Территория науки. 2015. № 5
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ Постолов В.Д.
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Ключевые слова: функции землеустройства, эффективность
землеустройства, перераспределение земель, экологическая экспертиза, недвижимое имущество, адаптивно-ландшафтное землепользование и земледелие.
Keywords: function of land management, the effectiveness of land management, land redistribution, environmental assessment, real estate, land use adaptive landscape and agriculture.
Аннотация: показана сущность функционирования и проведения современного землеустройства для организации рационального использования и охраны земель. Выявлена объективная необходимость устранения имеющихся в ФЗ №78 «О землеустройстве» недостатков, в результате которого нормы ФЗ стали бы нормами прямого действия, а организация работ по землеустройству и землепользованию регламентировалась бы не множеством законодательных и подзаконных актов, а положениями самого Федерального закона.
Abstract: The essence of the functioning of a modern land and for the organization of rational use and protection of land. Revealed an objective the need to address existing in the Federal Law №78 «On land management" deficiencies, which resulted in the Law rules would directly applicable, and the organization of works on land management and land use would not be regulated by a variety of laws and regulations, and the provisions of the Federal Law.
В сфере общественного производства землеустройство должно являться основным механизмом государства в регулировании земельных преобразований и отношений. Так как с помощью землеустройства создаются оптимальные территориальные условия рационального использования и охраны земли, и эффективной организации землепользования (землевладения). Базовым законом,
87
Территория науки. 2015. № 5
принятым для регулирования всей системы отношений по землеустройству, является Федеральный закон №78 «О землеустройстве». В нем закреплены основные цели и принципы проведения землеустройства. Также он отражает нормативноправовую базу, механизм регулирования проведения землеустройства, перечень необходимых комплексных землеустроительных мероприятий, землеустроительную документацию [1]. При этом совершенствование земельных и имущественных отношений требует внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.
В настоящее время остро стоит проблема эффективности проведения землеустройства. В данном перечне типичных недостатков российского управления развитием организаций явно просматривается главная причина подобных явлений — отсутствие системного восприятия менеджмента, как с точки зрения самого развития предприятия, так и управленческой деятельности в нём [3;4].
Так, с одной стороны, развитие земельных рыночных отношений и интенсивное формирование рынка объектов недвижимости требует рассматривать землеустройство в сфере осуществления кадастровых отношений и правоотношений, где одной из главных современных проблем остается отсутствие качества и достоверности необходимых сведений об объектах недвижимости. С другой стороны, для поддержания качественного состояния земель и его дальнейшего улучшения, перед землеустройством стоят задачи экологической и ландшафтной направленности. Это обусловлено разработкой и внедрением адаптивно-ландшафтных систем земледелия и землепользования, которые требуют более детального изучения ландшафтной особенности территории и проблемных вопросов процессов интеграции [5]. В дальнейшем при учете этих особенностей приведет к разработке и конструированию адаптивно-ландшафтных систем земледелия, которые обеспечат экологическую устойчивость агроландшафта и воспроизводство почвенного плодородия. Исследование базируется на анализе исторического развития землеустройства и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы земельных отношений, что отражено в определении состояния и основных направлений землеустройства в российской Федерации и комментариях к Федеральному закону «О землеустройстве». Выбор метода и методики исследования определен результатами научных исследований Дубовика О.Л., Редниковой Т.В., Сосновского В.В., Чолтян Л.Н., Кудиновой О.П. и другими учеными в сфере юридических наук, а также Волкова С.Н., Варламова А.А. и других
88
Территория науки. 2015. № 5
исследователей в области землеустройства и кадастров.
Впервые главные задачи землеустройства были определены «Основными положениями землеустройства в СССР», утвержденными Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам 30 января 1991 года. При этом закрепленные положения землеустройства не в полной мере отвечали современным научным и практическим требованиям. Перед землеустройством стояли такие важные задачи как:
- реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения, и распределения земель по формам собственности и субъектам права на землю;
- создание специальных земельных фондов, формирования рациональной системы землепользования (землевладения), обеспечения общественной справедливости земельных преобразований и гарантий, вещных прав на землю;
- осуществление мероприятий по перспективному распределению и перераспределению земель, по организации рационального использования категорий земель, независимо от форм собственности на всех иерархических уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном, частном), по обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной деятельности;
- проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель, закрепление на местности черты городов и других поселений;
- образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов и проектных границ и закрепление их на местности (в натуре).
На начальном этапе осуществления земельной реформы, выполненные объемы землеустроительных работ не позволили в полной мере решить поставленные программой задачи и получить желаемые социально-экономические результаты.
Подводя итоги проведения программ, можно свидетельствовать о том, что земельная реформа была начата без должной научной и организационной подготовки и обоснования. Основное внимание было уделено формированию значительного слоя индивидуальных и частных собственников земли и реорганизации крупных сельскохозяйственных мероприятий (организаций), при этом мало затронуты были вопросы эффективности использования и охраны
89
Территория науки. 2015. № 5
земель, сохранения и повышения плодородия почв.
К концу 2001 года возникло множество вопросов, связанных с дальнейшим перераспределением и распределением земель, постановкой земельных участков на кадастровый учет, разграничением земель по формам собственности, изменением качественного состояния продуктивных сельскохозяйственных угодий в связи с деградацией земель, проявлениями процессов эрозии, что требует неотложного проведения современного адаптивного землеустройства и его государственной организации. Исходя из вышеизложенного, следует то, что по своей сущности и содержанию землеустройство значительно отстает от назревших проблем эффективной организации использования и охраны земель. Успешное решение поставленных перед землеустройством задач может быть обеспечено развитием земельного законодательства, соответствующим уровнем научно-методического обеспечения и финансированием.
В земельной реформе 1991-2001гг. можно увидеть ряд недостатков, которые в основном связаны с отсутствием четкой нормативно -правовой базы, в которой понятно и однозначно было бы сказано об обязательности проведения землеустроительных работ [2].
С принятием Федерального закона от 18 июня 2001 года №78 «О землеустройстве» [1] содержащиеся в нем нормы становятся необходимыми для решения ряда функций, возникающих в процессе регулирования земельных и имущественных отношений. Здесь можно сделать акцент на информационном обеспечении экономического и экологического управления, для осуществления функций контроля, мониторинга и планирования, об установлении связей между экологическими и земельными правоотношениями, возникающими в процессе организации использования и охраны земель. Также сюда можно отнести: обеспечение единого научного и методологического подхода к устройству территории и его планированию при распределении земельных участков, контроль и надзор над деятельностью субъектов, которые используют земельные участки для целей сельскохозяйственного производства и выявление нарушенных земель и земельных участков, подвергшихся негативному воздействию и принятие природоохранных почвозащитных мер по их улучшению.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Законе оговорено множество видов землеустроительных работ, мероприятий и процедур, без проведения которых межевание земельного участка не может быть осуществлено. Это относится к процедуре контроля над проведением землеустройства, процедура землеустроительной и экологической экспертизы и отдельная
90
Территория науки. 2015. № 5
процедура согласования и утверждения землеустроительной документации. Виды землеустроительной документации, подлежащей обязательному согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Но при этом практика применения Закона также выявила и ряд его недостатков.
Наиболее существенным является способ изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов - бланкетный. Здесь элемент нормы права выражен в самой общей формальной форме, отсылая к другим нормативно-правовым актам, при этом без указания на конкретную правовую норму, где можно найти недостающие сведения, следовательно, при бланкетном изложении элемент нормы права остается неопределенным. В результате чего проведение землеустройства в настоящее время регулируется многочисленными ведомственными нормативными актами, а в отдельных случаях, не согласованных между собой.
На современном этапе развития земельного законодательства можно выделить три основных направления, таких как:
- социально-экономическое и экологическое;
- кадастр объектов недвижимости и земельно-имущественных отношений;
- охрана и рациональное использование сельскохозяйственных земель.
Землеустройство, направленное на рациональное использование и охрану земель, также является базисом для социально-экономических и правовых отношений. Поэтому государству, как механизму управления землеустройством, в настоящее время необходимо уделить земельно-имущественным отношениям особое внимание, поскольку на современном этапе формируется и постоянно растет рынок объектов недвижимости.
Для регулирования вопросов земельно-имущественных отношений Закон «О землеустройстве» нацелен на разделении понятий землеустройства в отношении земли как природного ресурса и объекта землеустройства в отношении земельных участков, частей земельных участков и зон с особыми условиями и режимами их использования [1].
Наиболее значимые изменения произошли в Земельном Кодексе РФ в статье 5 первой главы - «участники земельных отношений» внесено понятие «правообладатели земельных участков», под которыми понимаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
91
Территория науки. 2015. № 5
участков. Далее в 6 статье, которая раскрывает перечень объектов земельных отношений, вводится понятие «земельного участка», как объекта права собственности, являющегося недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности территории и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, при анализе измененных положений Земельного Кодекса можно констатировать, что в период с 2013-2015 гг. он претерпел важные изменения. Это, главным образом, коснулось главы V «Возникновение прав на землю». Данные изменения направлены на защиту правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, собственников объектов недвижимости, обладателей сервитута) при формировании и организации новых земельных участков и прекращении существующих неиспользуемых участков. Стала доступна процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (глава V,1). В указанной главе детально описываются основания возникновения прав на предоставляемые земельные участки.
Все эти дополнения вносятся в целях упрощения формирования земельных участков как объектов недвижимого имущества и прозрачной постановки на кадастровый учет и регистрацию.
Рассматриваются и наиболее важные в настоящее время законодательные инициативы, нацеленные на повышение качества услуг в сфере государственного кадастрового учета земельных участков. Все виды земельно-кадастровых работ проводятся в связи с дальнейшей возможностью увеличить гарантии зарегистрированных прав и повысить качество и достоверность кадастровых сведений.
Так в настоящее время государством поставлены следующие задачи:
- совершенствование порядка и последовательности предоставления государственных услуг в области земельных и имущественных отношений;
- обеспечение гарантий прав на недвижимое имущество, а также защита прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Стоит отметить, что для решения проблемы достоверности сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в базе данных (ЕГРП и ГКН), необходимо проводить их в соответствие. В настоящее время это является актуальным, но не простым процессом. Например, нельзя утверждать, что большое количество спорных вопросов
92
Территория науки. 2015. № 5
возникает между правообладателями земельных участков по поводу их границ. Несомненно, все рассмотренные выше законопроекты очень важны и преследуют благие намерения. Но есть и сомнения в том, позволит ли в полной мере достичь поставленных целей, вступление в силу этих законов. В частности, увеличение гарантий зарегистрированных прав, повышение эффективности кадастровой и иной деятельности, гармонизация сведений ЕГРП и ГКН, а также достижение их качества и достоверности репрезентативности. Так как использование недостаточной и неточной кадастровой информации негативно сказываются на управлении недвижимостью. Ошибки в кадастровой информации и кадастровом регистрационном учете влекут за собой неточности и погрешности при расчете земельного налога, арендной платы, налога на имущество физических лиц, других платежей, а также прогнозирование налогооблагаемой базы.
Несмотря на то, что земля стала полноправным объектом гражданских прав, остается острая необходимость в проведении комплексных (системных) мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны. Так в рамках Федерального закона от 16.07.1998 №101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», главной целью которого является «установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности». В целях обеспечения и сохранности плодородия почв на территории Белгородской области было принято Постановление Губернатора области «Об утверждении положения о проекте адаптивно-ландшафтного земледелия и охраны почв» от 04.02.2014 г. №9. Основной целью, которого является совершенствование хозяйственнопрактической деятельности по обеспечению сохранности и повышения плодородия почв, путем разработки и внедрения научно обоснованных систем и методов земледелия и землепользования (почвосберегающие бинарные севообороты, биологизация земледелия и
землепользования). Таким образом, после введения вышеуказанных изменений, собственники, землевладельцы, землепользователи,
арендаторы земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения осуществляют комплексные мероприятия по
воспроизводству почвенного плодородия в соответствие с проектом адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв.
93
Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Федеральный закон от 18.06.2001г. №-78-ФЗ «О
землеустройстве» (ред. от 18.07.2011 г.) [Электронный
ресурс]//Консультант Плюс. - Режим доступа: http//www/consultant.ru/popular/earth/
2. Кузнецов Н.А. Эколого-правовые проблемы современного землепользования и землеустройства [Текст]: Рекомендовано Учебно -методическим объединением вузов РФ по землеустроительному образованию в качестве учебного пособия для студентов по землеустроительным специальностям/Н.А Кузнецов, В.Д. Постолов, Н.А. Крюкова и др. - Воронеж: Воронежский ГАУ, 2010. -107с.
3. Брянцева Л.В. Системная методология технологических процедур сбалансированного управления развитием перерабатывающих организаций// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2008. № 3. С. 22.
4. Брянцева Л.В. [и др.] Бизнес-анализ состояния и развития перерабатывающих организаций АПК: монография. Воронеж: Научная книга, 2009. 199 с.
5. Брянцева Л.В. АПК: формирование кластеров в
промышленно-производственных подсистемах// Проблемы региональной экономики (г. Воронеж). 2008. № 26. С. 43-53.
Убайдуллаев М.Б.
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Ошский государственный университет
Ключевые слова: земельные ресурсы, плодородие, сельское хозяйство, эффективность, рациональное использование.
Keywords: land resources, fertility, agriculture, efficiency, rational use.
Аннотация: В настоящей работе с помощью исторического и экономико-статистических методов анализа определены основные проблемы деградация земель и вывода из использования некоторых категорий земель, в частности, сельскохозяйственного назначения. На основе проведенного исследования предлагаются адаптивные направления улучшения использования земельных ресурсов в Кыргызстане.
Abstract: In this paper, using historical and economic and statistical methods of analysis of the basic problems of land degradation and the
94