Л.А. Мещерякова
ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Регулирование земельных отношений на сегодняшний день находится в зоне особого внимания современного российского юридического сообщества по причине того, что земля служит важнейшим фактором производства, являясь при этом основой экономики. В статье изложена попытка рассмотреть сущность землеустройства в сегодняшних условиях.
Ключевые слова: землеустройство, землепользование, земельный участок, использование земель, охрана земель.
Землеустройство является одним из важных государственных мероприятий, которое развивается по мере потребности в нём. Во все времена государство стремится определить аграрную политику развития землепользования страны, организовать планирование, разумное применение и охрану земельных ресурсов, как основу жизни и деятельности своего народа. В различные периоды землеустройство прошло разные формации развития, начиная от самых простых операций по измерению и делению площадей земельных участков и заканчивая более трудоёмкой системой мероприятий, например, как организация рационального использования и охрана земель.
Земельный вопрос касается всех аспектов общественной жизни, экономической и социальной политики государства. Землеустройство на сегодняшний день является не просто научно - технической и социально - политической частью государства, но и важнейшим институтом, реализующим множество задач. Землеустройство представляет собой систему взаимосвязанных юридических, экономических, социальных и иных мероприятий, которые направлены в первую очередь на эффективное использование и охрану земель.
Современная российская система землеустройства без преувеличения в нынешней действительности работает в режиме многозадачности. В частности, на нее возложены функции планирования, прогнозирования, проектирования земель, организации территории, осуществления мероприятий по охране земель и повышению их плодородия.
В ст. 9 Конституции РФ записано, что «природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях» [1]. В природоохранном и земельном законодательствах ещё раз подчёркнуто значение сохранения окружающей среды и рационального использования различных природных ресурсов.
В сфере законодательного регулирования земельных отношений в России в настоящее время находится 383,7 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, включающих 59 млн. земельных участков и почти 40 млн. земельных собственников, землевладельцев и землепользователей. Только действия с земельными участками определяют 647 нормативных правовых актов. В связи с этим в российское земельное законодательство постоянно вносятся корректировки.
Одной из важнейших социально - экономических проблем регионов является повышение эффективности использования земель всех категорий в условиях их глобальной деградации. Для решения проблем управления земельными ресурсами, их рационального использования и охраны, оптимизации сельскохозяйственного производства с учётом экологической безопасности продукции, ведения Единого государственного реестра земель органам государственной власти и местного самоуправления, собственникам, владельцам и пользователям земли необходимо обладать полной информацией о состоянии и использовании земель, изменениях и прогнозе дальнейшего их развития.
Всё вышеуказанное обеспечивает организация землеустройства и мониторинга земель. Существующее, на данный момент, распределение земельного фонда по категориям земель, землепользователям и угодьям требует своего совершенствования. Для этого в конкретных условиях регионов необходима разработка методики мониторинга земель и землеустройства, направленной на многофакторную оценку земель, учитывающую особенности как природно - климатических факторов, так и хозяйственной деятельности человека в регионе.
Итак, с помощью института землеустройства государство осуществляет управление земельными ресурсами.
Основными на сегодняшний день задачами землеустройства являются:
© Л.А. Мещерякова, 2022.
1) перераспределение земель, создание специализированных земельных фондов, формирование рациональной системы землепользования;
2) систематизация информации о количественном и качественном состоянии земель, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, осуществление государственного контроля за их использованием и охраной;
3) организация распределения земель и их рационального использования;
4) подготовка землеустроительной документации, необходимой для управления земельными ресурсами;
5) разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению плодородия почв, защите земель от негативных явлений [2, с.15].
Анализируя сегодняшнее состояние института землеустройства, напрашивается обоснованный вывод о том, что данный институт еще не сформировался, его законодательное регулирование не совершенно, следовательно, его развитие продолжается и до настоящего времени.
Итак, землеустройство - это не что иное, как механизм управления земельными ресурсами, целью которого является регулирование земельных отношений [3, с.31]. Землеустроительные работы содержат в себе мероприятия по изучению количественного и качественного состояния земель [4, с.120].
Институт землеустройства является практически единственным эффективным методом по управлению земельными ресурсами и в свою очередь именно он сможет обеспечить рациональное использование и охрану земель.
В условиях проводимой земельной реформы землеустройство представлено в виде определенной системы, у которой имеется своя структура, и при этом каждый элемент данной системы имеет огромное значение в проведении землеустроительных работ.
Также землеустройство носит публичный характер, кроме некоторых сведений, которые представляют собой государственную тайну, а также сведения, которые относятся к личности собственника данного земельного участка.
Таким образом, анализ его развития позволил сделать обоснованный вывод о том, что земельные преобразования играют важную роль, поэтому они должны быть не просто урегулированы законодательством, а их проведение должно носить углубленный характер с правовым, социальным и экономическим обоснованием. Реальным действующим в современной действительности механизмом наведения порядка в формировании землепользования, охране земель, несомненно, является землеустройство.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020г. № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11. - ст. 1416.
2. Аксенова Е.Г., Гаранова, М.В. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра / Е.Г. Аксенова, М.В. Га-ранова // Экономика и экология территориальных образований. - 2019. - № 1. - С. 13 - 17.
3. Муравьева А.Р. Понятие и сущность землеустройства // Государство и правовая система в условиях информационного общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 31-33.
4. Слезко В.В. Землеустройство и управление землепользованием. - М.: Инфра-М, 2019. - 221с.
МЕЩЕРЯКОВА ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.