Научная статья на тему 'Задачи современной школы по формированию умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся'

Задачи современной школы по формированию умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / MODERN SCHOOL / ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / INFORMATIVE INDEPENDENCE OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батина Е.В., Иродова И.А.

В статье рассматриваются основные цели современной школы в отношении руководства познанием учащихся при обучении самообразованию, доказывается потребность современных школьников в самообразовании. Автор описывает поисковый и преобразующе-производящий аспекты процесса самостоятельного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN SCHOOL ON FORMATION OF ABILITIES OF THE PUPIL'S IN-DEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

In article main objectives of modern school concerning a management of knowledge of pupils are considered at training to self-education, the requirement of modern schoolboys for self-education is proved. The author describes search and reformative-making aspects of process of independent know-ledge.

Текст научной работы на тему «Задачи современной школы по формированию умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся»

УДК 37.011.33 ББК 74.2

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е.В. Батина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин Института развития образования Ярославской области, 8-905-137-23-69, И.А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информационных технологий и теории и методики обучения физике Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, irodova08@rambler.ru

В статье рассматриваются основные цели современной школы в отношении руководства познанием учащихся при обучении самообразованию, доказывается потребность современных школьников в самообразовании. Автор описывает поисковый и преобразующе-производящий аспекты процесса самостоятельного познания.

Ключевые слова: современная школа, познание, самообразование, познавательная самостоятельность учащихся.

PROBLEMS OF MODERN SCHOOL ON FORMATION OF ABILITIES OF THE PUPIL'S INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

Batina E.V., Irodova I.A.

In article main objectives of modern school concerning a management of knowledge of pupils are considered at training to self-education, the requirement of modern schoolboys for self-education is proved. The author describes search and reformative-making aspects of process of independent knowledge.

Keywords: modern school, knowledge, self-education, informative independence of pupils.

В образовательном процессе устанавливается взаимосвязь деятельности учителя и обучающихся. Деятельность учителя изначально определяет характер обучения. Эффективность этого процесса зависит от умения учителя выбрать и использовать в образовательном процессе те методы, приемы и формы обучения, которые позволили бы максимально задействовать самостоятельную познавательную активность школьников, пробудили в них желание самостоятельно добывать и применять необходимые знания. Сложившаяся в наших школах классно-урочная система в основном позволяет успешно решить образовательные задачи и на современном уровне.

Наряду с сообщением системы научных знаний, обучение должно вооружить обучающихся целым рядом умений познавательного и практического характера. От уровня сфор-мированности умений зависят успехи школьников в учении, темпы обучаемости детей. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с развитием интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и

др.) и умений практического характера (вычисления, измерения, взвешивания и др.).

В настоящее время особенно актуальной становится задача формирования у школьников умений обобщенного характера. Обобщенными называют умения, обладающие свойством широкого переноса, которые обучающиеся могут использовать при решении широкого круга задач. Это не только относится к какому-либо конкретному учебному предмету, но и способствует выводу деятельности обучающихся на межтематический и межпредметный уровень.

Современная школа дает обучающимся большие возможности для овладения знаниями и способами деятельности, а также раскрывает новые горизонты применения полученных знаний и умений в дальнейшей практической жизни. Во многом это зависит от того, насколько правильно организован образовательный процесс, удалось ли педагогам довести до сознания обучающихся необходимость самообразования и научить детей добывать знания из различных источников.

Главная цель современной школы в отно-

шении руководства познанием учащихся при обучении самообразованию заключается не только в привлечении ребят к овладению обширными дополнительными знаниями из разных источников, но и:

- в том, чтобы показать ученику, что в процессе обучения можно получить лишь частицу знаний по каждому предмету и таким образом дать ему возможность осознать закономерность взаимодействия учения с самообразованием, воспитать у обучающихся равную заинтересованность в этих формах познавательной деятельности;

- в необходимости обучать ученика способам приобретения основных и дополнительных знаний, т.е., в формировании у него способностей своими силами организовать и регулировать познавательную деятельность с помощью учебной и детской литературы и других источников информации;

Важно, что приобретенные самостоятельным путем дополнительные знания в процессе обучения должны стать обязательным объектом коллективного обсуждения в классе, т.к. в условиях умело организованных дискуссий возникают ситуации, которые связаны с положительными эмоциями обучающихся, что способствует возникновению у них потребности в дальнейшем изучении данного вопроса.

Потребности современных школьников в самообразовании значительно изменились с тех пор, когда были созданы классические труды по теории педагогики и дидактики, учитывавшие только тот факт, что педагог учит, а школьник учится. Сейчас необходимость выполнения дополнительных заданий и просмотра дополнительных источников может вызвать негативную реакцию. Кроме того, дети по-разному подготовлены: кто-то найдет и источник, и информацию, кому-то необходимо указать источник, кто-то в этом не нуждается, особенно в старших классах. Учитель должен это знать и понимать. Если ученик в процессе работы уже на уроке осознает необходимость привлечения дополнительных источников, ему обязательно нужно помочь. При использовании технологии модульного обучения именно так и происходит: при работе над заданием учащиеся постоянно обращаются к дополнительным источникам, даже те ученики, которые считались не очень сильными в учебе.

В ходе работы у учащихся формируются умения дифференцировать источники информации лично для себя, для выполнения задания, для получения более высокой оценки, если им это необходимо.

Общение с классом и обсуждение найденной информации имеют и еще один положительный момент: всегда найдутся одноклассники, которых это заинтересует, таким образом, дети будут общаться, они учатся общаться на совершенно ином, качественно новом для них уровне - обмена научной информацией. Это дает возможность не только развивать навыки общения, но и выводит это общение из сферы бытового уровня в формирующуюся сферу будущего профессионального общения.

Включение самообразования как объективно необходимого для ученика занятия в учебный процесс заключается не в навязывании ему дополнительной сверхпрограммной работы, а в изменении характера учебного процесса. Сокращается доля готовой информации, получаемой учениками от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, в первую очередь, по приобретению новых знаний, а не только по закреплению имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых не только воспроизводятся мысли учителя или автора учебника, но и проявляется творческий подход, требующий умения владеть приемами самостоятельной работы.

Но и в настоящее время роль основного источника информации должен играть учебник. Это книга, которая создается специально для школьников, с учетом их психофизиологических особенностей. Поэтому использование учебника на первых этапах обучения необходимо. На последующих этапах можно использовать другие источники информации, например, уже вышедшие из употребления учебники, школьные энциклопедии и т.д. Но приучать школьника работать с книгой лучше на примере учебника, где он может найти ответы на поставленные вопросы.

Процесс самостоятельного познания может строиться учащимися как поисковый процесс и как преобразующе-производящий. Деятельность, организуемая как поисковая, совершенно отчетливо осознается ими как деятельность, направленная на решение познаватель-

ных задач. Деятельность преобразующе-воспроизводящая направлена на усвоение самой разнообразной информации из различных источников. Причем процесс самостоятельного познания информации никогда не сводится к ее пассивному поглощению и механическому воспроизведению - это всегда процесс активного преобразования получаемой информации, включения ее в свою систему знаний. Пребразующе-воспроизводящий процесс лежит в основе предлагаемого нами метода. Обучающиеся прорабатывают учебную литературу, проводят необходимый эксперимент, делают выводы, обобщения, используя полученную информацию, дополняют свои знания. Учитель, подбирая задания для учащихся, учитывает тот факт, что уровень подготовленности школьников может быть различным, и поэтому необходимо дифференцированно подходить к составлению программы деятельности для каждого ученика. Но исключительно преобразующе-воспроизводящая деятельность не способствует творческому росту и развитию ученика. Поэтому в эту деятельность органично вплетаются элементы поиска, занимая все большее место в процессе дальнейшего обучения. Таким образом, на начальном этапе формирования умений самостоятельной учебной деятельности (пропедевтическая подготовка - 5-6 класс) преобладает пре-бразующе-воспроизводящая деятельность, в старших классах - поисковая.

Самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Самостоятельная учебная деятельность - это составная часть самообразования.

Основным условием самостоятельного выполнения учеником любых учебных и трудовых заданий является наличие у него умения правильно спланировать работу, выбрать наиболее целесообразные способы выполнения каждого из ее этапов, систематически осуществлять самоконтроль. На самом деле, чтобы научить планировать, сначала надо приучить действовать по разработанной учителем инструкции. Обучающиеся привыкнут к плану, за-

тем научатся составлять его по аналогии, потом - самостоятельно формировать пункты плана в зависимости от своей познавательной потребности.

Некоторые авторы работ по педагогике склонны считать, что сущность познавательной самостоятельности учащихся в обучении определяется как свойство личности, означающее готовность своими силами продвигаться в овладении знаниями. С этим трудно не согласиться, так как не все обучающиеся способны к самостоятельной учебной деятельности, а только те, у кого общий уровень самовоспитания достаточно высок. Поэтому воспитательный компонент в обучении должен присутствовать обязательно. Вся система обучения в конечном итоге направлена на формирование личностных качеств учащихся, которые помогают самосовершенствованию, саморазвитию, а значит, и самообразованию.

В сельских школах, в условиях снижения числа обучающихся, в настоящее время наблюдается тенденция к объединению двух классов-комплектов в один. Методика работы в объединенных классах подростковой и старшей школы в современной дидактике не рассматривалась, т.к. не предполагалась подобная ситуация, в отличие от начальной школы, где такая методика существует. В этом случае учителю приходится искать наиболее приемлемый путь: перед ним оказываются два класса, в каждом должен проходить свой урок (например, математика - физика, химия - природоведение, биология - география), поэтому в малокомплектной школе неизбежен больший объем самостоятельной работы, выполняемый каждым учеником, по сравнению с занятием с одним классом. Следовательно, один из важнейших факторов дальнейшего совершенствования работы малокомплектных школ - улучшение организации и проведения самостоятельной работы. Теперь эта проблема коснулась не только начальной школы, но и основной. Поэтому одним из условий эффективности обучения является сформированность у школьников умений самостоятельно осуществлять познавательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.