Научная статья на тему 'ЗАДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) И ИЗБРАНИЕ ЕМУ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ'

ЗАДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) И ИЗБРАНИЕ ЕМУ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

615
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) И ИЗБРАНИЕ ЕМУ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ»

Кондратенкова М. В.1 АНО ВО «Национальный Институт Бизнеса»

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и избрание ему меры пресечения

Аннотация. В данной статье затронута тема задержания несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) и избрание им меры пресечения. Необходимость особого подхода к несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в отдельных его нормах. На стадии возбуждения уголовного дела необходимо учитывать возрастные особенности несовершеннолетних лиц, что выступает в качестве дополнительной гарантии соблюдения правового статуса несовершеннолетнего подозреваемого.

Ключевые слова: несовершеннолетние, задержание несовершеннолетних, подозреваемый (обвиняемый), мера пресечения, административное задержание, уголовное задержание, УПК РФ.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления и применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения осуществляется по общим правилам, установленным УПК РФ.

Применительно к заключению под стражу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в качестве меры пресечения ст. 108 УПК РФ устанавливает, что данная мера пресечения может быть применена к названным лицам в случае совершения ими тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях возможно заключение под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. Для задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления закон подобного ограничения не предусматривает.

Применение к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) уголовно-процессуальных мер принуждения имеет свою специфику, наличие которой предопределяется, прежде всего, самим правовым статусом несовершеннолетнего лица, а также совокупностью уголовных и уголовно-процессуальных норм, регламентирующих особенности производства по делам несовершеннолетних и назначения наказания.

При задержании и избрании мер пресечения в отношении несовершеннолетних необходимо обращается внимание на нижеследующее.

Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического лишения свободы передвиже-

1 Кондратенкова Марина Валерьевна - студентка второго курса магистратуры, направление «Юриспруденция» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

ния лица, подозреваемого в совершении преступления. Задержание осуществляется только по возбужденному уголовному делу.

Несовершеннолетний, подозреваемый в совершении преступления, может быть задержан при наличии следующих установленных законом оснований:1

1. Если, он, застигнут при совершении преступления.

2. Если, он, застигнут непосредственно после совершения преступления.

3. Если, потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

4. Когда на несовершеннолетнем лице, подозреваемом в совершении преступления, или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

1. Пытался скрыться.

2. Не имеет постоянного места жительства.

3. Не установлена его личность.

4. Если прокурором, а также следователем (дознавателем) с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.91 УПК РФ).

Принимая во внимание, что в соответствии с ч.1 ст. 91 УПК РФ, лицо может быть задержано только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при задержании несовершеннолетнего лица необходимо иметь в виду следующее: 2

1. Совершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, наказание в виде лишения свободы (в том числе и с применением ст.73 УК РФ) не назначается, если ими совершено преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также всем остальным несовершеннолетним, совершившим

-5

преступления небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК РФ).

2. Порядок рассматриваемого уголовно-процессуального задержания закреплен в ст. 92 УПК РФ: 4

3. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса:

3.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

1 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ст. 108.

2 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ч. 1 ст. 91.

3 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) ст. 73, ч. 6 ст. 88.

4 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ст. 92, ст. 46, ст. 189, ст. 190.

4. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

5. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

6. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий, с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Исходя из ее содержания, данный порядок состоит из следующих действий:

1) Установления достаточных оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом для задержания несовершеннолетнего.

2) Фактического задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления.

3) Доставления его в орган дознания, следователю, прокурору.

4) Разъяснения доставленному всех прав и обязанностей несовершеннолетнего подозреваемого.

5) Личного обыска задерживаемого (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 182 УПК РФ).

6) Составления протокола задержания в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к дознавателю, следователю или прокурору и отражения в нем факта разъяснения прав и обязанностей подозреваемого, а также результатов его личного обыска.1

После того как протокол задержания в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ оформлен, задержание несовершеннолетнего лица, подозреваемого в совершении преступления, считается произведенным. Однако закон требует от следователя (дознавателя), который произвел задержание, помимо того:

1) Незамедлительно известить родителей, усыновителей, опекунов, попечителей несовершеннолетнего подозреваемого о его задержании.

2) Сообщить в течение двенадцати часов с момента фактического задержания прокурору о произведенном задержании в письменной форме.

3) Обеспечить участие в уголовном процессе защитника и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого.

1 Глизнуца С. И. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. 23 а

4) Допросить подозреваемого с участием защитника, законного представителя по правилам, установленным в ч. 2 ст. 46, ст.ст. 189, 190, 425 УПК РФ, с соблюдением прав, гарантированных ему законом (ст.ст. 46, 49 УПК РФ) не позднее двадцати четырех часов с момента задержания.1

Перед допросом подозреваемого дознавателем, следователем, прокурором должно быть вынесено постановление о допуске к участию в уголовном деле законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и разъяснены им права, установленные ст. 426 УПК РФ.

Меры пресечения - это предусмотренные УПК РФ меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому (подозреваемому) органами предварительного расследования или судом при наличии достаточных оснований полагать, что указанное лицо скроется от дознания, следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.2

При наличии фактических оснований и соблюдении обязательных условий к несовершеннолетнему лицу, подозреваемому (обвиняемому) в совершении преступления, могут быть применены следующие виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ).

2) личное поручительство (ст. 103 УПК РФ).

3) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) (ст. 105 УПК РФ).

4) залог (ст. 106 УПК РФ).

5) домашний арест (ст. 107 УПК РФ).

6) заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу возможно лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным указанием правовых и фактических оснований такого решения. Заключение под стражу применяется по судебному решению.

Административное задержание несовершеннолетних происходит на следующих основаниях: 3

1. Совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность.

2. Совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания или совершившие антиобщественные действия.

Также в ОВД могут быть доставлены безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в спе-

1 Гуковская, Н.И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.:Литресс, 1974. 345 с.

2 Марковичева Е. В. Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого// Российский следователь. 2007. № 20. С. 10 - 12.

3 Тройнина И. С. Задержание по подозрению в совершении преступления и применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: вопросы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2013.

циализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе:

1) Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию.

2) Заблудившиеся и подкинутые.

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В отношении несовершеннолетних такими мерами являются: 1

1. Доставление.

2. Административное задержание.

3. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице.

4. Изъятие вещей и документов.

5. Отстранение от управления транспортным средством.

6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

7. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

8. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

9. Привод.

Доставление, т.е. принудительное сопровождение физического лица в целях составления протокола осуществляется в том случае, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения. Как правило, доставление осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в дежурные части территориальных отделов милиции, общественные пункты охраны порядка, помещения подразделений по делам несовершеннолетних, расположенных вне помещений территориальных отделов милиции.

Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица - применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых.

1 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) ст. 27.1

Должностные лица, осуществившие доставление или административное задержание, в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения проводят личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. О личном досмотре, а также досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть проведено медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Статьей 2.3 КоАП РФ установлен возраст - 16 лет, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности. Административный арест лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, не допускается.

Необходимо принять во внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов, на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается министром внутренних дел Российской Федерации.

Присмотр за несовершеннолетними подозреваемыми или обвиняемыми -является специфической мерой пресечения, применяемой только к несовершеннолетним. Сущность данной меры состоит в обеспечении родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) надлежащего поведения несовершеннолетнего. Под надлежащим поведением закон понимает: явку несовершеннолетнего обвиняемого по вызовам дознавателя, следовате-

ля, суда и не препятствие производству по уголовному делу (п. 2, 3 ст. 102 УПК).1

Лицу (лицам), которому по постановлению дознавателя, следователя или суда передается под присмотр несовершеннолетний, разъясняется существо подозрения (обвинения), выдвинутого против несовершеннолетнего и ответственность, связанная с неисполнением обязанностей по присмотру. В случае отказа данных лиц принять на себя обязательства, предусмотренные данной мерой, решается вопрос о применении другой меры пресечения. При согласии осуществлять присмотр указанные лица дают письменное обязательство об обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего. За невыполнение принятого на себя обязательства к лицам, которым несовершеннолетний был отдан под присмотр, могут быть применены меры взыскания в виде денежного взыскания в размере до 10 тыс. руб. Вопрос о наложении денежного взыскания разрешается судом в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК.

Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего обвиняемого применяется в исключительных случаях. Нахождение несовершеннолетнего в следственном изоляторе пагубно отражается не только на его физическом состоянии, но и способно нанести непоправимый урон психологическому и психическому состоянию несовершеннолетнего. Исходя из этого, законом установлены особые условия, при наличии которых к несовершеннолетнему может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Так, к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" подчеркивается, что судье при рассмотрении ходатайства органов предварительного следствия о применении в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу следует тщательно проверять обоснованность изложенных в нем мотивов необходимости заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения (п. 6). В связи с этим в каждом случае, исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями, следует обсуждать возможность отдачи его под присмотр.

Заключение под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, допускается в исключительных случаях, как единственно возможная в конкретных условиях, с учетом обстоятельств совершенного преступления и данных о личности, мера пресечения. В законе не содержится прямого указания на обстоятельства, наличие ко-

1 Данилова С.И. Избрание, отмена или изменение меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. 2012

торых следует расценивать как "исключительный случай" при разрешении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. 1

Однако в ч. 1 ст. 108 УПК приводятся обстоятельства, которые закон определяет как исключительные случаи для избрания в виде меры пресечения заключения под стражу в отношении совершеннолетних и которые, следуя аналогии закона, надлежит применять при избрании данной меры в отношении несовершеннолетнего. Это случаи, когда подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. При наличии одного из этих обстоятельств в отношении несовершеннолетнего обвиняемого в совершении преступления средней тяжести может быть применено заключение под стражу в качестве меры пресечения.

При этом следует учитывать, что, несмотря на наличие одного из перечисленных обстоятельств, заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести впервые. Обусловлено это тем, что в отношении данной категории лиц при условии совершения ими преступления средней тяжести впервые уголовное наказание в виде лишения свободы не применяется (ч. 6 ст. 88 УК). Закон не допускает применения в качестве меры пресечения заключения под стражу к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления небольшой тяжести. Пленум Верховного Суда РФ указал на недопустимость применения данной меры пресечения в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, которое совершено им в возрасте до 18 лет.

При решении вопроса об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого обязательным является участие в судебном заседании защитника, причем и в тех случаях, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого.

К особенностям производства по делам несовершеннолетних относится порядок ознакомления несовершеннолетнего обвиняемого с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования. Дознаватель, следователь вправе не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому для озна-

1 Гриненко А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ // Журнал российского права. 2003. N 9; Макаренко И. О применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. 2007. N 2. С. 86; Соболев И.В. Судебный порядок заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых в УПК РФ и международно-правовые стандарты // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 1.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 24.05.2016) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога"

комления все материалы уголовного дела, при наличии оснований полагать, что ознакомление несовершеннолетнего с материалами уголовного дела в полном объеме может оказать на несовершеннолетнего обвиняемого отрицательное воздействие (например: материалы, содержащие сведения о проявленной жестокости, садизме, причинении мучений потерпевшему). Постановление дознавателя, следователя о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления материалов уголовного дела должно содержать перечень не предъявляемых материалов. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого в этом случае является обязательным (ч. 3 ст. 426 УПК).

В заключении хотелось бы отметить, что предварительное расследование по делам о преступлениях несовершеннолетних - сложное производство. И важное место в этом производстве законодателем отводится применению к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому мер пресечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В уголовно-процессуальной деятельности меры пресечения применяются довольно часто, поскольку необходимы в борьбе с наиболее общественно опасными противоправными деяниями-преступлениями. Ограничивая личную свободу обвиняемого, создавая ему препятствия для свободного передвижения и перемены места жительства, ограничивая право распоряжаться имуществом, меры пресечения призваны помочь осуществлению правосудия по уголовным делам. Также совершенствуется система меры наказаний для несовершеннолетних и несовершеннолетних, не достигших возраста наступления уголовной ответственности к моменту совершения преступления.

Список использованных источников

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) ст. 27.1.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) ст. 73, ч. 6 ст. 88.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 24.05.2016) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога".

4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ст. 108.

5. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ч. 1 ст. 91.

6. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) ст. 92, ст. 46, ст. 189, ст. 190.

7. Глизнуца С. И. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. 23 е.

8. Гриненко А.В. Обоснованность задержания и заключения под стражу по УПК РФ // Журнал российского права. 2003. N 9; Макаренко И. О применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. 2007. N 2. С. 86; Соболев И.В. Судебный порядок заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых в УПК РФ и международно-правовые стандарты // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 1.

9. Гуковская, Н.И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.:Литресс, 1974. 345 с.

10. Данилова С.И. Избрание, отмена или изменение меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым 2012

11. Марковичева Е. В. Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого// Российский следователь. 2007. № 20. С. 10 - 12.

12. Тройнина И. С. Задержание по подозрению в совершении преступления и применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: вопросы теории и практики: автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2013.

13. Сайт Информационно-правовой портал Гарант http: //base.garant.ru/12125267/.

14. Сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.

15. Статистические сведения Министерства Внутренних Дел РФ www. mvdinform. ru.

16. Уголовный Кодекс РФ http://stykrf.ru/.

Копорева А. Д.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Финансовое планирование на предприятии

Внутрифирменное финансовое планирование для эффективного выполнения своих задач основывается на определённом организационном обеспечении, то есть определяются субъекты планирования, взаимодействие их между собой и с другими подсистемами предприятия (учётной службой, руководителями, исполнителями и подсистемой контроля). Состав субъектов планирования зависит от масштаба предприятия. На крупных и средних предприятиях плановые функции осуществляются специальным отделом планирования, на малых сочетаются в лице руководителя или главного бухгалтера. Также от масштаба предприятия зависят такие факторы как степень децентрализации плановых процессов и порядок планирования. Общепризнанным является выделение порядка «снизу-вверх» и «сверху - вниз», наиболее эффективным считается сочетание этих методов путём многократного пересмотра и согласования

1 Копорева Алёна Дмитриевна - студентка второго курса, направление «Экономика» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.