об иностранном художнике-живописце Ж.-Б. Гриффе («Гриффъ»), проживавшим на Большой Мещанской (ныне Казанской) улице5. Вероятно, это и есть тот самый «Греффе», уже известный нам по приведенной выше газетной публикации. В монографии А.Я.Альтшуллера «Театр прославленных мастеров: Очерки истории

5 Путеводитель. 60,000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа Гатчина и прочия. 1854. СПб.: типография К. Вингебера. С. 87

Рис. 4. Иванов М.И. Бюст Д. С. Бортнянского Ок. 1827. Мрамор. 66x42x27. Московский дворец-усадьба «Останкино». Фото автора (2016).

Александринской сцены» упоминается «французский машинист сцены Г. Грифф», скончавшийся в 1831 году*; возможно, он приходился близким родственником «нашему» Гриффу.

Биографические данные, касающиеся жизни и творчества Ж.-Б. [Жана-Батиста?] Гриффа требуют уточнения и дальнейших изысканий. Несомненно, он имел личные контакты с А.Ф. Львовым, хорошо знавшим многих известных художников своего времени. Среди них можно выделить имена К. П. Брюллова (см. ниже), П.Ф. Соколова, в наследии которого имеются акварельные портреты самого Львова (1836, Государственный литературный музей) и Полины Виардо (1830-е, Государственный Русский музей; 1840-е, ГЛМ и ИРЛИ (Пушкинский дом), А.И. Ладюрнера, создавшего по заказам Львова картины «Сцена из военной жизни на Кавказе» (между 1833 и 1844,

6 Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории

Александринской сцены. Л.: Искусство, 1968. С. 24. Сообщено Г.В. Копытовой

ГЛМ, копия — в Государственном Эрмитаже) и «А.Ф. Львов на кон- 41

троле в Красном селе» (1840-е, ГЛМ), A.B. Тыранова, написавшего портрета Львова (1840-е, Самарский областной художественный музей), Ю. Олешкевича (портрет А.Ф. Львова, 1823, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени). Можно предположить, что интересующая нас картина также носила заказной характер и предназначалась для собственной квартиры А.Ф. Львова в Петербурге.

Характерные детали интерьера зала, в котором происходит концерт, — портрет императора Николая I в форме инженер-гене-рала Инженерного корпуса образца 1844 года и консоль с бюстом Д.С. Бортнянского (1751-1825). По всей видимости, на картине изображен бюст, выполненный М.И.Ивановым (1774-1848) в 1827 году по посмертной маске композитора. В настоящее время известны два варианта этого бюста — мраморный (в собрании дворца-усадьбы «Останкино») и гипсовый (ГРМ)7. Подобного типа бюст изображен также на литографированном портрете ученика Бортнянского А.Е. Варламова работы Ф. Пеца (1843). Из биографии Бортнянского,

Рис. 5. Концерт хористов Придворной певческой капеллы под управлением А.Ф. Львова. Фрагмент. Изображенные лица: 1 — А.Ф. Львов, 2 — В.Ф. Одоевский (?), 3 — Мих. Ю. Виельгорский, 4 — В.М. Кажинский (?), 5 — Г.П. Волконский, 6 - Л.Ф. Львов (?), 7 - A.B. Абаза, 8 - Г. Берлиоз (?), 9 - А. Тамбурини, 10 — E.H. Львова, 11 — П.А. Бартенева (?), 12 — Матв. Ю. Виельгорский, 13 — Дж.Б. Рубини, 14 — П. Виардо.

7 См подробнее: Смирнов А.В Мольберт Эвтерпы. Статьи и материалы по музыкальной иконографии. М.: Белый Город, 2018. С. 44-46

43 составленной его внуком Дмитрием Долговым в 1850-х годах,

известно, что «превосходный бюст Бортнянского из мрамора» находился в «концертной зале дома, занимаемого придворными певчими»®. Необходимо заметить, что речь здесь идет не о старом (двусветном) концертном зале, пристроенном И.И.Шарлеманем (1782-1861) в 1830 году к главному корпусу Капеллы', а о более скромном по своим размерам помещении, в котором устраивались репетиции и «домашние», камерные концерты для избранной публики и который, по всей видимости, и изображен на нашей картине. При открытии нового Концертного зала после перестройки здания Капеллы в 1886-1894 годах по проекту Л.А. Бенуа (1856-1928) в нем были установлены вновь изготовленные скульптором А.Л. Обером (1843-1917) бюсты Бортнянского и Львова'"; судьба же старого бюста работы Иванова до конца не изучена".

Изображения Д.С. Бортнянского, предшественника А.Ф. Львова на посту директора Капеллы в 1796-1825 годах, и Николая I — покровителя Львова, включенные в картину, очевидно, согласно заранее продуманной программе, не только дают подсказку для определения места действия, но и обладают более глубоким символическим подтекстом: вместе с фигурой самого Львова, расположенной в центре полотна, они образуют композиционный треугольник, вершины которого как бы символизируют собой традиции Капеллы, ее славное музыкальное прошлое (Бортнянский) и ее настоящее — исключительно высокий художественный уровень, на который поднял Капеллу ее директор (Львов) при поддержке всемогущего императора, выступающего в роли нового Мецената (Николай I).

Среди гостей, изображенных живописцем в центральной и правой частях полотна, можно различить лица некоторых видных представителей петербургской аристократии. Так, здесь присутствуют известные музыкальные деятели графы Матвей (1794-1866) и Михаил (1788-1856) Юрьевичи Виельгорские (напомним, что Матвей Виельгорский участвовал в квартетных вечерах Львова как виолончелист; квартет Львова запечатлен на превосходной литографии Р. Рорбаха 1840-х годов), светлейший князь Г.П. Волконский

8 Цит. по: Рыцарева М.Г Русская музыка XVIII века. М.: Знание, 1987. С. 84.

Д. Долгов ошибочно считал автором этого бюста И.П. Мартоса, который был другом Бортнянского еще со времен их обучения в Италии

9 См. подробнее: Трубинов П.Ю Певческая капелла: наследие Л.Н.Бенуа// Леонтий Бенуа и его время / Ред.-сост. В.А. Фролов. СПб.: Российский институт истории искусств, 2008. С. 196-215

10 Мурин А.А Гакочевидец статьи и рассказы разных лет. СПб.: Береста, 2011

с.зю.

11 Возможно именно этот бюст впоследствии оказался в собрании скульптуры Государственного Русского музея

(1808-1882) — дипломат, почетный член Императорской Академии 43

художеств, обладавший сильным басом («второй Лаблаш»), друг Дж. Б. Рубини. Возможно, на картине изображены также хорошо знавшие Львова князь В.Ф. Одоевский (1804-1869), известная певица П.А. Бартенева (1811 -1872)'2 и В.М. Кажинский (1812 -1867), польский скрипач, дирижер и композитор, сопровождавший Львова в путешествии по Германии в 1844 году, капельмейстер Александринского театра в 1845—1867 годах. Именно Кажинскому принадлежит клавир оперы «Бьянка и Гуальтьеро» (см. ниже)".

Среди родственников А.Ф. Львова на полотне запечатлены: A.B. Абаза (1782-1852), крупнейший российский сахарозаводчик своего времени, отец жены Львова Прасковьи Аггеевны (урожденной Абаза, 1817-1883); Е.Н.Львова (1788-1864),мачеха А.Ф. Львова"; возможно также родной брат Львова, Л.Ф. Львов (1813-1890), любитель музыки и музыкант-дилетант, управляющий Императорскими Московскими театрами в 1860-1864 годах.

В правой части картины особый интерес представляют хорошо узнаваемые портреты трех прославленных европейских певцов XIX века, составлявших, по словам современников, «божественное трио». Это Полина Виардо-Гарсиа (1821-1910), Дж. Б. Рубини (1794-1854) и А. Тамбурини (1800-1876). В Петербурге они выступали совместно в сезонах 1843/44 и 1844/45, причем 28 января 1845 года все трое приняли участие в петербургской премьере первой оперы А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро»'5. В собственноручных «Записках» Львова содержатся интересные подробности, связанные с этим знаменательным событием:

«Желая оставить у себя память столь блистательного успеха моей музыки, я пригласил к себе обедать Виардо, Рубини, Тамбурини и знаменитого нашего художника Карла Брюллова. После обеда я попросил Виардо, Рубини и Тамбурини одеться в костюмы, в которых они были на сцене, Брюллову дал бумагу и карандаш, поставил в большом зале фортепиано, осветил лампами с полу и заставил тихонько играть

12 31 марта и 3 апреля 1845 года П. Виардо и П.А. Бартенева принимали участие в исполнении Stabat Mater Перголези в зале -^певческого корпуса:: в Певческой капелле [Розанов А.С Полина Виардо-Гарсиа. Л.: Музыка, 1973 С. 52]

13 0 Га.+.инс ком см. подробнее: Петрова Г.В. Музыкальное путешествие петербургского капельмейстера Виктора-Иосифа Га.+.инского // Старинная музыка, 2013, № 2 (30]. С. 26-31; Dziadek M. Kazynski Wiktor//Электронный ресурс: http://www.polskipetersburg.pl/hasla/kazynski-wiktor. Дата обращения 5 марта 2019 года.

H Согласно предположению исследователя рода Львовых и руководителя хора -::Покров:: Андрея Владимировича Горячева

15 См. подробнее: Лащенко С.К Опера А.Ф. Львова -::Бьянка и Гуальтьеро:: // Искусство музыки: теория и история. № 17, 2017. С. 79-123

Рис. 6. Слева: Крихубер Й. Портрет Дж. Б. Рубини. Литография. 1828; в центре: Крихубер Й. Портрет А. Тамбурини. Литография. 1828 // Wikimedia Commons / Photo: Peter Geymayer. Справа: Неизвестный художник. Портрет П. Виардо-Гарсиа. Литография. Вена, 1850. Фото любезно предоставлено Tassos Dimitriadis.

аккомпанемент большого дуэта. Артисты, став в позиции, начали тихонько петь, а Брюллов рисовать. Какая это была восхитительная минута! Какое собрание артистов, и каких! Картину, которую сделал Брюллов, я подарил Ольге Николаевне; сделанные же с нее литографии долго у меня лежали, лежали в магазинах для продажи, но мало кому интересными показались. Как мы еще молоды, не образованы, такой убийственный холод ко всему Русскому!»'1®.

Один из экземпляров редкой литографии хранится в настоящее время в тургеневском собрании Государственного литературного музея и имеет заглавие: «П. Виардо (Бианка) и А. Тамбурини (Сигизмондо) в опере А.Ф. Львова «Бьянка и Гвальтьеро». Литография Гюйо с рис. К.П. Брюллова. 1845»'7.

Неоднократно писал о выступлениях «божественного трио» В.Ф. Одоевский. Приведем отрывок из его критической статьи в «Русском инвалиде», посвященной концерту, состоявшемуся 28

16 Записки Алексея Фёдоровича Львова // Духовно-музыкальный журнал «Регентское дело», 2006, № 11 (35). Из этого документа следует, что по заказам Львова был написан целый ряд картин, в том числе два упомянутых выше полотна Адольфа Ладюрнера.

17 См. подробнее: Медынцева Г.Л. Портреты Полины Виардо из собрания ГЛМ — URL: http://old.goslitmuz.rU/ru/coLlections/1753. Дата обращения 5 марта 2019 года.

марта 1845 года: «...Одну из пиес мы слышали в концерте Дёлера, 45

но эта пиеса знаменитое трио из "Ивана Сусанина" Глинки [имеется в виду трио "Не томи, родимый" — A.C.], исполненное г-жою Виардо-Гарсиею, Рубини и Тамбурини. Кто не захочет несколько раз сряду послушать это превосходное произведение, когда оно исполняется в таком совершенстве!»'4.

Рассматриваемая нами картина, вероятно, имеет прямую связь с петербургскими гастролями «божественного трио» в 1844-1845 годах и постановкой упомянутой оперы Львова. Поскольку полотно было написано значительнее позднее, в распоряжении художника могли находиться своеобразные «заготовки» — гравированные или литографированные портреты, собранные заказчиком заранее. Рискнем предположить, что в качестве некоторых из этих оригиналов могли выступать литографии Йозефа Крихубера (портрет Дж. Б. Рубини, 1828; портрет А. Тамбурини, 1828), а также портрет Полины Виардо с цветами в прическе, известный в различных вариантах (см. рис. 6). Изображение Мих. Ю. Виельгорского,

Рис. 7. Принцхофер А. Портрет Г. Берлиоза. 1840. Литография // Wikimedia Commons, Photo: Stas

18 Цит. по: Розанов A.C. Указ. соч. С. 52.

47 несомненно, восходит к гравюре Т. Райта по оригиналу Ф. Крюгера

начала 1830-х годов, а изображение Г.П. Волконского иконографически близко к живописному портрету работы Ф.Н. Рисса (1833, ГРМ). Изображения А.В. Абаза, Е.Н. Львовой, ПА. Бартеневой, В. Кажинского также созданы по определенным протооригиналам первой половины XIX века".

Согласно приведенной выше заметке из РМГ, на картине изображены также «Берлиоз» и «Дворжак». Гектор Берлиоз (1803-1869), близко знавший А.Ф. Львова и долгое время переписывавшийся с ним, приехал в Россию впервые только в 1847 году. Но если допустить «составной» характер картины*" и год ее создания (1850), то присутствие на полотне в числе гостей Берлиоза может быть вполне реальным. По нашему предположению, французский композитор изображен художником стоящим во втором ряду слушателей, рядом с А А. Абаза. В качестве графического оригинала для портрета Берлиоза могла быть использована известная литография Августа Принцхофера (1845). Интересно отметить, что именно Берлиоз первый познакомил французских слушателей с произведениями Бортнянского, часто их исполнял и писал о них в своих статьях. В 1852 году при непосредственном участии Берлиоза на страницах журнала L'Illustration появился портрет Бортнянского, гравированный по оригиналу К. Я. Афанасьева 1840-х годов французскими художниками Ж. А. Марком, Л. Хотелином и А.-Ж. Бестомл. Стоит отметить, что в сборнике песен для голоса и фортепиано, сочиненных и опубликованных Полиной Виардо в 1850 году в Парижегг, среди посвящений, указанных около каждого из десяти номеров,

19 Портрет E.H. Львовой, близкий к варианту, запечатленному на картине принадлежит кисти неизвестного художника 1830-х годов (происходит из собрания A.A. Смольевского, опубликован в книге: Бочкарева И.А. H.A. Львов. Очерки жизни. Венок новотор+.ских усадеб. Тор+.ок, Тверь Тверская областная типография, 2008. С. 60]; протооригиналом для портрета П.А. Бартеневой, возможно послужил акварельный портрет работы В.И. Гау (1841]; портреты В. Кажинского приведены в упоминашейся ранее статье М Dziadek. портрет А.В. Абаза доступен по ссылке: https://www.geni.com/people/ Аггей-васильевич-А6аза/60000000121 16299553 Дата обращения 5 марта 2019 года.

20 Другие известные примеры подобных -^составных:: картин в русской живописи XIX века — -::Субботнее собрание у В.А. Жукове кого:: Г.К. Михайлова А.Н. Мокрицкого и др. (1834-1836, ИРЛИ (Пушкинский дом]], -^Славянские композиторы:: И.Е. Репина (1 872, М Г К] С последним полотном нашу картину роднит и пестрый национальный состав изображенных персонажей среди которых присутствуют музыканты русского, испанского, итальянского французского и польского происхождения

21 См. подробнее: Смирнов А.В Указ. соч. С. 42-43

22 Viardot Р. 10 Melodies. Alburn de chant. Paris: Braridus et Cie., 1850. Источник доступен по ссылке: https://irrislp.Org/wiki/10_MelodiesJViardot,_Paulme] Дата обращения 5 марта 2019 года

мы встречаем имена трех музыкантов, изображенных на разбира- 47

емой картине, — это А.Ф. Львов, Матвей Виельгорский и... Гектор Берлиоз, причем эти номера идут друг за другом (№ 4-6), что отнюдь не является простой случайностью: знакомство Виардо с Львовым и Виельгорским произошло в 1843 году, с Берлиозом чуть ранее — в 1839-м; все они сыграли важную роль в жизни певицы2*. Об исключительно доброжелательных взаимоотношениях между Полиной Виардо и А.Ф. Львовым свидетельствует также хранящийся в музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской филармонии экземпляр другого музыкального издания, подготовленного Виардо, — Album de M-me Viardot-Garcia (E.Troupenas et C-ie, editeurs. Paris, 1843) с ее автографом: «Au general Maestro Alexis Lvoff. Souvenirs affectueux de Pauline Viardot. St.-Petersbourg 1-er Janvier 1844». Матвей Виельгорский в течение многих лет состоял в переписке с Полиной Виардо, ее письма к нему были опубликованы A.C. Розановым в сборнике «Музыкальное наследство» (T. II, Ч. 2. М., 1968. С. 5-134).

Композитор Антонин Дворжак (эта фамилия упомянута в газетной публикации со знаком вопроса) родился в 1841 году, и, конечно, никак не мог находиться в числе гостей, присутствовавших на концерте в Капелле. Но если принять во внимание, что информация об изображенных на картине персонажах могла быть сообщена устроителям выставки 1908 года наследниками А.Ф. Львова, владевшими более точными сведениями о хранившемся у них полотне, то можно предположить, что на самом деле имеется в виду не композитор Дворжак, а другой человек с такой же фамилией, проживавший в Петербурге во второй половине 1840-х — начале 1850-х годов. Этим человеком мог быть Карл Леопольдович Дворжак (1801-1860), выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1827), плодовитый писатель по вопросам медицины (наибольшей известностью пользовались в свое время его труды, посвященные лечению холеры, в том числе «О холере и ее лечении», 1852), с 1831 года идо конца жизни — гоф-хирург. В 1841 -1843 годах в Петербурге Дворжак строит для себя дом (архитекторы: Ф.И. Руска, возможно также П.И. Висконти), располагавшийся на углу Фонтанки, 141 и Крюкова канала, 28м. Много позже в этом же доме проживал учитель С.С. Прокофьева, композитор и пианист A.A. Винклер (1865-1935). Биография забытого деятеля отечественной медицины К.Л.Дворжака и его связи с музыкальным миром Петербурга середины XIX века требуют отдельного и самого пристального изучения.

23 Розанов А.С Указ. соч. С. 37.

2( Сообщено O.A. Байрд-Яценко, за что выра.+.аю ей огромную благодарность.

i9 К сожалению, установить имена всех изображенных на картине

персонажей пока не представляется возможным. Но не вызывает сомнения, что «лишних» среди них нет. Всё это хорошо знакомые А.Ф. Львову люди — его сослуживцы по Придворной певческой капелле, члены семьи и друзья, запечатленные живописцем согласно заранее разработанной программе. Остается надеяться, что со временем будут найдены сведения и о самом художнике, которые позволят прояснить историю создания «Концерта...» и разрешить последнюю из загадок старой фотографии.

Выражаю искреннюю признательность за помощь в работе над статьей Г.В. Копытовой, П.Ю. Трубинову, O.A. Байрд-Яценко, С.Д. Дзюбанову, М.Л. Афицинской-Львовой, A.B. Горячеву, А.Б. Савинову.

Смирнов А.В. Загадка

старой фотографии

ИМТИ №20, 2019

Смирнов А.В.

ЛИТЕРАТУРА

1

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л.: Искусство, 1968.

2 Бочкарева И.А. Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб. Торжок, Тверь: Тверская областная типография, 2008.

3 Записки Алексея Фёдоровича Львова // Регентское дело. Духовно-музыкальный журнал. 2006. № 11 (35).

4 Лащенко С.К. Опера А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро» // Искусство музыки: теория и история. № 17, 2017. С. 79-128. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/d57/ imti_2017_17_79_128_lashchenko.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Медынцева Г.Л. Портреты Полины Виардо из собрания ГЛМ // Государственный литературный музей. Коллекции. Эл. ресурс: http://old.goslitmuz.ru/ru/collections/1753

6 Мурин А.А. Как очевидец: статьи и рассказы разных лет. СПб.: Береста, 2011.

7 Петров П.Н. Сборник материалов Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 3. СПб., 1866.

8 Петрова Г. Музыкальное путешествие петерубргского капельмейстера Виктора-Иосифа Кажинского // Старинная музыка. 2018. № 2 (80). С. 26-31.

REFERENCES

1 Al'tshuller A.Ya. Teatr proslavlennikh masterov: Ocherki istorii Aleksandrinskoy sceny [Theatre of Glorious Masters. Essays on the History of the Aleksandrinskiy Theatre]. Leningrad: Iskusstvo, 1968.

2 Bochkareva I.A. N.A. L'vov. Ocherki zhizni. Venok novotorzhskikh usadeb [N.A. L'vov. Essays on His Life. A Garland of New Torzhok Manors]. Torzhok, Tver': Tverskaya oblastnaya tipografiya, 2008.

3 DziadekM. Kazynski Wiktor // http://www.polskipetersburg.pl/ hasla/kazynski-wiktor.

4 Lashchenko S.K. Opera A.F. L'vova 'B'yanka i Gual't'yero' [A.F. L'vov's opera Bianca e Gualtiero' // Iskusstvo muziki: teoriya

i istoriya [Art of Music: Theory and History]. No. 17, 2017. P. 79-128.

5 Medintseva G.L. Portreti Polini Viardo iz sobraniya GLM [Pauline Viardot's portraits from the collection of the State Museum of Literature] // http://old.goslitmuz.ru/ru/collections/1753.

6 Murin A.A. Kak ochevidets: stat'i i rasskazi raznikh let [As a Witness: Articles and Reminiscences]. Saint Petersburg: Beresta, 2011.

7 Petrov P.N. Sbornik materialov Sankt-Peterburgskoy Akademii khudozhestv za sto let ee sushchestvovaniya. Chast' 3. [Collection of Materials for the Centenary of the Saint Petersburg Academy of Arts. Part 3]. Saint Petersburg, 1866.

Frolov. Saint Petersburg: Rossiyskiy institut istorii iskusstv [Russian Institute for Art History], 2008.

15 Viardot P. 10 Mélodies. Album de chant. Paris: Brandus et Cie., 1850.

16 Zapiski Alekseya Fëdorovicha L'vova [Aleksey Fëdorovich L'vov's Memoirs] // Dukhovno-muzïkal'nïy zhurnal 'Regentskoe delo' [Sacred Music Journal 'Precentorship'], 2006, № 11 (35).

50

51

9 Путеводитель. 60,000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчина и прочия. 1854. СПб.: типография К. Вингебера, 1854.

10 Розанов А.С. Полина Виардо-Гарсиа. Л.: Музыка, 1973.

11 Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века. М.: Знание, 1987.

12 Смирнов А.В. Мольберт Эвтерпы. Статьи и материалы по музыкальной иконографии. М.: Белый Город, 2018.

13 Спектакль-концерт в память А.Ф. Львова // Русская музыкальная газета. 1900. № 1.

14 Трубинов П.Ю. Певческая капелла: наследие Л.Н. Бенуа // Леонтий Бенуа и его время / Ред.-сост. В.А. Фролов. СПб.: Российский институт истории искусств, 2008.

15 DziadekМ. Kazynski Wiktor // Эл. ресурс: http://www. polskipetersburg.pl/hasla/kazynski-wiktor.

16 Viardot P. 10 Mélodies. Album de chant. Paris: Brandus et Cie., 1850.

8 Petrova G.V. Muzikal'noe puteshestvie peterburgskogo kapel'meystera Viktora-Iosifa Kazhinskogo [Musical voyage of the Saint Petersburg Kapellmeister Wiktor-Jozef Kazynski] // Starinnaya muzika [Early Music], 2018, No. 2 (80). P. 26-31.

9 Putevoditel'. 60,000 adresov iz Sankt-Peterburga, Tsarskogo Sela, Petergofa, Gatchina i prochiya. 1854 [Guidebook. 60 000 Addresses from Saint Petersburg, Tsarskoe Selo, Peterhof, Gatchina, etc.]. Saint Petersburg: K. Vingeber, 1854.

10 Ritsareva M.G. Russkaya muzika XVIII veka [Russian Music of the 18th Century]. Moscow: Znanie, 1987.

11 Rozanov A.S. Polina Viardo-Garsia [Pauline Viardot-Garcia]. Leningrad: Muzika, 1973.

12 Smirnov A.V. Mol'bert Yevterpi. Stat'i i material! po muzikal'noj ikonografii [Euterpe's Easel. Articles and Materials on Musical Iconography]. Moscow: Beliy Gorod, 2018.

13 Spektakl'-koncert v pamyat' A.F. L'vova [Performance-Concert in Memory of A.F. L'vov] // RMG, 1909, No. 1.

14 Trubinov P.Yu. Pevcheskaya kapella: nasledie L.N.Benua [Singing Chapel: L.N. Benois's heritage] // Leontiy Benua i yego vremya [Leontiy Benois and His Time] / Compiled and edited by V.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.