Научная статья на тему 'Полина Виардо - продолжательница традиций династии Гарсиа'

Полина Виардо - продолжательница традиций династии Гарсиа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
964
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ПРИМАДОННА / ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ ГАРСИА / КОМПОЗИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЦО-СОПРАНО / OPERA / DIVA / TRADITION SCHOOL GARCIA / COMPOSER ACTIVITY / MEZZO-SOPRANO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетникова Светлана Владимировна

Статья посвящена творчеству Полины Виардо, примадонны династии Гарсиа. В ней рассмотрены черты исполнительского стиля певицы в контексте традиций школы Гарсиа, раскрыты неизвестные аспекты творчества и выявлена роль Виардо в становлении меццо-сопранового амплуа. Статья содержит редкие факты, касающиеся оперного искусства середины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAULINE VIARDOT - CONTINUES TRADITIONS OF THE DINASTY GARCIA

This article is devoted to the work of Pauline Viardot, diva dynasty García. It discusses the features of the performing style of the singer, in the context of school traditions Garcia, opened the unknown aspects of creativity and found Viardot role in the formation of the mezzo-soprano roles. The article contains a few facts about the opera art of the mid XIX century.

Текст научной работы на тему «Полина Виардо - продолжательница традиций династии Гарсиа»

УДК 784 ББК 85.314

полина бмардо — продолжательница традиций династии гарсиа

Решетникова Светлана Владимировна,

преподаватель вокала, Музыкальная школа № 13, ул. Усманова, д. 30, г. Казань, Россия, 420095, e-mail: lana-budilova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена творчеству Полины Виардо, примадонны династии Гарсиа. В ней рассмотрены черты исполнительского стиля певицы в контексте традиций школы Гарсиа, раскрыты неизвестные аспекты творчества и выявлена роль Виардо в становлении меццо-сопранового амплуа. Статья содержит редкие факты, касающиеся оперного искусства середины XIX в.

Ключевые слова

Опера, примадонна, традиции школы Гарсиа, композиторская деятельность, меццо-сопрано.

34

В России широко известно имя Полины Виардо, однако в нашем подсознании она запечатлена лишь как оперная примадонна и муза известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Отдельные книги, изданные в России, посвящены взаимоотношениям Тургенева и Виардо, это: «История одной любви» Ивана Михайловича Гревса1 и роман Али Рахмановой «Любовь моей жизни» («Die Liebe eines Leben»)2, в этой книге, по мнению русского исследователя Александра Розанова, серьёзно искажены факты. В 1978 г. Розанов сам издаёт книгу «Полина Виар-до-Гарсиа» в России, где подробно описывает период деятельности Виардо в России и её биогра-фию3. Однако, в этой книге певческое искусство Виардо представлено вне контекста традиций школы Гарсиа, не рассмотрена её роль в появлении новых ролей для меццо-сопрано, а также не говорится о деятельности импресарио, которая оказала влияние на развитие оперного искусства середины XIX в. Изучая статьи и книги зарубежных авторов, посвящённые деятельности Виардо,

1 Гревс И. М. История одной любви. М., 1927.

2 Rachmanowa A. Die Liebe eines Lebens (Turgenew). Frauenfeld, 1952.

3 Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа. Л., 1978.

можно убедиться в многогранности её таланта. О композиторском творчестве Виардо повествует статья Кристин Хайтман «Композитор Полина Виардо» («Komponistin Pauline Viardot»)4, автореферат диссертации Джессики МакКор-мак «Влияние разных национальных стилей на композиции Полины Виардо» («The Influence of National Styles on the Compositions of Pauline Viardot»)5, а также книга Остин Касвел «Полина Виардо в исторической антологии женской музыки» («Pauline Viardot, In Historical Anthology of Music by Women»)6. О творческом пути примадонны мы узнаём из книг Эйприла Фитцлай-она «Цена гениальности: жизнь Полины Виардо» («The Price of Genius: a Life of Pauline Viardot»)7, Барбары Кендал-Девис «Жизнь и творчество По-

4 Heitmann C. Pauline Viardot. Systematic and bibliographic catalogue of works (VWV) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pauline-viardot.de/Komponistin_englisch.htm (дата обращения 21.10.2015).

5 McCormack J. Dissertation Prepared for the Degree of Doctor of musical arts. The influence of National Styles on the Composition of Pauline Viardot. University of north Texas, 2009.

6 Caswell A. Pauline Viardot. In Historical Anthology of Music by Women. ed., James R Briscoe. Bloomington: Indiana, University Press, 1987.

7 Fitzlyon A. The Price of Genius: A Life of Pauline Viardot.

London: Calder, 1964.

лины Виардо Гарсия» («Life and Work of Pauline Viardot Garcia»)8.

Полина Виардо была прекрасной певицей, которая к 27 годам сделала успешную карьеру, выступая в самых крупных театрах мира, таких как Одеон (VOdeon), Большая опера (Grand Opera) и Итальянский театр (Theatre Italien) в Париже, Русские Императорские театры в Москве и Санкт-Петербурге, Королевский театр (Kings Theatre) в Лондоне. Она пела с такими знаменитыми певцами как Луиджи Лаблаш, Джованни Баттиста Рубини, Джулия Гризи, Фанни Такки-нарди-Персиани, Мариетта Альбони.

Кроме того, Виардо была успешным вокальным педагогом, продолжательницей славных традиций династии Гарсиа, занималась композиторским творчеством, несмотря на то, что это было редкостью для женщин, и тем более, для примадонн XIX в. Виардо была знакома со многими великими композиторами, поэтами, писателями того времени и принимала активное участие в начале карьеры многих знаменитостей, среди которых Камиль Сен-Санс, Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Джакомо Мейербер, Шарль Гуно, Жорж Санд и Иван Сергеевич Тургенев. Несмотря на масштаб личности Полины Виардо, в наше время в России нет исследований, освещающих многогранность её таланта. Цель данной статьи объективно освятить её творчество и, тем самым, восполнить пробел в истории вокальной музыки.

Полина Мишель Фердинанда Гарсиа родилась 18 июля 1821 г. в Париже в артистической семье Мануэля дель Популо Висенте Гарсиа (17751832) и Хоакины Сичес (Брионес) (1780-1864). Старший брат Полины знаменитый вокальный педагог Мануэль Патрисио Родригес Гарсия (1805-1906), а сестра — великая примадонна Мария Фелисита Малибран (1808-1836). С ранних лет Полина, как и все дети в семье Гарсиа изучала языки и занималась музыкой. Первым учителем Полины был отец, он сочинял для дочери пьесы и экзерсисы, каноны и ариетты. Когда Полине было всего 11 лет, отца не стало, и образованием дочери занималась мать. Адольф Нурри, самый известный ученик её отца посоветовал девочке заниматься пением с Россини, на что великий музыкант дал своё согласие. Однако, не согласна была мать девочки Хоакина Сичес. Она считала,

8 Kendall-Davies B. The Life and Work of Pauline Viardot Garcia, Volume I: The Years of Fame, 1836-1863. Buckinghamshire: Cambridge Scholars Press, 2004.

Е.А. Плюшар. Портрет П. Виардо-Гарсиа (около 1853 г.)

что если Полина и должна обучаться пению, то по системе отца, продолжателем которой был Мануэль Гарсиа — младший, и продолжить семейные традиции. Дело в том, что системы воспитания голосов у Россини и Гарсиа несколько отличались друг от друга. Как известно, Россини был приверженцем староитальянской школы, которая отличалась обилием вокальной орнаментики и умеренностью подачи звука, а в школе Гарсиа были использованы все ресурсы голоса, это и превосходная вокальная техника, и искусство импровизации, более глубокая подача звука, умение играть красками голоса и по-актёрски правдиво преподносить образ героя.

Ознакомив Полину с азами вокального мастерства, Хоакина, как и Мануэль Гарсиа-млад-ший, впоследствии лишь изредка занимались с ней. Она изучала упражнения, которые отец создал когда-то для Марии Малибран. А позднее сама создавала для себя упражнения и переложения инструментальных произведений Шуберта. Исходя из этих сведений, мы можем сделать вывод о том, что Полина обучилась пению самостоятельно9.

35

9 Ferris G. Great Singers: Second Series. New York: Appleton

and Company, 1888.

36

В вокальном искусстве Полина Виардо шла по стопам сестры Марии Малибран. Она также обладала обширным трёх октавным диапазоном, и могла исполнять различные роли, от контральтовых до сопрановых. Голос певицы вызывал постоянные споры, никто из слушателей не мог его классифицировать, так как в нём соединялись низкое меццо-сопрано и высокое сопрано. «Как называть подобные голоса? — спрашивал себя Ростислав (Феофил Толстой). — Придумайте новое название, называйте их, если хотите, голосами a la Malibran, a la Viardot»10. В её репертуаре были травестийные партии: Орфея из одноимённой оперы Кристофа Виллибальда Глюка, Танкреда из одноимённой оперы Джоаккино Россини, Ромео из оперы «Монтекки и Капуле-ти» Винченцо Беллини, и женские роли: Розины («Севильский цирюльник») и Дездемоны («Отел-ло») Россини, Адины («Любовный напиток») Га-этано Доницетти, Церлины и Донны Анны («Дон Жуан») Вольфганга Амадея Моцарта, Нормы в одноимённой опере Беллини. Известен случай, когда Полина исполнила в одной опере «Роберт-Дьявол» Мейербера сразу две разнохарактерные партии Изабеллы и Алисы. Это было на гастролях в Берлине в 1847 г. Исполнительница роли Изабеллы внезапно заболела, и импресарио хотел уже отменить спектакль, но Виардо заявила, что может исполнить обе роли. «Так она и сделала, меняя костюм в каждой сцене, и представляя в одной опере противоположные роли принцессы и крестьянки»11. Она была продолжательницей традиций школы Гарсиа, в плане актёрской игры и правдивой интерпретации образа героини. С одинаковым успехом ей удавалось исполнять комические, лирические и трагические роли.

Тембр голоса Виардо был очень схож с голосом Малибран. Во время дебютного выступления Полины 9 мая 1839 г. в Королевском театре в партии Дездемоны («Отелло» Россини), многие зрители и коллеги Малибран слушали Полину со слезами на глазах, так как её манера исполнения очень напоминала сестру. В Париже в 1839 г. произошёл курьёзный случай. Молодая певица, находясь на уроке у Луиджи Лаблаша, в его квартире, услышала пение Полины, которая жила по соседству, ужаснувшись, что слышит пение призрака Малибран, девушка упала в обморок. Этот

10 Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа. С. 169.

11 Ferris G. Great Singers.

случай доказывает, что тембры голосов сестёр были действительно очень схожи12.

Виардо интересовалась изобразительным искусством, отлично рисовала, как и сестра, чертила эскизы к театральным костюмам, в которых выступала в дальнейшем. Свободно владела несколькими языками, среди которых испанский, французский, итальянский,англий-ский, немецкий и русский, впоследствии она выучила латинский и греческий. На многих из них она свободно исполняла оперные партии. Например, Розину и Норму пела на итальянском и испанском, Далилу и Фидес — на французском, со временем она выучила песни, арии и романсы на русском языке. С радостью исполняла «Соловья» Алябьева, обе арии Анто-ниды из оперы «Руслан и Людмила», арию Вани из оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Нередко включала их как вставные номера в партию Розины в сцене урок музыки из оперы «Се-вильский цирюльник» Россини. Виардо очень любила романсы русских композиторов. После гастролей в России её концертный репертуар постоянно пополнялся романсами Александра Варламова, Михаила Глинки, Цезаря Кюи, Александра Даргомыжского, Петра Чайковского. Находясь в Европе, она не раз представляла европейской публике произведения русских авторов. До неё никто за границей не интересовался русской музыкой и не был знаком с творчеством русских композиторов13. Заслуга Виар-до состоит в том, что она одной из первых композиторов начала создавать романсы на стихи русских поэтов14. Ею были написаны порядка 100 романсов на тексты Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Фета, Ивана Тургенева. Например, на слова Пушкина она создала романсы «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Старый муж, грозный муж» (1874), «Не пой красавица при мне» (1866) и другие. На стихи Фета — «Полуночные образы» (1866), «Тихо вечер догорает» (1865). На слова Тургенева Полина Виардо создала романсы «Синица» (1866), «Разлука» и «Разгадка» (1868). На либретто Тургенева ею были созданы оперетты «Слишком много жён» («Trop de femmes», 1867), «Людоед»

12 Ibid.

13 Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа.

14 Жекулин Н. Музыка Полины Виардо-Гарсиа на стихи

русских поэтов [Электронный ресурс] // Пушкинский Дом

(ИРЛИ РАН). URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.

aspx?tabid=7805 (дата обращения 21.03.2016).

(«L'ogre », 1868), «Последний колдун» («Le dernier sorcier», 1869), «Зеркало» («Miroir», 1869). В оперетте «Последний колдун» Тургенев сам принимал непосредственное участие, исполняя разговорную роль15. Остальные оперетты — «Сказка» («Le conte de fées», 1879), «В Японии» («Au Japon», 1896) и «Золушка» («Cendrillon», 1904) были написаны, вероятно, на сюжет самой Виардо.

Она популяризировала и испанскую музыку. Повторяя опыт сестры, включала в сцену урок музыки Россини, испанские песни Мануэля Гарсиа. Испанская музыка была экзотичной для европейских слушателей и вызывала большой интерес. Начиная с марта 1809 г., когда отец Полины, Мануэль Гарсиа представил в Париже свою оперу «Расчётливый поэт» («El poeta calculista»), где самым ярким номером была песня «Я контрабандист» («Yo soy contrabandista»), которую распевал весь Париж, испанская музыка становилась всё более популярной в Европе. Благодаря творчеству представителей династии Гарсиа, начинают приобретать известность испанские танцы: болеро, сегидилья и тирана, представленные на гастролях не только в Европе, но и в США16. Полина Виардо продолжила эту традицию, не только исполняя песни, но и являясь автором ряда композиций, написанных в испанском стиле, среди которых «Девушка из Кадикса» («Les Filles de Cadix», 1887), «Хабанера» («Habanera», 1997), «Тореадор» («Toreador», 1870) и другие17.

Идея использования испанской музыки получит продолжение у других композиторов эпохи романтизма, например, у Жоржа Бизе в опере «Кармен», где перед нами представляется яркий образ испанки Кармен с сольными номерами арий «Хабанера» и «Сегидилья». Джузеппе Верди создаст известную арию «Болеро Елены» в опере «Сицилийская вечерня» в испанском стиле. Австралийский исследователь Анжелина Бразиер, автор статьи «Полина Виардо: испанское влияние её музыки», считает, что с её появлением в России русские композиторы увлеклись испанской тематикой, приводя в пример «Испанское ка-

15 Гозенпуд А. И. С. Тургенев: Исследование (серия «Musica et litteratura»). СПб., 1994.

16 Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832): Maestro del bel canto y compositor. Instituto complutense de ciencias musicales, 2003.

17 Waddington P., Zekulin N. The Musical Works of Pauline Viardot-Garcia (1821-1910). Heretaunga (New Zealand) and Calgary (Canada), 2011.

приччио», созданное Николаем Римским-Кор-саковым18.

Кроме испанских песен, Виардо создавала музыкальные произведения в различных жанрах, от романсов на тексты Эдуарда Тюркети (1841), Эмануэля Гейбеля, Эдуарда Мёрике и Рихарда Поля (1871) до транскрипций мазурок Фредерика Шопена (1866, 1880, 1902) и вальсов Франца Шуберта (1875). Она считалась гениально одарённым музыкантом, плодовитым композитором. По разным данным, насчитывается более 250 её композиций19. Полину Виардо часто сравнивали по масштабу дарования с отцом Мануэлем дель Популо Висенте Гарсиа.

Её произведения были написаны на разных языках и соответствовали различным национальным стилям. Такая «стилистическая универсальность»20 позволила Виардо не только исполнять и создавать различный репертуар, но и помочь другим композиторам в написании произ-ведений21. У неё была необычайная способность определять одарённых людей. Это касается как литературных, драматических, так и музыкальных талантов. Документально доказано, что Ви-ардо вдохновляла множество известных композиторов на создание новых произведений. Иоганнес Брамс был так увлечён Виардо, что написал «Альтовую рапсодию», представленную в 1870 г. Виардо вдохновила на создание оперы «Пророк» Джакомо Мейербера, оперы «Троянцы» Гектора Берлиоза (1856), которую он написал после 20-ти летнего перерыва и провала его первой оперы «Бенвенуто Челлини» (1838). Немного позднее, в 1862 г., она сподвигла композитора на создание произведения театрального жанра — «Беатриче и Бенедикт» по комедии Шекспира «Много шуму из ничего».

Композиторы XIX в., как известно, создавали оперы для отдельных певцов, а, в случае с Ви-ардо, они даже совместно работали над произведением. В создании первой оперы Шарля Гуно

18 Brasier A. (2000). Pauline Viardot: her music and the Spanish influence, Masters Coursework thesis, Music, The University of Melbourne [Электронный ресурс] // URL: http:// hdl.handle.net/11343/39257 (дата обращения 21.03.2016).

19 Waddington P., Zekulin N. The Musical Works of Pauline Viardot-Garcia (1821-1910).

20 Macy Laura W., Borchard B. Viardot, Pauline, Grove Music Online ed. Biography & Autobiography [Электронный ресурс] // URL: http://www.grovemusic.com (дата обращения 21.10.2015).

21 McCormack J. The influence of National Styles on the

Composition of Pauline Viardot.

37

38

«Сафо», Виардо принимала непосредственное участие, указывая в какой тональности лучше написать сольные номера для её голоса. Её вера в композиторские способности молодого композитора, а также исполнение заглавной партии позволило ему расплатиться с либреттистом и импресарио своей первой оперы, в то время как сама музыка оперы «Сафо» не была популярна и не имела огромного успеха у широкой публики. Вера Виардо в творческий потенциал молодого композитора позволила ему в дальнейшем продолжить композиторскую деятельность, приобретя известность после создания «Фауста»22.

Полина Виардо сыграла важную роль в качестве первой исполнительницы и импресарио оратории «Священная драма», премьера которой состоялась в 1873 г. в театре «ГОйвоп» во Франции, поставленной позднее в жанре оперы в 1903 г. в Ницце под названием «Мария Магдалина» («Mariв-Magdвlвinв»). Именно её участие в постановке послужило сенсацией. Произведение получило высокую оценку нескольких именитых композиторов: Шарля Гуно, Жоржа Бизе и Петра Чайковского23. В 1874-1875 гг. Виардо переезжает с семьёй в Буживаль, где организовывает частный театр. Она занимается частной практикой, к ней приезжают ученицы из разных стран мира, желая обучаться в школе Гарсиа. Виардо по-прежнему продолжает устраивать концерты в гостиной в своём доме. Такие знаменитости как Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Иванович Танеев, Роберт Шуман, Пабло Сарасате, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне принимают участие в концертах. Там же в 1874 г. Виардо, несмотря на свой возраст, впервые исполняет партию Далилы в новой опере Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила», которую композитор создаёт для неё. Эта партия становится одной из самых красивых в меццо-сопрановом репертуаре.

Гектор Берлиоз делает для неё переложение заглавной партии в опере «Орфей» Кристофа Виллибальда Глюка. Эта роль была одной из наиболее успешных, она исполняла её более 150 раз. В наше время партия Орфея, в редакции Берлиоза, входит в коронный меццо-сопрановый репертуар.

22 Ibid.

23 Ibid.

Полина Виардо продолжила традиции династии и в педагогической деятельности. Она работала в Парижской консерватории с 1871 г., воспитала немало прекрасных певиц, среди которых Дезирэ Арто-Падилья, Фелиция Литвин, Елизавета Лавровская-Цертелева, Наталия Ирец-кая и другие. Ею были созданы четыре инструктивных сборника, которые использовались в качестве учебного материала «École classique du chant» — «Классическая школа пения» (1864), «50 Mélodies de Schubert» — «50 мелодий Шуберта» (Париж, 1873), «Échos d'Italie» — «Школа Италии» (Париж, 1874), «Une heure d'étude: exercices pour voix de femmes» — «Час занятий: упражнения для женского голоса» (Париж, 1880)24. В России последний сборник был издан в 2013 г. под названием «Упражнения для женского голоса. Час

" 25

упражнений»25.

Внимательно изучив аспекты творчества Полины Виардо, мы можем резюмировать следующее. Виардо сыграла значимую роль в становлении меццо-сопранового амплуа, являясь первой исполнительницей партий Сафо в одноимённой опере Гуно, Фидес в «Пророке» Мейербера, Далилы в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса и Орфея в одноимённой опере Глюка в переложении Берлиоза. Её способность свободно петь оперные роли на разных языках предопределила нормы современного оперного искусства, в рамках которых спектакли принято исполнять на языке оригинала. Деятельность Виардо в качестве импресарио помогла многим композиторам в становлении их профессиональной карьеры, что значительно повлияло на историю развития оперного искусства. Она оказала влияние на развитие вокальной школы в Европе, в том числе и в России, являясь вокальным педагогом учениц из разных стран, распространяя методику обучения школы Гарсиа. Немаловажной была её роль и в популяризации испанской, французской, немецкой и русской музыки. В связи с чем можно с полной уверенностью сказать, что она внесла вклад в развитие оперного искусства Германии, Франции, Испании и России середины XIX в.

24 Heitmann C. Pauline Viardot. Systematic and bibliographic catalogue of works (VWV) [Электронный ресурс] // URL: http:// www.pauline-viardot.de/Komponistin_englisch.htm (дата обращения 21.10.2015).

25 Виардо П. Упражнения для женского голоса. Час упражнений: учебное пособие / Перевод А. Ю. Ефимова. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013.

Список литературы

1. Виардо П. Упражнения для женского голоса. Час упражнений: учебное пособие / Перевод А. Ю. Ефимова. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013.

2. Гозенпуд А. И. С. Тургенев: Исследование (серия «Musica et litteratura»). СПб.: Композитор,

1994.

3. Гревс И. М. История одной любви: И. С. Тургенев и Полина Виардо. М.: Современные проблемы, 1927.

4. Жекулин Н. Музыка Полины Виардо-Гарсиа на стихи русских поэтов [Электронный ресурс] // Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН). URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7805 (дата обращения 21.03.2016).

5. Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа. Л., 1978.

6. Brasier A. (2000). Pauline Viardot: her music and the Spanish influence [Электронный ресурс] // The University of Melbourne. URL: http://hdl.handle.net/11343/39257 (дата обращения 21.03.2016).

7. Caswell A. Pauline Viardot. In Historical Anthology of Music by Women. ed., James R Briscoe. Bloomington: Indiana, University Press, 1987.

8. Ferris G. Great Singers: Second Series. New York: Appleton and Company, 1888.

9. Fitzlyon A. The Price of Genius: A Life of Pauline Viardot. London: Calder, 1964.

10. Heitmann C. Pauline Viardot. Systematic and bibliographic catalogue of works (VWV) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pauline-viardot.de/Komponistin_englisch.htm (дата обращения 21.10.2015).

11. Kendall-Davies B. The Life and Work of Pauline Viardot Garcia, Volume I: The Years of Fame, 18361863. Buckinghamshire: Cambridge Scholars Press, 2004.

12. Macy Laura W., Borchard B. Viardot, Pauline, Grove Music Online ed. Biography & Autobiography [Электронный ресурс] // URL: http://www.grovemusic.com (дата обращения 21.10.2015).

13. McCormack J. Dissertation Prepared for the Degree of Doctor of musical arts. The influence of National Styles on the Composition of Pauline Viardot. University of north Texas, 2009.

14. Rachmanowa A. Die Liebe eines Lebens (Turgenew). Frauenfeld, 1952.

15. Radomski J. Manuel Garcia (1775-1832): Maestro del bel canto y compositor. Instituto complutense de ciencias musicales, 2003.

16. Waddington P., 2ekulin N. The Musical Works of Pauline Viardot-Garcia (1821-1910). Heretaunga (New Zealand) and Calgary (Canada), 2011.

PAULINE VIARDOT — CONTINUES TRADITIONS OF THE DINASTY GARCIA

Reshetnikova Svetlana Vladimirovna,

the vocal teacher, Music school № 13, Usmanova Str. 30, 420059 Kazan, Russia;

e-mail: lana-budilova@mail.ru

Abstract

This article is devoted to the work of Pauline Viardot, diva dynasty Garcia. It discusses the features of the performing style of the singer, in the context of school traditions Garcia, opened the unknown aspects of creativity and found Viardot role in the formation of the mezzo-soprano roles. The article contains a few facts about the opera art of the mid XIX century.

Keywords

Opera, diva, tradition school Garcia, composer activity, mezzo-soprano.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.