Научная статья на тему 'Задачи языкового образования в условиях интернационализации высшей школы России'

Задачи языкового образования в условиях интернационализации высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONALIZATION / COMPETITIVE ABILITY / MOBILITY / COMPETENCE / LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются общие тенденции интернационализации высшего образования России с целью подготовки компетентного специалиста в современных условиях развития общества. Профессиональная компетентность является предпосылкой для высокоразвитой информационной культуры специалиста, которая предусматривает владение новыми информационными технологиями и иностранными языками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of language education according to internationalization of Higher School in Russia

The article addresses some of the issues of curriculum internationalization in higher education. General tendencies of the global education are analyzed as one of the acceptable variants of the specialists preparation to the life in modern society. The article focuses on professional competences of a young specialist, particularly, on language culture, in the conditions of development of internationalization of Higher Education in Russia.

Текст научной работы на тему «Задачи языкового образования в условиях интернационализации высшей школы России»

2. Теплов Б.М. Способности и одарённость// Проблемы индивидуальных различий. — М. : Мир, 1961. — 156 с.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий : тексты / под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, В.Я. Романова. — М. : Изд-во МГУ, 1982. — 115 с.

4. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек — человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции ; под ред. Карелиной М.Ю. — М. : МИССО, 2003. - 195 с.

5. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара : Изд. дом «Бахрах», 2003. — 75 с.

6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний : учеб. пособие. —М. : Ин-т психологии РАН РФ , 1993. — 141с.

7. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизмсаморегуляции

профессиональной деятельности. — СПб. : ЛГУ, 1989. — 102 с.

8. Немов Р.С. Психология. — М. : Владос, 2003. — 688 с.

9. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. Предисловие к фрагменту книги У.Джемса // Психология личности : тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Пузырей А.А. — М. : Изд-во Мир, 1982. — 60 с.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. — 89 с.

11. Райгородская Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. — Самара : Издательский дом «БАХРАР-М», 2008. — 672с.

ФОМИНЫХ Анна Сергеевна, аспирантка кафедры социальной работы.

Статья поступила в редакцию 19.11.2008 г.

© А. С. Фоминых

удк 378 1 Ю. С. ЮРЬЕВА

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

ЗАДАЧИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ____________________________

В статье рассматриваются общие тенденции интернационализации высшего образования России с целью подготовки компетентного специалиста в современных условиях развития общества. Профессиональная компетентность является предпосылкой для высокоразвитой информационной культуры специалиста, которая предусматривает владение новыми информационными технологиями и иностранными языками.

Ключевые слова: интернационализация, конкурентоспособность, мобильность, компетенция, языковое образование.

В настоящее время высшее образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономического развития людей и общества. Становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда.

Надежды, возлагаемые на высшее образование, требуют от него адекватных ответов, которые заключаются в усилении международного компонента в организации подготовки компетентного специалиста, предлагают интернационализацию высшего образования и науки.

Интернационализация определяется как программа реформ на институциональном уровне, которая начинает работать, когда образовательное учреждение наталкивается на необходимость коренных реформ вследствие изменившихся внешних условий развития образования. Сущность интернационализации заключается в ее всеобъемлющем характере, сочетающем междисциплинарные, многоуровневые и кросскультурные ценности, а также в том, что ин-

тернационализация охватывает всю вузовскую структуру: как весь процесс обучения, так и управление им.

В качестве одного из определений интернационализации высшего образования можно считать следующее: интернационализация — это процесс в высшем образовании, инициированный политикой конкретных институтов, национальными и европейскими правительствами, характеризующийся студенческими и преподавательскими обменами, межинститут-скими связями и разработкой особых учебных планов [1].

С различной интенсивностью процесс интернационализации охватил все ступени образования и особенно активно развивается в высших школах Европы. Конечно, этот процесс должен осуществляться постепенно, учитывая специфику как каждой страны, так и каждого вуза в отдельности: с учетом особенностей он должен быть соотнесен и согласован с миссией вуза, его трудовыми и финансовыми ресурсами, материально-технической базой, научным потенциалом, количеством студентов и другими стратегическими составляющими плана развития вуза. Но тем более очевидно, что процесс интернационализации является непременной предпосылкой совместимости систем высшего образования, взаимного признания дипло-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

мов и ученых степеней, развития академических обменов и повышения конкурентоспособности специалиста. Понятие конкурентоспособности специалиста обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу всей образовательной деятельности. Мы считаем, что за основополагающие качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, следует принять:

1) профессиональную компетентность и мобильность;

2) стремление быть информированным;

3) системное видение проблемы;

4) способность убеждать и устанавливать связи;

5) способность к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию.

Рыночным обществом востребован специалист, способный адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного труда к другому, обладающий знаниями, умениями и компетенциями, необходимыми для широкого круга профессий.

Под профессиональной компетенцией понимают владение профессиональными знаниями и опытом организации производства в условиях многоукладной экономики, методами создания наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Освоение перспективных наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, наиболее эффективных форм организации и экономического стимулирования производства, способность доводить профессиональные знания до уровня творческого применения в каждом конкретном случае в изменчивых условиях среды и производства.

Профессиональная компетентность является предпосылкой для высокоразвитой информационной культуры специалиста, которая предусматривает умение грамотно работать с информацией: собирать нужные для решения профессиональной проблемы факты, делать необходимые обобщения, аргументировать выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем. Информационная культура предусматривает владение новыми информационными технологиями и иностранными языками. Для этого необходимо владеть технологией и конкретными навыками общения и ведения переговоров, то есть коммуникативными способностями.

Конкурентоспособный специалист должен уметь строить межличностные отношения, понимать и принимать цели, мотивы и установки партнеров по общению, быть готовым к позитивному межличностному общению.

И наконец, конкурентоспособный специалист должен уметь быстро адаптироваться при изменении производственной ситуации за счет владения «экс-трафункциональными и полипрофессиональными» знаниями и способностями. Гибкое поведение в условиях неопределенности профессиональной ситуации, психическая готовность к новому виду профессиональной деятельности или к перемене места жительства обусловливают динамизм, гибкость и профессиональную мобильность специалиста в условиях современного образования [2].

Самая известная форма интернационализации высшего образования — увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Конечно, обучение студентов в других странах — явление не новое. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы — «Эразмус», а затем (с 1995 г.) —

«Сократ», где студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития европейского рынка специалистов и квалифицированных работников.

Обмен студентами тесно связан с интернационализацией учебных планов, потому что он предоставляет основные возможности для этой интернационализации:

— институт пытается привлечь больше иностранных студентов (чтобы, например, сбалансировать число уезжающих и приезжающих студентов);

— институт хочет предложить опыт международного обучения студентам, которые не могут ехать учиться за границу.

Хотя мобильность преподавательского состава не настолько исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и специалистов.

Обмен персоналом также относится к интернационализации учебных планов, потому что это определяет условия интернационализации:

— персонал, участвующий в обмене, в обязательном порядке должен принимать участие в разработке совместных учебных планов;

— интернационализация учебных планов требует подготовки сотрудников с разных сторон, что может быть реализовано через командировки или контакты с приезжающими зарубежными преподавателями.

Студенческая мобильность и мобильность персонала связаны: обмен студентами ведет к обмену сотрудниками (или наоборот). Контакты, установленные с зарубежными институтами, могут быть использованы для разработки совместных учебных планов и программ.

Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных программ, т.е. внедрения изменений в учебных планах сотрудничающих вузов. Даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы может быть реализовано через проекты мобильности.

На национальном уровне интернационализация учебных планов рассматривает следующие вопросы:

■ Экономическая необходимость: обеспечат ли интернационализированные учебные планы лучшую подготовленность студентов для работы в условиях взаимозависимой глобальной экономики?

■ Социальная и культурная интеграция: смогут ли интернационализированные учебные планы подготовить студентов для лучшего взаимодействия с людьми других стран и культур?

■ Качественное улучшение: каков вклад интернационализированных учебных планов в дело улучшения качества образования?

Условия, в которых разрабатываются интернаци-онализованные учебные планы, могут быть условиями обычной национальной среды (один институт) или условиями многонационального окружения (совместно с одним или несколькими зарубежными партнерскими институтами). Поэтому в последнее

время все более активно высказываются мнения о необходимости разработки международных норм и критериев для оценки качества в высшем образовании, в то же время учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования.

Хотя российская высшая школа включается в общемировые и европейские процессы в сфере высшего образования позднее других, она имеет развитую, признанную во всем мире систему высшего образования, значительный опыт подготовки специалистов для зарубежных стран — вузы СССР и России окончили 560 тысяч иностранных студентов. Советской высшей школе долгие годы были присущи определенная закрытость, неразвитость международных связей. Научно-педагогические контакты, обмен студентами и преподавателями осуществлялся в основном со странами социалистического лагеря. Весьма сложным периодом в международной деятельности российской высшей школы стали и девяностые годы прошлого столетия: резко сократилось финансирование высшей школы, фактически прекратилось финансирование многих направлений международной деятельности вузов. Однако именно в эти годы начался процесс реальной интеграции российской высшей школы в европейскую и мировую системы образования: осуществляется прием иностранных граждан на обучение на контрактной основе, расширяются связи с зарубежными партнерами. Эксперты, однако, отмечают ряд причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, в числе которых: недостаточное бюджетное финансирование, слабое информационное обеспечение международного сотрудничества, отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки, малый опыт международной деятельности у части вузов.

Поиску и выработке новой стратегии, модели и механизма международной деятельности каждого российского вуза с учетом внутривузовской и региональной специфики и места высшей школы России в современном международном образовательном пространстве придается приоритетное значение в процессе интернационализации российской высшей школы.

Расширение и совершенствование международных связей в системе высшего образования идет по направлениям, которые определяются основными функциями высшей школы, а именно: по пути интернационализации учебного процесса и интернационализации научно-исследовательской деятельности. Важную роль в целях модернизации высшей школы России играет взаимодействие с международными и региональными фондами и программами Тасис/Тем-пус, ДААД, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Британский совет, Американские советы по международному образованию. Из опыта последнего десятилетия становится очевидным, что активное сотрудничество российских вузов с зарубежными организациями, фондами и программами способствует успешному реформированию их деятельности по следующим направлениям:

— система подготовки конкурентоспособного специалистов (особенно в области экономики, права, гуманитарных, общественных наук), обеспечивающая адекватность содержания новым экономическим и политическим реалиям России;

— внедрение современных обучающих технологий, содействующих развитию информационной

культуры специалиста, его профессиональной компетентности и коммуникативных способностей [3].

Это ведет к необходимости разработки нового методического обеспечения, которое будет способствовать развитию не только навыков владения языком специальности, но и в значительной степени оптимизирует процесс формирования умений интеллектуальной деятельности, необходимых для квалифицированного специалиста, поскольку базовое образование — это не только специальные дисциплины, это и гуманитарная подготовка, и самое главное — фундаментальная подготовка по специальности. Фундаментальная подготовка определяет возможность и реальность стратегического мышления, мыслительных действий анализа и синтеза, способность предвидеть и т.д. Это ведет к развитию комплекса качеств современного специалиста, его профессионального мышления и социальной ответственности, а также профессиональной мобильности, которая повышает его конкурентоспособность как на российском, так и на международном рынках труда.

Дальнейшее взаимодействие российских вузов и международных организаций, фондов и программ требует ориентации на решение следующих задач: содействие участию российских вузов в крупных международных научных и образовательных проектах; создание в университетах систем управления и контроля качества образования с учетом мирового опыта; создание региональных информационных сетей [4].

Высшая школа России обеспечивает глубокую общетеоретическую подготовку, органичное сочетание учебной и научной деятельности — это является хорошей основой профессиональной мобильности выпускников. К тому же высшая школа России уже активно переходит на подготовку бакалавров и магистров. Определены те специальности, по которым необходима подготовка в течение 5 лет, и те, в отношении которых можно говорить о четырехлетке. Работодателями формируется перечень компетенций, уровень квалификации и квалификационные требования. По мнению ряда ученых, у вузов, имевших опыт организации обучения иностранных студентов, отмечается относительно безболезненный переход на двухуровневую систему подготовки специалистов.

Для вузов России интернационализация, в частности академическая мобильность студентов посредством увеличения количества иностранных студентов, — это возможность смягчения последствий демографического провала 2005 — 2010 гг., пик — в 2008 г., когда число студенческих мест, предлагаемых вузами, почти в 2 раза превышало число выпускников средних школ. Участие российской высшей школы в мировом и европейском процессах интернационализации высшего образования — неизбежно, и юридическое и фактическое вхождение в Болонский процесс будет способствовать этому [5].

Таким образом, интернационализация — это объективный процесс устойчивого взаимодействия национальных систем высшего образования, на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия. Ответить на глобальные вызовы XXI века можно только согласованными совместными действиями, объединением усилий национальных систем высшего образования для решения общих проблем, задач, выходящих за рамки одной страны, выработки согласованной образовательной политики на международном уровне.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

Библиографический список

1. Бример Л., Ван дер Венде М. Интернационализация учебных планов высшего образования / Л. Бример, М. Ван дер Венде // Екатеринбург : Уральский государственный профессионально-педагогический журнал Министерства образования и науки, 1997. — 224 с.

2. Фомин Н. В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста / Н. В. Фомин // Инновации в образовании. — 2004. — № 3. - С. 74-80.

3. Попов В., Жуков В., Пилипенко А. Нужны ли нам иностранные студенты? / В. Попов, В. Жуков, А. Пилипенко // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки. — 2007. — № 11. — С. 57-62.

4. Гребнев Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап

Болонского процесса / Л. Гребнев // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки. — 2007. — № 9. — С. 3—14.

5. Садлак Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы / Я. Садлак // Высшее образование сегодня. Ежемесячный журнал. — 2007. — № 10. — С. 16—21.

ЮРЬЕВА Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

Статья поступила в редакцию 14.11.2008 г.

© Ю. С. Юрьева

уДк 3728 О. С. ОВЧИННИКОВА

Шадринский государственный педагогический институт

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

На основе анализа обобщенных подходов к определению и структуре готовности к педагогической деятельности и определению и структуре коммуникативной компетентности дается определение профессиональной коммуникативной компетентности учителей иностранного языка и выделяются ее структурные компоненты: когнитивный, практический, ценностно-мотивационный.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, готовность, готовность к педагогической деятельности, коммуникативная компетентность учителя иностранного языка, профессиональная коммуникативная компетентность учителя иностранного языка.

Феномен коммуникативной компетентности является неоднозначным, так как ее свойства в различных условиях и ситуациях проявляются по-разному, и многогранным, так как коммуникативная компетентность связана с характеристиками информационной среды, с потребностями общения, с особенностями профессиональной деятельности.

Каждая наука рассматривает то или иное явление со своих позиций и описывает своим языком. Поэтому в психологии, социологии, лингвистике, педагогике и в смежных с ними областях существуют свои описания коммуникативной компетентности и ее состава.

На сегодняшний день коммуникативная компетентность понимается как: способность человека (О. И. Матьяш, Н. А. Морева, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя и др.); владение умениями и навыками (В. Б. Кашкин, Г. О. Чанышева и др.); готовность и способность осуществлять общение (И. Л. Бим, Д. А. Иванов и др.).

Мы считаем необходимым остановиться на понятии «готовность», т. к. в нашем исследовании речь идет о профессиональной подготовке будущих учителей, целью которой выступает готовность к педагогической деятельности.

Обобщая различные точки зрения на проблему готовности, можно выделить два основных подхода к ее изучению:

1. Изучение готовности как сложного личностного образования, многоплановой и многоуровневой структуры качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять деятельность (К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович, В. А. Сластенин и др.).

2. Изучение готовности как определенного функционального состояния, как психологического условия успешности выполнения деятельности, как избирательной активности, настраивающей организм, личность на предстоящую деятельность; как психологической установки, которая функционирует на фоне общей активности организма, как состояния предшествующего поведению; как социально фиксированные установки, характеризующие общественное поведение личности (П. П. Горностай, Л. В. Кондра-шова и др.).

В последнее время основной тенденцией изучения готовности к педагогической деятельности является рассмотрение ее как интегративного профессионально значимого качества (свойства) личности. На основе анализа научной литературы по проблеме готовности будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности мы, вслед за Н. В. Ипполитовой, М. А. Колесниковым и Е. А. Соколовой, под ней будем понимать сложное интегративное личностное образование, активно-действенное субъективное сос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.