ЗАГАДКА ГАЗЕТНОЙ ЗАМЕТКИ
© Возчиков В.А.*
Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина,
г. Бийск
В статье идентифицируется авторство заметки «Институт монументальной живописи», опубликованной без подписи в октябре 1920 года в газете «Жизнь искусства»; воспроизводятся как первоначальный текст М.М. Спасовского, обнаруженный в архиве Э.Ф. Голлербаха, так и окончательный газетный вариант; затрагиваются некоторые проблемы составления библиографии.
Ключевые слова: газета «Жизнь искусства», М.М. Спасовский, Э.Ф. Голлербах, Институт монументальной живописи; библиография.
Отсутствие в настоящее время не только сколько-нибудь полной, но и вообще какой бы то ни было библиографии литературно-публицистического наследия известного русского эмигранта, общественного деятеля М.М. Спасовского (1890-1971), безусловно, не способствует научному изучению творчества этого весьма активного и разнопланового автора. Процессу систематизации, кроме хорошо известных объективных сложностей, думается, препятствуют и его неясные перспективы: многие издания труднодоступны или же утрачены, тем самым теряется доминирующий мотив выполнения дела -возможность его полного завершения. Однако обретения, ожидающие исследователя на пути библиографического поиска, способны в значительной мере компенсировать трудоемкость последнего. Подтверждением сказанного - следующий любопытный сюжет.
В номере петроградской газеты «Жизнь искусства» от 29 октября 1920 года была опубликована заметка под названием «Институт монументальной живописи». Интересы дальнейшего изложения требуют привести ее полностью, благо, объем текста невелик.
Институт монументальной живописи
В Академии Художеств одним из руководителей живописных мастерских профессором В.В. Беляевым организовывается Институт монументальной живописи в здании Мозаического отделения.
Институт делится на три отдела: 1) художественно-учебный, 2) технический и 3) производственный.
Учебно-производственная программа, между прочим, обнимает такие предметы, как проектирование различных изображений в кривых архитектурных плоскостях и разборных моделях, исполнение этюдов специальны-
* Профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор философских наук, профессор.
ми способами, комбинированные эскизы в архитектурных разрезах, история живописного убранства стены в связи с археологией, пластика фигуры и одежды и пластика материала тканей, проекционно-перспективные расчеты, изучение технологии изобразительных материалов, практическое изучение техники смешения и наложения монументальных материалов в связи с подготовкою грунта стены, наглядное ознакомление с изготовлением и свойствами мозаической смальты и опытное изучение способов скрепления мозаики со стеной и т.д.
Цель Института - 1) изучение и развитие монументальной живописи; 2) исполнение художественных государственных заданий в плане декоративных убранств грандиозного характера - под ответственным руководством специалистов профессоров; 3) ознакомление широких народных масс с образцами художественных изображений воспитательного значения - в размахе монументальных постановок и 4) подготовка кадра опытных инструкторов-специалистов, художников-техников в области исполнения монументальных живописных работ.
Детально разработанному проекту проф. В.В. Беляева можно пожелать скорейшего осуществления, тем более, что все возможности к его осуществлению имеются на лицо, и что, самое главное, нужда в таком Институте ощущается давно и остро [1, с. 1].
Обратим внимание: подпись под заметкой отсутствует - такое встречается в редакционной практике, и причин тому немало, но возможно ли назвать конкретную?.. Вообще, вероятность стороннего проникновения в редакционную «кухню» крайне невелика, но в данном случае нам, кажется, ответ известен. Ключ к разгадке - в письме М.М. Спасовского от 19 октября 1920 года к своему другу искусствоведу Э.Ф. Голлербаху, бывшему в то время постоянным автором газеты «Жизнь искусства» (публикуется в авторской орфографии):
Дорогой Эрих Федорович,
простите, что надул Вас и не приехал 16 Окт. Задержала скопившаяся груда страшных дел. Завтра три общих Собрания, - на одном из них - выборы Ректора.
Не сможете-ли тиснуть в «Ж. И.» прилагаемую при сем заметку об Инст. мон. живоп. Написана она коряво, да некогда над ней работать. Если что нужно, исправьте.
В следующую субботу - 23го приеду непременно.
Не сердитесь.
Ваш М. Спасов [2, л. 28].
Несколько забегая вперед, отметим, что Спасовский совершенно прав, самокритично оценивая написанное - «коряво». Скажем больше: текст произво-
Журналистика
21
дит совершенно невыгодное впечатление своей неконкретностью на фоне какой-то неуместной фельетонной «игривости»... Признаем, что провалы вкуса у Спасовского случались, впрочем, как, наверное, у всякого журналиста.
Заметка, однако, была опубликована, но от первоначального варианта остался ... только заголовок. Представляем вариант Спасовского - спустя 95 (!) лет после написания.
Институт монументальной живописи
Его еще нет и будет-ли он неизвестно. Но в проэкте и в блестящем про-экте он имеется.
Всё на лицо: прекрасное помещение с великолепной студией 5 саж. высоты, чертежной, библиотекой-музеем, мозаической мастерской, лабораторией, мастерской технических опытов по живописи, с кладовыми и машинным отделением; модели росписей на кривых плоскостях; готовый кадр профессоров и студентов, глубоко заинтересованный изучением и развитием монументальной живописи; острая нужда в сериозном и строго художественном выполнении государственных заданий в области грандиозных росписей и убранств; настоятельная необходимость ознакомить самые широкие массы с великими красотами гармоничных линий и красок, как воспитательным началом, - ознакомиться в размахе, именно монументальном, который всегда так поражал зрителя.
Все на лицо: и проэкт организации Института монументальной живописи, и его автор, полный желания отдать все свои силы интересному и столь важному делу, и все возможности осуществления глубоко жизненного проэкта.
Но...
Вот здесь хочется закричать «караул».
Дело в том, что старик Беляев, профессор-руководитель одной из живописных мастерских в Академии Художеств, не достаточно, выражаясь мягко, ловок и слишком уж . честен. Отсюда - ни прочных связей, ни сильных друзей.
И проэкт под сукном.
Зато на площадях процветает такая «декоративная живопись», что редкий маляр согласится разводить такие «художества».
Кто-то торжествует.
Поистине - «караул»!
М. С-й. [2, л. 29].
(Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова)
Голлербах Э.Ф. по существу «спас» заметку Спасовского, донес ее содержание до общества, что и требовалось, но в совершенно иной редакции -текст предстал более внятным по изложению и адекватным общему стилю «Жизни искусства».
Михаил Михайлович как профессиональный журналист не мог не оценить выполненной работы и после выхода газеты поблагодарил Голлербаха:
Дорогой Эрих Федорович,
Только что получил письмо Ваше и бандероль. Великое спасибо за помещение заметки об Институте мон. живоп. - радуюсь за Беляева. <... > [2, л. 35об.].
Однако вернемся к нашим рассуждениям о сложности составления библиографии. Включать ли заметку в «Жизни искусства» в список работ М.М. Спасовского?.. В принципе, возможны как положительный, так и отрицательный ответы, но нам представляется наиболее правильным вариант компромиссный: отразить в библиографии «Институт монументальной живописи» отдельной позицией, сделав для нее обстоятельный комментарий, каким по сути и является настоящая статья.
Список литературы:
1. Институт монументальной живописи [Текст] // Жизнь искусства: Ежедневная газета: Издание Петроградского Театрального отделения Нарком-проса. Год изданий третий. - 1920. - № 595. - 29 октября, пятница. - С. 1.
2. ОР НРБ. Архив Э.Ф. Голлербаха. Фонд 207. Ед. хр. 90.